Об утверждении Отраслевой рамки квалификаций в сфере оптовой и розничной торговли

Утративший силу

Приказ Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 30 апреля 2014 года № 120. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 июня 2014 года № 9480. Утратил силу приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 8 июня 2015 года № 423

      Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 08.06.2015 № 423.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Отраслевую рамку квалификаций в сфере оптовой и розничной торговли.
      2. Комитету торговли Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан в установленном законодательством порядке:
      1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в информационно-правовой системе «Әділет» и в официальных средствах массовой информации;
      2) обеспечить опубликование настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Жаксылыкова Т.М.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Е. Досаев

Утвержденa         
приказом Министра экономики и
бюджетного планирования 
Республики Казахстан   
от 30 апреля 2014 года № 120

Отраслевая рамка квалификаций
в сфере оптовой и розничной торговли

1. Общие положения

      1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере оптовой и розничной торговли (далее – Отраслевая рамка квалификаций) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда в отрасли.
      2. Основная цель вида экономической деятельности: анализ рынка, продвижение и сбыт товаров и услуг.
      3. Отраслевая рамка квалификаций определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки профессиональных стандартов, обеспечивая сопоставимость квалификаций, и является основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов.
      4. Отраслевая рамка квалификаций предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, работников) отрасли торговли и позволяет:
      1) описывать с единых позиций требования к квалификации работников, выпускников организаций образования при разработке профессиональных стандартов и образовательных стандартов;
      2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации работников и выпускников всех уровней профессионального образования;
      3) планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретного квалификационного уровня, карьерного роста.
      5. Отраслевая рамка квалификаций содержит восемь квалификационных уровней, которая соответствует Национальной рамке квалификаций.
      6. В Отраслевой рамке квалификаций приводится обобщенное описание результатов, детализация осуществляется в профессиональных стандартах.
      7. Основные термины и понятия, используемые в Отраслевой рамке квалификаций:
      1) умение – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления);
      2) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящихся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, подвергающийся оценке;
      3) навык – качество, развиваемое через обучение или проведение определенных исследований, работ и характеризует способность к выполнению определенных интеллектуальных или физических действий, как на рабочем месте, так и в обыденной жизни;
      4) способность - индивидуальная особенность личности, являющаяся субъективным условием успешного осуществления определенного рода деятельности;
      5) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
      6) компетенция – качество субъекта деятельности, обеспечивающее выполнение задач профессиональной деятельности определенного квалификационного уровня;
      7) опыт – сознательная деятельность, знания и навыки, которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени;
      8) национальная рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда.
      8. Отраслевая рамка квалификаций составлена на каждую область профессиональной деятельности отрасли на основании Национальной рамки классификаций и стратегии развития отрасли.
      9. К области профессиональной деятельности отрасли относятся:
      организация, управление и проектирование процессов в области торговой деятельности, логистики в торговле, товароведения, материально-технического снабжения и сбыта, торгово-посреднической деятельности;
      анализ состояния оптовых предприятий и розничной торговой сети и планирование их развития;
      организация оснащения предприятий торговли торгово-технологическим оборудованием (немеханическим, весоизмерительным, холодильным и контрольно-кассовым);
      технологическая планировка магазинов и их торговых помещений;
      организация хозяйственных связей торговых предприятий с поставщиками и потребителями товаров, изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей на определенных сегментах рынка;
      управление товародвижением, его учет и оптимизация, минимизация потерь товаров, затрат материальных и трудовых ресурсов;
      управление ассортиментом и качеством товаров и услуг;
      управление товарными запасами в торговых предприятиях: разработка нормативов товарных запасов, организация контроля за товарными запасами, меры их регулирования;
      организация приемки товаров в торговле, размещения и выкладки товаров в торговом зале, регулирование процессов хранения товаров, проведение инвентаризации и списание потерь, технологические операции продажи товаров;
      организация рекламной деятельности в торговле, повышение ее эффективности.
      10. Отраслевая рамка квалификаций представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению к настоящей Отраслевой рамке квалификаций.
      11. Основным принципом разработки уровней квалификаций в Отраслевая рамке квалификаций является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания.
      12. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и практического опыта.
      13. Для повышения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне необходимо обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в организациях, имеющие соответствующие лицензии.
      14. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.
      Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевой квалификационной системы.
      Построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, которая даст возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.

2. Паспорт отраслевой рамки квалификаций

      1. Отрасль экономической деятельности: оптовая и розничная торговля.
      2. Область профессиональной деятельности ГК РК 03-2007: «46 Оптовая торговля, за исключением автомобилей и мотоциклов», «47 Розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами».
      3. Виды трудовой деятельности:
      изучение спроса на товары и их рыночного предложения, поддержание баланса между предложением и спросом;
      оценка потребностей и спроса;
      формирование торгового ассортимента, удовлетворение потребностей населения в товарах;
      оформление места продажи, установка специального торгового оборудования;
      осуществление торгово-технологических операций с товаром: хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка); внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка в торговом зале, продажа товаров, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
      мониторинг полного ассортимента (запасов) продукции на складе с установленным страховым запасом;
      работа с поставщиками и клиентами по оптимизации процессов доставки, хранения и отгрузки товара.

Приложение           
к Отраслевой рамке       
квалификаций в сфере оптовой и
розничной торговли       

            Структура отраслевой рамки квалификаций
              в сфере оптовой и розничной торговли

Уровни Национальной рамки квалификаций

Уровни Отраслевой рамки квалификаций

Область профессиональной деятельности: оптовая и розничная торговля

Требования к способностям

Требования к умениям и навыкам

Требования к знаниям

1

1

Самостоятельность: исполнительские действия под непосредственным руководством, при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач.
Ответственность: за выполнение простейших видов работ, за свою безопасность.
Сложность: работа по инструкции

Выполнение типовых несложных практических заданий, демонстрация навыков самонаблюдения и самодисциплины

Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий, инструкций по технике безопасности, требований охраны труда

2

2

Самостоятельность: исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая определенную степень самостоятельности.
Ответственность: за подготовку товара к продажам, соблюдение условия хранения товаров, обеспечение технического обслуживания и ремонта оборудования, их замену, за свою безопасность и безопасность других.
Сложность: решение типовых практических, четко определенных стандартных задач, работа по инструкции

Умение выбрать способ работы на основании инструкций и выполнение несложных практических заданий, демонстрация навыков самоконтроля и самокоррекции действий в простых производственных ситуациях. Самообучение при выполнении поставленных задач

Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, инструкций по технике безопасности, требований охраны труда

3

3

Самостоятельность: исполнительская деятельность по выполнению самостоятельной работы в типовых условиях и под руководством, предусматривающая самостоятельное планирование, самообучение в процессе выполнения поставленных задач.
Ответственность: за выполнение поставленных задач по получению и подготовке упаковочного материала, проверку наличия и исправности оборудования, инвентаря, за свою безопасность и безопасность других.
Сложность: решение типовых практических задач, выбор способа действий из известных на основе знаний и практического опыта

Выполнение стандартных практических заданий, демонстрация навыков самооценки, самоопределения и самоорганизации. Самостоятельное определение способа выполнения поставленных задач

Знания правил внутренней торговли, государственных стандартов и стандартов организаций на продаваемые товары, правил работы предприятий, знания психологии осуществления покупки товаров населением, знание предлагаемой продукции; основы деловой этики, знание требований охраны труда

4

4

Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками.
Ответственность: за решение поставленных задач, за сохранность товаров, контроль правильности эксплуатации торгово-технологического оборудования, за свою безопасность и безопасность других. Наставничество.
Сложность: решение различных типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации, постановка задачи подчиненным, оценка результатов деятельности, определение знаний и навыков работников, мотивация по повышению профессионализма работников

Знания о правилах внутренней торговли, правилах работы предприятий, нормативно-правовых актах в области торговли, подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда, знание инструкций по технике безопасности, требований охраны труда, знание менеджмента

5

5

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия.
Ответственность: за осуществление работ по внедрению прогрессивных методов, за бесперебойную работу, разработку ценовой политики, за качество и безопасность реализуемых товаров, за участие в разработке новых и модернизации существующих технологий и оборудования, за оценку и совершенствование труда, собственное обучение и обучение других, за свою безопасность и безопасность других.
Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации

Демонстрация навыков планирования, анализа ситуаций, самоанализа, умения принимать решения и создавать условия для их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, стремления к опережающему повышению управленческого и исполнительского профессионализма

Знания правил работы предприятий, нормативно-правовых актов в области торговли, подходов, методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способов принятия управленческих решений, знания принципов коллективо- и командообразования, организации труда и управления

6

6

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. Обеспечение взаимодействия работников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
Ответственность: за организацию и координацию работы предприятия, контроль сроков реализации товаров, контроль наличия необходимого ассортимента, контроль выполнения плана продаж, контроль осуществления ценовой политики, управление, набор и повышение профессионализма работников, развитие и результат профессиональной деятельности.
Сложность: решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения, разработка, внедрение, контроль, оценка работы и процессов (анализ, выработка решений, управление процессами)

Решение проблем и принятие решений в социальных и профессиональных ситуациях, демонстрация культуры самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств

Знания методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способов коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации.

Знания структуры управления предприятием, прав и обязанностей работников предприятия, режима их работы, основ экономики, организации труда и управления

7

7

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли, организацию условий труда.
Ответственность: за определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений, за годовое планирование, за проведение коммерческих переговоров и сотрудничество, определение потребностей предприятия в соответствии с поставленными целями, анализ численности и компетенций работников подразделений.
Сложность: анализ и выработка решений по усовершенствованию технологического процесса, разработка новых подходов, использование разнообразных методов (в том числе, инновационных)

Демонстрация навыков постановки и решения проблем, объективной оценки своих действий, системного решения задач и проблем с применением инновационных подходов, методов построения концепций и стратегий деятельности

Знания методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способов постановки и системного решения задач и проблем с применением научных прогрессивных подходов, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени развития

8

8

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
Ответственность: за принятие решений по перспективному годовому планированию, разработку и результаты процессов деятельности, за проведение коммерческих переговоров; за определение потребностей компании в соответствии с поставленными целями.
Сложность: решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных и научных процессов

Демонстрация стратегического мышления, навыков лидерства, навыков принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, навыков построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия

Знания о построении кооперативных систем деятельности и их взаимодействия, знания методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами, валидации и верификации структуры управления подразделениями предприятия

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.