Сноска. Утратил силу приказом Министра просвещения РК от 12.06.2023 № 165 (вводится в действие с 01.07.2023).
Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра образования и науки РК от 25.06.2019 № 282 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 2) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О специальных социальных услугах" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, предоставляемых организациями образования согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, предоставляемых центрами согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, предоставляемые лицами, принявшими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи согласно приложению 3 к настоящему приказу.
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 25.06.2019 № 282 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Комитету по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан (Оразалиева З.Ж.) обеспечить:
1) в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Имангалиева Е.Н.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Министр | А. Саринжипов |
СОГЛАСОВАНО
Министр здравоохранения и
социального развития
Республики Казахстан
"__" _________ 2015 года
______________ Дуйсенова Т.Б.
Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 января 2015 года № 17 |
Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, предоставляемых организациями образования
Сноска. Стандарт в редакции приказа Министра образования и науки РК от 25.06.2019 № 282 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, предоставляемых организациями образования (далее – Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 2) статьи 10 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года "О специальных социальных услугах".
2. Настоящий Стандарт устанавливает качество, объем и условия предоставления специальных социальных услуг в организациях образования государственной и негосударственной форм собственности (далее – организации), предназначенных для круглосуточного, постоянного или временного пребывания:
1) детей-сирот;
2) детей, оставшихся без попечения родителей;
3) детей, с девиантным поведением;
4) детей, направляемых в специальные организации образования или в организации образования с особым режимом содержания;
5) детей, с особыми образовательными потребностями;
6) детей, подозреваемых в совершении преступления, которых по условиям жизни и воспитания невозможно оставить в прежнем месте жительства;
7) воспитанников домов юношества.
Указанные выше категории совместно именуются получателями услуг.
3. К субъектам, предоставляющим специальные социальные услуги, относятся:
1) организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом, детский дом для детей с особыми образовательными потребностями, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями, детский дом семейного типа, детская деревня семейного типа, приют, дом юношества и другие);
2) специальные организации образования (психолого-медико-педагогическая консультация, реабилитационный центр, кабинет психолого-педагогической коррекции, специальная школа-интернат);
3) специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания, а также иные организации, осуществляющие функции по защите прав ребенка.
Данный перечень субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги в области образования и защиты прав, не является исчерпывающим.
Глава 2. Условия предоставления специальных социальных услуг в организациях
4. Предоставление специальных социальных услуг в организации осуществляется на основании:
– решения местных исполнительных органов районов, городов областного и республиканского значения, столицы или направления органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству в отношении детей, указанных в подпунктах 1), 2) и 7) пункта 2 настоящего Стандарта;
– судебных актов в отношении детей, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 2 настоящего Стандарта;
– постановления органа, ведущего уголовный процесс в отношении детей, указанных в подпункте 6) пункта 2 настоящего Стандарта.
Глава 3. Качество и объем предоставления специальных социальных услуг в организациях
5. Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей услуг в быту, включают:
1) предоставление жилой площади, в том числе для спальных комнат не менее четырех квадратных метров на ребенка в соответствии с санитарно –эпидемиологическими требованиями, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 15681) (далее – Приказ № 611);
2) предоставление помещений, оснащенных мебелью и (или) специализированным оборудованием, для реабилитационных и лечебных, образовательных, культурных мероприятий, обучения навыкам самообслуживания, основам бытовой ориентации;
3) предоставление одежды, обуви, мягкого инвентаря, постельного белья в объеме, не менее предусмотренного нормами обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 320 "Об утверждении размеров, источников, видов и Правил предоставления социальной помощи гражданам, которым оказывается социальная помощь" (далее – Постановление № 320);
4) предоставление рационального и диетического питания;
5) предоставление квалифицированных специалистов, оказывающих услуги по реабилитации, лечению, обучению, организации воспитательного процесса, медицинской реабилитации;
6) обеспечение бытовым обслуживанием (стирка, сушка, глаженье, дезинфекция нательного белья, одежды, постельных принадлежностей);
7) создание условий для профессионального самоопределения и творческого труда с необходимым оборудованием;
8) предоставление транспортных услуг при перевозке получателей услуг для лечения, обучения, участия в культурных, спортивных мероприятиях;
9) создание благоприятных условий, приближенных к семейным;
10) обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, проведение реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
6. Качество предоставления социально-бытовых услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) предоставляемые жилые помещения по размерам и другим показателям (санитарное состояние зданий и помещений) соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, утвержденным Приказом № 611 и обеспечивают удобство пребывания получателей услуг.
При размещении получателей услуг в жилых помещениях (комнатах) учитывается состояние их здоровья, возрастные особенности, физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость, уровень личностного развития и социализации.
Помещения защищаются от воздействия различных факторов и неблагоприятных условий, отрицательно влияющих на здоровье персонала, получателей услуг и на качество предоставляемых услуг.
