Об утверждении профессионального стандарта "Капитан морского судна"

Утративший силу

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 20 ноября 2013 года № 920. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 декабря 2013 года № 8980. Утратил силу приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 февраля 2016 года № 224

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 25.02.2016 № 224 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Капитан морского судна».
      2. Департаменту кадровой и административной работы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Хасенов Е.Е.) обеспечить:
      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе размещение его на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление копии на официальное опубликование в информационно-правовую систему «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
      4) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                          А. Жумагалиев

      «СОГЛАСОВАН»:
      И.о. Министра труда и социальной
      защиты населения
      Республики Казахстан
      ___________ К. Абсаттаров
      4 ноября 2013 года

Утвержден       
приказом Министра транспорта и
коммуникаций Республики Казахстан
от 20 ноября 2013 года № 920

Профессиональный стандарт
«Капитан морского судна»

1. Общие положения

      1. Профессиональный стандарт «Капитан морского судна» (далее – ПС) определяет в области профессиональной деятельности «Морской и прибрежный пассажирский транспорт», «Морской и прибрежный грузовой транспорт» требования к уровню квалификации, компетенции, содержанию, качеству и условиям труда и предназначен для:
      1) регулирования взаимодействия трудовой сферы и сферы профессионального образования;
      2) регламентации требований для разработки программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
      3) регламентации требований для оценки компетенций работников при аттестации и сертификации персонала.
      2. Основными пользователями ПС являются:
      1) выпускники организаций образования, работники;
      2) руководители организаций, руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
      3) специалисты, разрабатывающие государственные образовательные программы;
      4) специалисты в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
      3. На основе ПС разрабатываются квалификационные характеристики, должностные инструкции, типовые учебные программы, типовые учебные планы, корпоративные стандарты организаций.
      4. В настоящем ПС применяются следующие термины и определения:
      1) квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
      2) квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
      3) предмет труда – предмет, на который направлены действия работника с целью создания продукта при помощи определенных средств труда;
      4) средства труда – средства, используемые работником для преобразования предмета труда из исходного состояния в продукт;
      5) вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
      6) трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения;
      7) область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
      8) единица профессионального стандарта – структурный элемент ПС, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;
      9) профессия – род трудовой деятельности, который требует владения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;
      10) компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;
      11) должность – структурная единица работодателя, на которую возложен круг должностных полномочий и должностных обязанностей;
      12) задача – совокупность действий, связанных с реализацией трудовой функции и достижением результата с использованием конкретных предметов и средств труда;
      13) отрасль – совокупность организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;
      14) отраслевая рамка квалификаций (далее - ОРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
      15) национальная рамка квалификаций (далее - НРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
      16) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и задач, выполняемых работником определенного вида деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.

2. Паспорт ПС

      5. Паспорт ПС определяет следующее:
      1) вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности):
      Общий классификатор видов экономической деятельности (далее - ГК РК 03-2007) «50.1 Морской и прибрежный пассажирский транспорт», «50.2 Морской и прибрежный грузовой транспорт»;
      2) основная цель вида экономической (области профессиональной) деятельности:
      управление морским судном;
      3) виды трудовой деятельности (профессии) по квалификационным уровням согласно приложению 1 к настоящему ПС.

3. Карточки видов трудовой деятельности (профессий)

Параграф 1 «Судоводитель. Капитан морского судна валовой
вместимостью менее 500 занятого в прибрежном плавании»

      6. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
      1) квалификационный уровень: по НРК – 5; по ОРК – 5;
      2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01–2005): 3142 «Капитан»;
      3) возможные наименования должности (профессии): капитан;
      4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - управление морским судном валовой вместимостью менее 500 занятого в прибрежном плавании;
      5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 1 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы Судоводителя. Капитана морского судна валовой вместимостью менее 500 занятого в прибрежном плавании» приложения 2 к настоящему ПС.

Параграф 2 «Судоводитель. Капитан морского судна валовой
вместимостью от 500 до 3000»

      7. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
      1) квалификационный уровень: по НРК – 5, по ОРК – 5;
      2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01–2005): 3142 «Капитан»;
      3) возможные наименования должности (профессии): капитан;
      4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - управление морским судном валовой вместимостью от 500 до 3000;
      5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 2 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы Судоводителя. Капитана морского судна валовой вместимостью от 500 до 3000» приложения 2 к настоящему ПС.

Параграф 3 «Судоводитель. Капитан морского судна валовой
вместимостью 3000 и более»

      8. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
      1) квалификационный уровень: по НРК – 5, по ОРК – 5;
      2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01–2005): 3142 «Капитан»;
      3) возможные наименования должности (профессии): капитан;
      4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - управление морским судном валовой вместимостью 3000 и более;
      5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 3 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы судоводителя. Капитана морского судна валовой вместимостью 3000 и более» приложения 2 к настоящему ПС.

