В соответствии с подпунктом 15) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику по проведению обследования товарных рынков, на которых будут создаваться государственные предприятия и юридические лица, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан, и аффилированные с ними юридические лица и (или) осуществляться ими дополнительные виды деятельности.
2. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в печатном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Т. Сулейменов |
"СОГЛАСОВАН"
Председатель Национального Банка
Республики Казахстан
__________________ Д. Акишев
от 24 февраля 2017 год
Утверждена приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2017 года № 104 |
Методика
по проведению обследования товарных рынков, на которых будут создаваться государственные предприятия и юридические лица, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан, и аффилированные с ними юридические лица и (или) осуществляться ими дополнительные виды деятельности
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика по проведению обследования товарных рынков, на которых будут создаваться государственные предприятия и юридические лица, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан, и аффилированные с ними юридические лица и (или) осуществляться ими дополнительные виды деятельности (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 15) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее – Кодекс).
2. В настоящей Методике используются следующие понятия:
1) принцип ограниченного участия государства в предпринимательской деятельности – принцип вспомогательной роли государства в экономике, согласно которому государство обладает вспомогательной (субсидиарной) функцией выполнять только те задачи, где участие субъектов частного предпринимательства не представляется возможным или недостаточным при условии, если организации Национального Банка Республики Казахстан (далее – Национальный Банк), не заменяют и не вмешиваются в деятельность частного предпринимательства, когда последний вполне способен удовлетворить определенную социальную потребность;
2) обследование товарных рынков – комплекс мер, предусматривающих определение возможного влияния от участия создаваемой и (или) действующей организации Национального Банка, а также осуществление ею дополнительных видов деятельности на соответствующем товарном рынке;
3) антимонопольный орган – государственный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство в сфере защиты конкуренции на соответствующих товарных рынках;
3. При проведении обследования товарного рынка, на котором будут создаваться и (или) осуществляться дополнительные виды деятельности государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку, и аффилированных с ними юридических лиц (далее – организации Национального Банка), в качестве исходной информации используются:
1) данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность субъектов рынка;
2) сведения, полученные от министерств и ведомств, их территориальных подразделений;
3) сведения, полученные от организаций Национального Банка;
4) сведения, полученные от физических и юридических лиц;
5) данные собственных исследований антимонопольного органа;
6) данные ассоциаций, общественных объединений, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен";
7) данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования субъектов рынка, граждан, общественных организаций.
4. Обследование товарных рынков проводится антимонопольным органом на соблюдение принципа ограниченного участия государства в предпринимательской деятельности.
Глава 2. Этапы проведения обследования товарных рынков, на которых будут создаваться организации Национального Банка
5. Проведение обследования товарных рынков, на которых будут создаваться организации Национального Банка, включает следующие этапы:
1) предоставление Национальным Банком в антимонопольный орган ходатайства о создании государственного предприятия, юридического лица, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан, и аффилированных с ними юридических лиц, согласно приложению 1 к Методике;
2) определение на соответствие видов деятельности, создаваемой организации Национального Банка требованиям законодательства Республики Казахстан;
3) определение категории создаваемой организации Национального Банка (субъект малого, среднего или крупного предпринимательства);
4) определение товарного рынка и его географических границ, на котором будет создаваться организация Национального Банка;
5) проведение обследования товарного рынка, на котором планируется создание организации Национального Банка на соблюдение принципа ограниченного участия государства в предпринимательской деятельности;
6) проведение обследования товарного рынка на возможные сценарии развития товарного рынка при участии в нем организации Национального Банка;
7) подготовка заключения об уровне развития конкуренции на соответствующих товарных рынках, в том числе о сроке присутствия организации Национального Банка на соответствующем товарном рынке (далее – заключение).
Глава 3. Этапы проведения обследования товарных рынков, на которых будут осуществляться дополнительные виды деятельности организациями Национального Банка
6. Проведение обследования товарных рынков, на которых будут осуществляться дополнительные виды деятельности организациями Национального Банка, включает следующие этапы:
1) предоставление Национальным Банком в антимонопольный орган ходатайства о согласии на осуществление дополнительных видов деятельности государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан, и аффилированные с ними юридическими лицами, согласно приложению 2 к Методике.
