Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 25.02.2016 № 224 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
В соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Капитан морского судна».
2. Департаменту кадровой и административной работы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Хасенов Е.Е.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе размещение его на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление копии на официальное опубликование в информационно-правовую систему «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
4) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр А. Жумагалиев
«СОГЛАСОВАН»:
И.о. Министра труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
___________ К. Абсаттаров
4 ноября 2013 года
Утвержден
приказом Министра транспорта и
коммуникаций Республики Казахстан
от 20 ноября 2013 года № 920
Профессиональный стандарт
«Капитан морского судна»
1. Общие положения
1. Профессиональный стандарт «Капитан морского судна» (далее – ПС) определяет в области профессиональной деятельности «Морской и прибрежный пассажирский транспорт», «Морской и прибрежный грузовой транспорт» требования к уровню квалификации, компетенции, содержанию, качеству и условиям труда и предназначен для:
1) регулирования взаимодействия трудовой сферы и сферы профессионального образования;
2) регламентации требований для разработки программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
3) регламентации требований для оценки компетенций работников при аттестации и сертификации персонала.
2. Основными пользователями ПС являются:
1) выпускники организаций образования, работники;
2) руководители организаций, руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
3) специалисты, разрабатывающие государственные образовательные программы;
4) специалисты в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
3. На основе ПС разрабатываются квалификационные характеристики, должностные инструкции, типовые учебные программы, типовые учебные планы, корпоративные стандарты организаций.
4. В настоящем ПС применяются следующие термины и определения:
1) квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
2) квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
3) предмет труда – предмет, на который направлены действия работника с целью создания продукта при помощи определенных средств труда;
4) средства труда – средства, используемые работником для преобразования предмета труда из исходного состояния в продукт;
5) вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
6) трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения;
7) область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
8) единица профессионального стандарта – структурный элемент ПС, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;
9) профессия – род трудовой деятельности, который требует владения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;
10) компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;
11) должность – структурная единица работодателя, на которую возложен круг должностных полномочий и должностных обязанностей;
12) задача – совокупность действий, связанных с реализацией трудовой функции и достижением результата с использованием конкретных предметов и средств труда;
13) отрасль – совокупность организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;
14) отраслевая рамка квалификаций (далее - ОРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
15) национальная рамка квалификаций (далее - НРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
16) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и задач, выполняемых работником определенного вида деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.
2. Паспорт ПС
5. Паспорт ПС определяет следующее:
1) вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности):
Общий классификатор видов экономической деятельности (далее - ГК РК 03-2007) «50.1 Морской и прибрежный пассажирский транспорт», «50.2 Морской и прибрежный грузовой транспорт»;
2) основная цель вида экономической (области профессиональной) деятельности:
управление морским судном;
3) виды трудовой деятельности (профессии) по квалификационным уровням согласно приложению 1 к настоящему ПС.
3. Карточки видов трудовой деятельности (профессий)
Параграф 1 «Судоводитель. Капитан морского судна валовой
вместимостью менее 500 занятого в прибрежном плавании»
6. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
1) квалификационный уровень: по НРК – 5; по ОРК – 5;
2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01–2005): 3142 «Капитан»;
3) возможные наименования должности (профессии): капитан;
4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - управление морским судном валовой вместимостью менее 500 занятого в прибрежном плавании;
5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 1 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы Судоводителя. Капитана морского судна валовой вместимостью менее 500 занятого в прибрежном плавании» приложения 2 к настоящему ПС.
Параграф 2 «Судоводитель. Капитан морского судна валовой
вместимостью от 500 до 3000»
7. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
1) квалификационный уровень: по НРК – 5, по ОРК – 5;
2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01–2005): 3142 «Капитан»;
3) возможные наименования должности (профессии): капитан;
4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - управление морским судном валовой вместимостью от 500 до 3000;
5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 2 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы Судоводителя. Капитана морского судна валовой вместимостью от 500 до 3000» приложения 2 к настоящему ПС.
Параграф 3 «Судоводитель. Капитан морского судна валовой
вместимостью 3000 и более»
8. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
1) квалификационный уровень: по НРК – 5, по ОРК – 5;
2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01–2005): 3142 «Капитан»;
3) возможные наименования должности (профессии): капитан;
4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - управление морским судном валовой вместимостью 3000 и более;
5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 3 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы судоводителя. Капитана морского судна валовой вместимостью 3000 и более» приложения 2 к настоящему ПС.
4. Перечень единиц ПС
9. Перечень единиц ПС приведен в таблицах 1-3 приложения 3 к настоящему ПС и содержит шифр и наименование единицы ПС.
5. Описание единиц ПС
10. Описание единиц ПС приведено в таблицах 1-3 приложения 4 к настоящему ПС.
6. Виды сертификатов, выдаваемых на основе ПС
11. Организациями в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов выдаются сертификаты на основе настоящего ПС.
12. Виды сертификатов, выдаваемые на основе настоящего ПС, определяются в соответствии с перечнем единиц ПС, освоение которых необходимо для получения сертификата, предусмотренным в приложении 3 настоящего ПС.
7. Разработчики, лист согласования,
экспертиза и регистрация ПС
13. Разработчиком ПС является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
14. Лист согласования ПС приведен в приложении 5 к настоящему ПС.
Приложение 1
к Профессиональному стандарту
«Капитан морского судна»
Виды трудовой деятельности (профессии)
по квалификационным уровням
№ п/п |
Наименование вида деятельности |
Наименование профессии с учетом тенденций рынка труда |
Наименование профессии согласно ГК РК 01-2005 |
Квалификационный уровень ОРК |
Разряд по ЕТКС |
1 |
Управление морским судном валовой вместимостью менее 500, занятого в прибрежном плавании |
Капитан |
Капитан (3142) |
5 |
- |
2 |
Управление морским судном валовой вместимостью от 500 до 3000 |
Капитан |
Капитан (3142) |
5 |
- |
3 |
Управление морским судном валовой вместимостью 3000 и более |
Капитан |
Капитан (3142) |
5 |
- |
Примечание: ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
Приложение 2
к Профессиональному стандарту
«Капитан морского судна»
Таблица 1
1. Возможные места работы по профессии. Требования к
условиям труда, образованию и опыту работы
«Судоводителя. Капитана морского судна валовой
вместимостью менее 500 занятого в прибрежном плавании»
Возможные места работы по профессии (организации) |
Организации морского транспорта |
|
Вредные и опасные условия труда |
Скольжение, скользкие поверхности, свободное движение частей или материалов (падение, катание, скольжение, спуск, качания), горючие и взрывоопасные вещества, электромагнитное излучение, шум, вибрация, высокая и низкая температура и влажность, тяжелая работа (интенсивность, неритмичность, монотонность, и т.д.), плохие погодные условия (снег, жара, и т.д.), работа на воде |
|
Особые условия допуска к работе |
В соответствии с Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, а также нормативными актами Республики Казахстан |
|
Квалификационный уровень ОРК |
Уровень профессионального образования и обучения |
Требуемый опыт работы |
5 |
Документ о получении высшего профессионального образования в области судовождения. |
На судах валовой вместимостью 500 и более в должности старшего помощника капитана или старшего помощника капитана прибрежного плавания не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет |
Таблица 2
2. Возможные места работы по профессии.
Требования к условиям труда, образованию и опыту работы
«Судоводителя. Капитана морского судна валовой
вместимостью от 500 до 3000»
Возможные места работы по профессии (организации) |
Организации морского транспорта |
|
Вредные и опасные условия труда |
Скольжение, скользкие поверхности, свободное движение частей или материалов (падение, катание, скольжение, спуск, качания), горючие и взрывоопасные вещества, электромагнитное излучение, шум, вибрация, высокая и низкая температура и влажность, тяжелая работа (интенсивность, неритмичность, монотонность, и т.д.), плохие погодные условия (снег, жара, и т.д.), работа на воде |
|
Особые условия допуска к работе |
В соответствии с требованиями Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, а также нормативными актами Республики Казахстан |
|
Квалификационный уровень ОРК |
Уровень профессионального образования и обучения |
Требуемый опыт работы |
5 |
Документ о получении высшего профессионального образования в области судовождения. |
На судах валовой вместимостью 500 и более в должности старшего помощника капитана не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет |
Таблица 3
3. Возможные места работы по профессии.
Требования к условиям труда, образованию и опыту работы
«Судоводителя. Капитана морского судна валовой
вместимостью 3000 и более»
Возможные места работы по профессии (организации) |
Организации морского транспорта |
|
Вредные и опасные условия труда |
Скольжение, скользкие поверхности, свободное движение частей или материалов (падение, катание, скольжение, спуск, качания), горючие и взрывоопасные вещества, электромагнитное излучение, шум, вибрация, высокая и низкая температура и влажность, тяжелая работа (интенсивность, неритмичность, монотонность, и т.д.), плохие погодные условия (снег, жара, и т.д.), работа на воде |
|
Особые условия допуска к работе |
В соответствии с требованиями Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты |
|
Квалификационный уровень ОРК |
Уровень профессионального образования и обучения |
Требуемый опыт работы |
5 |
Документ о получении высшего профессионального образования в области судовождения. |
На судах валовой вместимостью 500 и более в должности старшего помощника капитана не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет |
Примечание: ГМССБ – Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
ЭКНИС – Электронная картографическая навигационная информационная система;
САРП – Система автоматической радиолокационной прокладки.
Приложение 3
к Профессиональному стандарту
«Капитан морского судна»
Перечень единиц ПС
Таблица 1
1. Вид трудовой деятельности (профессии)
«Судоводитель. Капитан морского судна валовой вместимостью
менее 500 занятого в прибрежном плавании»
Шифр |
Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта) |
Ф 1 |
Судовождение на уровне управления |
Ф 2 |
Размещение и перевозка грузов на уровне управления |
Ф 3 |
Управление операциями судна и забота о людях |
Таблица 2
2. Вид трудовой деятельности (профессии)
«Судоводитель. Капитан морского судна валовой
вместимостью от 500 до 3000»
Шифр |
Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта) |
Ф 1 |
Судовождение на уровне управления |
Ф 2 |
Размещение и перевозка грузов на уровне управления |
Ф 3 |
Управление операциями судна и забота о людях |
Таблица 3
3. Вид трудовой деятельности (профессии)
«Судоводитель. Капитан морского судна валовой
вместимостью 3000 и более»
Шифр |
Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта) |
Ф 1 |
Судовождение на уровне управления |
Ф 2 |
Размещение и перевозка грузов на уровне управления |
Ф 3 |
Управление операциями судна и забота о людях |
Примечание: Ф – функция.
Приложение 4
к Профессиональному стандарту
«Капитан морского судна»
Описание единиц ПС
Таблица 1
1. Вид трудовой деятельности (профессии) «Судоводитель.