4. Перечень единиц ПС

      9. Перечень единиц ПС приведен в таблицах 1-3 приложения 3 к настоящему ПС и содержит шифр и наименование единицы ПС.

5. Описание единиц ПС

      10. Описание единиц ПС приведено в таблицах 1-3 приложения 4 к настоящему ПС.

6. Виды сертификатов, выдаваемых на основе ПС

      11. Организациями в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов выдаются сертификаты на основе настоящего ПС.
      12. Виды сертификатов, выдаваемые на основе настоящего ПС, определяются в соответствии с перечнем единиц ПС, освоение которых необходимо для получения сертификата, предусмотренным в приложении 3 настоящего ПС.

7. Разработчики, лист согласования,
экспертиза и регистрация ПС

      13. Разработчиком ПС является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
      14. Лист согласования ПС приведен в приложении 5 к настоящему ПС.

Приложение 1      
к Профессиональному стандарту
«Капитан морского судна» 

                  Виды трудовой деятельности (профессии)
                        по квалификационным уровням

№ п/п

Наименование вида деятельности

Наименование профессии с учетом тенденций рынка труда

Наименование профессии  согласно ГК РК 01-2005

Квалификационный уровень ОРК

Разряд по ЕТКС

1

Управление морским судном валовой вместимостью менее 500, занятого в прибрежном плавании

Капитан

Капитан (3142)

5

-

2

Управление морским судном валовой вместимостью от 500 до 3000

Капитан

Капитан (3142)

5

-

3

Управление морским судном валовой вместимостью 3000 и более

Капитан

Капитан (3142)

5

-

      Примечание: ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.

Приложение 2     
к Профессиональному стандарту
«Капитан морского судна»

                                                            Таблица 1

      1. Возможные места работы по профессии. Требования к
       условиям труда, образованию и опыту работы
      «Судоводителя. Капитана морского судна валовой
   вместимостью менее 500 занятого в прибрежном плавании»

Возможные места работы по профессии (организации)

Организации морского транспорта

Вредные и опасные  условия труда

Скольжение, скользкие поверхности, свободное движение частей или материалов (падение, катание, скольжение, спуск, качания), горючие и взрывоопасные вещества, электромагнитное излучение, шум, вибрация, высокая и низкая температура и влажность, тяжелая работа (интенсивность, неритмичность, монотонность, и т.д.), плохие погодные условия (снег, жара, и т.д.), работа на воде

Особые условия допуска к работе

В соответствии с Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, а также нормативными актами Республики Казахстан

Квалификационный уровень ОРК

Уровень профессионального образования и обучения

Требуемый опыт работы

5

Документ о получении высшего профессионального образования в области судовождения.
Диплом старшего помощника капитана прибрежного плавания или диплом старшего помощника капитана.
Диплом оператора ГМССБ.
Свидетельство о прохождении подготовки в морском образовательном учреждении по программе подготовки капитанов.
Свидетельство о прохождении начальной подготовки безопасности.
Свидетельство о прохождении подготовки специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам.
Свидетельство о прохождении подготовки к борьбе с пожаром по расширенной программе.
Свидетельство о прохождении подготовки по оказанию первой медицинской помощи.
Свидетельство о прохождении подготовки по медицинскому уходу.
Свидетельство о прохождении подготовки по использованию радиолокационной станции.
Свидетельство о прохождении подготовки по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (далее - САРП) (при отсутствии свидетельства о подготовке по использованию САРП диплом выдается с ограничением "Без САРП").
Свидетельство о прохождении подготовки по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (далее - ЭКНИС) (при отсутствии свидетельства о подготовке по использованию ЭКНИС диплом выдается с ограничением "Без ЭКНИС")

На судах валовой вместимостью 500 и более в должности старшего помощника капитана или старшего помощника капитана прибрежного плавания не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет

                                                      Таблица 2

            2. Возможные места работы по профессии.
      Требования к условиям труда, образованию и опыту работы
            «Судоводителя. Капитана морского судна валовой
                  вместимостью от 500 до 3000»

Возможные места работы по профессии (организации)

Организации морского транспорта

Вредные и опасные условия труда

Скольжение, скользкие поверхности, свободное движение частей или материалов (падение, катание, скольжение, спуск, качания), горючие и взрывоопасные вещества, электромагнитное излучение, шум, вибрация, высокая и низкая температура и влажность, тяжелая работа (интенсивность, неритмичность, монотонность, и т.д.), плохие погодные условия (снег, жара, и т.д.), работа на воде

Особые условия допуска к работе

В соответствии с требованиями Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, а также нормативными актами Республики Казахстан

