Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в сфере регистрации прав на недвижимое имущество

Совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 1 ноября 2018 года № 1520 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 ноября 2018 года № 55. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 ноября 2018 года № 17723.

      В соответствии с пунктом 5 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:

      Сноска. Преамбула - в редакции совместного приказа Министра юстиции РК от 16.11.2022 № 936 и Министра национальной экономики РК от 18.11.2022 № 83 (вводится в действие с 01.01.2023).

      1. Утвердить:

      1) критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;

      2) проверочный лист в сфере регистрации прав на недвижимое имущество согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.

      2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение копии настоящего совместного приказа на официальном интернет - ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего заместителя Министра юстиции Республики Казахстан.

      4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр юстиции
Республики Казахстан
М. Бекетаев
      Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Т. Сулейменов

      "СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан

  Приложение 1
к совместному приказу
Министра юстиции
Республики Казахстан
от 1 ноября 2018 года № 1520
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 55 ноября 2018 года № 55

Критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество

      Сноска. Приложение 1 - в редакции cовместного приказа и.о. Министра юстиции РК от 06.09.2023 № 643 и Министра национальной экономики РК от 07.09.2023 № 157 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество (далее - Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), Законом Республики Казахстан "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", c Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577) и с формами проверочных листов, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371).

      2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:

      1) балл - количественная мера исчисления риска;

      2) нормализация данных - статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;

      3) риск-вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

      4) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;

      5) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;

      6) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;

      7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;

      8) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;

      9) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля в конкретной сфере государственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.

      3. Критерии оценки степени риска и проверочные листы, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, утверждаются совместным актом регулирующих государственных органов, уполномоченного органа по предпринимательству и размещаются на интернет-ресурсах регулирующих государственных органов в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Кодекса.

Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении профилактического контроля субъектов (объектов) контроля

      4. Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, критерии оценки степени риска для проведения проверки профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (Мультикритериальный анализ решений).

      В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к средней степени риска по объективным критериям, проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.

      5. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.

      Степень нарушения (грубое, значительное, незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных, незначительных нарушений по субъективным критериям.

      6. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.

Параграф 1. Объективные критерии

      7. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.

      8. По объективным критериям к субъектам (объекты) контроля средней степени риска относятся филиалы Некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан", в части государственной регистрации возникновения, изменения и прекращения прав (обременений прав) на недвижимое имущество.

Параграф 2. Субъективные критерии

      9. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) формирование базы данных и сбор информации;

      2) анализ информации и оценка рисков.

      10. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в сфере регистрации прав на недвижимое имущество.

      11. Для оценки степени рисков по субъективным критериям для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля используются следующие источники информации:

      1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемые субъектом контроля, в том числе посредством информационной системы "Единого государственного кадастра недвижимости" (далее - ИС "ЕГКН");

      2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля.

      12. На основании имеющихся источников информации, уполномоченный орган в области регистрации недвижимого имущества формирует данные по субъективным критериям, подлежащие анализу и оценке согласно приложению 1 к настоящим Критериям.

      13. Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение профилактического контроля субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.

      При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.

      14. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям, определенном в главе 3 настоящих Критериев, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.

      Приоритетность применяемых источников информации и значимость показателей субъективных критериев устанавливаются согласно перечню субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в отношении филиалов Некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" согласно приложению 1 к настоящим Критериям.

Параграф 3. Особенности формирования системы оценки и управления рисками

      15. Система оценки и управления рисками ведется с использованием ИС "ЕГКН" и других информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.

      16. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, а также показатели степени риска, в соответствии с которыми субъект контроля относится к высокой, средней или низкой степеням риска, устанавливаются в критериях оценки степени риска согласно перечню субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев.

Глава 3. Порядок расчета степени риска по субъективным критериям

      17. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктом 4 настоящих Критериев применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

      Уполномоченный орган в сфере регистрации недвижимого имущества собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников в соответствии с пунктами 11 или 12 настоящих Критериев, в зависимости от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

      Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.

      Rпром = SP + SC, где

      Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,

      SР – показатель степени риска по нарушениям,

      SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 настоящих Критериев.

      Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.

      18. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.

      19. При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 12 настоящих Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

      При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.

      Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.

      Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SРз + SРн, где:

      SР – показатель степени риска по нарушениям;

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SРн – показатель незначительных нарушений.

      Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.

      20. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:



      xi – показатель субъективного критерия,

      wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi,

      n – количество показателей.

      Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 16 настоящих Критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.

      21. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:

     


      R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля,

      Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),

      Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),

      Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 19 настоящих Критериев.

Глава 4. Проверочные листы

      22. Проверочные листы составляются для однородных групп субъектов (объектов) контроля и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в пункте 2 статьи 143 Кодекса.

      23. Проверочные листы формируются по форме согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.

  Приложение 1
к Критериям оценки степени
риска в сфере регистрации прав
на недвижимое имущество

Степени нарушений требований субъектов (обьектов) контроля в сфере регистрации недвижимого имущества

Критерии

Степень
нарушения

1

Недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при несоответствии субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество и иных объектов регистрации либо оснований их возникновения, изменения или прекращения требованиям законодательства

Грубое

2

Недопущение истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем

Значительное

3

Недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при наличии в правовом кадастре обременений (ареста), исключающих государственную регистрацию права или иного объекта государственной регистрации

Грубое

4

Проведение регистрации обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний с момента поступления заявления в регистрирующий орган

Грубое

5

Недопущение проведения государственной регистрации права на лицо, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма

Грубое

6

Недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при неполном пакете документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Грубое

7

Предоставление копии документов, находящиеся в регистрационном деле правового кадастра, должны быть предоставлены регистрирующим органом не позднее трех рабочих дней со дня подачи запроса на получение информации

Значительное

8

Недопущение необоснованного отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Грубое

9

Соблюдение сроков проведения государственной регистрации:
- государственная регистрация прав на недвижимое имущество (обременений таких прав) должна быть произведена в течение трех рабочих дней с момента поступления заявления в регистрирующий орган;
- электронная регистрация должна быть произведена не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в информационную систему правового кадастра подтверждения об оплате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество или освобождении от оплаты;
- государственная регистрация прав на недвижимое имущество нотариально не удостоверенной сделки должна быть произведена в течение одного рабочего дня с момента поступления заявления в регистрирующий орган;
- государственная регистрация прав (обременений прав) на недвижимое имущество в ускоренном порядке производится по желанию заявителя не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления в регистрирующий орган;
- регистрация обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний должна быть произведена немедленно с момента поступления заявления в регистрирующий орган;
- государственная регистрация прекращения обременений, а также юридических притязаний должна быть произведена в течение одного рабочего дня с момента поступления заявления в регистрирующий орган.

Грубое

10

Соблюдение услугодателем бизнес - процессов оказания государственной услуги

Значительное

11

Недопущение необоснованного приостановления в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Грубое

12

Надлежащее ведение и хранение регистрационных дел

Грубое

13

Наличие на официальных интернет - ресурсах и в печатных изданиях информации о разглашении персональных данных граждан, в том числе тайну личной жизни при регистрации прав на недвижимое имущество

Грубое

14

Наличие фактов вынесения судами частных постановлений или определений в отношении субъекта контроля

Грубое

15

Наличие фактов вынесения судом вступившего в законную силу решения о признании факта регистрации недействительной, в котором указана его вина

Грубое

16

Наличие фактов вынесения судом вступивших в законную силу решений, в отношении субъекта контроля, согласно обоснованных жалоб на действия или бездействие должностных лиц, в котором указана его вина

Грубое

17

Недостоверное заполнение ИС "ЕГКН"

Грубое

18

Не отправление заявки для блокировки логина уволенного работника, используемого для работы в ИС "ЕГКН"

Незначительное

19

использование для работы в ИС "ЕГКН" сотрудниками логина другого ответственного сотрудника

Значительное

  Приложение 2
к Критериям оценки степени
риска в сфере регистрации
недвижимого имущества

Перечень субъективных критериев для определения степени риска
в сфере государственной регистрации возникновения,
изменения и прекращения прав (обременений прав) на недвижимое имущество

№ п/п

Показатель субъективного критерия

Источник информации по показателю субъективного критерия

Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi

Условия /значения, xi

условие1 /значение

Условие 2 /значение

1

2

3

4

5

6

Перечень субъективных критериев для определения степени риска в сфере регистрации недвижимого имущества в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан

Для профилактического контроля с посещением

1

Представление сведений о количестве регистрации недвижимого имущества

Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля

50

Своевременное предоставление / 0 %

Непредставление отчета / 100 %

2

Представление сведений о количестве регистрации недвижимого имущества с нарушениями срока

Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля

50

Своевременное предоставление / 0 %

Непредставление отчета / 100 %

  Приложение 2
к совместному приказу
Министра юстиции
Республики Казахстан
от 1 ноября 2018 года № 1520
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 55 ноября 2018 года № 55

Проверочный лист

      Сноска. Приложение 2 - в редакции cовместного приказа и.о. Министра юстиции РК от 06.09.2023 № 643 и Министра национальной экономики РК от 07.09.2023 № 157 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      в сфере регистрации прав на недвижимое имущество_____________________
(в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан)
в отношении деятельности филиалов Некоммерческого акционерного общества
"Государственная корпорация "Правительство для граждан" (регистрирующих
органов), осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество
___________________________________________________________________
(наименование однородной группы субъектов контроля)
Государственный орган, назначивший проверку/профилактического контроля
с посещением субъекта контроля
___________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением
субъекта контроля ___________________________________________________
___________________________________________________________ (№, дата)
Наименование субъекта контроля_______________________________________
____________________________________________________________________
(бизнес-идентификационный номер субъекта контроля)
____________________________________________________________________
Адрес места нахождения_______________________________________________
____________________________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1

недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при несоответствии субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество и иных объектов регистрации либо оснований их возникновения, изменения или прекращения требованиям законодательства



2

недопущение истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем



3

недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при наличии в правовом кадастре обременений (ареста), исключающих государственную регистрацию права или иного объекта государственной регистрации



4

проведение регистрации обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний с момента поступления заявления в регистрирующий орган



5

недопущение проведения государственной регистрации права на лицо, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма



6

недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при неполном пакете документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество



7

предоставление копии документов, находящиеся в регистрационном деле правового кадастра, должны быть предоставлены регистрирующим органом не позднее трех рабочих дней со дня подачи запроса на получение информации



8

недопущение необоснованного отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество



9

соблюдение сроков проведения государственной регистрации:
- государственная регистрация прав на недвижимое имущество (обременений таких прав) должна быть произведена в течение трех рабочих дней с момента поступления заявления в регистрирующий орган;
- электронная регистрация должна быть произведена не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в информационную систему правового кадастра подтверждения об оплате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество или освобождении от оплаты;
- государственная регистрация прав на недвижимое имущество нотариально не удостоверенной сделки должна быть произведена в течение одного рабочего дня с момента поступления заявления в регистрирующий орган;
- государственная регистрация прав (обременений прав) на недвижимое имущество в ускоренном порядке производится по желанию заявителя не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления в регистрирующий орган;
- регистрация обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний должна быть произведена немедленно с момента поступления заявления в регистрирующий орган;
- государственная регистрация прекращения обременений, а также юридических притязаний должна быть произведена в течение одного рабочего дня с момента поступления заявления в регистрирующий орган.



10

Соблюдение услугодателем бизнес - процессов оказания государственной услуги



11

Недопущение необоснованного приостановления в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество



12

Надлежащее ведение и хранение регистрационных дел



13

Наличие на официальных интернет - ресурсах и в печатных изданиях информации о разглашении персональных данных граждан, в том числе тайну личной жизни при регистрации прав на недвижимое имущество



14

Наличие фактов вынесения судами частных постановлений или определений в отношении субъекта контроля



15

Наличие фактов вынесения судом вступившего в законную силу решения о признании факта регистрации недействительной, в котором указана его вина



16

Наличие фактов вынесения судом вступивших в законную силу решений, в отношении субъекта контроля, согласно обоснованных жалоб на действия или бездействие должностных лиц, в котором указана его вина



17

Недостоверное заполнение Информационной системы "Единый государственный кадастр недвижимости" (далее – ИС "ЕГКН")



18

Не отправление заявки для блокировки логина уволенного работника, используемого для работы в ИС "ЕГКН"



19

использование для работы в ИС "ЕГКН" сотрудниками логина другого ответственного сотрудника



      Должностное (ые) лицо (а):
__________________________________________________________________
(должность) (подпись)
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии))
Руководитель субъекта контроля
__________________________________________________________________
(должность) (подпись)
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии))

On approval of risk assessment criteria and the checklist in the field of registration of rights to immovable property

Joint order of the Minister of Justice of the Republic of Kazakhstan dated November 1, 2018 No. 1520 and Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan dated November 2, 2018 No. 55. Registered with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan on November 9, 2018 No. 17723.