Помещения, предоставляемые для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и образовательной деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации обеспечивают проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемых получателей услуг;
2) кабинеты специалистов организации оснащаются мебелью и оборудованием;
3) предоставляемые в пользование получателям услуг мебель, одежда, обувь, постельное белье и мягкий инвентарь соответствуют нормам обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем, утвержденными Постановлением № 320;
4) предоставляемые в пользование получателям услуг мебель и постельные принадлежности, подобраны с учетом физического состояния и возраста получателей услуг, отвечают требованиям современного дизайна;
5) одежда, обувь, нательное белье и предметы первой необходимости, предоставляемые получателям услуг, удобны в носке, соответствуют полу, росту и размерам получателей услуг, отвечают по возможности, их запросам по фасону и расцветке;
6) для обучения детей навыкам самообслуживания, основам бытовой ориентации (приготовление пищи, сервировка стола, мытье посуды, уход за комнатой/помещением и иные навыки) создаются кабинеты социально-бытовой ориентации, оснащенные необходимой бытовой техникой и мебелью;
7) при перевозке получателей услуг автомобильным транспортом для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях соблюдаются нормативы и правила технической эксплуатации автотранспортных средств, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 547 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 12221) и правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196 "Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам".
7. Социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья получателей услуг, с учетом индивидуального состояния, включают:
1) организацию и проведение медико-социального обследования (при необходимости с привлечением специалистов организаций здравоохранения);
2) оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях;
3) содействие в оказании гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
4) организацию лечебно-оздоровительных мероприятий, в том числе в организациях здравоохранения;
5) оказание консультативной помощи (при отсутствии квалифицированного специалиста – обязательное привлечение специалиста из организаций здравоохранения);
6) проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
7) обеспечение ухода получателей услуг с учетом состояния их здоровья;
8) оказание первичной медико-санитарной помощи;
9) проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера;
10) проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные инъекции, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями);
11) содействие в госпитализации и сопровождение в организации здравоохранения.
8. Качество предоставления социально-медицинских услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, обеспечивает полное, высококачественное и своевременное выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
2) проведение медицинских процедур (подкожные и внутримышечные инъекции, наложение компрессов, перевязка, раневых поверхностей, а также иных процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и другие процедуры) осуществляются с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда получателям услуг;
3) медицинский работник организации своевременно организует первую медицинскую помощь в экстренных случаях;
4) организация лечебно-оздоровительных мероприятий проводится с учетом соматического состояния получателей услуг, их индивидуальных потребностей и возможностей;
5) госпитализация или содействие в госпитализации получателей услуг в организации здравоохранения, а также их направлении в лечебно-профилактические учреждения или на санаторно-курортное лечение проводится оперативно, своевременно и осуществляется строго по медицинским показаниям;
6) предоставление консультаций по вопросам здорового образа жизни, обеспечивающих формирование правильного понимания и практических навыков здорового образа жизни, гигиены тела, питания и жилища, профилактики различных заболеваний, сексуального, репродуктивного поведения;
7) содействие в медицинском консультировании профильными специалистами, в том числе из организаций здравоохранения;
8) проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера осуществляется с учетом состояния здоровья получателя услуг, обеспечивает выполнение оптимального для него комплекса медицинских мероприятий, направленных на социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию;
9) организация медико-социального обследования, оказания квалифицированного консультирования, проведения первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки обеспечивают оказание первой доврачебной помощи, первичной медико-санитарной помощи.
9. Социально-психологические услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния получателей услуг, направленные на их социальную адаптацию, включают:
1) психологическая диагностика и обследование личности;
2) социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение);
3) психопрофилактическая работа с получателями услуг;
4) психологическое консультирование;
5) оказание психологической помощи получателям услуг;
6) психологические тренинги;
7) психологическая коррекция получателей услуг;
8) проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
10. Качество предоставления социально-психологических услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) психологическая диагностика получателей услуг осуществляется на основе психодиагностического пакета, утверждаемого руководителем организации с целью выявления индивидуальных психологических проблем получателей услуг, уровня их социально-психологической адаптации;
2) психологическое консультирование обеспечивает оказание получателям услуг квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления конфликтов;
3) психологическая коррекция как активное психологическое воздействие обеспечивает преодоление или ослабление отклонений в поведении, эмоциональном состоянии получателей услуг (в том числе неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений), что позволяет привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды;
4) психологические тренинги, как активное психологическое воздействие оцениваются их эффективностью в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям;
5) социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за получателями услуг обеспечивает своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и ситуаций, способных усугубить трудную жизненную ситуацию получателей услуг и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи;
6) привлечение получателей услуг к проведению занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения обеспечивает оказание помощи получателям услуг в выходе из состояния дискомфорта, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения;
7) психопрофилактическая работа способствует полноценному психическому развитию личности, своевременному предупреждению возможных нарушений в становлении и развитии личности получателей услуг;
8) группа взаимоподдержки способствует конструктивному решению межличностных проблем, повышению самооценки, усилению чувства эмпатии и близости по отношению к другим людям и миру в целом.
11. Социально-педагогические услуги, направленные на педагогическую коррекцию и обучение получателей услуг с учетом их физических возможностей и умственных способностей, включают:
1) социально-педагогическое консультирование;
2) коррекционно-педагогическое сопровождение;
3) организацию процесса воспитания и образования получателей услуг, содействие в их социализации, адаптации и интеграции в социальном окружении;
4) содействие в получении образования (среднего, средне-специального и высшего) получателей услуг с учетом их физических возможностей и умственных способностей;
5) услуги по формированию навыков самообслуживания, личной гигиены, поведения в быту и в общественных местах, самоконтролю, навыкам общения;
6) проведение педагогической и коррекционно-развивающей диагностики, обследования личности, уровня развития ребенка.
