Сноска. Утратило силу постановление Правления Национального Банка РК от 31.08.2016 № 211 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан" в целях совершенствования порядка функционирования системы межбанковского клиринга Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила функционирования системы межбанковского клиринга.
2. Признать утратившими силу постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан по перечню согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Департаменту развития и управления платежными системами (Мусаев Р.Н.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) совместно с Департаментом правового обеспечения
(Досмухамбетов Н.М.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление настоящего постановления на официальное опубликование в информационно-правовой системе "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования.
4. Департаменту международных отношений и связей с общественностью (Казыбаев А.К.) обеспечить направление настоящего постановления на официальное опубликование в периодических печатных изданиях в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Пирматова Г.О.
6. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Председатель | |
Национального Банка | Д. Акишев |
Утверждены постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 262 |
Правила
функционирования системы межбанковского клиринга
1. Общие положения
1. Настоящие Правила функционирования системы межбанковского клиринга (далее – Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан" (далее – Закон о Национальном Банке), от 29 июня 1998 года "О платежах и переводах денег" (далее - Закон о платежах) и устанавливают порядок функционирования системы межбанковского клиринга (далее – система), оператором которой является Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан" (далее – Центр).
2. Система является платежной системой, предназначенной для осуществления платежей и переводов денег между ее участниками (пользователями) путем многостороннего клиринга указаний пользователей.
Перевод денег по результатам клиринга в системе осуществляется с использованием денег ее пользователей в межбанковской системе переводов денег (далее – межбанковская система).
3. В Правилах используются понятия, предусмотренные Законом о платежах, Законом Республики Казахстан от 7 января 2003 года "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", и следующие понятия:
1) аудиторский след – последовательная регистрация событий по обработке электронных сообщений в системе, информация по которой сохраняется Центром и пользователями системы;
2) аутентификация – комплекс мер для подтверждения подлинности пользователей системы при обмене платежными и информационными сообщениями;
3) программно-технический комплекс системы – технические, программные или другие средства, обеспечивающие работу системы, включающие информационную систему, сервера и терминалы системы, средства коммуникации (передачи данных);
4) код приоритетности - код, определяющий очередность обработки платежных сообщений в системе. Код приоритетности присваивается платежному сообщению пользователем-отправителем;
5) дебетовый перевод – перевод денег, при котором пользователь-инициатор является пользователем-бенефициаром;
6) дебетовое платежное сообщение - платежное сообщение, инициирующее дебетовый перевод, содержащее требование к пользователю-отправителю денег о выплате определенной суммы денег;
7) системный риск – риск невыполнения обязательств одного или нескольких пользователей по одному или нескольким переводам денег, вызванный невыполнением обязательств одного или нескольких пользователей;
8) операционный день системы (далее - операционный день) – период времени, в течение которого система открыта для приема, обработки и передачи платежных сообщений и осуществления переводов денег по ним;
9) пользователь системы (далее – пользователь) – юридическое лицо, заключившее договор с Центром об оказании услуг в системе;
10) кредитовый перевод - перевод денег, при котором пользователь-инициатор является пользователем-отправителем денег;
11) кредитный риск – риск, связанный с возможностью несвоевременного выполнения (невыполнения) контрагентом своих обязательств в полном объеме;
12) операционный риск – риск, связанный с недостатками информационных систем или внутренних процессов, человеческими ошибками, сбоями или нарушениями в управлении системой, в том числе вследствие внешних событий;
13) риск ликвидности – риск пользователя-отправителя денег, связанный с возможностью несвоевременного выполнения (невыполнения) своих обязательств по переводу денег в полном объеме;
14) дебетовая очередь пользователя - последовательный ряд неисполненных платежных сообщений, находящихся в системе на определенную дату, по денежным обязательствам данного пользователя по отношению к другим пользователям;
15) кредитовая очередь пользователя - последовательный ряд неисполненных платежных сообщений, находящихся в системе на определенную дату, по денежным обязательствам других пользователей по отношению к данному пользователю;
16) пользователь-отправитель денег – пользователь, с позиции которого переводятся (списываются) деньги;
17) пользователь-инициатор – пользователь, направивший платежное сообщение в систему. Пользователь-инициатор является пользователем-отправителем денег или пользователем-бенефициаром;
18) пользователь-бенефициар – пользователь, на позицию которого переводятся деньги;
19) чистая позиция - значение разницы между суммой указаний всех пользователей, направленных в пользу одного пользователя, и суммой указаний данного пользователя, направленных в пользу остальных пользователей, в случае, когда расчеты в системе осуществляются путем многостороннего клиринга указаний пользователей. При отрицательном значении чистой позиции пользователь имеет дебетовую чистую позицию, при положительном значении - кредитовую чистую позицию;
20) дата платежа - дата исполнения платежного сообщения;
21) электронное информационное сообщение (далее – информационное сообщение) - электронное сообщение, имеющее электронную цифровую подпись, не относящееся к платежным сообщениям и имеющее информационный характер, в том числе выписки;
22) электронное платежное сообщение (далее – платежное сообщение) – электронное сообщение, имеющее электронную цифровую подпись, на основании которого осуществляются переводы денег по позициям пользователей в системе;
23) электронное сообщение – совокупность информации в электронном виде в формате, разработанном Центром.
