Об утверждении профессионального стандарта "Летная эксплуатация воздушного судна"

Утративший силу

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 20 ноября 2013 года № 913. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 декабря 2013 года № 8992. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 9 декабря 2016 года № 853.

      Сноска. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 09.12.2016 г. № 853 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1.Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Летная эксплуатация воздушного судна».
      2. Департаменту кадровой и административной работы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Хасенов Е.Е.) обеспечить:
      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе размещение его на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление копии на официальное опубликование в информационно-правовую систему «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
      4) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    А. Жумагалиев

      «СОГЛАСОВАН»:
      И.о. Министра труда и социальной
      защиты населения
      Республики Казахстан
      ___________ К. Абсаттаров
      4 ноября 2013 года

Утвержден            
приказом Министра        
транспорта и коммуникаций   
Республики Казахстан      
от 20 ноября 2013 года № 913  

Профессиональный стандарт
«Летная эксплуатация воздушного судна»

1. Общие положения

      1. Профессиональный стандарт «Обслуживание воздушного движения» (далее – ПС) определяет в области профессиональной деятельности «Услуги в области воздушного транспорта» требования к уровню квалификации, компетенции, содержанию, качеству и условиям труда и предназначен для:
      1) регулирования взаимодействия трудовой сферы и сферы профессионального образования;
      2) регламентации требований для разработки программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
      3) регламентации требований для оценки компетенций работников при аттестации и сертификации персонала.
      2. Основными пользователями ПС являются:
      1) выпускники организаций образования, работники;
      2) руководители организаций, руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
      3) специалисты, разрабатывающие государственные образовательные программы;
      4) специалисты в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
      3. На основе ПС разрабатываются квалификационные характеристики, должностные инструкции, типовые учебные программы, типовые учебные планы, корпоративные стандарты организаций.
      4. В настоящем ПС применяются следующие термины и определения:
      1) квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
      2) квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
      3) предмет труда – предмет, на который направлены действия работника с целью создания продукта при помощи определенных средств труда;
      4) средства труда – средства, используемые работником для преобразования предмета труда из исходного состояния в продукт;
      5) вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
      6) трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения;
      7) область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
      8) единица профессионального стандарта – структурный элемент ПС, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;
      9) профессия – род трудовой деятельности, который требует владения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;
      10) компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;
      11) должность – структурная единица работодателя, на которую возложен круг должностных полномочий и должностных обязанностей;
      12) задача – совокупность действий, связанных с реализацией трудовой функции и достижением результата с использованием конкретных предметов и средств труда;
      13) отрасль – совокупность организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;
      14) отраслевая рамка квалификаций (далее - ОРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
      15) национальная рамка квалификаций (далее - НРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
      16) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и задач, выполняемых работником определенного вида деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.

2. Паспорт ПС

      5. Паспорт ПС определяет следующее:
      1) вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности):
      Общий классификатор видов экономической деятельности (далее - ГК РК 03-2007) «51.10 Воздушный пассажирский транспорт»;
      2) основная цель вида экономической (области профессиональной) деятельности:
      обеспечение деятельности, относящейся к перевозкам воздушным транспортом;
      3) виды трудовой деятельности (профессии) по квалификационным уровням согласно приложению 1 к настоящему ПС.

3. Карточки видов трудовой деятельности (профессий)

Параграф 1 «Коммерческий пилот»

      6. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
      1) квалификационный уровень: по НРК – 5, по ОРК – 5;
      2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01 – 2005): 3143 «Командиры, пилоты самолетов и специалисты родственных профессий»;
      3) возможные наименования должности (профессии): пилот;
      4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - осуществление процесса управления воздушным судном;
      5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 1 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы «Коммерческого пилота» приложения 2 к настоящему ПС.

Параграф 2 «Линейный пилот»

      7. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
      1) квалификационный уровень: по НРК – 5, по ОРК – 5;
      2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01 – 2005): 3143 «Командиры, пилоты самолетов и специалисты родственных профессий»;
      3) возможные наименования должности (профессии): пилот;
      4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - осуществление процесса управления воздушным судном;
      5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 2 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы «Линейного пилота» приложения 2 к настоящему ПС.

