Об утверждении Правил разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию или расширению особо охраняемых природных территорий, а также корректировки технико-экономического обоснования

Обновленный

Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 сентября 2010 года № 558. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 октября 2010 года № 6518.

      Сноска. Заголовок приказа в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 24.10.2012 № 17-03/541 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 4.

      В соответствии с подпунктом 6) статьи 8 и статьей 20 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года "Об особо охраняемых природных территориях", ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 24.10.2012 № 17-03/541 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию или расширению особо охраняемых природных территорий, а также корректировки технико-экономического обоснования.

      Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 24.10.2012 № 17-03/541 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Признать утратившим силу приказ Председателя Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 15 февраля 2007 года № 67 "Об утверждении Правил разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований создания или расширения особо охраняемых природных территорий" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4583, опубликованный в собрании Актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан 2007 год, март).

      3. Департаменту стратегии использования природных ресурсов Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (Омаров Ж.И.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

И.о. Министра

Е. Аман


  Утверждены
приказом и.о. Министра
сельского Республики Казахстан
от 1 сентября 2010 года № 558

Правила
разработки проектов естественно-научных и технико-экономических
обоснований по созданию или расширению особо охраняемых природных
территорий, а также корректировки технико-экономического
обоснования

      Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 24.10.2012 № 17-03/541 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Общие положения

      1. Правила разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию или расширению особо охраняемых природных территорий, а также корректировки технико-экономического обоснования (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 6) статьи 8 и статьей 20 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон) в целях принятия обоснованных решений по организации территории и функционированию различных видов особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения.

      Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 24.10.2012 № 17-03/541 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Разработка проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию или расширению особо охраняемых природных территорий, а также корректировки технико-экономического обоснования производится специализированными научными (научно-исследовательскими) и проектными (проектно-изыскательскими) организациями по техническим заданиям уполномоченного органа в области особо охраняемых природных территорий (далее - уполномоченный орган), центральных или местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, в ведении которых создаются или расширяются особо охраняемые природные территории в два этапа.

      Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 24.10.2012 № 17-03/541 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. На первом этапе разрабатывается проект естественно-научного обоснования по созданию или расширению особо охраняемых природных территорий (далее – проект естественно-научного обоснования).

      Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 24.10.2012 № 17-03/541 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. На втором этапе, на основании естественно-научного обоснования, утвержденного уполномоченным органом или согласованного с ним, разрабатывается проект технико-экономического обоснования по созданию или расширению особо охраняемой природной территории, а также корректировки технико-экономического обоснования (далее - проект технико-экономического обоснования).

      Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 24.10.2012 № 17-03/541 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      5. Проект технико-экономического обоснования согласовывается с собственниками земельных участков и землепользователями, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы.

      Сноска. Пункт 5 в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 24.10.2012 № 17-03/541 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6. Проекты естественно-научного и технико-экономического обоснований по созданию или расширению особо охраняемых природных территорий республиканского значения подлежат государственной экологической экспертизе и утверждаются уполномоченным органом в течение 30 календарных дней.

      Сноска. Пункт 6 в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 24.10.2012 № 17-03/541 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Разработка проекта естественно-научного обоснования

      7. Проект естественно-научного обоснования определяет:

      1) уникальность, значимость и репрезентативность природных комплексов проектной территории и расположенных на ней объектов государственного природно-заповедного фонда;

      2) оценку состояния социально-экономических условий на исследуемой территории;

      3) состояние экологических систем и объектов государственного природно-заповедного фонда на исследуемой территории, риски, угрозы сохранению и меры по их охране, защите, восстановлению и использованию;

      4) категорию и вид особо охраняемой природной территории;

      5) границы, площади, а также функциональные зоны режимы их охраны и использования.

      8. На основе всесторонней оценки природной среды определяется уникальность, значимость и репрезентативность природных комплексов проектной территории и расположенных на ней объектов государственного природно-заповедного фонда.

      9. Объектами изучения природной среды являются: рельеф, почвы, климат, геология, поверхностные и подземные воды, флора, фауна, физико-геологические процессы, протекающие на территории.

      10. Оценка рельефа предусматривает описание общих черт рельефа, его приуроченность к определенному геоморфологическому региону, описание основных орографических особенностей (характера распределения повышенных и пониженных участков). Отмечаются наиболее живописные и интересные в познавательном и эстетическом плане территории.

      Приводится инженерно-геологическая характеристика проектной территории, анализ отрицательных физико-геологических процессов, рассматривается возможность сохранения уникальных геологических объектов.

      11. С целью выявления степени комфортности окружающей среды, возможных путей ее улучшения и использования особо охраняемой природной территории производится анализ и оценка общего климатического фона. При проектировании национальных и региональных парков определяется продолжительность рекреационного периода для основных видов отдыха, устойчивость погоды в различные периоды года.

      12. Гидрологическая оценка территории предусматривает анализ существующих водоемов и водотоков, их протяженность, площадь, режим, скорость, глубину и ширину, проточность водоемов, заболоченность территории. Рассматривается возможность их использования в целях рекреации и туризма (купание, организация водного спорта).

