Об утверждении требований к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного и концессионного проектов

Утративший силу

Совместный приказ Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 1 июля 2010 года № 102 и Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 30 июня 2010 года № 276. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 июля 2010 года № 6345. Утратил силу совместным приказом Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 27 июня 2014 года № 184 и Министра регионального развития Республики Казахстан от 31 июля 2014 года № 226/НК

      Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра экономики и бюджетного планирования РК от 27.06.2014 № 184 и Министра регионального развития РК от 31.07.2014 № 226/НК.

      Сноска. Заголовок в редакции совместного приказа Министра экономического развития и торговли РК от 01.02.2012 № 37 и Председателя Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 31.01.2012 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции РК).

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 4.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:
      1. Утвердить прилагаемые Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта.
      2. Департаменту инвестиционной политики Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан (Тортаев Б.К.) и Юридическому департаменту Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан (Ешимова Д.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра экономического развития и торговли Республики Казахстан Кусаинова М.А.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      Министр                         Председатель
      экономического развития         Агентства Республики Казахстан
      и торговли                      по делам строительства и
      Республики Казахстан            жилищно-коммунального хозяйства
      __________ Ж. Айтжанова         ____________ С. Нокин

      "СОГЛАСОВАНО"
      Министр связи и
      информации Республики Казахстан
      __________ А. Жумагалиев

Утверждены                     
совместным приказом            
Министра экономического        
развития и торговли            
Республики Казахстан           
от 1 июля 2010 года № 102      
Председателя Агентства         
Республики Казахстан           
по делам строительства и       
жилищно-коммунального хозяйства
от 30 июня 2010 года № 276     

Требования
к разработке или корректировке, а также проведению необходимых
экспертиз технико-экономического обоснования бюджетного
инвестиционного и концессионного проектов

      Сноска. Требование в редакции совместного приказа Министра экономического развития и торговли РК от 01.02.2012 № 37 и Председателя Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 31.01.2012 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции РК).

1. Общие положения

      1. Настоящие Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного и концессионного проектов (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 154 и пунктом 4 статьи 155-2 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и определяют структуру и содержание технико-экономического обоснования (далее - ТЭО) бюджетного инвестиционного и концессионного проектов, а также требования к заключению экономической экспертизы ТЭО бюджетного и концессионного проектов.
      2. В настоящих Требованиях используются следующие понятия:
      1) экономическая экспертиза ТЭО бюджетного инвестиционного проекта (далее – БИП) - комплексная оценка информации, представленной в технико-экономическом обосновании, на предмет определения осуществимости и эффективности проекта;
      2) экономическая экспертиза ТЭО концессионного проекта - оценка экономического анализа, приведенного в ТЭО концессионного проекта, позволяющего определить осуществимость и эффективность реализации проекта;
      3) ТЭО БИП - документация, содержащая сведения об основных технических, технологических решениях, а также результаты изучения осуществимости и эффективности БИП, проводимого на основе экономического анализа выгод и затрат с определением основных технико-экономических параметров;
      4) ТЭО концессионного проекта - предпроектная документация, содержащая результаты маркетинговых, технико-технологических, социально-экономических и экологических исследований, а также институциональные решения, финансовые решения, обосновывающие целесообразность и возможность реализации концессионного проекта, решения по оценке и распределению рисков между участниками концессионного проекта, определению видов и размера государственной поддержки, а также по влиянию проекта на государственный бюджет и социально-экономический эффект на развитие экономики в целом и ее отрасли при его реализации;
      5) БИП - совокупность мероприятий, направленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов, а также создание, внедрение и развитие информационных систем, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер;
      6) корректировка ТЭО - изменение установленных в утвержденном ТЭО технико-экономических параметров проекта до утверждения проектной (проектно-сметной) документации, влекущих за собой изменение технических решений и дополнительные расходы, или после утверждения проектной (проектно-сметной) документации в случае включения дополнительных компонентов, не предусмотренных в утвержденном ТЭО;
      7) осуществимость проекта - достижимость показателей (прямого и конечного) результатов проекта;
      8) целесообразность проекта - соответствие проекта документам системы государственного планирования (соответствие по периоду реализации, источникам финансирования и др.) и/или соответствие ТЭО БИП инвестиционному предложению, по которому имеется положительное заключение уполномоченного органа по государственному планированию;
      9) эффективность проекта - достижимость наилучшего прямого результата с использованием запрашиваемого объема бюджетных средств или достижения целей проекта с использованием меньшего объема бюджетных средств или получения положительного экономического эффекта от реализации проекта;
      10) оценка (в ходе экономической экспертизы) - выводы, характеризующие информацию, представленную в ТЭО БИП;
      11) технико-экономические параметры - основные показатели, предусмотренные в ТЭО и которые рекомендуются к утверждению в соответствии с Требованиями и законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
      12) прямой результат - количественная характеристика объема выполняемых государственных функций, полномочий и оказываемых государственных услуг в пределах предусмотренных бюджетных средств, достижение которых полностью зависит от деятельности организации, осуществляющей данные функции, полномочия или оказывающей услуги;
      13) конечный результат - целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности и других отраслей (сфер) государственного управления, обусловленное достижением прямых результатов деятельности определенного государственного органа, деятельностью других государственных органов.

