В соответствии с пунктом 5 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:
Сноска. Преамбула - в редакции совместного приказа Министра юстиции РК от 16.11.2022 № 936 и Министра национальной экономики РК от 18.11.2022 № 83 (вводится в действие с 01.01.2023).1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в сфере регистрации прав на недвижимое имущество согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение копии настоящего совместного приказа на официальном интернет - ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего заместителя Министра юстиции Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр юстиции Республики Казахстан |
М. Бекетаев |
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Т. Сулейменов |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Приложение 1 к совместному приказу Министра юстиции Республики Казахстан от 1 ноября 2018 года № 1520 Министра национальной экономики Республики Казахстан от 55 ноября 2018 года № 55 |
Критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество
Сноска. Приложение 1 - в редакции cовместного приказа и.о. Министра юстиции РК от 06.09.2023 № 643 и Министра национальной экономики РК от 07.09.2023 № 157 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество (далее - Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), Законом Республики Казахстан "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", c Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577) и с формами проверочных листов, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371).
2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:
1) балл - количественная мера исчисления риска;
2) нормализация данных - статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
3) риск-вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
4) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
5) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
6) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;
7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
8) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
9) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля в конкретной сфере государственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.
3. Критерии оценки степени риска и проверочные листы, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, утверждаются совместным актом регулирующих государственных органов, уполномоченного органа по предпринимательству и размещаются на интернет-ресурсах регулирующих государственных органов в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Кодекса.
Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении профилактического контроля субъектов (объектов) контроля
4. Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, критерии оценки степени риска для проведения проверки профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (Мультикритериальный анализ решений).
В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к средней степени риска по объективным критериям, проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
5. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.
Степень нарушения (грубое, значительное, незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных, незначительных нарушений по субъективным критериям.
6. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
7. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.
8. По объективным критериям к субъектам (объекты) контроля средней степени риска относятся филиалы Некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан", в части государственной регистрации возникновения, изменения и прекращения прав (обременений прав) на недвижимое имущество.
Параграф 2. Субъективные критерии
9. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
10. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в сфере регистрации прав на недвижимое имущество.
11. Для оценки степени рисков по субъективным критериям для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемые субъектом контроля, в том числе посредством информационной системы "Единого государственного кадастра недвижимости" (далее - ИС "ЕГКН");
2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля.
12. На основании имеющихся источников информации, уполномоченный орган в области регистрации недвижимого имущества формирует данные по субъективным критериям, подлежащие анализу и оценке согласно приложению 1 к настоящим Критериям.
13. Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение профилактического контроля субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.
При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
14. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям, определенном в главе 3 настоящих Критериев, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
Приоритетность применяемых источников информации и значимость показателей субъективных критериев устанавливаются согласно перечню субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в отношении филиалов Некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" согласно приложению 1 к настоящим Критериям.
Параграф 3. Особенности формирования системы оценки и управления рисками
15. Система оценки и управления рисками ведется с использованием ИС "ЕГКН" и других информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
16. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, а также показатели степени риска, в соответствии с которыми субъект контроля относится к высокой, средней или низкой степеням риска, устанавливаются в критериях оценки степени риска согласно перечню субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев.
Глава 3. Порядок расчета степени риска по субъективным критериям
17. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктом 4 настоящих Критериев применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
Уполномоченный орган в сфере регистрации недвижимого имущества собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников в соответствии с пунктами 11 или 12 настоящих Критериев, в зависимости от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,
SР – показатель степени риска по нарушениям,
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 настоящих Критериев.
Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
18. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.
19. При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 12 настоящих Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
20. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi – показатель субъективного критерия,
wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi,
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 16 настоящих Критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
21. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля,
Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),
Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 19 настоящих Критериев.
Глава 4. Проверочные листы
22. Проверочные листы составляются для однородных групп субъектов (объектов) контроля и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в пункте 2 статьи 143 Кодекса.
