Сноска. Утратил силу приказом Председателя Агентства РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) от 25.12.2008 N 424-ОД (вводится в действие с 01.01.2009).
В соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила по определению монопольного дохода;
Правила по установлению монопольно высокой и монопольно низкой цены.
2. Управлению внутреннего администрирования Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан в установленном порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан Кожахметова Ж.М.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Председатель
Утверждены
приказом Председателя Комитета
по защите конкуренции Министерства
индустрии и торговли Республики Казахстан
от 7 ноября 2006 года N 252-ОД
Правила по установлению
монопольно высокой и монопольно низкой цены
1. Общие положения
1. Правила по установлению монопольно высокой, монопольно низкой цены (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" (далее - Закон), а также нормативных правовых актов, регламентирующих порядок бухгалтерского учета в Республике Казахстан.
Целью настоящих Правил является определение монопольно высокой, монопольно низкой цены, устанавливаемых субъектами рынка, занимающими доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке (далее - доминант).
2. Понятия и термины, применяемые в настоящих Правилах, используются в значениях, определяемых в законах.
2. Признаки монопольно высокой, монопольно низкой цены
3. Признаки установления доминантом монопольно высокой, монопольно низкой цены выявляются антимонопольным органом:
1) при осуществлении ежемесячного мониторинга деятельности доминантов.
Для мониторинга используется информация, которую доминанты в соответствии со статьей 31 Закона обязаны представлять в антимонопольный орган, а именно:
ежеквартальная финансовая отчетность в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
ежемесячная информация по монопольным видам продукции об объемах производства (реализации), отпускных ценах и уровне доходности производимых (реализуемых) товаров (работ, услуг).
2) при анализе обосновывающих материалов, представляемых доминантом при уведомлении о предстоящем повышении цен на товары (работы, услуги), либо на основании информации, представленной доминантом по запросу антимонопольного органа;
3) при проведении антимонопольным органом анализа товарных рынков;
4) при поступлении в антимонопольный орган жалоб, информации, сведений об установлении доминантом монопольно высокой, монопольно низкой цен.
4. Признаками установления доминантом монопольно высокой цены являются:
1) превышение фактического индекса роста цен на монопольно производимый (реализуемый) доминантом товар (работы, услуги) над ростом цен на такой же товар (работы, услуги) на том же товарном рынке, продаваемый другими субъектами рынка, или в среднем по отрасли;
2) превышение роста расходов периода над ростом производственной себестоимости;
3) превышение роста расходов периода на единицу продукции над ростом производственной себестоимости единицы продукции;
4) преднамеренное сокращение доминантом объемов производства (реализации) товара (работ, услуг) или прекращение его производства (реализации) при наличии потребительского спроса в пределах географических границ товарного рынка, на котором он признан доминантом;
5) скрытое повышение цен на монопольно производимый (реализуемый) товар (работы, услуги) путем снижения качества и других характеристик (например, вес единицы продукции);
6) искусственное увеличение цены на монопольно производимый (реализуемый) товар (работы, услуги), путем навязывания доминантом потребителю дополнительных условий, не относящихся к предмету договора на производство (реализацию) товара (работ, услуг);
7) искусственное увеличение цены на монопольно производимый (реализуемый) товар (работы, услуги) путем внесения в договор определенных условий, приводящих к увеличению цены на монопольно производимый (реализуемый) товар (работы, услуги);
8) превышение уровня рентабельности монопольно производимого (реализуемого) товара (работ, услуг) над среднеотраслевым показателем рентабельности и (или) над рентабельностью аналогичного товара (работ, услуг) другими субъектами рынка, (при этом, необходимо учитывать, что если наибольший удельный вес в структуре себестоимости монопольно производимого (реализуемого) товара (работ, услуг) занимает какой-то один вид издержек, на который доминант не может оказать влияния, то по динамике именно этого вида затрат также можно судить о том, является ли цена монопольно высокой или нет);
9) увеличение темпов роста заработной платы административного персонала по сравнению с темпами роста заработной платы производственного персонала;
10) превышение у доминанта уровня среднемесячной заработной платы над среднемесячной заработной платой у субъектов рынка, осуществляющих свою деятельность на том же товарном рынке, что и доминант.
5. Признаками установления доминантом монопольно низкой цены являются:
1) производство (реализация) товара (работ, услуг) доминантом по ценам, ниже себестоимости и (или) ниже уровня цены, которая сложилась на конкурентном рынке, и (или) меньше среднеотраслевого (среднерегионального) уровня, если это не является следствием рыночной конъюнктуры;
2) не обусловленное рыночной конъюнктурой и динамикой издержек производства снижение цен;
3) приобретение субъектом рынка, занимающим доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке в качестве покупателя, товаров (работ, услуг) по ценам, ниже сложившихся на конкурентном рынке, не обеспечивающим продавцам возмещение издержек производства (реализации);
4) не обусловленное конъюнктурой рынка увеличение прибыли субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке в качестве покупателя, путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика;
5) уход с рынка двух или более продавцов (производителей) вследствие спровоцированной потребителем (приобретателем) убыточности их деятельности.
3. Определение конкурентной цены
6. При выявлении признаков, указанных в пунктах 4, 5 настоящих Правил, антимонопольным органом производится сравнение цены, установленной доминантом с ценой на аналогичный товар (работы, услуги), сложившейся в условиях конкуренции.