      При изучении гидроминеральных и других лечебных ресурсов определяется: состав, местоположение, запасы, условия охраны, возможный профиль и объем использования месторождений.

      13. При изучении и анализе растительного покрова определяются закономерности пространственного распределения (взаимосвязь с рельефом, почвами, режимом увлажнения, поясность в горах) основных типов фитоценозов, степень трансформации и сохранности, условия формирования преобладающих и уникальных фитоценозов. Выявляются местообитания редких, исчезающих, эндемичных и других ценных видов растений или фитоценозов, требующих неотложных охранных мероприятий. Составляется перечень редких и исчезающих видов, сообществ.

      14. Изучение животного мира включает детальное исследование условий местообитания, ареал ценных и редких видов, стабильность их популяций, сезонные стации и пути миграции различных видов, антропогенные факторы, влияющие на сохранность популяций ценных видов фауны, а также возможные пути контроля или управления их численностью. В результате выявляются объекты, нуждающиеся в охране и определяется перечень необходимых мероприятий. Составляется перечень редких и исчезающих видов.

      15. При оценке состояния социально-экономических условий на исследуемой территории приводятся:

      краткая социально-экономическая характеристика региона (характеристика экономической деятельности, состав населения на проектной территории, численность жителей каждого населенного пункта, перспективная численность населения территории, планируемой под организацию особо охраняемой природной территории);

      характеристика существующего производственного и жилого фонда, его состояние и использование;

      описание системы и объектов культурно-бытового обслуживания территории;

      потребность местного населения в природных ресурсах.

      16. В состоянии экологических систем и объектов государственного природно-заповедного фонда на исследуемой территории приводится характеристика объектов природно-заповедного фонда и памятников истории и культуры, расположенных на проектной территории или вблизи нее.

      На основе полученного материала составляются тематические карты: карта экосистем и ландшафтная карта.

      17. Карта экосистем составляется по результатам натурных полевых исследований на основе аэрокосмических снимков. В легенде к карте экосистем дается детальная характеристика биологических объектов (растительности, основных стаций животного мира). На карте экосистем выделяются уникальные и редкие объекты охраны, а в легенде характеризуются и экологические условия их местообитания.

      18. Ландшафтная карта составляется для отражения ландшафтного разнообразия территории, включая памятники истории и культуры, а также планирования мероприятий рационального использования, охраны и размещения инфраструктуры особо охраняемой природной территории. Ландшафтная карта составляется на основе натурных обследований и обработки специальных материалов (пообъектных карт). На ландшафтной карте выделяются уникальные и эталонные природные комплексы, опасные процессы и явления, накладывающие сдерживающее или ограничивающее влияние на развитие туризма и рекреации.

      В результате анализа природных условий и факторов антропогенного воздействия на окружающую природную среду проводится комплексная оценка ландшафтов проектной территории.

      19. Под комплексной оценкой территории следует понимать оценку всей совокупности природных, хозяйственно-экономических и планировочных факторов с позиций ее пригодности для организации различных видов особо охраняемых природных территорий.

      Производится следующая оценка территории:

      1) природоохранная;

      2) рекреационная;

      3) пейзажно-эстетическая.

      20. При разработке природоохранной оценки территории сохранение эталонов природных систем, генофонда фауны и флоры или объектов неживой природы следует рассматривать как главную цель для создания заповедников, а возможность рекреационной организации территории - как средство или условие создания национальных и региональных парков, природных резерватов. Объектами природоохранной оценки являются территории с сохранившейся структурой ландшафтов, растительности, животного мира, отдельных видов фауны и флоры, а так же земли, не используемые или малопригодные для хозяйственных целей, которые рассматриваются как потенциальные территории для сохранения природных систем или отдельных видов флоры и фауны.

      Выявлению и оценке также подлежат: отдельные объекты (участки) ландшафта и местообитания редких и исчезающих видов флоры и фауны, места гнездований, нерестилища, сезонные стации мигрирующих видов, отдельные объекты живой и неживой природы, представляющие научный интерес, объекты, имеющие водоохранное, почвозащитные и гигиеническое значение. Природоохранная оценка устанавливает объекты охраны, размеры и границы охраняемых территорий, определяются мероприятия по восстановлению природных комплексов или их отдельных компонентов.

      21. При разработке рекреационной оценки территории рассматриваются факторы, отражающие свойства природной среды, пригодность их к организации отдельных видов отдыха.

      Рассматриваются естественные или культурные ландшафты, этнографические и другие подобные объекты, климатические условия, характеризующие общую комфортность района для рекреации и факторы климата, определяющие возможность развития отдельных видов отдыха: гидроминеральные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи) с их бальнеологической оценкой.

      Рекреационная оценка территории представляет собой систему разработок по инвентаризации и оценке ресурсов, а также по выбору наиболее ценных из них. Рассматривается совокупность этих показателей - вид ресурсов, площадь, протяженность, продолжительность сезона, возможная специализация, рекреационная нагрузка.

      22. Объектами оценки пейзажно-эстетических свойств ландшафта являются:

      типы ландшафта, которые различаются по признакам пейзажной разнородности (лесные, луговые, степные, скальные, болотные, озерные) или их сочетания (лесолуговые, озерно-болотные, редколесья);

      отдельные объекты природы познавательного характера, отличающиеся уникальностью или индивидуальным своеобразием (экзотические формы растительности, пещеры, скалы, водопады, гроты);

      отдельные элементы ландшафта, которые играют роль визуальных акцентов и доминант, обеспечивая обзор панорамы и многоплановых пейзажей (вершины, хребты, кромки перегиба рельефа, отдельные видовые точки, перевалы, открытые седловины).

      Критерием пейзажно-эстетической ценности ландшафта являются общий объем информации о его внешней, морфологической структуре. Структура определяется разнообразием рельефа, растительных группировок, форм береговой линии акватории, каменистостью поверхности. Сочетание этих свойств с панорамностью и многоплановостью открывающихся пространств увеличивает общую информативность ландшафта и его пейзажно-эстетическую ценность.

      Выделяются следующие ландшафты:

      уникальные и выдающиеся ландшафты, а также объекты природы, имеющие исключительно эстетическое значение и требующие охраны и специального режима пользования;

      ценные ландшафты и объекты природы, где рекомендуется запрещать или ограничивать не рекреационное использование территории;

      ландшафты малоценные и не имеющие рекреационного значения.

      Пейзажно-эстетическая оценка ландшафтов включает составление оценочной картосхемы, позволяющей выделить пространственную дифференциацию пейзажно-эстетических свойств ландшафтов и определить наиболее вероятные места привлекательные для посетителей особо охраняемой природной территории.

      23. Рассматривается хозяйственная деятельность и ее влияние на природные комплексы исследуемой территории, в том числе воздействия:

      1) промышленности;

      2) сельского хозяйства;

      3) лесного и охотничьего хозяйства;

      4) транспорта;

      5) туристской деятельности;

      6) населенных пунктов.

      24. С целью выработки предложений по охране основных компонентов окружающей среды на проектной территории, способствующих сохранению экологического равновесия и эффективному развитию и функционированию особо охраняемой природной территории разрабатываются мероприятия по охране экологических систем особо охраняемой природной территории.

      25. При проектировании выделяется две группы мероприятий, направленных на охрану экологических систем:

      1) мероприятия, направленные на сохранение в заповедном режиме естественных участков территории, являющихся местообитанием редких, эндемичных и занесенных в Красную книгу видов растительного и животного мира, а также видов, являющихся ценным генофондом для селекционной работы;

      2) мероприятия, направленные на ликвидацию или смягчение антропогенного воздействия на территориях, уже являющихся местами интенсивного рекреационного воздействия, с целью сохранения и восстановления их привлекательных свойств как комфортных и живописных оздоровительных, познавательных, туристских и спортивных участков.

      26. Комплекс мероприятий второй группы подразделяется на меры, направленные на защиту экологических систем особо охраняемой природной территории от воздействия особо опасных природных процессов (селей, оползней, схода снежных лавин), и мероприятия по предотвращению антропогенного воздействия.

      27. Блок природоохранных мероприятий особо охраняемой природной территории включает:

      1) охрану растительного мира;

      2) охрану животного мира;

      3) охрану почв;

      4) охрану ландшафтов;

      5) охрану водных источников;

      6) охрану воздушного бассейна;

      7) охрана экологических систем от рекреационного воздействия;

      8) охрану памятников истории и культуры;

      9) инженерную защиту участков особо охраняемой природной территории от опасных геологических процессов и явлений.

      28. Мероприятия по охране растительного мира включают:

      1) выделение на особо охраняемой природной территории участков с трансформированным растительным покровом, а также, наиболее уязвимых к антропогенным факторам и измененных под влиянием природных процессов, организацию на них постоянных наблюдений в целях оперативного принятия мер по устранению негативных последствий;

      2) разработку мероприятий по восстановлению различных типов растительности и ограничению нагрузок;

      3) мероприятия по охране и защите лесов, включая воспроизводство лесов, лесозащитные мероприятия, противопожарные мероприятия, мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями леса.

      29. Мероприятия по охране животного мира включают:

      1) установление границ особо охраняемой природной территории с учетом возможности сохранения в течение всего года благоприятных условий естественного обитания животных;

      2) осуществление зонирования территории (выделение заповедных, заказных, демонстрационно-экспозиционных участков), гарантирующих сохранность мест обитания животных и произрастающей здесь растительности, а на демонстрационно-экспозиционных участках - максимальную наглядность для туристов;

      3) организацию "микрозаповедников" и зон покоя для зверей и птиц;

      4) запрещение проведения всех видов рубок леса, пастьбы и сенокошения в период гнездования птиц;

      5) сохранение дуплистых деревьев, расселение муравейников;

      6) научно-обоснованное введение во все посадки древесных и кустарниковых пород, имеющих защитное и кормовое значение для зверей и птиц;

      7) установка ограждений, препятствующих выходу животных на дороги с интенсивным движением, соответствующих дорожных знаков;

      8) проектирование комплекса биотехнических мероприятий, включая организацию учета диких животных.

      30. Мероприятия по охране почв включают:

      1) введение запретов на использование участков с ограниченным режимом пользования в качестве пастбищ;

      2) формирование оптимальной дорожно-тропиночной сети;

      3) залужение участков с нарушенным или отсутствующим напочвенным растительным покровом путем посева трав;

      4) разработка и реализация мер по снижению выбросов вредных веществ от стационарных и передвижных источников, загрязняющих почвенный покров;

      5) введение запретов на использование на особо охраняемой природной территории и в охранной зоне пестицидов и ядохимикатов.

      31. Мероприятия по охране ландшафтов включают:

      1) размещение рекреационных комплексов и центров рекреационного обслуживания особо охраняемой природной территории таким образом, чтобы наиболее ценные природные ландшафты были изолированы или попадали в зону щадящих рекреационных нагрузок;

      2) размещение рекреационной застройки, прокладка дорог, коммуникаций, необходимых для функционирования особо охраняемой природной территории, на преимущественно безлесных, малоценных в эстетическом отношении участках;

      3) создание условий панорамного обозрения местности при передвижении посредством соответствующей трассировки дорог и троп.

      32. Мероприятия по охране водных источников включают:

      1) берегоукрепительные меры в местах пересечения водотоков туристскими тропами и маршрутами, на берегах водотоков - устройство специально оборудованных мест отдыха для привалов туристических групп;

      2) запрещение на территории выходов минеральных источников земляных и строительных работ, не связанные с охраной и использованием лечебных ресурсов.

      33. Мероприятия по охране воздушного бассейна включают:

      1) преимущественное использование для нужд особо охраняемой природной территории электроэнергии, а также проектирование альтернативных источников энергии;

      2) организацию контроля за передвижными источниками загрязнения;

      3) запрещение моторизованного передвижения отдыхающих по наиболее уязвимым участкам особо охраняемой природной территории, путем установления ограничительных знаков и шлагбаумов. На территории, являющейся конечной точкой автомобильного передвижения, устраиваются стоянки для транспорта. Значительные по протяженности ознакомительные маршруты осуществляются с помощью специального транспорта особо охраняемой природной территории (микроавтобусы, конные прогулки);

      4) сосредоточение моторизованного доступа отдыхающих на периферии или вне особо охраняемой природной территории.

      34. Мероприятия по охране экологических систем особо охраняемой природной территории от рекреационного воздействия включают:

      1) организацию рекреационного пользования природными ресурсами в соответствии с установленными рекреационными нагрузками. Основополагающим для каждой охраняемой территории является разработка планировочных решений по зонированию ее территорий, по характеру отдыха и введение специальных режимов посещения на тех или иных рекреационных участках;

      2) проектирование в рекреационных зонах, местах большого скопления отдыхающих интересных, ярких и привлекательных объектов отдыха и развлечений;

      3) предложения по регулированию потоков отдыхающих выходного дня, в соответствии с рекреационной емкостью особо охраняемой природной территории;

      4) благоустройство рекреационных территорий, в том числе в местах кратковременного отдыха (вблизи рек, на полянах, видовых точках).

      35. Мероприятия по охране памятников истории и культуры включают:

      1) определение функциональной роли памятников истории и культуры в общем комплексе целей и задач особо охраняемой природной территории;

      2) разработку предложений по охране памятников. Данная работа выполняется совместно с представителями государственных органов охраны историко-культурного наследия. Составляется карта-схема расположения памятников на особо охраняемой природной территории;

      3) при наличии на особо охраняемой природной территории разных форм историко-культурного наследия внутри территории возможно выделение зоны различной специализации: историко-архитектурные, археологические, этнографические;

      4) разработку рекомендаций по созданию музеев под открытым небом.

      36. Мероприятия по инженерной защите участков особо охраняемой природной территории от опасных геологических процессов и явлений включают:

      разработку предупредительных мер от особо опасных природных процессов - селей, схода снежных лавин и склоновых разрушительных процессов - обвалов и оползней;

      мероприятия по защите территории от селевых процессов подразделяются на организационно-хозяйственные (активные) и гидротехнические (пассивные).

      Противообвальные и противооползневые мероприятия предусматривают:

      выполаживание опасных массивов;

      укрепление путем устройства подпорных стен, контрфорсов, пломб, опоясок, анкерного крепления, свай, инъекцирования трещин, комбинированные способы;

      закрепление масс горных пород подпорными сооружениями;

      фитолесомелиоративные работы.

      37. В целях сохранения, восстановления и рационального использования природных комплексов и объектов природно-заповедного фонда на исследуемой территории проводится научно-исследовательская, эколого-просветительская и рекреационная деятельность.

      38. Основой содержания научно-исследовательских работ особо охраняемой природной территории служат два направления:

      организация системных наблюдений по изучению природных комплексов, мониторинг природных процессов, а также разработка научных основ и методов сохранения биологического разнообразия, восстановления экологических систем и объектов государственного природно-заповедного фонда;

      изучение эколого-познавательной и рекреационной ценности природных комплексов, разработка мер по сбалансированному, регулируемому рекреационному использованию территории.

      39. При планировании эколого-просветительской деятельности необходима выработка мер, направленных на привлечение основной массы отдыхающих и туристов к строго определенным местам и объектам особо охраняемой природной территории.