23. Проверочные листы формируются по форме согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
Приложение 1 к Критериям оценки степени риска в сфере регистрации прав на недвижимое имущество |
Степени нарушений требований субъектов (обьектов) контроля в сфере регистрации недвижимого имущества
№ | Критерии |
Степень |
1 | Недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при несоответствии субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество и иных объектов регистрации либо оснований их возникновения, изменения или прекращения требованиям законодательства | Грубое |
2 | Недопущение истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем | Значительное |
3 | Недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при наличии в правовом кадастре обременений (ареста), исключающих государственную регистрацию права или иного объекта государственной регистрации | Грубое |
4 | Проведение регистрации обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний с момента поступления заявления в регистрирующий орган | Грубое |
5 | Недопущение проведения государственной регистрации права на лицо, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма | Грубое |
6 | Недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при неполном пакете документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество | Грубое |
7 | Предоставление копии документов, находящиеся в регистрационном деле правового кадастра, должны быть предоставлены регистрирующим органом не позднее трех рабочих дней со дня подачи запроса на получение информации | Значительное |
8 | Недопущение необоснованного отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество | Грубое |
9 |
Соблюдение сроков проведения государственной регистрации: | Грубое |
10 | Соблюдение услугодателем бизнес - процессов оказания государственной услуги | Значительное |
11 | Недопущение необоснованного приостановления в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество | Грубое |
12 | Надлежащее ведение и хранение регистрационных дел | Грубое |
13 | Наличие на официальных интернет - ресурсах и в печатных изданиях информации о разглашении персональных данных граждан, в том числе тайну личной жизни при регистрации прав на недвижимое имущество | Грубое |
14 | Наличие фактов вынесения судами частных постановлений или определений в отношении субъекта контроля | Грубое |
15 | Наличие фактов вынесения судом вступившего в законную силу решения о признании факта регистрации недействительной, в котором указана его вина | Грубое |
16 | Наличие фактов вынесения судом вступивших в законную силу решений, в отношении субъекта контроля, согласно обоснованных жалоб на действия или бездействие должностных лиц, в котором указана его вина | Грубое |
17 | Недостоверное заполнение ИС "ЕГКН" | Грубое |
18 | Не отправление заявки для блокировки логина уволенного работника, используемого для работы в ИС "ЕГКН" | Незначительное |
19 | использование для работы в ИС "ЕГКН" сотрудниками логина другого ответственного сотрудника | Значительное |
Приложение 2 к Критериям оценки степени риска в сфере регистрации недвижимого имущества |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска
в сфере государственной регистрации возникновения,
изменения и прекращения прав (обременений прав) на недвижимое имущество
№ п/п | Показатель субъективного критерия | Источник информации по показателю субъективного критерия | Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi | Условия /значения, xi | |
условие1 /значение | Условие 2 /значение | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска в сфере регистрации недвижимого имущества в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан | |||||
Для профилактического контроля с посещением | |||||
1 | Представление сведений о количестве регистрации недвижимого имущества | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля | 50 | Своевременное предоставление / 0 % | Непредставление отчета / 100 % |
2 | Представление сведений о количестве регистрации недвижимого имущества с нарушениями срока | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля | 50 | Своевременное предоставление / 0 % | Непредставление отчета / 100 % |
Приложение 2 к совместному приказу Министра юстиции Республики Казахстан от 1 ноября 2018 года № 1520 Министра национальной экономики Республики Казахстан от 55 ноября 2018 года № 55 |
Проверочный лист
Сноска. Приложение 2 - в редакции cовместного приказа и.о. Министра юстиции РК от 06.09.2023 № 643 и Министра национальной экономики РК от 07.09.2023 № 157 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
в сфере регистрации прав на недвижимое имущество_____________________
(в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан)
в отношении деятельности филиалов Некоммерческого акционерного общества
"Государственная корпорация "Правительство для граждан" (регистрирующих
органов), осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество
___________________________________________________________________
(наименование однородной группы субъектов контроля)
Государственный орган, назначивший проверку/профилактического контроля
с посещением субъекта контроля
___________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением
субъекта контроля ___________________________________________________
___________________________________________________________ (№, дата)
Наименование субъекта контроля_______________________________________
____________________________________________________________________
(бизнес-идентификационный номер субъекта контроля)
____________________________________________________________________
Адрес места нахождения_______________________________________________
____________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при несоответствии субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество и иных объектов регистрации либо оснований их возникновения, изменения или прекращения требованиям законодательства | ||
2 | недопущение истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем | ||
3 | недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при наличии в правовом кадастре обременений (ареста), исключающих государственную регистрацию права или иного объекта государственной регистрации | ||
4 | проведение регистрации обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний с момента поступления заявления в регистрирующий орган | ||
5 | недопущение проведения государственной регистрации права на лицо, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма | ||
6 | недопущение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество при неполном пакете документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество | ||
7 | предоставление копии документов, находящиеся в регистрационном деле правового кадастра, должны быть предоставлены регистрирующим органом не позднее трех рабочих дней со дня подачи запроса на получение информации | ||
8 | недопущение необоснованного отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество | ||
9 |
соблюдение сроков проведения государственной регистрации: | ||
10 | Соблюдение услугодателем бизнес - процессов оказания государственной услуги | ||
11 | Недопущение необоснованного приостановления в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество | ||
12 | Надлежащее ведение и хранение регистрационных дел | ||
13 | Наличие на официальных интернет - ресурсах и в печатных изданиях информации о разглашении персональных данных граждан, в том числе тайну личной жизни при регистрации прав на недвижимое имущество | ||
14 | Наличие фактов вынесения судами частных постановлений или определений в отношении субъекта контроля | ||
15 | Наличие фактов вынесения судом вступившего в законную силу решения о признании факта регистрации недействительной, в котором указана его вина | ||
16 | Наличие фактов вынесения судом вступивших в законную силу решений, в отношении субъекта контроля, согласно обоснованных жалоб на действия или бездействие должностных лиц, в котором указана его вина | ||
17 | Недостоверное заполнение Информационной системы "Единый государственный кадастр недвижимости" (далее – ИС "ЕГКН") | ||
18 | Не отправление заявки для блокировки логина уволенного работника, используемого для работы в ИС "ЕГКН" | ||
19 | использование для работы в ИС "ЕГКН" сотрудниками логина другого ответственного сотрудника |
Должностное (ые) лицо (а):
__________________________________________________________________
(должность) (подпись)
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии))
Руководитель субъекта контроля
__________________________________________________________________
(должность) (подпись)
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии))