Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра здравоохранения РК от 30.10.2020 № ҚР ДСМ-173/2020 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28-1 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и использования данных национальных счетов здравоохранения.
2. Департаменту проектного управления Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Абишева О.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | Е. Биртанов |
Утверждены приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 6 мая 2019 года № ҚР ДСМ-66 |
Правила формирования и использования данных национальных счетов здравоохранения
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила формирования и использования данных национальных счетов здравоохранения (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 28-1 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс) и определяют порядок формирования и использования данных национальных счетов здравоохранения.
2. Целью национальных счетов здравоохранения (далее – НСЗ) является сбор информации о национальной системе здравоохранения для процесса планирования, выработки политики и оценки эффективности системы в этой сфере.
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:
1) уполномоченный орган по исполнению бюджета – орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению республиканского бюджета;
2) расходы на здравоохранение (HF) – классификация схем финансирования системы здравоохранения, посредством которых потребители получают услуги здравоохранения;
3) валовое капиталообразование в системе здравоохранения – капитальные расходы на здравоохранение поставщиками медицинских услуг за отчетный период (за вычетом стоимости продаж активов одного типа) и используемых регулярно или на протяжении одного года и более для предоставления медицинских услуг;
4) текущие расходы на здравоохранение – конечные потребительские расходы резидентов на товары и услуги в области здравоохранения;
5) уполномоченный орган в области здравоохранения – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, контроля за качеством медицинских услуг;
6) система счетов здравоохранения (далее – ССЗ) – методология, предоставляющая систематическое описание финансовых потоков в здравоохранении, целью которой является описание системы здравоохранения с точки зрения расходов, как для международных, так и для национальных целей;
7) дезагрегация данных – распределение агрегированных данных о расходах по регионам, основной целью которой является определение эффективности использования ресурсов на здравоохранение путем выявления региональных сходств и различий в потреблении товаров и услуг здравоохранения;
8) факторы предоставления услуг – ресурсы, используемые поставщиками в процессе производства и предоставления услуг здравоохранения;
9) доходы схем финансирования (FS) – основные источники финансирования здравоохранения;
10) поставщики медицинских услуг (HP) – организации и прочие субъекты, которые предоставляют товары и услуги здравоохранения;
11) функции поставщиков медицинских услуг (НС) – предоставление поставщиками здравоохранения товаров и услуг за счет полученных средств по схемам финансирования;
12) уполномоченный орган в области государственной статистики – государственный орган, осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию в области государственной статистики в пределах своей компетенции;
13) продуктивность – отношение объема продукции к объему исходных данных, которое определяет наиболее успешное использование ресурсов процессов в определенной сфере деятельности;
14) резиденты – институциональные единицы экономики, такие как правительство, предприятия, домашние хозяйства, и неправительственные организации;
15) национальные счета здравоохранения – система регулярного, всестороннего и последовательного мониторинга финансовых потоков в системе здравоохранения страны, используемая для оценки распределения ресурсов здравоохранения с целью их равного и эффективного распределения между мерами, направленными на предупреждение заболеваний и лечение населения.
Глава 2. Порядок формирования НСЗ
4. НСЗ формируются на ежегодной основе за предыдущий год.
5. Процесс составления НСЗ состоит из трех основных этапов:
1) сбор данных;
2) объединение данных и проведение расчҰтов по счетам здравоохранения;
3) формирование окончательных таблиц.
6. Сбор данных осуществляется из:
1) информации о расходах местных бюджетов за отчетный год в рамках 039 бюджетной программы "Оказание амбулаторно-поликлинических услуг и медицинских услуг субъектами сельского здравоохранения, за исключением оказываемой за счет средств республиканского бюджета, и оказание услуг Call-центрами" в разрезе форм помощи;
2) информации о расходах местных бюджетов за отчетный год в рамках 041 "Дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по решению местных представительных органов областей" в разрезе форм помощи;
3) информации о расходах местных бюджетов за отчетный год в рамках 027 "Централизованный закуп и хранение вакцин и других иммунобиологических препаратов для проведения иммунопрофилактики населения";
4) информации по исполнению выделенных средств из республиканского бюджета в рамках 067 бюджетной программы "Обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи" за отчетный год в разрезе услуг, формируемый уполномоченным органом в области здравоохранения;
5) данных по фактическим расходам на лечение зарубежом за отчетный год, опубликованных на официальном интернет-ресурсе Базы статистических данных ОЭСР";
6) статистических бюллетеней уполномоченного органа в области государственной статистики "Отчет об объеме оказанных услуг в области здравоохранения и предоставления социальных услуг", "Отчет об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации здравоохранения", "Расходы и доходы домашних хозяйств", "Расходы и доходы населения";
7) сводного отчета о страховых выплатах по страховым (перестраховочным) организациям Республики Казахстан и сводного отчета о страховых премиях по страховым (перестраховочным) организациям Республики Казахстан, формируемых и размещаемых Национальным Банком Республики Казахстан;
7. Из полученных данных в соответствии с принципами учета расходов, проводится объединение данных и совершение расчҰтов по счетам здравоохранения, распределение статей расходов, предоставленных выше указанными формами по классификационным группам Таблиц НСЗ.