2. Требования к разработке ТЭО БИП

      3. Требования к ТЭО БИП имеющих в составе архитектурные, градостроительные и строительные решения определяются настоящими Требованиями и законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
      Требования к ТЭО БИП в области информатизации определяются настоящими Требованиями с учетом методики оценки стоимости информационных систем, определенной центральным уполномоченным органом в области информатизации и связи.
      Требования к ТЭО БИП, предполагающим инновационную и/или космическую деятельность или иную деятельность, определяются настоящими Требованиями.
      4. Разработка ТЭО БИП осуществляется в случае, если реализация проекта предусмотрена в документах системы государственного планирования.
      5. ТЭО разрабатывается на БИП включенные в перечень инвестиционных проектов, одобренных бюджетными комиссиями по инвестиционным предложениям администраторов программ, за исключением БИП, не требующих разработки ТЭО.
      6. Целью разработки ТЭО БИП является обоснованный выбор проектного решения, которое обеспечит осуществимость и эффективность проекта, на основе рассмотрения и анализа альтернативных вариантов проектных решений.
      7. По проектам, не имеющим аналогов реализации в Республике Казахстан, применяются данные с учетом международного опыта.
      8. ТЭО БИП должно соответствовать следующей структуре:
      1) резюме проекта;
      2) маркетинговый раздел;
      3) технико-технологический раздел;
      4) экологический раздел (оценка воздействия на окружающую среду);
      5) институциональный раздел;
      6) финансово-экономический раздел;
      7) социальный раздел;
      8) раздел анализа рисков;
      9) общие выводы;
      10) приложения к ТЭО согласно формам, представленным в приложениях 1-11 к настоящим Требованиям, а также исходные документы для разработки ТЭО, представляемые в зависимости от специфики проекта в соответствии с настоящими Требованиями.
      В ТЭО в зависимости от специфики проекта допускается включение дополнительных разделов и приложений.
      9. В Резюме ТЭО БИП:
      указывается краткая характеристика бюджетного инвестиционного проекта по форме согласно приложению 1 к настоящим Требованиям;
      описываются существующие политические (с указанием протокольных и иных поручений, нормативных правовых актов), социально-экономические и другие условия проекта;
      указываются возможные варианты достижения цели и показателей результата проекта, в том числе рассмотренные на стадии инвестиционного предложения;
      указываются результаты технико-экономических оценок на основе имеющихся материалов и исследований, а также требований и условий, изложенных в задании на его разработку.
      10. Маркетинговый раздел отражает анализ существующего и перспективного спроса на предполагаемую проектом продукцию (товары, работы, услуги) в рассматриваемом регионе либо социально-экономическую необходимость проекта.
      Данный раздел содержит:
      анализ спроса, включая оценку и обоснование объемов, видов и цен, на продукцию (товары, работы, услуги):
      которая производится и будет производиться без учета реализации проекта;
      которую предполагается производить в результате реализации проекта, а также количественных параметров платежеспособного спроса;
      анализ социально-экономической необходимости проекта с указанием правовой основы;
      анализ, включая оценку и обоснование объемов, видов и цен на товары, работы, услуги, закупаемые в рамках реализации проекта (в инвестиционном периоде), а также возможности удовлетворения потребностей проекта с приложением соответствующих прайс-листов, ценовых предложений и других подтверждающих документов;
      анализ, включая оценку и обоснование объемов, видов и цен на товары, работы, услуги, закупаемые в эксплуатационном периоде (в постинвестиционном периоде), а также возможности удовлетворения потребностей проекта с приложением соответствующих прайс-листов, ценовых предложений и других подтверждающих документов;
      используемые источники информации и методики проведения маркетинговых исследований;
      прайс-листы и ценовые предложения представляются не менее чем от двух поставщиков товаров, работ и услуг;
      Анализ цен должен охватывать следующие товары:
      закупка которых обоснована требованиям, указанными в технико-технологическом анализе;
      характеристики которых соответствуют требованиям, указанными в технико-технологическом анализе;
      стоимость консалтинговых услуг (разработка ПО, управление проектом, аттестация) должны подтверждаться расчетами и оценками стоимости ресурсов.
      11. Технико-технологический раздел включает анализ различных технико-технологических решений реализации проекта, их преимущества и недостатки, обоснование выбранного варианта с учетом анализа, представленного в маркетинговом разделе.
      Данный раздел содержит:
      анализ возможных вариантов мест размещения объекта, обоснование выбора месторасположения проекта с представлением информации о расположении относительно источников и поставщиков сырья, целевых групп и основных выгодополучателей, а также об альтернативных вариантах месторасположения проекта. По проектам в сфере обороны не обязательно представление информации об альтернативных вариантах месторасположения проекта. По проектам в сфере информатизации, приводится анализ возможных вариантов размещения серверного оборудования проекта, включая национальный серверный центр государственных органов, областные центры обработки данных, серверные помещения частных организаций или в случае необходимости собственного серверного помещения;
      описание масштаба проекта и расчетное обоснование мощности проекта, динамики освоения мощности проекта;
      обоснование выбора технологий и оборудования, информацию о технологической совместимости с уже используемым оборудованием, оптимальном соотношении цена-качество, альтернативных вариантах выбора технологий и оборудования, применении инновационного оборудования, использовании проектом стандартов качества;
      информацию об обеспеченности проекта необходимой инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой с обоснованием выбранных решений (по энергосбережению, тепло-, водоснабжению, канализации) и схем;
      график реализации проекта (в том числе по технологическим этапам) с разбивкой финансирования по компонентам проекта по форме согласно приложению 2 к настоящим Требованиям;
      используемые источники информации.
      Технико-технологический раздел ТЭО БИП также содержит:
      по проектам в сфере строительства:
      основные архитектурно-строительные решения включающие в себя:
      принципиальные архитектурные, объемно-планировочные и конструктивные решения, в том числе: обоснованность планировочных решений, рациональное использование земельных участков, эффективного блокирования зданий, обращается особое внимание на наличие природоопасных явлений (сейсмика, просадочность, карсты, оползни) в районе строительства, соответствие принципиальных архитектурно-композиционных решений градостроительным условиям окружающей застройки. Основные параметры наиболее технически сложных зданий и сооружений включают объемно-планировочные и конструктивные (строительные) решения, и их конструктивные особенности. Потребность в строительной продукции и материалах;
      обоснование выбора вариантов транспортной схемы, внутриплощадочных путей и автодорог с оценкой соблюдения требуемых противопожарных и санитарно-гигиенических разрывов между зданиями и сооружениями, в том числе промышленного и другого назначения;
      краткую характеристику и обоснование выбранной технологии на основе анализа возможных вариантов технологических процессов (схем), состав и производственную структуру;
      по проектам в сфере информатизации:
      формирование перечня автоматизируемых функций, процессов и их потребителей (схема use-case);
      анализ возможных вариантов архитектуры информационной системы (централизованная, децентрализованная, корпоративная);
      анализ вариантов реализации информационной системы (интеграция и внедрение готовых решений, собственная разработка, применение смешанного готовых и собственных решений);
      схема узлов (вычислительные средства) и размещения программных компонентов информационной системы;
      схема телекоммуникаций и требований к каналам связи;
      обоснование требований к вычислительным мощностям и объемам хранения и количества вычислительных средств на основе количественных показателей масштаба и мощности проекта, схемы узлов;
      общее описание архитектуры системы;
      описание компонентов системы и их взаимосвязей;
      описание ведомственных и межведомственных информационных систем, которые затронет реализация данного проекта, а также мероприятий, которые необходимо провести на стороне данных систем для успешной реализации проекта, с приложением соответствующих письменных согласований сторон, затрагиваемых реализацией проекта;
      описание государственных информационных систем и их компонентов, которые могут стать неактуальны в результате реализации проекта;
      описание предполагаемого взаимодействия и интеграции проекта с базовыми компонентами «электронного правительства», межведомственными информационными системами и базами данных, ведомственными информационными системами и базами данных, включая:
      описание объектов информационного взаимодействия;
      описание применяемых стандартов обмена данным;
      описание электронных государственных услуг в рамках создаваемых информационных систем, в том числе:
      описание групп получателей реализуемых электронных государственных услуг (физические лица, юридические лица);
      текущие и исторические показатели востребованности реализуемых в рамках проекта электронных государственных услуг в масштабе Республики Казахстан;
      описание показателей эффективности государственных услуг до и после их перевода в электронный вид, в том числе количество требуемых документов, время ожидания для подачи документов, срок оказания услуги;
      описание текущего и планируемого бизнес-процесса предоставления электронных государственных услуг;
      типы реализуемых электронных государственных услуг (информационные, интерактивные, транзакционные);
      каналы предоставления реализуемых электронных государственных услуг в разрезе получателей (физические лица, юридические лица);
      описание требований информационной безопасности.
      Обязательным является отражение в технико-технологическом разделе ТЭО БИП не менее двух возможных вариантов достижения цели и показателей результата проекта, по которым проводится сравнительный анализ и представляется обоснование выбранного варианта.
      При выборе проектных решений необходимо учитывать результаты проведенной оценки воздействия на окружающую среду и обеспечивать принятие такого варианта, который наносит наименьший вред окружающей среде и здоровью человека.
      12. Экологический раздел (оценка воздействия на окружающую среду) содержит информацию о воздействии на окружающую среду принятых проектных решений в количественном и стоимостном выражении, включая оценку экологического ущерба от реализации проекта, а также о соответствии проектных решений утвержденным экологическим нормативам и о предполагаемых мероприятиях по уменьшению негативного воздействия от реализации проекта.
      При выборе проектных решений выбираются только те решения, которые соответствуют экологическим нормативам или являются выше действующих нормативов.
      13. Институциональный раздел содержит институциональную схему проекта, в том числе:
      институциональная схема проекта по форме согласно приложению 3 к настоящим Требованиям;
      схему управления проектом с указанием правовой основы.
      При необходимости по участникам проекта указывается полное юридическое наименование, страна происхождения, организационно-правовая форма, уставный капитал, учредители и доли их участия, год образования, основные виды деятельности, опыт реализации проектов в данной сфере и другая информация.
      14. Финансово-экономический раздел содержит:
      1) расчет инвестиционных издержек, распределение потребностей в финансировании по стадиям, компонентам и источникам финансирования проекта;
      2) расчет эксплуатационных издержек;
      3) обоснование схемы финансирования с указанием источников (республиканский/местный бюджет, заемные средства), условий и объемов финансирования (в том числе в разбивке финансирования по годам), на основе анализа альтернативных вариантов;
      4) текущее финансовое состояние участников проекта (в случае необходимости);
      5) финансовый анализ проекта, включающий:
      расчет себестоимости, тарифов, отпускной цены продукции (товаров, работ, услуг);
      расчет доходов от продаж и чистой прибыли;
      сводный расчет потока денежных средств;
      расчет чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы прибыльности (IRR), дисконтированного и простого сроков окупаемости;
      анализ чувствительности чистого дисконтированного дохода (NPV) и внутренней нормы прибыльности (IRR) по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, инвестиционные и эксплуатационные издержки), расчет точки безубыточности проекта;
      6) экономический анализ проекта, включающий:
      анализ социально-экономической ситуации с проектом и без проекта, включающий расчеты предполагаемых затрат за счет бюджетных средств в случае нереализации проекта;
      анализ наименьших затрат или анализ эффективности затрат или расчет показателей экономической эффективности проекта, в том числе оценку экономических выгод и затрат, расчет экономического чистого дисконтированного дохода (ENPV) и экономической внутренней нормы доходности (EIRR);
      анализ чувствительности экономического чистого дисконтированного дохода (ENPV) и экономической внутренней нормы доходности (EIRR) по основным параметрам (объем сбыта, инвестиционные и эксплуатационные издержки) (в случае наличия данных показателей);
      7) используемые источники информации.
      По проектам, не предполагающим получение прямых денежных притоков от реализации товаров, работ и услуг, не требуется проведение финансового анализа проекта.
      В случае расчета показателей финансовой и экономической эффективности проекта к ТЭО прилагается информация по базовым параметрам финансово-экономической модели проекта по форме согласно приложению 4 к настоящим Требованиям.
      Расчеты показателей финансовой эффективности проекта представляются по форме согласно приложению 5 к настоящим Требованиям.
      Результаты анализа чувствительности NPV и IRR проекта представляются по форме согласно приложению 6 к настоящим Требованиям.
      Показатели анализа наименьших затрат проекта представляются по форме согласно приложению 7 к настоящим Требованиям.
      Показатели для анализа эффективности затрат проекта представляются по форме согласно приложению 8 к настоящим Требованиям.
      Расчет показателей экономической эффективности проекта представляется по форме согласно приложению 9 к настоящим Требованиям.
      Результаты анализа чувствительности ENPV и EIRR проекта представляются по форме согласно приложению 10 к настоящим Требованиям.
      Показатели и расчеты в приложениях должны быть обоснованы в ТЭО.
      По проектам в области информатизации является обязательным проведение расчета показателей экономической эффективности проекта, в том числе оценку экономических выгод и затрат, расчет экономического чистого дисконтированного дохода (ENPV) и экономической внутренней нормы доходности (EIRR);
      15. Социальный раздел содержит анализ обеспеченности проекта квалифицированными кадрами, в том числе:
      информацию о наличии квалифицированных кадров в инвестиционном и постинвестиционном периодах проекта;
      информацию о необходимости обучения и переподготовки рабочих и специалистов (в случае необходимости);
      информацию о нормах охраны труда и техники безопасности;
      обоснованность проекта с точки зрения социально-культурных и демографических характеристик населения;
      используемые источники информации.
      16. Раздел анализа рисков содержит:
      информацию об использованных методах идентификации и оценки рисков;
      перечень идентифицированных рисков (коммерческих, технико-технологических, экологических, институциональных, финансовых, социальных и иных), возможных к наступлению в инвестиционном и постинвестиционном периодах проекта, с представлением результатов определения вероятности наступления рисков и ущерба от наступления рисков, а также предполагаемых мер по снижению рисков. Информация по рискам проекта представляется по форме согласно приложению 11 к настоящим Требованиям.
      17. Общие выводы содержат:
      1) обоснование выбора наиболее оптимального варианта реализации проекта;
      2) основные недостатки и достоинства выбранного варианта реализации проекта;
      3) основные технико-экономические параметры (показатели) по выбранному варианту:
      место реализации проекта;
      показатели результата (прямого и конечного);
      компоненты проекта;
      общая стоимость проекта, с разбивкой финансирования по годам и компонентам.
      18. Приложения к ТЭО БИП должны соответствовать приложениям 1-11 к настоящим Требованиям, а также могут включать дополнительную информацию: диаграммы, рисунки, карты местности и другие материалы и документы, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ТЭО БИП.
      19. По проектам в сфере строительства приложения к ТЭО БИП также должны включать картографические и другие графические материалы, в том числе схему ситуационного плана с размещением объекта строительства и указанием мест присоединения его к инженерным сетям и коммуникациям, схем генерального плана объекта, обосновывающие размеры земельного участка, а так же схемы, чертежи (эскизные проекты) соответствующих технологических, архитектурных и объемно-планировочных решений.
      20. ТЭО БИП дорабатывается с учетом замечаний и предложений соответствующих заключений экспертиз, требуемых в зависимости от специфики проекта в соответствии с настоящими Требованиями и бюджетным законодательством Республики Казахстан.

