Об утверждении Правил организации и ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" не возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности

Новый

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 1 февраля 2018 года № 98. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 февраля 2018 года № 16388.

      В соответствии с пунктом 4 статьи 190 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации и ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" не возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.

      2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министра финансов Республики Казахстан по перечню согласно приложению к настоящему приказу.

      3. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаеву А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр финансов
Республики Казахстан
Б. Султанов

  Утверждены
приказом
Министра финансов
Республики Казахстан
от 1 февраля 2018 года № 98

Правила
организации и ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" не возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" не возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс), а также в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" (далее - Закон).

      2. Действие настоящих Правил распространяется на индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности (далее – индивидуальный предприниматель).

      3. Правила предусматривают порядок организации и ведения налогового учета, формы первичных учетных документов, требования к составлению и хранению первичных учетных документов.

Глава 2. Порядок организации налогового учета

      4. Индивидуальный предприниматель обеспечивает организацию налогового учета, в том числе составление, хранение первичных учетных документов, а также проведение инвентаризации.

      5. Операции и события отражаются в налоговом учете с подкреплением оригиналов первичных учетных документов.

      6. Индивидуальный предприниматель обеспечивает учет операций и денег в кассе. Учет операций и денег в кассе осуществляется индивидуальным предпринимателем самостоятельно и (или) уполномоченным индивидуальным предпринимателем лицом-кассиром.

      7. Определение работников, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается документально в письменной форме. При этом иерархия права подписи в зависимости от занимаемой работником должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции устанавливается индивидуальным предпринимателем.

      При отсутствии вышеуказанного документа ответственность за право подписи первичных учетных документов и правильность отражения операций в них возлагается на индивидуального предпринимателя.

Глава 3. Ведение налогового учета

Параграф 1. Учетная документация

      9. Индивидуальный предприниматель осуществляет ведение налогового учета в соответствии с главами 23 и 24 Налогового кодекса, а также согласно настоящим Правилам.

      10. В соответствии с пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса учетная документация индивидуального предпринимателя включает в себя:

      первичные учетные документы;

      налоговые формы;

      налоговую учетную политику;

      иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

      11. При проведении в учетной документации исправительных записей раскрываются содержание операции и причины исправления. Исправительные записи оформляются справкой в произвольной форме, подписанной индивидуальным предпринимателем.

Параграф 2. Формы первичных учетных документов и требования к их составлению

      12. В целях ведения налогового учета согласно подпункту 2) статьи 201 Налогового кодекса индивидуальным предпринимателем составляются первичные учетные документы.

      Составление первичных учетных документов индивидуальным предпринимателем производится в соответствии с пунктами 22-36 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10954 (далее – Правила ведения бухгалтерского учета).

      13. Первичные учетные документы составляются в день совершения операции или события, либо непосредственно после их окончания.

      14. Первичные учетные документы составляются в соответствии с требованиями, установленными Правилами ведения бухгалтерского учета.

      При этом, первичные учетные документы составляются на государственном и (или) русском языках без указания счетов бухгалтерского учета.

      15. Первичные учетные документы, формы и требования к которым не утверждены в соответствии с законодательством Республики Казахстан, разрабатываются индивидуальным предпринимателем самостоятельно в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона.

Параграф 3. Налоговые формы

      16. Налоговые формы включают в себя налоговую отчетность, налоговое заявление и налоговые регистры.

      17. Порядок составления и сроки хранения налоговых форм предусмотрены статьями 204 и 205 Налогового кодекса.

      18. Налоговой отчетностью является документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в соответствии с порядком, установленным Налоговым Кодексом, который содержит сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, об активах и обязательствах, а также об исчислении налоговых обязательств и социальных платежей.

      Формы налоговой отчетности и правила их составления в соответствии с пунктом 2 статьи 206 Налогового кодекса утверждаются уполномоченным органом.

      19. Виды налоговой отчетности, порядок их составления, отзыва, внесения изменений и дополнений в них, особенности составления отдельных форм налоговой отчетности, а также порядок продления сроков представления налоговой отчетности и приостановления (продления, возобновления) представления налоговой отчетности налогоплательщиком устанавливаются в соответствии со статьями 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213 и 214 Налогового кодекса.

      20. Налоговым заявлением является документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в налоговый орган с целью реализации его прав и исполнения обязанностей в случаях, установленных Налоговым кодексом.

      21. Индивидуальный предприниматель заполняет налоговое заявление в соответствии с пунктом 1 статьи 206 Налогового кодекса по форме, утвержденной уполномоченным органом.

      22. Порядок представления налогового заявления предусмотрен статьей 208 Налогового кодекса.

      23. Налоговым регистром является документ налогоплательщика (налогового агента), содержащий сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением.

      Налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета, указанных в пункте 5 статьи 190 Налогового кодекса.

      24. Записи в налоговых регистрах производятся на основании первичных учетных документов.