2) определение на соответствие дополнительных видов деятельности организации Национального Банка требованиям законодательства Республики Казахстан;
3) определение товарного рынка и его географических границ, на котором будут осуществляться дополнительные виды деятельности организацией Национального Банка;
4) определение количества субъектов рынка, действующих на товарном рынке в разрезе частных субъектов рынка и организаций Национального Банка, с целью выявления видов деятельности, способствующих осуществлению Национальным Банком возложенных на него Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан" (далее – Закон о Национальном Банке) функций;
5) проведение обследования товарного рынка на возможные сценарии развития товарного рынка при участии в нем организации Национального Банка;
6) подготовка заключения.
Глава 4. Проведение обследования товарных рынков, на которых будут создаваться организации Национального Банка и (или) осуществляться дополнительные виды деятельности
7. Проведение обследования товарного рынка, на котором планируется создание организации Национального Банка и (или) осуществление дополнительных видов деятельности позволят определить товарные рынки и (или) сегменты товарных рынков, в том числе уровень развития конкуренции на соответствующих товарных рынках.
8. После определения товарного рынка, на котором планируется создание организации Национального Банка, антимонопольный орган определяет характеристики товарного рынка, которые включают:
1) структурные особенности рынка;
2) барьеры при входе на рынок, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие субъектам рынка начало деятельности на товарном рынке;
3) сценарии развития товарного рынка.
9. Характеристики товарного рынка позволяют антимонопольному органу определить, является ли организация Национального Банка единственной, которая может осуществлять предложение на данном товарном рынке, позволяющее обеспечить осуществление Национальным Банком возложенных на него Законом о Национальном Банке функций или наоборот, возможно участие на данном рынке потенциальных субъектов частного предпринимательства, включая тех, которые работают на смежных товарных или географических рынках.
10. При анализе структурных особенностей рынка учитываются следующие аспекты:
1) рыночная концентрация, определяющая состояние конкурентной среды на соответствующем товарном рынке;
2) доли субъектов частного предпринимательства на соответствующем товарном рынке, измеряемые в зависимости от характеристик отраслей с помощью доходов, или объемов.
11. Процедура определения барьеров при входе на рынок, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих субъектам рынка начало деятельности на товарном рынке включает:
1) выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
2) определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.
При этом, к барьерам входа на рынок относятся:
1) экономические ограничения, в том числе:
необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
более высокие затраты привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с субъектами рынка, действующими на рассматриваемом товарном рынке;
затраты получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, на получение информации;
транспортные ограничения;
отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между субъектами рынка, действующими на рассматриваемом товарном рынке;
2) административные ограничения, вводимые государственными органами, в том числе:
условия лицензирования отдельных видов деятельности;
ограничения ввоза-вывоза товаров;
требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;
предоставление льгот отдельным субъектам рынка;
условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных нужд;
требования, способные обеспечить сохранность имущества Национального Банка, отнесенного к особо важным государственным объектам, а также защиту прав и интересов Национального Банка, в том числе в части ограничения доступа к имеющимся у него сведениям, составляющим служебную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
стандарты и предъявляемые к качеству требования.
12. При создании организации Национального Банка, необходимо рассмотреть следующие сценарии развития товарного рынка:
1) отсутствие субъектов частного предпринимательства на товарном рынке;
2) присутствие одного или более субъектов частного предпринимательства на товарном рынке.
13. В случае рассмотрения сценария при отсутствии субъектов частного предпринимательства на товарном рынке, антимонопольный орган определяет причины отсутствия субъектов частного предпринимательства на товарном рынке в соответствии с анализом существующих барьеров.
В случае обнаружения высокого уровня барьеров входа на товарный рынок или снижении размера спроса на товарном рынке либо вследствие отсутствия способности удовлетворять полную потребность спроса на соответствующем товарном рынке, на котором планирует осуществлять свою деятельность организация Национального Банка, что делает его непривлекательным для субъектов частного предпринимательства, деятельность организации Национального Банка будет разрешена.
