Об утверждении Правил реализации проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов

Утративший силу

Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 12 февраля 2015 года № 76. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 марта 2015 года № 10447. Утратил силу приказом и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 4 августа 2021 года № 289.

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 04.08.2021 № 289 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила реализации проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов.

      2. Департаменту по изменению климата Министерства энергетики Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление на официальное опубликование настоящего приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан в периодические печатные издания и в информационно-правовой системе "Әділет";

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

В. Школьник


  Утверждены
приказом Министра энергетики
Республики Казахстан
от 12 февраля 2015 года № 76

Правила
реализации проектных механизмов в сфере регулирования
выбросов и поглощений парниковых газов
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила реализации проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического Кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) и определяют порядок реализации проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) базовый сценарий – сценарий, отражающий уровень выбросов парниковых газов или уровень поглощения парниковых газов в случае отсутствия предлагаемого внутреннего проекта, в сравнении с которым оценивается достигнутый объем сокращения выбросов и (или) поглощения парниковых газов;

      2) проектный период – срок, в течение которого производится или может производиться выпуск проектных углеродных единиц на основе периодического подтверждения и утверждения результатов проекта;

      3) проектные углеродные единицы - единицы внутреннего сокращения выбросов, единицы сокращения выбросов, единицы сертифицированного сокращения выбросов;

      4) проектный механизм - последовательный процесс разработки и реализации проектов, направленных на сокращение выбросов и (или) увеличение поглощений парниковых газов в соответствии с порядком и критериями, установленными Киотским протоколом к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и (или) экологическим законодательством Республики Казахстан;

      5) базовый уровень поглощения парниковых газов - выраженная в тоннах эквивалента двуокиси углерода величина поглощения парниковых газов за определенный период при существующих условиях эксплуатации без реализации проекта, направленного на увеличение поглощения парниковых газов;

      6) увеличение поглощения парниковых газов - расчетное увеличение поглощения парниковых газов по отношению к базовому сценарию;

      7) сокращение выбросов парниковых газов - расчетное снижение выбросов парниковых газов по отношению к базовому сценарию;

      8) базовый уровень выбросов парниковых газов - выраженная в тоннах эквивалента двуокиси углерода величина выбросов парниковых газов, произведенных объектом выбросов этих газов за определенный период при условии использования существующих на данном объекте технологий, оборудования и при других наиболее вероятных условиях, которые могут иметь место без реализации проекта, направленного на сокращение выбросов парниковых газов;

      9) трэк I - способ осуществления проектов по механизму совместного осуществления, который позволяет самой стране при условии соответствия требованиям, установленным Киотским протоколом к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (далее - Киотский протокол), верифицировать данные проекты и вводить в обращение соответствующее количество единиц сокращения выбросов;

      10) трэк II - способ осуществления проектов по механизму совместного осуществления, в рамках которого данные проекты проходят процедуру верификации под надзором уполномоченного международного органа;

      11) субъект администрирования - оператор установки, объем выбросов парниковых газов которой составляет от десяти до двадцати тысяч тонн эквивалента двуокиси углерода в год, в следующих регулируемых сферах деятельности: нефтегазовой, электроэнергетической, горнодобывающей, металлургической, химической, обрабатывающей в части производства стройматериалов: цемента, извести, гипса и кирпича.

      Сноска. Пункт 2 в редакции приказа и.о. Министра энергетики РК от 17.11.2016 № 496 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Порядок реализации проектных механизмов в сфере
регулирования выбросов и поглощений парниковых газов

      3. Реализация деятельности в Республике Казахстан на основе проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов осуществляется их участниками на добровольной основе и не является основанием для ее финансирования из государственного бюджета.

      4. Проектные механизмы в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов разделяются в Республике Казахстан на следующие виды:

      1) механизм внутреннего сокращения выбросов;

      2) механизм совместного осуществления;

      3) механизм чистого развития.

      5. Проектный механизм внутреннего сокращения выбросов парниковых газов реализуется его участниками на основе положений статьи 94-10 Кодекса.

      6. Проекты по механизмам совместного осуществления реализуются на территории республики только после прохождения Республикой Казахстан процедур по определению установленного количества, предусмотренного в рамках Киотского протокола, и представления соответствующих данных в международный регистрационный журнал операций.

      7. Проектные механизмы совместного осуществления, чистого развития реализуются на основе положений статей 6, 12 Киотского протокола.

      8. Проекты по механизму чистого развития осуществляются участниками из Республики Казахстан на территории других государств, ратифицировавших Киотский протокол и не входящих в приложение I Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (далее - Конвенция).

      9. Для проектов по механизмам совместного осуществления по трэку I и по трэку II и механизму чистого развития процедуры определены в рамках Конвенции.

      10. Для реализации на территории Республики Казахстан проектов по механизму совместного осуществления по трэку I выполняются следующие условия:

      1) создание национальной системы для оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;

      2) проведение инвентаризации и подготовка государственного кадастра источников выбросов и поглощений парниковых газов, что позволяет оценивать на постоянной основе состояние дел с выбросами и поглощениями парниковых газов по стране;

      3) представление в секретариат Конвенции ежегодного доклада о государственном кадастре источников выбросов и поглощений парниковых газов, а также информации об установленном количестве для Республики Казахстан, корректно рассчитанных прибавлениях к нему и вычетов из него.

      11. При принятии решений о реализации проектов на условиях проектных механизмов, указанных в подпунктах 2) и 3) пункта 4 настоящих Правил, уполномоченным органом в области охраны окружающей среды (далее - уполномоченный орган) производится их предварительный отбор на соответствие определенным международным критериям, установленным в рамках Киотского протокола.

      12. Проектные механизмы не осуществляются на установках и производственных объектах, подпадающих под требования по квотированию выбросов парниковых газов и включенных в национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов.

      13. В целях исключения двойного учета сокращений выбросов парниковых газов по каждой отдельной установке не осуществляется одновременно более одного проектного механизма, направленного на снижение выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов.

      14. Решение о признании реализации проекта на условиях одного из проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов принимается уполномоченным органом при условии соответствия проекта требованиям, установленным Киотским протоколом и (или) экологическим законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 14 в редакции приказа и.о. Министра энергетики РК от 17.11.2016 № 496 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      15. Реализация проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов осуществляется на основе проектной документации и плана мониторинга, подготовку которых осуществляет заявитель проекта.

      16. В целях предварительного отбора проектов на соответствие требованиям по отдельным видам проектных механизмов, предварительно предоставляется краткое описание проекта (проектная идея) в порядке, установленным пунктом 3 статьи 94-10 Кодекса.

      17. Уполномоченный орган назначает подведомственную организацию, осуществляющую учет и рассмотрение отчетов по проектным механизмам.

      18. Форма проектной документации для проектов по механизму совместного осуществления по трэку I и для проектов по механизму чистого развития и совместного осуществления по трэку II применяется в соответствии с требованиями, установленными в рамках Киотского протокола.

      19. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами по соответствующему виду проектного механизма, проводится валидация проектной документации и плана мониторинга аккредитованным органом по валидации и верификации.

      Сноска. Пункт 19 в редакции приказа и.о. Министра энергетики РК от 17.11.2016 № 496 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      20. Мониторинг сокращения выбросов и (или) увеличения поглощения парниковых газов относительно определенного в проектном предложении базового сценария осуществляется на основе плана мониторинга проекта.

      Сноска. Пункт 20 в редакции приказа и.о. Министра энергетики РК от 17.11.2016 № 496 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      21. При подаче отчетности по результатам реализации проекта в уполномоченный орган заявитель проекта предоставляет информацию о любых существенных отклонениях от одобренного плана мониторинга в соответствии с требованиями настоящих Правил по соответствующему проектному механизму.

      Сноска. Пункт 21 в редакции приказа и.о. Министра энергетики РК от 17.11.2016 № 496 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      22. Для проведения мониторинга по проектным механизмам чистого развития и совместного осуществления используются методики, определенные для применения в рамках Конвенции.

      23. Для расчетов базовых уровней и фактических выбросов и поглощений парниковых газов в результате реализации проектов по проектным механизмам используются следующие коэффициенты выбросов парниковых газов и иные коэффициенты:

      1) применяемые для аналогичных проектов по механизмам совместного осуществления и чистого развития;

      2) утвержденные уполномоченным органом.

