Сноска. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 12.06.2017 № 339 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2007 года N 721 "Об утверждении Правил принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) Типовую инструкцию по безопасности и охране труда для транспортировщика, осуществляющего загрузку бортового питания ( Приложение 1);
2) Типовую инструкцию по безопасности и охране труда для мойщиков воздушных судов ( Приложение 2 );
3) Типовую инструкцию по безопасности и охране труда для дежурных по встрече и посадке пассажиров ( Приложение 3 );
4) Типовую инструкцию по безопасности и охране труда бортпроводников гражданской авиации ( Приложение 4 ).
2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Кубаев М.М.) в установленном порядке обеспечить представление настоящего приказа для государственной регистрации в Министерство юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Бектурова А.Г.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра | А.Бектуров |
"СОГЛАСОВАНО"
Министр труда и социальной
защиты населения Республики Казахстан
Б. Сапарбаев
20 февраля 2008 года
Приложение 1 к приказу Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 6 февраля 2008 года N 30 |
Типовая инструкция по безопасности и охране труда
для транспортировщика, осуществляющего
загрузку бортового питания
1. Общие требования безопасности
1. Настоящая Типовая инструкция по безопасности и охране труда для транспортировщика, осуществляющего загрузку бортового питания (далее - Типовая инструкция) содержит основные требования по безопасности и охране труда в организациях гражданской авиации (далее - организация) для транспортировщиков, осуществляющих загрузку бортового питания, и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.
2. Транспортировщик, осуществляющий загрузку бортового питания (далее - транспортировщик) - это профессия, к которой предъявляются дополнительные требования по безопасности и охране труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по безопасности и охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности и охране труда.
3. К самостоятельной работе допускаются транспортировщики не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право руководства подъездом (отъездом) специальных машин к воздушному судну (далее - удостоверение транспортировщика) и обладающие следующими знаниями:
1) наименованиям переносимых и перевозимых грузов;
2) технологической последовательности загрузки бортового питания;
3) правилам погрузки и транспортировки бортового питания;
4) способам укладки контейнеров с бортовым питанием;
5) допустимым нормам перемещения грузов вручную;
6) технологии взаимодействия служб, обеспечивающих полеты (в части, касающейся загрузки бортового питания);
7) правилам подъезда (отъезда) специальных машин при коммерческом обслуживании воздушных судов;
8) порядку оформления приемо-сдаточных и сопроводительных документов;
9) оказанию первой помощи и пользования медицинской аптечкой.
4. Независимо от квалификации и стажа работы своевременно и в полном объеме должны быть пройдены все виды инструктажей по безопасности и охране труда:
1) стажировка под руководством опытного транспортировщика перед началом самостоятельной работы для приобретения практических навыков работы;
2) повторный инструктаж по безопасности и охране труда - не реже одного раза в три месяца;
3) внеплановый инструктаж, в случаях нарушения требований безопасности и охраны труда, и при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней.
О прохождении инструктажа и обучения безопасности и охране труда производится соответствующая запись в удостоверении транспортировщика.
5. Лица, показавшие неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ, к самостоятельной работе не допускаются. Повторная проверка знаний проводится в течение одного месяца.
6. Транспортировщиком выполняются только те работы, которые поручаются в установленном порядке; запрещено пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которыми обучение не проводилось.
7. В случае направления на несвойственные для данной профессии работы (например, уборка территории), обеспечивается предварительное прохождение целевого инструктажа по безопасному выполнению предстоящих работ.
8. Во время работы необходимо иметь при себе удостоверение транспортировщика.
9. При выполнении работ необходимо соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, а также установленного, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде, режима рабочего времени и времени отдыха.
10. Во время работы могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:
1) движущиеся воздушные суда, специальный автотранспорт, электро- и автотележки;
2) повышенная запыленность и загазованность воздуха;
3) повышенная или пониженная температура воздуха;
4) повышенная или пониженная влажность воздуха;
5) повышенная подвижность воздуха;
6) струи отработанных газов авиадвигателей и предметы, попавшие в них;
7) вращающиеся винты стоящих на стоянке самолетов и вертолетов;
8) воздушно-газовые струи тепловых и ветровых газоструйных машин;
9) повышенный уровень электромагнитных излучений;
10) повышенный уровень шума;
11) недостаточная освещенность рабочей зоны;
12) возможность падения транспортируемого оборудования;
13) перемещающийся кузов автолифта;
14) возможность травмирования об острые края и заусенцы транспортируемого оборудования;
15) расположение рабочей зоны на значительной высоте относительно земли;
16) недостаточная высота проемов дверей и люков воздушных судов;
17) повышенное скольжение из-за наличия льда, влаги, масла на эстакаде, площадке специальных машин, месте стоянки воздушного судна;
18) стесненность рабочей зоны;
19) физические перегрузки.
11. Во время работы пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов в соответствии с действующими нормами.
Перечень конкретных видов спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам данной профессии, согласно действующим нормам и с учетом климатического района, в котором находится организация, указывается в инструкции по безопасности и охране труда для транспортировщиков, разрабатываемой в организации на основе Типовой инструкции.
12. Для предупреждения возможности заболеваний, соблюдать правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи, а также курением необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
13. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю организации и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
14. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха необходимо сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
15. Для предупреждения возможности возникновения пожара должны быть соблюдены требования пожаро- и взрывобезопасности; курение разрешается только в специально отведенных для этого местах.
16. В случае неисправности оборудования, приспособлений и инструмента необходимо сообщить руководителю организации.
2. Общие требования безопасности и охраны труда
перед началом работы
17. Перед началом работы и в течение всего рабочего времени транспортировщик должен быть в спецодежде и спецобуви.
18. Закрепленные средства индивидуальной защиты должны быть подобраны по размеру, росту и быть чистыми.
19. Перед началом работы производится осмотр рабочей зоны эстакады и задней площадки специальной машины, в том числе на наличие льда, разлитого масла и посторонних предметов, могущих вызвать повышенное скольжение или служить причиной несчастного случая.
20. Перед загрузкой контейнеров, кипятильников и бутылочных сепараторов из цеха бортпитания в спецмашину нужно убедиться в исправности транспортировочных ручек и, в случае их неисправности, потребовать замены.
21. Перед началом работы следует убедиться в проверке водителем исправности системы управления подъемом и опусканием кузова специальной машины, задней площадки и аутригеров, механизма выпуска передней площадки и ограждений, для чего необходимо произвести три пробных подъема и опускания кузова и задней площадки (без груза) и уборки и выпуска передней площадки и аутригеров; должны быть проверены также звуковая сигнализация и освещение кузова спецмашины.
