Примечание ИЗПИ!
Вводится в действие с 01.01.2023
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 1 ноября 2018 года № 1520 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 ноября 2018 года № 55 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в сфере регистрации прав на недвижимое имущество" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17723) следующие изменения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 5 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:";
приложения 1 и 2 к приказу изложить в новой редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу.
2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице - министра юстиции Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр национальной экономики Республики Казахстан Министр юстиции Республики Казахстан |
__________ А. Куантыров__________ К. Мусин |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество (далее - Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским Кодексом Республики Казахстан (далее - Кодекс), Законом Республики Казахстан "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", Правила формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577) и форм проверочных листов, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371).
2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:
1) субъект контроля – филиалы Некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан", осуществляющие государственную регистрацию по месту нахождения недвижимого имущества (далее - регистрирующий орган);
2) незначительные нарушения – нарушение требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество в части:
непредставления статистической и иной отчетной информации в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество ежеквартально, с нарастающим итогом к 5 числу месяца следующего за отчетным периодом в бумажном виде;
неотправления заявки для блокировки логина уволенного сотрудника, используемого для работы в ГБД "РН".
3) значительные нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, связанных с:
недопущением истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем;
недопущением необоснованного приостановления в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
непредоставлением регистрирующим органом копии документов, находящихся в регистрационном деле правового кадастра, не позднее трех рабочих дней со дня подачи запроса на получение информации;
соблюдением услугодателем бизнес-процессов оказания государственной услуги;
наличием одной и более подтвержденной жалобы или обращения;
использованием для работы в ГБД "РН" сотрудниками логина другого ответственного сотрудника;
4) грубые нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которое может привести к существенным нарушениям прав, свобод и законных интересов услугополучателей, а именно:
недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при несоответствии субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество и иных объектов регистрации либо оснований их возникновения, изменения или прекращения требованиям законодательства;
недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при наличии в правовом кадастре обременений (ареста), исключающих государственную регистрацию права или иного объекта государственной регистрации;
недопущение проведения регистрации обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний с момента поступления заявления в регистрирующий орган;
недопущение проведения государственной регистрации права на лицо, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма;
недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при неполном пакете документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
недопущение необоснованного отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
соблюдение сроков проведения государственной регистрации;
недостоверное заполнение Государственной базы данных "Регистр недвижимости" (далее – ГБД РН);
надлежащее ведение и хранение регистрационных дел;
5) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
6) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля;
7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;
3. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля с посещением субъекта контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии
4. По объективным критериям к высокой степени риска относится деятельность регистрирующего органа.
Деятельность регистрирующего органа относится к высокой степени риска в зависимости от вероятности причинения вреда законным интересам физических лиц, интересам государства в результате деятельности субъектов контроля, связанной с обеспечением сохранности информации о гражданах (персональные данные) и других правообладателях, за исключением данных, идентифицирующих правообладателя (фамилия, имя, отчество (при его наличии) и дата рождения физического лица, наименование и регистрационный номер юридического лица), которое может привести к незаконному распространению информации о гражданах (персональные данные) и других правообладателях и повлечь нарушение гарантированных государством прав и свобод граждан. При получении государственной услуги граждане предоставляют письменное согласие на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах.
5. В отношении регистрирующих органов проводятся внеплановые проверки и профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
В отношении субъектов контроля, отнесенных по объективным критериям к высокой степени риска, применяются субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля.
Глава 3. Субъективные критерии
6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка риска.
7. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство в сфере регистрации прав на недвижимое имущество.
Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;
2) результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов контроля;
3) анализ официальных интернет - ресурсов государственных органов, средств массовой информации;
4) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.
8. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.
Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий расчет показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов контроля приведены в приложении к настоящим Критериям.
По показателям степени риска субъект контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 41 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 40 включительно.
При анализе информации и оценке риска не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного субъекта контроля.
Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще двух раз в год.
Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводятся на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта контроля, формируемых в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Кодекса.
Списки профилактического контроля с посещением субъекта контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.