Капитан морского судна валовой вместимостью менее 500
занятого в прибрежном плавании»
Шифр |
Задачи |
Средства труда |
Предметы труда |
Умения и навыки |
Знания |
Ф 1 |
З 1-1 Планирование рейса на основе рейсового задания |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, требующиеся для выполнения рейса, лоции, извещение мореплавателям |
Планирование рейса |
Умение работы с навигационными и синоптическими картами. |
Навигационные пособия |
З 1-2 Определение местоположения и точность определения местоположения различными способами |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия |
Местоположение судна |
Определение местоположения в различных условиях: |
Навигационные пособия |
|
З 1-3 Руководство поисково-спасательными операциями при оказании помощи судну, терпящему бедствие |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, штатные спасательные средства. Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года «О торговом мореплавании» |
Суда, терпящие бедствие |
Умение организовать поисково-спасательные операции в соответствии с положениями Международного авиационного и морского наставления по поиску и спасению (SAR) |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, штатные спасательные средства. Международные авиационные и морские наставления по поиску и спасению |
|
З 1-4 Организация несения ходовой вахты |
УССМТ РК |
Экипаж судна |
Организация и действия несения вахты в соответствии с международными правилами и руководствами, обеспечение безопасности плавания, залита морской среды и безопасности судна и людей на борту |
УССМТ РК |
|
З 1-5 Обеспечение безопасного мореплавания |
Радиолокаторы, САРП, ЭКНИС |
Судно |
Оценка навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор, САРП и ЭКНИС |
Навигационные пособия. МППСС72. Радиолокаторы, САРП, ЭКНИС |
|
З 1-6 Руководство действиями экипажа при аварийных ситуациях, возникающих во время плавания |
Штатные противопожарные средства, осушительные системы, аварийно-спасательные средства |
Экипаж судна |
Умение организовать и руководить действиями экипажа, согласно расписания по тревогам |
НБЖС. Штатные осушительные системы, аварийно-спасательные средства. Средства борьбы за живучесть, методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара |
|
З 1-7 Управление судном в различных гидро-метеорологических навигационных условиях |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, маневренные характеристики судна |
Судно |
Маневрирование и управление судном в различных гидрометеорологических и навигационных условиях |
Навигационные пособия, маневренные характеристики судна |
|
З 1-8 Выбор безопасной скорости судна на весь маршрут |
Система дистанционного управления движительной установкой |
Судно |
Принципы работы и технические характеристики судовых силовых установок. |
Навигационные пособия, маневренные характеристики судна. |
|
З 2-1 Контроль разработки грузового плана и его последующее утверждение |
Знание информации об остойчивости и непотопляемости. |
Погрузка-выгрузка |
Умение применять соответствующие международные правила, кодексы и стандарты, касающиеся безопасной обработки, размещения, крепления и транспортировки грузов |
Нормы международного морского права (МК МОПОГ, ММКТНГ, МАРПОЛ73/78,) |
|
З 2-2 Оценка выявленных дефектов и повреждений грузовых помещений, люковых закрытий и балластных танков и принятие соответствующих мер |
Знание ограничений с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов стандартных навалочных судов |
Дефекты и повреждения грузовых помещений, люковых закрытий и балластных танков |
Умение объяснить, каким образом избежать вредных воздействий на навалочные суда коррозии, усталости и неправильной обработки груза |
Ограничения с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов стандартных навалочных судов |
|
З 2-3 Перевозка опасных грузов |
Знание международных правил, требований, кодексов и рекомендации по перевозке опасных грузов |
Опасные и вредные грузы |
Организация перевозки опасных и вредных грузов; меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращение с грузами во время рейса |
Международные правила, требования, кодексы к рекомендации по перевозке опасных грузов, включая Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ) Кодекс РКГ и Международный морской кодекс по твердым навалочным грузам (ММКТНГ) |
|
З 3-1 Контроль за посадкой, остойчивостью и напряжениями в корпусе |
Информация об остойчивости и непотопляемости. |
Посадка судна, его остойчивость и напряжения в корпусе |
Понимание основных принципов устройства судна, теорий и факторов, влияющих на посадку и остойчивость, а также мер, необходимых для обеспечения безопасной посадки и остойчивости |
Знание информации об остойчивости и непотопляемости. |
|
З 3-2 Наблюдение и контроль за выполнением требований законодательства и мер по обеспечению охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды |
Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.) |
Судно |
Наблюдение и контроль за выполнением норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.) |
Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.) |
|
З 3-3 Обеспечение безопасности членов экипажа судна и пассажиров и эксплуатационного состояния спасательных средств и устройств, противопожарной системы и других систем безопасности |
Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74) |
Судно |
Организация учений по борьбе с пожаром и оставлению судна |
Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74) |
|
З 3-4 Разработка планов действий в аварийных ситуациях и схем по борьбе за живучесть судна в соответствии с НБЖС |
НБЖС, средства борьбы за живучесть, методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара |
Планы действий в аварийных ситуациях и схем по борьбе за живучесть судна, действия в аварийных ситуациях |
Разработка планов действий в чрезвычайных ситуациях для принятия действий в случае аварии |
Конструкция судна, включая средства борьбы за живучесть Методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара |
|
З 3-5 Организация и руководство оказанием медицинской помощи на судне |
Знание Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов(МСС-65). |
Оказание медицинской помощи на судне |
Должное умение применять на практике содержание следующих пособий: Международного медицинского руководства для судов или Знание Умение организовать и руководить действиями экипажа судна, по оказанию медицинской помощи на судне в соответствии с требованиями Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов (МСС-65) и Руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях |
Международное медицинское руководство для судов или соответствующих. Знание Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов (МСС-65). |
Таблица 2
2. Вид трудовой деятельности (профессии)
«Судоводитель. Капитан морского судна валовой
вместимостью от 500 до 3000»
Шифр |
Задачи |
Средства труда |
Предметы труда |
Умения и навыки |
Знания |
Ф 1 |
З 1-1 Планирование рейса на основе рейсового задания |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, требующиеся для выполнения рейса, лоции, извещение мореплавателям |
Планирование рейса |
Умение работы с навигационными и синоптическими картами. |
Навигационные пособия |
З 1-2 Определение местоположения и точность определения местоположения различными способами |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия |
Местоположение судна |
Определение местоположения в различных условиях: |
Навигационные пособия |
|
З 1-3 Руководство поисково-спасательными операциями при оказании помощи судну, терпящему бедствие |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, штатные спасательные средства. Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года «О торговом мореплавании» |
Суда, терпящие бедствие |
Умение организовать поисково-спасательные операции в соответствии с положениями Международного авиационного и морского наставления по поиску и спасению (SAR) |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, штатные спасательные средства. |
|
З 1-4 Организация несения ходовой вахты |
УССМТ РК |
Экипаж судна |
Организация и действия несения вахты в соответствии с международными правилами и руководствами, обеспечение безопасности плавания, залита морской среды и безопасности судна и людей на борту |
УССМТ РК |
|
З 1-5 Обеспечение безопасного мореплавания |
Радиолокаторы, САРП, ЭКНИС |
Судно |
Оценка навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор, САРП и ЭКНИС |
Навигационные пособия. МППСС72. Радиолокаторы, САРП, ЭКНИС |
|
З 1-6 Руководство действиями экипажа при аварийных ситуациях, возникающих во время плавания |
Штатные противопожарные средства, осушительные системы, аварийно-спасательные средства |
Экипаж судна |
Умение организовать и руководить действиями экипажа, согласно расписания по тревогам |
НБЖС. Штатные осушительные системы, аварийно-спасательные средства. |
|
З 1-7 Управление судном в различных гидро-метеорологических навигационных условиях |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, маневренные характеристики судна |
Судно |
Маневрирование и управление судном в различных гидрометеорологических и навигационных условиях. |
Навигационные пособия, маневренные характеристики судна |
|
З 1-8 Выбор безопасной скорости судна на весь маршрут |
Система дистанционного управления движительной установкой |
Судно |
Принципы работы и технические характеристики судовых силовых установок. |
Навигационные пособия, маневренные характеристики судна. |
|
З 2-1 Контроль разработки грузового плана и его последующее утверждение |
Знание информации об остойчивости и непотопляемости. |
Погрузка-выгрузка |
Умение применять соответствующие международные правила, кодексы и стандарты, касающиеся безопасной обработки, размещения, крепления и транспортировки грузов |
Нормы международного морского права (МК МОПОГ, ММКТНГ, МАРПОЛ73/78,) |
|
З 2-2 Оценка выявленных дефектов и повреждений грузовых помещений, люковых закрытий и балластных танков и принятие соответствующих мер |