12. Качество предоставления социально-педагогических услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) социально-педагогическое консультирование обеспечивает оказание квалифицированной помощи получателям услуг в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем;
2) педагогическая диагностика проводится для определения уровня социальной адаптации получателя услуг;
3) содействие в получении среднего, средне-специального и высшего образования включает помощь в определении форм обучения получателей услуг и оказание им практической помощи в организации обучения с учетом уровня знаний;
4) педагогическая коррекция обеспечивает оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи, направленной на повышение уровня социальной адаптированности получателя услуг;
5) восстановление, расширение и укрепление социально-поддерживающей сети получателя услуг обеспечивает ему внешнюю поддержку на этапе самостоятельной жизни со стороны близких родственников, друзей, значимых взрослых;
6) обучение основам бытовой ориентации является наглядным и эффективным, по результатам которого получатели услуг в полном объеме осваивают такие бытовые процедуры, как приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за жилым помещением, уборка и благоустройство территории и так далее.
13. Социально-трудовые услуги, направленные на повышение уровня личностного развития, социальную адаптацию, профессиональное самоопределение и дальнейшее трудоустройство получателей услуг, включают:
1) проведение мероприятий по обследованию имеющихся трудовых навыков у получателей услуг;
2) проведение лечебно-трудовой деятельности;
3) содействие в проведении мероприятий по обучению получателей услуг доступным профессиональным навыкам;
4) содействие в получении профессии в соответствии с индивидуальными физическими и умственными способностями.
14. Качество предоставления социально-трудовых услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) оценка имеющихся трудовых навыков у получателей услуг проводится специалистами организации с учҰтом их индивидуальных особенностей, физического и психического состояния получателей услуг;
2) обучение профессиональным навыкам проводится на специально организованных курсах с привлечением специалистов и в специально- оборудованных кабинетах и сопровождается мероприятиями, способными помочь получателям услуг в выборе профессии.
15. Социально-культурные услуги, направленные на организацию досуга получателей услуг и вовлечение их в досуговые мероприятия и формирование основ здорового образа жизни, включают:
1) организацию праздников и досуговых мероприятий;
2) организацию и проведение клубной и кружковой работы;
3) вовлечение в досуговые мероприятия, к участию в культурных мероприятиях.
16. Качество предоставления социально-культурных услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) привлечение получателей услуг к разработке проектов программы концертов и сценариев проводимых мероприятий способствует расширению общего и культурного кругозора, повышению творческой активности получателей услуг;
2) организация кружков художественной самодеятельности направлена на удовлетворение социокультурных и духовных потребностей получателей услуг, расширению сферы общения.
17. Социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня получателей услуг, включают:
1) содействие в получении полагающихся выплат в соответствии с Законами Республики Казахстан от 16 июня 1997 года "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца в Республике Казахстан", от 5 апреля 1999 года "О специальном государственном пособии в Республике Казахстан" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
2) оказание содействия в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях".
18. Качество предоставления социально-экономических услуг обеспечивается путем соблюдения следующего условия: содействие получателям услуг в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат обеспечивает своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, представляющих для получателей услуг интерес.
19. Социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказания гарантированной государством юридической помощи, защиты законных прав и интересов получателей услуг, включают:
1) юридическое консультирование в области предоставления специальных социальных услуг по вопросам, связанным с правами на социальное обеспечение и помощь в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) оказание помощи и содействие в оформлении документов, имеющих юридическое значение;
3) оказание помощи в подготовке и подаче обращений на действия или бездействие организаций, предоставляющих специальные социальные услуги и нарушающих или ущемляющих законные права получателей услуг;
4) содействие в привлечении к ответственности лиц, виновных в физическом и психическом насилии, совершенном над получателями услуг или членами их семьи;
5) содействие органам, осуществляющим функции по опеке и попечительству в устройстве детей в семью, в том числе под опеку (попечительство), на патронатное воспитание, в приемную семью и на усыновление;
6) оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат;
7) юридическое консультирование по вопросам передачи детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку и попечительство, патронат, в приемную семью и на усыновление в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье" (далее – Кодекс);
8) содействие в получении гарантированной государством юридической помощи в случаях и порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан от 31 октября 2015 года, Законом Республики Казахстан от 5 июля 2018 года "Об адвокатской деятельности и юридической помощи".
20. Качество предоставления социально-правовых услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) консультирование получателей услуг по вопросам, связанным с гражданским, административным и уголовным правом с защитой своих интересов дает полное представление об установленных законодательством правах и способах защиты от возможных нарушений;
2) консультирование получателей услуг по социально – правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, уголовное законодательство и по другим вопросам) дает им полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах, обеспечивает необходимую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и других документов), необходимых для практического решения этих вопросов;
3) оказание юридической помощи в оформлении документов (удостоверяющих личность, на получение положенных по законодательству льгот, пособий и других социальных выплат) обеспечивает разъяснение получателям услуг содержание необходимых документов, их предназначение, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем;
4) оказание помощи в подготовке жалоб на действие или бездействие должностных лиц государственных органов и организаций, нарушающие или ущемляющие законные права получателей услуг заключается в том, чтобы помочь им юридически грамотно изложить в жалобах суть обжалуемых действий, требования устранить допущенные нарушения и отправить жалобу адресату;
5) содействие органам, осуществляющим функции по опеке или попечительству, в устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку и попечительство, патронат, в приемную семью и на усыновление в соответствии с Кодексом.