При невозможности взять за базу сравнения цену на аналогичный товар (работы, услуги), сложившуюся в условиях конкуренции, антимонопольный орган рассчитывает ориентировочную конкурентную цену на аналогичный реализуемому доминантом товар (работы, услуги) (далее - ориентировочная конкурентная цена) по следующей формуле:
Ц к = Ц ф х (I : I ф ), где
Ц к - ориентировочная конкурентная цена;
Ц ф - цена, на монопольно реализуемый товар (работу, услугу) установленная (заявленная) доминантом;
I - отраслевой (региональный) индекс роста цен (инфляция по данной группе товаров (услуг), % за период, прошедший с последнего изменения цены;
I ф - индекс фактического роста цен по рассматриваемому товару (работе, услуге), %.
7. В случае выявления факта существенного отличия установленной доминантом цены на монопольно производимый (реализуемый) товар (работы, услуги) от ориентировочной конкурентной цены, антимонопольный орган проводит детальный анализ установленной доминантом цены на монопольно производимый (реализуемый, покупаемый) товар (работы, услуги).
В качестве ориентировочной конкурентной цены может быть принята антимонопольным органом цена на аналогичный товар за пределами Республики Казахстан.
4. Проведение анализа установленной доминантом цены
на монопольно производимый (реализуемый, покупаемый)
товар (работы, услуги)
8. Для выявления злоупотреблений доминантом своим доминирующим (монопольным) положением, выразившимся в установлении им монопольно высоких, монопольно низких цен проводится анализ:
1) финансового состояния доминанта;
2) динамики производственной и полной себестоимости монопольно производимого (реализуемого, покупаемого) доминантом товара (работы, услуги) с целью выявления причин увеличения или сокращения (для монопольно низких цен) издержек производства;
3) прибыли, полученной доминантом в результате монопольной реализации (покупки) товара (работ, услуг);
4) динамики цен на монопольно продаваемый (реализуемый, покупаемый) доминантом товар (работы, услуги);
5) динамики объемов производства (реализации, потребления) доминантом;
6) использования производственных мощностей;
7) договоров, в результате которых прямо либо косвенно складывается цена на монопольно производимый (реализуемый, покупаемый) доминантом товар (работы, услуги);
8) производственных затрат и расходов периода.
5. Определение обоснованной цены
9. Обоснованная цена формируется на основании ориентировочной конкурентной цены с учетом обоснованных отклонений, выявленных в результате анализа.
10. При невозможности определить ориентировочную конкурентную цену в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, антимонопольный орган рассчитывает обоснованную цену на основании анализа фактических затрат доминанта (за вычетом затрат, признанных антимонопольным органом необоснованными), связанных с производством (реализацией, покупкой) монопольного товара (работ, услуг), и обоснованной прибыли или сложившейся на уровне среднеотраслевой.
11. Необоснованными затратами признаются затраты, не относящиеся к производственной деятельности, которые субъект рынка может осуществлять, используя доминирующее положение (например, расходы на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных организаций, учебных заведений, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда, благотворительность).
12. В случае отсутствия у субъекта рынка раздельного учета затрат по видам продукции, затраты доминанта антимонопольным органом разделяются по видам реализуемых товаров на основе косвенных методов (доходы, объемы, затраты на оплату труда производственного персонала).
13. В случае невозможности деления затрат на основе косвенных методов, антимонопольный орган определяет обоснованную цену путем сравнительного анализа с ценами на сопоставимую продукцию на соответствующем товарном рынке, в том числе за пределами Республики Казахстан.
14. По результатам анализа готовится заключение о наличии или отсутствии факта установления монопольно высоких и монопольно низких цен.
Утверждены
приказом Председателя Комитета
по защите конкуренции Министерства
индустрии и торговли Республики Казахстан
от 7 ноября 2006 года N 252-ОД
Правила
по определению монопольного дохода 1. Общие положения
1. Настоящие Правила по определению монопольного дохода (далее - Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" (далее - Закон), " О недобросовестной конкуренции".
Целью настоящих Правил является определение порядка исчисления монопольного дохода.
2. Понятия и термины, применяемые в настоящих Правилах, используются в значениях, определяемых в законах.
2. Определение монопольного дохода
3. Действия, в результате которых субъектом рынка может быть получен монопольный доход:
1) антиконкурентные соглашения (согласованные действия) субъектов рынка;
2) злоупотребление субъектом рынка доминирующим (монопольным) положением;
3) антиконкурентные действия государственных органов.
4. Монопольный доход определяется с момента осуществления действий субъектом рынка, государственным органом, указанных в пункте 3 настоящих Правил, до момента прекращения субъектом рынка, государственным органом данных действий.
5. Монопольный доход определяется:
1) при применении монопольно высоких цен - как разница между доходом, полученным при применении монопольно высокой цены и доходом, рассчитанным на основании реальной или ориентировочной конкурентной цены на соответствующем товарном рынке или на аналогичном рынке, либо, в случае невозможности определения конкурентной цены, по цене, рассчитанной антимонопольным органом на основании обоснованных затрат и прибыли.
2) при установлении монопольно низкой цены:
как дополнительный доход, полученный доминантом в результате увеличения объемов реализации за счет устранения конкурентов с рынка;
как разница между затратами субъекта рынка, занимающего доминирующее положение в качестве покупателя, на покупку товара (работ, услуг) по реальной или ориентировочной конкурентной цене, и затратами, сложившимся при покупке товаров (работ, услуг) по монопольно низким ценам;
3) при нарушении доминантом порядка ценообразования - как разница между фактическим доходом и доходом, определенным по цене, рассчитанной в соответствии с утвержденным порядком ценообразования.
6. Монопольный доход, полученный субъектом рынка, в результате антиконкурентных соглашений (согласованных действий), антиконкурентных действий государственных органов определяется как весь доход, полученный от данных действий.