Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра финансов РК от 30.11.2010 № 601 и Министра экономического развития и торговли РК от 17.01.2011 № 8.
В соответствии со статьей 38 Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемые критерии оценки степени риска.
2. Комитету таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (Карбузов К-К.Ж.):
1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации настоящего приказа обеспечить его официальное опубликование;
3) обеспечить размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра финансов Республики Казахстан Даленова Р.Е.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие с 3 февраля 2010 года и подлежит опубликованию.
Министр финансов Министр экономики и
Республики Казахстан бюджетного планирования
Республики Казахстан
_____________ Б. Жамишев ____________ Б. Султанов
Утверждены
совместным приказом
Министра финансов
Республики Казахстан
от 3 февраля 2010 года № 36
и Министра экономики
и бюджетного планирования
Республики Казахстан
от 10 февраля 2010 года № 43
Критерии оценки степени риска
1. Настоящие Критерии оценки степени риска (далее - Критерии) разработаны для отнесения участников внешнеэкономической деятельности (далее - участник ВЭД) к степени риска с целью отбора участников ВЭД в разрезе регионов для проведения плановых проверок таможенными органами.
2. Настоящие Критерии не распространяются на физических лиц, являющихся участниками внешнеэкономической деятельности.
3. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:
1) риск - вероятность несоблюдения участником ВЭД таможенного законодательства, которая могла и (или) может нанести ущерб государству с учетом степени тяжести его последствий;
2) система оценки рисков - это комплекс мероприятий, проводимый таможенными органами, с целью планирования проверок и иных форм контроля;
3) критерии оценки степени риска - совокупность количественных и качественных показателей, связанных с внешнеэкономической деятельностью участников ВЭД, с особенностями и факторами, влияющими на внешнеэкономическую деятельность, позволяющих отнести участников ВЭД к различным степеням риска;
4) льготы по таможенным платежам и (или) налогам - льготы, предоставленные в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, в виде освобождения от обложения таможенными платежами и (или) налогами;
5) участник внешнеэкономической деятельности - лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В зависимости от степени риска участника ВЭД, подразделяющегося на высокую, среднюю либо незначительную, таможенные органы определяют для него периодичность проведения плановых проверок, но не чаще:
одного раза в год - при высокой степени риска;
одного раза в три года - при средней степени риска;
одного раза в пять лет - при незначительной степени риска.
4. В целях планирования проверок таможенные органы осуществляют анализ данных грузовых таможенных деклараций и документов к ним, оформленных участником ВЭД, лицевых счетов участников ВЭД, результатов ранее проведенных таможенными органами проверок и камерального контроля, сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, а также других документов и (или) сведений о деятельности участников ВЭД, имеющиеся в распоряжении таможенных органов.
5. В целях отбора участников ВЭД для их отнесения к соответствующей степени риска, участники ВЭД подразделяются на три группы, для которых характерно наличие:
1) для первой группы:
пяти и более грузовых таможенных деклараций, оформленных по импорту товаров, при условии, что общая стоимость товаров по данным грузовым таможенным декларациям превышает один миллион долларов США на протяжении последних трех лет (кроме грузовых таможенных деклараций, оформленных недропользователями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность на основании контрактов, предусматривающих особые условия обложения таможенными платежами и налогами);
грузовых таможенных деклараций, оформленных недропользователями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность на основании контрактов, предусматривающих особые условия обложения таможенными платежами и налогами, за последние пять лет;
2) для второй группы - пяти и более грузовых таможенных деклараций, оформленных по импорту товаров, при условии, что общая стоимость товаров по данным поставкам превышает пятьсот тысяч долларов США и не превышает одного миллиона долларов США на протяжении последних трех лет;
3) для третьей группы - пяти и более грузовых таможенных деклараций, оформленных по импорту товаров, при условии, что общая стоимость товаров по данным поставкам превышает триста тысяч долларов США и не превышает пятьсот тысяч долларов США на протяжении последних трех лет.
6. Внутри групп проводится отбор участников ВЭД для отнесения к соответствующей степени риска по следующим критериям:
1) товары, оформленные с применением льгот по таможенным платежам и (или) налогам, и находящиеся под таможенным контролем, предусмотренных в:
подпунктах 4), 5), 6), 8), 11), 12), 14), 16) пункта 1 статьи 330 Таможенного кодекса Республики Казахстан (далее - Таможенный кодекс); см.K100296
подпунктах 3), 4), 6), 7), 10) пункта 1 статьи 255 и подпунктах 4), 5) пункта 2 статьи 299 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
подпунктах 3), 4), 6), 7), 9-1), 10) - 13) пункта 1 статьи 234 и подпунктах 4), 5) пункта 2 статьи 278 Кодекса Республики Казахстан от 12 июня 2001 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
пункте 2 статьи 531 Таможенного кодекса (льготы, предоставляемые на основании контрактов, заключенных до введения в действие Таможенного кодекса Республики Казахстан, в соответствии с Законом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан");
международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан, предусматривающих освобождение от обложения таможенными платежами и налогами.
Данный критерий применяется при условии предоставления льгот по таможенным платежам и (или) налогам на общую сумму эквивалентную или превышающую пятьсот тысяч тенге за последние три года - 5 баллов.