      Unofficial translation

      In accordance with clause 5 of Article 141 and clause 1 of Article 143 of the Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan, we hereby ORDER:

      Footnote. The preamble as amended by the Joint Order of the Minister of Justice of the Republic of Kazakhstan dated 16.11.2022 № 936 and the Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan dated 18.11.2022 № 83 (shall be enforced from 01.01.2023).

      1. To approve:

      1) risk assessment criteria in the field of registration of rights to immovable property, in accordance with Appendix 1 to this joint order;

      2) the checklist in the field of registration of rights to immovable property, in accordance with Appendix 2 to this joint order.

      2. In accordance with the procedure established by the legislation, the Department of Registration Service and Organization of Legal Services of the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan shall:

      1) ensure state registration of this joint order with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan;

      2) within ten calendar days of the state registration of this joint order, send it in Kazakh and Russian to the Republican State Enterprise with the Right of Economic Management “Republican Center of Legal Information” of the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan for its official publication and inclusion into the Reference Control Bank of Regulatory Legal Acts of the Republic of Kazakhstan;

      3) place a copy of this joint order on the official website of the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan.

      3. Control over execution of this joint order is entrusted to the supervising vice-minister of Justice of the Republic of Kazakhstan.

      4. This joint order shall take effect ten calendar days after the day of its first official publication.

Minister of Justice of
the Republic of Kazakhstan

M.Beketayev

Minister of National Economy of
the Republic of Kazakhstan

T.Suleimenov

      “AGREED”
Committee on Legal Statistics and
Special Accounts of the
General Prosecutor’s Office of
the Republic of Kazakhstan

  Appendix 1
to Joint Order № 1520
of the Minister of Justice of the
Republic of Kazakhstan as
of November 1, 2018
№ 55 of the Minister
of National Economy
of the Republic of Kazakhstan
as of November 5, 2018

Risk assessment criteria in the field of registration of rights to immovable property

      Footnote. Appendix 1 as amended by the Joint ORder of the Acting Minister of Justice of the Republic of Kazakhstan dated 06.09.2023 № 643 and the Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan dated 07.09.2023 №157 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Chapter 1. General provisions

      1. These Risk assessment criteria in the field of registration of rights to immovable property (hereinafter referred to as the Criteria) have been developed in accordance with clauses 5 and 6 of Article 141 of the Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan (hereinafter referred to as the Code), Law of the Republic of Kazakhstan “On State Registration of Rights to Immovable Property”, with the Rules for the formation of risk assessment and management system by the regulatory state bodies, approved by the Order of the Acting Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan dated June 22, 2022, № 48 (Registed in the Register of State Registration of Regulatory Legal Acts under №28577) and with forms of checklists approved by the Order of the Acting Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan dated July 31, 2018 № 3 (Registed in the Register of State Registration of Regulatory Legal Acts under №17371).

      2. The following terms shall be used herein:

      1) score - quantitative measure of risk assessment;

      2) data normalization - a statistical procedure involving the reduction of values measured on different scales to a notionally common scale;

      3) risk - probability of causing harm as a result of the control subject's activities to human life or health, legitimate interests of individuals and legal entities, property interests of the state, taking into account the severity of its consequences;

      4) risk assessment and management system – the process of making managerial decisions aimed at reducing the probability of occurrence of unfavorable factors by distributing subjects (objects) of control by degrees of risk for the subsequent implementation of preventive control with a visit to the subject (object) of control for the purpose of the minimum possible degree of restriction of freedom of entrepreneurship, ensuring an acceptable level of risk in the relevant areas of activity, as well as those aimed at changing the level of risk for a particular subject (object) of control and (or) exempting such subject (object) of control from preventive control with a visit to the subject (object) of control;

      5) objective criteria for assessing the degree of risk (hereinafter - objective criteria) - criteria for assessing the degree of risk used to select subjects (objects) of control depending on the degree of risk in a certain area of activity and not directly dependent on an individual subject (object) of control;

      6) risk assessment criteria - a set of quantitative and qualitative indicators related to the control subject's direct activities, specifics of industry development and factors affecting this development, which allow to assign control subjects (objects) to different degrees of risk;

      7) subjective risk assessment criteria (hereinafter - subjective criteria) - risk assessment criteria used to select control subjects (objects) depending on the performance of a particular control subject (object);

      8) checklist - a list of requirements for the activities of control subjects (objects), non-compliance with which entails a threat to human life and health, the environment, the legitimate interests of individuals and legal entities, the state;

      9) sampling population (sampling) – a list of assessed subjects (objects) belonging to a homogeneous group of subjects (objects) of control in a specific area of state control, in accordance with clause 2 of Article 143 of the Code.

      3. Risk assessment criterial and checklists, used for preventive control with a visit to the subject (object) of control shall be approved by a joint act of the regulatory state bodies and the authorised body on entrepreneurship and shall be placed on the Internet resources of the regulatory state bodies in accordance with clause 5 of Article 141 of the Code.

Chapter 2.
Procedure for the formation of a risk assessment and management
system for preventive control of control subjects (objects)

      4. For the purposes of risk management in the implementation of preventive control with a visit to the subject (object) of control, the criteria for assessing the degree of risk for carrying out an inspection of preventive control of subjects (objects) of control shall be formed by determining objective and subjective criteria, which are carried out in stages (Multi-criteria decision analysis).

      Preventive control with a visit to the subject (object) of control and an unscheduled inspection shall be conducted in respect of control subjects (objects) classified as medium risk according to objective criteria.

      5. Depending on the possible risk and significance of the problem, the singularity or systemic nature of the violation, and the analysis of previous decisions on each source of information, the requirements imposed on the activities of control subjects (objects) shall correspond to the degree of violation - gross, significant, and insignificant.

      The degree of violation (gross, major, minor) shall be assigned in accordance with the established definitions of gross, major, minor violations according to subjective criteria.

      6. Criteria for assessing the degree of risk for preventive control of control subjects (objects) shall be formed by defining objective and subjective criteria.

Paragraph 1. Objective criteria

      7. Determination of the objective criteria shall be carried out through risk determination.

      8. According to objective criteria, the branches of the non-profit joint stock company "State Corporation "Government for Citizens" in terms of state registration of the emergence, change and termination of rights (encumbrances of rights) to immovable property belong to subjects (objects) of control of medium risk.

Paragraph 2. Subjective criteria

      9. Determination of subjective criterial shall be carried out using the following stages:

      1) database formation and information collection;

      2) information analysis and risk assessment.

      10. Database formation and information collection are necessary to identify the subjects (objects) of control that violate the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of registration of rights to immovable property.

      11. The following sources of information are used to assess the degree of risks according to subjective criteria for preventive control with a visit to the subject (object) of control:

      1) results of monitoring of reports and information submitted by the subject of control, including through the information system "Unified State Real Estate Cadastre" (hereinafter referred to as the IS "USREС");

      2) results of previous inspections and preventive control with visits to control subjects (objects).

      12. On the basis of available sources of information, the authorised body in the field of real estate registration generates data on subjective criteria to be analysed and evaluated according to Appendix 1 to these Criteria.

      13. Analysing and assessing subjective criteria allows to focus preventive control of the control subject (object) on the control subject (object) with the highest potential risk.

      Data of subjective criteria, previously recorded and used in relation to a particular control subject (object) or data for which the limitation period has expired in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan shall not be used in the analysis and assessment process.

      With regard to control subjects who have eliminated in full the violations issued on the basis of the results of the previous preventive control with a visit, it shall not be allowed to include them in the formation of lists for the next period of state control.

      14. Based on the priority of the applied information sources and the significance of the indicators of the subjective criteria, in accordance with the procedure for calculating the overall risk level indicator for the subjective criteria, as defined in Chapter 3 of these Criteria, the risk level indicator for the subjective criteria shall be calculated on a scale from 0 to 100.

      The priority of applied sources of information and the significance of indicators of subjective criteria are established according to the list of subjective criteria for determining the degree of risk according to subjective criteria in relation to the branches of the non-profit joint stock company "State Corporation "Government for Citizens" according to Appendix 1 to these Criteria.

