ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 835 и Министра энергетики Республики Казахстан от 15 декабря 2015 года № 721 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных-правовых актов за № 12779, опубликован 26 января 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет") следующие изменения и дополнения:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов";
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЕМ:";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемые:
1) Критерии оценки степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) Проверочный лист в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов в отношении физических или юридических лиц, осуществляющих пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;
3) Проверочный лист в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов в отношении субъектов, осуществляющих деятельность по экологической экспертизе проектов в составе комплексной вневедомственной экспертизы согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу;
4) Проверочный лист в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов в отношении субъектов, имеющих лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды согласно приложению 4 к настоящему совместному приказу.";
приложения 1 и 2 к указанному совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему совместному приказу;
дополнить приложениями 3, 4 к указанному совместному приказу согласно приложениям 3, 4 к настоящему совместному приказу.
2. Комитету экологического регулирования и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего совместного приказа на интернет ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
___________ Т. Сулейменов |
Министр энергетики Республики Казахстан |
_________ К. Бозумбаев |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Критерии оценки степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов (далее – Критерии) разработаны в соответствии с подпунктом 2) подпунктом 2) статьи 86 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года и Правилами формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17371) (далее - Правила), с целью отнесения субъектов (объектов) контроля в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов к степеням риска.
2. В Критериях используются следующие понятия:
1) незначительные нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды, несоблюдение которых не создают предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде, но выполнение, которых является обязательным для природопользователей при осуществлении своей деятельности;
2) значительные нарушения – нарушения, установленные нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды, создающие предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде;
3) риск в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
4) грубые нарушения – нарушения, установленные нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды, связанные с несоблюдением запрещающей нормы законодательства (запрещается, не допускается, не разрешается);
5) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимой органом контроля с целью назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
6) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
8) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
3. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, но не чаще одного раза в год.
4. Основанием для назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля является полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, утвержденный первым руководителем государственного органа.
В срок до 10 (десятого) декабря года, предшествующего году проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, и до 10 (десятого) мая текущего календарного года утвержденные полугодовые списки проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля направляются регулирующим государственным органом в уполномоченный орган в области правовой статистики и специальных учетов для формирования полугодового сводного списка проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
5. Списки профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.
6. Критерии для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии
7. Определение объективных критериев осуществляется посредством следующих этапов:
1) определение риска;
2) группировка и распределение субъектов (объектов) контроля по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).
8. Определение риска осуществляется в зависимости от вероятности причинения вреда окружающей среде в результате деятельности субъекта контроля.
К высокой степени риска относятся:
1) субъекты (объекты) 1, 2 категории хозяйственной деятельности, установленные согласно статье 40 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года (далее – Кодекс);
2) субъекты (объекты) 3, 4 категории хозяйственной деятельности, установленные согласно статье 40 Кодекса, по характеру и степени влияния на окружающую среду:
машиностроительные объекты;
строительная промышленность;
производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива (использующие в качестве топлива уголь, мазут, природный газ);
субъекты, осуществляющие прием, сбор, транспортировку, утилизацию, переработку, размещение отходов производства и потребления;
субъекты, осуществляющие прием, хранение и реализацию нефтепродуктов;
субъекты коммунального хозяйства (в том числе, объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения), а также субъекты стратегического значения, влияющие на окружающую среду (гидроэлектростанции, накопители, водохранилища);
субъекты, осуществляющие выпуск транспортных средств и деятельность в сфере перевозки (грузовыми, легковыми, железнодорожными, воздушными, водными, автобусными) транспортными средствами;
субъекты, осуществляющие деятельность на территориях особо охраняемых природных территорий;
субъекты, осуществляющие экологическую экспертизу проектов в составе комплексной вневедомственной экспертизы, а также имеющие лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.
Субъекты (объекты), не вошедшие в подпункты 1), 2) настоящего пункта, после проведения анализа согласно объективных критериев подлежат к отнесению к субъектам, не отнесенным к высокой степени риска согласно объективных критериев.
Субъекты (объекты), отнесенные по объективным критериям к высокой степени риска, далее подлежат оценке по субъективным критериям.
Глава 3. Субъективные критерии
9. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
10. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.
Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем;
2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;
3) наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта контроля;
4) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;
5) результаты экологического аудита;
6) результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля;
7) анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации, в случае наличия, рейтингов "нарушителей", перечня выявленных нарушений по результатам лабораторных исследований;
8) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами, организациями и иными лицами.