22. Опасно находиться на расстоянии: менее 50 м в направлении выхода газов из двигателя; менее 10 м перед воздухозаборником двигателя; менее 20 м от самолетов, стоящих на стоянке, при работе их бортовых радиолокационных станций; менее 50 м от вертолета с работающими двигателями.
23. В случае обнаружения неисправностей специальной машины сообщить об этом непосредственному руководителю структурного подразделения организации и прекратить работу до устранения неисправностей.
24. Необходимо соблюдать требования производственной санитарии, в том числе проверять санитарное состояние кузова специальной машины и, в случае необходимости, потребовать у водителя его уборки.
3. Требования безопасности и охраны труда во время работы
25. Загрузка спецмашины бортовым питанием должна быть произведена в соответствии с принятой технологией.
26. Во время работы необходимо соблюдать допустимые нормы перемещения грузов вручную.
Предельная масса груза для мужчин не должна превышать 50 кг.
27. При руководстве подъездом специальной машины к загрузочной площадке эстакады, нужно убедиться в отсутствии людей между специальной машиной и эстакадой и только после этого подать водителю команду на начало движения.
28. После остановки специальной машины и поднятия задней площадки установить под заднее левое колесо упорные колодки и убедиться, что задняя площадка специальной машины находится на уровне эстакады.
29. Выполнив эти операции, зафиксировать заднюю дверь специальной машины в открытом положении и приступить к ее загрузке бортовым питанием.
30. В целях соблюдения требований безопасности при работе в зоне загрузки воздушного судна запрещается:
1) выполнять работу в поднятом кузове, если спецмашина стоит на площадке с неровной (с уклоном более 3 о ) поверхностью или при спущенной шине хотя бы на одном колесе;
2) работать в поднятом кузове автолифта при скорости ветра более 15 м/с;
3) работать в поднятом кузове специальной машины без выпущенных аутригеров;
4) стоять или выполнять работы под поднятым кузовом специальной машины без страхующих упоров;
5) работать на выдвинутой передней площадке автолифта без ограждений при поднятом кузове.
31. При работе в зоне загрузки воздушного судна предъявляются следующие требования безопасности:
1) при работе в поднятом кузове специальной машины ее задняя дверь должна быть закрыта на запор;
2) при опускании кузова спецмашины нужно убедиться, что безопасность обслуживающему персоналу и другим лицам обеспечена.
32. При транспортировке бортпитания к воздушному судну транспортировщику нужно находиться в кабине водителя.
33. Во время осуществления загрузки бортового питания, запрещается курить, пить и принимать пищу.
34. Контейнеры с бортпитанием, кипятильники и бутылочные сепараторы должны быть загружены в кузов и перевозиться только в вертикальном положении.
35. Транспортировщик осуществляет руководство подъездом специальной машины к воздушному судну по прибытии к воздушному судну.
36. После остановки специальной машины в зоне загрузочного люка (двери) воздушного судна устанавливаются упорные колодки под заднее левое колесо для предотвращения самопроизвольного отката специальной машины, после чего оба транспортировщика поднимаются в кузов, закрывают дверь и подают звуковой сигнал водителю для подъема кузова.
37. После подъема кузова нужно убедиться, что передняя выдвижная площадка специальной машины совпадает с порогом загрузочного люка (двери) воздушного судна и выдвижные оградительные перила выдвинуты, после чего может приступить к перегрузке бортового питания из специальной машины в воздушное судно в соответствии с принятой технологией.
38. При работе с грузом на выдвижной площадке специальной машины при поднятом кузове необходимо соблюдать повышенную осторожность.
39. Следует постоянно иметь в виду, что при недостаточной осторожности и осмотрительности возможно падение с высоты нескольких метров.
40. Во время загрузки бортпитания в самолет соблюдать осторожность, так как высота люков (дверей) на воздушных судах, как правило, ниже роста транспортировщика, и не исключена возможность удара головой о верхний край проема люка (двери).
41. Контейнеры с бортпитанием и кипятильники устанавливаются в соответствующие гнезда буфета-кухни и закрепляются замками, с соблюдением осторожности во избежание травмирования при ударах и ущемлениях о детали оборудования воздушного судна; остальной инвентарь размещается в воздушном судне по указанию бортпроводников или согласно утвержденной схеме размещения бытового инвентаря.
42. По окончании загрузки воздушного судна бортпитанием, находясь в поднятом кузове специальной машины, нужно закрыть двери и дать звуковой сигнал водителю на опускание кузова и уборку выдвижной площадки и ограждений.
43. После опускания кузова специальной машины выйти на перрон и руководить отъездом специальной машины от воздушного судна, предварительно убрав из-под колеса упорные колодки.
44. В течение всего рабочего времени транспортировщик должен быть в спецодежде, спецобуви и других необходимых для работы средствах индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
4. Требования безопасности и охраны труда в аварийных ситуациях
45. При возникновении аварии, пожара и иных угрожающих ситуациях находящемуся поблизости по сигналу тревоги нужно немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой доврачебной помощи или устранении возникшей аварийной ситуации.
46. В случае обнаружения нарушений требований безопасности и охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, сообщить руководителю организации, и до устранения недостатков (нарушений) следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
47. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо выполнить следующие действия:
1) немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить о случившемся руководителю организации;
2) немедленно сообщить мастеру (бригадиру), руководителю организации;
3) оповестить окружающих и при необходимости вывести людей из опасной зоны;
4) сообщить в противопожарную службу при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры) по телефону 01, указав точное место возникновения пожара;
5) приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения;
6) организовать встречу противопожарной службы;
7) пострадавшего необходимо направить в организацию здравоохранения.
48. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями.
5. Требования безопасности и охраны труда по окончании работы
49. По окончании работы необходимо обеспечить безопасную остановку, отключение использованного оборудования.
50. Отходы производства должны быть сложены в соответствующий контейнер для обеспечения последующего их вывоза.
51. По окончании работы необходимо привести в порядок рабочее место и обеспечить в случае необходимости его сдачу.
52. Использованный во время работы инвентарь следует привести в порядок, сложить в специально отведенное для него место.
53. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть очищены от грязи, приведены в порядок и убраны в шкаф гардеробной или на хранение в кладовую.
Загрязненная и неисправная спецодежда и спецобувь сдается в стирку, химчистку или ремонт, либо - в случае загрязнения опасными веществами - для проведения обеззараживания.
54. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.
55. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению необходимо сообщить мастеру (бригадиру) и известить руководителя организации.