Квалификационный уровень ОРК

Уровень профессионального образования и обучения

Требуемый опыт работы

5

Документ о получении высшего профессионального образования в области судовождения.
Диплом старшего помощника капитана.
Диплом оператора ГМССБ.
Свидетельство о прохождении подготовки в морском образовательном учреждении по программе подготовки капитанов.
Свидетельство о прохождении начальной подготовки по безопасности.
Свидетельство о прохождении подготовки специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам.
Свидетельство о прохождении подготовки к борьбе с пожаром по расширенной программе.
Свидетельство о прохождении подготовки по оказанию первой медицинской помощи.
Свидетельство о прохождении подготовки по медицинскому уходу.
Свидетельство о прохождении подготовки по использованию радиолокационной станции.
Свидетельство о прохождении подготовки по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (далее - САРП) (при отсутствии свидетельства о подготовке по использованию САРП диплом выдается с ограничением "Без САРП").
Свидетельство о прохождении подготовки по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (далее - ЭКНИС) (при отсутствии свидетельства о подготовке по использованию ЭКНИС диплом выдается с ограничением "Без ЭКНИС").
Свидетельство о прохождении подготовки по охране

На судах валовой вместимостью 500 и более в должности старшего помощника капитана не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет

                                                      Таблица 3

            3. Возможные места работы по профессии.
      Требования к условиям труда, образованию и опыту работы
            «Судоводителя. Капитана морского судна валовой
                  вместимостью 3000 и более»

Возможные места работы по профессии (организации)

Организации морского транспорта

Вредные и опасные условия труда

Скольжение, скользкие поверхности, свободное движение частей или материалов (падение, катание, скольжение, спуск, качания), горючие и взрывоопасные вещества, электромагнитное излучение, шум, вибрация, высокая и низкая температура и влажность, тяжелая работа (интенсивность, неритмичность, монотонность, и т.д.), плохие погодные условия (снег, жара, и т.д.), работа на воде

Особые условия допуска к работе

В соответствии с требованиями Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты

Квалификационный уровень ОРК

Уровень профессионального образования и обучения

Требуемый опыт работы

5

Документ о получении высшего профессионального образования в области судовождения.
Диплом старшего помощника капитана.
Диплом оператора ГМССБ.
Свидетельство о прохождении подготовки в морском образовательном учреждении по программе подготовки капитанов.
Свидетельство о прохождении начальной подготовки безопасности.
Свидетельство о прохождении подготовки специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам.
Свидетельство о прохождении подготовки к борьбе с пожаром по расширенной программе.
Свидетельство о прохождении подготовки по оказанию первой медицинской помощи.
Свидетельство о прохождении подготовки по медицинскому уходу.
Свидетельство о прохождении подготовки по использованию радиолокационной станции.
Свидетельство о прохождении подготовки по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (при отсутствии свидетельства о подготовке по использованию САРП диплом выдается с ограничением «Без САРП»).
Свидетельство о прохождении подготовки по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (при отсутствии свидетельства о подготовке по использованию ЭКНИС диплом выдается с ограничением «Без ЭКНИС»).
Свидетельство о прохождении подготовки по охране

На судах валовой вместимостью 500 и более в должности старшего помощника капитана не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет

      Примечание: ГМССБ – Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
      ЭКНИС – Электронная картографическая навигационная информационная система;
      САРП – Система автоматической радиолокационной прокладки.

Приложение 3     
к Профессиональному стандарту
«Капитан морского судна» 

                             Перечень единиц ПС

                                                           Таблица 1

            1. Вид трудовой деятельности (профессии)
   «Судоводитель. Капитан морского судна валовой вместимостью
            менее 500 занятого в прибрежном плавании»

Шифр

Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта)

Ф 1

Судовождение на уровне управления

Ф 2

Размещение и перевозка грузов на уровне управления

Ф 3

Управление операциями судна и забота о людях

                                                          Таблица 2

            2. Вид трудовой деятельности (профессии)
        «Судоводитель. Капитан морского судна валовой
                   вместимостью от 500 до 3000»

Шифр

Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта)

Ф 1

Судовождение на уровне управления

Ф 2

Размещение и перевозка грузов на уровне управления

Ф 3

Управление операциями судна и забота о людях

                                                          Таблица 3

            3. Вид трудовой деятельности (профессии)
            «Судоводитель. Капитан морского судна валовой
                         вместимостью 3000 и более»

Шифр

Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта)

Ф 1

Судовождение на уровне управления

Ф 2

Размещение и перевозка грузов на уровне управления

Ф 3

Управление операциями судна и забота о людях

      Примечание: Ф – функция.

Приложение 4      
к Профессиональному стандарту
«Капитан морского судна»

                        Описание единиц ПС

                                                         Таблица 1

      1. Вид трудовой деятельности (профессии) «Судоводитель.
  Капитан морского судна валовой вместимостью менее 500
            занятого в прибрежном плавании»

Шифр

Задачи

Средства труда

Предметы труда

Умения и навыки

Знания

Ф 1



З 1-1 Планирование рейса на основе рейсового задания

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, требующиеся для выполнения рейса, лоции, извещение мореплавателям

Планирование рейса

Умение работы с навигационными и синоптическими картами.
Планирование рейса и судовождение в любых условиях с применением подходящих методов прокладки морских путей, принимая во внимание:
1. стесненные воды
2. метеорологические условия
3. льды
4. ограниченную видимость
5. системы разделения движения
6. районы СУДС

