Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования Костанайской области

Утративший силу

Постановление акимата Костанайской области от 9 февраля 2015 года № 42. Зарегистрировано Департаментом юстиции Костанайской области 12 марта 2015 года № 5417. Утратило силу постановлением акимата Костанайской области от 4 ноября 2022 года № 486

      Сноска. Утратило силу постановлением акимата Костанайской области от 04.11.2022 № 486 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии со статьей 27 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 24-6) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" акимат Костанайской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Костанайской области.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечению десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.


Аким области

Н. Садуакасов



  Утверждены
  постановлением акимата
  от 9 февраля 2015 года
  № 42

Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Костанайской области
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Костанайской области (далее - Правила) регулируют деятельность психологической службы в организациях среднего образования Костанайской области (далее – Психологическая служба).

      2. Психологическая служба осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", Конвенции о правах ребенка, а также настоящих Правил.

      3. Структура Психологической службы определяется типом, видом и потребностями организации образования, количеством штатных единиц педагогов-психологов.

      4. В состав Психологической службы входят руководитель, заместитель руководителя организации образования по воспитательной работе, который организует и контролирует ее деятельность, а также педагоги, осуществляющие классное руководство, педагоги-психологи и социальные педагоги. По согласованию в состав Психологической службы могут быть включены медицинские работники, сотрудники органов внутренних дел и представители родительских комитетов.

      Сноска. Пункт 4 - в редакции постановления акимата Костанайской области от 25.06.2015 № 272 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Цели и задачи психологической службы

      5. Цель Психологической службы – способствовать сохранению психического и психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психолого-педагогической поддержки участникам учебно-воспитательного процесса.

      6. Задачи Психологической службы:

      1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;

      2) оказание психологической помощи обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;

      3) обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;

      4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся;

      5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;

      6) охрана психического здоровья обучающихся;

      7) оказание консультативной помощи родителям (или лицам их заменяющих) и педагогам в решении психолого-педагогических проблем в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;

      8) выявление и предупреждение психологических наклонностей к суицидам, а также асоциальных наклонностей (склонность к правонарушениям, употреблению спиртных напитков, наркотических средств, совершению правонарушений) у несовершеннолетних путем систематического проведения тестирования не реже 1 раза в учебную четверть;

      9) оказание психологической помощи несовершеннолетним, имеющим суицидальные наклонности, а также их родителям (или лицам, их заменяющих) в целях предупреждения совершения суицидов и их попыток.

      Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными постановлением акимата Костанайской области от 25.06.2015 № 272 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6-1. Основными целевыми группами работы Психологической службы являются учащиеся:

      1) склонные к аутодеструктивному поведению (суициду) либо ранее совершавшие попытки суицидов;

      2) склонные к употреблению либо употребляющие психоактивные вещества, спиртные напитки, наркотические средства;

      3) склонные к совершению правонарушений, а также состоящие на учете в органах внутренних дел;

      4) из социально неблагополучных семей;

      5) воспитывающиеся в неполных семьях;

      6) близкие родственники или друзья которых совершили суицид или попытку суицида;

      7) посещающие и зарегистрированные в общественных группах интернет-ресурсов суицидальной направленности;

      8) иные обучающиеся в соответствии с результатами тестирования и обстоятельствами жизненной ситуации.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 6-1 в соответствии с постановлением акимата Костанайской области от 25.06.2015 № 272 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

3. Основные направления и содержание деятельности Психологической службы

      7. Психологическая служба осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительско-профилактическое, коррекционно-развивающее.

      8. Психодиагностическое направление включает:

      1) психологическую диагностику обучающихся с целью определения их психического развития;

      2) комплексное психологическое обследование обучающихся с целью их адаптации, развития и социализации;

      3) психологическую диагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся;

      4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики;

      5) мониторинг социальных сетей с целью выявления интернет-ресурсов суицидальной направленности с информированием органов прокуратуры;

      6) выявление фактов посещения и регистрации обучающихся в общественных группах интернет-ресурсов суицидальной направленности, с уведомлением родителей (лиц их заменяющих) и оказанием психологической помощи таким обучающимся.

      Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными постановлением акимата Костанайской области от 25.06.2015 № 272 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Консультативное направление включает:

      1) консультирование обучающихся, родителей (или лиц их заменяющих) и педагогов по их запросам;

      2) индивидуальное консультирование обучающихся, родителей (или лиц их заменяющих) и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;

      3) оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

      4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.

      10. Просветительско-профилактическое направление включает:

      1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся и педагогов;

      2) предупреждение дезадаптации обучающихся;

      3) содействие работе методического и педагогического советов и медико-психолого-педагогических консилиумов;

      4) осуществление взаимодействия со специалистами - смежных профессий (врачами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов.