Приложение 2 к приказу Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 6 февраля 2008 года N 30 |
Типовая инструкция по безопасности и охране труда
для мойщиков воздушных судов
1. Общие требования безопасности
1. Настоящая Типовая инструкция по безопасности и охране труда для мойщиков воздушных судов (далее - Типовая инструкция) содержит основные требования по безопасности и охране труда в организациях гражданской авиации (далее - организация) для мойщиков воздушных судов и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.
2. Мойщик воздушных судов (далее - мойщик) - это профессия, к которой предъявляются дополнительные требования безопасности труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по безопасности и охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда.
3. К выполнению работы по профессии мойщика допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по безопасности и охране труда и обучение по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к самостоятельной работе.
4. К мойщикам предъявляются следующие требования по прохождению периодического медицинского осмотра: для выполняющих наружную мойку, а также очистку, мойку и дегазацию воздушных судов и аппаратуры после авиационно-химических работ - один раз в год, для выполняющих внутреннюю уборку - один раз в два года.
5. На рабочем месте должны быть пройдены:
1) первичный инструктаж по безопасности и охране труда;
2) стажировка;
3) обучение устройству и правилам эксплуатации оборудования;
4) курс по санитарно-гигиенической подготовке со сдачей зачета;
5) проверка знаний в объеме I группы по электробезопасности (при использовании моечной машины), теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.
6. Независимо от квалификации и стажа работы своевременно и в полном объеме должны быть пройдены все виды инструктажа по безопасности и охране труда:
1) обучение безопасности и охране труда по действующему оборудованию каждые 2 года, по новому оборудованию - по мере его поступления в организацию, но до момента пуска этого оборудования в эксплуатацию;
2) повторный инструктаж по безопасности и охране труда, также по требованиям безопасности при работе со специальными жидкостями, технологической документацией по очистке, мойке и дегазации воздушного судна и аппаратуры после авиационно-химических работ (при необходимости) в части, его касающейся - не реже одного раза в три месяца;
3) в случае нарушения требований безопасности и охраны труда, при перерыве в работе более чем на тридцать календарных дней, внеплановый инструктаж.
О прохождении инструктажа и обучения безопасности и охране труда производится соответствующая запись в удостоверении о допуске мойщика к работам повышенной опасности.
7. Лица, показавшие неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ по мойке воздушных судов, к самостоятельной работе не допускаются. Повторная проверка знаний работника проводится в течение одного месяца.
8. К самостоятельной работе допускается мойщик, обладающий следующими знаниями:
1) типы обслуживаемых воздушных судов;
2) технология мойки и очистки их наружной и внутренней обшивки, в том числе в условиях низких температур;
3) способы удаления грязи, льда, масляных пятен с обшивки и с других частей воздушных судов;
4) правила обращения с лакокрасочными покрытиями и внутренней отделкой воздушных судов при мойке и очистке их от грязи;
5) особенности и технологии мойки современных синтетических тканей;
6) устройство и правила эксплуатации специального оборудования для комплексной мойки и уборки воздушных судов, промышленных пылесосов, правила обращения с ними;
7) общие сведения о компоновке пассажирских салонов, кабины экипажа, багажных отсеков, санузлов;
8) устройство и особенности конструкции буфетно-кухонного оборудования, а также систем канализации и водоснабжения воздушного судна;
9) меры предосторожности при мойке и уборке в ответственных местах в кабине экипажа, возле аварийных люков;
10) состав (дозировку) растворов (эмульсий), моечных жидкостей;
11) правила приготовления моющих растворов и обращения с ними;
12) свойства применяемых растворов и растворителей;
13) правила организации рабочего места на местах стоянки воздушных судов;
14) оказание первой помощи и пользование медицинской аптечкой.
9. В случае направления на несвойственные для данной профессии работы, обеспечивается предварительное прохождение целевого инструктажа по безопасному выполнению предстоящих работ.
При выполнении очистки и мойки воздушного судна после авиационно-химических работ с использованием моечной машины необходимо получить соответствующий инструктаж по ее эксплуатации и мерам безопасности труда.
10. Запрещено пользоваться инструментами, приспособлениями, оборудованиями и материалами, безопасному обращению с которыми обучение не проводилось.
11. При выполнении работ обязательно соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, а также установленного, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде, режима рабочего времени и времени отдыха.
12. Во время работы могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:
1) движущиеся самоходные и перемещаемые вручную машины, механизмы, приспособления для обеспечения удобства выполнения работ, а также их движущиеся незащищенные части;
2) выступающие части конструкции воздушного судна и элементы внутри фюзеляжа самолета - острые кромки антенн, ручки, кронштейны и другие;
3) подвижные части самолета - двери, крышки люков, трапы, лючки, панели, полки, откидные сиденья членов экипажа и другие;
4) динамическое воздействие газовых и водяных, а также аэрозольных струй при обработке наружных поверхностей воздушных судов и внутренних объемов самолета;
5) повышенная влажность спецодежды и спецобуви при работе с водой, моющими растворами, химическими жидкостями во время мойки и уборочных работ;
6) струи и брызги воды и моющих растворов;
7) повышенная температура моющих растворов, струй горячего воздуха для сушки изделий;
8) химические вещества на поверхности воздушных судов и аппаратуре после авиационно-химических работ, а также применяемые при мойке воздушных судов и чистке внутренних помещений самолета;
9) загромождение рабочей зоны внутри фюзеляжа самолета материалами, инструментами и другими;
10) неровности и складки ковровых покрытий;
11) острые предметы (например, лезвия в карманах кресел экипажа, кромки битой посуды при уборке мусора);
12) физические перегрузки при выполнении работ в стесненных условиях и неудобном положении;
13) расположение рабочего места вблизи от не огражденных перепадов по высоте (например, при работе со стремянки, у незакрытого люка в полу салона воздушного судна, входной двери);
14) повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения, замасливания) опорных поверхностей, в том числе трапов, стремянок, лестниц;
15) повышенный уровень шума;
16) повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
17) недостаточная освещенность рабочей зоны.
13. При очистке наружных поверхностей воздушных судов от грязи, копоти, маслянистых и иных отложений с помощью специальных моющих жидкостей, а также при работе с концентратом жидкости СТ-2, применяемым в качестве средства для мойки и дезинфекции санузлов самолетов, необходимо помнить о том, что в их состав входят различные вредные для здоровья человека химические вещества; поэтому обязательно знание токсических свойств применяемых жидкостей, так как их пары могут проникать в кровь через неповрежденную кожу, вызывая поражение нервной системы, оказывать раздражающее действие на кожу, вызывая дерматиты и другие нежелательные для человека последствия.