Paragraph 3. Special features of forming a risk assessment and management system

      15. The risk assessment and management system shall be maintained using IS "USRES" and other information systems that classify control subjects (objects) to specific risk levels and form lists of control measures, as well as based on state statistics, results of departmental statistical observation, and information tools.

      16. The calculation of the risk level indicator according to subjective criteria, as well as risk level indicators, in accordance with which the subject of control shall be classified as high, medium or low risk, shall be established in the risk level assessment criteria according to the list of subjective criteria for determining the risk level according to subjective criteria in accordance with clause 14 of these Criteria.

Chapter 3. Procedure for calculating the degree of risk based on subjective criteria

      17. The following procedure of calculation of a risk degree indicator shall be used for categorizing a control subject into a risk level in accordance with clause 4 of these Criteria.

      The authorised body in the sphere of immovable property registration collects information and forms a database on subjective criteria from the following sources in accordance with clauses 11 or 12 of these Criteria, depending on preventive control with a visit to the subject (object) of control.

      The calculation of the risk level indicator by subjective criteria (R) is performed in an automated mode by summing up the risk level indicator for violations based on the results of previous inspections and preventive control with visits to control subjects (objects) (SP) and the risk level indicator by subjective criteria determined by the following in accordance with clause 14 of these Criteria (SC), with subsequent normalisation of data values into a range from 0 to 100 points.

      Rinterim = SP + SC, where

      Rinterim – an interim indicator of the degree of risk according to subjective criteria,

      SР – is the indicator of risk degree by violations, a measure of the degree of risk by subjective criteria defined in accordance with clause 15 of these Criteria.

      The calculation is made for each control subject (object) of a homogeneous group of control subjects (objects) of each sphere of state control. In this case, the list of assessed subjects (objects) of control attributable to a homogeneous group of subjects (objects) of control of one sphere of state control forms a sample population (sample) for the subsequent normalisation of data.

      18. An indicator of the risk level of violations assessed in points from 0 to 100 is formed on the basis of data obtained from the results of previous inspections and preventive control with visits to the subjects (objects) of control.

      19. If one gross violation is detected for any of the sources of information specified in clause 12 of these Criteria, the control subject is assigned a risk level indicator of 100 points and preventive control is carried out with a visit to the control subject (object).

      If no gross violations are detected, the risk level indicator for violations is calculated by summing up the indicator for significant and minor violations.

      A coefficient of 0.7 is applied in determining the indicator of significant violations.

      This indicator is calculated according to the following formula:

      SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, where:

      SРз – indicator of significant violations;

      SР1 – required amount of minor violations;

      SР2 – the number of identified minor violations;

      A coefficient of 0.3 is applied in determining the indicator of minor violations.

      This indicator is calculated according to the following formula:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, where:

      SРн – indicator of minor violations;

      SР1 – required amount of minor violations;

      SР2 – the number of identified minor violations;

      The violation risk indicator (SR) is calculated on a scale from 0 to 100 points and is determined by summing up the indicators of significant and minor violations according to the following formula:

      SР = SРз + SРн, where:

      SР – risk level indicator for violations;

      SРз – indicator of significant violations;

      SРн – indicator of minor violations.

      The resulting value of the risk level indicator for violations is included in the calculation of the risk level indicator according to subjective criteria.

      20. The calculation of the risk level indicator according to subjective criteria, determined in accordance with clause 14 of these Criteria, shall be made on the scale from 0 to 100 points and is carried out according to the following formula:



      xi – indicator of subjective criteria,

      wi – specific weight of the indicator of xi subjective criterion,

      n – the number of indicators.

      The resulting value of the risk level indicator according to the subjective criteria determined in accordance with clause 16 of these Criteria, is included in the calculation of the risk level indicator based on subjective criteria.

      21. The values calculated by subjects (objects) for indicator R are normalised into the range from 0 to 100 points. Data normalisation is carried out for each sampling population (sample) using the following formula:



      R – risk level indicator (final) according to subjective criteria of an individual subject (object) of control,

      Rmax – maximum possible value on the scale of risk degree by subjective criteria for subjects (objects) included in one sampling population (sample) (upper limit of the scale),

      Rmin – the minimum possible value on the scale of risk degree by subjective criteria for subjects (objects) included in one sampling population (sample) (the lower limit of the scale),

      Rinterim – an interim risk level indicator according to subjective criteria, calculated in accordance with clause 19 of these Criteria.