21. В случае отсутствия необходимых специалистов в организации допускается дополнительное привлечение специалистов на договорной основе для разработки индивидуального плана, оценки результативности реабилитационных мероприятий или консультаций.
22. В организации оформляется книга жалоб и предложений, которая хранится у руководителя организации и предъявляется по первому требованию получателей услуг и посетителей.
Книга жалоб и предложений рассматривается руководителем организации еженедельно.
Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 января 2015 года № 17 |
Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, предоставляемых центрами
Сноска. Приказ дополнен приложением 2 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 25.06.2019 № 282 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, предоставляемых центрами (далее – Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 2) статьи 10 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года "О специальных социальных услугах".
2. Настоящий Стандарт устанавливает качество, объем и условия предоставления специальных социальных услуг в центрах государственной и негосударственной форм собственности (далее – центры), предназначенных для постоянного, временного и дневного пребывания:
1) детей-сирот;
2) детей, оставшихся без попечения родителей;
3) безнадзорных и беспризорных детей;
4) детей, с девиантным поведением (в том числе, дети, в отношении которых уголовные дела, прекращены по не реабилитирующим основаниям, дети, совершившие административные правонарушения, два и более раз в течении года);
5) детей, направляемых в специальные организации образования или в организации образования с особым режимом содержания;
6) детей, подвергшихся жестокому обращению, приведшее к социальной дезадаптации и социальной депривации (в том числе, дети жертвы бытового насилия, дети, жертвы преступлений, связанных с половой неприкосновенностью);
7) детей, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Указанные выше категории совместно именуются получателями услуг.
3. К субъектам, предоставляющим специальные социальные услуги, относятся:
1) центры адаптации несовершеннолетних;
2) центры поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3) иные организации, предназначенные для оказания специальных социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Данный перечень субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги в области образования и защиты прав, не является исчерпывающим.
Глава 2. Условия предоставления специальных социальных услуг в центрах
4. Предоставление специальных социальных услуг в центры осуществляется на основании:
- решения местных исполнительных органов районов, городов областного и республиканского значения, столицы или заявления лица, доставившего ребенка, а также направления органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству в отношении детей, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 6) и 7) пункта 2 настоящего Стандарта;
-судебных актов в отношении детей, указанных в подпунктах 4) и 5) пункта 2 настоящего Стандарта.
Глава 3. Качество и объем предоставления специальных социальных услуг в центрах
5. Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей услуг в быту, включают:
1) предоставление жилой площади, в том числе для спальных комнат не менее четырех квадратных метров на ребенка в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 15681) (далее – Приказ № 611);
2) предоставление помещений, оснащенных мебелью и (или) специализированным оборудованием, для реабилитационных и лечебных, образовательных, культурных мероприятий, обучения навыкам самообслуживания, основам бытовой ориентации;
3) предоставление одежды, обуви, мягкого инвентаря, постельного белья в объеме, не менее предусмотренного нормами обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 320 "Об утверждении размеров, источников, видов и Правил предоставления социальной помощи гражданам, которым оказывается социальная помощь" (далее – Постановление № 320);
4) предоставление рационального и диетического питания;
5) предоставление квалифицированных специалистов, оказывающих услуги по реабилитации, лечению, обучению, организации воспитательного процесса, медицинской реабилитации;
6) обеспечение бытовым обслуживанием (стирка, сушка, глаженье, дезинфекция нательного белья, одежды, постельных принадлежностей);
7) создание условий для профессионального самоопределения и творческого труда с необходимым оборудованием;
8) предоставление транспортных услуг при перевозке получателей услуг для лечения, обучения, участия в культурных, спортивных мероприятиях;
9) создание благоприятных условий, приближенных к семейным;
10) обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, проведение реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
6. Качество предоставления социально-бытовых услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) предоставляемые жилые помещения по размерам и другим показателям (санитарное состояние зданий и помещений) соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, утвержденным Приказом № 611 и обеспечивают удобство пребывания получателей услуг.
При размещении получателей услуг в жилых помещениях (комнатах) учитывается состояние их здоровья, возрастные особенности, физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость, уровень личностного развития и социализации.
Помещения защищаются от воздействия различных факторов и неблагоприятных условий, отрицательно влияющих на здоровье персонала, получателей услуг и на качество предоставляемых услуг.
Помещения, предоставляемые для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и образовательной деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации обеспечивают проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемых получателей услуг;
2) кабинеты специалистов организации оснащаются мебелью и оборудованием;
3) предоставляемые в пользование получателям услуг мебель, одежда, обувь, постельное белье и мягкий инвентарь соответствуют нормам обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем, утвержденными Постановлением № 320;
4) предоставляемые в пользование получателям услуг мебель и постельные принадлежности, подобраны с учетом физического состояния и возраста получателей услуг, отвечают требованиям современного дизайна;
5) одежда, обувь, нательное белье и предметы первой необходимости, предоставляемые получателям услуг, удобны в носке, соответствуют полу, росту и размерам получателей услуг, отвечают по возможности, их запросам по фасону и расцветке;
6) для обучения детей навыкам самообслуживания, основам бытовой ориентации (приготовление пищи, сервировка стола, мытье посуды, уход за комнатой/помещением и иные навыки) создаются кабинеты социально-бытовой ориентации, оснащенные необходимой бытовой техникой и мебелью;
7) при перевозке получателей услуг автомобильным транспортом для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях соблюдаются нормативы правила технической эксплуатации автотранспортных средств, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 547 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 12221) и правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196 "Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам".
7. Социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья получателей услуг, с учетом индивидуального состояния, включают:
1) организацию и проведение медико-социального обследования (при необходимости с привлечением специалистов организаций здравоохранения);
2) оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях;
3) содействие в оказании гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
4) организацию лечебно-оздоровительных мероприятий, в том числе в организациях здравоохранения;
5) оказание консультативной помощи (при отсутствии квалифицированного специалиста – обязательное привлечение специалиста из организаций здравоохранения);
6) проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
7) обеспечение ухода получателей услуг с учетом состояния их здоровья;
8) оказание первичной медико-санитарной помощи;
9) проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера;
10) проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные инъекции, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм);
11) содействие в госпитализации и сопровождение в организации здравоохранения.
8. Качество предоставления социально-медицинских услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, обеспечивает полное, высококачественное и своевременное выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
2) проведение медицинских процедур (подкожные и внутримышечные инъекции, наложение компрессов, перевязка, раневых поверхностей, а также иных процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и другие процедуры) осуществляются с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда получателям услуг;
3) медицинский работник организации своевременно организует первую медицинскую помощь в экстренных случаях;
4) организация лечебно-оздоровительных мероприятий проводится с учетом соматического состояния получателей услуг, их индивидуальных потребностей и возможностей;
5) госпитализация или содействие в госпитализации получателей услуг в организации здравоохранения, а также их направлении в лечебно-профилактические учреждения или на санаторно-курортное лечение проводится оперативно, своевременно и осуществляется строго по медицинским показаниям;
6) предоставление консультаций по вопросам здорового образа жизни, обеспечивающих формирование правильного понимания и практических навыков здорового образа жизни, гигиены тела, питания и жилища, профилактики различных заболеваний, сексуального, репродуктивного поведения;
7) содействие в медицинском консультировании профильными специалистами, в том числе из организаций здравоохранения;
8) проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера осуществляется с учетом состояния здоровья получателя услуг, обеспечивает выполнение оптимального для него комплекса медицинских мероприятий, направленных на социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию;
9) организация медико-социального обследования, оказания квалифицированного консультирования, проведения первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки обеспечивают оказание первой доврачебной помощи, первичной медико-санитарной помощи.
9. Социально-психологические услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния получателей услуг, направленные на их социальную адаптацию, включают:
1) психологическая диагностика и обследование личности;
2) социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение);
3) психопрофилактическая работа с получателями услуг;
4) психологическое консультирование;
5) оказание психологической помощи получателям услуг;
6) психологические тренинги;
7) психологическая коррекция получателей услуг;
8) проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
10. Качество предоставления социально-психологических услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) психологическая диагностика получателей услуг осуществляется на основе психодиагностического пакета, утверждаемого руководителем организации с целью выявления индивидуальных психологических проблем получателей услуг, уровня их социально-психологической адаптации;
2) психологическое консультирование психологическое консультирование обеспечивает оказание получателям услуг квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления конфликтов.
3) психологическая коррекция как активное психологическое воздействие обеспечивает преодоление или ослабление отклонений в поведении, эмоциональном состоянии получателей услуг (в том числе неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений), что позволяет привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды;
4) психологические тренинги, как активное психологическое воздействие оцениваются их эффективностью в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям;
5) социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за получателями услуг обеспечивает своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и ситуаций, способных усугубить трудную жизненную ситуацию получателей услуг и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи;
6) привлечение получателей услуг к проведению занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения обеспечивает оказание помощи получателям услуг в выходе из состояния дискомфорта, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения;
7) психопрофилактическая работа способствует полноценному психическому развитию личности, своевременному предупреждению возможных нарушений в становлении и развитии личности получателей услуг;
8) группа взаимоподдержки способствует конструктивному решению межличностных проблем, повышению самооценки, усилению чувства эмпатии и близости по отношению к другим людям и миру в целом.
11. Социально-педагогические услуги, направленные на педагогическую коррекцию и обучение получателей услуг с учетом их физических возможностей и умственных способностей, включают:
1) социально-педагогическое консультирование;
2) коррекционно-педагогическое сопровождение;
3) организацию процесса воспитания и образования получателей услуг, содействие в их социализации, адаптации и интеграции в социальном окружении;
4) содействие в получении образования (среднего, средне-специального и высшего) получателей услуг с учетом их физических возможностей и умственных способностей;
5) услуги по формированию навыков самообслуживания, личной гигиены, поведения в быту и в общественных местах, самоконтролю, навыкам общения;
6) проведение педагогической и коррекционно-развивающей диагностики, обследования личности, уровня развития ребенка.
12. Качество предоставления социально-педагогических услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) социально-педагогическое консультирование обеспечивает оказание квалифицированной помощи получателям услуг в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем;
2) педагогическая диагностика проводится для определения уровня социальной адаптации получателя услуг;
3) содействие в получении среднего, средне-специального и высшего образования включает помощь в определении форм обучения получателей услуг и оказание им практической помощи в организации обучения с учетом уровня знаний;
4) педагогическая коррекция обеспечивает оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи, направленной на повышение уровня социальной адаптированности получателя услуг;
5) восстановление, расширение и укрепление социально-поддерживающей сети получателя услуг обеспечивает ему внешнюю поддержку на этапе самостоятельной жизни со стороны близких родственников, друзей, значимых взрослых;
6) обучение основам бытовой ориентации является наглядным и эффективным, по результатам которого получатели услуг в полном объеме осваивают такие бытовые процедуры, как приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за жилым помещением, уборка и благоустройство территории и так далее.