11. При наличии у субъекта контроля одного из смягчающих индикаторов, субъект контроля освобождается от проведения следующего профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля.
К смягчающим индикаторам относятся:
1) наличие аудио и (или) видео фиксации с передачей данных в онлайн-режиме;
2) наличие датчиков и других фиксирующих устройств по передаче данных в системы государственных органов (датчики воды, датчики фиксации выбросов в атмосферу).
12. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.
Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений.
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений.
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Субъективные критерии оценки степени риска приведены в приложении к настоящим Критериям.
По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 61 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля;
2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени 0 до 60 включительно и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
13. При анализе и оценке степени риска не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности.
Анализ получаемых сведений и оценка по показателям осуществляется два раза в год до 1 (первого) мая и до 1 (первого) декабря отчетного года.
В случае если в отношении субъекта (объекта) контроля ранее не проводился профилактический контроль с посещением, анализируемым периодом является период, равный сроку исковой давности (три года) начиная с 1 (первого) мая и (или) 1 (первого) декабря отчетного года.
В случае если в отношении субъекта (объекта) контроля ранее проводился профилактический контроль с посещением, анализируемым периодом является период со дня окончания последнего профилактического контроля с посещением до 1 (первого) мая и (или) 1 (первого) декабря отчетного года.
Приложение к Критериям оценки степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов |
Субъективные критерии оценки степени риска
№ | Критерии | Степень риска |
Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | ||
1. | Непредоставление отчета производственного экологического контроля | грубое |
2. | Установление фактов превышения нормативов эмиссии посредством производственного экологического контроля, в том числе автоматизированного мониторинга | грубое |
3. | Предоставление недостоверных и неполных данных производственного экологического контроля | значительное |
4. | Неисполнение или частичное исполнение природоохранных мероприятий | значительное |
5. | Непредоставление данных для ведения Государственного кадастра отходов | значительное |
6. | Непредоставление ежегодного обновленного Реестра учета оборудования, содержащего полихлорированные дифенилы | значительное |
7. | Представление отчетности в области охраны окружающей среды с нарушением установленных сроков | незначительное |
Результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) | ||
1. | Наличие программы производственного экологического контроля | грубое |
2. | Выполнение производственного экологического контроля в соответствии с программой производственного экологического контроля | грубое |
3. | Проведение внутренних проверок и сопоставление результатов производственного экологического контроля с условиями экологического разрешения | значительное |
4. | Выполнение условий, указанных в разрешении на эмиссии в окружающую среду, в том числе нормативы эмиссий по всем их источникам | грубое |
5. | Соответствие фактических параметров параметрам, указанных в инвентаризации выбросов и их источников, проектной документации на которые получены положительные заключения государственной экологической экспертизы | грубое |
6. | Снижение выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях | грубое |
7. | Наличие регулярного учета (вид, количество, свойства) образовавшихся, собранных, перевезенных, утилизированных или размещенных отходов в процессе их деятельности | значительное |
8. | Наличие ежегодного отчета по инвентаризации отходов | значительное |
9. | Наличие и ведение кадастрового дела по объекту размещения отходов | значительное |
10. | Наличие отчета об инвентаризации парниковых газов | значительное |
11. | Предоставление информации о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ, их влиянии на здоровье и окружающую среду, а также научно обоснованную информацию по выбросам и переносам загрязнителей | значительное |
12. | Выполнение процедур при переводе оборудования, содержащего полихлорированные дифенилы в категорию отходов, содержащих полихлорированные дифенилы | значительное |
13. | Наличие и использование установок и оборудования по очистке, обезвреживанию и утилизации опасных отходов, выбросов, сбросов, обеспечивающих соблюдение нормативов качества окружающей среды | значительное |
14. | Наличие специального подразделения либо приказа на работника, ответственного за организацию, проведение производственного экологического контроля и за взаимодействие с контролирующими органами | незначительное |
15. | Осуществление производственного экологического мониторинга аккредитованными производственными или независимыми лабораториями | грубое |
16. | Информирование уполномоченного органа в области охраны окружающей среды о происшедших авариях с выбросом и сбросом загрязняющих веществ в окружающую среду в течение двух часов с момента их обнаружения, а также в течение трех рабочих дней о фактах нарушений, установленных в процессе производственного экологического контроля | значительное |
17. | Наличие договора обязательного экологического страхования для лиц, осуществляющих экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности | грубое |