3. Требования к экспертизе ТЭО БИП

      21. Для подтверждения установленных технико-экономических параметров БИП ТЭО подлежит экономической и другим экспертизам, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.
      22. По ТЭО БИП в сфере строительства государственная экспертиза проектов осуществляется юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан.
      23. Требования к экспертизе ТЭО БИП имеющих в составе архитектурные, градостроительные и строительные решения определяются законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и действующими на территории Республики Казахстан государственными нормативами.
      24. Экономическая экспертиза республиканских БИП осуществляется юридическим лицом, определенным Правительством Республики Казахстан.
      25. Экономическая экспертиза местных БИП, а также проектов, планируемых к финансированию за счет целевых трансфертов на развитие и кредитов из республиканского бюджета, может осуществляться юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами.
      26. Экономическая экспертиза ТЭО БИП проводится на основании предоставленного ТЭО БИП и соответствующих положительных заключений экспертиз ТЭО БИП, требуемых в зависимости от специфики проекта, а именно:
      1) государственной экспертизы юридического лица, уполномоченного Правительством Республики Казахстан на осуществление государственной экспертизы проектов имеющих архитектурные, градостроительные и строительные решения (далее - государственная экспертиза);
      2) заключения отраслевой экспертизы;
      3) государственной экологической экспертизы;
      4) государственной научно-технической экспертизы;
      5) государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.
      27. По БИП, в зависимости от специфики проекта требуются следующие исходные документы:
      предполагающим строительную деятельность, требуются заключения отраслевой, государственной, экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз на ТЭО, а также копии документов прилагаемых к заданию на разработку ТЭО в том числе технические условия, решения местных исполнительных органов об отводе земельных участков по проектам, предполагающим строительство новых объектов (с приложением при необходимости расчетов убытков собственников земельных участков и землепользователей, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в зависимости от вида изымаемых угодий) и копии соответствующих правоустанавливающих документов на недвижимое имущество по проектам, предполагающим реконструкцию существующих объектов;
      в области информатизации требуются заключения отраслевой экспертизы и уполномоченного органа в области информатизации и связи;
      предполагающим инновационную и/или космическую деятельность, требуются заключения отраслевой и государственной научно-технической экспертиз.
      Требования к заключениям, указанным в пункте 26 настоящих Требований, устанавливаются законодательством Республики Казахстан.
      При проведении экономической экспертизы ТЭО БИП, в зависимости от специфики БИП, могут быть затребованы другие экспертизы, необходимые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      28. Результатом экономической экспертизы проекта являются положительное заключение или отрицательное заключение, или заключение на доработку.
      Положительное заключение экономической экспертизы представляется на ТЭО БИП, структура и содержание, которого соответствует настоящим Требованиям, а также имеются предпосылки к осуществимости и эффективности проекта.
      Отрицательное заключение экономической экспертизы представляется на ТЭО БИП, результаты оценки которого показывают на неосуществимость и/или неэффективность проекта.
      Заключение на доработку представляются на ТЭО БИП, содержание которого не соответствует настоящим Требованиям и в случае невозможности установить наличие предпосылок к осуществимости и/или эффективности проекта.
      29. Экономическая экспертиза ТЭО БИП проводится в течение тридцати рабочих дней со дня поступления полного пакета документов юридическому лицу определенному на проведение экономической экспертизы, по итогам которой соответствующее заключение направляется в установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан порядке соответствующему уполномоченному органу по государственному планированию.
      30. Заключение экономической экспертизы ТЭО БИП включает в себя:
      1) краткую характеристику проекта;
      2) оценку состава документации по проекту;
      3) информацию о целесообразности проекта;
      4) оценку наличия предпосылок к осуществимости проекта;
      5) оценку наличия предпосылок к эффективности проекта;
      6) оценку анализа рисков проекта;
      7) общие выводы по проекту.
      31. В разделе «Краткая характеристика проекта» указывается следующая информация согласно ТЭО:
      наименование проекта;
      наименование администратора бюджетных программ;
      наименование заявителя проекта (указывается в случае рассмотрения проекта, предполагаемого реализации посредством финансирования за счет целевых трансфертов на развитие из республиканского бюджета);
      период реализации проекта;
      цель и задачи проекта;
      показатели результата (прямого и конечного);
      место реализации проекта;
      масштаб и мощность проекта;
      целевые группы, в том числе основные выгодополучатели;
      компоненты проекта;
      общая стоимость проекта с разбивкой финансирования по годам;
      источники и форма финансирования проекта.
      32. Раздел «Оценка состава документации по проекту» содержит:
      1) перечень документов и материалов, принятых во внимание при проведении экономической экспертизы:
      документы, представленные на рассмотрение для проведения экономической экспертизы;
      нормативные правовые акты;
      2) замечания к составу и содержанию представленных документов.
      33. Раздел «Информация о целесообразности проекта» содержит:
      информацию о соответствии проекта документам системы государственного планирования (соответствие по периоду реализации, источникам финансирования);
      информацию о соответствии ТЭО БИП инвестиционному предложению, по которому имеется положительное заключение экономической оценки уполномоченного органа по государственному планированию.
      34. Раздел «Оценка наличия предпосылок к осуществимости проекта» содержит:
      оценку анализа спроса или социально-экономической необходимости проекта (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку анализа рынков товаров, работ, услуг, закупаемых в рамках реализации проекта (в инвестиционном периоде) и в эксплуатационном периоде (в постинвестиционном периоде) (на основе заключений соответствующих экспертиз, а также представленных прайс-листов, коммерческих предложений и других подтверждающих документов);
      оценку выбранного технико-технологического решения реализации проекта, приведенного в ТЭО (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку информации о воздействии на окружающую среду принятых проектных решений (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку институциональной схемы проекта (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку схемы финансирования (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку анализа обеспеченности проекта квалифицированными кадрами (на основе заключений соответствующих экспертиз).
      Определение осуществимости проекта заключается в подтверждении того, что указанные в ТЭО технико-экономические параметры и проектные решения одобрены, согласованы и/или оценены положительно соответствующими заключениями экспертиз.
      35. Раздел «Оценка наличия предпосылок к эффективности проекта» содержит:
      оценку расчетов инвестиционных издержек (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку расчетов эксплуатационных издержек (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку финансового анализа проекта (при необходимости);
      оценку экономического анализа проекта.
      36. Раздел «Оценка анализа рисков проекта» содержит оценку анализа коммерческих, технико-технологических, экологических, институциональных, финансовых, социальных и иных рисков, представленного в ТЭО БИП.
      37. В разделе «Общие выводы по проекту» указываются:
      1) основные технико-экономические параметры:
      место реализации проекта;
      цель проекта;
      показатели результата (прямого и конечного);
      компоненты проекта;
      общая стоимость проекта, с разбивкой финансирования по годам и компонентам;
      2) основные выводы по проекту:
      оценка анализа рисков;
      оценка наличия предпосылок к осуществимости проекта;
      оценка наличия предпосылок к эффективности проекта;
      3) заключение по проекту (положительное заключение или отрицательное заключение, или заключение на доработку).
      38. Заключение экономической экспертизы должно соответствовать следующим критериям качества:
      соответствие структуры заключения положениям, установленным пунктом 30 настоящих Требований;
      соответствие содержания заключения положениям, установленным пунктами 31-37 настоящих Требований.
      39. ТЭО БИП, получившие положительные экономические заключения подлежат утверждению в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и бюджетным законодательством Республики Казахстан.