14. Во время работы обязательно пользование спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов в соответствии с действующими нормами.
Перечень конкретных видов спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам данной профессии, согласно действующим нормам и с учетом климатического района, в котором находится организация, указывается в инструкции по безопасности и охране труда для мойщика, разрабатываемой в организации на основе настоящей Типовой инструкции. При мойке воздушных судов после авиационно-химических работ следует предусматривать дополнительно выдачу респираторов, резиновых перчаток, защитных очков, нарукавников из непромокаемой ткани.
15. Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов должны быть соблюдены требования пожаро- и взрывобезопасности; курение разрешается только в специально отведенных для этого местах.
16. Для предупреждения возможности заболеваний, особенно при работе с химическими веществами, должны быть соблюдены правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи, а также курением необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
2. Общие требования безопасности и охраны труда
перед началом работы
17. Перед началом работы и в течение всего рабочего времени мойщик должен быть в спецодежде и спецобуви.
Закрепленные средства индивидуальной защиты должны быть подобраны по размеру, росту и быть чистыми.
18. Также должны быть подготовлены другие средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работы, в том числе защитные кремы ("биологические перчатки"), с предварительной проверкой их исправности.
При получении предохранительных приспособлений и других средств индивидуальной защиты (респираторы, защитные очки и другие), необходимо пройти инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих приспособлений, а также практическое обучение способам их применения.
19. Перед началом работы необходимо проверить исправность всех инструментов, приспособлений, применяемых при очистке, мойке и дегазации воздушных судов. Неисправный инструмент должен быть заменен на исправный.
20. Наружная мойка воздушного судна должна производиться только теми моющими составами, которые указаны в технологической или иной нормативно-технической документации; приготовление моющих растворов должно осуществляться в соответствии с рецептурой и при соблюдении мер безопасности.
21. Моющие растворы, инструмент и приспособления, применяемые для мойки, как правило, должны доставляться к воздушному судну с помощью средств механизации, особенно если их масса превышает допустимые нормы перемещения тяжестей вручную.
22. Для предотвращения разбрызгивания моющих растворов во время транспортировки их доставка к воздушному судну должна производиться в герметичной таре.
23. Мойка воздушных судов должна производиться на местах стоянок воздушных судов, отведенных для выполнения этих работ.
24. Передвигаться по аэродрому к воздушному судну следует по предназначенным для этого пешеходным маршрутам.
25. Во время ходьбы соблюдать осторожность, быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток; следует помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося специального автотранспорта, самоходного механизма могут быть не слышны.
26. Перед выполнением наружной мойки убедиться, что воздушное судно подготовлено к мойке и все двери, люки, лючки, а также форточки пилотской кабины закрыты.
27. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования и других недостатках сообщить мастеру (бригадиру) и не приступать к работе до их устранения.
28. Необходимо соблюдать требования производственной санитарии.
3. Требования безопасности и охраны труда во время работы
29. Для мойки высокорасположенных частей воздушного судна необходимо применять только специально предусмотренные стремянки и платформы, предназначенные для воздушного судна данного типа.
30. Стремянки, платформы, лестницы должны быть очищены от снега, льда, масла и прочно установлены на опоры таким образом, чтобы при работе на них отсутствовала необходимость перемещения центра тяжести мойщика за пределы рабочей площадки. Стремянки, используемые для мойки воздушных судов, должны иметь высоту ограждения рабочих площадок не менее 1 м.
31. Перед тем как подняться на стремянку, лестницу и другие приспособления, которые будут использоваться для мойки воздушного судна, необходимо проверить их исправность и устойчивость, а также убедиться, что очередной срок их испытаний не истек.
32. Проявлять повышенную осторожность в следующих случаях:
1) при работе на стремянках, платформах, лестницах и т.п. приспособлениях;
2) при подъеме по трапу, стремянке, лестнице, особенно в условиях обледенения, мокрого снега и дождя (во избежание поскальзывания и падения).
Следует помнить, что часто причиной несчастных случаев являются падения с высоты.
33. При использовании моющих средств, в состав которых входят бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества, выполнять требования пожаро- и взрывобезопасности.
34. Не следует выполнять наружную мойку воздушных судов в темное время суток без достаточной освещенности рабочей зоны, особенно с использованием стремянок, платформ, лестниц.
35. В случае необходимости передвигаться по высокорасположенным поверхностям воздушного судна необходимо пользоваться предохранительными поясами; при этом, для предупреждения поскальзывания, поверхность, по которой передвигается мойщик, должна быть сухой.
36. При работе с использованием подъемных механизмов (например, специальных машин типа А-96, СПО) при нахождении в люльке (корзине) пристегнуть предохранительный пояс для предупреждения возможности падения с высоты.
37. Для исключения обрызгивания во время смыва моющих средств с поверхности воздушного судна запрещено держать наконечник шланга выше уровня груди; в ветреную погоду направлять струю воды по направлению ветра.
38. Запрещается выполнять наружную мойку воздушного судна, находясь на стремянке или платформе, при скорости ветра более 10 м/с.
39. Во избежание несчастных случаев, связанных с падением, при перемещении по салону самолета следует убедиться, что все люки в полу закрыты, ковровые дорожки закреплены и на них нет складок и неровностей; при выходе из воздушного судна убедиться в наличии трапа или стремянки.
40. Уборка внутренних помещений воздушного судна должна производиться только теми веществами и моющими составами, которые указаны в нормативно-технических актах.
41. Уборку мусора, отходов и битой стеклянной посуды следует производить в защитных перчатках или рукавицах.
42. Во время уборки мусора из воздушного судна следует использовать, как правило, ведра или мешки одноразового пользования, которые затем собираются в контейнер для дальнейшей утилизации.
43. При выполнении внутренней уборки салонов воздушных судов с помощью бытового пылесоса руководствоваться требованиями инструкции по эксплуатации данного типа пылесоса.
44. Работы по дезинфекции воздушных судов необходимо проводить с использованием соответствующих средств индивидуальной защиты.
45. Расфасовку препаратов, приготовление рабочих растворов нужно производить в специально отведенном для этой цели помещении.
46. Хранение моющих и дезинфицирующих средств должно осуществляться в специально отведенном помещении.
47. Запрещается использовать моющие и дезинфицирующие средства, не имеющие подтверждающего документа (сертификата, паспорта и т.п.).
48. При выполнении работы соблюдать требования, предъявляемые к использованию средств защиты работников.