4. Перечень единиц ПС

      8. Перечень единиц ПС приведен в таблицах 12 приложения 3 к настоящему ПС и содержит шифр и наименование единицы ПС.

5. Описание единиц ПС

      9. Описание единиц ПС приведено в таблицах 12 приложения 4 к настоящему ПС.

6. Виды сертификатов, выдаваемых на основе ПС

      10. Организациями в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов выдаются сертификаты на основе настоящего ПС.
      11. Виды сертификатов, выдаваемые на основе настоящего ПС, определяются в соответствии с перечнем единиц ПС, освоение которых необходимо для получения сертификата, предусмотренным в приложении 3 настоящего ПС.

7. Разработчики, лист согласования,
экспертиза и регистрация ПС

      12. Разработчиком ПС является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
      13. Лист согласования ПС приведен в приложении 5 к настоящему ПС.

Приложение 1        
к Профессиональному стандарту
«Летная эксплуатация»   

                        Виды трудовой деятельности
                (профессии) по квалификационным уровням


п/п

Наименование
вида
деятельности

Наименование
профессии с учетом
тенденций рынка труда

Наименование
профессии
согласно
ГК РК 01-2005

Квалификационный
уровень ОРК

Разряд
по ЕТКС

1

Управление ВС

Коммерческий пилот

Пилот

5

-

2

Линейный пилот

Линейный пилот
Пилот
Старший пилот
Второй пилот

5

-

      Примечание: ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
      ВС – воздушное судно.

Приложение 2        
к Профессиональному стандарту
«Летная эксплуатация»   

Таблица 1     

                      1. Возможные места работы по профессии.
                    Требования к условиям труда, образованию и
                         опыту работы коммерческого пилота

Возможные места работы по профессии (организации)

Организации авиационной отрасли

Вредные и опасные условия труда

Высокие уровни авиационных шумов.
Повышенные уровни вибрации.
Колебания атмосферного давления при взлетах, посадках, наборе высоты и на снижении.
СВЧ – излучение.
Радиационное (фоновое) облучение.
Работа в ночное время.
Напряженность труда.
Резкий сдвиг часовых поясов и быстрая смена климатических зон

Особые условия допуска к работе

Возраст – не менее 18 лет.
Наличие действующего медицинского заключения первого класса.
Действующее свидетельство пилота (ATPL, CPL)

Квалификационный
уровень ОРК

Уровень профессионального
образования и обучения

Требуемый опыт работы

5

Профессиональное
образование

Налет на самолете не менее 200 часов или налет не менее 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета.
Налет на вертолете не менее 150 часов или налет не менее 100 часов в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота вертолета

                                                             Таблица 2

                      2. Возможные места работы по профессии.
                    Требования к условиям труда, образованию и
                           опыту работы линейного пилота

Возможные места работы по профессии (организации)

Авиационная отрасль

Вредные и опасные условия труда

Высокие уровни авиационных шумов.
Повышенные уровни вибрации.
Колебания атмосферного давления при взлетах, посадках, наборе высоты и на снижении.
СВЧ – излучение.
Радиационное (фоновое) облучение.
Работа в ночное время.
Напряженность труда.
Резкий сдвиг часовых поясов и быстрая смена климатических зон

Особые условия допуска к работе

Возраст – не менее 21 года.
Наличие действующего медицинского заключения первого класса.
Наличие свидетельства линейного пилота (ATPL) с квалификационной отметкой о виде ВС «самолет».
Наличие свидетельства линейного пилота (ATPL) с квалификационной отметкой о виде ВС «вертолет».

Квалификационный
уровень ОРК

Уровень профессионального образования и обучения

Требуемый опыт работы

5

Профессиональное
образование

Налет на самолете не менее 1500 часов в качестве пилота самолета, включая не более 100 часов налета на тренажере.
Налет на вертолете не менее 1000 часов в качестве пилота вертолета, включая не более 100 часов налета на тренажере

Приложение 3        
к Профессиональному стандарту
«Летная эксплуатация»   

                              Перечень единиц ПС

                                                             Таблица 1

                       Вид трудовой деятельности (профессии)
                                «Коммерческий пилот»

Шифр

Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта)

Ф 1

Управление ВС

                                                           Таблица 2

                       Вид трудовой деятельности (профессии)
                                «Линейный пилот»

Шифр

Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта)

Ф 1

Управление ВС

      Примечание: Ф – функция.