Если антимонопольный орган не обнаружил объективных причин отсутствия субъектов частного предпринимательства на товарном рынке, антимонопольным органом деятельность организации Национального Банка будет разрешена со сроком присутствия их на соответствующем товарном рынке.
14. В случае рассмотрения сценария при присутствии одного или более субъектов частного предпринимательства на соответствующем товарном рынке, антимонопольный орган определяет наличие действующих субъектов частного предпринимательства, поставляемый товар (выполняемую работу, оказываемую услугу) которых удовлетворяет полную потребность спроса на соответствующем товарном рынке, на котором планирует осуществлять организация Национального Банка, в таком случае ее деятельность не будет разрешена.
Если в товарных рынках не осуществляется поставка товара (выполнение работ, оказание услуг) субъектами частного предпринимательства, необходимо определить объективные причины отсутствия частного предложения на данном товарном рынке, для того чтобы разрешить деятельность организации Национального Банка.
Если в данных товарных рынках определены высокие экономические барьеры к входу, вследствие их естественных характеристик или вследствие сокращения спроса либо вследствие отсутствия способности удовлетворять полную потребность спроса на соответствующем товарном рынке, на котором планирует осуществлять свою деятельность организация Национального Банка, что делает такие товарные рынки непривлекательными для субъектов частного предпринимательства, деятельность организации Национального Банка будет разрешена.
При осуществлении дополнительных видов деятельности, необходимо рассмотреть сценарии развития товарного рынка, предусмотренные пунктами 12, 13 и 14 настоящей Методики.
Глава 5. Заключительные положения
15. По результатам проведенного обследования товарных рынков антимонопольный орган готовит заключение в нижеследующей последовательности, которое формируется должностным лицом за подписью руководителя соответствующего структурного или территориального подразделения антимонопольного органа, ответственного за проведение обследования:
1) общие положения;
2) границы товарного рынка;
3) результаты проведения обследования товарного рынка для определения возможных сценариев.
Первому руководителю
антимонопольного органа
_________________________________
от ______________________________
(полное наименование заявителя)
Ходатайство
о предоставлении согласия на создание государственного предприятия
и юридического лица, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном
капитале) которых принадлежат Национальному Банку
Республики Казахстан, и аффилиированных с ними юридических лиц
В соответствии с пунктом 6 статьи 192 Предпринимательского кодекса Республики
Казахстан прошу предоставить согласие на создание __________________________________,
(полное наименование юридического лица)
видом (видами) деятельности которого будет (будут) являться __________________________
________________________________________________________________________________
(наименование вида (видов) деятельности и общий классификатор
видов экономической деятельности)
К настоящему ходатайству прилагаются материалы согласно приложению к
настоящей форме.
Предоставляемые материалы пронумерованы и прошиты (электронный носитель
прилагается).
Полноту и достоверность прилагаемых материалов и сведений подтверждаю.
Руководитель
государственного органа
либо лица, его замещающее _____________ _________________________
Подпись (Ф.И.О. (при его наличии)
Перечень материалов, предоставляемых в антимонопольный орган при получении согласия на создание государственного предприятия и юридического лица, более пятидесяти процентов акций (долей долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан, и аффилиированных с ними юридических лиц (далее – субъект рынка)
1 | Контактное лицо | Указывается фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность, адрес, телефон с приложением документа, подтверждающего его полномочия. |
2 | Цель создания субъекта рынка | Перечисляются обоснования создания субъекта рынка. Указываются причины, по которым планируемые товары (работы, услуги) не могут реализовываться частным сектором. |
3 | Организационно-правовая форма создаваемого субъекта рынка | Указывается организационно-правовая форма. |
4 | Виды деятельности создаваемого субъекта рынка |
Перечисляются все виды деятельности создаваемого субъекта рынка |
5 |
Величина уставного капитала | Указывается сумма уставного капитала с указанием источника его формирования. |
6 |
Категория создаваемого субъекта рынка | Субъект малого, среднего или крупного предпринимательства. Указывается среднегодовая численность работников и среднегодовой доход создаваемого субъекта рынка (в целях определения категории создаваемого субъекта рынка). |
7 | Сведения об учредителях (участниках) создаваемого субъекта рынка |
Перечисляется общая информация по каждому учредителю (участнику) с указанием: |
