Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 12.07.2010 № 371 (порядок введения в действие см. п. 5).
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий.
2. Департаменту среднего образования (Санатова М.Т.) представить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан в установленном порядке.
3. Признать утратившими силу:
1) приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 мая 2004 года N 454 "Об утверждении Инструкции по организации подготовки и издания учебной литературы для организаций образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан N 2883, опубликованный в "Юридической газете" от 12 августа 2005 года N 147-148);
2) приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 44 "О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 мая 2004 года N 454 "Об утверждении Инструкции по организации подготовки и издания учебной литературы для организаций образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан N 4080, опубликованный в "Юридической газете" от 28 апреля 2006 года N 76-77 (1056-1057);
3) приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 июля 2006 года N 380 "О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 мая 2004 года N 454 "Об утверждении Инструкции по организации подготовки и издания учебной литературы для организаций образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан N 4333, опубликованный в "Юридической газете" от 14 сентября 2006 года N 165 (1145).
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на вице-министра Шамшидинову К.Н.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра Ф. Куанганов
Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 5 июня 2008 года N 325
Правила организации работы по подготовке, экспертизе
и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 27) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок разработки, организации экспертизы и издания учебников, учебно-методических комплексов и пособий для организаций образования всех уровней.
2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
1) учебно-методический комплекс - средство обучения, используемое в учебно-воспитательном процессе и предназначенное для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой (хрестоматия, книга для чтения, учебно-методические пособия, методические разработки, сборники задач и упражнений, дидактические материалы, тестовые материалы, аудиовизуальные и мультимедийные средства, дополнительная литература для внеклассного чтения и другие);
2) учебник - основная книга для обучения по конкретной дисциплине (предмету), содержащая систематизированное изложение учебного материала и базовых знаний, обязательных для освоения обучающимися в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования, образовательной учебной программой;
3) учебная литература - совокупность учебников и учебно-методических комплексов, отвечающих целям и задачам обучения, воспитания и развития;
4) учебно-методическое пособие - учебное издание, предназначенное для расширения, углубления и лучшего освоения учебного материала, предусмотренного образовательной учебной программой (методическое руководство, тетради, словари, карты), и содержащее материалы по методике преподавания и изучения учебной дисциплины, ее части или/и отдельных разделов;
5) разработчик учебной литературы - физическое или юридическое лицо, занимающееся проектированием, изложением и оформлением содержания учебников и учебной литературы;
6) экспертиза учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий - оценка соответствия содержания учебного материала: требованиям, предъявляемым к структуре и методическому содержанию учебной литературы в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования, типовым учебным программам, научным представлениям с учетом уровня образовательной учебной программы, возрастным и психологическим особенностям обучающихся, с учетом требований санитарных правил и норм;
7) макет учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий - образец учебной литературы, выпущенный типографским способом в соответствии с установленными требованиями.
3. Уполномоченный орган в области образования (далее - уполномоченный орган) формирует Перечень учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий, разрешенных к использованию в учебном процессе для каждого уровня образования.
2. Порядок разработки учебников, учебной литературы,
учебно-методических комплексов и пособий
4. Учебники, учебная литература, учебно-методические комплексы и пособия для организаций образования, разрабатываются в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования, типовыми учебными планами, программами, утверждаемыми уполномоченным органом.
5. Разработчик учебной литературы представляет в уполномоченный орган следующие документы:
1) 4 экземпляра макета учебника, учебной литературы, учебно-методического комплекса или учебного пособия;
2) 3 рецензии:
специалиста с ученой степенью;
методиста;
учителя (преподавателя) по профилю.
6. Уполномоченный орган определяет комплектность представленных материалов. В случае представления неполного комплекта материалов уполномоченный орган может возвратить разработчику заявления и приложенного к нему пакета документов с указанием недостающих материалов. Повторное представление может быть проведено после устранения указанных недостатков и замечаний.
7. Уполномоченный орган направляет представленные макеты учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий на проведение рассмотрение экспертов.
8. Все расходы, связанные с разработкой учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий (кроме государственного заказа) несет разработчик.
3. Порядок проведения экспертизы учебников, учебной
литературы, учебно-методических комплексов и пособий
9. Уполномоченный орган организует экспертизу учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов, пособий и утверждает группу экспертов.
10. Экспертиза проводится Республиканским научно-практическим центром "Учебник" с привлечением ведущих ученых и практиков высших учебных заведений и иных организаций, соответствующих профилю данной учебной литературы.
11. Экспертиза проводится в срок, не превышающий тридцать календарных дней со дня представления экспертам материалов на экспертизу, указанных в пункте 5 настоящих Правил.
12. Эксперты в ходе проведения экспертизы:
1) готовят мотивированное и объективное экспертное заключение, которое должно содержать обоснованные выводы по всем параметрам учебников;
2) не разглашают, а также воздерживаются от публичной оценки сведений об экспертизе представленных материалов.
13. По окончании экспертизы Республиканский научно-практический центр "Учебник" представляют в уполномоченный орган экспертное заключение.
14. Уполномоченный орган уведомляет автора об итогах экспертизы.
15. На основании результатов экспертизы уполномоченный орган принимает одно из решений:
"рекомендовать к использованию в организациях образования",
"не рекомендовать к использованию в организациях образования".
16. Учебники, учебная литература, учебно-методические комплексы и пособия получившие отрицательное заключение экспертизы, могут поступить на повторную экспертизу через 6 (шесть) месяцев со дня получения заключения.
4. Порядок допуска к изданию учебников, учебной литературы,
учебно-методических комплексов и пособий
17. Учебники, учебная литература, учебно-методические комплексы и пособия разрешенные к использованию в организациях образования, издаются за счет средств разработчика (кроме государственного заказа).
18. В учебнике, учебной литературе, учебно-методическом комплексе и пособиях указываются данные экспертов.
19. Перечень учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий, разрешенный к использованию в организациях образования, предусматривает возможность выбора их организациями образования. При этом для организаций среднего образования не более пяти учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий по одной учебной дисциплине.
20. Утвержденный уполномоченным органом Перечень учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий, разрешенных к использованию в организациях образования всех уровней является обязательным для использования всеми организациями образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.