Сноска. Утратило силу постановлением акимата города Астаны от 02.02.2023 № 107-174 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Сноска. В заголовке и по всему тексту постановления и Правил слово "Астаны" заменены словом "Нур-Султана" в соответствии с постановлением акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии со статьей 37 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 24-1) пункта 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", пунктом 105 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 29 сентября 2014 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления", акимат города Нур-Султана ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования города Нур-Султана.
2. Руководителю Государственного учреждения "Управление образования города Нур-Султана" обеспечить государственную регистрацию настоящего постановления в органах юстиции с последующим опубликованием в официальных и периодических печатных изданиях, а также на интернет-ресурсе, определяемом Правительством Республики Казахстан, и на интернет-ресурсе акимата города Нур-Султана.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима города Нур-Султана Аманшаева Е.А.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня государственной регистрации в органах юстиции и вводится в действие со дня официального опубликования.
Аким | А. Джаксыбеков |
Утверждены постановлением акимата города Нур-Султана от 24 апреля 2015 года № 107-595 |
Правила деятельности
психологической службы в организациях среднего образования
города Нур-Султана
1. Общие положения
1. Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования города Нур-Султана (далее – Правила) регулируют деятельность Психологической службы в организациях среднего образования города Нур-Султана (далее – Психологическая служба).
2. Психологическая служба осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", Конвенции о правах ребенка, а также настоящих Правил.
3. Структура Психологической службы определяется в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77 "Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц".
4. В состав Психологической службы входят руководитель организации образования, заместители директора по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги, школьные инспекторы, педагоги и представитель Попечительского совета организации образования.
Сноска. Пункт 4 – в редакции постановления акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Цели и задачи Психологической службы
5. Цель Психологической службы – сохранение психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.
6. Задачи Психологической службы:
1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
2) оказание психологической помощи обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;
3) обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;
4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся;
5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;
6) охрана психологического здоровья обучающихся;
7) оказание консультативной помощи родителям и педагогам в решении психологических проблем и в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;
8) повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.
3. Основные направления и содержание деятельности Психологической службы
7. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в психодиагностическом, консультативном, просветительско-профилактическом, коррекционно-развивающем и социально-диспетчерском направлениях.
8. Психодиагностическое направление включает:
1) психологическую диагностику обучающихся с целью определения их психологического развития;
2) комплексное психологическое обследование обучающихся с целью их адаптации, развития и социализации;
3) психологическую диагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся;
4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики.
9. Консультативное направление включает:
1) консультирование обучающихся, родителей и педагогов по их запросам;
2) индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, родителей и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;
3) оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.
10. Просветительско-профилактическое направление включает:
1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся и педагогов;
2) предупреждение дезадаптации обучающихся;
3) профилактику асоциального поведения обучающихся;
4) социально-психологическое сопровождение аттестации педагогов;
5) содействие работе методических объединений и педагогического совета и медико-психолого-педагогических консилиумов.
11. Коррекционно-развивающее направление включает:
1) проведение тренингов личностного роста;
2) организацию психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся и педагогов;
3) планирование коррекции конфликтных межличностных отношений.
12. Социально-диспетчерское направление включает:
1) осуществление взаимодействия со специалистами-смежниками (врачами, психиатрами, суицидологами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов;
2) формирование банка данных о социально-медико-психологических службах;
3) проведение мониторинга взаимодействия со специалистами-смежниками и с заинтересованными органами по оказанию помощи в экстренных ситуациях.
13. Психологическая служба функционирует на базе кабинета педагога-психолога, размещаемого в отдельном помещении и обеспеченного необходимыми условиями для проведения комплекса диагностических, развивающих, коррекционных и профилактических видов работ с обучающимися и педагогическими работниками в индивидуальном либо групповом формате.
14. Деятельность Психологической службы координируется Государственным учреждением "Управление образования города Нур-Султан" (далее – Управление).
Сноска. Пункт 14 – в редакции постановления акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).15. Работа Психологической службы осуществляется в тесном взаимодействии с педагогическими и медицинскими работниками, в том числе системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью.
16. Психологическая служба взаимодействует с методическим объединением педагогов-психологов, психологическими центрами и кафедрами психологии на основании заключенных договоров (соглашений) о сотрудничестве.
Сноска. Пункт 16 – в редакции постановления акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).17. Контроль за деятельностью Психологической службы обеспечивает руководитель организации образования.