18. | Наличие разрешения на эмиссии в окружающую среду | грубое |
19. | Соблюдение нормативов допустимых выбросов, установленных для автомобилей и иных транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду | значительное |
20. | Наличие первичной документации для определения фактических объемов эмиссий в окружающую среду (журналы учета стационарных источников загрязнения и их характеристик, журналы учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок, а также паспорта установки) | значительное |
21. | Наличие плана действий по устранению или локализации аварийной ситуации, стихийных бедствий и природных катаклизмов | незначительное |
22. | Проведение обязательного экологического аудита по решению уполномоченного органа в области охраны окружающей среды | значительное |
23. | Наличие и соблюдение требований заключения государственной экологической экспертизы и комплексной вневедомственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, с сопровождающими ее материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со стадиями | грубое |
24. | Наличие и соблюдение требований заключения государственной экологической экспертизы на проекты нормативов эмиссий в окружающую среду | грубо |
25. | Наличие и соблюдение требований заключения государственной экологической экспертизы на проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов либо которая затрагивает интересы сопредельных государств, в том числе по комплексу "Байконур", определенные международными договорами Республики Казахстан | грубое |
26. | Недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв, а также снятия плодородного слоя почвы в целях продажи или передачи его другим лицам, за исключением случаев, когда такое снятие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя | значительное |
27. | Размещение и удаление отходов в местах, определяемых решениями местных исполнительных органов по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и государственным органом санитарно-эпидемиологической службы и иными специально уполномоченными государственными органами | значительное |
28. | Наличие и применение инженерной системы организованного сбора и хранения отходов недропользования с гидроизоляцией технологических площадок, предназначенных для исключения миграции токсичных веществ в природные объекты | значительное |
29. | Проведение работ по восстановлению (рекультивации) земельного участка в соответствии с проектными решениями после окончания операций по недропользованию и демонтажа оборудования | значительное |
30. | Утилизация шламов и нейтрализация отработанного бурового раствора, буровых, карьерных и шахтных сточных вод для повторного использования в процессе бурения, возврата в окружающую среду при операциях по недропользованию | значительное |
31. | Недопущение загрязнения и истощения водных объектов, физическими и юридическими лицами, деятельность которых оказывает или может оказывать вредное воздействие на состояние водных объектов | значительное |
32. | Соблюдение порядка приостановления, прекращения операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов разработки месторождений | значительное |
33. | Наличие положительного заключения уполномоченного органа в области охраны окружающей среды на строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию, ликвидацию предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов | грубое |
34. | Принятие необходимых мер природопользователями, имеющими накопители сточных вод и (или) искусственные водные объекты, предназначенные для естественной биологической очистки сточных вод, по предотвращению их воздействия на окружающую среду, а также осуществление рекультиваций земель после прекращения их эксплуатации | значительное |
35. | Использование приборов учета объемов воды и ведение журнала учета водопотребления и водоотведения природопользователями, осуществляющие сброс сточных вод в водные объекты, недра, в накопители сточных вод, на рельеф местности или имеющих замкнутый цикл водоотведения | значительное |
36. | Недопущение сброса в недра сточных вод, не очищенных до нормативных показателей | значительное |
37. | Недопущение сброса сточных вод без предварительной очистки в водные объекты, на рельеф местности и в накопители сточных вод, за исключением сбросов шахтных и карьерных вод горно-металлургических предприятий в пруды-накопители и (или) пруды-испарители, а также вод, используемых для водяного охлаждения, в накопители, расположенные в системе замкнутого (оборотного) водоснабжения | значительное |
38. | Обеспечение мероприятий по предупреждению, ограничению и ликвидации аварийных разливов при проведении нефтяных операций | значительное |
39. | Наличие и применение закрытых контейнеров и специальных емкостей для перевозки сыпучих материалов, химических реагентов и опасных грузов, исключающих их попадание в окружающую среду | значительное |
40. | Наличие и применение систем, исключающих разливы и утечки топлива и горюче-смазочных материалов при заправке судов в море | значительное |
41. | Оснащение и применение суднами оборудования, не допускающего загрязнения палуб судов нефтепродуктами, сброса загрязненных сточных вод в водоемы | значительное |
42. | Ведение ежегодного производственного мониторинга окружающей среды (по климатическим сезонам) по всей контрактной территории в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря, за исключением мониторинга в зимний период на акватории моря, покрытой льдами, с целью предотвращения негативного воздействия на морскую среду | значительное |