Навигационные пособия

З 1-2 Определение местоположения и точность определения местоположения различными способами

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия

Местоположение судна

Определение местоположения в различных условиях:
1. астрономическими методами
2. с использованием береговых ориентиров, включая умение использовать надлежащие карты, извещения мореплавателям и другие пособия для оценки точности определения местоположения
3. с использованием современных радионавигационных средств, обращая особое внимание на знание принципов их работы, ограничений, источников ошибок, на умение обнаружить неправильные показания и владение методами коррекции для получения точного определения местоположения

Навигационные пособия

З 1-3 Руководство поисково-спасательными операциями при оказании помощи судну, терпящему бедствие

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, штатные спасательные средства. Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года «О торговом мореплавании»

Суда, терпящие бедствие

Умение организовать поисково-спасательные операции в соответствии с положениями Международного авиационного и морского наставления по поиску и спасению (SAR)

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, штатные спасательные средства. Международные авиационные и морские наставления по поиску и спасению

З 1-4 Организация несения ходовой вахты

УССМТ РК

Экипаж судна

Организация и действия несения вахты в соответствии с международными правилами и руководствами, обеспечение безопасности плавания, залита морской среды и безопасности судна и людей на борту

УССМТ РК

З 1-5 Обеспечение безопасного мореплавания

Радиолокаторы, САРП, ЭКНИС

Судно

Оценка навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор, САРП и ЭКНИС

Навигационные пособия. МППСС72. Радиолокаторы, САРП, ЭКНИС

З 1-6 Руководство действиями экипажа при аварийных ситуациях, возникающих во время плавания

Штатные противопожарные средства, осушительные системы, аварийно-спасательные средства

Экипаж судна

Умение организовать и руководить действиями экипажа, согласно расписания по тревогам

НБЖС. Штатные осушительные системы, аварийно-спасательные средства. Средства борьбы за живучесть, методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара

З 1-7 Управление судном в различных гидро-метеорологических навигационных условиях

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, маневренные характеристики судна

Судно

Маневрирование и управление судном в различных гидрометеорологических и навигационных условиях

Навигационные пособия, маневренные характеристики судна

З 1-8 Выбор безопасной скорости судна на весь маршрут

Система дистанционного управления движительной установкой

Судно

Принципы работы и технические характеристики судовых силовых установок.
Система дистанционного управления движительной установкой

Навигационные пособия, маневренные характеристики судна.
Техническая документация на судно, от завода изготовителя

З 2-1 Контроль разработки грузового плана и его последующее утверждение

Знание информации об остойчивости и непотопляемости.
Знание мер по обеспечению безопасности судна (улучшение остойчивости судна и обеспечение общей защиты судна от действия моря), знание правил загрузки и балластировки
Техническая документация на судно, от завода изготовителя

Погрузка-выгрузка

Умение применять соответствующие международные правила, кодексы и стандарты, касающиеся безопасной обработки, размещения, крепления и транспортировки грузов
Использование диаграмм остойчивости и дифферента и устройств для расчета напряжений корпуса, в частности автоматическое оборудование, которое использует базу данных, а также знание правил загрузки и балластировки, для того, чтобы удерживать напряжение корпуса в приемлемых пределах
Размещение и крепление грузов на судах, в частности судовые грузовые устройства и оборудование для крепления груза
Погрузочно-разгрузочные операции, с обращением особого внимания на транспортировку грузов, указанных в Кодексе РКГ
Общее знание танкеров и операций на танкерах
Умение использовать все доступные на судне данные, касающиеся нагрузки, ухода во время рейса и выгрузки грузов
Умение установить процедуры безопасной обработки грузов согласно положениям соответствующих нормативных документов
Умение объяснить основные принципы установления
Эффективное общение и улучшение взаимоотношений между персоналом судна и терминала

Нормы международного морского права (МК МОПОГ, ММКТНГ, МАРПОЛ73/78,)
Влияние груза и грузовых операций на посадку и остойчивость.
Эксплуатационные и конструкционные ограничения навалочных судов

З 2-2 Оценка выявленных дефектов и повреждений грузовых помещений, люковых закрытий и балластных танков и принятие соответствующих мер

Знание ограничений с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов стандартных навалочных судов

Дефекты и повреждения грузовых помещений, люковых закрытий и балластных танков

Умение объяснить, каким образом избежать вредных воздействий на навалочные суда коррозии, усталости и неправильной обработки груза

Ограничения с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов стандартных навалочных судов

З 2-3 Перевозка опасных грузов

Знание международных правил, требований, кодексов и рекомендации по перевозке опасных грузов

Опасные и вредные грузы

Организация перевозки опасных и вредных грузов; меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращение с грузами во время рейса

Международные правила, требования, кодексы к рекомендации по перевозке опасных грузов, включая Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ) Кодекс РКГ и Международный морской кодекс по твердым навалочным грузам (ММКТНГ)