4. Требования к корректировке ТЭО БИП, а также проведению
необходимых экспертиз

      40. Корректировка ТЭО БИП с последующим проведением необходимых экспертиз проводится в случае изменения установленных технико-экономических параметров БИП, влекущих за собой изменение технических решений и дополнительные расходы.
      41. Рассмотрение скорректированного ТЭО БИП осуществляется центральным или местным уполномоченным органом по государственному планированию (далее - уполномоченный орган по государственному планированию) в порядке, установленном настоящими Требованиями и бюджетным законодательством Республики Казахстан.
      42. После проведения корректировки ТЭО и экспертиз скорректированного ТЭО БИП, необходимых в соответствии с настоящими Требованиями, администраторы бюджетных программ направляют их оригиналы в уполномоченный орган по государственному планированию, с предоставлением электронной версии скорректированного ТЭО БИП, в том числе финансово-экономической модели по проекту.
      43. Для рассмотрения скорректированного ТЭО БИП, администраторы бюджетных программ предоставляют соответствующему уполномоченному органу по государственному планированию следующие документы:
      1) письмо-заявку за подписью первого руководителя государственного органа - администратора бюджетных программ либо его заместителя, с указанием предполагаемых изменению технических решений и/или дополнительных расходов, или включаемых дополнительных компонентов по ТЭО БИП, с приложением соответствующей сравнительной таблицы, подписанной первым руководителем государственного органа либо его заместителем;
      2) отраслевую экспертизу уполномоченного органа соответствующей отрасли, подтверждающее целесообразность изменения технических решений и предусмотрения дополнительных расходов, или включения дополнительных компонентов, за подписью первого руководителя либо его заместителя и оформленная в установленном законодательством Республики Казахстан порядке для официальных документов;
      3) заключение соответствующего уполномоченного государственного органа в зависимости от специфики проекта, представляемого в форме официального письма, подписанного первым руководителем или его заместителем и подтверждающего обоснованность и достоверность предполагаемых параметров изменения технических решений и/или предусмотрение дополнительных расходов, или включения дополнительных компонентов;
      4) скорректированное ТЭО БИП;
      5) заключения экспертиз и требуемые документы на скорректированное ТЭО БИП, необходимые в зависимости от специфики БИП в соответствии с пунктами 26 и 27 настоящих Требований;
      6) заключения экспертиз и документы по ТЭО БИП, рассмотренные ранее при получении положительного заключения уполномоченного органа по государственному планированию (по утвержденному первоначальному ТЭО);
      7) копия соответствующего предложения бюджетной комиссии.
      44. Уполномоченный орган по государственному планированию в течение пяти рабочих дней со дня поступления пакета документов проверяет их на комплектность и соответствие структуры скорректированного ТЭО настоящим Требованиям и возвращает их администраторам бюджетных программ при отсутствии:
      1) документов, наличие которых необходимо в соответствии с пунктом 43 настоящих Требований;
      2) в ТЭО разделов, наличие которых необходимо в соответствии с настоящими Требованиями.
      В случае соответствия пакета документов положениям настоящих Требований соответствующий уполномоченный орган по государственному планированию не позднее срока установленного настоящим пунктом направляет письмо соответствующему юридическому лицу, определенному на проведение экономической экспертизы, о необходимости проведения экономической экспертизы скорректированного ТЭО БИП, с приложением пакета документов представленного администратором бюджетных программ для рассмотрения скорректированного ТЭО БИП.
      45. Экономическая экспертиза скорректированного ТЭО БИП проводится в течение тридцати рабочих дней со дня поступления полного пакета документов, указанных в пунктах 42 и 43 настоящих Требований, соответствующему юридическому лицу, определенному на проведение экономической экспертизы ТЭО БИП.
      46. Экономическая экспертиза скорректированного ТЭО БИП проводится в порядке установленном настоящими Требованиями и бюджетным законодательством Республики Казахстан для экономической экспертизы ТЭО БИП.
      47. Структура и содержание скорректированного ТЭО БИП должны соответствовать положениям главы 2 настоящих Требований, с приведением в соответствующих разделах ТЭО БИП обоснований и расчетов по предполагаемым изменению техническим решениям и дополнительным расходам, или включению дополнительным компонентам в сравнении с ранее утвержденным ТЭО БИП.
      48. Структура и содержание заключения экономической экспертизы скорректированного ТЭО БИП должны соответствовать положениям главы 3 настоящих Требований.
      49. ТЭО БИП, получившие положительные экономические заключения подлежат утверждению в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и бюджетным законодательством Республики Казахстан.