      Эколого-просветительская деятельность особо охраняемой природной территории выполняет две функции - функцию непосредственно просвещения, экологического воспитания человека и функцию отвлечения, оттягивания рекреационных потоков от особо ценных и нуждающихся в строгой охране участков.

      40. Основным средством информации и пропаганды особо охраняемой природной территории являются печатные издания: книги, брошюры, проспекты, справочники, карты, путеводители, листовки, рекламно-издательская деятельность и размещение информации на интернет-ресурсах. Большую роль играет работа со средствами массовой информации.

      Другой формой пропаганды особенностей пользования природными ресурсами особо охраняемой природной территории являются информационные стенды и аншлаги.

      41. Пропагандистский, разъясняющий и информационный характер следует придавать и маркировке туристских маршрутов и троп. На дорожно-тропиночной сети предусматривается установка указателей маршрутов, освещается их тематика, расстояние, наименование мест отдыха, схематический план данного участка.

      42. При выборе категории и вида особо охраняемой природной территории учитываются:

      1) степень сохранности природных комплексов, имеющих особую экологическую и научную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, генетического резерва, предмета научных исследований, экологического просвещения и образования;

      2) изолированность территории, исключающая или существенно ослабляющая влияние хозяйственной деятельности осуществляемой на смежных территориях;

      3) уникальность и живописность ландшафтов и их высокие пейзажные и эстетические достоинства;

      4) достаточная степень сохранности природных ландшафтов и экологических систем;

      5) наличие природных комплексов, объектов живой и неживой природы, соответствующих критериям объектов государственного природно-заповедного фонда;

      6) наличие объектов познавательного и воспитательного значения, пригодность территории для организации различных форм рекреации и туризма;

      7) наличие транспортных связей, позволяющих использовать рекреационные ресурсы.

      43. При установлении границ особо охраняемой природной территории учитываются:

      1) естественные рубежи характерных природных комплексов, отвечающих требованиям включения их в состав особо охраняемой природной территории;

      2) вопросы целесообразности выноса и перепрофилирования различных предприятий, размещенных на проектной территории.

      44. При установлении границ заповедников, национальных и региональных парков, природных резерватов и памятников природы учитываются следующие ограничения:

      на основной территории этих особо охраняемых природных территорий, не размещаются промышленные предприятия, аэропорты, шахты, карьеры по добыче полезных ископаемых, а также месторождения полезных ископаемых, потенциально пригодных для эксплуатации;

      исключаются территории, которые по современному состоянию ландшафтов, характеру использования территорий не соответствуют целям использования особо охраняемых природных территорий. При этом учитываются: степень изменения и облик сформировавшихся антропогенных ландшафтов, особенности природопользования и сопутствующие им природные процессы, в том числе загрязнение и неблагоприятные последствия, вызванные хозяйственной деятельностью.

      45. Вдоль границ заповедников, национальных природных парков, природных парков, природных резерватов предусматривается размещение охранной зоны.

      Ширина охранной зоны, внешние границы которой устанавливаются по границам земельных участков собственников и землепользователей или по естественным географическим рубежам, составляет не менее двух километров.

      Определяется режим охраны и порядок природопользования на территории охранной зоны для вынесения решения местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы в соответствии с Земельным Кодексом Республики Казахстан и Законом.

      Сноска. Пункт 45 с изменениями, внесенными приказом Министра сельского хозяйства РК от 24.10.2012 № 17-03/541 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      46. При установлении границ особо охраняемой природной территории рекомендуется общая площадь особо охраняемой природной территории, ее границы, определяются объекты охраны, намечаются мероприятия по восстановлению нарушенных природных комплексов, режиму охраны, функциональное зонирование особо охраняемой природной территории.

3. Разработка проекта технико-экономического обоснования

      47. Проект технико-экономического обоснования по созданию или расширению особо охраняемой природной территории включает выполнение следующих разделов:

      1) землеустроительный проект отвода земель особо охраняемой природной территории (далее - проект отвода земель), с описанием ее границ, координат, категории и площади земельных участков собственников и землепользователей, изымаемых (выкупаемых) в состав особо охраняемой природной территории, категории и площади земельных участков собственников и землепользователей, включаемых в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия, а также границ и площади охранной зоны;

      2) затраты, связанные с выкупом земельных участков у собственников и землепользователей и (или) покрытием убытков по их изъятию, ограничением хозяйственной деятельности в охранных зонах, а также в случаях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земель;

      3) затраты на создание инфраструктуры и содержание особо охраняемой природной территории, выполнение мероприятий по охране, защите и восстановлению объектов государственного природно-заповедного фонда;

      4) функциональное зонирование территории, вид режима охраны и условия регулируемого туристского, рекреационного и ограниченного хозяйственного использования природных комплексов в пределах установленных функциональных зон с определением норм рекреационных нагрузок;

      5) проект планировки особо охраняемой природной территории и ее инфраструктуры (генеральный план развития инфраструктуры): мест размещения туристских троп, смотровых площадок, бивачных полян, стоянок для транспорта, кемпингов, палаточных лагерей, гостиниц, мотелей, туристских баз, объектов общественного питания, торговли и другого культурно-бытового назначения, трубопроводов, линий электропередачи и связи, дорог с учетом развития экологического туризма.

