Об утверждении Правил дипломирования и аттестации лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан

Обновленный

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 355. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 мая 2015 года № 11234.

      Сноска. Заголовок - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 12.05.2023 № 343 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 26-11) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан "О внутреннем водном транспорте" и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах" ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 12.05.2023 № 343 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые Правила дипломирования и аттестации лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 12.05.2023 № 343 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Асавбаев А.А.) обеспечить:

      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности


министра по инвестициям и развитию


Республики Казахстан

Ж. Касымбек

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр образования и науки

      Республики Казахстан

      _____________ А. Саринжипов

      4 апреля 2015 года


      "СОГЛАСОВАН"

      Министр здравоохранения

      и социального развития

      Республики Казахстан

      _____________ Т. Дуйсенова

      10 апреля 2015 года

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр национальной экономики

      Республики Казахстан

      ______________ Е. Досаев

      28 апреля 2015 года

  Приложение 1
к приказу Исполняющего
обязанности министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 27 марта 2015 года № 355

Положение
о квалификационных комиссиях по дипломированию и аттестации лиц
командного состава судов, подлежащих государственной
регистрации в Государственном судовом реестре Республики
Казахстан

      Сноска. Приложение 1 исключено приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 12.05.2023 № 343 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  Приложение к приказу
исполняющего обязанности
Министра по инвестициям
и развитию
Республики Казахстан
от 27 марта 2015 года № 355

Правила дипломирования и аттестации лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан

      Сноска. Правила - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 12.05.2023 № 343 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила дипломирования и аттестации лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан (далее – Правила), разработаны в соответствии с подпунктом 26-11) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан "О внутреннем водном транспорте" (далее – Закон) и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах" (далее – Закон "О государственных услугах") и определяют порядок дипломирования и аттестации лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан, эксплуатируемых на внутренних водных путях, и оказания государственных услуг "Дипломирование лиц командного состава судов", "Аттестация лиц командного состава судов".

      2. Действие настоящих Правил распространяется на командный состав судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях Республики Казахстан, зарегистрированных в Государственном судовом реестре Республики Казахстан.

      3. Лица командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан, занимающие должности, подлежат аттестации по истечении каждых последующих пяти лет.

      Лицам, назначаемым на должности капитанов судов и их помощников, командиров дноуглубительных и дноочистительных снарядов и их помощников, механиков и их помощников, электромехаников и их помощников, а также лицам, совмещающим эти должности, прошедшим дипломирование, выдается профессиональный диплом.

      4. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) аттестация лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан, - осуществляемая процедура для определения уровня знаний командного состава, необходимых для управления судном, в том числе судовождения и дноуглубления, принятия мер по обеспечению безопасности плавания судов по внутренним водным путям Республики Казахстан, поддержания порядка на судне, защиты окружающей среды, предотвращения причинения вреда судну, находящимся на судне людям, багажу и грузу, которая проводится по истечении каждых последующих пяти лет;

      2) дипломирование лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан, - осуществляемая процедура по определению уровня квалификации лиц командного состава, по итогам которой выдаются профессиональные дипломы.

Глава 2. Порядок дипломирования лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан

      5. К дипломированию лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан, допускаются лица, имеющие соответствующее образование, указанное в пункте 24 настоящих Правил, с представлением услугодателю документов, перечисленных в Перечне основных требований к оказанию государственной услуги "Дипломирование лиц командного состава судов" согласно приложению 3 к настоящим Правилам (далее – Перечень основных требований к оказанию государственной услуги "Дипломирование лиц командного состава судов").

      6. Государственная услуга "Дипломирование лиц командного состава судов" (далее – государственная услуга 1) оказывается территориальными подразделениями Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (далее – услугодатель).

      7. При дипломировании лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан, осуществляется проверка теоретических знаний заявителей путем проведения экзамена тестовой программой компьютерного комплекса.

      Экзамены проводятся в некоммерческом акционерном обществе "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация), по адресам, указанным на интернет-ресурсе уполномоченного органа, в соответствии с главой 4 настоящих Правил.

      Оформление профессиональных дипломов лиц командного состава судов, осуществляется услугодателем при положительном результате экзамена.

      8. Для получения профессионального диплома или дубликата профессионального диплома физическое лицо (далее – услугополучатель) направляет услугодателю через веб-портал "электронного правительства" (далее – портал) документы, предусмотренные в Перечне основных требований к оказанию государственной услуги "Дипломирование лиц командного состава судов".

      В Перечне основных требований к оказанию государственной услуги "Дипломирование лиц командного состава судов" изложены основные требования к оказанию государственной услуги 1, включающие характеристики процесса, формы, содержание и результат оказания, а также иные сведения с учетом особенностей предоставления государственной услуги 1.

      9. После обращения услугополучателю в "личный кабинет" направляется статус о принятии запроса для оказания государственной услуги.

      10. Услугодатель осуществляет регистрацию документов, в день их поступления.

      11. При обращении услугополучателя в рабочие дни после 16:00 часов, а также в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, регистрация заявления по оказанию государственной услуги 1 осуществляется следующим рабочим днем.

      12. При представлении услугополучателем полного пакета документов, предусмотренных в Перечне основных требований к оказанию государственной услуги "Дипломирование лиц командного состава судов", услугодатель в течение 2 (двух) рабочих дней с момента регистрации проверяет на соответствие услугополучателя, представленные им документы и сведения согласно требованиям настоящих Правил, Разрешительным требованиям и перечню документов, подтверждающих соответствие им, для выдачи профессионального диплома и справки о прохождении аттестации для лиц командного состава судов, утвержденным приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 19 октября 2015 года № 995 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12824) (далее – Разрешительные требования).

      13. Услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства" сведения о документах:

      удостоверяющих личность;

      заключение медицинской комиссии о пригодности к работе на судне (медицинская справка по форме 073/у, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2020 года № ҚР ДСМ-175/2020 "Об утверждении форм учетной документации в области здравоохранения, а также инструкций по их заполнению" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21579);

      подтверждающих стаж плавания;

      о высшем или послесреднем образовании (диплом).

      14. При соответствии услугополучателя и представленных документов услугополучателю в "личный кабинет" направляется указание места и времени проведения экзамена.

      15. Срок оказания государственной услуги 1 указаны в пункте 3 Перечня основных требований к оказанию государственной услуги "Дипломирование лиц командного состава судов".

      16. В случае установления факта неполноты представленных документов и (или) документов с истекшим сроком действия, поступивших через портал услугодатель в течение двух рабочих дней с момента регистрации направляет мотивированный ответ об отказе в произвольной форме о дальнейшем рассмотрении заявления.

      17. При выявлении оснований для отказа в оказании государственной услуги 1 по основаниям, указанным в пункте 9 Перечня основных требований к оказанию государственной услуги "Дипломирование лиц командного состава судов" настоящих Правил, услугодатель не позднее чем за три рабочих дня до завершения срока оказания государственной услуги 1 согласно статье 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан направляет услугополучателю уведомление о предварительном решении об отказе в оказании государственной услуги 1, а также времени и месте проведения заслушивания для возможности выразить услугополучателю позицию по предварительному решению.

      Процедура заслушивания проводится в соответствии со статьей 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.

      По результатам заслушивания услугодатель выдает услугополучателю профессиональный диплом либо мотивированный ответ об отказе.

      18. Профессиональный диплом оформляется в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного лица услугодателя. Результат оказания государственной услуги 1 направляется в "личный кабинет" услугополучателя.

      Профессиональный диплом оформляется по форме, утвержденной приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 22 октября 2015 года № 1000 "Об утверждении формы профессионального диплома" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12551).

      19. В профессиональном дипломе, выдаваемом лицам, прошедшим дипломирование, указываются группа судна и должность, которую они занимают.

      20. Члены командного состава судов после обучения по программе профессиональной переподготовки по второй смежной специальности, а также при наличии стажа плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов, проходят дипломирование на соответствующую смежную специальность.

      21. Лица, имеющие профессиональные дипломы командного состава скоростных судов, для перехода на работу на другие суда проходят дипломирование для работы в должности капитана, механика судов 1 - 2-й групп или старшего помощника капитана и первого помощника механика судов 3 - 5-й групп.

      22. Дипломирование для получения профессиональных дипломов судовых механиков, электромехаников и их помощников для работы на дноуглубительных и дноочистительных снарядах осуществляются при наличии стажа плавания в командных должностях на самоходных или несамоходных дноуглубительных и дноочистительных снарядах.

      23. Лица командного состава скоростных судов, механической специальности (или совмещающие должности судоводителя и судомеханика) допускаются к работе только при наличии дипломов по механической специальности и прохождении очередного дипломирования как лица, работающего на судах внутреннего водного плавания.

      24. В соответствии с образованием к дипломированию допускаются:

      1) на суда и дноуглубительные и дноочистительные снаряды всех групп – лица, окончившие учебные заведения высшего и (или) технического и профессионального, послесреднего образования по соответствующей специальности;

      2) на суда и дноуглубительные и дноочистительные снаряды 1-3-й групп – лица, окончившие учебные заведения технического и профессионального, послесреднего образования по соответствующей специальности, кроме должностей капитанов пассажирских судов 2-й группы, капитанов и первых штурманов 3-й группы всех типов судов;

      3) на суда и дноуглубительные и дноочистительные снаряды 1-й группы на все судоводительские, механические, электромеханические должности (кроме капитанов пассажирских судов), на суда 2-й и 3-й групп на должности третьего штурмана, третьего помощника механика, второго помощника электромеханика; на суда 2-й и 3-й групп на должности помощника капитана (второго штурмана), второго помощника механика, первого помощника электромеханика грузовых и буксирных судов лица, окончившие учебные заведения технического и профессионального, послесреднего образования по соответствующей специальности, курсов по подготовке командного состава судов внутреннего плавания;

      4) на суда мощностью от 55 до 110 кВт (75-149 лошадиных сил) – лица, имеющие диплом высшего и (или) технического и профессионального, послесреднего образования, а также прошедшие стажировку по управлению этими судами продолжительностью не менее одного месяца.

      25. Услугодатель отказывает в оказании государственной услуги по следующим основаниям:

      1) установление недостоверности документов, представленных дипломируемым, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;

      2) несоответствие дипломируемого и (или) представленных материалов, данных и сведений, необходимых для дипломирования лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан, требованиям, установленными настоящими Правилами и Разрешительными требованиями;

      3) при получении дипломируемым на тестировании оценки "не зачет";

      4) отсутствие согласия услугополучателя, предоставляемого в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите", на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для оказания государственной услуги.

      26. Услугодатель обеспечивает внесение данных о стадии оказания государственной услуги 1 в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере информатизации.

      При оказании государственной услуги 1 посредством государственной информационной системы разрешений и уведомлений данные о стадии оказания государственной услуги поступают в автоматическом режиме в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг.

      Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения подзаконного нормативного правового акта, определяющего порядок оказания государственной услуги, актуализируют информацию о порядке ее оказания и направляют в Единый контакт-центр.

Глава 3. Порядок аттестации лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан

      27. К аттестации лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан, допускаются лица, указанные в пункте 42 настоящих Правил, с представлением услугодателю документов, перечисленных в Перечне основных требований к оказанию государственной услуги "Аттестация лиц командного состава судов" согласно приложению 6 к настоящим Правилам (далее – Перечень основных требований к оказанию государственной услуги "Аттестация лиц командного состава судов").

      28. Государственная услуга "Аттестация лиц командного состава судов" (далее – государственная услуга 2) оказывается территориальными подразделениями Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (далее – услугодатель).

      29. При аттестации лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан, осуществляется проверка теоретических знаний заявителей путем проведения экзамена тестовой программой компьютерного комплекса.

      Экзамены проводятся в некоммерческом акционерном обществе "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация), по адресам, указанным на интернет-ресурсе уполномоченного органа, в соответствии с главой 4 настоящих Правил.

      Оформление справок о прохождении аттестации для лиц командного состава судов, осуществляется услугодателем при положительном результате экзамена.

      30. Для получения справки о прохождении аттестации для лиц командного состава судов или дубликата справки о прохождении аттестации для лиц командного состава судов физическое лицо (далее – услугополучатель) направляет услугодателю через веб-портал "электронного правительства" (далее – портал) документы, предусмотренные в Перечне основных требований к оказанию государственной услуги "Аттестация лиц командного состава судов".

      В Перечне основных требований к оказанию государственной услуги "Аттестация лиц командного состава судов" изложены основные требования к оказанию государственной услуги 2, включающие характеристики процесса, формы, содержание и результат оказания, а также иные сведения с учетом особенностей предоставления государственной услуги 2.

      31. После обращения услугополучателю в "личный кабинет" направляется статус о принятии запроса для оказания государственной услуги.

      32. Услугодатель осуществляет регистрацию документов в день их поступления.

      33. При обращении услугополучателя в рабочие дни после 16:00 часов, а также в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, регистрация заявления по оказанию государственной услуги 2 осуществляется следующим рабочим днем.

      34. При представлении услугополучателем полного пакета документов, предусмотренных в Перечне основных требований к оказанию государственной услуги "Аттестация лиц командного состава судов", услугодатель в течение 2 (двух) рабочих дней с момента регистрации проверяет на соответствие услугополучателя, представленные им документы и сведения согласно требованиям настоящих Правил и Разрешительных требований.

      35. Услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства" сведения о документах:

      удостоверяющих личность;

      заключение медицинской комиссии о пригодности к работе на судне (медицинская справка по форме 073/у, утвержденная приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2020 года № ҚР ДСМ-175/2020 "Об утверждении форм учетной документации в области здравоохранения, а также инструкций по их заполнению" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21579).

      36. При соответствии услугополучателя и представленных документов услугополучателю в "личный кабинет" направляется указание места и времени проведения экзамена.

      37. Срок оказания государственной услуги 2 указаны в пункте 3 Перечня основных требований к оказанию государственной услуги "Аттестация лиц командного состава судов".

      38. В случае установления факта неполноты представленных документов и (или) документов с истекшим сроком действия, поступивших через портал услугодатель в течение двух рабочих дней с момента регистрации направляет мотивированный ответ об отказе в произвольной форме о дальнейшем рассмотрении заявления.

      39. При выявлении оснований для отказа в оказании государственной услуги 2 по основаниям, указанным в пункте 9 Перечня основных требований к оказанию государственной услуги "Аттестация лиц командного состава судов" настоящих Правил, услугодатель не позднее чем за три рабочих дня до завершения срока оказания государственной услуги 2 согласно статье 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан направляет услугополучателю уведомление о предварительном решении об отказе в оказании государственной услуги 2, а также времени и месте проведения заслушивания для возможности выразить услугополучателю позицию по предварительному решению.

      Процедура заслушивания проводится в соответствии со статьей 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.

      По результатам заслушивания услугодатель выдает услугополучателю справку о прохождении аттестации для лиц командного состава судов либо мотивированный ответ об отказе.

      40. Справка о прохождении аттестации для лиц командного состава судов оформляется в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного лица услугодателя. Результат оказания государственной услуги 2 направляется в "личный кабинет" услугополучателя.

      41. Справка о прохождении аттестации для лиц командного состава судов оформляется по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

      42. Аттестации подлежат все лица, занимающие должности капитанов, сменных капитанов и их помощников на самоходных судах, командиров и их помощников на дноуглубительных и дноочистительных снарядах, а также механиков и их помощников на судах и дноуглубительных и дноочистительных снарядах, совмещающих должности капитанов, помощников капитанов, командиров и их помощников.

      43. Аттестация разделяется на три вида:

      1) очередная, проводимая один раз в пять лет у всех лиц командного состава судов, независимо от их ведомственной принадлежности;

      2) внеочередные, практикуемые только для лиц командного состава судов, допустивших аварийные транспортные происшествия по их вине;

      3) специальные, практикуемые только для лиц, поступивших на работу на суда из других бассейнов, включая морские, а также для лиц, возвращающихся в командный состав на суда после длительного (более пяти лет) перерыва.

      44. Лица, окончившие учебные заведения по соответствующей специальности в год очередной аттестации, а также прошедшие в том же году дипломирование, от аттестации освобождаются.

      45. Услугодатель отказывает в оказании государственной услуги по следующим основаниям:

      1) установление недостоверности документов, представленных аттестуемым, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;

      2) несоответствие аттестуемого и (или) представленных материалов, данных и сведений, необходимых для аттестации лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан, требованиям, установленными настоящими Правилами и Разрешительными требованиями;

      3) при получении аттестуемым на тестировании оценки "не зачет";

      4) отсутствие согласия услугополучателя, предоставляемого в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите", на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для оказания государственной услуги.

      46. Услугодатель обеспечивает внесение данных о стадии оказания государственной услуги 2 в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере информатизации.

      При оказании государственной услуги 2 посредством государственной информационной системы разрешений и уведомлений данные о стадии оказания государственной услуги поступают в автоматическом режиме в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг.

      Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения подзаконного нормативного правового акта, определяющего порядок оказания государственной услуги, актуализируют информацию о порядке ее оказания и направляют в Единый контакт-центр.

Глава 4. Проведение экзаменов

      47. Экзамены сдаются на знания норм Закона Республики Казахстан "О внутреннем водном транспорте", Правил плавания по внутренним водным путям, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 537 (далее – Правила плавания по внутренним водным путям) (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11347), устава службы на судах, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 74 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 марта 2015 года № 10454).

      48. Форма проведения экзаменов - индивидуальная. Экзамен принимается как от одного, так и от нескольких лиц одновременно. При этом количество лиц одновременно сдающих экзамен ограничивается в зависимости от числа оборудованных рабочих мест для сдачи экзаменов.

      49. Количество вопросов при сдаче экзамена не превышает двадцати. Время, отведенное для сдачи экзамена, составляет сорок минут.

      50. Хронометраж времени ведется компьютерным комплексом с момента начала сдачи экзамена. Последовательность ответов на вопросы выбирается заявителем самостоятельно.

      51. Экзамен проводится в помещении (экзаменационном классе) Государственной корпорации, оборудованном рабочими местами для заявителя.

      Минимальные технические требования по техническому оснащению помещения (экзаменационный класс) указаны в приложений 9 к настоящим Правилам.

      52. При проведении экзамена работник Государственной корпорации предлагает заявителю занять указанное автоматизированное рабочее место (далее – АРМ). Комплекс состоит из центрального пульта (далее – ЦП) работника Государственной корпорации, к которому подключены АРМ заявителей. Каждое АРМ оснащено клавиатурой и монитором.

      Перед началом экзаменов на мониторе отображается номер АРМ, должность на которое сдается экзамен, а также фамилия, имя, отчество заявителя, назначенного на данное АРМ. Ввод указанной информации осуществляется с ЦП работника Государственной корпорации.

      Экзаменационный блок вопросов формируется и выводится на экран монитора только после нажатия заявителем соответствующей клавиши на клавиатуре АРМ.

      В ходе экзамена на экране монитора АРМ заявителя отображается время оставшееся до конца сдачи экзамена.

      Результат сдачи экзамена, а также информация о правильности ответов на вопросы отображаются на экране монитора АРМ заявителя после предоставлении ответов на все вопросы либо по истечении установленного времени.

      53. По окончании экзамена на АРМ заявителя выводятся на экран представленные ему вопросы, а также выбранные ответы.

      Результаты экзамена с АРМ заявителя передается на ЦП работника Государственной корпорации для распечатки по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам.

      54. B случае выявления неисправности автоматизированного комплекса в ходе экзаменов оценка, выставленная заявителю, аннулируется, и экзамен проводится вновь.

      55. Оценка "зачет" выставляется, когда заявитель за отведенное время ответил правильно не менее чем на восемьдесят процентов вопросов. В противном случае заявителю выставляется оценка "не зачет".

      Оценка "не зачет" также выставляется в случае не явки заявителя на экзамен.

      56. Лица, получившие оценку "не зачет", допускаются к пересдаче экзаменов не ранее чем через семь рабочих дней.

      57. Итоги оценки прохождения тестирования направляется во внутренний веб-портал "Е-лицензирование".

Глава 5. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) услугодателя (или) его должностных лиц, Государственной корпорации и (или) его работников по вопросам оказания государственных услуг

      58. Рассмотрение жалобы по вопросам оказания государственных услуг производится вышестоящим административным органом, должностным лицом, уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг (далее – орган, рассматривающий жалобу).

      Жалоба подается услугодателю и (или) должностному лицу, чье решение, действие (бездействие) обжалуются.

      Услугодатель, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу.

      При этом услугодатель, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не направляет жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет благоприятное решение, совершит действие, полностью удовлетворяющее требованиям, указанным в жалобе.

      Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес услугодателя, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах", подлежит рассмотрению в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня ее регистрации.

      Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, подлежит рассмотрению в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня ее регистрации.

      Если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан, обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке согласно пункту 5 статьи 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.

  Приложение 1
к Правилам дипломирования
и аттестации лиц командного
состава судов, подлежащих
государственной регистрации
в Государственном судовом реестре
Республики Казахстан
  Форма

Заявление

      1. ИИН заявителя: ___________________________________________________;
2. Фамилия: ________________________________________________________;
3. Имя: ____________________________________________________________;
4. Отчество: ________________________________________________________;
5. Тип документа удостоверяющего личность: ___________________________;
6. Номер: __________________________________________________________;
7. Серия (при наличии): ______________________________________________;
8. Дата выдачи: _____________________________________________________;
9. Дата окончания: __________________________________________________;
10. Орган выдачи: __________________________________________________;
11. Почтовый индекс: _______________________________________________;
12. Страна / Область / Район / Населенный пункт: _______________________;
13. Название улицы: ________________________________________________;
14. Номер дома / здания: _____________________________________________;
15. Индекс дома (при наличии): _______________________________________;
16. Номер квартиры / офиса: __________________________________________;
17. Образование: [Высшее/ Среднее], учебное заведение:__________________,
номер диплома: _________________, дата выдачи: _______________________;
18. Должность, на которую сдается экзамен: [Должность];
19. Группа судов: [Группа];
20. Дата выдачи медицинской справки формы 073/у:______________________;
21. Примечание: ____________________________________________________;
22. Номер телефона: ________________________________________________.
Согласен на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну,
содержащихся в информационных системах, при оказании государственных услуг,
если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
"____" _____________ 20___г.
_______________________________ (ЭЦП)

  Приложение 2
к Правилам дипломирования
и аттестации лиц командного
состава судов, подлежащих
государственной регистрации
в Государственном судовом реестре
Республики Казахстан
  Форма

Заявление

      1. ИИН заявителя: ___________________________________________________;
2. Фамилия: ________________________________________________________;
3. Имя: ____________________________________________________________;
4. Отчество: ________________________________________________________;
5. Тип документа удостоверяющего личность: ___________________________;
6. Номер: __________________________________________________________;
7. Серия (при наличии): ______________________________________________;
8. Дата выдачи: _____________________________________________________;
9. Дата окончания: __________________________________________________;
10. Орган выдачи: __________________________________________________;
11. Почтовый индекс: _______________________________________________;
12. Страна / Область / Район / Населенный пункт: _______________________;
13. Название улицы: ________________________________________________;
14. Номер дома / здания: _____________________________________________;
15. Индекс дома (при наличии): _______________________________________;
16. Номер квартиры / офиса: __________________________________________;
17. Должность: _____________________________________________________;
18. Группа судов: ___________________________________________________;
19. Номер профессионального диплома: ________________________________;
20. Кем выдан профессиональный диплом: ______________________________;
21. Дата выдачи профессионального диплома: ___________________________;
22. Причина запроса дубликата: _______________________________________;
23. Примечание: ____________________________________________________;
24. Номер телефона: ________________________________________________.
Согласен на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну,
содержащихся в информационных системах, при оказании государственных услуг,
если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
"____" _____________ 20___г.
_______________________________ (ЭЦП)

  Приложение 3
к Правилам дипломирования
и аттестации лиц командного
состава судов, подлежащих
государственной регистрации
в Государственном судовом реестре
Республики Казахстан

Перечень основных требований к оказанию государственной услуги
"Дипломирование лиц командного состава судов"

Наименование государственной услуги "Дипломирование лиц командного состава судов"
Наименование подвида государственной услуги:
1) Профессиональный диплом;
2) Дубликат профессионального диплома.

1

Наименование услугодателя

Государственная услуга оказывается территориальными органами Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития

2

Способы предоставления государственной услуги

По всем подвидам:
веб-портал "электронного правительства".

3

Срок оказания государственной услуги

1) Срок выдачи профессионального диплома – не позднее 5 (пяти) рабочих дней.
2) Срок выдачи дубликата профессионального диплома – 2 (два) рабочих дня.

4

Форма оказания государственной услуги

По всем подвидам:
электронная (частично автоматизированная).

5

Результат оказания государственной услуги

Профессиональный диплом, дубликат профессионального диплома либо мотивированный ответ об отказе.
Форма предоставления результата оказания государственной услуги: электронная.
На веб-портале "электронного правительства" результат оказания государственной услуги направляется и хранится в "личном кабинете" услугополучателя в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного лица услугодателя.

6

Размер платы, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан

Государственная услуга оказывается на бесплатной основе физическим лицам.

7

График работы услугодателя, Государственной корпорации и объектов информации

1) Услугодателя – с понедельника по пятницу, в соответствии с установленным графиком работы с 9.00 до 18.30 часов, за исключением выходных и праздничных дней, согласно Трудовому кодексу Республики Казахстан (далее – Кодекс) с перерывом на обед с 13.00 часов до 14.30 часов.
В случае поступления заявления после 16.00 часов кроме выходных (суббота и воскресенье) и праздничных дней, государственная услуга оказывается следующим рабочим днем.
Государственная услуга оказывается по месту нахождения услугополучателя.
2) Государственной корпорации –с понедельника по пятницу включительно с 9.00 до 18.00 часов без перерыва, дежурные отделы обслуживания населения Государственной корпорации с понедельника по пятницу включительно с 9.00 до 20.00 часов и в субботу с 9.00 до 13.00 часов кроме праздничных и выходных дней согласно Трудового кодекса Республики Казахстан.
3) Веб-портала "электронного правительства" – круглосуточно, за исключением технических перерывов в связи с проведением ремонтных работ (при обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно Кодексу, регистрация заявления по оказанию государственной услуги осуществляется следующим рабочим днем).
Адреса мест оказания государственной услуги размещены на:
интернет-ресурсе услугодателя Министерства – www.miid.gov.kz, раздел Комитет транспорта, подраздел "Государственные услуги";
интернет-ресурсе Государственной корпорации www.gov4c.kz.;
веб-портал "электронного правительства".

8

Перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги

На веб-портал "электронного правительства":
1) профессиональный диплом:
заявление в форме электронного документа, удостоверенного электронно-цифровой подписью (далее – ЭЦП), по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
электронная копия документа о высшем или послесреднем образовании (диплома) (предоставляется если документ выдан до 2019 года);
электронная копия документа, подтверждающего стаж плавания (предоставляется в случае работы в организациях не зарегистрированных в Республике Казахстан и в случае отсутствия в Единой системе учета трудовых договоров);
фотография размером 3,5х4,5 сантиметра в виде электронного документа;
2) дубликат профессионального диплома:
заявление в форме электронного документа, удостоверенного ЭЦП, согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
фотография размером 3,5х4,5 сантиметра в виде электронного документа.
Услугодатели получают цифровые документы из сервиса цифровых документов через реализованную интеграцию при условии согласия владельца документа, предоставленного посредством зарегистрированного на веб-портале "электронного правительства" абонентского номера сотовой связи пользователя путем передачи одноразового пароля или путем отправления короткого текстового сообщения в качестве ответа на уведомление веб-портала "электронного правительства".

9

Основания для отказа в оказании государственной услуги, установленные законами Республики Казахстан

1) Установление недостоверности документов, представленных дипломируемым, и (или) данных (сведений), содержащихся в них.
2) Несоответствие дипломируемого и (или) представленных материалов, данных и сведений, необходимых для дипломирования лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан, требованиям, установленными настоящими Правилами и Разрешительными требованиями и перечнем документов, подтверждающих соответствие им, для выдачи профессионального диплома и справки о прохождении аттестации для лиц командного состава судов, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 19 октября 2015 года № 995 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12824).
3) Получение на тестировании оценки "не зачет".
4) Отсутствие согласия услугополучателя, предоставляемого в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите", на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для оказания государственной услуги.

10

Иные требования с учетом особенностей оказания государственной услуги, в том числе оказываемой в электронной форме и через Государственную корпорацию

Услугополучатель имеет возможность получения государственной услуги в электронной форме через веб-портал "электронного правительства" при условии наличия ЭЦП.
Услугополучатель имеет возможность получения информации о порядке и статусе оказания государственной услуги в режиме удаленного доступа посредством "личного кабинета" веб-портала "электронного правительства", справочных служб услугодателя, а также Единого контакт-центра: 1414, 8-800-080-7777.
Сервис цифровых документов доступен для пользователей, авторизованных в мобильном приложении.
Для использования цифрового документа необходимо пройти авторизацию в мобильном приложении с использованием электронно-цифровой подписи или одноразового пароля, далее перейти в раздел "Цифровые документы" и выбрать необходимый документ.

  Приложение 4
к Правилам дипломирования
и аттестации лиц командного
состава судов, подлежащих
государственной регистрации
в Государственном судовом реестре
Республики Казахстан
  Форма

Заявление

      1. ИИН заявителя: ___________________________________________________;
2. Фамилия: ________________________________________________________;
3. Имя: ____________________________________________________________;
4. Отчество: ________________________________________________________;
5. Тип документа удостоверяющего личность: ___________________________;
6. Номер: __________________________________________________________;
7. Серия (при наличии): ______________________________________________;
8. Дата выдачи: _____________________________________________________;
9. Дата окончания: __________________________________________________;
10. Орган выдачи: __________________________________________________;
11. Почтовый индекс: _______________________________________________;
12. Страна / Область / Район / Населенный пункт: _______________________;
13. Название улицы: ________________________________________________;
14. Номер дома / здания: _____________________________________________;
15. Индекс дома (при наличии): _______________________________________;
16. Номер квартиры / офиса: __________________________________________;
17. Номер профессионального диплома:_________________________________;
18. Дата выдачи профессионального диплома: ___________________________;
19. Кем выдан профессиональный диплом: ______________________________;
20. Должность: _____________________________________________________;
21. Группа судов: ___________________________________________________;
22. Дата выдачи медицинской справки формы 073/у:______________________;
23. Примечание: ____________________________________________________;
24. Номер телефона: ________________________________________________.
Согласен на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну,
содержащихся в информационных системах, при оказании государственных услуг,
если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
"____" _____________ 20___г.
_______________________________ (ЭЦП)

  Приложение 5
к Правилам дипломирования
и аттестации лиц командного
состава судов, подлежащих
государственной регистрации
в Государственном судовом реестре
Республики Казахстан
  Форма

Заявление

      1. ИИН заявителя: ___________________________________________________;
2. Фамилия: ________________________________________________________;
3. Имя: ____________________________________________________________;
4. Отчество: ________________________________________________________;
5. Тип документа удостоверяющего личность: ___________________________;
6. Номер: __________________________________________________________;
7. Серия (при наличии): ______________________________________________;
8. Дата выдачи: _____________________________________________________;
9. Дата окончания: __________________________________________________;
10. Орган выдачи: __________________________________________________;
11. Почтовый индекс: _______________________________________________;
12. Страна / Область / Район / Населенный пункт: _______________________;
13. Название улицы: ________________________________________________;
14. Номер дома / здания: _____________________________________________;
15. Индекс дома (при наличии): _______________________________________;
16. Номер квартиры / офиса: __________________________________________;
17. Должность: _____________________________________________________;
18. Группа судов: ___________________________________________________;
19. Номер справки о прохождении аттестации: __________________________;
20. Дата выдачи справки о прохождении аттестации: _____________________;
21. Кем выдана справка о прохождении аттестации: ______________________;
22. Причина запроса дубликата: _______________________________________;
23. Примечание: ____________________________________________________;
24. Номер телефона: _________________________________________________.
Согласен на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну,
содержащихся в информационных системах, при оказании государственных услуг,
если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
"____" _____________ 20___г.
_______________________________ (ЭЦП)

  Приложение 6
к Правилам дипломирования
и аттестации лиц командного
состава судов, подлежащих
государственной регистрации
в Государственном судовом реестре
Республики Казахстан

Перечень основных требований к оказанию государственной услуги
"Аттестация лиц командного состава судов"

Наименование государственной услуги "Аттестация лиц командного состава судов"
Наименование подвида государственной услуги:
1) Справка о прохождении аттестации;
2) Дубликат справки о прохождении аттестации.

1

Наименование услугодателя

Государственная услуга оказывается территориальными органами Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития

2

Способы предоставления государственной услуги

По всем подвидам:
веб-портал "электронного правительства".

3

Срок оказания государственной услуги

1) Срок выдачи справки о прохождении аттестации лиц командного состава судов оказания – не позднее 5 (пяти) рабочих дней.
2) Срок выдачи дубликата справки о прохождении аттестации лиц командного состава судов оказания – 2 (два) рабочих дня.

4

Форма оказания государственной услуги

По всем подвидам:
электронная (частично автоматизированная).

5

Результат оказания государственной услуги

Справка о прохождении аттестации для лиц командного состава судов, дубликат справки о прохождении аттестации для лиц командного состава судов либо мотивированный ответ об отказе.
Форма предоставления результата оказания государственной услуги: электронная.
На веб-портале "электронного правительства" результат оказания государственной услуги направляется и хранится в "личном кабинете" услугополучателя в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) уполномоченного лица услугодателя.

6

Размер платы, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан

Государственная услуга оказывается на бесплатной основе физическим лицам.

7

График работы услугодателя, Государственной корпорации и объектов информации

1) Услугодателя – с понедельника по пятницу, в соответствии с установленным графиком работы с 9.00 до 18.30 часов, за исключением выходных и праздничных дней, согласно Трудовому кодексу Республики Казахстан (далее – Кодекс) с перерывом на обед с 13.00 часов до 14.30 часов.
В случае поступления заявления после 16.00 часов кроме выходных (суббота и воскресенье) и праздничных дней, государственная услуга оказывается следующим рабочим днем.
Государственная услуга оказывается по месту нахождения услугополучателя.
2) Государственной корпорации –с понедельника по пятницу включительно с 9.00 до 18.00 часов без перерыва, дежурные отделы обслуживания населения Государственной корпорации с понедельника по пятницу включительно с 9.00 до 20.00 часов и в субботу с 9.00 до 13.00 часов кроме праздничных и выходных дней согласно Трудового кодекса Республики Казахстан.
3) Веб-портала "электронного правительства" – круглосуточно, за исключением технических перерывов в связи с проведением ремонтных работ (при обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно Кодексу, регистрация заявления по оказанию государственной услуги осуществляется следующим рабочим днем).
Адреса мест оказания государственной услуги размещены на:
интернет-ресурсе услугодателя Министерства – www.miid.gov.kz, раздел Комитет транспорта, подраздел "Государственные услуги";
интернет-ресурсе Государственной корпорации www.gov4c.kz.;
веб-портал "электронного правительства".