5. Требования к разработке или корректировке
ТЭО концессионного проекта

      50. Целью разработки ТЭО концессионного проекта является выработка оптимального варианта реализации проекта.
      51. Корректировка ТЭО концессионного проекта с последующим проведением необходимых экспертиз проводится в случае изменения установленных технико-экономических параметров концессионного проекта, влекущих за собой изменение технических решений и дополнительные расходы.
      52. Требования к ТЭО концессионного проекта имеющих в составе архитектурные, градостроительные и строительные решения определяются настоящими Требованиями и законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и действующими на территории Республики Казахстан государственными нормативами.
      53. По результатам разработки или корректировки ТЭО концессионного проекта должно соответствовать следующей структуре:
      паспорт проекта;
      введение;
      институциональный раздел;
      маркетинговый раздел;
      технико-технологический раздел;
      экологический раздел;
      финансовый раздел;
      социально-экономический раздел;
      влияние проекта на государственный бюджет;
      оценка и распределение рисков;
      выводы по проекту;
      приложения (в случае необходимости).
      54. В ТЭО в зависимости от специфики проекта допускается включение дополнительных разделов и приложений.
      55. В паспорте проекта раскрывается краткая информация о проекте.
      Паспорт проекта содержит следующую информацию:
      наименование государственного органа - заказчика ТЭО концессионного проекта;
      наименование разработчика ТЭО концессионного проекта;
      наименование проекта;
      место реализации проекта;
      цель и задачи проекта, в том числе в количественном выражении;
      масштаб проекта;
      мощность проекта;
      период реализации проекта:
      период строительства объекта;
      период эксплуатации объекта концессионером;
      планируемая общая стоимость проекта в национальной валюте и иностранной валюте, принятой для расчетов в рамках ТЭО концессионного проекта, в том числе:
      инвестиционные издержки;
      эксплуатационные издержки;
      прочие издержки;
      предполагаемые источники финансирования концессионного проекта;
      предполагаемые виды и размеры государственной поддержки;
      основные выгодополучатели от реализации проекта по схеме концессии.
      56. В разделе «Введение» описывается проблема в отрасли (регионе), которую планируется решить посредством реализации концессионного проекта, а также указываются альтернативные варианты решения данной проблемы, в том числе по технологическим, институциональным, финансовым решениям.
      57. В институциональном разделе описывается предлагаемая оптимальная схема управления проектом на протяжении его жизненного цикла, участники концессионного проекта и их функции, порядок их взаимодействия.
      Также в данном разделе проводится сравнительный анализ альтернативных вариантов реализации концессионного проекта по институциональным решениям.
      58. Маркетинговый раздел содержит анализ существующей и прогнозируемой (на период реализации концессионного проекта) конъюнктуры спроса на образующуюся в результате реализации проекта продукцию (товары/услуги) и предложения потребляемых факторов производства.
      Раздел включает:
      анализ и обоснование количественных параметров спроса, его тенденций или оценку необходимости в продукции (товаров/услуг), планируемой к производству в рамках концессионного проекта;
      анализ объемов, видов и цен на продукцию (товары/услуги), которая производится с учетом текущей ситуации в отрасли (регионе) по категориям потребителей;
      анализ готовности и возможности потенциальных потребителей приобретать единицу продукции (товара/услуги) (платить за единицу продукции) в рамках проекта;
      анализ и обоснования определенной приемлемой (социально-справедливой) цены за единицу продукции (услуги);
      анализ объемов, видов и цен на продукцию (товары/услуги), которая будет производиться в результате реализации концессионного проекта по категориям потребителей;
      анализ рынков сырья, материалов, оборудования, необходимых для реализации концессионного проекта, в том числе сравнительный анализ по производителям и поставщикам, ценам, качеству и условиям поставки продукции;
      анализ обеспеченности проекта специалистами соответствующей квалификации как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также, в случае необходимости, обоснование привлечения иностранных специалистов.
      В каждом из подразделов указываются используемые источники информации и методики проведения маркетинговых исследований с приложением отчета по проведенному маркетинговому исследованию.
      59. Технико-технологический раздел содержит принятые в рамках ТЭО концессионного проекта технико-технологические решения реализации проекта, определяющих параметры и компоненты проекта.
      Раздел включает:
      описание и сравнительный анализ технико-технологических решений с обоснованием выбранного оптимального варианта реализации проекта;
      обоснование месторасположения реализации проекта относительно источников и месторасположения потенциальных поставщиков сырья, материалов, оборудования потребителей продукции (товара/услуги) и близости к транспортным магистралям с учетом географических особенностей региона;
      расчетное обоснование мощности проекта с учетом принятых технико-технологических решений;
      оценку влияния проекта на инфраструктуру региона, где предполагается реализация проекта;
      обоснование выбранного проектного оборудования, в том числе технологическая совместимость с уже используемым оборудованием (если такое предполагается в рамках реализации проекта), оптимальное соотношение «цена-качество», альтернативные варианты по выбору оборудования, применение инновационного оборудования, использование ноу-хау, использование проектом стандартов качества, нормативные документы, устанавливающие технические и технологические требования к проекту;
      нормы охраны труда и техники безопасности;
      обеспеченность реализации проекта инженерными сооружениями, с учетом имеющихся в наличии транспортных подъездов и средств, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, а также обеспеченность складскими помещениями;
      график реализации проекта, который отражает период создания/реконструкции объекта, предлагаемого к передаче в концессию, и его эксплуатации по годам реализации и по технологическим этапам, с графическим отображением последовательности и продолжительности мероприятий по проекту во времени (план-график).
      При выборе технико-технологических решений по проекту, в первую очередь, выбираются те решения, которые имеют наименьшее негативное воздействие на экологию и оказывают больший социально-экономический эффект от реализации проекта.
      60. Экологический раздел включает:
      оценку влияния проекта на состояние окружающей среды, количественную оценку экологического ущерба от реализации проекта и предполагаемые мероприятия по уменьшению его вредного воздействия;
      мероприятия, предполагаемые проектом для улучшения экологической ситуации, как региона, так и Республики Казахстан в целом, и их результат в количественном выражении.
      Оценка воздействия на окружающую среду в ТЭО концессионного проекта выполняется в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан.
      61. В финансовом разделе приводится анализ финансовых выгод и затрат, с учетом альтернативных схем и источников финансирования проекта, влияния инфляции на реализуемость проекта, оценка финансовой эффективности проекта, раскрываются принятые в рамках ТЭО концессионного проекта финансовые решения.
      Данный раздел включает:
      расчет общих инвестиционных издержек;
      расчет эксплуатационных издержек (производственных издержек, текущих расходов на содержание);
      расчет себестоимости продукции (товаров/услуг), отпускных цен на товары (тарифы на услуги);
      расчет доходов от продаж;
      расчет потока денежных средств;
      расчет нераспределенной и чистой прибыли;
      учет инфляции, курса валют, определение нормы дисконта и поправок на риск;
      анализ наименьших затрат;
      анализ наибольшей прибыли;
      анализ проекта с помощью методов дисконтирования, в том числе расчет чистой приведенной стоимости (Net Present Value - NPV), внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR), отношения дисконтируемых выгод и затрат, дисконтированного срока окупаемости;
      определение приемлемых параметров привлечения заемных средств для финансирования проекта;
      источники финансирования эксплуатационных расходов, с определением, кем и когда такие расходы будут финансироваться;
      расчет удельной финансовой эффективности проекта, текущей платежеспособности, финансового рычага, обеспеченности долга, доходности капитала;
      анализ чувствительности проекта и расчет границ безубыточности.
      В разделе раскрывается порядок расчета показателей с указанием формул и принятых допущений. Данные и расчеты представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм с соответствующими пояснениями.
      Количественные и качественные показатели должны быть взаимоувязаны и представлены в сравнительных таблицах с экономически завершенными умозаключениями. Анализ должен проводиться на базе обоснованных расчетов с математическим моделированием и с использованием эмпирических показателей, учитывая международную практику.
      62. Социально-экономический раздел отражает социально-экономические аспекты проекта и выгоды от реализации проекта.
      Данный раздел включает:
      анализ существующей социально-экономической ситуации в отрасли (регионе) и Республике Казахстан и перспективы ее развития без учета проекта, в том числе:
      основные социальные показатели (уровень доходов населения, уровень безработицы, занятости, смертности, рождаемости);
      основные отраслевые (региональные) показатели (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли (региона) в структуре внутреннего валового продукта, объем инвестиций в отрасль (регион) и их тенденции в планируемом периоде);
      анализ перспектив развития социально-экономической ситуации в отрасли (регионе) и в Республике Казахстан в случае реализации концессионного проекта, в том числе:
      основные социальные показатели (уровень доходов населения, уровень безработицы, занятости, смертности, рождаемости);
      основные отраслевые (региональные) показатели (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли (региона) в структуре внутреннего валового продукта, объем инвестиций в отрасль (регион) и их тенденции в планируемом периоде);
      анализ выгод и затрат по проекту, который включает в себя анализ результатов, следствий и влияния, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды от реализации проекта;
      расчет прямого, косвенного и совокупного макроэкономического эффекта в текущих ценах и в сопоставимых ценах предыдущего года;
      расчет показателей чистых общественных выгод, экономического чистого приведенного дохода (Economic net present value - ENPV), экономической внутренней нормы доходности (Economic Internal Rate of Return - EIRR);
      анализ влияния реализации проекта на развитие смежных отраслей (соседних регионов);
      анализ влияния проекта на рост экспортного потенциала Республики Казахстан и импортозамещения, развитие инноваций.
      63. В разделе «Влияние проекта на государственный бюджет» указываются:
      планируемые к предоставлению виды и размеры государственной поддержки для поддержания деятельности концессионера, их расчеты и обоснование;
      расчет нагрузки на государственный бюджет (республиканский или местный) по годам реализации проекта;
      планируемые налоговые поступления в государственный бюджет при эксплуатации объекта концессии;
      расчет показателей чистых бюджетных выгод, бюджетного чистого приведенного дохода (NPV государственного бюджета), бюджетной внутренней нормы доходности (IRR государственного бюджета);
      определение эффективного срока концессии;
      сравнительный анализ реализации проекта по схеме концессии, финансирования проекта только за счет бюджетных средств государства и за счет государственного займа.
      64. В разделе «Оценка и распределение рисков» описываются риски, возможные к наступлению при реализации проекта, в том числе на подготовительном этапе, этапе строительства/реконструкции объекта концессии и его эксплуатации.
      Данный раздел включает:
      оценку коммерческих рисков;
      оценку социальных рисков;
      оценку экономических рисков;
      оценку технических рисков;
      оценку финансовых рисков;
      оценку специфических рисков для концессионера и концедента, определяющие основные факторы рисков, предположительный характер и диапазон их изменений, предполагаемые мероприятия по их снижению;
      анализ распределения рисков между участниками проекта;
      анализ в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки), в том числе определение предельно допустимых значений изменения параметра.
      Оценка рисков проводится методом количественного и качественного анализа.
      65. В разделе «Выводы по проекту» описываются:
      основные достоинства и недостатки по проекту;
      оптимальный вариант реализации проекта;
      критические риски по проекту и меры по их снижению.
      66. ТЭО концессионного проекта содержит приложения, которые включают финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта (по источникам финансирования проекта), графики, диаграммы, рисунки, карты местности, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ТЭО концессионного проекта.
      67. ТЭО концессионного проекта, представляются в уполномоченный орган по государственному планированию Республики Казахстан на бумажном и электронном носителе с приложением соответствующих положительных экспертиз в зависимости от его специфики, а именно:
      1) государственной экспертизы юридического лица, уполномоченного Правительством Республики Казахстан на осуществление государственной экспертизы проектов при наличии строительной составляющей;
      2) экспертизы уполномоченного органа соответствующей отрасли;
      3) государственной экологической экспертизы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
      4) банковской экспертизы;
      5) государственной научно-технической экспертизы;
      6) санитарно-эпидемиологической экспертизы уполномоченного органа в области здравоохранения.