З 3-1 Контроль за посадкой, остойчивостью и напряжениями в корпусе

Информация об остойчивости и непотопляемости.
Знание мер по обеспечению безопасности судна (улучшение остойчивости судна и обеспечение общей защиты судна от действия моря)
Техническая документация на судно, от завода изготовителя

Посадка судна, его остойчивость и напряжения в корпусе

Понимание основных принципов устройства судна, теорий и факторов, влияющих на посадку и остойчивость, а также мер, необходимых для обеспечения безопасной посадки и остойчивости

Знание информации об остойчивости и непотопляемости.
Знание мер по обеспечению безопасности судна (улучшение остойчивости судна и обеспечение общей защиты судна от действия моря)
Техническая документация на судно, от завода изготовителя

З 3-2 Наблюдение и контроль за выполнением требований законодательства и мер по обеспечению охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды

Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.)

Судно

Наблюдение и контроль за выполнением норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.)

Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.)

З 3-3 Обеспечение безопасности членов экипажа судна и пассажиров и эксплуатационного состояния спасательных средств и устройств, противопожарной системы и других систем безопасности

Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74)

Судно

Организация учений по борьбе с пожаром и оставлению судна
Поддержание в эксплуатационном состоянии спасательных средств и устройств, противопожарной системы и других систем безопасности
Действия, которые необходимо предпринимать для зашиты и охраны всех лиц на судне в случае аварий
Действия по локализации последствий повреждения и спасанию судна после пожара, взрыва, столкновения или посадки на мель

Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74)

З 3-4 Разработка планов действий в аварийных ситуациях и схем по борьбе за живучесть судна в соответствии с НБЖС

НБЖС, средства борьбы за живучесть, методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара

Планы действий в аварийных ситуациях и схем по борьбе за живучесть судна, действия в аварийных ситуациях

Разработка планов действий в чрезвычайных ситуациях для принятия действий в случае аварии

Конструкция судна, включая средства борьбы за живучесть Методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара

З 3-5 Организация и руководство оказанием медицинской помощи на судне

Знание Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов(МСС-65).
Руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях

Оказание медицинской помощи на судне

Должное умение применять на практике содержание следующих пособий: Международного медицинского руководства для судов или Знание Умение организовать и руководить действиями экипажа судна, по оказанию медицинской помощи на судне в соответствии с требованиями Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов (МСС-65) и Руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях

Международное медицинское руководство для судов или соответствующих. Знание Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов (МСС-65).
Руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях

                                                           Таблица 2

            2. Вид трудовой деятельности (профессии)
      «Судоводитель. Капитан морского судна валовой
                   вместимостью от 500 до 3000»

Шифр

Задачи

Средства труда

Предметы труда

Умения и навыки

Знания

Ф 1



З 1-1 Планирование рейса на основе рейсового задания

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, требующиеся для выполнения рейса, лоции, извещение мореплавателям

Планирование рейса

Умение работы с навигационными и синоптическими картами.
Планирование рейса и судовождение в любых условиях с применением подходящих методов прокладки морских путей, принимая во внимание:
7. стесненные воды 8. метеорологические условия
9. льды
10. ограниченную видимость
11. системы разделения движения
12. районы СУДС

Навигационные пособия

З 1-2 Определение местоположения и точность определения местоположения различными способами

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия

Местоположение судна

Определение местоположения в различных условиях:
4. астрономическими методами
5. с использованием береговых ориентиров, включая умение использовать надлежащие карты, извещения мореплавателям и другие пособия для оценки точности определения местоположения
6. с использованием современных радионавигационных средств, обращая особое внимание на знание принципов их работы, ограничений, источников ошибок, на умение обнаружить неправильные показания и владение методами коррекции для получения точного определения местоположения

Навигационные пособия

З 1-3 Руководство поисково-спасательными операциями при оказании помощи судну, терпящему бедствие

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, штатные спасательные средства. Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года «О торговом мореплавании»

Суда, терпящие бедствие

Умение организовать поисково-спасательные операции в соответствии с положениями Международного авиационного и морского наставления по поиску и спасению (SAR)

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, штатные спасательные средства.
Международные авиационные и морские наставления по поиску и спасению

З 1-4 Организация несения ходовой вахты

УССМТ РК

Экипаж судна

Организация и действия несения вахты в соответствии с международными правилами и руководствами, обеспечение безопасности плавания, залита морской среды и безопасности судна и людей на борту

УССМТ РК

З 1-5 Обеспечение безопасного мореплавания

Радиолокаторы, САРП, ЭКНИС

Судно

Оценка навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор, САРП и ЭКНИС

Навигационные пособия. МППСС72. Радиолокаторы, САРП, ЭКНИС

З 1-6 Руководство действиями экипажа при аварийных ситуациях, возникающих во время плавания

Штатные противопожарные средства, осушительные системы, аварийно-спасательные средства

Экипаж судна

Умение организовать и руководить действиями экипажа, согласно расписания по тревогам

НБЖС. Штатные осушительные системы, аварийно-спасательные средства.
Средства борьбы за живучесть, методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара

З 1-7 Управление судном в различных гидро-метеорологических навигационных условиях

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, маневренные характеристики судна

Судно

Маневрирование и управление судном в различных гидрометеорологических и навигационных условиях.