43. | Безотлагательная организация мониторинга последствий аварийного загрязнения окружающей среды в случае возникновения аварийных ситуаций | значительное |
44. | Утилизация, переработка, обезвреживание и безопасное удаление отходов | грубое |
45. | Соблюдение запрета на смешивание опасных отходов с неопасными отходами, а также различных видов опасных отходов между собой в процессе их производства, транспортировки и хранения, кроме случаев применения неопасных отходов для подсыпки, уплотнения при захоронении отходов | грубое |
46. | Наличие программы управления отходами I, II категории и лиц, осуществляющих утилизацию и переработку отходов, или иные способы уменьшения их объемов и опасных свойств, а также осуществляющих деятельность, связанную с размещением отходов производства и потребления в зависимости от категории объекта | значительное |
47. | Наличие паспорта опасных отходов, представленного в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды | значительное |
48. | Соблюдение условий и сроков временного хранения отходов (не более шести месяцев), установленных проектной документацией, до их передачи третьим лицам, осуществляющим операции по утилизации, переработке, а также удалению отходов, не подлежащих переработке или утилизации | значительное |
49. | Наличие мест хранения отходов, предназначенных для безопасного хранения отходов в срок не более трех лет до их восстановления или переработки или не более одного года до их захоронения | значительное |
50. | Проведение работ по рекультивации нарушенных земель, контроль за состоянием объектов размещения отходов и воздействия на окружающую среду, после окончания их эксплуатации | значительное |
51. | Наличие маркировки на упаковках с опасными отходами с указанием опасных свойств | значительное |
52. | Наличие у владельца полигона письменного подтверждения получения каждой партии отходов, принятой на участке, и хранение данной документации в течение пяти лет | значительное |
53. | Наличие хорошо видимых опознавательных знаков с указанием вида отхода, степени его опасности и даты захоронения на местах размещения опасных отходов | значительное |
54. | Наличие планов действий при чрезвычайных и аварийных ситуациях у предприятий, осуществляющих сбор, утилизацию, транспортировку и размещение опасных отходов | значительное |
55. | Наличие на пунктах хранения отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, средств защиты, обеспечивающих предотвращение влияния стойких органических загрязнителей на окружающую среду и здоровье населения | значительное |
56. | Наличие специально оборудованных полигонов для захоронения отходов | значительное |
57. | Наличие на каждом полигоне оборудованной системы мониторинга атмосферных выбросов (свалочный газ), фильтрата и сточных вод, образующихся в депонированных отходах, для предупреждения их негативного воздействия на окружающую среду | значительное |
58. | Наличие плана по приведению в соответствие участка полигона захоронения отходов в срок, согласованный с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды | значительное |
59. | Наличие ликвидационного фонда для проведения мероприятий по рекультивации земли и мониторинга воздействия на окружающую среду после закрытия полигона | значительное |
60. | Наличие документов, подтверждающих процедуры приема и классификации отходов, принимаемых для захоронения, установленные владельцем полигона и согласованных с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды | значительное |
61. | Рекультивация территории и проведение мониторинга выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса, после закрытия полигона (части полигона) | грубое |
62. | Обеспечение физическими и юридическими лицами, осуществляющими производство на территории Республики Казахстан и (или) ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки | значительное |
63. | Соблюдение оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) требований за целевое использование платы производителей (импортеров), неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и функций, неиспользование и (или) ненадлежащее использование возможностей по реализации расширенных обязательств производителей (импортеров) | значительное |
64. | Наличие разрешения на производство работ с использованием озоноразрушающих веществ, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества, выдаваемого уполномоченным органом в области охраны окружающей среды | значительное |
65. | Наличие квот на выбросы парниковых газов оператором установки, выбросы которой превышают эквивалент двадцати тысяч тонн двуокиси углерода в год, в следующих регулируемых сферах деятельности: нефтегазовой, электроэнергетической, горнодобывающей, металлургической, химической, обрабатывающей в части производства стройматериалов: цемента, извести, гипса и кирпича | грубое |
66. | Соблюдение квот на выбросы парниковых газов | грубое |
67. | Наличие уведомления с указанием причин, по которым произошло сжигание сырого газа в факелах, и сведений об объемах сожженного сырого газа | грубое |
68. | Наличие объектовых планов, утвержденных собственниками объектов, несущих риск разлива нефти, согласованных с территориальными подразделениями уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, в области гражданской защиты, и направление его в течение трех рабочих дней со дня утверждения в уведомительном порядке в уполномоченный орган в области углеводородов | значительное |
69. | Соблюдение запрета захоронения неприемлемых отходов на полигонах | значительное |
70. | Соблюдение сроков при рассмотрении материалов представляемых на экологическую экспертизу, проводимую в составе комплексной вневедомственной экспертизы | грубое |
