Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 08.06.2015 № 423.
В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Отраслевую рамку квалификаций в сфере оптовой и розничной торговли.
2. Комитету торговли Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан в установленном законодательством порядке:
1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в информационно-правовой системе «Әділет» и в официальных средствах массовой информации;
2) обеспечить опубликование настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Жаксылыкова Т.М.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр Е. Досаев
Утвержденa
приказом Министра экономики и
бюджетного планирования
Республики Казахстан
от 30 апреля 2014 года № 120
Отраслевая рамка квалификаций
в сфере оптовой и розничной торговли
1. Общие положения
1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере оптовой и розничной торговли (далее – Отраслевая рамка квалификаций) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда в отрасли.
2. Основная цель вида экономической деятельности: анализ рынка, продвижение и сбыт товаров и услуг.
3. Отраслевая рамка квалификаций определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки профессиональных стандартов, обеспечивая сопоставимость квалификаций, и является основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов.
4. Отраслевая рамка квалификаций предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, работников) отрасли торговли и позволяет:
1) описывать с единых позиций требования к квалификации работников, выпускников организаций образования при разработке профессиональных стандартов и образовательных стандартов;
2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации работников и выпускников всех уровней профессионального образования;
3) планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретного квалификационного уровня, карьерного роста.
5. Отраслевая рамка квалификаций содержит восемь квалификационных уровней, которая соответствует Национальной рамке квалификаций.
6. В Отраслевой рамке квалификаций приводится обобщенное описание результатов, детализация осуществляется в профессиональных стандартах.
7. Основные термины и понятия, используемые в Отраслевой рамке квалификаций:
1) умение – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления);
2) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящихся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, подвергающийся оценке;
3) навык – качество, развиваемое через обучение или проведение определенных исследований, работ и характеризует способность к выполнению определенных интеллектуальных или физических действий, как на рабочем месте, так и в обыденной жизни;
4) способность - индивидуальная особенность личности, являющаяся субъективным условием успешного осуществления определенного рода деятельности;
5) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
6) компетенция – качество субъекта деятельности, обеспечивающее выполнение задач профессиональной деятельности определенного квалификационного уровня;
7) опыт – сознательная деятельность, знания и навыки, которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени;
8) национальная рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда.
8. Отраслевая рамка квалификаций составлена на каждую область профессиональной деятельности отрасли на основании Национальной рамки классификаций и стратегии развития отрасли.
9. К области профессиональной деятельности отрасли относятся:
организация, управление и проектирование процессов в области торговой деятельности, логистики в торговле, товароведения, материально-технического снабжения и сбыта, торгово-посреднической деятельности;
анализ состояния оптовых предприятий и розничной торговой сети и планирование их развития;
организация оснащения предприятий торговли торгово-технологическим оборудованием (немеханическим, весоизмерительным, холодильным и контрольно-кассовым);
технологическая планировка магазинов и их торговых помещений;
организация хозяйственных связей торговых предприятий с поставщиками и потребителями товаров, изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей на определенных сегментах рынка;
управление товародвижением, его учет и оптимизация, минимизация потерь товаров, затрат материальных и трудовых ресурсов;
управление ассортиментом и качеством товаров и услуг;
управление товарными запасами в торговых предприятиях: разработка нормативов товарных запасов, организация контроля за товарными запасами, меры их регулирования;
организация приемки товаров в торговле, размещения и выкладки товаров в торговом зале, регулирование процессов хранения товаров, проведение инвентаризации и списание потерь, технологические операции продажи товаров;
организация рекламной деятельности в торговле, повышение ее эффективности.
10. Отраслевая рамка квалификаций представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению к настоящей Отраслевой рамке квалификаций.
11. Основным принципом разработки уровней квалификаций в Отраслевая рамке квалификаций является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания.
12. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и практического опыта.
13. Для повышения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне необходимо обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в организациях, имеющие соответствующие лицензии.
14. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.
Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевой квалификационной системы.
Построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, которая даст возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.
2. Паспорт отраслевой рамки квалификаций
1. Отрасль экономической деятельности: оптовая и розничная торговля.