      Chapter 4. Checklists

      22. Checklists are prepared for homogeneous groups of control subjects (objects) and include requirements in accordance with clause 2 of Article 132 of the Code and in compliance with the conditions specified in clause 2 of Article 143 of the Code.

      23. Checklists are generated in the form according to Appendix 2 to this joint order.

  Appendix 1
to Risk Assessment Criteria
in the field of registration
of rights to immovable property

Degrees of violations of requirements of subjects (objects) of control in the field of registration of immovable property

Criteria

Degree of violation

1

Failure to allow state registration of rights to immovable property if the subjects and objects of legal relations, the type of right or encumbrance of the right to immovable property and other objects of registration or the grounds for their emergence, change or termination do not meet the requirements of the legislation

Gross

2

Preventing service recipients from requesting documents that can be obtained from information systems

Significant

3

Preventing state registration of rights to immovable property in the presence of encumbrances (seizure) in the legal cadastre that preclude state registration of a right or other object of state registration

Gross

4

Carrying out registration of encumbrances imposed by state authorities and other authorized persons, as well as legal claims from the moment the application is received by the registration authority

Gross

5

Preventing state registration of the right to a person included in the list of organizations and persons associated with the financing of terrorism and extremism

Gross

6

Preventing state registration of rights to immovable property with an incomplete package of documents required for state registration of rights to immovable property

Gross

7

Provision of copies of documents in the registration file of the legal cadastre must be provided by the registration authority not later than three working days from the date of submission of the request for information

Significant

8

Preventing unjustified refusal of state registration of rights to immovable property

Gross

9

Compliance with the deadlines for state registration:
- State registration of rights to immovable property (encumbrances on such rights) must be carried out within three working days of receipt of the application by the registering authority;
- electronic registration must be made no later than one working day following the day on which the legal cadastre information system receives confirmation of payment for the state registration of rights to immovable property or exemption from payment;
- State registration of rights to immovable property of a notarized transaction must be carried out within one working day of receipt of the application by the registering authority;
- State registration of rights (encumbrances of rights) to immovable property in an accelerated procedure is performed at the request of the applicant not later than one working day following the day of receipt of the application by the registering authority;
- registration of encumbrances imposed by state authorities and other authorized persons, as well as legal claims must be made immediately upon receipt of the application by the registration authority;
- State registration of the termination of encumbrances and legal claims must be carried out within one working day of receipt of the application by the registering authority.

Gross

10

Compliance of the service provider with business processes of rendering a state service

Significant

11

Preventing unjustified suspension of state registration of rights to immovable property

Gross

12

Proper maintenance and storage of registration files

Gross

13

Availability on official Internet resources and in printed publications of information on disclosure of personal data of citizens, including the privacy of personal life during registration of rights to immovable property

Gross

14

Presence of facts of private rulings or determinations made by courts with respect to the subject of control

Gross

15

Presence of facts of the court's issuance of a legally effective decision on recognizing the fact of registration invalid, in which his fault is indicated

Gross

16

Presence of facts of court rulings, which have entered into legal force, in respect of the subject of control, according to justified complaints about the actions or inaction of officials, in which its guilt is indicated

Gross

17

Incorrect filling of IS "USRES"

Gross

18

Failure to send an application to block a terminated employee's login used to work in IS "USRES"

Minor

19

use of login of another responsible employee to work in IS "USRES" by employees

Significant

  Appendix 2
to Risk Assessment Criteria
in the field of registration
of rights to immovable property

List
of subjective criteria for determining the degree of risk in the sphere of state registration of the emergence, change and termination of rights (encumbrances of rights)
to immovable property

Item №

Indicator of subjective criterion

Source of information on the indicator of the subjective criterion

Specific weight by importance, point (the total should not exceed 100 points), wi

Conditions /values, xi

Condition 1 /value

Condition 2 /value

1

2

3

4

5

6

List of subjective criteria for determining the degree of risk in the field of registration of immovable property in accordance with Entrepreneur Code of the Republic of Kazakhstan

For preventive control with visits

1

Submission of information on the number of registration of immovable property

Results of monitoring of reports and information submitted by the subject of control

50

Timely submission / 0 %

Failure to submit a report / 100 %

2

Submission of information on the number of registration of immovable property with violation of the deadline

Results of monitoring of reports and information submitted by the subject of control