71. | Соблюдение компетенции при рассмотрении материалов представляемых на экологическую экспертизу, проводимую в составе комплексной вневедомственной экспертизы | грубое |
72. | Соблюдение комплектности при рассмотрении материалов представляемых на экологическую экспертизу, проводимую в составе комплексной вневедомственной экспертизы | грубое |
73. | Наличие соответствующего высшего образования по профилю у физического лица или наличие у руководителя заявителя высшего образования | значительное |
74. | Наличие у физического лица практического опыта работы в области охраны окружающей среды не менее трех лет, в том числе в области природоохранного проектирования, нормирования не менее одного года для деятельности по экологическому аудиту или для юридических лиц наличие не менее двух специалистов, работающих в штате данного юридического лица, имеющих соответствующее высшее образование по профилю с практическим опытом работы в области охраны окружающей среды не менее трех лет, не менее двух экологических аудиторов, работающих в штате данного юридического лица для деятельности по экологическому аудиту | грубое |
75. | Наличие аккредитованной специализированной лаборатории либо договора о выполнении аналитических работ (услуг) организациями, имеющими указанные лаборатории | грубое |
76. | Наличие программного комплекса по расчету нормативов эмиссий в окружающую среду | грубое |
Наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта контроля | ||
1. | Наличие неблагоприятных происшествий, аварий и пожаров, повлекших ущерб окружающей среде | грубое |
Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений | ||
1. | Наличие трех и более подтвержденных жалоб либо обращений | грубое |
2. | Наличие двух подтвержденных жалоб либо обращений | значительное |
3. | Наличие одной подтвержденной жалобы либо обращения | незначительное |
Результаты экологического аудита | ||
1. | Непроведение обязательного экологического аудита | грубое |
2. | Неисполнение рекомендаций по результатам проведенного аудита | значительное |
3. | Результаты оценки обязательного и инициативного экологического аудита, позволяющие обратиться с иском в суд о приостановлении деятельности субъекта (объекта), о возмещении ущерба | грубое |
Результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля | ||
1. | Превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ на границах санитарно-защитной зоны по данным лабораторно-аналитического контроля территориального органа в области охраны окружающей среды и Республиканского государственного предприятия "Казгидромет" | грубое |
2. | Данные космического мониторинга, свидетельствующие о нарушениях экологического законодательства | грубое |
3. | Установление фактов превышения нормативов посредством автоматизированного мониторинга | грубое |
4. | Неустранение нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, а равно непредставление в срок плана мероприятий по устранению нарушений | грубое |
Анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации, в случае наличия, рейтингов "нарушителей", перечня выявленных нарушений по результатам лабораторных исследований | ||
1. | Публикации в средствах массовой информации о нарушениях экологического законодательства | значительное |
Результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами, организациями и иными лицами | ||
1. | Неполнота исполнения обязательств по уплате налогов за эмиссии в окружающую среду, а равно уклонение от уплаты | грубое |
2. | Факты о нарушениях экологического законодательства от правоохранительных органов | грубое |
3. | Факты о нарушениях экологического законодательства от оператора расширенных обязательств производителей (импортеров) | Значительное |
Проверочный лист
в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов
_______________________________________________________________________________
в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в
отношении физических или юридических лиц, осуществляющих пользование природными
ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду наименование однородной группы
субъектов (объектов) контроля
______________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку ____________________________________
______________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
№, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта
(объекта) контроля _____________________________________________________________
Адрес места нахождения ________________________________________________________
Перечень требований | Требуется | Не требуется | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Наличие программы производственного экологического контроля | ||||
2. | Выполнение производственного экологического контроля в соответствии с программой производственного экологического контроля | ||||
3. | Проведение внутренних проверок и сопоставление результатов производственного экологического контроля с условиями экологического разрешения | ||||
4. | Выполнение условий, указанных в разрешении на эмиссии в окружающую среду, в том числе нормативы эмиссий по всем их источникам | ||||
5. | Соответствие фактических параметров к параметрам, указанных в инвентаризации выбросов и их источников, проектной документации на которые получены положительные заключения государственной экологической экспертизы | ||||
6. | Снижение выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях | ||||
7. | Наличие регулярного учета (вид, количество, свойства) образовавшихся, собранных, перевезенных, утилизированных или размещенных отходов в процессе их деятельности | ||||