49. При использовании ассенизационной машины для очистки санузлов воздушного судна необходимо принимать меры, исключающие пролив нечистот, загрязнение места стоянки и работников.
50. Санитарную обработку воздушных судов, используемых на авиационно-химических работах, необходимо проводить на специально выделенных и оборудованных дегазационных площадках, расположенных не ближе 100 м от мест стоянок воздушных судов и 200 м от жилых, бытовых и административных зданий.
51. Во время дезинфекционной обработки внутренних помещений воздушного судна присутствие на борту посторонних лиц запрещается.
52. Во время выполнения работ по мойке, дезинфекции и дегазации воздушного судна запрещается курить, пить и принимать пищу.
53. Очистка, мойка и дегазация воздушных судов, используемых на авиационно-химических работах, должна проводиться в соответствии с нормативно-техническими актами.
4. Требования безопасности и охраны труда в аварийных ситуациях
54. При возникновении аварии, пожара и иных угрожающих ситуациях находящиеся поблизости по сигналу тревоги обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой доврачебной помощи или устранении возникшей аварийной ситуации.
55. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.
56. При несчастном случае, травмировании работника, пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю организации и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
В случае неисправности оборудования, приспособлений и инструмента также сообщить руководителю организации.
57. При возникновении пожара необходимо немедленно сообщить об этом в противопожарную службу, руководителю работ и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения (с помощью огнетушителя, установки пожаротушения и т.п.).
58. При загорании воздушного судна или возникновении пожара необходимо:
1) немедленно сообщить мастеру (бригадиру), руководителю организации;
2) оповестить окружающих и при необходимости вывести людей из опасной зоны;
3) сообщить в противопожарную службу при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры) по телефону 01, указав точное место возникновения пожара;
4) приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения;
5) организовать встречу противопожарной службы.
59. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями.
60. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана непосредственно на месте происшествия, незамедлительно после устранения причины, вызвавшей травму.
Пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.
5. Требования безопасности и охраны труда по окончании работы
61. После окончания работы нужно следовать по перрону в установленных местах безопасным путем с учетом рулящих воздушных судов, работающих двигателей и вращающихся лопастей винтов воздушных судов, движущегося специального транспорта, средств перронной механизации в соответствии с требованиями безопасности при передвижении по аэродрому.
62. По окончании работы привести в порядок рабочее место и обеспечить в случае необходимости его сдачу.
63. После окончания работы по мойке воздушных судов применявшиеся материалы, инструмент, приспособления должны быть вымыты, приведены в порядок и сложены в специально отведенное для них место.
64. После окончания уборочных работ инвентарь должен быть вымыт, продезинфицирован и сложен в определенное для него место.
65. Отходы производства должны быть сложены в соответствующий контейнер для обеспечения последующего их вывоза.
66. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть очищены от грязи, приведены в порядок и убраны в шкаф гардеробной или на хранение в кладовую.
67. Загрязненная и неисправная спецодежда и спецобувь сдается в стирку, химчистку или ремонт, либо - в случае загрязнения опасными веществами - для проведения обеззараживания.
68. С целью профилактики кожных заболеваний по окончании работы тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, при необходимости, принять душ.
69. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению необходимо сообщить мастеру (бригадиру) и известить руководителя организации.
Приложение 3 к приказу Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 6 февраля 2008 года N 30 |
Типовая инструкция по безопасности и охране труда
для дежурных по встрече и посадке пассажиров
1. Общие требования безопасности
1. Настоящая Типовая инструкция по безопасности и охране труда для дежурных по встрече и посадке пассажиров (далее - Типовая инструкция) содержит основные требования по безопасности и охране труда в организациях гражданской авиации (далее - организация) для дежурных по встрече и посадке пассажиров и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.
2. Дежурные по встрече и посадке пассажиров (далее - дежурные) - это профессия, к которой предъявляются дополнительные требования по безопасности и охране труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по безопасности и охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности и охране труда.
3. К выполнению работы по профессии дежурного допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие соответствующие инструктажи по безопасности и охране труда.
4. Независимо от квалификации и стажа работы своевременно и в полном объеме должны быть пройдены все виды инструктажей по безопасности и охране труда:
1) стажировка под руководством опытного дежурного перед началом самостоятельной работы для приобретения практических навыков работы;
2) повторный инструктаж по безопасности и охране труда - не реже одного раза в три месяца;
3) внеплановый инструктаж, в случаях нарушения требований безопасности и охраны труда или при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней.
О прохождении инструктажа и обучения безопасности и охране труда производится соответствующая запись в удостоверении дежурного.
5. Лица, показавшие неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ, к самостоятельной работе не допускаются. Повторная проверка знаний проводится в течение одного месяца.
6. Дежурный выполняет только те работы, которые поручены в установленном порядке; запрещено пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которыми обучение не проводилось.
7. В случае направления на несвойственные для данной профессии работы, обеспечивается предварительное прохождение целевого инструктажа по безопасному выполнению предстоящих работ.
8. К самостоятельной работе допускается дежурный, обладающий следующими знаниями:
1) устройству и правилам эксплуатации трапа, перронного автобуса самолета для пассажиров;
2) общим сведениям о компоновке пассажиров в воздушных судах;
3) порядку посадки и выгрузки пассажиров, и их сопровождению;
4) технологии взаимодействия служб, обеспечивающих встречу и посадку пассажиров (в касающейся части);
5) правилам подъезда (отъезда) специальных машин при коммерческом обслуживании воздушных судов;
6) правилам организации рабочего места на местах стоянки воздушных судов и перронных автобусов;
7) оказанию первой помощи и пользования медицинской аптечкой.
9. Во время работы необходимо иметь при себе удостоверение дежурного.
10. При выполнении работ обязательно соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, а также установленного, в соответствии с трудовым законодательством, режима рабочего времени и времени отдыха.
11. Во время работы на дежурного могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:
1) движущиеся воздушные суда, специальный автотранспорт, электро- и автотележки;
2) повышенная запыленность и загазованность воздуха;
3) повышенная или пониженная температура воздуха;
4) повышенная или пониженная влажность воздуха;
5) повышенная подвижность воздуха;
6) вращающиеся винты стоящих на стоянке самолетов и вертолетов;
7) повышенный уровень шума;
8) недостаточная освещенность площадки по встрече и посадке пассажиров;
9) повышенное скольжение из-за наличия льда, влаги, масла на эстакаде, площадке встречи и посадке пассажиров.
12. Во время работы обязательно пользование спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов в соответствии с действующими нормами.