Навигационные пособия, маневренные характеристики судна

З 1-8 Выбор безопасной скорости судна на весь маршрут

Система дистанционного управления движительной установкой

Судно

Принципы работы и технические характеристики судовых силовых установок.
Система дистанционного управления движительной установкой

Навигационные пособия, маневренные характеристики судна.
Техническая документация на судно, от завода изготовителя

З 2-1 Контроль разработки грузового плана и его последующее утверждение

Знание информации об остойчивости и непотопляемости.
Знание мер по обеспечению безопасности судна (улучшение остойчивости судна и обеспечение общей защиты судна от действия моря), знание правил загрузки и балластировки
Техническая документация на судно, от завода изготовителя

Погрузка-выгрузка

Умение применять соответствующие международные правила, кодексы и стандарты, касающиеся безопасной обработки, размещения, крепления и транспортировки грузов
Использование диаграмм остойчивости и дифферента и устройств для расчета напряжений корпуса, в частности автоматическое оборудование, которое использует базу данных, а также знание правил загрузки и балластировки, для того, чтобы удерживать напряжение корпуса в приемлемых пределах
Размещение и крепление грузов на судах, в частности судовые грузовые устройства и оборудование для крепления груза
Погрузочно-разгрузочные операции, с обращением особого внимания на транспортировку грузов, указанных в Кодексе РКГ
Общее знание танкеров и операций на танкерах
Умение использовать все доступные на судне данные, касающиеся нагрузки, ухода во время рейса и выгрузки грузов
Умение установить процедуры безопасной обработки грузов согласно положениям соответствующих нормативных документов
Умение объяснить основные принципы установления
Эффективное общение и улучшение взаимоотношений между персоналом судна и терминала

Нормы международного морского права (МК МОПОГ, ММКТНГ, МАРПОЛ73/78,)
Влияние груза и грузовых операций на посадку и остойчивость.
Эксплуатационные и конструкционные ограничения навалочных судов

З 2-2 Оценка выявленных дефектов и повреждений грузовых помещений, люковых закрытий и балластных танков и принятие соответствующих мер

Знание ограничений с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов стандартных навалочных судов

Дефекты и повреждения грузовых помещений, люковых закрытий и балластных танков

Умение объяснить, каким образом избежать вредных воздействий на навалочные суда коррозии, усталости и неправильной обработки груза

Ограничения с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов стандартных навалочных судов

З 2-3 Перевозка опасных грузов

Знание международных правил, требований, кодексов и рекомендации по перевозке опасных грузов

Опасные и вредные грузы

Организация перевозки опасных и вредных грузов; меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращение с грузами во время рейса

Международные правила, требования, кодексы к рекомендации по перевозке опасных грузов, включая Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ) Кодекс РКГ и Международный морской кодекс по твердым навалочным грузам (ММКТНГ)

З 3-1 Контроль за посадкой, остойчивостью и напряжениями в корпусе

Информация об остойчивости и непотопляемости.
Знание мер по обеспечению безопасности судна (улучшение остойчивости судна и обеспечение общей защиты судна от действия моря)
Техническая документация на судно, от завода изготовителя

Посадка судна, его остойчивость и напряжения в корпусе

Понимание основных принципов устройства судна, теорий и факторов, влияющих на посадку и остойчивость, а также мер, необходимых для обеспечения безопасной посадки и остойчивости

Знание информации об остойчивости и непотопляемости.
Знание мер по обеспечению безопасности судна (улучшение остойчивости судна и обеспечение общей защиты судна от действия моря)
Техническая документация на судно, от завода изготовителя

З 3-2 Наблюдение и контроль за выполнением требований законодательства и мер по обеспечению охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды

Знание норм международного морского права(МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.)

Судно

Наблюдение и контроль за выполнением норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.)

Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.)

З 3-3 Обеспечение безопасности членов экипажа судна и пассажиров и эксплуатационного состояния спасательных средств и устройств, противопожарной системы и других систем безопасности

Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74)

Судно

Организация учений по борьбе с пожаром и оставлению судна
Поддержание в эксплуатационном состоянии спасательных средств и устройств, противопожарной системы и других систем безопасности
Действия, которые необходимо предпринимать для зашиты и охраны всех лиц на судне в случае аварий
Действия по локализации последствий повреждения и спасанию судна после пожара, взрыва, столкновения или посадки на мель

Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74)

З 3-4 Разработка планов действий в аварийных ситуациях и схем по борьбе за живучесть судна в соответствии с НБЖС

НБЖС, средства борьбы за живучесть, методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара

Планы действий в аварийных ситуациях и схем по борьбе за живучесть судна, действия в аварийных ситуациях