8. Таблицы НСЗ составляются на основе методологии ССЗ, разработанной Организацей экономического сотрудничества и развития, Евростатом и Всемирной Организацией Здравоохранения.
9. Структура таблиц НСЗ состоит из четырех компонентов: доходы схем финансирования и источники информации согласно приложению 1, расходы на здравоохранение согласно приложению 2, основные поставщики медицинских услуг согласно приложению 3 и функции поставщиков здравоохранения согласно приложению 4.
10. После формирования четырех основных компонентов данные дезагрегируются на уровне регионов Республики Казахстан.
11. Дезагрегация применяется к трем основным группам услуг здравоохранения с использованием трех разных методологических подходов:
1) услуги индивидуального (HC.1-4) и коллективного (HC.6-9) потребления и прочие;
2) фармацевтические препараты и медицинские товары (HC. 5);
3) формирование капитала организаций здравоохранения (HC.RI.5).
12. Таблицы НСЗ дезагрегируются вертикально по факторам предоставления услуг здравоохранения. На национальном уровне данные необходимы для обеспечения эффективного и соответствующего распределения ресурсов в производстве и предоставлении товаров и услуг здравоохранения. Согласно ССЗ существуют границы определения факторов предоставления услуг. В данную категорию входят все ресурсы, предназначенные для деятельности поставщиков медицинских услуг, такие как компенсационные расходы работникам, материалы и услуги связанные и не связанные со здравоохранением, потребление основного капитала и прочие. Классификация факторов производства представлена согласно приложению 5.
13. Границы НСЗ определяются следующим образом: национальные расходы на здравоохранения охватывают все расходы на деятельность в области здравоохранения, которые представляют собой совокупность всех видов деятельности, либо организациями, либо отдельными лицами, которые посредством применения медицинских и парамедицинских знаний и технологий, а также методов сестринского ухода преследуют следующие цели:
1) улучшение состояния здоровья и профилактика заболеваний;
2) лечение заболеваний и снижение преждевременной смертности;
3) наблюдение и уход за хроническими больными, нуждающимися в сестринском уходе;
4) наблюдение и уход за лицами, с ослабленным здоровьем, нетрудоспособными и инвалидами, нуждающимися в сестринском уходе;
5) предоставление услуг государственного здравоохранения и управление ими;
6) осуществление программ по здравоохранению и страхованию;
7) финансирование, также управление этими программами.
14. В НСЗ учитываются все товары и услуги, направленные на улучшение, сохранение или предотвращение ухудшения состояния здоровья населения, поставляемые внутренним поставщиком и (или) импортируемые из-за рубежа и потребляемые населением, проживающими на данной территории (резидентами).
15. Используются три показателя оценки расходов для сравнения на международном уровне:
1) валовое капиталообразование (предназначены для приобретения физических объектов, срок эксплуатации которых превышает 1 год);
2) общие текущие расходы на здравоохранение (ОТРЗ) (сумма затрат, классифицированных в категориях HC.1 - HC.7, где учитываются расходы на индивидуальное здравоохранение (индивидуальное медицинское обслуживание) указанные выше, плюс расходы на коллективные услуги здравоохранения и на работу финансирующих систем организаций);
3) общие расходы на здравоохранение (ОРЗ) (сумма, включающая текущие расходы на здравоохранение (HC.1-9) и расходы на валовое капиталообразование (HC.R.5).
В практике для формирования таблиц НСЗ используется кассовый метод учета средств, т.е. когда расходы регистрируются во время списания их со счета.
16. На основе сформированных окончательных таблиц производится анализ продуктивности системы здравоохранения, который является основным инструментом выявления эффективности данной деятельности.
17. Расчет показателей продуктивности производится согласно расчету показателей продуктивности системы здравоохранения.
Глава 3. Порядок использования данных
18. Для ежегодного формирования НСЗ на основе международной методологии используются данные:
1) статистических бюллетеней уполномоченного органа в области государственной статистики;
2) уполномоченного органа по исполнению бюджета;
3) местных уполномоченных органов по исполнению бюджета в разрезе медицинских организаций;
4) статистических данных, опубликованных на официальных интернет-ресурсах Национального Банка Республики Казахстан, Всемирной организации здравоохранения и Организации экономического сотрудничества и развития.
На основе данных формируется аналитический отчет с описанием расходов в разрезе услуг и поставщиков медицинских услуг, а также информация об источниках их финансирования.
19. Основные виды расходов на здравоохранение с указанием источников данных представлены согласно приложению 5.
20. Данные собираются с соответствующих организаций не позднее указанных сроков согласно приложению 6.