Понятия рисков, используемые в Правилах, применимы в отношении системы в рамках Правил и изложены в соответствии с Глоссарием терминов, используемых в платежных и расчетных системах, разработанных Комитетом по платежам и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов (Базель, Швейцария, март 2003 года).
4. Национальный Банк Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) организует и обеспечивает функционирование и управление системой.
5. Операционные и технологические функции, а также заключение договоров с пользователями об оказании услуг в системе и третьими лицами, оказывающими услуги для функционирования системы, осуществляет Центр.
Операционные функции включают проведение переводов денег в системе по результатам клиринга, обработку и выдачу платежных и информационных сообщений пользователей (пользователям).
Технологические функции включают обеспечение функционирования инфраструктуры системы, соблюдения мер информационной безопасности и непрерывности деятельности системы.
2. Условия участия в системе
6. Обязательным условием для получения статуса пользователя является наличие корреспондентского счета пользователя в тенге, открытого в Национальном Банке в порядке, установленном постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 февраля 2014 года № 14 "Об утверждении Правил установления корреспондентских отношений между Национальным Банком Республики Казахстан и банками, а также организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9247 (далее – Постановление № 14), и участие пользователя в межбанковской системе.
7. При выполнении условий, предусмотренных пунктом 6 Правил, юридическое лицо заключает договор с Центром об оказании услуг в системе.
8. Для заключения договора об оказании услуг в системе юридическое лицо представляет в Центр следующие документы:
1) заявление на подключение к системе в произвольной форме;
2) копию устава либо документ, подтверждающий факт осуществления деятельности клиента на основании типового устава;
3) копию лицензии на совершение банковских операций, за исключением случаев осуществления банковских операций без лицензии уполномоченного органа в соответствии с Законом Республики Казахстан от 31 августа 1995 года "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан";
4) копию договора корреспондентского счета, заключенного пользователем с Национальным Банком на открытие корреспондентского счета в тенге (далее – договор корреспондентского счета).
Представленные юридическим лицом документы для заключения договора об оказании услуг в системе хранятся в Центре в специально заведенном деле отдельно по каждому пользователю.
Представление документов, указанных в подпунктах 2), 3) и 4) части первой настоящего пункта, не требуется при их наличии в деле пользователя, ранее сформированном при заключении с ним договора об оказании услуг в межбанковской системе.
Подпункты 2) и 3) части первой настоящего пункта не применяются при заключении с Центром договора об оказании услуг в системе центральным (национальным) банком иностранного государства, банком – нерезидентом Республики Казахстан (организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций - нерезидентом Республики Казахстан).
9. Юридические лица приобретают статус пользователя после заключения с Центром договора об оказании услуг в системе. Расторжение договора об оказании услуг в системе влечет за собой утрату юридическим лицом статуса пользователя.
10. Национальный Банк получает статус пользователя системы на основании заключенного с Центром договора об оказании услуг в системе.
3. Правовая основа функционирования системы
11. Правовую основу функционирования системы составляют Закон о платежах, Правила, договоры об оказании услуг в системе, заключенные между пользователями и Центром.