6. Требования к экспертизе ТЭО концессионного проекта

      68. Целью проведения экономической экспертизы ТЭО концессионного проекта является определение коммерческой, бюджетной и социально-экономической эффективности предложенного в ТЭО варианта реализации концессионного проекта.
      69. По ТЭО концессионного проекта в сфере строительства государственная экспертиза проектов осуществляется юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан.
      70. Требования к экспертизе ТЭО концессионного проекта имеющих в составе архитектурные, градостроительные и строительные решения определяются законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и действующими на территории Республики Казахстан государственными нормативами.
      71. Результатом экономической экспертизы ТЭО концессионного проекта является положительное или отрицательное заключение.
      Положительное заключение экономической экспертизы представляется на ТЭО концессионного проекта, в котором по результатам проведения экономической экспертизы определенный в рамках ТЭО концессионного проекта оптимальный вариант его реализации является эффективным.
      Отрицательное заключение экономической экспертизы представляется на ТЭО концессионного проекта, в котором по результатам проведения экономической экспертизы определенный в рамках ТЭО концессионного проекта оптимальный вариант его реализации является неэффективным.
      72. ТЭО концессионного проекта направляется на доработку в случае его несоответствия пунктам 52 – 66 настоящих Требований.
      73. При проведении экономической экспертизы ТЭО концессионного проекта (далее - экспертиза концессионного проекта) специализированная организация по вопросам концессии руководствуется принципами:
      результативности проекта - положительность эффекта его осуществления, то есть превышение оценки слагаемых результатов над оценкой совокупных затрат, требуемых для реализации проекта;
      адекватности и объективности - правильное отражение структуры и характеристик объекта, применительно к которому рассматривается проект с учетом степени недостоверности и неопределенности;
      комплексности - учет разносторонних последствий реализации проекта, как в экономической, так и в социальной, экологической и в других внеэкономических сферах и определение соответствующих видов и величин результатов и затрат;
      индивидуальности - оценка эффективности проекта с позиций каждого участника;
      согласованности - данные и информация, отраженные в различных разделах ТЭО концессионного проекта и представленные в документах согласуются между собой;
      достоверности - информация и данные, представленные в разделах ТЭО концессионного проекта подтверждены в заключениях других экспертиз ТЭО концессионного проекта, а также представленные в документах и в расчетах;
      обоснованности - решения, принятые в рамках ТЭО концессионного проекта, являются обоснованными;
      правильности расчета - порядок расчета и полученные показатели являются верными.
      74. Экспертиза проводится с учетом основных принципов концессии, определенных в статье 3 Закона Республики Казахстан «О концессиях» на основании представленного ТЭО концессионного проекта и соответствующих положительных экспертиз, необходимых к проведению на ТЭО концессионного проекта в зависимости от специфики проекта, а именно:
      1) государственной экспертизы;
      2) экспертизы уполномоченного органа соответствующей отрасли;
      3) государственной экологической экспертизы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
      4) банковской экспертизы;
      5) государственной научно-технической экспертизы;
      6) санитарно-эпидемиологической экспертизы уполномоченного органа в области здравоохранения.
      75. Заключение экспертизы концессионного проекта должно содержать:
      анализ реализации проекта в рамках действующего законодательства Республики Казахстан;
      анализ социально-экономической эффективности реализации проекта;
      анализ коммерческой эффективности реализации проекта;
      анализ бюджетной эффективности реализации проекта с учетом оказания мер государственной поддержки;
      анализ рисков проекта и мер по их снижению;
      выводы и рекомендации.

Приложение 1               
к Требованиям к разработке        
или корректировке, а также проведению  
необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования бюджетного инвестиционного  
и концессионного проектов       

Форма           

Краткая характеристика бюджетного инвестиционного проекта

№ п/п

Наименование показателя

Описание

1.

Наименование проекта


2.

Наименование администратора бюджетных
программ


3.

Наименование заявителя проекта
(указывается в случае рассмотрения
проекта, предполагаемого реализации
посредством финансирования за счет
целевых трансфертов на развитие из
республиканского бюджета)


4.

Место реализации проекта


5.

Цель и задачи проекта


6.

Показатели результата (прямого и
конечного)


7.

Компоненты проекта


8.

Масштаб проекта и мощность проекта


9.

Целевые группы, в том числе основные
выгодополучатели


10.

Нормативные правовые акты, в том числе
документы системы государственного
планирования, в соответствии с которыми
предполагается реализация проекта


11.

Дата и номер заключения экономической
оценки инвестиционного предложения по
проекту


12.

Общая стоимость проекта, с разбивкой финансирования по годам

Источник
финансирования

Форма
финанси-
рования

г
г
г
г

Форма
финанси-
рования

г
г
г
г

Форма
финанси-
рования

г
г
г
г

В
с
е
г
о

Республиканский
бюджет








Местный бюджет








Иные источники








Итого:








13.

Источник и сумма финансирования разработки и экспертизы ТЭО

Источник финансирования разработки
и экспертизы ТЭО


Стоимость разработки и экспертизы ТЭО


Наименование разработчика ТЭО


Реквизиты договора по разработке
ТЭО


14.

Период реализации проекта


15.

Качественные и количественные
требования для обеспечения
нормального режима функционирования
проекта


16.