8 | Сведения о лицах, входящих в одну группу лиц с создаваемым субъектом рынка |
Сведения о лицах, прямо и косвенно контролирующих каждого из учредителей (участников) создаваемого субъекта рынка с указанием наименования, адреса и видов деятельности. |
9 |
Границы товарного рынка, в которых планируется осуществление деятельности создаваемого субъекта рынка |
Потребительские свойства каждого из планируемых к реализации товаров (работ, услуг), сведения по их взаимозаменяемости с другими товарами (работами, услугами) |
10 | Сведения об общих объемах потребности в товаре (работе, услугах) реализацию которых планирует осуществлять создаваемый субъект рынка | Сведения предоставляются по каждому виду деятельности, которые будут осуществляться создаваемым субъектом рынка (в натуральных показателях). |
11 | Планируемые объемы реализации товаров (работ, услуг) создаваемого субъекта рынка на трехлетний период с момента создания | Сведения предоставляются по каждому виду деятельности, которая будет осуществлять создаваемый субъект рынка (в стоимостном и натуральном показателях). |
12 | Перечень потенциальных потребителей товара (работе, услугах) реализацию которых планирует осуществлять создаваемый субъект рынка | Перечисляются все потенциальные потребители. Отдельно представляются сведения о потребителях услуг, доля которых в общем объеме каждого вида деятельности создаваемого субъекта рынка будет превышать 25%. |
13 | Рассмотрение возможности создания государственного предприятия посредством реализации механизма Государственно-частного партнерства в рамках действующего законодательства Республики Казахстан |
Размещается запрос выражения интереса о создании организации Национального Банка посредством реализации механизма Государственно-частного партнерства, на следующих официальных интернет-ресурсах: |
14 |
Сведения полученные от Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен", ее территориальных подразделений, |
Представляется позиция Центра развития Государственно-частного партнерства, (по республиканским проектам) либо юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченные на проведение экспертизы (по местным проектам); |
15 | Сведения о субъектах рынка, осуществляющих свою деятельность на аналогичном либо взаимозаменяемом товарном рынке | Информация предоставляется о существующих конкурентах, осуществляющих аналогичные либо взаимозаменяемые виды деятельности в пределах этих же географических границ. |
16 | Источники финансирования создаваемого субъекта рынка, в том числе через выполнение заказа государства | Указываются прогнозные доходы создаваемого субъекта рынка на трехлетний период с момента его создания, с указанием источника финансирования (в цифровом и процентном соотношении), а также прогнозируемая рентабельность. |
17 | Период деятельности создаваемого субъекта рынка | Указываются предпологаемый срок деятельности создаваемого субъекта рынка, с учетом окупаемости и указанием возможного срока отчуждения не менее 50 % акций, (долей участия в уставном капитале). |
18 | Общий объем реализованных товаров (работ, услуг), реализацию которых планирует осуществлять создаваемый субъект рынка |
Сведения предоставляются по объему оборота реализации, экспорта и импорта товара (работ, услуг) в пределах географических границ рынка, где планируется реализация создаваемым субъектом рынка своей продукции (товара, работ, услуг). |
19 | Общий объем экспорта и импорта товаров, реализацию которых планирует осуществлять создаваемый субъект рынка | |
20 | Дополнительные материалы необходимые к рассмотрению ходатайства |
Копия проекта Устава создаваемого субъекта рынка (на государственном и русском языках). |
Примечание. На каждый вопрос представляется исчерпывающий ответ. При невозможности предоставить полную информацию предоставляется оценочная или прогнозная информация с указанием на то, что она является оценочной или прогнозной, а также указываются источники ее получения и использованные методы оценки и прогноза.
Первому руководителю
антимонопольного органа
_________________________________
от ______________________________
(полное наименование заявителя)
Ходатайство
о предоставлении согласия на расширение и (или) изменение осуществляемых видов
деятельности государственными предприятиями и юридическими лицами, более
пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале)
которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан,
и аффилиированными с ними юридические лица
В соответствии с пунктом 4 статьи 192 Предпринимательского кодекса Республики
Казахстан прошу предоставить согласие на расширение и (или) изменение осуществляемых
видов деятельности _________________________________________, в следующей редакции:
(полное наименование юридического лица)
_______________________________________________________________________________.
(наименование вида (видов) деятельности и Общий классификатор видов
экономической деятельности)
К настоящему письму прилагаются материалы согласно приложению к настоящей
форме.