Знание ограничений с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов стандартных навалочных судов |
Дефекты и повреждения грузовых помещений, люковых закрытий и балластных танков |
Умение объяснить, каким образом избежать вредных воздействий на навалочные суда коррозии, усталости и неправильной обработки груза |
Ограничения с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов стандартных навалочных судов |
|
З 2-3 Перевозка опасных грузов |
Знание международных правил, требований, кодексов и рекомендации по перевозке опасных грузов |
Опасные и вредные грузы |
Организация перевозки опасных и вредных грузов; меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращение с грузами во время рейса |
Международные правила, требования, кодексы к рекомендации по перевозке опасных грузов, включая Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ) Кодекс РКГ и Международный морской кодекс по твердым навалочным грузам (ММКТНГ) |
|
З 3-1 Контроль за посадкой, остойчивостью и напряжениями в корпусе |
Информация об остойчивости и непотопляемости. |
Посадка судна, его остойчивость и напряжения в корпусе |
Понимание основных принципов устройства судна, теорий и факторов, влияющих на посадку и остойчивость, а также мер, необходимых для обеспечения безопасной посадки и остойчивости |
Знание информации об остойчивости и непотопляемости. |
|
З 3-2 Наблюдение и контроль за выполнением требований законодательства и мер по обеспечению охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды |
Знание норм международного морского права(МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.) |
Судно |
Наблюдение и контроль за выполнением норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.) |
Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.) |
|
З 3-3 Обеспечение безопасности членов экипажа судна и пассажиров и эксплуатационного состояния спасательных средств и устройств, противопожарной системы и других систем безопасности |
Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74) |
Судно |
Организация учений по борьбе с пожаром и оставлению судна |
Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74) |
|
З 3-4 Разработка планов действий в аварийных ситуациях и схем по борьбе за живучесть судна в соответствии с НБЖС |
НБЖС, средства борьбы за живучесть, методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара |
Планы действий в аварийных ситуациях и схем по борьбе за живучесть судна, действия в аварийных ситуациях |
Разработка планов действий в чрезвычайных ситуациях для принятия действий в случае аварии |
Конструкция судна, включая средства борьбы за живучесть |
|
З 3-5 Организация и руководство оказанием медицинской помощи на судне |
Знание Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов(МСС-65). |
Оказание медицинской помощи на судне |
Должное умение применять на практике содержание следующих пособий: |
Международное медицинское руководство для судов или соответствующих Знание Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов (МСС-65). |
Таблица 3
3. Вид трудовой деятельности (профессии)
«Судоводитель. Капитан морского судна валовой
вместимостью 3000 и более»
Шифр |
Задачи |
Средства труда |
Предметы труда |
Умения и навыки |
Знания |
Ф 1 |
З 1-1 Планирование рейса на основе рейсового задания |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, требующиеся для выполнения рейса, лоции, извещение мореплавателям |
Планирование рейса |
Умение работы с навигационными и синоптическими картами. |
Навигационные пособия |
З 1-2 Определение местоположения и точность определения местоположения различными способами |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия |
Местоположение судна |
Определение местоположения в различных условиях: |
Навигационные пособия |
|
З 1-3 Руководство поисково-спасательными операциями при оказании помощи судну, терпящему бедствие |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, штатные спасательные средства. Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года «О торговом мореплавании» |
Суда, терпящие бедствие |
Умение организовать поисково-спасательные операции в соответствии с положениями Международного авиационного и морского наставления по поиску и спасению (SAR) |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, штатные спасательные средства. |
|
З 1-4 Организация несения ходовой вахты |
УССМТ РК |
Экипаж судна |
Организация и действия несения вахты в соответствии с международными правилами и руководствами, обеспечение безопасности плавания, залита морской среды и безопасности судна и людей на борту |
УССМТ РК |
|
З 1-5 Обеспечение безопасного мореплавания |
Радиолокаторы, САРП, ЭКНИС |
Судно |
Оценка навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор, САРП и ЭКНИС |
Навигационные пособия. МППСС72. |
|
З 1-6 Руководство действиями экипажа при аварийных ситуациях, возникающих во время плавания |
Штатные противопожарные средства, осушительные системы, аварийно-спасательные средства |
Экипаж судна |
Умение организовать и руководить действиями экипажа, согласно расписания по тревогам |