12. Договор об оказании услуг в системе содержит следующее:
1) предмет договора;
2) права и обязанности пользователя и Центра;
3) порядок оплаты услуг Центра;
4) ответственность пользователя и Центра за невыполнение условий договора;
5) соблюдение режима информационной безопасности и конфиденциальности, сохранения банковской тайны и защиты персональных данных;
6) порядок изменений условий и расторжения договора;
7) порядок разрешения споров;
8) другие условия по согласованию сторон.
13. Действие отдельных положений договора об оказании услуг в системе временно приостанавливается на основании уведомления Национального Банка о прекращении расходных операций пользователя по основаниям, предусмотренным Постановлением № 14, и (или) договором корреспондентского счета.
Уведомление Национального Банка о прекращении расходных операций пользователя не лишает юридическое лицо статуса пользователя.
4. Услуги, оказываемые Центром в системе, и виды операций
14. Стоимость услуг (тарифы), оказываемых Центром пользователю в системе, утверждается Национальным Банком по согласованию с Центром в соответствии с подпунктом 12) части второй пункта 25 Положения о Национальном Банке Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1271.
15. Центр оказывает пользователю услуги в системе:
1) по приему и обработке платежных сообщений;
2) по приему, обработке и представлению пользователям информационных сообщений по совершенным операциям;
3) по выполнению операционных и технологических функций в обеспечение функционирования системы.
16. Через систему осуществляются дебетовые и кредитовые переводы на основании платежных сообщений пользователей.
17. В системе применяются платежные сообщения с текущей и будущей датами платежа. Дата платежа устанавливается пользователем-инициатором от текущей даты до 3 (трех) операционных дней, не включая дату передачи платежного сообщения в Центр. Платежные сообщения с будущей датой платежа хранятся в системе до наступления даты платежа, указанной в платежном сообщении.
18. Переданное в Центр платежное сообщение с текущей или будущей датой валютирования отзывается пользователем путем направления в Центр информационного сообщения об отзыве платежного сообщения.
19. Отозванные платежные сообщения считаются аннулированными и регистрируются Центром и пользователем в электронной форме. Отзыв пользователем платежных сообщений из системы после завершения операционного дня, соответствующего дате платежа, не допускается.
20. Пользователь-бенефициар направляет в систему дебетовое платежное сообщение в адрес определенного пользователя-отправителя денег с датой платежа, превышающей текущую дату операционного дня системы не менее, чем на 2 (два) операционных дня. Условия о выставлении дебетового платежного сообщения предусматривается в договоре между пользователем-отправителем денег и пользователем-бенефициаром.
21. В течение 3 (трех) рабочих дней со дня подписания договора между пользователем-отправителем денег и пользователем-бенефициаром пользователь-отправитель денег доводит до сведения Центра следующие сведения:
1) наименование пользователя-отправителя денег, его банковский идентификационный код;
2) наименование пользователя-бенефициара, его банковский идентификационный код;
3) номер и дату договора, срок его действия;
4) наименование и индивидуальный идентификационный код бенефициара;
5) иные сведения, согласованные сторонами в договоре между пользователем-отправителем денег и пользователем-бенефициаром.
Дебетовые платежные сообщения не направляются в пользу органов казначейства Министерства финансов Республики Казахстан.
22. Дебетовое платежное сообщение с датой платежа не менее 2 (двух) операционных дней, направленное в Центр, попадает в кредитовую очередь пользователя-бенефициара и дебетовую очередь пользователя-отправителя денег, к которому предъявляется требование о выплате определенной суммы денег на день исполнения данного платежа.
23. Дебетовое платежное сообщение не позднее операционного дня со дня получения направляется Центром пользователю-отправителю денег.
24. В случае несогласия пользователя-отправителя денег на обработку Центром дебетового платежного сообщения и совершение платежа по нему пользователь-отправитель денег направляет Центру сообщение об аннулировании дебетового платежного сообщения из дебетовой очереди пользователя.
25. Если до наступления срока исполнения платежа по дебетовому платежному сообщению Центром не получено сообщение пользователя-отправителя денег об аннулировании дебетового платежного сообщения из его дебетовой очереди, дебетовое платежное сообщение исполняется Центром.
26. Отзыв дебетового платежного сообщения осуществляется до его исполнения Центром.