      24. Требования по отчетности по результатам реализации проектов по механизмам чистого развития и совместного осуществления по трэку II определяются в рамках Киотского протокола.

      25. Требования по периоду выпуска углеродных единиц по проекту, оформлению и периодичности предоставления отчетов по результатам реализации проектов по механизму совместного осуществления по трэку I устанавливаются настоящими Правилами по соответствующему проектному механизму.

      26. Заявленные в периодических отчетах результаты по сокращению выбросов парниковых газов либо увеличению их поглощения в случае проектов, реализуемых на территории Республики Казахстан, подлежат верификации.

      Сноска. Пункт 26 в редакции приказа и.о. Министра энергетики РК от 17.11.2016 № 496 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      27. Верификация по проектам по механизмам совместного осуществления по трэку I осуществляется аккредитованными органами по валидации и верификации.

      Сноска. Пункт 27 в редакции приказа и.о. Министра энергетики РК от 17.11.2016 № 496 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

      28. Отчеты о реализации на территории Республики Казахстан проектов по механизму совместного осуществления по трэку I представляются на утверждение уполномоченного органа.

      29. Выпуск проектных углеродных единиц производится на основе периодической оценки результатов реализации проекта, осуществляемой в пределах установленного для него периода выпуска углеродных единиц по проекту.

      30. Оператор государственного реестра углеродных единиц Республики Казахстан вводит в обращение проектные углеродные единицы по механизму совместного осуществления.

      31. По результатам реализации проектов по механизму совместного осуществления вводятся единицы сокращения выбросов.

      32. Основанием для введения в обращение проектных углеродных единиц оператором государственного реестра углеродных единиц Республики Казахстан является отчет о реализации проекта, утвержденный уполномоченным органом либо получение соответствующего запроса из международного регистрационного журнала операций.

      33. Введение в обращение единиц сокращения выбросов по запросу, полученному из международного регистрационного журнала операций, производится в случае реализации проекта совместного осуществления по трэку II.

      34. Введение в обращение проектных углеродных единиц производится посредством их размещения на счету инвестора либо оператора проекта в государственном реестре углеродных единиц Республики Казахстан в объеме сокращения выбросов парниковых газов или увеличения поглощения согласно отчету о реализации проекта, утвержденному уполномоченным органом.

      35. Передача проектных углеродных единиц инвестору проекта, не являющемуся резидентом Республики Казахстан, производится на его счете в государственном реестре углеродных единиц Республики Казахстан.

Глава 3. Порядок участия субъектов администрирования
в реализации проектных механизмов в сфере регулирования
выбросов и поглощений парниковых газов

      Сноска. Правила дополнены Главой 3 в соответствии с приказом и.о. Министра энергетики РК от 17.11.2016 № 496 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

      36. Субъекты администрирования участвуют в проектах по механизмам совместного осуществления, чистого развития только после прохождения Республикой Казахстан международных процедур по определению установленного количества в соответствии с Рамочной Конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата, ратифицированной Указом Президента Республики Казахстан от 4 мая 1995 года № 2260, и представления соответствующих данных по стране в международный регистрационный журнал операций.

      37. Субъекты администрирования участвуют в качестве заявителя проекта, направленного на сокращение выбросов и поглощение парниковых газов.

      38. Уполномоченный орган на основе представленного субъектом администрирования отчета об инвентаризации парниковых газов определяет соответствие субъекта администрирования требованиям по квотированию выбросов парниковых газов согласно статьи 94-2 Кодекса. В случае, если объем выбросов парниковых газов превышает эквивалент двадцати тысяч тонн двуокиси углерода в год, субъект администрирования подает документы на оформление квоты на выбросы парниковых газов на соответствующую установку (установки) в уполномоченный орган, в порядке установленным Правилами выдачи, изменения и погашения квот на выбросы парниковых газов, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 28 июня 2016 года № 292 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 14012), начиная с текущего года.

      39. Проекты внутреннего сокращения выбросов парниковых газов не осуществляются физическими и юридическими лицами на территории Республики Казахстан в отношении установки (установок), которая подпадает под требования по квотированию выбросов парниковых газов.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.