50

Timely submission / 0 %

Failure to submit a report / 100 %

  Appendix 2 to the joint
order of the Minister or Justice
fof the Republic of Kazakhstan
dated November 1, 2018 № 1520
of the Minister of National Economy
of the Republic of Kazakhstan
dated November 5, 2018 № 55

Checklist

      Footnote. Appendix 2 as amended by the joint order of the Acting Minister of Justice of the Republic of Kazakhstan dated 06.09.2023 № 643 and the Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan dated 07.09.2023 № 157 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

      in the field of registration of rights to immovable property_____________________

      (in accordance with Entrepreneur Code of the Republic of Kazakhstan)

      in relation to the activity of branches of Non-commercial joint-stock company "State Corporation

      "Government for Citizens" (registering bodies), which carry out registration of rights to

      immovable property

      ___________________________________________________________________

      (Name of homogeneous group of control subjects)

      State body that ordered the inspection/prophylactic control with a visit to the subject of control

      ___________________________________________________________________

      Act on the assignment of an inspection/preventive control with a visit to control subject

      ____________________________________________________________________

      ___________________________________________________________ (№, date)

      Name of the subject of control______________________________________

      ____________________________________________________________________

      (business identification number of the subject of control)

      ____________________________________________________________________

      Registered address_______________________________________________

      ____________________________________________________________________

List of requirements

Compliant

Non-compliant

1

2

3

4

1

Preventing state registration of rights to immovable property if the subjects and objects of legal relations, the type of right or encumbrance of the right to immovable property and other objects of registration or the grounds for their occurrence, change or termination do not meet the requirements of the legislation



2

Preventing service recipients from requesting documents that can be obtained from information systems



3

Preventing state registration of rights to immovable property in the presence of encumbrances (seizure) in the legal cadastre that preclude state registration of a right or other object of state registration



4

conducting registration of encumbrances imposed by state authorities and other authorized persons, as well as legal claims from the moment the application is received by the registration authority



5

Preventing state registration of the right to a person included in the list of organizations and persons associated with the financing of terrorism and extremism



6

Preventing state registration of rights to immovable property with an incomplete package of documents required for state registration of rights to immovable property



7

provision of copies of documents in the registration file of the legal cadastre shall be provided by the registering authority not later than three working days from the date of submission of the request for information



8

Preventing unjustified refusal of state registration of rights to immovable property



9

compliance with the deadlines for state registration:
- State registration of rights to immovable property (encumbrances of such rights) must be carried out within three working days of receipt of the application by the registering authority;
- electronic registration must be made no later than one working day following the day on which the legal cadastre information system receives confirmation of payment for the state registration of rights to immovable property or exemption from payment;
- State registration of rights to immovable property of a notarized transaction must be carried out within one working day of receipt of the application by the registering authority;
- State registration of rights (encumbrances of rights) to immovable property in an accelerated procedure is performed at the request of the applicant not later than one working day following the day of receipt of the application by the registering authority;
- registration of encumbrances imposed by state authorities and other authorized persons, as well as legal claims must be made immediately upon receipt of the application by the registration authority;
- State registration of the termination of encumbrances and legal claims shall be made within one working day of receipt of the application by the registering authority.



10

Compliance of the service provider with business processes of rendering a state service



11

Preventing unjustified suspension of state registration of rights to immovable property



12

Proper maintenance and storage of registration files



13

Availability on official Internet resources and in printed publications of information on disclosure of personal data of citizens, including the privacy of personal life during the registration of rights to immovable property



14

Presence of facts of private rulings or determinations made by courts with respect to the subject of control



15

Presence of facts of the court's issuance of a legally effective decision on recognizing the fact of registration invalid, in which his fault is indicated



16

Presence of facts of court rulings, which have entered into legal force, in respect of the subject of control, according to justified complaints about the actions or inaction of officials, in which its guilt is indicated



17

Incorrect filling of IS "USRES"



18

Failure to send an application to block a terminated employee's login used to work in IS "USRES"



19

use of login of another responsible employee to work in IS "USRES" by employees



      Official (s):

      __________________________________________________________________

      (posiiton) (signature)

      __________________________________________________________________

      (surname, name, patronymic (if any))

      Head of the subject of control

      __________________________________________________________________

      (posiiton) (signature)

      __________________________________________________________________

      (surname, name, patronymic (if any))