2) товары, оформленные с применением метода зачета при уплате налога на добавленную стоимость, при условии, что общая сумма, уплаченного методом зачета при импорте товаров, установленных статьей 250 Кодекса Республики Казахстан от 12 июня 2001 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), эквивалентна или превышает пятьсот тысяч тенге, за последние три года - 5 баллов;
3) общая статистическая стоимость товаров, перемещаемых из стран отправления, включенных в перечень показателей наибольшего риска по стране отправления и (или) по категории товаров, являющийся конфиденциальной информацией в соответствии со статьей 470 Таможенного кодекса, превышает сто тысяч долларов США за последние три года - 5 баллов; см.K100296
4) отклонение таможенной стоимости товаров от ценовой информации, имеющейся в таможенных органах (на двадцать процентов и выше). Общая отклоненная статистическая стоимость товаров эквивалента или превышает сто тысяч долларов США, за последние три года - 3 балла;
5) опережающий темп роста объемов импорта над темпом роста таможенных пошлин, уплаченных в бюджет за последние два года (на двадцать процентов и ниже - отрицательное значение) - 3 балла. При этом данный показатель (К) рассчитывается при наличии объемов импорта в предыдущем и последующем годах по следующей формуле:
К = (П1/П2 * 100-100) - (V1/V2 * 100-100), где:
К - показатель опережения темпов роста ввозных таможенных пошлин к объемам импорта;
П1 - сумма взысканной ввозной таможенной пошлины за последний год в отношении товаров, оформленных под таможенным режимом "выпуск товаров в свободное обращение";
П2 - сумма взысканной ввозной таможенной пошлины за предыдущий год в отношении товаров, оформленных под таможенным режимом "выпуск товаров в свободное обращение". При нулевом значении одного из показателей П1 и П2 соотношение данных показателей равняется нулю;
V1 - объем импорта товаров, оформленных под таможенным режимом "выпуск товаров в свободное обращение" за последний год (в долларах США);
V2 - объем импорта товаров, оформленных под таможенным режимом "выпуск товаров в свободное обращение" за предыдущий год (в долларах США);
6) наличие расхождений по статистической стоимости в разрезе участников ВЭД по данным статистики взаимной торговли между Республикой Казахстан и страной-контрагентом (свыше двадцати процентов), за последние три года - 2 балла;
7) общая статистическая стоимость товаров из стран контрагентов, включенных в перечень государств с льготным налогообложением, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года № 1318, превышает двести тысяч долларов США, за последние три года - 2 балла;
8) возврат таможенных платежей и (или) налогов без проведения проверки участника ВЭД (корректировка таможенной стоимости по инициативе участника ВЭД после выпуска товаров) на сумму свыше трех тысяч месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете, в течение года - 2 балла;
9) привлечение участника ВЭД и (или) его должностного лица к ответственности по статьям Уголовного кодекса Республики Казахстан в сфере таможенного дела, в течение двух лет - 2 балла;
10) наличие товаров, оформленных в упрощенном порядке в соответствии со статьей 371 Таможенного кодекса, за последние три года - 1 балл;
11) наличие не погашенной задолженности по результатам камерального контроля на сумму эквивалентную или превышающую одну тысячу месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете, в течение года - 1 балл;
12) наличие трех и более правонарушений по статьям Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" в сфере таможенного дела, в течение года - 1 балл.
7. Критерии и баллы, указанные в пункте 6, не применяются в отношении недропользователей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность на основании контрактов, предусматривающих особые условия обложения таможенными платежами и (или) налогами, и включенных в первую группу участников ВЭД.
8. Баллы по критериям риска суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям риска.
9. Результаты суммарного итога по всем критериям риска используются для дифференциации участников ВЭД по степени риска внутри каждой группы.
10. Дифференциация участников ВЭД по степени риска внутри каждой группы осуществляется следующим образом:
высокая степень риска - от 5 баллов (включительно) и выше;
средняя степень риска - от 3 (включительно) до 5 баллов;
незначительная степень риска - от 1 до 3-х баллов.
11. Недропользователи, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность на основании контрактов, предусматривающих особые условия обложения таможенными платежами и (или) налогами, и включенные в первую группу участников ВЭД, относятся к высокой степени риска.
12. Участники ВЭД, отнесенные к высокой (90 % от общего количества планируемых проверок), средней (5 % от общего количества планируемых проверок) и незначительной (5 % от общего количества планируемых проверок) степеням риска включаются в план проверок, проводимых таможенными органами.
13. При этом для включения в план проверок осуществляется отбор участников ВЭД из каждой группы в следующих пропорциях:
1) для отбора участников ВЭД из высокой степени риска:
из первой группы участников ВЭД - 80 %;
из второй группы участников ВЭД - 5 %;
из третьей группы участников ВЭД - 5 %;
2) для отбора участников ВЭД из средней степени риска - 5 % первой группы участников ВЭД;
3) для отбора участников ВЭД из незначительной степени риска - 5 % первой группы участников ВЭД.
14. Отбор участников ВЭД на проведение плановой проверки внутри одной степени риска осуществляется по следующим принципам:
1) наибольшая сумма присвоенных баллов;
2) в случае одинаковой суммы присвоенных баллов, отбирается для проверки участники ВЭД, имеющие больший объем поставок по импорту (в стоимостном выражении) с учетом даты последней проверки.
15. Отбор недропользователей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность на основании контрактов, предусматривающих особые условия обложения таможенными платежами и налогами, проводится по следующим принципам:
1) не охваченный проверкой период внешнеэкономической деятельности составляет более 2-х лет;
2) имеющие наибольший объем поставок товаров (в стоимостном выражении).
16. В отношении участников ВЭД отнесенных к высокой, средней и незначительной степеням риска и не включенных в план проверок на календарный год и набравших не менее 2-х баллов осуществляется выборочный камеральный контроль.