8. | Наличие ежегодного отчета по инвентаризации отходов | ||||
9. | Наличие и ведение кадастрового дела по объекту размещения отходов | ||||
10. | Наличие отчета об инвентаризации парниковых газов | ||||
11. | Предоставление информации о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ, их влиянии на здоровье и окружающую среду, а также научно обоснованную информацию по выбросам и переносам загрязнителей | ||||
12. | Выполнение процедур при переводе оборудования, содержащего полихлорированные дифенилы в категорию отходов, содержащих полихлорированные дифенилы | ||||
13. | Наличие и использование установок и оборудования по очистке, обезвреживанию и утилизации опасных отходов, выбросов, сбросов, обеспечивающих соблюдение нормативов качества окружающей среды | ||||
14. | Наличие специального подразделения либо приказа на работника, ответственного за организацию, проведение производственного экологического контроля и за взаимодействие с контролирующими органами | ||||
15. | Осуществление производственного экологического мониторинга аккредитованными производственными или независимыми лабораториями | ||||
16. | Информирование уполномоченного органа в области охраны окружающей среды о происшедших авариях с выбросом и сбросом загрязняющих веществ в окружающую среду в течение двух часов с момента их обнаружения, а также в течение трех рабочих дней о фактах нарушений, установленных в процессе производственного экологического контроля | ||||
17. | Наличие договора обязательного экологического страхования для лиц, осуществляющих экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности | ||||
18. | Наличие разрешения на эмиссии в окружающую среду | ||||
19. | Соблюдение нормативов допустимых выбросов, установленных для автомобилей и иных транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду | ||||
20. | Наличие первичной документации для определения фактических объемов эмиссий в окружающую среду (журналы учета стационарных источников загрязнения и их характеристик, журналы учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок, а также паспорта установки) | ||||
21. | Наличие плана действий по устранению или локализации аварийной ситуации, стихийных бедствий и природных катаклизмов | ||||
22. | Проведение обязательного экологического аудита по решению уполномоченного органа в области охраны окружающей среды | ||||
23. | Наличие и соблюдение требований заключения государственной экологической экспертизы и комплексной вневедомственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, с сопровождающими ее материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со стадиями | ||||
24. | Наличие и соблюдение требований заключения государственной экологической экспертизы на проекты нормативов эмиссий в окружающую среду | ||||
25. | Наличие и соблюдение требований заключения государственной экологической экспертизы на проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов либо которая затрагивает интересы сопредельных государств, в том числе по комплексу "Байконур", определенные международными договорами Республики Казахстан | ||||
26. | Недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв, а также снятия плодородного слоя почвы в целях продажи или передачи его другим лицам, за исключением случаев, когда такое снятие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя | ||||
27. | Размещение и удаление отходов в местах, определяемых решениями местных исполнительных органов по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и государственным органом санитарно-эпидемиологической службы и иными специально уполномоченными государственными органами | ||||
28. | Наличие и применение инженерной системы организованного сбора и хранения отходов недропользования с гидроизоляцией технологических площадок, предназначенных для исключения миграции токсичных веществ в природные объекты | ||||
29. | Проведение работ по восстановлению (рекультивации) земельного участка в соответствии с проектными решениями после окончания операций по недропользованию и демонтажа оборудования | ||||
30. | Утилизация шламов и нейтрализация отработанного бурового раствора, буровых, карьерных и шахтных сточных вод для повторного использования в процессе бурения, возврата в окружающую среду при операциях по недрапользованию | ||||
31. | Недопущение загрязнения и истощения водных объектов, физическими и юридическими лицами, деятельность которых оказывает или может оказывать вредное воздействие на состояние водных объектов | ||||
32. | Соблюдение порядка приостановления, прекращения операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов разработки месторождений | ||||
33. | Наличие положительного заключения уполномоченного органа в области охраны окружающей среды на строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию, ликвидацию предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов | ||||
34. | Принятие необходимых мер природопользователями, имеющими накопители сточных вод и (или) искусственные водные объекты, предназначенные для естественной биологической очистки сточных вод, по предотвращению их воздействия на окружающую среду, а также осуществление рекультивации земель после прекращения их эксплуатации | ||||
35. | Использование приборов учета объемов воды и ведение журнала учета водопотребления и водоотведения природопользователями, осуществляющие сброс сточных вод в водные объекты, недра, в накопители сточных вод, на рельеф местности или имеющих замкнутый цикл водоотведения | ||||
36. | Недопущение сброса в недра сточных вод, не очищенных до нормативных показателей | ||||