27. После отзыва либо аннулирования дебетового платежного сообщения Центр извещает об этом пользователя-бенефициара и пользователя-отправителя денег.
5. Порядок функционирования системы и обмена электронными
сообщениями в системе
28. Пользователи обмениваются электронными сообщениями в соответствии с процедурами обмена и форматами, разработанными Центром и применяемыми в системе (далее – Процедуры).
29. Процедуры доводятся Центром до пользователей в сроки, установленные договором об оказании услуг в системе.
30. В системе соблюдаются процедуры обеспечения информационной безопасности, установленные Центром, для определения факта передачи электронных сообщений и обнаружения ошибок при их передаче.
31. Центр разрабатывает порядок аутентификации электронных сообщений.
32. Передача и прием платежных и информационных сообщений, в том числе информационных сообщений об отзыве платежных сообщений, в системе осуществляются электронным способом в течение операционного дня, определенного Национальным Банком в соответствии с графиком приема и обработки платежных документов в платежных системах Центра.
33. Если платежное сообщение или информационное сообщение получены Центром после окончания операционного дня, они считаются полученными Центром в начале следующего операционного дня. Центр отказывает в исполнении платежного сообщения, поступившего в Центр с датой платежа прошедшего операционного дня, с направлением пользователю-инициатору информационного сообщения о непроведении платежного сообщения с указанием причины.
34. В случае если пользователь не осуществляет операций в системе в рабочий день, являющийся для системы операционным днем, Центр принимает платежные сообщения, поступающие в пользу данного пользователя, определяет его чистую позицию и осуществляет перевод денег по результатам клиринга.
35. Центр и пользователи обеспечивают хранение информации и осуществляют мониторинг отправляемых и получаемых электронных сообщений. Все электронные сообщения, обработанные Центром и пользователями, оставляют аудиторский след во внутренних программных системах Центра и пользователей.
36. Не допускаются изменения платежных сообщений при их обработке Центром.
6. Процедура клиринга
37. После завершения операционного дня Центр прекращает прием платежных сообщений в завершенный операционный день, производит клиринг принятых платежных сообщений и определяет чистую позицию каждого пользователя.
38. Процедура клиринга производится в соответствии с кодами приоритетности. В пределах одного кода приоритетности платежные сообщения, относящиеся к одной очереди, обрабатываются в порядке их поступления в систему.
39. Коды приоритетности разрабатываются Центром по согласованию с Национальным Банком.
40. Изменение приоритета платежного сообщения, находящегося в очереди, осуществляется пользователем-инициатором путем направления в систему информационного сообщения об изменении приоритета без отзыва платежного сообщения.
41. После определения чистой позиции каждого пользователя Центр резервирует у пользователей с дебетовой чистой позицией в межбанковской системе сумму денег, равную дебетовой чистой позиции данного пользователя.
42. Перевод денег по результатам клиринга осуществляется через позицию системы в межбанковской системе (далее - позиция системы).
43. Перевод денег по результатам клиринга в межбанковской системе производится в соответствии с чистой позицией каждого пользователя с использованием зарезервированной суммы денег в соответствии с пунктом 41 Правил. Перевод денег производится на основании указаний Центра о списании (зачислении) денег на сумму чистой позиции каждого пользователя.
44. Центр осуществляет в межбанковской системе перевод денег с позиций пользователей, имеющих по результатам клиринга дебетовую чистую позицию, на позицию системы, затем перевод денег с позиции системы в межбанковской системе на позиции пользователей, имеющих по результатам клиринга кредитовую чистую позицию. После завершения переводов денег по результатам клиринга остаток на позиции системы в межбанковской системе равен 0 (нулю).
7. Предоставление информационных сообщений в течение и в конце
операционного дня
45. В течение операционного дня по запросу пользователя Центр направляет пользователю:
1) информационное сообщение в виде выписки о состоянии позиции пользователя, содержащее перечень платежных сообщений, переданных данным пользователем в Центр, и поступивших в пользу данного пользователя;
2) информационное сообщение о непроведенных платежных сообщениях, содержащее перечень непроведенных платежных сообщений с указанием причины непроведения каждого платежного сообщения.