Приложение 4        
к Профессиональному стандарту
«Летная эксплуатация»   

                              Описание единиц ПС

                                                           Таблица 1

                     1. Вид трудовой деятельности(профессии)
                                «Коммерческий пилот»

Шифр

Предметы труда

Средства труда

Задачи

Умения и навыки

Знания

Ф 1

ВС

Требования по управлению ВС, обслуживанию воздушного движения, техническому обслуживанию ВС, систем и двигателей соответствующих видов воздушных судов.
Аэронавигационные карты, приборы и навигационные средства

З 1.1 Управление ВС

Навыки проверки исправности оборудования и систем соответствующих видов воздушных судов.
Навыки предполетной подготовки и планирования полета по маршруту при выполнении полетов по Правилам визуальных полетов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 2012 года № 103 «Об утверждении Основных правил полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан». Навыки подготовки и заполнения планов полета.
Навыки распознавания и контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке.
Навыки плавного и точного выполнения всех маневров.
Навыки квалифицированного осуществления контроля и наблюдения в полете.
Навыки постоянного осуществления управления ВС таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение схемы полета или маневра.
Навыки применения авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов.
Навыки применения аэронавигационной информации (AIP, NOTAM), авиационных кодов и сокращений

Знание Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации».
Знание нормативных правовых актов Республики Казахстан, касающихся пилота коммерческой авиации и обслуживания воздушного движения.
Знание принципов эксплуатации и работы двигателей, систем и приборного оборудования.
Знание документов, содержащих эксплуатационные ограничения соответствующих видов воздушных судов и двигателей (руководство по летной эксплуатации).
Знание технического обслуживания воздушного судна, систем и двигателей соответствующих видов ВС.
Знание влияния загрузки и распространения массы на летно-технические характеристики и характеристики управляемости ВС, расчетов массы и центровки.
Знание обслуживания воздушного движения.
Знание порядка установки высотомера.
Знание возможностей человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок.
Знание авиационной метеорологии, климатологии соответствующих районов и ее влияния на авиацию, перемещения областей низкого и высокого давления, структуры атмосферных фронтов, возникновения и характеристики особых явлений погоды, которые влияют на условия полета по маршруту, взлета и посадки.
Знание причин распознавания и последствий обледенения, порядка входа во фронтальную зону, обхода района с опасными метеоусловиями.
Знание аэронавигационных карт, приборов и навигационных средств, принципов и характеристик соответствующих навигационных систем, работ бортового оборудования.
Знание методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке.
Знание аэронавигационной информации (AIP, NOTAM), авиационных кодов и сокращения.
Знание мер предосторожности и действий в аварийной обстановке.
Знание перевозки грузов, потенциальных рисков перевозки опасных грузов.
Знание требований и практики инструктажа пассажиров по вопросам безопасности, включая меры предосторожности при посадке на ВС и высадке из него.
Знание основ полета.
Знание ведения связи и фразеологии при полетах по Правилам визуальных полетов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 2012 года № 103 «Об утверждении Основных правил полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан», действия при отказе связи: для вертолетов - влияния грузов на внешней подвеске; для вертолетов - трансмиссии, режимов вихревого кольца, земного резонанса, срывов на отступающей лопасти, динамического опрокидывания и других опасных ситуаций; обеспечения безопасности при полетах в визуальных метеорологических условиях

                                                       Таблица 2   

                      2. Вид трудовой деятельности (профессии)
                                «Линейный пилот»

Шифр

Предметы труда

Средства труда

Задачи

Умения и навыки

Знания

Ф 1

ВС

Требования по управлению ВС, обслуживанию воздушного движения, техническому обслуживанию ВС, систем и двигателей соответствующих видов воздушных судов.
Аэронавигационные карты, приборы и навигационные средства