4. Полномочия педагога-психолога
18. Педагог-психолог:
1) руководствуется в своей деятельности настоящими Правилами;
2) принимает решения в рамках своей профессиональной компетенции и квалификационных требований;
3) имеет знания об общей психологии, педагогической психологии и практической психологии, психологии личности и дифференциальной психологии, детской и возрастной психологии, социальной психологии, основы дефектологии, психотерапии, психогигиены, профессиональной ориентации, психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психологической профилактики, о новейших достижениях психологической науки в области социальной, практической и возрастной психологии;
4) применяет научно-обоснованные методики диагностической, развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и консультативно-профилактической работы;
5) обладает навыками методов активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современных методов индивидуальной и групповой консультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития обучающихся;
6) планирует психологическую диагностику индивидуально-психологических особенностей обучающихся на протяжении всего периода обучения;
7) выявляет и предупреждает нарушения в становлении и развитии личности обучающихся;
8) оказывает психологическую помощь и поддержку обучающимся, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
9) осуществляет психологическую помощь и поддержку педагогам, обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
10) предупреждает асоциальные действия обучающихся и осуществляет их своевременную коррекцию;
11) выявляет детей и подростков, оказавшихся в кризисных ситуациях, склонных к аутодеструктивному поведению;
12) по результатам психодиагностик, при возникновении рисков информирует родителей, проводит консультативную работу и при необходимости направляет к специалистам (согласно статье 8 Закона Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан");
13) повышает свою профессиональную компетентность и квалификацию;
14) препятствует проведению в организации образования психодиагностической, психокоррекционной работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
15) способствует гармонизации социальной сферы организации образования и осуществлению превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
16) составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ;
17) участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ;
18) определяет степень риска отклонений (умственных, эмоциональных) в развитии обучающихся, воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития для направления в медико-психолого-педагогический консилиум с целью определения дальнейшего образовательного маршрута и проводения их психолого-педагогической коррекции;
19) формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих).
Сноска. Пункт 18 с изменениями, внесенными постановлением акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).19. Педагог-психолог имеет право:
1) выбирать формы и методы психодиагностической (методы психодиагностики из числа согласованных и одобренных методическим объединением, курирующим деятельность психологов), консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской работы с обучающимися, родителями и педагогами;
2) знакомиться с документацией по организации учебно-воспитательного процесса, личными делами обучающихся и педагогов;
3) участвовать в обсуждениях создания коррекционных и развивающих программ и новых методик психологической работы;
4) поддерживать связь с методистами, курирующими деятельность Психологической службы, специалистами здравоохранения;
5) вносить предложения в государственные органы в сфере образования по вопросам улучшения работы Психологической службы;
6) принимать участие в работе педагогического и методического Советов, предметных кафедр и медико-психолого-педагогического консилиума;
7) выбирать единый еженедельный методический день;
8) выполнять учебную нагрузку в соответствии с квалификацией.
Сноска. Пункт 19 с изменениями, внесенными постановлением акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. Ответственность педагога-психолога
20. Педагог-психолог несет персональную ответственность за:
1) достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций и заключений, конфиденциальность психологической информации;
2) ведение и сохранность учетно-отчетной документации Психологического службы;
3) соблюдение профессиональной психологической этики;
4) сохранность материально-технических средств, вверенных ему для работы Психологической службы.
21. Педагог-психолог по административной линии подчиняется руководителю организации образования, по профессиональной линии – специалистам Управления, курирующим деятельность Психологической службы.
6. Документация Психологической службы
22. Психологическая служба имеет следующую документацию:
1) Настоящие Правила;
2) перспективный план работы Психологической службы, утвержденный руководителем организации образования;
3) программы психологического диагностирования, психологических тренингов, развивающей и коррекционной работы;
4) методические разработки психологических занятий, тренингов и других форм психологической работы;
5) перечень и банк данных психодиагностических методик (согласованных с методическим объединением, курирующим деятельность психологов);
6) индивидуальные карты психологического развития обучающихся; групповые психологические портреты;
7) результаты психологического обследования, заключения и рекомендации;
8) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностической, развивающей, коррекционной, просветительской, экспертной, методической работы, индивидуальных и групповых консультаций, запросов на психологические услуги);
9) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы за установленные периоды (полугодие, год).
Сноска. Пункт 22 с изменениями, внесенными постановлением акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).23. Отчет о проделанной работе Психологической службы включает в себя отчетную документацию организации образования.