Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования города Нур-Султана

Утративший силу

Постановление акимата города Астаны от 24 апреля 2015 года № 107-595. Зарегистрировано Департаментом юстиции города Астаны 26 мая 2015 года № 908. Утратило силу постановлением акимата города Астаны от 2 февраля 2023 года № 107-174.

      Сноска. Утратило силу постановлением акимата города Астаны от 02.02.2023 № 107-174 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. В заголовке и по всему тексту постановления и Правил слово "Астаны" заменены словом "Нур-Султана" в соответствии с постановлением акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии со статьей 37 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 24-1) пункта 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", пунктом 105 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 29 сентября 2014 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления", акимат города Нур-Султана ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования города Нур-Султана.

      2. Руководителю Государственного учреждения "Управление образования города Нур-Султана" обеспечить государственную регистрацию настоящего постановления в органах юстиции с последующим опубликованием в официальных и периодических печатных изданиях, а также на интернет-ресурсе, определяемом Правительством Республики Казахстан, и на интернет-ресурсе акимата города Нур-Султана.

      3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима города Нур-Султана Аманшаева Е.А.

      4. Настоящее постановление вступает в силу со дня государственной регистрации в органах юстиции и вводится в действие со дня официального опубликования.

Аким

А. Джаксыбеков


  Утверждены
постановлением акимата
города Нур-Султана
от 24 апреля 2015 года
№ 107-595

Правила деятельности
психологической службы в организациях среднего образования
города Нур-Султана
1. Общие положения

      1. Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования города Нур-Султана (далее – Правила) регулируют деятельность Психологической службы в организациях среднего образования города Нур-Султана (далее – Психологическая служба).

      2. Психологическая служба осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", Конвенции о правах ребенка, а также настоящих Правил.

      3. Структура Психологической службы определяется в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77 "Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц".

      4. В состав Психологической службы входят руководитель организации образования, заместители директора по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги, школьные инспекторы, педагоги и представитель Попечительского совета организации образования.

      Сноска. Пункт 4 – в редакции постановления акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Цели и задачи Психологической службы

      5. Цель Психологической службы – сохранение психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.

      6. Задачи Психологической службы:

      1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;

      2) оказание психологической помощи обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;

      3) обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;

      4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся;

      5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;

      6) охрана психологического здоровья обучающихся;

      7) оказание консультативной помощи родителям и педагогам в решении психологических проблем и в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;

      8) повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.

3. Основные направления и содержание деятельности Психологической службы

      7. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в психодиагностическом, консультативном, просветительско-профилактическом, коррекционно-развивающем и социально-диспетчерском направлениях.

      8. Психодиагностическое направление включает:

      1) психологическую диагностику обучающихся с целью определения их психологического развития;

      2) комплексное психологическое обследование обучающихся с целью их адаптации, развития и социализации;

      3) психологическую диагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся;

      4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики.

      9. Консультативное направление включает:

      1) консультирование обучающихся, родителей и педагогов по их запросам;

      2) индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, родителей и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;

      3) оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

      4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.

      10. Просветительско-профилактическое направление включает:

      1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся и педагогов;

      2) предупреждение дезадаптации обучающихся;

      3) профилактику асоциального поведения обучающихся;

      4) социально-психологическое сопровождение аттестации педагогов;

      5) содействие работе методических объединений и педагогического совета и медико-психолого-педагогических консилиумов.

      11. Коррекционно-развивающее направление включает:

      1) проведение тренингов личностного роста;

      2) организацию психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся и педагогов;

      3) планирование коррекции конфликтных межличностных отношений.

      12. Социально-диспетчерское направление включает:

      1) осуществление взаимодействия со специалистами-смежниками (врачами, психиатрами, суицидологами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов;

      2) формирование банка данных о социально-медико-психологических службах;

      3) проведение мониторинга взаимодействия со специалистами-смежниками и с заинтересованными органами по оказанию помощи в экстренных ситуациях.

      13. Психологическая служба функционирует на базе кабинета педагога-психолога, размещаемого в отдельном помещении и обеспеченного необходимыми условиями для проведения комплекса диагностических, развивающих, коррекционных и профилактических видов работ с обучающимися и педагогическими работниками в индивидуальном либо групповом формате.

      14. Деятельность Психологической службы координируется Государственным учреждением "Управление образования города Нур-Султан" (далее – Управление).

      Сноска. Пункт 14 – в редакции постановления акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      15. Работа Психологической службы осуществляется в тесном взаимодействии с педагогическими и медицинскими работниками, в том числе системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью.

      16. Психологическая служба взаимодействует с методическим объединением педагогов-психологов, психологическими центрами и кафедрами психологии на основании заключенных договоров (соглашений) о сотрудничестве.