Объем планируемого казахстанского
содержания в работах, товарах и
услугах проекта


Примечание:
      В строке 7 указываются мероприятия и виды работ по каждому мероприятию.
      В строке 8 указываются: масштаб - количественная характеристика величин, планируемых к достижению за период реализации проекта, необходимая для достижения мощности проекта за определенный период времени; мощность проекта - количественная величина (выпуск товаров, работ и услуг), характеризующая целевое назначение проекта (уровень и качество жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности и других отраслей (сфер) государственного управления) и обусловленная масштабом проекта, достигаемая в постинвестиционный период.
      В строке 10 указываются нормативные правовые акты, в рамках которых осуществляется реализация проекта.
      В строке 12 указывается:
      республиканский бюджет - сумма, запрашиваемая к финансированию из республиканского бюджета, на реализацию мероприятий ТЭО по республиканским бюджетным инвестиционным проектам, а также местным бюджетным инвестиционным проектам, планируемым к финансированию за счет целевых трансфертов на развитие и кредитов из республиканского бюджета;
      местный бюджет - сумма, запрашиваемая (планируемая)
      к финансированию из местного бюджета, на реализацию мероприятий ТЭО по местным бюджетным инвестиционным проектам, а также в случае софинансирования из местного бюджета местных бюджетных инвестиционных проектов, для реализации которых выделяются целевые трансферты на развитие из вышестоящего бюджета;
      иные источники - сумма, планируемая по инвестиционным проектам, предлагаемым к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан.
      В строке 15 по проектам в сфере информатизации указываются:
      требования к производительности проекта, в т.ч. необходимое время отклика (реакции системы на действия пользователя), пропускная способность (сколько запросов система может обрабатывать) и максимальное количество запросов в единицу времени требования к отказоустойчивости проекта, в т.ч. объем планового обслуживания в год, средняя наработка на отказ в год, время восстановления работоспособности приложения в случае отказа.
      В строке 16 по проектам в сфере информатизации указывается планируемый объем казахстанского содержания в работах, товарах и услугах проекта, включая:
      долю казахстанского содержания в разработке/развитии информационных систем.

Приложение 2               
к Требованиям к разработке        
или корректировке, а также проведению   
необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования бюджетного инвестиционного 
и концессионного проектов        

Форма           

График реализации проекта
(в том числе по технологическим этапам)
с разбивкой финансирования по компонентам
проекта ______________________

Наименование
компонента

Стоимость
компонента,
в том числе
по годам
реализации,
тенге

График выполнения работ, в том числе
по месяцам/кварталам

ГГГГ

ГГГГ

г
г
г
г

г
г
г
г

n

и
т
о
г
о

1
кв.

2
кв.

3
кв.

4
кв.

1
кв.

2
кв.

3
кв.

4
кв.

Компонент 1













Компонент 2













Компонент 3













Компонент n













Приложение 3                 
к Требованиям к разработке        
или корректировке, а также проведению   
необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования бюджетного инвестиционного  
и концессионного проектов        

Форма           

Институциональная схема проекта ______________

№ п/п

Название
участника
проекта

Информация
об участнике
проекта

Функции
участника
проекта

Ответствен-
ность
участника
проекта

1

Администратор программы




2

Заявитель проекта (указывается
в случае рассмотрения проекта,
предполагаемого реализации
посредством финансирования за
счет целевых трансфертов на
развитие из республиканского
бюджета)




3

Участник Проекта
(Балансодержатель в
постинвестиционный период)




4

Участник Проекта
(Эксплуатирующая организация)




5

Участник Проекта




6

Участник Проекта n




Приложение 4                
к Требованиям к разработке         
или корректировке, а также проведению  
необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования бюджетного инвестиционного  
и концессионного проектов         

Форма           

Базовые параметры финансово-экономической модели
проекта _______________________

№ п/п

Наименование параметра

Значение
параметра

Обоснование

1

Общая стоимость проекта

тыс. тенге


2

Инвестиционный период

ГГГГ-ГГГГ


3

Постинвестиционный период

ГГГГ-ГГГГ


4

Ставка (коэффициент) дисконтирования

%


5

Уровень инфляции

%


6

Ставки налогов

%


7

Нормы амортизации



8

Отраслевые показатели



9

Макроэкономические индикаторы



10

Другое



Примечание:
      В строке 4 указывается официальная ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на момент разработки ТЭО (но не более 6 месяцев), применяемые в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности.
      В строке 5 указывается уровень инфляции, в соответствии со среднесрочным прогнозом показателей денежно-кредитной политики и/или макроэкономических показателей Республики Казахстан, применяемый в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности. При этом в течение последующего постинвестиционного периода принимается уровень инфляции на последний год, указанный в соответствии со среднесрочным прогнозом показателей денежно-кредитной политики /или макроэкономических показателей Республики Казахстан.
      В строке 6 указываются ставки налогов в соответствии с действующим Налоговым кодексом Республики Казахстан на момент разработки ТЭО, применяемые в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности.
      В строке 7 указываются нормы амортизации в соответствии с действующим на момент разработки ТЭО законодательством Республики Казахстан, применяемые в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности.
      В строке 8 указываются показатели, применяемые в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности, отвечающие следующим характеристикам:
      наличие данных в системе национальных счетов;
      наличие целевых значений, установленных государственными, стратегическими, программными документами, в том числе стратегическими документами государственного органа.
      В строке 9 указывается значения макроэкономических индикаторов, в соответствии со среднесрочным прогнозом макроэкономических показателей Республики Казахстан, применяемые в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности. Также возможно применение ключевого или интегрированного индикатора макроэкономического развития экономики (в случае возможности его представления). Например, объем валовой продукции сельского хозяйства, объем промышленной продукции, мировая цена на нефть (смесь Brent) и прочее.
      В строке 10 указываются другие показатели (параметры), применяемые в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности.

Приложение 5                 
к Требованиям к разработке          
или корректировке, а также проведению   
необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования бюджетного инвестиционного  
и концессионного проектов         

Форма           

Расчет показателей финансовой эффективности проекта ____________

Наименование

Примечание
(обоснование,
ссылка на
ТЭО,
экспертизы)

1

2

3

n

1

Прямые денежные притоки







2

Инвестиционные затраты







3

Эксплуатационные затраты







4

Итого затраты







5

Итого чистый денежный поток







6

Итого чистый дисконтированный денежный
поток







7

Чистый дисконтированный доход (NPV)







8

Внутренняя норма доходности (IRR)







9

Простой срок (финансовой) окупаемости







10

Дисконтируемый срок (финансовой)
окупаемости







Примечание:
      В строке 1 указываются все денежные поступления и платежи, связанные с реализацией проекта в течение постинвестиционного периода.
      В строке 2 указывается стоимость проекта с учетом всех денежных вложений в инвестиционный период, в том числе стоимость проектно-изыскательских работ, приобретения или аренды земельного участка, его отвода и освоения под строительство, стоимость работ по подготовке территории к строительству и строительно-монтажных работ, оборудования и прочее.
      В строке 3 указываются все денежные затраты, направленные на сопровождение и/или содержание объекта, с момента его ввода в эксплуатацию.
      В строке 4 указывается суммарная стоимость рисков проекта в денежном эквиваленте (тыс. тенге) определенная посредством суммирования величин стоимости риска приведенных в приложении 6.
      В строке 5 указывается разница между прямыми денежными притоками и затратами:
      строка 5 = строка 1 - строка 4.
      В строке 6 указываются величины полученные путем перемножения чистого денежного потока на коэффициент, который рассчитывается по следующей формуле:
            1
      k = -------
          (1+r)i
      r - ставка дисконтирования, приведенная в приложении 4;
      i - порядковый номер года реализации проекта (от 1 до n).
      В строке 7 указывается величина, полученная посредством суммирования чистого дисконтированного денежного потока, приведенного в строке 6.
      В строке 8 указывается величина, полученная посредством нахождения ставки дисконтирования, при которой чистый дисконтированный доход (строка 8) равен нулю.
      В строке 9 указывается величина, полученная посредством определения периода времени (лет, месяцев), требуемого для покрытия инвестиционных затрат за счет чистого денежного потока.
      В строке 10 указывается величина, полученная посредством определения периода времени (лет, месяцев), требуемого для покрытия инвестиционных затрат за счет чистого дисконтированного денежного потока.