      Сноска. Пункт 47 с изменениями, внесенными приказом Министра сельского хозяйства РК от 24.10.2012 № 17-03/541 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      48. В землеустроительном проекте отвода земель на основе картографического материала дается описание границ особо охраняемой природной территории в пределах административных областей и районов, географические координаты, приводится экспликация земельных участков, предоставляемых в постоянное землепользование особо охраняемой природной территории. Указываются площади земельных участков собственников и землепользователей, включаемых в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия.

      49. Землеустроительный проект отвода земель особо охраняемой природной территории республиканского значения направляется на согласование в уполномоченный орган и утверждение в уполномоченный орган по земельным отношениям области (города республиканского значения, столицы).

      50. Землеустроительный проект отвода земель особо охраняемой природной территории местного значения направляется на согласование в территориальный орган уполномоченного органа и утверждение в уполномоченный орган по земельным отношениям области (города республиканского значения, столицы).

      51. В технико-экономическом обосновании приводятся ориентировочные суммы затрат в случае изъятия (выкупа) земельных участков у собственников и землепользователей, суммы затрат, необходимых для покрытия убытков в связи с ограничением хозяйственной деятельности в охранных зонах, а также в случаях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земель.

      52. В технико-экономическом обосновании приводятся ориентировочные суммы затрат на строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры особо охраняемой природной территории, затраты на материально-техническую оснащенность.

      53. По характеру рекреационного использования особо охраняемой природной территории в сочетании с обязательными природоохранными задачами, ландшафтных особенностей территории определяется ее планировочная внутрихозяйственная структура.

      54. Особо охраняемая природная территория делится на обходы (инспекторские участки), которые объединяются техническими участками. Нормативная площадь одного обхода в расчете на одного инспектора определяется в соответствии с приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 20 июля 2015 года № 18-02/664 "Об утверждении норм и нормативов по охране, защите, пользованию лесным фондом, воспроизводству лесов и лесоразведению на участках государственного лесного фонда" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 11995).

      Сноска. Пункт 54 в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 25.12.2015 № 19-1/1124 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      55. Особое внимание при проектировании особо охраняемой природной территории уделяется выбору места центральной усадьбы и расположению кордонов.

      56. Кордоны проектируются так, чтобы инспекторы службы охраны могли контролировать все основные дороги и пути сообщения, обеспечивая равномерную охрану всех обходов.

      В государственных природных заповедниках предусматривается размещение кордонов по периметру территории в охранной зоне.

      57. Структура управления особо охраняемой природной территории определяется целями и задачами природоохранной организации, характером природных особенностей, степенью освоенности территории, наличием рекреационных объектов, численностью постоянно и временно проживающего населения, необходимостью проведения наблюдений за процессами, протекающими в природных комплексах.

      58. Типовая структура управления государственного природного заповедника, государственного национального и регионального природного парка, государственного природного резервата, являющихся природоохранными и научными учреждениями, включает: административно-управленческий аппарат, отдел охраны природных комплексов, отдел науки, информации и мониторинга, отдел экологического просвещения и туризма, отдел финансовой и организационной работы, хозяйственный отдел.

      Допускается корректировка структуры управления с учетом особенностей проектируемой особо охраняемой природной территории.

      59. Штатная численность службы охраны природоохранных учреждений зависит от размера территории, от числа выделенных технических участков и обходов.

      60. Экономический механизм деятельности особо охраняемых природных территорий включает расходование средств, выделяемых из республиканского и местного бюджетов на финансирование мероприятий по строительству, содержанию, охране и воспроизводству природных комплексов и средств, сформированных за счет реализации товаров (работ, услуг), не относящихся к их основной деятельности.

      При проектировании особо охраняемой природной территории определяются источники финансирования, в числе которых:

      бюджетные средства;

      средства природоохранных учреждений;

      гранты, средства фондов развития особо охраняемых природных территорий, добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

      Расходы особо охраняемой природной территории планируются на следующие цели:

      1) капитальное строительство, капитальный ремонт и реконструкция объектов инфраструктуры;

      2) сохранение и восстановление природных комплексов и объектов;

      3) ликвидация последствий экологических нарушений;

      4) информационное обслуживание, пропаганда природных и культурных ценностей особо охраняемой природной территории;

      5) благоустройство территории;

      6) административно-управленческие расходы и текущее обслуживание.

      61. Основой планировочной организации особо охраняемой природной территории является функциональное зонирование, определяемое путем изучения экологических, рекреационных и градостроительных особенностей территории и обеспечивающее строгую охрану уникальных природных комплексов, редких видов и сообществ.

      Для каждой функциональной зоны определяется соответствующий режим охраны природных комплексов и возможной регулируемой туристской и рекреационной, ограниченной хозяйственной деятельности. Определяются нормы рекреационных нагрузок.

      62. Процентное отношение площади заповедных зон особо охраняемых природных территорий со статусом юридического лица рекомендуется определить в следующих пределах: государственные природные заповедники 100%, государственные национальные природные парки не более 40 %, государственные природные резерваты не более 30%.