13. Социально-трудовые услуги, направленные на повышение уровня личностного развития, социальную адаптацию, профессиональное самоопределение и дальнейшее трудоустройство получателей услуг, включают:
1) проведение мероприятий по обследованию имеющихся трудовых навыков у получателей услуг;
2) проведение лечебно-трудовой деятельности;
3) содействие в проведении мероприятий по обучению получателей услуг доступным профессиональным навыкам;
4) содействие в получении профессии в соответствии с индивидуальными физическими и умственными способностями.
14. Качество предоставления социально-трудовых услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) оценка имеющихся трудовых навыков у получателей услуг проводится специалистами организации с учҰтом их индивидуальных особенностей, физического и психического состояния получателей услуг;
2) обучение профессиональным навыкам проводится на специально организованных курсах с привлечением специалистов и в специально- оборудованных кабинетах и сопровождается мероприятиями, способными помочь получателям услуг в выборе профессии.
15. Социально-культурные услуги, направленные на организацию досуга получателей услуг и вовлечение их в досуговые мероприятия и формирование основ здорового образа жизни, включают:
1) организацию праздников и досуговых мероприятий;
2) организацию и проведение клубной и кружковой работы;
3) вовлечение в досуговые мероприятия, к участию в культурных мероприятиях.
16. Качество предоставления социально-культурных услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) привлечение получателей услуг к разработке проектов программы концертов и сценариев проводимых мероприятий способствует расширению общего и культурного кругозора, повышению творческой активности получателей услуг;
2) организация кружков художественной самодеятельности направлена на удовлетворение социокультурных и духовных потребностей получателей услуг, расширению сферы общения.
17. Социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня получателей услуг, включают:
1) содействие в получении полагающихся выплат в соответствии с Законами Республики Казахстан от 16 июня 1997 года "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца в Республике Казахстан", от 5 апреля 1999 года "О специальном государственном пособии в Республике Казахстан" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
2) оказание содействия в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях".
18. Качество предоставления социально-экономических услуг обеспечивается путем соблюдения следующего условия: содействие получателям услуг в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат обеспечивает своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, представляющих для получателей услуг интерес.
19. Социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказания гарантированной государством юридической помощи, защиты законных прав и интересов получателей услуг, включают:
1) юридическое консультирование в области предоставления специальных социальных услуг по вопросам, связанным с правами на социальное обеспечение и помощь в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) оказание помощи и содействие в оформлении документов, имеющих юридическое значение;
3) оказание помощи в подготовке и подаче обращений на действия или бездействие организаций, предоставляющих специальные социальные услуги и нарушающих или ущемляющих законные права получателей услуг;
4) содействие в привлечении к ответственности лиц, виновных в физическом и психическом насилии, совершенном над получателями услуг или членами их семьи;
5) содействие органам, осуществляющим функции по опеке и попечительству в устройстве детей в семью, в том числе под опеку (попечительство), на патронатное воспитание, в приемную семью и на усыновление;
6) оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат;
7) юридическое консультирование по вопросам передачи детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку и попечительство, патронат, в приемную семью и на усыновление в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье" (далее – Кодекс);
8) содействие в получении гарантированной государством юридической помощи в случаях и порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан от 31 октября 2015 года, Законом Республики Казахстан от 5 июля 2018 года "Об адвокатской деятельности и юридической помощи".
20. Качество предоставления социально-правовых услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) консультирование получателей услуг по вопросам, связанным с гражданским, административным и уголовным правом с защитой своих интересов дает полное представление об установленных законодательством правах и способах защиты от возможных нарушений;
2) консультирование получателей услуг по социально–правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, уголовное законодательство и по другим вопросам) дает им полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах, обеспечивает необходимую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и других документов), необходимых для практического решения этих вопросов;
3) оказание юридической помощи в оформлении документов (удостоверяющих личность, на получение положенных по законодательству льгот, пособий и других социальных выплат) обеспечивает разъяснение получателям услуг содержание необходимых документов, их предназначение, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем;
4) оказание помощи в подготовке жалоб на действие или бездействие должностных лиц государственных органов и организаций, нарушающие или ущемляющие законные права получателей услуг заключается в том, чтобы помочь им юридически грамотно изложить в жалобах суть обжалуемых действий, требования устранить допущенные нарушения и отправить жалобу адресату;
5) содействие органам, осуществляющим функции по опеке или попечительству, в устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку и попечительство, патронат, в приемную семью и на усыновление в соответствии с Кодексом.
21. В случае отсутствия необходимых специалистов в центры допускается дополнительное привлечение специалистов на договорной основе для разработки индивидуального плана, оценки результативности реабилитационных мероприятий или консультаций.
22. В центрах оформляется книга жалоб и предложений, которая хранится у руководителя центра и предъявляется по первому требованию получателей услуг и посетителей.
Книга жалоб и предложений рассматривается руководителем центра еженедельно.