Перечень конкретных видов спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам данной профессии, согласно действующим нормам и с учетом климатического района, в котором находится организация, указывается в инструкции по охране труда для дежурных, разрабатываемой на организация на основе настоящей Типовой инструкции.
13. Для предупреждения возможности заболеваний, должны быть соблюдены правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи, а также курением необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
14. Для предупреждения возможности возникновения пожара должны быть соблюдены требования пожаро- и взрывобезопасности; курение разрешается только в специально отведенных для этого местах.
15. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха необходимо сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
2. Общие требования безопасности и охраны труда
перед началом работы
16. Перед началом работы и в течение всего рабочего времени обязательно пользование спецодеждой, спецобувью и другими необходимыми для работы средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Закрепленные за дежурным средства индивидуальной защиты должны быть подобраны по размеру, росту и быть чистыми.
17. Дежурный по территории аэродрома перемещается автотранспортом. В исключительных случаях при перемещении пешком необходимо использовать сигнальный жилет (со светоотражающими элементами) и соблюдать следующие требования:
1) ходить только по специально предназначенным маршрутам;
2) контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед) и в темное время суток;
3) помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля, самоходного механизма могут быть не слышны;
4) соблюдать осторожность и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей и вращения воздушных винтов самолетов и несущих винтов вертолетов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования специального транспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета топливом, погрузочно-разгрузочных работ), а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности и скользкие места на территории аэродрома.
Опасно находиться на расстоянии: менее 50 м в направлении выхода газов из двигателя; менее 10 м перед воздухозаборником двигателя; менее 20 м от самолетов, стоящих на стоянке, при работе их бортовых радиолокационных станций; менее 50 м от вертолета с работающими двигателями.
18. Перед началом работы необходимо проверить исправность переговорного устройства и других инструментов, приспособлений, применяемых при выполнении работы. Неисправные устройства и инструмент должны быть заменены на исправные.
19. Перед началом работы должен производиться осмотр рабочей зоны, в том числе на наличие льда, разлитого масла и посторонних предметов, могущих вызвать повышенное скольжение или служить причиной несчастного случая.
20. Перед началом посадки и высадки пассажиров необходимо убедиться в следующем:
1) в готовности воздушного судна к принятию пассажиров;
2) в своевременности прибытия перронного автобуса для доставки пассажиров к месту стоянки;
3) в чистоте трапа, в соответствии расстояния между верхней площадкой трапа и порогом двери воздушного судна установленным нормам, совпадении их уровней;
4) в чистоте площадки встречи и посадки пассажиров, для чего необходимо произвести пробный подъем и спуск по трапу;
5) в надлежащей освещенности трапа и площадки встречи и посадки пассажиров.
21. В случае несогласованного отгона трапа, перронного автобуса предупреждать об этом членов экипажа и диспетчера службы перевозок.
22. В случае обнаружения неисправностей сообщить об этом непосредственному руководителю организации и прекратить работу до устранения неисправностей.
23. Необходимо соблюдать требования производственной санитарии на площадке встречи и посадки пассажиров и, в случае необходимости, потребовать у ответственного лица его уборки.
3. Требования безопасности и охраны труда во время работы
24. При выполнении работы соблюдать требования, предъявляемые к использованию средств защиты работников.
25. При подъезде трапа к воздушному судну и перронного автобуса убедиться в отсутствии пассажиров и посторонних механизмов на его территории.
26. Организовать посадку и высадку пассажиров после окончательной установки трапа по команде лица, ответственного за его подгон и отгон, и удостоверения в готовности воздушного судна к принятию или высадке пассажиров.
27. Во время работы осуществлять контроль за порядком следования пассажиров, не допуская контактов с посторонними лицами.
28. Контролировать и требовать соблюдения пассажирами правил поведения на территории аэродрома и воздушного судна, и предупреждать их возможные действия по нарушению этих правил.
29. Первыми к посадке приглашаются пассажиры с детьми, инвалиды, престарелые.
30. В целях соблюдения требований безопасности при работе не допускать превышения предельной пассажировместимости воздушного судна.
31. Дежурный проверяет выгрузку с воздушного судна и посадку на воздушное судно всех пассажиров.
32. После посадки и выгрузки всех пассажиров передают информацию по переговорному устройству.
33. При работе с пассажирами необходимо соблюдать повышенную осторожность. Следует постоянно иметь в виду, что при недостаточной осторожности и осмотрительности возможно падение с высоты нескольких метров.
34. В течение всего рабочего времени пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими необходимыми для работы средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
4. Требования безопасности и охраны труда в аварийных ситуациях
35. При возникновении аварии, пожара и иных угрожающих ситуациях находящемуся поблизости по сигналу тревоги нужно немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой доврачебной помощи или устранении возникшей аварийной ситуации.
36. В случае обнаружения нарушений требований безопасности и охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, сообщить руководителю организации, и до устранения недостатков (нарушений) следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
37. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить о случившемся руководителю организации.
38. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана непосредственно на месте происшествия, незамедлительно после устранения причины, вызвавшей травму.
Пострадавшего необходимо направить в организацию здравоохранения.
39. При возгорании воздушного судна или возникновении пожара необходимо выполнить следующие действия:
1) немедленно сообщить мастеру (бригадиру), руководителю организации;
2) оповестить окружающих и при необходимости вывести людей из опасной зоны;
3) сообщить в противопожарную службу при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры) по телефону 01, указав точное место возникновения пожара;
4) приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения;
5) организовать встречу противопожарной службы.
5. Требования безопасности и охраны труда по окончании работы
40. По окончании работы обеспечить безопасную остановку, отключение использованного оборудования.
41. В случае обнаружения нарушений требований безопасности и охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, сообщить командиру воздушного судна, а после руководителю организации.
42. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить о случившемся командиру воздушного судна, руководителю организации.
43. В случае возникновения повреждения в электронагревательных приборах необходимо незамедлительно отключить их от электросети и доложить о происшедшем командиру воздушного судна; дальнейшее использование или ремонт поврежденного электрооборудования в полете запрещается.
44. По окончании работы использованный во время работы инвентарь следует привести в порядок, сложить в специально отведенное для них место.
45. Привести в порядок рабочие места и обеспечить в случае необходимости их сдачу.
46. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть очищены от грязи, приведены в порядок и убраны в шкаф гардеробной или на хранение в кладовую.
Загрязненная и неисправная спецодежда и спецобувь сдается в стирку, химчистку или ремонт, либо - в случае загрязнения опасными веществами - для проведения обеззараживания.
47. По окончании работы дежурному необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.
48. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению необходимо сообщить командиру воздушного судна и известить руководителя организации.