Приложение 6               
к Требованиям к разработке        
или корректировке, а также проведению  
необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования бюджетного инвестиционного  
и концессионного проектов       

Форма           

Результаты анализа чувствительности NPV и IRR
проекта _______________________

      По показателю «Объем сбыта»

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Чистый дисконтированный доход (NPV),
тыс. тенге







Внутренняя норма доходности (IRR), %







      По показателю «Цена сбыта»

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Чистый дисконтированный доход (NPV),
тыс. тенге







Внутренняя норма доходности (IRR),%







      По показателю «Объем инвестиционных издержек»

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Чистый дисконтированный доход (NPV),
тыс. тенге







Внутренняя норма доходности (IRR),%







      По показателю «Объем эксплуатационных издержек»

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Чистый дисконтированный доход (NPV),
тыс. тенге







Внутренняя норма доходности (IRR),%







Приложение 7               
к Требованиям к разработке        
или корректировке, а также проведению  
необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования бюджетного инвестиционного 
и концессионного проектов       

Форма           

Показатели анализа наименьших затрат
проекта ___________________

Варианты

Наименование

Примечание (обоснование ссылка на ТЭО, экспертизы)

гггг

гггг

гггг

n

Итого

Вариант 1

Инвестиционные затраты







Эксплуатационные затраты







Итого по первому варианту






Приведенная стоимость затрат






Вариант 2

Инвестиционные затраты







Эксплуатационные затраты







Итого по второму варианту






Приведенная стоимость затрат






Вариант n

Инвестиционные затраты







Эксплуатационные затраты







Итого по варианту n






Приведенная стоимость затрат






Приложение 8                  
к Требованиям к разработке          
или корректировке, а также проведению   
необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования бюджетного инвестиционного 
и концессионного проектов         

Форма           

Показатели для анализа эффективности затрат
проекта ______________________

Варианты

Наименование показателя

Примечание
(обоснование,
ссылка на ТЭО,
экспертизы)

гггг

гггг

гггг

n

Итого

Вариант 1

Инвестиционные затраты







Эксплуатационные затраты







Итого по первому варианту






Приведенная стоимость затрат






Объем сбыта товаров,
работ, услуг







Удельные издержки на единицу товара,
работ, услуг






Вариант 2

Инвестиционные затраты







Эксплуатационные затраты







Итого по второму варианту






Приведенная стоимость затрат






Объем сбыта товаров,
работ, услуг







Удельные издержки на единицу товара, работ, услуг






Вариант n

Инвестиционные затраты







Эксплуатационные затраты







Итого по варианту n






Приведенная стоимость затрат






Объем сбыта товаров,
работ, услуг







Удельные издержки на единицу товара,
работ, услуг






Приложение 9                 
к Требованиям к разработке          
или корректировке, а также проведению   
необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования бюджетного инвестиционного  
и концессионного проектов         

Форма           

Расчет показателей экономической эффективности
проекта _________________

Наименование

Примечание
(обоснование,
ссылка на ТЭО,
экспертизы)

1

2

3

n

1

Прямые денежные притоки







2

Косвенные экономические выгоды







3

Итого экономические выгоды







4

Инвестиционные затраты







5

Эксплуатационные затраты







6

Косвенные экономические затраты







7

Риски проекта







8

Итого экономические затраты







9

Итого чистый экономический поток







10

Итого чистый дисконтированный экономический поток







11

Экономический чистый дисконтированный
доход (ENPV)







12

Экономическая внутренняя норма доходности
(EIRR)







Примечание:
      В строке 1 указываются все денежные поступления и платежи, связанные с реализацией проекта в течение постинвестиционного периода.
      В строке 2 указываются все выгоды, связанные с реализации проекта, в том числе дополнительные социально-экономические, экологические эффекты в смежных отраслях (сферах) экономики, определяемые для всего постинвестиционного периода. Все выгоды приводятся в денежном эквиваленте (тыс. тенге).
      В строке 3 указываются суммарная стоимость прямых денежных притоков и косвенных экономических выгод.
      В строке 4 указывается стоимость проекта с учетом всех денежных вложений в инвестиционный период, в том числе стоимость проектно-изыскательских работ, приобретения или аренды земельного участка, его отвода и освоения под строительство, стоимость работ по подготовке территории к строительству и строительно-монтажных работ, оборудования и прочее.
      В строке 5 указываются все денежные затраты, направленные на сопровождение и/или содержание объекта, с момента его ввода в эксплуатацию.
      В строке 6 указываются все предполагаемые затраты, в том числе социально-экономические, экологические и в смежных отраслях (сферах) экономики, связанные с последствиями реализации проекта за исключением эксплуатационных затрат. Все затраты приводятся в денежном эквиваленте (тыс. тенге).
      В строке 7 указывается суммарная стоимость рисков проекта в денежном эквиваленте (тыс. тенге) определенная посредством суммирования величин стоимости риска приведенных в приложении 6.
      В строке 8 указывается суммарная стоимость инвестиционных и эксплуатационных затрат, косвенных экономических затрат и рисков проекта.
      В строке 9 указывается разница между экономическими выгодам и затратами.
      В строке 10 указываются величины полученные путем перемножения чистого экономического потока на коэффициент, который рассчитывается по следующей формуле:
              1
      k = -------
          (1+r)i
      r - ставка дисконтирования, приведенная в приложении 4;
      i - порядковый номер года реализации проекта (от 1 до n).
      В строке 11 указывается величина, полученная посредством суммирования чистого дисконтированного экономического потока, приведенного в строке 10.
      В строке 12 указывается величина, полученная посредством нахождения ставки дисконтирования, при которой экономический чистый дисконтированный доход равен нулю.

Приложение 10              
к Требованиям к разработке        
или корректировке, а также проведению   
необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования бюджетного инвестиционного  
и концессионного проектов         

Форма           

Результаты анализа чувствительности ENPV и EIRR
проекта _______________________

      По показателю «Объем сбыта» (спрос)

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Экономический чистый дисконтированный
доход (ENPV), тыс. тенге







Экономическая внутренняя норма
доходности (EIRR), %







      По показателю «Объем инвестиционных издержек»

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Экономический чистый дисконтированный
доход (ENPV), тыс. тенге







Экономическая внутренняя норма
доходности (EIRR), %







      По показателю «Объем эксплуатационных издержек»

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Экономический чистый дисконтированный
доход (ENPV), тыс. тенге







Экономическая внутренняя норма
доходности (EIRR), %







Приложение 11                  
к Требованиям к разработке         
или корректировке, а также проведению   
необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования бюджетного инвестиционного  
и концессионного проектов         

Форма           

Риски проекта _______________________

Наименование
риска

Вероятность
наступления
риска

Ущерб от
наступ-
ления
риска

Стоимость
риска

Предполагаемые мероприятия
по снижению рисков

Мероприятия

Ответственный
участник

1

2

3

4

5

Коммерческие
риски






Риск 1…






Риск n






Технические риски






Риск n






Экологические
риски






Риск n






Институциональные
риски






Риск n






Финансовые риски






Риск n






Социальные риски






Риск n.






Итого:


      В графе 1 указывается вероятность наступления риска (неблагоприятного события) для каждого риска в долях от 0 до 1. Вероятность определяется посредством одного из следующих методов:
      метод экспертных оценок;
      нормативный метод (на основе обосновывающих нормативных и методических документов);
      метод аналогий (анализ аналогичных инвестиционных проектов);
      статистический метод;
      другие.
      В графе 2 указывается величина ущерба от наступления риска (неблагоприятного события) в денежном эквиваленте (тенге). Величина ущерба определяется посредством одного из следующих методов:
      метод экспертных оценок;
      нормативный метод (на основе обосновывающих нормативных и методических документов);
      метод аналогий (анализ аналогичных инвестиционных проектов);
      статистический метод;
      другие.
      В графе 3 указывается стоимость риска в денежном эквиваленте (тенге). Стоимость каждого риска определяется посредством перемножения вероятности наступления на величину ущерба от наступления риска.
      В графе 4 указываются предполагаемые мероприятия по снижению каждого риска.
      В графе 5 указываются ответственные участники проекта в соответствии с институциональной схемой за реализацию этих по снижению каждого риска.
      В строке «Итого» указывается суммарная стоимость рисков проекта в денежном эквиваленте (тенге). Суммарная стоимость рисков проекта определяется посредством суммирования величин стоимости риска.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.