46. Центр представляет пользователям информационные сообщения, содержащие информацию о платежных сообщениях, как с текущей, так и с будущей датой платежа. В запросе пользователя на получение информационного сообщения в виде выписки указывается дата, по которой пользователь запросил получение информационного сообщения в виде выписки.
47. Центр после завершения переводов денег направляет пользователю окончательное информационное сообщение в виде выписки, содержащее информацию о платежных сообщениях, обработанных в системе, и информацию о чистой позиции пользователя по результатам клиринга, а также ведомость непроведенных платежных сообщений и все платежные сообщения, поступившие в пользу данного пользователя и указанные в окончательном информационном сообщении в виде выписки.
48. Если информационное сообщение в виде выписки о состоянии позиции пользователя в системе не содержит информации об электронном сообщении, переданном пользователем в Центр, пользователь уведомляет об этом Центр и совместно с Центром не позднее следующего операционного дня выясняет причину утери электронного сообщения.
При несвоевременном получении электронных сообщений или их отсутствии пользователь уведомляет Центр.
8. Управление рисками в системе
49. Особенности функционирования программно-технического комплекса системы устанавливаются документами Центра.
50. В целях управления риском ликвидности, кредитным и системным рисками при недостаточности денег в межбанковской системе для расчета чистой позиции пользователя (чистых позиций пользователей) система аннулирует платежные сообщения на необходимую сумму и перерасчитывает чистые позиции пользователей (метод раскрутки очереди).
51. Для управления операционным риском Национальный Банк осуществляет проверки организации и функционирования системы, деятельности пользователей в соответствии с Законом о Национальном Банке.
52. Национальный Банк совместно с Центром и пользователями проводит анализ используемых методов управления рисками не менее 1 (одного) раза в течение 2 (двух) лет. По результатам анализа принимается решение о сохранении или изменении методов управления рисками.
9. Мониторинг и надзор (оверсайт) системы
53. Национальным Банком осуществляется мониторинг системы в режиме реального времени и надзор (оверсайт) за системой.
54. Мониторинг системы в режиме реального времени осуществляется Национальным Банком путем наблюдения позиций пользователей системы в течение операционного дня.
55. Надзор (оверсайт) за системой осуществляется в соответствии с Законом о Национальном Банке.
56. Пользователями проводится мониторинг состояния своей позиции в системе, в том числе, путем получения выписок от Центра.
Приложение к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 262 |
Перечень
утративших силу постановлений Правления
Национального Банка Республики Казахстан
1. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 июля 1999 года № 157 "Об утверждении Правил проведения операций в клиринговой системе Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 905).
2. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 мая 2003 года № 160 "О внесении изменений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 июля 1999 года № 157 "Об утверждении Правил проведения операций в клиринговой системе Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Казахстанский центр межбанковских расчетов", зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Казахстан под № 905" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 2368, опубликованное 1 июля 2003 года в газете "Казахстанская правда" № 188-189).
3. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 октября 2003 года № 369 "О внесении дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 июля 1999 года № 157 "Об утверждении Правил проведения операций в клиринговой системе Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Казахстанский центр межбанковских расчетов", зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Казахстан под № 905" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 2590, опубликованное 20 декабря 2003 года в газете "Казахстанская правда" № 363 (24303)).
4. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 декабря 2004 года № 193 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 июля 1999 года № 157 "Об утверждении Правил проведения операций в клиринговой системе Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Казахстанский центр межбанковских расчетов" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 3406).
5. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 17 ноября 2005 года № 147 "О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан по вопросам, связанным с разделением функций между подразделениями Национального Банка Республики Казахстан" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 3993).
6. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 16 июня 2000 года № 273 "Об утверждении Правил осуществления межбанковского клиринга в Республике Казахстан" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 1212).
7. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 февраля 2004 года № 27 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 16 июня 2000 года № 273 "Об утверждении Правил осуществления клиринга в Республике Казахстан", зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Казахстан под № 1212" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 2796, опубликованное 6 августа 2004 года в газете "Казахстанская правда" № 174-175 (24484-24485)).
8. Пункт 2 Приложения к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2005 года № 93 "О внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан по вопросам лицензирования" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 3847).
9. Пункт 1 постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 мая 2007 года № 57 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан по вопросам лицензирования" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 4780, опубликованное 1 августа 2007 года в газете "Юридическая газета" № 116 (1319)).