НБЖС. Штатные осушительные системы, аварийно-спасательные средства. |
|
З 1-7 Управление судном в различных гидро-метеорологических навигационных условиях |
Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, маневренные характеристики судна |
Судно |
Маневрирование и управление судном в различных гидрометеорологических и навигационных условиях. |
Навигационные пособия, маневренные характеристики судна |
|
З 1-8 Выбор безопасной скорости судна на весь маршрут |
Система дистанционного управления движительной установкой |
Судно |
Принципы работы и технические характеристики судовых силовых установок. |
Навигационные пособия, маневренные характеристики судна. Техническая документация на судно, от завода изготовителя |
|
З 2-1 Контроль разработки грузового плана и его последующее утверждение |
Знание информации об остойчивости и непотопляемости. |
Погрузка-выгрузка |
Умение применять соответствующие международные правила, кодексы и стандарты, касающиеся безопасной обработки, размещения, крепления и транспортировки грузов |
Нормы международного морского права (МК МОПОГ, ММКТНГ, МАРПОЛ73/78) |
|
З 2-2 Оценка выявленных дефектов и повреждений грузовых помещений, люковых закрытий и балластных танков и принятие соответствующих мер |
Знание ограничений с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов стандартных навалочных судов |
Дефекты и повреждения грузовых помещений, люковых закрытий и балластных танков |
Умение объяснить, каким образом избежать вредных воздействий на навалочные суда коррозии, усталости и неправильной обработки груза |
Ограничения с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов стандартных навалочных судов |
|
З 2-3 Перевозка опасных грузов |
Знание международных правил, требований, кодексов и рекомендации по перевозке опасных грузов |
Опасные и вредные грузы |
Организация перевозки опасных и вредных грузов; меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращение с грузами во время рейса |
Международные правила, требования, кодексы к рекомендации по перевозке опасных грузов, включая Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ) Кодекс РКГ и Международный морской кодекс по твердым навалочным грузам (ММКТНГ) |
|
З 3-1 Контроль за посадкой, остойчивостью и напряжениями в корпусе |
Информация об остойчивости и непотопляемости. |
Посадка судна, его остойчивость и напряжения в корпусе |
Понимание основных принципов устройства судна, теорий и факторов, влияющих на посадку и остойчивость, а также мер, необходимых для обеспечения безопасной посадки и остойчивости |
Знание информации об остойчивости и непотопляемости. |
|
З 3-2 Наблюдение и контроль за выполнением требований законодательства и мер по обеспечению охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды |
Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.) |
Судно |
Наблюдение и контроль за выполнением норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др. |
Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.) |
|
З 3-3 Обеспечение безопасности членов экипажа судна и пассажиров и эксплуатационного состояния спасательных средств и устройств, противопожарной системы и других систем безопасности |
Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74) |
Судно |
Организация учений по борьбе с пожаром и оставлению судна |
Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74) |
|
З 3-4 Разработка планов действий в аварийных ситуациях и схем по борьбе за живучесть судна в соответствии с НБЖС |
НБЖС, средства борьбы за живучесть, методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара |
Планы действий в аварийных ситуациях и схем по борьбе за живучесть судна, действия в аварийных ситуациях |
Разработка планов действий в чрезвычайных ситуациях для принятия действий в случае аварии |
Конструкция судна, включая средства борьбы за живучесть |
|
З 3-5 Организация и руководство оказанием медицинской помощи на судне |
Знание Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов(МСС-65). |
Оказание медицинской помощи на судне |
Должное умение применять на практике содержание следующих пособий: |
Международное медицинское руководство для судов или соответствующих Знание Международного медицинского руководства для судов. |
Примечание: МК СОЛАС - 74 – Международная конвенция СОЛАС–74;
МАМС – Международная ассоциация маячных служб;
МСС-65 – Международный свод сигналов;
МППСС-72 – Международные Правила Предупреждения Столкновений Судов в море;
МК МАРПОЛ 73/78 – Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов;
УССМТ РК – Устав службы на судах морского транспорта Республики Казахстан;
НБЖС - Наставление по борьбе за живучесть судов.
Приложение 5
к Профессиональному стандарту
«Капитан морского судна»
Лист согласования
Название организации |
Дата согласования |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
Настоящий ПС зарегистрирован в _____________________________________.
ПС внесен в Реестр профессиональных стандартов рег. №______________.
Письмо (протокол) № _____________________ Дата ____________________.