      63. Проект планировки особо охраняемой природной территории и ее инфраструктуры (генеральный план развития инфраструктуры) включает:

      1) определение туристского потенциала:

      анализ местных социально-экономических факторов, природных, историко-культурных и административных ресурсов для развития туристской деятельности;

      определение и оценку туристского потенциала, пределов и масштабов туристских возможностей (в том числе, расчет допустимой рекреационной емкости проектной территории);

      анализ современного состояния поступлений платежей от туристской и рекреационной деятельности, прогноз поступлений указанных средств с учетом развития инфраструктуры, согласно генерального плана развития инфраструктуры;

      определение экономических приоритетов в получении дохода от туристской деятельности для физических и юридических лиц;

      планирование совместной деятельности администрации особо охраняемой природной территории с лицами, осуществляющими туристскую деятельность и привлекаемыми специалистами для развития инфраструктуры;

      2) планирование инфраструктуры туризма:

      определение мест размещения объектов туристского и рекреационного назначения: туристских маршрутов (троп), смотровых площадок, бивачных полян, стоянок для транспорта, кемпингов, палаточных лагерей, гостиниц, мотелей, туристских баз (комплексов) объектов общественного питания, торговли и другого культурно-бытового назначения, контрольно-пропускных пунктов, аншлагов (с краткой характеристикой планируемых объектов и расчетом допустимых рекреационных нагрузок, пропускной способности) с учетом функционального зонирования территории, экологических требований, эстетичности, долговечности, экономичности и безопасности для туристов и окружающей среды;

      определение мест размещения объектов транспортной инфраструктуры, теплоснабжения, водоснабжения, канализации;

      3) проектирование экологически безопасных способов и мест утилизации твердо-бытовых отходов в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан;

      4) разработка методов мониторинга туристской деятельности, а также пребывание и режим работы сотрудников особо охраняемой природной территории;

      5) обоснование кадровой обеспеченности инфраструктуры.

      64. Общим принципом планировки особо охраняемой природной территории является формирование системы различных взаимосвязанных планировочных элементов, к которым относятся:

      1) туристско-рекреационные зоны, охватывающие районы концентрации наиболее значительных и интересных объектов показа. В этой зоне размещаются туристические комплексы, базы отдыха, палаточные лагеря;

      2) ландшафтно-маршрутные коридоры, предназначенные для туризма и экскурсий;

      3) развитие основных путей транспорта и прием основного потока посетителей, их размещение в пределах охранной зоны;

      4) на основных подъездах к особо охраняемой природной территории проектируются въездные центры с хорошо организованной информационно-ознакомительной службой, где можно составить план путешествия и получить сведения о наиболее ценных достопримечательностях.

      65. Разнообразие природных и градостроительных условий предопределяет формирование различных планировочных структур, основными из которых являются:

      1) кольцевая планировочная структура, при которой заповедные зоны занимают центральное положение, а рекреационные зоны - периферийное;

      2) линейная планировочная структура, образующаяся на основе последовательного чередования функциональных зон парка и наличия линейных природных осей, что предполагает двухсторонний вход на территорию парка;

      3) тупиковая планировочная структура возможна при центральном размещении рекреационных зон;

      4) комбинированная планировочная структура, представляющая собой комбинацию кольцевой, линейной и тупиковой структур.

      66. В пределах зон рекреационного использования интенсивность туристской и рекреационной деятельности регулируется уровнем рекреационной емкости и режимом природопользования, установленными при функциональном зонировании. Наибольшая концентрация и разнообразие видов туризма представлены в зоне интенсивного рекреационного использования и ограниченной хозяйственной деятельности, а также в охранных зонах особо охраняемой природной территории.

      Размещение и обслуживание прибывающих посетителей производится в рекреационных комплексах и центрах обслуживания.

      Величина комплекса зависит от местоположения и типа обслуживаемого маршрута: линейного, радиального или кольцевого.

      В рекреационных зонах формируются центры обслуживания малой вместимости. Они размещаются в местах пересечениях туристских маршрутов или вблизи объектов туризма и рассчитываются на первичное обслуживание небольшого количества посетителей. Это - палаточные лагеря, объекты общественного питания, торговли и другого культурно-бытового назначения, предназначенные для сезонного обслуживания.

      67. Хозяйственные постройки следует выносить за пределы рекреационного комплекса в хозяйственную или охранную зону особо охраняемой природной территории, где целесообразно организовать централизованное хозяйственное обслуживание рекреационных зон.

      Профиль и вместимость учреждений рекреации должны отвечать основному профилю особо охраняемой природной территории, природным условиям, наличию объектов показа и туризма.

      68. Территориальная организация посещений особо охраняемой природной территории заключается в регулировании туристских потоков с целью ограничения или привлечения большего числа туристов в тот или иной рекреационный участок особо охраняемой природной территории, установлении контроля за распределением их по территории. Основным критерием при трассировке туристских маршрутов и троп является учет допустимых рекреационных нагрузок на природные комплексы, по которым они проходят.

      Экологические тропы являются основным структурным элементом, на котором базируется рекреационная деятельность особо охраняемой природной территории, выполняя одну из основных их функций - организацию экологического просвещения человека.