2. Область профессиональной деятельности ГК РК 03-2007: «46 Оптовая торговля, за исключением автомобилей и мотоциклов», «47 Розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами».
3. Виды трудовой деятельности:
изучение спроса на товары и их рыночного предложения, поддержание баланса между предложением и спросом;
оценка потребностей и спроса;
формирование торгового ассортимента, удовлетворение потребностей населения в товарах;
оформление места продажи, установка специального торгового оборудования;
осуществление торгово-технологических операций с товаром: хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка); внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка в торговом зале, продажа товаров, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
мониторинг полного ассортимента (запасов) продукции на складе с установленным страховым запасом;
работа с поставщиками и клиентами по оптимизации процессов доставки, хранения и отгрузки товара.
Приложение
к Отраслевой рамке
квалификаций в сфере оптовой и
розничной торговли
Структура отраслевой рамки квалификаций
в сфере оптовой и розничной торговли
Уровни Национальной рамки квалификаций |
Уровни Отраслевой рамки квалификаций |
Область профессиональной деятельности: оптовая и розничная торговля |
||
Требования к способностям |
Требования к умениям и навыкам |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
Самостоятельность: исполнительские действия под непосредственным руководством, при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач. |
Выполнение типовых несложных практических заданий, демонстрация навыков самонаблюдения и самодисциплины |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий, инструкций по технике безопасности, требований охраны труда |
2 |
2 |
Самостоятельность: исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая определенную степень самостоятельности. |
Умение выбрать способ работы на основании инструкций и выполнение несложных практических заданий, демонстрация навыков самоконтроля и самокоррекции действий в простых производственных ситуациях. Самообучение при выполнении поставленных задач |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, инструкций по технике безопасности, требований охраны труда |
3 |
3 |
Самостоятельность: исполнительская деятельность по выполнению самостоятельной работы в типовых условиях и под руководством, предусматривающая самостоятельное планирование, самообучение в процессе выполнения поставленных задач. |
Выполнение стандартных практических заданий, демонстрация навыков самооценки, самоопределения и самоорганизации. Самостоятельное определение способа выполнения поставленных задач |
Знания правил внутренней торговли, государственных стандартов и стандартов организаций на продаваемые товары, правил работы предприятий, знания психологии осуществления покупки товаров населением, знание предлагаемой продукции; основы деловой этики, знание требований охраны труда |
4 |
4 |
Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками. |
Решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации, постановка задачи подчиненным, оценка результатов деятельности, определение знаний и навыков работников, мотивация по повышению профессионализма работников |
Знания о правилах внутренней торговли, правилах работы предприятий, нормативно-правовых актах в области торговли, подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда, знание инструкций по технике безопасности, требований охраны труда, знание менеджмента |
5 |
5 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия. |
Демонстрация навыков планирования, анализа ситуаций, самоанализа, умения принимать решения и создавать условия для их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, стремления к опережающему повышению управленческого и исполнительского профессионализма |
Знания правил работы предприятий, нормативно-правовых актов в области торговли, подходов, методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способов принятия управленческих решений, знания принципов коллективо- и командообразования, организации труда и управления |
6 |
6 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. Обеспечение взаимодействия работников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации |
Решение проблем и принятие решений в социальных и профессиональных ситуациях, демонстрация культуры самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств |
Знания методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способов коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации. Знания структуры управления предприятием, прав и обязанностей работников предприятия, режима их работы, основ экономики, организации труда и управления |
7 |
7 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли, организацию условий труда. |
Демонстрация навыков постановки и решения проблем, объективной оценки своих действий, системного решения задач и проблем с применением инновационных подходов, методов построения концепций и стратегий деятельности |
Знания методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способов постановки и системного решения задач и проблем с применением научных прогрессивных подходов, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени развития |
8 |
8 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. |
Демонстрация стратегического мышления, навыков лидерства, навыков принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, навыков построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия |
Знания о построении кооперативных систем деятельности и их взаимодействия, знания методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами, валидации и верификации структуры управления подразделениями предприятия |