Приложение 4 к приказу Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 6 февраля 2008 года N 30 |
Типовая инструкция по безопасности и охране труда
бортпроводников гражданской авиации
1. Общие требования безопасности и охраны труда
1. Настоящая Типовая инструкция по безопасности и охране труда для бортпроводников (далее - Типовая инструкция) содержит основные требования по безопасности и охране труда в организациях гражданской авиации (далее - организация) для бортпроводников и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.
2. Бортпроводники - это профессия, к которой предъявляются дополнительные требования по безопасности и охране труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по безопасности и охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности и охране труда.
3. К работе бортпроводниками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение, стажировку и подготовленные к обслуживанию пассажиров на борту воздушного судна, умеющие пользоваться бытовым, аварийно-спасательным, кислородным и противопожарным оборудованием воздушного судна, знающие обязанности по взаимодействию членов экипажа в аварийной ситуации, умеющие оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.
4. Независимо от квалификации и стажа работы своевременно и в полном объеме должны быть пройдены все виды инструктажей по безопасности и охране труда:
1) вводный инструктаж;
2) первичный инструктаж на рабочем месте перед началом самостоятельной работы;
3) повторный инструктаж по безопасности и охране труда - не реже одного раза в три месяца;
4) внеплановый инструктаж (индивидуально или всей бригадой), в случаях нарушения требований Инструкции или при перерыве в летной работе более чем на тридцать календарных дней.
О прохождении инструктажа и обучении безопасности и охране труда производится соответствующая запись в удостоверении бортпроводника.
5. Лица, не прошедшие инструктаж или показавшие неудовлетворительные знания по безопасности и охране труда, к работе не допускаются.
6. Для контроля состояния здоровья бортпроводники проходят медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации в установленном порядке.
7. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного отдыха необходимо сообщить командиру воздушного судна о своем состоянии и обратиться за медицинской помощью.
8. При выполнении работ обязательно соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, а также установленного, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде, режима рабочего времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного отдыха, соблюдение режима во время нахождения в резерве и другое.
9. Во время работы могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:
1) движущиеся самолеты, вертолеты, специальный автотранспорт и самоходные механизмы;
2) воздушные и газовые потоки от работающих авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;
3) воздушные всасывающие потоки (зона сопел авиадвигателей);
4) вращающиеся винты стоящих на стоянках самолетов и вертолетов;
5) воздушно-газовые струи тепловых и ветровых газоструйных машин;
6) выступающие части самолета и его оборудования (бытового и аварийно-спасательного оборудования, незакрытые створки люков, лючков);
7) повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей трапа, места стоянки и покрытия аэродрома);
8) предметы, находящиеся на поверхности места стоянки самолета (шланги, кабели, тросы заземления);
9) нахождение вблизи от не огражденных перепадов по высоте (например, у открытой входной двери самолета), а также возможность падения в незакрытые (во время предполетного обслуживания) люки воздушных судов;
10) перепад давления (при наборе высоты и снижении);
11) недостаточное содержание кислорода в воздухе рабочей зоны;
12) повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
13) нагретая до высокой температуры вода, кипяток, горячий пар (при подготовке бортпитания);
14) острые кромки бытового оборудования, инструментов и приспособлений (в том числе консервных ножей, столовых приборов), а также расколотой посуды и бутылок;
15) повышенный уровень шума и вибрации;
16) повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
17) недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки воздушного судна, перрона;
18) пожар или взрыв на борту воздушного судна;
19) психоэмоциональные перегрузки.
10. Во время работы обязательно пользование спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.
11. Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов должны быть соблюдены требования пожаро- и взрывобезопасности и не допущены нарушения со стороны пассажиров (не курить на месте стоянки воздушного судна, не пользоваться открытым огнем и т.п.).
12. В случае травмирования работника или пассажира, неисправности оборудования, приспособлений и инструмента, сообщить о случившемся командиру воздушного судна, руководителю организации и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих, а при наличии пострадавших оказать первую помощь.
13. Обязательным требованием для бортпроводников является оказание первой помощи и пользование бортовой медицинской аптечкой.
14. Должны быть соблюдены правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
2. Общие требования безопасности и охраны труда
перед началом работы
15. Перед вылетом обязательно прохождение медицинского осмотра.
16. Перед началом работы и в течение всего рабочего времени обязательно пользование полагающейся исправной спецодеждой и спецобувью.
17. Закрепленные средства индивидуальной защиты должны быть подобраны по размеру, росту и быть чистыми.
18. Также должны быть подготовлены другие средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работы, с предварительной проверкой их исправности.
19. Перед началом работы необходимо проверить исправность всех инструментов, приспособлений, применяемых при выполнении работы. Неисправный инструмент должен быть заменен на исправный.
20. Бортпроводники по территории аэродрома перемещаются автотранспортом. В исключительных случаях при перемещении пешком необходимо использовать сигнальный жилет (со светоотражающими элементами) и соблюдать следующие требования:
1) ходить только по специально предназначенным маршрутам;
2) контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед) и в темное время суток;
3) помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля, самоходного механизма могут быть не слышны;
4) соблюдать осторожность и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей и вращения воздушных винтов самолетов и несущих винтов вертолетов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования специального транспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета топливом, погрузочно-разгрузочных работ), а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности и скользкие места на территории аэродрома.
Опасно находиться на расстоянии: менее 50 м в направлении выхода газов из двигателя; менее 10 м перед воздухозаборником двигателя; менее 20 м от самолетов, стоящих на стоянке, при работе их бортовых радиолокационных станций; менее 50 м от вертолета с работающими двигателями.
21. Бортпроводникам в процессе предполетной подготовки необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
1) соблюдать осторожность при перемещении по стоянке, чтобы не споткнуться и не удариться о шланги, кабели, тросы, рукава аэродромных подогревателей, упорные колодки, тележки, баллоны и другие предметы, находящиеся возле воздушного судна;
2) быть внимательным при передвижении возле низко расположенных частей воздушного судна во избежание получения травмы. Запрещается передвигаться под фюзеляжем воздушного судна;
3) проверять исправность ограничительных ремней на входных дверях и их крепление, работу самолетного громкоговорящего устройства и телефонную связь бортпроводника с экипажем;
4) осмотреть пассажирские салоны, убедиться в отсутствии в них посторонних предметов, открытых люков, оставшихся после предполетного обслуживания;
5) убедиться в правильности закрепления ковровых покрытий и отсутствии на них складок;
6) проверить надежность крепления электрокипятильников.