Приложение к Критериям оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество |
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов контроля
№ | Критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество | Степень нарушения |
1. Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями | ||
1) | недостоверное заполнение Государственной базы данных "Регистр недвижимости" (далее - ГБД РН) | Грубое |
2) | неотправление заявки для блокировки логина уволенного работника, используемого для работы в ГБД "РН" | Незначительное |
3) | использование для работы в ГБД "РН" сотрудниками логина другого ответственного сотрудника | Значительное |
4) | непредставление статистической и иной отчетной информации в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество ежеквартально, с нарастающим итогом к 5 числу месяца следующего за отчетным периодом в бумажном виде: отчет о проделанной работе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество; отчет о вырученных средствах Государственной корпорацией за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; отчет о поступивших жалобах физических и юридических лиц; отчет о количестве вынесенных решений (постановлений) суда по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество; отчет о проведенных за отчетный период государственными органами проверках деятельности Государственной корпорации в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество; отчет о наложенных дисциплинарных взысканиях на работников Государственной корпорации за ненадлежащее исполнение обязанностей в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество за отчетный период; отчет о возбужденных уголовных делах, связанных с деятельностью в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество за отчетный период. | Незначительное |
2. Результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов контроля (степень тяжести нарушения устанавливается при несоблюдении перечисленных требований) | ||
1) | недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при несоответствии субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество и иных объектов регистрации либо оснований их возникновения, изменения или прекращения требованиям законодательства | Грубое |
2) | недопущение истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем | Значительное |
3) | недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при наличии в правовом кадастре обременений (ареста), исключающих государственную регистрацию права или иного объекта государственной регистрации | Грубое |
4) | проведение регистрации обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний с момента поступления заявления в регистрирующий орган | Грубое |
5) | недопущение проведения государственной регистрации права на лицо, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма | Грубое |
6) | недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при неполном пакете документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество | Грубое |
7) | предоставление копии документов, находящиеся в регистрационном деле правового кадастра, должны быть предоставлены регистрирующим органом не позднее трех рабочих дней со дня подачи запроса на получение информации | Значительное |
8) | недопущение необоснованного отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество | Грубое |
9) | соблюдение сроков проведения государственной регистрации | Грубое |
10) | соблюдение услугодателем бизнес - процессов оказания государственной услуги | Значительное |
11) | недопущение необоснованного приостановления в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество | Значительное |
12) | надлежащее ведение и хранение регистрационных дел | Грубое |
13) | недостоверное заполнение Государственной базы данных "Регистр недвижимости" | Грубое |
3. Анализ официальных интернет - ресурсов государственных органов, средств массовой информации | ||
1) | наличие на официальных интернет - ресурсах и в печатных изданиях информации о фактах незаконной регистрации прав на недвижимое имущество | Незначительное |
2) | наличие на официальных интернет - ресурсах и в печатных изданиях информации о разглашении персональных данных граждан, в том числе тайну личной жизни при регистрации прав на недвижимое имущество | Грубое |
4. Результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями | ||
1) | наличие фактов вынесения судами частных постановлений или определений в отношении субъекта контроля | Грубое |
2) | наличие фактов вынесения судом вступившего в законную силу решения о признании факта регистрации недействительной, в котором указана его вина | Грубое |
3) | наличие фактов вынесения судом вступившие в законную силу решения, в отношении субъекта контроля, согласно обоснованных жалоб на действия или бездействие должностных лиц, в котором указана его вина | Грубое |
Проверочный лист
в сфере регистрации прав на недвижимое имущество
____________________________________________________________________
(в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан)
в отношении деятельности филиалов Некоммерческого акционерного общества
"Государственная корпорация "Правительство для граждан" (регистрирующих
органов), осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество
_____________________________________________________________________
(наименование однородной группы субъектов контроля)
Государственный орган, назначивший проверку/профилактического контроля
с посещением субъекта контроля
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта контроля
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
(№ , дата)
Наименование субъекта контроля
_______________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер
субъекта контроля
_______________________________________________________________________
Адрес места нахождения
_______________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при несоответствии субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество и иных объектов регистрации либо оснований их возникновения, изменения или прекращения требованиям законодательства | ||
2 | недопущение истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем | ||
3 | недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при наличии в правовом кадастре обременений (ареста), исключающих государственную регистрацию права или иного объекта государственной регистрации | ||
4 | проведение регистрации обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний с момента поступления заявления в регистрирующий орган | ||
5 | недопущение проведения государственной регистрации права на лицо, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма | ||
6 | недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при неполном пакете документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество | ||
7 | предоставление копии документов, находящиеся в регистрационном деле правового кадастра, должны быть предоставлены регистрирующим органом не позднее трех рабочих дней со дня подачи запроса на получение информации | ||
8 | недопущение необоснованного отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество | ||
9 |
соблюдение сроков проведения государственной регистрации: | ||
10 | соблюдение услугодателем бизнес - процессов оказания государственной услуги | ||
11 | недопущение необоснованного приостановления в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество | ||
12 | надлежащее ведение и хранение регистрационных дел | ||
13 | недостоверное заполнение Государственной базы данных "Регистр недвижимости" |
Должностное (ые) лицо (а):
__________________________________________________________________
должность подпись
__________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля
___________________________________________________ ______________
должность подпись
__________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)