      25. Налоговые регистры индивидуального предпринимателя включают в себя:

      1) налоговые регистры, составляемые индивидуальным предпринимателем самостоятельно по формам, установленным им, в налоговой учетной политике с учетом положений статьи 190 Налогового кодекса;

      2) налоговые регистры, составляемые индивидуальным предпринимателем в соответствии с пунктом 5 статьи 215 Налогового кодекса.

Параграф 4. Налоговая учетная политика

      26. Налоговой учетной политикой является принятый индивидуальным предпринимателем документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований Налогового кодекса.

      27. Индивидуальный предприниматель в соответствии с пунктом 7 статьи 190 Налогового кодекса утверждает налоговую учетную политику по форме, установленной уполномоченным органом.

      28. Налоговая учетная политика индивидуальным предпринимателем составляется в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 191 Налогового кодекса.

Глава 4. Особенности налогового учета

      29. В целях ведения налогового учета и порядка определения и исполнения налоговых обязательств индивидуальным предпринимателем применяются основные понятия налогового учета, предусмотренные статьей 201 Налогового кодекса.

      30. Индивидуальным предпринимателем операции, совершенные в иностранной валюте, пересчитываются в тенге с применением рыночного курса обмена валюты на дату совершения операции. Курсовая разница в целях налогообложения не учитывается.

      31. Учет товарно-материальных запасов индивидуальным предпринимателем осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 203 Налогового кодекса.

      32. Объект налогообложения и налоговая база по объектам налогообложения налогом на имущество индивидуального предпринимателя предусмотрены пунктом 2 статьи 519 и пунктом 6 статьи 520 Налогового кодекса соответственно.

      33. Особенности признания в налоговом учете доходов индивидуальным предпринимателем предусмотрены статьей 682 Налогового кодекса.

Глава 5. Порядок проведения инвентаризации

      34. В целях обеспечения достоверности данных налогового учета проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, определяемом индивидуальным предпринимателем.

      35. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее индивидуальному предпринимателю, но находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.

      36. Индивидуальным предпринимателем обязательная инвентаризация проводится по местонахождению имущества:

      1) при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи имущества;

      2) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

      3) при переходе на ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.

      37. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи – документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату, которые подписывается индивидуальным предпринимателем.

      38. На имущество, не принадлежащее индивидуальному предпринимателю на правах собственности, но находящееся у них, а также на имущество, пришедшее в негодность, составляются отдельные инвентаризационные описи.

      39. Излишки, выявленные при инвентаризации фактического наличия имущества с данными налогового учета, признаются доходом в налоговом учете в соответствии с подпунктом 7) пункта 2 статьи 681 Налогового кодекса.

Глава 6. Хранение учетной документации

      40. Хранение учетной документации документов индивидуальным предпринимателем осуществляется в соответствии со статьей 193 Налогового кодекса.

      41. В случае пропажи (кражи, порчи, уничтожения) или гибели (при пожаре, затоплении, стихийном бедствии) документов, индивидуальным предпринимателем назначается комиссия по расследованию причин их пропажи или гибели и выявлению виновных лиц.

      По результатам работы комиссии оформляется акт, который утверждается индивидуальным предпринимателем. В акте подробно описывается: место и причины происшедшего, характер внешних повреждений, приводится перечень утраченных (поврежденных) документов, указываются лица, ответственные за сохранность первичных документов. От указанных лиц комиссия получает письменное пояснение случившегося. К акту прикладываются документы уполномоченного государственного органа, подтверждающие пропажу (кражу, порчу, уничтожение) или гибель документов (при пожаре, затоплении, стихийном бедствии).

      В случае утраты документов, индивидуальный предприниматель обеспечивает их восстановление.

Глава 7. Переходные положения

      42. При несоответствии одному из условий, установленных для индивидуального предпринимателя, на которого не возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составлению финансовой отчетности в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона, индивидуальный предприниматель осуществляет ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие.

      Индивидуальный предприниматель, соответствующий условиям, установленным пунктом 2 статьи 2 Закона, и самостоятельно принявший решение о ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, вправе осуществлять ведение такого учета с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение.

      43. При переходе на общеустановленный порядок налогообложения индивидуального предпринимателя поступление фиксированных активов учитывается в соответствии со статьей 269 Налогового кодекса.

  Приложение
к приказу
Министра финансов
Республики Казахстан
от 1 февраля 2018 года № 98

Перечень утративших силу некоторых приказов Министра финансов Республики Казахстан

      1. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 15 марта 2013 года № 137 "Об утверждении Правил организации и ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8423).

      2. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 2 октября 2015 года № 502 "О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 15 марта 2013 года № 137 "Об утверждении Правил организации и ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12244, опубликованный 19 ноября 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет").

      3. Пункт 9 Перечня приказов Министерства финансов Республики Казахстан, в которые вносятся изменения, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 18 марта 2016 года № 139 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13622, опубликованный 7 июня 2016 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан).

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.