22. Запрещается пользоваться рабочими стремянками и лестницами, применяемыми при техническом обслуживании воздушных судов, и подниматься в кузов грузовых автомашин, на платформы электрокаров и подъемных механизмов.
23. Перед началом посадки и высадки пассажиров следует визуально убедиться в чистоте трапа, в соответствии расстояния между верхней площадкой трапа и порогом двери воздушного судна установленным нормам, совпадении их уровней.
Установленные ограничительные ремни разрешается снимать только на период посадки и высадки пассажиров. Для прохода членов экипажа и технического персонала, обслуживающего воздушное судно, ремень снимать и сразу же вновь устанавливать.
В случае несогласованного отгона трапа предупреждать об этом членов экипажа и работников наземных служб, которым необходимо покинуть самолет. Подают разрешение на отгон трапа только от задней двери воздушных судов, у которых установлено два трапа.
24. Не допускать размещения громоздкой и тяжелой ручной клади в пассажирских салонах и на верхних полках самолета.
25. Запрещено использование люков, ведущих из пассажирского салона в грузовые помещения, за исключением случаев, связанных с обеспечением безопасности полетов.
26. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования и других недостатках сообщить мастеру (бригадиру) и не приступать к работе до их устранения.
27. Необходимо соблюдать требования производственной санитарии.
3. Требования безопасности и охраны труда во время работы
28. Выполнение работы согласно технологии работы бортпроводников, утвержденных в организациях и согласованных с уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
29. При разбеге самолета и в течение 5 - 7 минут после взлета следует находиться на служебных местах с пристегнутыми привязными ремнями.
30. На протяжении всего полета осуществлять контроль исправности сигнализации и световых табло в салонах самолета и правильности размещения ручной клади пассажиров, не допускать попытки открытия основных, запасных, служебных дверей и аварийных люков.
31. Во время работы содержать в чистоте свои рабочие места.
32. При выполнении работы соблюдать требования, предъявляемые к использованию средств защиты работников.
33. Контролировать и требовать соблюдение пассажирами правил поведения на борту воздушного судна и предупреждать их возможные действия по нарушению этих правил.
34. При загорании светового табло "застегнуть привязные ремни" бортпроводники проверяют выполнение этого требования пассажирами, после чего занимают свои рабочие места и застегивают привязные ремни.
35. Использовать все электронагревательные приборы по прямому их назначению.
36. При работе по подогреву питания в духовом шкафу следует пользоваться жаровлагостойкими перчатками (рукавицами), обеспечивающими защиту от ожогов.
37. Запрещается заваривать чай и кофе в электрокипятильнике, а также подогревать жидкости в электрическом духовом шкафу.
В случае необходимости открывать крышку электрокипятильника с горячей водой можно только спустя 10 минут после отключения его от электросети.
38. Разлив горячей воды из электрокипятильника осуществлять только через краны. Для избежания несчастных случаев запрещается разливать горячую воду через верхнюю горловину электрокипятильника.
39. Для открывания бутылок и консервных банок следует пользоваться только исправными и предназначенными для этого приспособлениями и инструментами, предоставленными работодателем.
40. При раздаче пассажирам питания необходимо выполнять следующие требования:
1) обслуживание пассажиров производится на исправном оборудовании;
2) обслуживание пассажиров с тележки производится двумя бортпроводниками. Тележки должны быть в исправном состоянии с хорошо закрывающимися дверцами и работающими стопорами;
3) при обслуживании без тележки следует выносить в салон не более двух подносов (ланч-боксов) одновременно, при сборе грязных подносов (ланч-боксов) брать не более четырех.
41. При приближении воздушного судна к зоне сильной турбулентности по информации командира воздушного судна и при загорании табло "застегнуть привязные ремни" следует прекратить раздачу питания и напитков, предупредить пассажиров о необходимости занять свои места и пристегнуться привязными ремнями, принять меры по предотвращению падения ручной клади и личных вещей, после чего занять свои места и пристегнуться привязными ремнями.
42. При пользовании кислородным оборудованием необходимо помнить, что во избежание возможности взрыва необходимо исключить любой контакт кислорода и жиров, поэтому работать с кислородным оборудованием следует чистыми руками без следов жиров и масел.
43. Перед посадкой воздушного судна отключить электропитание всех бытовых приборов и проверить надежность их закрепления.
44. Перед посадкой бортпроводникам следует проверить, пристегнуты ли все пассажиры привязными ремнями, и самим занять свои рабочие места и пристегнуться привязными ремнями.
4. Требования безопасности и охраны труда в аварийных ситуациях
45. В случае обнаружения нарушений требований безопасности и охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, сообщить командиру воздушного судна, а после руководителю организации.
46. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить о случившемся командиру воздушного судна, руководителю организации.
47. В случае возникновения повреждения в электронагревательных приборах необходимо незамедлительно отключить их от электросети и доложить о происшедшем командиру воздушного судна; дальнейшее использование или ремонт поврежденного электрооборудования в полете запрещается.
48. При обнаружении пожара (дыма) на борту воздушного судна необходимо немедленно приступить к тушению пожара, доложить о случившемся командиру воздушного судна и принять меры по предупреждению паники среди пассажиров.
49. Для тушения пожара в салоне самолета применяются переносные огнетушители.
50. При ликвидации пожара в самолете на земле, кроме бортовых, следует дополнительно использовать наземные средства пожаротушения, имеющиеся на аэродроме.
51. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, незамедлительно после устранения причины, вызвавшей травму.
5. Требования безопасности и охраны труда по окончании работы
52. Выходить из самолета на трап нужно после его окончательной установки по команде лица, ответственного за подгон и отгон трапа.
53. После посадки воздушного судна на стоянку занять свои места у входных дверей и проконтролировать установку трапа, оказать помощь пассажирам при сходе на трап.
54. После выхода последнего пассажира следует установить на дверях ограничительные ремни.
55. Спускаться по трапу с соблюдением мер предосторожностей, держаться за поручень и не перешагивать через несколько ступеней.
56. По окончании работы привести в порядок рабочие места и обеспечить в случае необходимости их сдачу.
57. Использованный во время работы инвентарь следует привести в порядок, сложить в специально отведенное для них место.
58. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть очищены от грязи, приведены в порядок и убраны в шкаф гардеробной или на хранение в кладовую.
Загрязненная и неисправная спецодежда и спецобувь сдается в стирку, химчистку или ремонт, либо - в случае загрязнения опасными веществами - для проведения обеззараживания.
59. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.
60. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению необходимо сообщить командиру воздушного судна и известить руководителя организации.