Разработка планов действий в чрезвычайных ситуациях для принятия действий в случае аварии

Конструкция судна, включая средства борьбы за живучесть
Методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара

З 3-5 Организация и руководство оказанием медицинской помощи на судне

Знание Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов(МСС-65).
Руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях

Оказание медицинской помощи на судне

Должное умение применять на практике содержание следующих пособий:
Международного медицинского руководства для судов или Знание Умение организовать и руководить действиями экипажа судна, по оказанию медицинской помощи на судне в соответствиями с требованиями Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов (МСС-65) и Руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях

Международное медицинское руководство для судов или соответствующих Знание Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов (МСС-65).
Руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях

                                                      Таблица 3

            3. Вид трудовой деятельности (профессии)
       «Судоводитель. Капитан морского судна валовой
                  вместимостью 3000 и более»

Шифр

Задачи

Средства труда

Предметы труда

Умения и навыки

Знания

Ф 1



З 1-1 Планирование рейса на основе рейсового задания

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, требующиеся для выполнения рейса, лоции, извещение мореплавателям

Планирование рейса

Умение работы с навигационными и синоптическими картами.
Планирование рейса и судовождение в любых условиях с применением подходящих методов прокладки морских путей, принимая во внимание:
13. стесненные воды
14. метеорологические условия
15. льды
16. ограниченную видимость
17. системы разделения движения
18. районы СУДС

Навигационные пособия

З 1-2 Определение местоположения и точность определения местоположения различными способами

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия

Местоположение судна

Определение местоположения в различных условиях:
7. астрономическими методами
8. с использованием береговых ориентиров, включая умение использовать надлежащие карты, извещения мореплавателям и другие пособия для оценки точности определения местоположения
9. с использованием современных радионавигационных средств, обращая особое внимание на знание принципов их работы, ограничений, источников ошибок, на умение обнаружить неправильные показания и владение методами коррекции для получения точного определения местоположения

Навигационные пособия

З 1-3 Руководство поисково-спасательными операциями при оказании помощи судну, терпящему бедствие

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, штатные спасательные средства. Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года «О торговом мореплавании»

Суда, терпящие бедствие

Умение организовать поисково-спасательные операции в соответствии с положениями Международного авиационного и морского наставления по поиску и спасению (SAR)

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, штатные спасательные средства.
Международные авиационные и морские наставления по поиску и спасению

З 1-4 Организация несения ходовой вахты

УССМТ РК

Экипаж судна

Организация и действия несения вахты в соответствии с международными правилами и руководствами, обеспечение безопасности плавания, залита морской среды и безопасности судна и людей на борту

УССМТ РК

З 1-5 Обеспечение безопасного мореплавания

Радиолокаторы, САРП, ЭКНИС

Судно

Оценка навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор, САРП и ЭКНИС

Навигационные пособия. МППСС72.
Радиолокаторы, САРП, ЭКНИС

З 1-6 Руководство действиями экипажа при аварийных ситуациях, возникающих во время плавания

Штатные противопожарные средства, осушительные системы, аварийно-спасательные средства

Экипаж судна

Умение организовать и руководить действиями экипажа, согласно расписания по тревогам

НБЖС. Штатные осушительные системы, аварийно-спасательные средства.
Средства борьбы за живучесть, методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара

З 1-7 Управление судном в различных гидро-метеорологических навигационных условиях

Навигационные приборы, карты и навигационные пособия, маневренные характеристики судна

Судно

Маневрирование и управление судном в различных гидрометеорологических и навигационных условиях.

Навигационные пособия, маневренные характеристики судна

З 1-8 Выбор безопасной скорости судна на весь маршрут

Система дистанционного управления движительной установкой

Судно

Принципы работы и технические характеристики судовых силовых установок.
Система дистанционного управления движительной установкой

Навигационные пособия, маневренные характеристики судна. Техническая документация на судно, от завода изготовителя

З 2-1 Контроль разработки грузового плана и его последующее утверждение

Знание информации об остойчивости и непотопляемости.
Знание мер по обеспечению безопасности судна (улучшение остойчивости судна и обеспечение общей защиты судна от действия моря), знание правил загрузки и балластировки
Техническая документация на судно, от завода изготовителя

Погрузка-выгрузка

Умение применять соответствующие международные правила, кодексы и стандарты, касающиеся безопасной обработки, размещения, крепления и транспортировки грузов
Использование диаграмм остойчивости и дифферента и устройств для расчета напряжений корпуса, в частности автоматическое оборудование, которое использует базу данных, а также знание правил загрузки и балластировки, для того, чтобы удерживать напряжение корпуса в приемлемых пределах
Размещение и крепление грузов на судах, в частности судовые грузовые устройства и оборудование для крепления груза
Погрузочно-разгрузочные операции, с обращением особого внимания на транспортировку грузов, указанных в Кодексе РКГ
Общее знание танкеров и операций на танкерах
Умение использовать все доступные на судне данные, касающиеся нагрузки, ухода во время рейса и выгрузки грузов
Умение установить процедуры безопасной обработки грузов согласно положениям соответствующих нормативных документов
Умение объяснить основные принципы установления
Эффективное общение и улучшение взаимоотношений между персоналом судна и терминала