37. | Недопущение сброса сточных вод без предварительной очистки в водные объекты, на рельеф местности и в накопители сточных вод, за исключением сбросов шахтных и карьерных вод горно-металлургических предприятий в пруды-накопители и (или) пруды-испарители, а также вод, используемых для водяного охлаждения, в накопители, расположенные в системе замкнутого (оборотного) водоснабжения | ||||
38. | Обеспечение мероприятий по предупреждению, ограничению и ликвидации аварийных разливов при проведении нефтяных операций | ||||
39. | Наличие и применение закрытых контейнеров и специальных емкостей для перевозки сыпучих материалов, химических реагентов и опасных грузов, исключающих их попадание в окружающую среду | ||||
40. | Наличие и применение систем, исключающих разливы и утечки топлива и горюче-смазочных материалов при заправке судов в море | ||||
41. | Оснащение и применение суднами оборудования, не допускающего загрязнения палуб судов нефтепродуктами, сброса загрязненных сточных вод в водоемы | ||||
42. | Ведение ежегодного производственного мониторинга окружающей среды (по климатическим сезонам) по всей контрактной территории в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря, за исключением мониторинга в зимний период на акватории моря, покрытой льдами, с целью предотвращения негативного воздействия на морскую среду | ||||
43. | Безотлагательная организация мониторинга последствий аварийного загрязнения окружающей среды в случае возникновения аварийных ситуаций | ||||
44. | Утилизация, переработка, обезвреживание и безопасное удаление отходов | ||||
45. | Соблюдение запрета на смешивание опасных отходов с неопасными отходами, а также различных видов опасных отходов между собой в процессе их производства, транспортировки и хранения, кроме случаев применения неопасных отходов для подсыпки, уплотнения при захоронении отходов | ||||
46. | Наличие программы управления отходами I, II категории и лиц, осуществляющих утилизацию и переработку отходов или иные способы уменьшения их объемов и опасных свойств, а также осуществляющих деятельность, связанную с размещением отходов производства и потребления в зависимости от категории объекта | ||||
47. | Наличие паспорта опасных отходов, представленного в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды | ||||
48. | Соблюдение условий и сроков временного хранения отходов (не более шести месяцев), установленных проектной документацией, до их передачи третьим лицам, осуществляющим операции по утилизации, переработке, а также удалению отходов, не подлежащих переработке или утилизации | ||||
49. | Наличие мест хранения отходов, предназначенных для безопасного хранения отходов в срок не более трех лет до их восстановления или переработки или не более одного года до их захоронения | ||||
50. | Проведение работ по рекультивации нарушенных земель, контроль за состоянием объектов размещения отходов и воздействия на окружающую среду, после окончания их эксплуатации | ||||
51. | Наличие маркировки на упаковках с опасными отходами с указанием опасных свойств | ||||
52. | Наличие у владельца полигона письменного подтверждения получения каждой партии отходов, принятой на участке, и хранение данной документации в течение пяти лет | ||||
53. | Наличие хорошо видимых опознавательных знаков с указанием вида отхода, степени его опасности и даты захоронения на местах размещения опасных отходов | ||||
54. | Наличие планов действий при чрезвычайных и аварийных ситуациях у предприятий, осуществляющих сбор, утилизацию, транспортировку и размещение опасных отходов | ||||
55. | Наличие на пунктах хранения отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, средств защиты, обеспечивающих предотвращение влияния стойких органических загрязнителей на окружающую среду и здоровье населения | ||||
56. | Наличие специально оборудованных полигонов для захоронения отходов | ||||
57. | Наличие на каждом полигоне оборудованной системы мониторинга атмосферных выбросов (свалочный газ), фильтрата и сточных вод, образующихся в депонированных отходах, для предупреждения их негативного воздействия на окружающую среду | ||||
58. | Наличие плана по приведению в соответствие участка полигона захоронения отходов в срок, согласованный с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды | ||||
59. | Наличие ликвидационного фонда для проведения мероприятий по рекультивации земли и мониторинга воздействия на окружающую среду после закрытия полигона | ||||
60. | Наличие документов, подтверждающих процедуры приема и классификации отходов, принимаемых для захоронения, установленные владельцем полигона и согласованных с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды | ||||
61. | Рекультивация территории и проведение мониторинга выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса, после закрытия полигона (части полигона) | ||||
62. | Обеспечение физическими и юридическими лицами, осуществляющими производство на территории Республики Казахстан и (или) ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки | ||||
63. | Соблюдение оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) требований за целевое использование платы производителей (импортеров), неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и функций, неиспользование и (или) ненадлежащее использование возможностей по реализации расширенных обязательств производителей (импортеров) | ||||
64. | Наличие разрешения на производство работ с использованием озоноразрушающих веществ, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества, выдаваемого уполномоченным органом в области охраны окружающей среды | ||||
