Сноска. Утратило силу постановлением Восточно-Казахстанского областного акимата от 26.01.2023 № 19 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ.
В тексте документа сохранена пунктуация и орфография оригинала.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 24-6) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" Восточно-Казахстанский областной акимат ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Восточно-Казахстанского областного акимата "Об утверждений Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области" от 1 апреля 2015 года № 81 (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за номером 3924, опубликованное в газетах "Дидар" от 25 мая 2015 года № 58 (17147), "Рудный Алтай" от 23 мая 2015 года № 59 (19658)) следующие изменения:
Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области, утвержденных указанным постановлением изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Аким Восточно-Казахстанской области | Д. Ахметов |
Приложение к постановлению Восточно-Казахстанского областного акимата от "27" февраля 2017 года № 48 |
|
Утверждены постановлением Восточно-Казахстанского областного акимата от 1 апреля 2015 года № 81 |
Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области
1. Общие положения
1. Настоящие Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области (далее - Правила) определяют порядок организации и осуществления деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области (далее – Психологическая служба).
2. Деятельность Психологической службы осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", а также настоящих Правил.
3. Структура Психологической службы определяется типом, видом и потребностями организации образования.
2. Цели и задачи психологической службы
4. Цель Психологической службы – способствовать сохранению психического и психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психолого-педагогической поддержки участникам учебно-воспитательного процесса.
5. Задачи Психологической службы:
1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
2) оказание психологической помощи обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;
3) содействие в обеспечении индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;
4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся;
5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;
6) содействие в охране психического здоровья обучающихся;
7) оказание консультативной помощи родителям (или лицам их заменяющих) и педагогам в решении психолого-педагогических проблем в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;
8) оказание психологической помощи несовершеннолетним, имеющим суицидальные наклонности, а также их родителям (или лицам их заменяющих) в целях предупреждения совершения суицидов и их попыток.
3. Основные направления и содержание деятельности
Психологической службы
6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительско-профилактическое, коррекционно-развивающее.
7. Психодиагностическое направление включает:
1) психологическую диагностику обучающихся с целью определения их психического развития;
2) комплексное психологическое обследование обучающихся, с целью их адаптации, развития и социализации;
3) психологическую диагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся;
4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики.
8. Консультативное направление включает:
1) консультирование обучающихся, родителей (или лиц их заменяющих) и педагогов по их запросам;
2) индивидуальное консультирование обучающихся, родителей (или лиц их заменяющих) и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;
3) оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.
9. Просветительско-профилактическое направление включает:
1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся, педагогов;
2) предупреждение дезадаптации поведения обучающихся;
3) содействие работе методических объединений, педагогического совета и медико-психолого-педагогических консилиумов;
4) осуществление взаимодействия со специалистами - смежных профессий (врачами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов.
10. Коррекционно-развивающее направление включает:
1) проведение психолого-педагогических тренингов;
2) организация психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся и педагогов;
3) коррекцию межличностных отношений, поведенческих отклонений.
11. Деятельность Психологической службы координируется уполномоченным органом в области образования.
12. Работа Психологической службы осуществляется во взаимодействии с педагогическими и медицинскими работниками, в том числе системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью.
13. Психологическая служба взаимодействует с методическим объединением педагогов-психологов, психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями практических психологов и методическими кабинетами отделов образования.
14. В своей деятельности педагог-психолог Психологической службы:
1) руководствуется настоящими Правилами;
2) принимает решение в рамках своей профессиональной компетенции и квалификационных требований;
3) обладает знаниями общей психологии, педагогической психологии и общей педагогики, психологии личности и дифференциальной психологии, детской и возрастной психологии, социальной психологии, медицинской психологии, психодиагностики, психологического консультирования и новейшего достижения психологической науки в области социальной, практической и возрастной психологии;
4) применяет научно-обоснованные методики диагностической, развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и консультативно-профилактической работы;
5) применяет методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, диагностики и коррекции нормального развития обучающихся;
6) планирует психологическую диагностику индивидуально-психологических особенностей обучающихся на протяжении всего периода обучения;
7) выявляет нарушения в становлении и развитии личности обучающихся;
8) оказывает психологическую помощь и поддержку обучающимся, педагогам, родителям (или лиц их заменяющих) в решении личностных, профессиональных и других проблем;
9) осуществляет психологическую помощь и поддержку педагогам, обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта сильного эмоционального переживания;
10) предупреждает асоциальные действия обучающихся и осуществляет их своевременную коррекцию;
11) повышает свою профессиональную компетентность и квалификацию;
12) способствует гармонизации социальной сферы организации образования и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
13) составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ;
14) участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ;
15) формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (или лиц их заменяющих);
16) выбирает формы и методы психодиагностической, консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской работы с обучающимися, родителями (или лиц их заменяющих) и педагогами;
17) знакомится с документацией по организации учебно-воспитательного процесса, личными делами обучающихся и педагогов;
18) участвует в обсуждениях создания коррекционных и развивающих программ и новых методик психологической работы;
19) поддерживает связь с кафедрами психологии вузов и ассоциациями практических психологов;
20) выходит с предложениями в органы образования по вопросам улучшения работы Психологической службы;
21) принимает участие в работе педагогического и методического Совета, предметных кафедр и медико-психолого-педагогического консилиума.
15. Педагог-психолог Психологической службы – специалист с высшим образованием по соответствующей специальности.
16. Педагог-психолог Психологической службы обеспечивает:
1) достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций и заключений, конфиденциальность психологической информации;
2) ведение и сохранность учетно-отчетной документации Психологической службы;
3) соблюдение профессиональной психологической этики.
4. Документация деятельности Психологической службы
17. Психологическая служба должна иметь следующую документацию:
1) настоящие правила;
2) перспективный план работы педагога-психолога,
3) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностическое, консультативное, просветительско-профилактическое, коррекционно-развивающее);
4) программы психологического диагностирования, психологических тренингов, развивающей и коррекционной работы;
5) индивидуальные карты психологического развития обучающихся, групповые психологические портреты;
6) методические разработки психологических занятий, тренингов и других форм психологической работы;
7) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы (за полугодие, учебный год);
8) перечень и банк данных психодиагностических методик;
9) результаты психологического обследования, заключения.
5. Заключительное положение
18. Деятельность Психологической службы обеспечивает руководитель организации среднего образования.