Нормы международного морского права (МК МОПОГ, ММКТНГ, МАРПОЛ73/78)
Влияние груза и грузовых операций на посадку и остойчивость.
Эксплуатационные и конструкционные ограничения навалочных судов

З 2-2 Оценка выявленных дефектов и повреждений грузовых помещений, люковых закрытий и балластных танков и принятие соответствующих мер

Знание ограничений с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов стандартных навалочных судов

Дефекты и повреждения грузовых помещений, люковых закрытий и балластных танков

Умение объяснить, каким образом избежать вредных воздействий на навалочные суда коррозии, усталости и неправильной обработки груза

Ограничения с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов стандартных навалочных судов

З 2-3 Перевозка опасных грузов

Знание международных правил, требований, кодексов и рекомендации по перевозке опасных грузов

Опасные и вредные грузы

Организация перевозки опасных и вредных грузов; меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращение с грузами во время рейса

Международные правила, требования, кодексы к рекомендации по перевозке опасных грузов, включая Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ) Кодекс РКГ и Международный морской кодекс по твердым навалочным грузам (ММКТНГ)

З 3-1 Контроль за посадкой, остойчивостью и напряжениями в корпусе

Информация об остойчивости и непотопляемости.
Знание мер по обеспечению безопасности судна (улучшение остойчивости судна и обеспечение общей защиты судна от действия моря)
Техническая документация на судно, от завода изготовителя

Посадка судна, его остойчивость и напряжения в корпусе

Понимание основных принципов устройства судна, теорий и факторов, влияющих на посадку и остойчивость, а также мер, необходимых для обеспечения безопасной посадки и остойчивости

Знание информации об остойчивости и непотопляемости.
Знание мер по обеспечению безопасности судна (улучшение остойчивости судна и обеспечение общей защиты судна от действия моря)
Техническая документация на судно, от завода изготовителя

З 3-2 Наблюдение и контроль за выполнением требований законодательства и мер по обеспечению охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды

Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.)

Судно

Наблюдение и контроль за выполнением норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.

Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74, МК МАРПОЛ 73/78 и др.)

З 3-3 Обеспечение безопасности членов экипажа судна и пассажиров и эксплуатационного состояния спасательных средств и устройств, противопожарной системы и других систем безопасности

Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74)

Судно

Организация учений по борьбе с пожаром и оставлению судна
Поддержание в эксплуатационном состоянии спасательных средств и устройств, противопожарной системы и других систем безопасности
Действия, которые необходимо предпринимать для зашиты и охраны всех лиц на судне в случае аварий
Действия по локализации последствий повреждения и спасанию судна после пожара, взрыва, столкновения или посадки на мель

Знание норм международного морского права (МК СОЛАС-74)

З 3-4 Разработка планов действий в аварийных ситуациях и схем по борьбе за живучесть судна в соответствии с НБЖС

НБЖС, средства борьбы за живучесть, методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара

Планы действий в аварийных ситуациях и схем по борьбе за живучесть судна, действия в аварийных ситуациях

Разработка планов действий в чрезвычайных ситуациях для принятия действий в случае аварии

Конструкция судна, включая средства борьбы за живучесть
Методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара

З 3-5 Организация и руководство оказанием медицинской помощи на судне

Знание Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов(МСС-65).
Руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях

Оказание медицинской помощи на судне

Должное умение применять на практике содержание следующих пособий:
Международного медицинского руководства для судов или Знание Умение организовать и руководить действиями экипажа судна, по оказанию медицинской помощи на судне в соответствиями с требованиями Международного медицинского руководства для судов. Медицинского раздела Международного свода сигналов(МСС-65) и Руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях

Международное медицинское руководство для судов или соответствующих Знание Международного медицинского руководства для судов.
Медицинского раздела
Международного свода сигналов (МСС-65).
Руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях

      Примечание: МК СОЛАС - 74 – Международная конвенция СОЛАС–74;
      МАМС – Международная ассоциация маячных служб;
      МСС-65 – Международный свод сигналов;
      МППСС-72 – Международные Правила Предупреждения Столкновений Судов в море;
      МК МАРПОЛ 73/78 – Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов;
      УССМТ РК – Устав службы на судах морского транспорта Республики Казахстан;
      НБЖС - Наставление по борьбе за живучесть судов.

Приложение 5     
к Профессиональному стандарту
«Капитан морского судна» 

                        Лист согласования

Название организации

Дата согласования

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан


Настоящий ПС зарегистрирован в _____________________________________.

ПС внесен в Реестр профессиональных стандартов рег. №______________.

Письмо (протокол) № _____________________ Дата ____________________.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.