Приложение 3 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 января 2015 года № 17 |
Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, предоставляемые лицами, принявшими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи
Сноска. Приказ дополнен приложением 3 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 25.06.2019 № 282 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, предоставляемых лицами, принявшими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи (далее – Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 2) статьи 10 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года "О специальных социальных услугах".
2. Настоящий Стандарт устанавливает качество, объем и условия предоставления специальных социальных услуг лицами, принявшими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи под опеку, попечительство, на патронатное воспитание, в приемную семью и детский дом семейного типа:
1) детей-сирот;
2) детей, оставшихся без попечения родителей;
3) детей, подозреваемых в совершении преступления, которые по условиям жизни и воспитания не могут быть оставлены в прежнем месте жительства.
Указанные выше категории совместно именуются получателями услуг.
3. К лицам, предоставляющим специальные социальные услуги, относятся опекуны, попечители, патронатные воспитатели, приемные родители и воспитатели детских домов семейного типа.
4. Настоящий стандарт соблюдаются всеми лицами, принявшими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи.
Глава 2. Условия предоставления специальных услуг лицами, принявшими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи
5. Предоставление специальных социальных услуг осуществляется на основании:
1) решения местных исполнительных органов об установлении опеки или попечительства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении получателей услуг, переданных под опеку или попечительство;
2) договора о передаче получателей услуг на патронатное воспитание, в приемную семью, в детский дом семейного типа в отношении получателей услуг, переданных на патронатное воспитание, в приемную семью или в детский дом семейного типа;
3) постановление о передаче на патронатное воспитание органа, ведущего уголовный процесс в отношении детей, подозреваемых в совершении преступления, которых по условиям жизни и воспитания невозможно оставить в прежнем месте жительства.
Глава 3. Качество и объем предоставления специальных социальных услуг лицами, принявшими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи
6. Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей услуг в быту включают:
1) предоставление общей площади жилища на одного человека в размере не менее пятнадцати квадратных метров;
2) предоставление помещений, оснащенных мебелью для образовательных мероприятий, обучения навыкам самообслуживания, основам бытовой ориентации;
3) создание необходимых условий для получения образования, забота о его здоровье, физическом, психическом, нравственном и духовном развитии;
4) предоставление одежды, обуви мягкого инвентаря, постельного белья в объеме, не менее предусмотренного нормами обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 320 "Об утверждении размеров, источников, видов и Правил предоставления социальной помощи гражданам, которым оказывается социальная помощь";
5) предоставление рационального и диетического питания;
6) обеспечение бытовым обслуживанием (стирка, сушка, глаженье, дезинфекция нательного белья, одежды, постельных принадлежностей);
7) создание условий для профессионального самоопределения и творческого труда с необходимым оборудованием;
8) предоставление транспортных услуг при перевозке получателей услуг для лечения, обучения, участия в культурных, спортивных мероприятиях;
9) обучение навыкам бытового обслуживания, поведения в быту и общественных местах;
10) создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному, духовному и физическому развитию получателей услуг.
7. Качество предоставления социально-бытовых услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) предоставляемые жилые помещения по размерам и другим показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, требованиям и обеспечивают удобство пребывания получателей услуг.
2) предоставляемые в пользование получателям услуг мебель, одежда, обувь, постельное белье и мягкий инвентарь соответствуют нормативным документам по стандартизации в области технического регулирования, действующим на территории Республики Казахстан;
3) предоставляемые в пользование получателям услуг мебель и постельные принадлежности, подобраны с учетом физического состояния и возраста получателей услуг, отвечают требованиям современного дизайна;
4) одежда, обувь, нательное белье и предметы первой необходимости, предоставляемые получателям услуг, удобны в носке, соответствуют полу, росту и размерам получателей услуг, отвечают по возможности, их запросам по фасону и расцветке, а также санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
5) горячее питание, в том числе диетическое, готовится из доброкачественных продуктов, отвечает требованиям сбалансированности и калорийности, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и предоставляется с учетом состояния здоровья получателей услуг;
6) при перевозке получателей услуг автомобильным транспортом для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях соблюдаются нормативы и правила эксплуатации автотранспортных средств, требования безопасности дорожного движения.
8. Социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья получателей услуг, с учетом индивидуального состояния, включают:
1) оказание доврачебной помощи;
2) содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
3) содействие в проведении реабилитационных мероприятий;
4) содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
5) содействие в медицинском консультировании профильными специалистами, в том числе из организаций здравоохранения;
6) вызов врача на дом и сопровождение получателей услуг в организации здравоохранения,
7) содействие в госпитализации и сопровождение в организации здравоохранения.
9. Качество предоставления социально-медицинских услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи обеспечивает полное, высококачественное и своевременное выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
2) госпитализация или содействие в госпитализации получателей услуг в организации здравоохранения, а также их направлении в лечебно-профилактические учреждения или на санаторно-курортное лечение проводится оперативно, своевременно и осуществляется строго по медицинским показаниям;
3) проведение бесед по вопросам здорового образа жизни, обеспечивающих формирование правильного понимания и практических навыков здорового образа жизни, гигиены тела, питания и жилища, профилактики различных заболеваний, сексуального, репродуктивного поведения;
4) содействие в медицинском консультировании профильными специалистами, в том числе из организаций здравоохранения.
10. Социально-психологические услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния получателей услуг, направленные на их социальную адаптацию, включают:
1) оказание социально-психологической помощи получателям услуг, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности;
2) социально-психологическая поддержка членов семьи совместно проживающих с получателями услуг для обеспечения благоприятного психологического климата, профилактики и устранения конфликтных ситуации;
3) содействие в психологическом консультировании психологами, психотерапевтами, в том числе из организаций здравоохранения;
11. Качество предоставления социально-психологических услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) социально-психологическая помощь получателям услуг, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности обеспечивает оказание получателям услуг помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления конфликтов;
2) содействие в психологическом консультировании психологами, психотерапевтами, в том числе из организаций здравоохранения;
12. Социально-педагогические услуги, направленные на педагогическую коррекцию и обучение получателей услуг с учетом их физических возможностей и умственных способностей, включают:
1) содействие в получении образования (среднего, средне-специального и высшего) получателей услуг с учетом их физических возможностей и умственных способностей;
2) обучение получателей услуг основам бытовой ориентации и ручной умелости;
3) организацию процесса воспитания и образования получателей услуг, содействие в их социализации, адаптации и интеграции в социальном окружении;
4) услуги по формированию навыков самообслуживания, личной гигиены, поведения в быту и в общественных местах, самоконтролю, навыкам общения.
13. Качество предоставления социально-педагогических услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) содействие в получении среднего, средне-специального и высшего образования включает помощь в определении форм обучения получателей услуг и оказание им практической помощи в организации обучения с учетом уровня знаний;
2) обучение основам бытовой ориентации является наглядным и эффективным, по результатам которого получатели услуг в полном объеме осваивают такие бытовые процедуры, как приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за жилым помещением, уборка и благоустройство территории и так далее.
14. Социально-трудовые услуги, направленные на повышение уровня личностного развития, социальную адаптацию, профессиональное самоопределение и дальнейшее трудоустройство получателей услуг, включают:
1) профессиональная ориентация детей;
2) содействие в проведении мероприятий по обучению получателей услуг доступным профессиональным навыкам;
3) содействие в получении профессии в соответствии с индивидуальными способностями;
4) привитие бытовых навыков.
15. Качество предоставления социально-трудовых услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) помогает получателям услуг в решении вопросов поддержания и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи;
2) обучение профессиональным навыкам проводится на специально организованных курсах и сопровождается мероприятиями, способными помочь получателям услуг в выборе профессии.
16. Социально-культурные услуги, направленные на организацию досуга получателей услуг и вовлечение их в досуговые мероприятия и формирование основ здорового образа жизни, включают:
1) организацию праздников и досуговых мероприятий;
2) вовлечение в досуговые мероприятия, к участию в культурных мероприятиях.
17. Качество предоставления социально-культурных услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) привлечение получателей услуг к разработке проектов программы концертов и сценариев проводимых мероприятий способствует расширению общего и культурного кругозора, повышению творческой активности получателей услуг;
2) оказание содействия в участии получателей услуг в кружках художественной самодеятельности, направленные на удовлетворение культурных и духовных потребностей и расширению сферы общения;
18. Социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня получателей услуг, включают:
1) содействие в получении полагающихся выплат в соответствии с Законами Республики Казахстан от 16 июня 1997 года "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца в Республике Казахстан", от 5 апреля 1999 года"О специальном государственном пособии в Республике Казахстан", от 17 июля 2001 года "О государственной адресной социальной помощи", от 28 июня 2005 года "О государственных пособиях семьям, имеющим детей" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
2) оказание содействия в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях".
19. Качество предоставления социально-экономических услуг обеспечивается путем соблюдения следующего условия: содействие получателям услуг в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат обеспечивает своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, представляющих для получателей услуг интерес.
20. Социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказания гарантированной государством юридической помощи, защиты законных прав и интересов получателей услуг, включают:
1) юридическое консультирование в области предоставления специальных социальных услуг по вопросам, связанным с правами на социальное обеспечение и помощь в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) оказание помощи и содействие в оформлении документов, имеющих юридическое значение;
3) оказание помощи в подготовке и подаче обращений на действия или бездействие организаций, предоставляющих специальные социальные услуги и нарушающих или ущемляющих законные права получателей услуг;
4) содействие в привлечении к ответственности лиц, виновных в физическом и психическом насилии, совершенном над получателями услуг или членами их семьи;
5) оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат;
6) содействие в получении гарантированной государством юридической помощи в случаях и порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан от 31 октября 2015 года, Законом Республики Казахстан от 5 июля 2018 года "Об адвокатской деятельности и юридической помощи".
21. Качество предоставления социально-правовых услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий:
1) консультирование получателей услуг по вопросам, связанным с гражданским, административным и уголовным правом с защитой своих интересов дает полное представление об установленных законодательством правах и способах защиты от возможных нарушений;
2) консультирование получателей услуг по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство и по другим вопросам) дает им полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах, обеспечивает необходимую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и других документов), необходимых для практического решения этих вопросов;
3) оказание юридической помощи в оформлении документов (удостоверяющих личность, на получение положенных по законодательству льгот, пособий и других социальных выплат) обеспечивает разъяснение получателям услуг содержание необходимых документов, их предназначение, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем;
4) оказание помощи в подготовке жалоб на действие или бездействие должностных лиц государственных органов и организаций, нарушающие или ущемляющие законные права получателей услуг заключается в том, чтобы помочь им юридически грамотно изложить в жалобах суть обжалуемых действий, требования устранить допущенные нарушения и отправить жалобу адресату.