      11. Коррекционно-развивающее направление включает:

      1) проведение психолого-педагогических тренингов;

      2) организацию психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся и педагогов.

      12. Психологическая служба функционирует на базе кабинета педагога-психолога, по возможности размещенного в отдельном помещении и обеспеченного необходимыми условиями для проведения комплекса диагностических, развивающих, коррекционных и профилактических видов работ с обучающимися, их родителями (или лицами их заменяющими) и педагогическими работниками в индивидуальном или групповом формате.

      13. Работа Психологической службы осуществляется в тесном взаимодействии с администраций, педагогическим коллективом, медицинскими работниками, психолого-медико-педагогическими консультациями, родителями (или лицами их заменяющими).

      14. Деятельность Психологической службы в организации образования координируется руководителем организации образования.

4. Права и обязанности педагога-психолога

      15. Педагог-психолог имеет право:

      1) выбирать приоритетные направления деятельности в соответствии с типом, видом и потребностями организации образования, а также рекомендациями отдела и управления образования;

      2) выбирать формы и методы психодиагностической, консультативной, коррекционно-развивающей, просветительско-профилактической, организационно-педагогической работы с обучающимися, их родителями (или лицами их заменяющими) и педагогами;

      3) выбирать пути и средства решения профессиональных задач, устанавливать очередность проведения различных видов работ;

      4) знакомиться с документацией по организации учебно-воспитательного процесса, личными делами обучающихся и педагогических работников школы;

      5) проходить периодическую подготовку (переподготовку) в системе повышения квалификации и совершенствования по дисциплинам, связанными с выполнением профессиональных задач;

      6) предупреждать асоциальные действия и суицидальные наклонности обучающихся и осуществлять их своевременную коррекцию;

      7) рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции и должностных обязанностей;

      8) принимать участие в работе методического и педагогического советов, методических объединений (кафедр), медико-психолого-педагогического консилиума в пределах своей компетенции;

      9) выходить с предложениями в органы образования по вопросам совершенствования работы Психологической службы.

      Сноска. Пункт 15 с изменением, внесенным постановлением акимата Костанайской области от 25.06.2015 № 272 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      16. Педагог-психолог обязан:

      1) осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и психологического здоровья обучающихся;

      2) знакомиться с новейшими достижениями психологической науки в целом, в социальной, практической, возрастной и педагогической психологии в частности, применять в работе современные научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, социально-психологической, коррекционной и профилактической работы;

      3) не разглашать профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб обучающемуся или его окружению, а также в тех случаях, когда испытуемым были даны гарантии анонимности результатов исследования;

      4) оказывать психологическую помощь и поддержку обучающимся, их родителям (или лицам их заменяющим), педагогам в решении личностных, профессиональных и других проблем;

      5) проходить аттестацию на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации;

      6) предупреждать асоциальные действия обучающихся и осуществлять их своевременную коррекцию;

      7) способствовать гармонизации отношений в организации образования и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации и аутодеструктивного поведения обучающихся;

      8) формировать и развивать психологическую культуру обучающихся, их родителей (или лиц их заменяющих) и педагогов;

      9) вести документацию деятельности Психологической службы в соответствии с настоящими Правилами;

      10) незамедлительно информировать родителей (или лиц их заменяющих) и классного руководителя о выявлении у несовершеннолетнего повышенного уровня тревожности и суицидальных наклонностей для принятия совместных мер по предотвращению суицидов и их попыток;

      11) совершенствовать методы и формы выявления суицидальных наклонностей у несовершеннолетних с внесением предложений по их корректировке и дополнению.

      Сноска. Пункт 16 с изменениями, внесенными постановлением акимата Костанайской области от 25.06.2015 № 272 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      16-1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей руководитель, заместитель руководителя, педагог-психолог несет установленную законом ответственность.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 16-1 в соответствии с постановлением акимата Костанайской области от 25.06.2015 № 272 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5. Документация деятельности Психологической службы

      17. Психологическая служба должна иметь следующую документацию:

      1) правила организации деятельности Психологической службы;

      2) перспективный план работы педагога-психолога, утвержденный руководителем организации образования;

      3) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностической, развивающей, коррекционной, просветительской, экспертной, методической работы, индивидуальных и групповых консультаций, запросов на психологические услуги);

      4) программы психологического диагностирования, психологических тренингов, развивающей и коррекционной работы;

      5) индивидуальные карты психологического развития обучающихся, групповые психологические портреты;

      6) методические разработки психологических занятий, тренингов психодиагностических методик и других форм психологической работы;

      7) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы (за полугодие, учебный год);

      8) результаты психологического обследования, заключения.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.