65. | Наличие квот на выбросы парниковых газов оператором установки, выбросы которой превышают эквивалент двадцати тысяч тонн двуокиси углерода в год, в следующих регулируемых сферах деятельности: нефтегазовой, электроэнергетической, горнодобывающей, металлургической, химической, обрабатывающей в части производства стройматериалов: цемента, извести, гипса и кирпича | ||||
66. | Соблюдение квот на выбросы парниковых газов | ||||
67. | Наличие уведомления с указанием причин, по которым произошло сжигание сырого газа в факелах, и сведений об объемах сожженного сырого газа | ||||
68. | Наличие объектовых планов, утвержденных собственниками объектов, несущих риск разлива нефти, согласованных с территориальными подразделениями уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, в области гражданской защиты, и направление его в течение трех рабочих дней со дня утверждения в уведомительном порядке в уполномоченный орган в области углеводородов | ||||
69. | Соблюдение запрета захоронения неприемлемых отходов на полигонах |
Должностное (ые) лицо (а)
_____________ ___________ _______________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии))
_____________ ___________ _______________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии))
Руководитель субъекта контроля
_____________ ___________ _______________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии))
Проверочный лист
в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов
_______________________________________________________________________________
в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в
отношении субъектов, осуществляющих деятельность по экологической экспертизе проектов
в составе комплексной вневедомственной экспертизы наименование однородной группы
субъектов (объектов) контроля ____________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку _____________________________________
_______________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта)
контроля _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
№, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля __________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта
(объекта) контроля _______________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________________
№ | Перечень требований | Требуется | Не требуется | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Соблюдение сроков при рассмотрении материалов представляемых на экологическую экспертизу, проводимую в составе комплексной вневедомственной экспертизы | ||||
2. | Соблюдение компетенции при рассмотрении материалов представляемых на экологическую экспертизу, проводимую в составе комплексной вневедомственной экспертизы | ||||
3. | Соблюдение комплектности при рассмотрении материалов представляемых на экологическую экспертизу, проводимую в составе комплексной вневедомственной экспертизы |
Должностное (ые) лицо (а)
_____________ ___________ _______________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии))
_____________ ___________ _______________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии))
Руководитель субъекта контроля
_____________ ___________ _______________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии))
Проверочный лист
в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов
________________________________________________________________________________
в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в
отношении субъектов, имеющие лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области
охраны окружающей среды наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
________________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку ______________________________________
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта)
контроля _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
№, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля _________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта
(объекта) контроля ______________________________________________________________
Адрес места нахождения _________________________________________________________
№ | Перечень требований | Требуется | Не требуется | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Наличие соответствующего высшего образования по профилю у физического лица или наличие у руководителя заявителя высшего образования | ||||
2. | Наличие у физического лица практического опыта работы в области охраны окружающей среды не менее трех лет, в том числе в области природоохранного проектирования, нормирования не менее одного года для деятельности по экологическому аудиту или для юридических лиц наличие не менее двух специалистов, работающих в штате данного юридического лица, имеющих соответствующее высшее образование по профилю с практическим опытом работы в области охраны окружающей среды не менее трех лет, не менее двух экологических аудиторов, работающих в штате данного юридического лица для деятельности по экологическому аудиту | ||||
3. | Наличие аккредитованной специализированной лаборатории либо договора о выполнении аналитических работ (услуг) организациями, имеющими указанные лаборатории | ||||
4. | Наличие программного комплекса по расчету нормативов эмиссий в окружающую среду |
Должностное (ые) лицо (а)
_____________ ___________ _______________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии))
_____________ ___________ _______________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии))
Руководитель субъекта контроля
_____________ ___________ _______________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии))