Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 08.06.2016 № 367.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые критерии классификации высших учебных заведений.
2. Департаменту высшего и послевузовского образования, международного сотрудничества (Омирбаев С.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Министра Т. Балыкбаев
Утверждены
приказом исполняющего
обязанности Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 6 ноября 2015 года № 628
Критерии классификации высших учебных заведений
Общие положения
1. Критерии классификации высших учебных заведений (далее – Критерии) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей».
2. Критерии разработаны для высших учебных заведений (далее – вуз), реализующих программы высшего и послевузовского образования с целью определения их значимости для научно-технического и социально-экономического развития страны. Критерии не распространяются на военные и специальные учебные заведения.
3. Критерии основаны на оценке качества предоставляемых образовательных услуг, эффективного использования образовательного, научного и инновационного потенциала вузов.
4. Критерии разработаны с учетом методик ведущих международных рейтингов в области высшего и послевузовского образования QS World University Rankings и Times Higher Education World University Rankings.
5. Критерии разработаны для следующих видов вузов:
1) национальный исследовательский университет;
2) исследовательский университет;
3) национальное высшее учебное заведение;
4) университет;
5) академия;
6) институты;
7) приравненные к высшим учебным заведениям организации (консерватория, высшая школа, высшее училище).
6. Критерии национального исследовательского университета:
1) высшее учебное заведение, имеющее особый статус;
2) имеет проект программы развития на пять лет;
3) реализует самостоятельно разработанные образовательные учебные программы высшего и послевузовского образования по трем и более группам специальностей;
4) использует результаты фундаментальных и прикладных научных исследований для генерации и трансферта новых знаний;
5) обеспечивает повышение квалификации преподавателей не реже одного раза в пять лет;
6) доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями от числа преподавателей, для которых основным местом работы является высшее учебное заведение – не менее 70 %;
7) доля магистрантов и докторантов, обучающихся на программах послевузовского образования, от общего контингента обучающихся – не менее 15 %;
8) доля программ послевузовского образования, разработанных с участием зарубежных вузов-партнеров, входящих в топ-200 лучших университетов мира в соответствии с рейтингом Times Higher Education World University Rankings – не менее 20 %;
9) доля приглашенных иностранных преподавателей и исследователей в общей численности научно-педагогических работников – не менее 12 %;
10) доля научных статей в соавторстве с зарубежными преподавателями/исследователями – не менее 10 % от общего количества научных статей, опубликованных в течение последних 3-х лет в международных рейтинговых журналах, индексируемых Web of Science или Scopus;
11) наличие одного доктора наук или двух кандидатов наук или двух докторов философии (PhD), по соответствующей специальности или по соответствующему профилю специальности;
12) отношение количества научных статей, опубликованных в течение последних 3-х лет в международных рейтинговых журналах, индексируемых Web of Science или Scopus, к общему числу научно-педагогических работников – не менее 1:3;
13) средний уровень цитируемости научных статей, опубликованных в течение последних 5-ти лет в международных рейтинговых журналах, индексируемых Web of Science или Scopus – не менее 2.0;
14) сумма общего дохода, полученного в течение последних 3-х лет в результате выполнения работ/оказания услуг для частных компаний, организаций и фондов (в тем числе международных) на единицу научно-педагогических работников – не менее 500 тыс. тенге.
7. Критерии исследовательского университета
1) соответствие статье 10 Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке»;
2) имеет проект программы развития на пять лет;
3) реализует самостоятельно разработанные образовательные программы высшего и послевузовского образования по трем и более группам специальностей;
4) использует результаты фундаментальных и прикладных научных исследований для генерации и трансферта новых знаний;
5) обеспечивает повышение квалификации преподавателей не реже одного раза в пять лет;
6) доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями от числа преподавателей, для которых основным местом работы является высшее учебное заведение – не менее 70 %;
7) доля магистрантов и докторантов, обучающихся на программах послевузовского образования, от общего контингента обучающихся – не менее 10 %;
8) доля программ послевузовского образования, разработанных с участием зарубежных вузов-партнеров, входящих в топ-200 лучших университетов мира в соответствии с рейтингом Times Higher Education World University Rankings – не менее 15 %;
9) доля приглашенных иностранных преподавателей и исследователей в общей численности научно-педагогических работников – не менее 10 %;
10) доля научных статей в соавторстве с зарубежными преподавателями/исследователями – не менее 7 % от общего количества научных статей, опубликованных в течение последних 3-х лет в международных рейтинговых журналах, индексируемых Web of Science или Scopus;
11) наличие одного доктора наук или двух кандидатов наук или двух докторов философии (PhD), по соответствующей специальности или по соответствующему профилю специальности;
12) отношение количества научных статей, опубликованных в течение последних 3-х лет в международных рейтинговых журналах, индексируемых Web of Science или Scopus, к общему числу научно-педагогических работников – не менее 1:4;
13) средний уровень цитируемости научных статей, опубликованных в течение последних 5-ти лет в международных рейтинговых журналах, индексируемых Web of Science или Scopus – не менее 1.8;
14) сумма общего дохода, полученного в течение последних 3-х лет в результате выполнения работ/оказания услуг для частных компаний, организаций и фондов (в том числе международных) на единицу научно-педагогических работников – не менее 300 тыс. тенге.
8. Критерии национального высшего учебного заведения:
1) высшее учебное заведение, имеющее особый статус;
2) является ведущим научным и методическим центром страны;
3) обеспечивает повышение квалификации преподавателей не реже одного раза в пять лет;
4) доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями от числа преподавателей, для которых основным местом работы является высшее учебное заведение – не менее 55 %;
5) наличие одного доктора наук или двух кандидатов наук или двух докторов философии (PhD), по соответствующей специальности или по соответствующему профилю специальности.
9. Критерии университета:
1) реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования по трем и более группам специальностей;
2) осуществляет фундаментальные и прикладные исследования;
3) обеспечивает повышение квалификации преподавателей не реже одного раза в пять лет;
4) является научным и методическим центром;
5) доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями от числа преподавателей, для которых основным местом работы является высшее учебное заведение – не менее 50 %;
6) наличие одного доктора наук или двух кандидатов наук или двух докторов философии (PhD), по соответствующей специальности или по соответствующему профилю специальности.
10. Критерии академии:
1) реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования по одной-двум группам специальностей;
2) доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями от числа преподавателей, для которых основным местом работы является высшее учебное заведение – не менее 50 %;
3) обеспечивает повышение квалификации преподавателей не реже одного раза в пять лет;
4) наличие одного доктора наук или двух кандидатов наук или двух докторов философии (PhD), по соответствующей специальности или по соответствующему профилю специальности.
11. Критерии института:
1) реализуют образовательные программы высшего образования;
2) обеспечивает повышение квалификации преподавателей не реже одного раза в пять лет;
3) доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями от числа преподавателей, для которых основным местом работы является высшее учебное заведение – не менее 45 %;
4) наличие одного доктора наук или двух кандидатов наук или двух докторов философии (PhD), по соответствующей специальности или по соответствующему профилю специальности.
12. Критерии приравненных к высшим учебным заведениям организаций (консерватория, высшая школа, высшее училище):
1) реализуют образовательные программы высшего образования;
2) обеспечивает повышение квалификации преподавателей не реже одного раза в пять лет;
3) доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями от числа преподавателей, для которых основным местом работы является высшее учебное заведение – не менее 45 %;
4) наличие одного доктора наук или двух кандидатов наук или двух докторов философии (PhD), по соответствующей специальности или по соответствующему профилю специальности.