8

Перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги

Веб-портал "электронного правительства":
1) справка о прохождении аттестации:
для получения справки о прохождении аттестации для лиц командного состава судов:
заявление в форме электронного документа, удостоверенного электронно-цифровой подписью (далее – ЭЦП), по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам;
электронная копия профессионального диплома;
2) дубликат справки о прохождении аттестации:
для получения дубликата справки о прохождении аттестации для лиц командного состава судов:
заявление в форме электронного документа, удостоверенного ЭЦП, по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам, с изложением обстоятельств и причин утери или порчи.

9

Основания для отказа в оказании государственной услуги, установленные законами Республики Казахстан

1) Установление недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;
2) Несоответствие услугополучателя и (или) представленных материалов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, согласно требованиям, установленными настоящими Правилами и Разрешительными требованиями и перечня документов, подтверждающих соответствие им, для выдачи профессионального диплома и справки о прохождении аттестации для лиц командного состава судов, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 19 октября 2015 года № 995 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12824);
3) Получение на тестировании оценки "не зачет";
4) Отсутствие согласия услугополучателя, предоставляемого в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите", на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для оказания государственной услуги.

10

Иные требования с учетом особенностей оказания государственной услуги, в том числе оказываемой в электронной форме и через Государственную корпорацию

Услугополучатель имеет возможность получения государственной услуги в электронной форме через веб-портал "электронного правительства" при условии наличия ЭЦП.
Услугополучатель имеет возможность получения информации о порядке и статусе оказания государственной услуги в режиме удаленного доступа посредством "личного кабинета" веб-портала "электронного правительства", справочных служб услугодателя, а также Единого контакт-центра: 1414, 8-800-080-7777.

  Приложение 7
к Правилам дипломирования
и аттестации лиц командного
состава судов, подлежащих
государственной регистрации
в Государственном судовом реестре
Республики Казахстан
  Форма

СПРАВКА
о прохождении аттестации для лиц командного состава судов, подлежащих
государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан № ____

      Дана ______________________________________________________________
(Ф.И.О.(при наличии)
Дата рождения _____________________________________________________
Образование _______________________________________________________
Диплом (выданный при дипломировании) № ____________________________
(когда и кем выдан) __________________________________________________
Должность _________________________________________________________
Срок действия справки _______________________________________________
Настоящая справка выдана территориальным органом Комитета транспорта
___________________________________________________________________
Руководитель территориального органа _________________________________
Комитета транспорта (ЭЦП)
"________" ______________ 20___ г. (дата) (месяц)

  Приложение 8
к Правилам дипломирования
и аттестации лиц командного
состава судов, подлежащих
государственной регистрации
в Государственном судовом реестре
Республики Казахстан
  Форма

Результаты экзаменов

Должность на которую сдается экзамен

Оценка знаний (зачет, не зачет)

Дата приема экзаменов

Примечание

1

2

3

4

Капитан




Старший помощник капитана (первый штурман)




Второй помощник капитана (второй штурман)




Третий помощник капитана (третий штурман)




Механик




Первый помощник механика




Второй помощник механика




Третий помощник механика




Командир дноуглубительных и дноочистительных снарядов




Первый помощник командира дноуглубительных и дноочистительных снарядов




Второй помощник командира дноуглубительных и дноочистительных снарядов




Третий помощник командира дноуглубительных и дноочистительных снарядов




Электромеханик (помощник механика по электрооборудованию)




  Приложение 9
к Правилам дипломирования
и аттестации лиц командного
состава судов, подлежащих
государственной регистрации
в Государственном судовом реестре
Республики Казахстан

Минимальные технические требования по техническому оснащению при проведении тестирования

      1. При проведении тестирования, экзаменуемые лица проходят идентификацию по предоставлению документа, удостоверяющего личность.

      2. При запуске на тестирование используются металлоискатели ручного или рамочного типа. Применение металлоискателей при запуске на тестирование осуществляется в рамках обеспечения безопасности экзаменуемых лиц при проведении тестирования, а также недопущения проноса ими в здание средств связи, электронно-вычислительной техники, фото-, аудио- и видеоаппаратуры, справочных материалов, письменных заметок и иных средств хранения и передачи информации.

      3. Перед началом тестирования, экзаменуемое лицо подтверждает личность посредством биометрической идентификации.

      4. Залы тестирования оборудованы рабочими станциями (процессор не менее Intel Core i3, оперативная память не менее 4 Гб), системой кондиционирования помещений, диспенсером, залом ожидания.

      5. Каждая рабочая станция оснащена веб-камерами для ведения видеозаписи процесса тестирования.

      6. Залы тестирования оборудованы современной системой цифрового видео и аудио наблюдения. Для обеспечения прозрачности и объективности проведения тестирования, аудитории в пунктах проведения обеспечиваются системой общего видеонаблюдения.

      7. В каждом зале тестирования устанавливается принтер с возможностью печати.

      8. Каждый зал тестирования оборудован управляемым коммутатором и локальной сетью, и соответствует информационной безопасности.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.