З 1.1 Управление ВС

Навыки проверки исправности оборудования и систем соответствующих видов воздушных судов.
Навыки подготовки эксплуатационного плана полета и предоставления плана полета ОВД.
Навыки выполнения полетов и маневров на всех этапах полета.
Навыки выполнения действий в особых и аварийных случаях и маневры, связанные с отказами и неисправностями оборудования.
Навыки взаимодействия в экипаже, включая распределение задач по пилотированию, координированию действий членов экипажа и использование контрольных карт.
Навыки распознавания и контроля факторов угрозы и ошибки.
Навыки плавного и точного осуществления ручного управления самолетом.
Навыки управления самолетом в режиме автоматизации, соответствующем этапу полета.
Навыки управления ВС в нормальных, особых и аварийных условиях на всех этапах полета.
Навыки понимания и применения авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов.
Навыки получения и использования метеорологической информации перед полетом и во время полета.
Навыки использования аэронавигационной информации.
Навыки использования и практического применения параметров взлетных, посадочных и других характеристик.
Навыки предполетного планирования и оперативного планирования полета по маршруту, подготовки и представления планов полета.
Навыки использования авиационного электронного и приборного оборудования, необходимого для управления ВС и навигации.
Навыки использования навигационных систем, применяемых на этапе вылета, полета по маршруту, захода на посадку и посадки.
Навыки понимания и использования аэронавигационной документации (AIP, NOTAM), авиационных кодов и сокращений

Знание Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», части касающихся выполнения полетов.
Знание общих характеристик и ограничений электрических, гидравлических систем, системы наддува и других систем воздушного судна, системы управления полетом, включая автопилот и автостабилизацию.
Знание принципов работы, эксплуатации и ограничения двигателей воздушных судов.
Знание влияния атмосферных условий на характеристики двигателей.
Знание пилотажных приборов, компасов, поворотной ошибки и ошибки из-за воздействия ускорения; гироскопических приборов, эксплуатационных ограничений и воздействия прецессии.
Знание действия при отказах различных пилотажных приборов и электронных индикаторов.
Знание влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики и характеристики управляемости ВС, выполнения расчетов массы и центровки.
Знание параметров взлетных, посадочных и других характеристик.
Знание возможности человека, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок.
Знание авиационной метеорологии, климатологии, перемещения областей низкого и высокого давления, структуры фронтов, возникновения и характеристики особых явлений погоды, которые влияют на условия взлета, полета по маршруту и посадки.
Знание причин, распознавания и последствий обледенения, порядка входа во фронтальную зону, обходя районы с опасными метеоусловиями.
Знание аэронавигации, аэронавигационной карты, радионавигационных средств и систем зональной навигации, особых навигационных требований в отношении полетов по маршрутам большой протяженности.
Знание эксплуатационной надежности авиационного электронного и приборного оборудования, необходимого для управления ВС и навигации.
Знание точности и надежности навигационных систем, применяемых на этапе вылета, полета по маршруту, захода на посадку и посадки.
Знание принципов и характеристик автономных навигационных систем и систем, ориентированных на внешние средства, работы бортового оборудования.
Знание методов контроля факторов угрозы и ошибок в эксплуатационной обстановке.
Знание аэронавигационной документации (AIP, NOTAM), авиационных кодов и сокращения.
Знание мер предосторожности и действия в аварийной обстановке, нормативных правовых актов Республики Казахстан в области безопасности полетов.
Знание эксплуатационных норм грузовых перевозок и перевозок опасных грузов.
Знание требований и практики инструктажа пассажиров по вопросам безопасности, мер предосторожности при посадке на ВС и высадке: для вертолетов – трансмиссии, режима «вихревого кольца», земного резонанса, срывов на отступающей лопасти, динамического бокового крена и других, опасных при эксплуатации ситуаций, обеспечения безопасности при полетах в визуальных метеорологических условиях; влияния грузов на внешней подвеске на характеристики управляемости; основ полета; ведения связи и фразеологии, действия при отказе связи; порядка действий в случаях потери трудоспособности членами экипажа

      Примечание: З – задача.

Приложение 5        
к Профессиональному стандарту
«Летная эксплуатация»   

                              Лист согласования

Название организации

Дата согласования

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан


Настоящий ПС зарегистрирован _______________________________________
Внесен в Реестр профессиональных стандартов рег. № _________________
Письмо (протокол) № ___________           Дата _____________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.