      Сноска. Пункт 16 – в редакции постановления акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      17. Контроль за деятельностью Психологической службы обеспечивает руководитель организации образования.

4. Полномочия педагога-психолога

      18. Педагог-психолог:

      1) руководствуется в своей деятельности настоящими Правилами;

      2) принимает решения в рамках своей профессиональной компетенции и квалификационных требований;

      3) имеет знания об общей психологии, педагогической психологии и практической психологии, психологии личности и дифференциальной психологии, детской и возрастной психологии, социальной психологии, основы дефектологии, психотерапии, психогигиены, профессиональной ориентации, психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психологической профилактики, о новейших достижениях психологической науки в области социальной, практической и возрастной психологии;

      4) применяет научно-обоснованные методики диагностической, развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и консультативно-профилактической работы;

      5) обладает навыками методов активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современных методов индивидуальной и групповой консультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития обучающихся;

      6) планирует психологическую диагностику индивидуально-психологических особенностей обучающихся на протяжении всего периода обучения;

      7) выявляет и предупреждает нарушения в становлении и развитии личности обучающихся;

      8) оказывает психологическую помощь и поддержку обучающимся, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

      9) осуществляет психологическую помощь и поддержку педагогам, обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

      10) предупреждает асоциальные действия обучающихся и осуществляет их своевременную коррекцию;

      11) выявляет детей и подростков, оказавшихся в кризисных ситуациях, склонных к аутодеструктивному поведению;

      12) по результатам психодиагностик, при возникновении рисков информирует родителей, проводит консультативную работу и при необходимости направляет к специалистам (согласно статье 8 Закона Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан");

      13) повышает свою профессиональную компетентность и квалификацию;

      14) препятствует проведению в организации образования психодиагностической, психокоррекционной работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;

      15) способствует гармонизации социальной сферы организации образования и осуществлению превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

      16) составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ;

      17) участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ;

      18) определяет степень риска отклонений (умственных, эмоциональных) в развитии обучающихся, воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития для направления в медико-психолого-педагогический консилиум с целью определения дальнейшего образовательного маршрута и проводения их психолого-педагогической коррекции;

      19) формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих).

      Сноска. Пункт 18 с изменениями, внесенными постановлением акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      19. Педагог-психолог имеет право:

      1) выбирать формы и методы психодиагностической (методы психодиагностики из числа согласованных и одобренных методическим объединением, курирующим деятельность психологов), консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской работы с обучающимися, родителями и педагогами;

      2) знакомиться с документацией по организации учебно-воспитательного процесса, личными делами обучающихся и педагогов;

      3) участвовать в обсуждениях создания коррекционных и развивающих программ и новых методик психологической работы;

      4) поддерживать связь с методистами, курирующими деятельность Психологической службы, специалистами здравоохранения;

      5) вносить предложения в государственные органы в сфере образования по вопросам улучшения работы Психологической службы;

      6) принимать участие в работе педагогического и методического Советов, предметных кафедр и медико-психолого-педагогического консилиума;

      7) выбирать единый еженедельный методический день;

      8) выполнять учебную нагрузку в соответствии с квалификацией.

      Сноска. Пункт 19 с изменениями, внесенными постановлением акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5. Ответственность педагога-психолога

      20. Педагог-психолог несет персональную ответственность за:

      1) достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций и заключений, конфиденциальность психологической информации;

      2) ведение и сохранность учетно-отчетной документации Психологического службы;

      3) соблюдение профессиональной психологической этики;

      4) сохранность материально-технических средств, вверенных ему для работы Психологической службы.

      21. Педагог-психолог по административной линии подчиняется руководителю организации образования, по профессиональной линии – специалистам Управления, курирующим деятельность Психологической службы.

6. Документация Психологической службы

      22. Психологическая служба имеет следующую документацию:

      1) Настоящие Правила;

      2) перспективный план работы Психологической службы, утвержденный руководителем организации образования;

      3) программы психологического диагностирования, психологических тренингов, развивающей и коррекционной работы;

      4) методические разработки психологических занятий, тренингов и других форм психологической работы;

      5) перечень и банк данных психодиагностических методик (согласованных с методическим объединением, курирующим деятельность психологов);

      6) индивидуальные карты психологического развития обучающихся; групповые психологические портреты;

      7) результаты психологического обследования, заключения и рекомендации;

      8) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностической, развивающей, коррекционной, просветительской, экспертной, методической работы, индивидуальных и групповых консультаций, запросов на психологические услуги);

      9) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы за установленные периоды (полугодие, год).

      Сноска. Пункт 22 с изменениями, внесенными постановлением акимата г. Нур-Султана от 16.03.2021 № 107-902 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      23. Отчет о проделанной работе Психологической службы включает в себя отчетную документацию организации образования.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.