      Проектирование экологических троп предполагает три взаимосвязанные цели: рекреацию, обучение и воспитание. Экологическая тропа должна иметь два главных требования: привлекательность для разных категорий посетителей и информативность в расчете на все возрастные группы.

      В заповедниках и на участках с заповедным режимом других видов особо охраняемой природной территории возможна только организация специальных научно-исследовательских экологических троп, в остальных зонах - разные виды ознакомительных, обучающих, просветительных экологических троп.

      Нагрузка на тропу зависит от ее длины, сложности маршрута, рекреационной емкости участка, разнообразия видовых точек, вместимости стоянок. Эти компоненты определяют время прохождения групп туристов и количество людей в группах. Эти показатели определяют затраты на оборудование тропы.

      69. Проектирование и создание туристских и экологических троп и маршрутов в особо охраняемой природной территории осуществляется в соответствии с нормами законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий, регулирующими туризм и рекреацию в особо охраняемых природных территориях.

      70. Дороги проектируются с возможностью обзора широких панорам и перспектив, учитывая возможность обзора удаленных объектов осмотра. Если между пейзажными участками трассы вклиниваются места с малоценными ландшафтами, целесообразно предусматривать его обогащение.

      Для определения объемов возможного строительства объектов обслуживания, с целью резервирования территорий, выполняется расчет потребности временного и постоянного населения, а также кратковременных отдыхающих.

      71. Производится анализ транспортных связей, в том числе транспортных путей общего пользования (железнодорожные, шоссейные, грунтовые дороги, судоходные реки, озера), их роль в транспортном обслуживании особо охраняемой природной территории, пункты примыкания к ней транспортных путей. Характеризуются сезонность действия дорог, их протяженность на территории особо охраняемой природной территории, обеспеченность потребностей транспортными путями.

      Приводятся данные о местах дислокации автотранспортных средств (гаражи, стоянки).

      72. Основные требования, предъявляемые к проектированию транспортных связей:

      1) соответствие архитектурно-планировочной структуре особо охраняемой природной территории;

      2) рациональное использование существующей дорожной сети;

      3) удовлетворение потребностей посетителей в передвижении и получении полезной информации;

      4) соответствие требованиям охраны окружающей среды;

      5) соответствие рекреационной емкости особо охраняемой природной территории.

      73. При проектировании могут быть выделены следующие типы дорог:

      1) кольцевая дорога - проходит в охранной зоне и предназначена для обеспечения связи между планировочными районами, выполняющая функции распределительной дороги, которая связывает внешние автомобильные трассы с внутренними дорогами особо охраняемой природной территории. По ней проходят основные потоки пассажирского и легкового транспорта;

      2) главная трасса - предназначена для движения туристского транспорта. Ее профили рассчитываются на небольшие скорости движения. На ней предусматриваются автостоянки и смотровые площадки;

      3) подъезды к рекреационным комплексам - связывают кольцевую (распределительную) дорогу с рекреационными комплексами, учреждениями обслуживания;

      4) подъезды к локальным учреждениям и объектам туризма;

      5) режимные дороги на участках заповедных зон предназначены только для движения обслуживающего транспорта. Передвижение посетителей по этим дорогам осуществляется в составе экскурсионных групп в сопровождении работников особо охраняемой природной территории;

      6) хозяйственные дороги - используются для ухода за лесом, для подвоза корма животным, ведения ограниченной хозяйственной деятельности;

      7) туристские тропы и маршруты - предназначены для организованного движения туристов и туристских групп.

      74. Регулирование потоков моторизованных туристов достигается планировочными мероприятиями, емкостью стоянок и кемпингов, а также продолжительностью пребывания в особо охраняемой природной территории.

      75. Сеть учреждений транспортного обслуживания размещается только в охранной зоне и на въездах, вне территории особо охраняемой природной территории.

      76. Данные по инженерному обеспечению территории включают: сведения по сооружениям и сетям водоснабжения и водоотведения, электро-, тепло- и газоснабжению, работе системы связи.

      77. Проектирование сетей инженерного оборудования производится с учетом функционального зонирования территории, ландшафтных особенностей и целей создания особо охраняемой природной территории.

      На склонах с повышенной крутизной предусматривается защита от оползней. В зонах с повышенной сейсмичностью - защита от сейсмических явлений.

      78. На особо охраняемой природной территории для всех учреждений рекреации предусматривается централизованное водоснабжение. С целью предупреждения загрязнения вокруг водозаборов при проектировании предусматриваются зоны санитарной охраны.

      Водозабор по течению водотоков предусматривается выше населенного пункта. Для близкорасположенных объектов рекомендуется пользование групповым водозабором.

      Водоснабжение туристских приютов и других удаленных объектов особо охраняемой природной территории обеспечивается подземными водами.

      79. Для сохранения окружающей среды и предотвращения загрязнения водных источников для рекреационных учреждений предусматривается устройство централизованной системы канализации, с площадкой очистных сооружений с полной биологической очисткой сточных вод. После очистки можно рекомендовать их выпуск на поля орошения с последующим использованием стоков в зависимости от местных условий.

      80. Линии электропередач проектируются в охранной, рекреационной и хозяйственной зонах особо охраняемой природной территории.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.