Полноту и достоверность прилагаемых материалов и сведений подтверждаю.
Руководитель
государственного органа
либо лицо, его замещающее _____________ _____________________________
Подпись (Ф.И.О. (при его наличии)
Перечень материалов, предоставляемых в антимонопольный орган при согласовании дополнительных видов деятельности государственного предприятия и юридического лица, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан, и аффилиированных с ними юридических лиц (далее – субъект рынка)
1 | Контактное лицо | Указывается фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность, адрес, телефон с приложением документа, подтверждающего его полномочия. |
2 | Цель дополнения осуществляемых видов деятельности субъекта рынка | Перечисляются обоснования дополнения осуществляемых видов деятельности субъекта рынка. Указываются причины, по которым планируемые товары (работы, услуги) не могут реализовываться частным сектором. |
3 | Виды деятельности субъекта рынка в соответствии с Уставом | Перечисляются все виды деятельности субъекта рынка (с указанием статистических кодов общий классификатор видов экономической деятельности). |
4 | Планируемые виды деятельности субъекта рынка в соответствии с Уставом | Перечисляются все планируемые виды деятельности субъекта рынка (с указанием статистических кодов общий классификатор видов экономической деятельности). |
5 | Сведения об учредителях (участниках) субъекта рынка |
Перечисляется общая информация по каждому учредителю (участнику) с указанием: |
6 | Сведения о лицах, входящих в одну группу лиц с субъектом рынка |
Сведения о лицах, прямо и косвенно контролирующих каждого из учредителей (участников) субъекта рынка с указанием наименования, адреса и видов деятельности. |
7 |
Границы товарного рынка, в которых планируется осуществление деятельности субъекта рынка |
Потребительские свойства каждого из планируемых к реализации товаров (работ, услуг), сведения по их взаимозаменяемости с другими товарами (работами, услугами). |
8 | Сведения об общих объемах потребности в товаре (работе, услугах) реализацию которых планирует осуществлять создаваемый субъект рынка | Сведения предоставляются по каждому виду деятельности, которые будут осуществляться субъектом рынка (в натуральных показателях). |
9 | Планируемые объемы реализации товаров (работ, услуг) субъекта рынка на трехлетний период | Сведения предоставляются по каждому виду деятельности, которая будет осуществлять субъект рынка (в стоимостном и натуральном показателях). |
10 | Перечень потенциальных потребителей товара (работе, услугах) реализацию которых планирует осуществлять субъект рынка | Перечисляются все потенциальные потребители. Отдельно представляются сведения о потребителях услуг, доля которых в общем объеме каждого вида деятельности субъекта рынка будет превышать 25%. |
11 | Сведения о субъектах рынка, осуществляющих свою деятельность на аналогичном либо взаимозаменяемом товарном рынке | Информация предоставляется о существующих конкурентах, осуществляющих аналогичные либо взаимозаменяемые виды деятельности в пределах этих же географических границ. |
12 | Общий объем реализованных товаров (работ, услуг), реализацию которых планирует осуществлять субъект рынка |
Сведения предоставляются по объему оборота реализации, экспорта и импорта товара (работ, услуг) в пределах географических границ рынка, где планируется реализация создаваемым субъектом рынка своей продукции (товара, работ, услуг). |
13 | Общий объем экспорта и импорта товаров, реализацию которых планирует осуществлять субъект рынка | |
14 | Дополнительные материалы необходимые к рассмотрению ходатайства | Копия действующего Устава субъекта рынка, если субъект рынка создается путем преобразования (на государственном и русском языках). |
Примечание. На каждый вопрос представляется исчерпывающий ответ. При невозможности предоставить полную информацию предоставляется оценочная или прогнозная информация с указанием на то, что она является оценочной или прогнозной, а также указываются источники ее получения и использованные методы оценки и прогноза.