21. НСЗ используются для целей экономического анализа, принятий решений и разработки экономической политики на основе показателей расходов на здравоохранение.
Приложение 1 к Правилам приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 6 мая 2019 года № ҚР ДСМ-66 |
Доходы схем финансирования и источники информации
Приложение 2 к Правилам приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 6 мая 2019 года № ҚР ДСМ-66 |
Расходы на здравоохранение
Приложение 3 к Правилам приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 6 мая 2019 года № ҚР ДСМ-66 |
Основные поставщики медицинских услуг
Классификация поставщиков в НСЗ | Классификация, согласно Номенклатуре организаций здравоохранения | Примеры организаций, представленные в таблицах НСЗ |
1 | 2 | 3 |
Больничные организации (HP.1.) | Организации, оказывающие стационарную помощь | Больницы, центры психического здоровья, организации восстановительного лечения и медицинской реабилитации (наркотической, алкогольной зависимости), специализированные санаторий |
Национальный холдинг в области здравоохранения | Национальный медицинский холдинг | |
Организации восстановительного лечения и медицинской реабилитации | Санаторий, специализированный санаторий, профилакторий, реабилитационный центр | |
Учреждения длительного ухода (HP.2.) | Организации, оказывающие паллиативную помощь и сестринский уход | Больницы сестринского ухода, центры паллиативной помощи (хоспис) |
Поставщики амбулаторных медицинских услуг (HP.3.) | Организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь | Кабинеты врачей общей практики, кабинеты других специалистов, центры амбулаторного лечения, стоматологические кабинеты |
Организации, предоставляющие дополнительные услуги (HP.4.) | Организации скорой медицинской помощи и санитарной авиации | Организации, предоставляющие услуги по транспортации пациентов и спасению жизни пациента в чрезвычайных ситуациях |
Организации, осуществляющие деятельность в сфере службы крови | Организации, предоставляющие услуги по транспортации пациентов и спасению жизни пациента в чрезвычайных ситуациях , прочие организации, предоставляющие дополнительные услуги | |
Организации, осуществляющие деятельность в сфере судебной медицины и патологической анатомии | Организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере патологической анатомии (цитопатологии) | |
Поставщики и розничные продавцы медицинских товаров (HP.5.) | Организации здравоохранения, осуществляющие фармацевтическую деятельность | Аптеки, организации, реализующие изделия медицинского назначения и медицинской техники |
Организации, оказывающие профилактические услуги (HP.6.) | Организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере формирования здорового образа жизни | Агрегированные данные (расходы по данной статье отдельно не выделены) |
Организации управления здравоохранением (HP.7.) | - | Местные и центральные органы государственного управления в сфере здравоохранения |
Прочие сектора экономики (HP.8.) | Научные организации в области здравоохранения | Учебные заведения и поставщики услуг здравоохранения, представляющие другие сектора национальной экономики. |
Организации образования в области здравоохранения | Организации высшего, технического и профессионального, после среднего образования в области здравоохранения | |
Остальной мир (HP.9.) | - | В данной категории учтены средства, выделенные на лечение граждан РК за рубежом |
Организации, тип предоставляемых услуг которых не определен (HP.11.) | Организации медицины катастроф | Доступные данные позволяют лишь косвенно определить назначение средств без определения поставщиков |
База специального медицинского снабжения (HP.13.) | Иные медицинские организации | База специального медицинского снабжения |
Приложение 4 к Правилам приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 6 мая 2019 года № ҚР ДСМ-66 |
Функции поставщиков медицинских услуг
Приложение 5 к Правилам приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 6 мая 2019 года № ҚР ДСМ-66 |
Классификация факторов производства
Код ССЗ 2011 | Описание | ||
FP. 1 | Компенсационные расходы работникам | ||
FP. 1.1 | Заработная плата | ||
FP. 1.2 | Социальные выплаты | ||
FP. 1.3 | Все прочие расходы, связанные с работниками | ||
FP. 2 | Выплаты для самостоятельно занятых работников | ||
FP. 3 | Материалы и услуги | ||
FP. 3.1 | Услуги здравоохранения | ||
FP. 3.2 | Товары здравоохранения | ||
FP. 3.2.1 | Фармацевтические товары | ||
FP. 3.2.2 | Прочие товары здравоохранения | ||
FP. 3.3 | Услуги, не связанные со здравоохранением | ||
FP. 3.4 | Товары, не связанные со здравоохранением | ||
FP. 4 | Потребление основного капитала | ||
FP. 5 | Прочие расходы, затраченные на "входы" | ||
FP. 5.1 | Налоги | ||
FP. 5.2 | Прочие расходы |
Приложение 6 к Правилам приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 6 мая 2019 года № ҚР ДСМ-66 |
График сбора данных НСЗ в ________ году (за ________ год)
№ | Ведомство | Входные данные | |
1 | Официальный интернет-ресурс Национального Банка Республики Казахстан | Сводный отчет о страховых выплатах по страховым (перестраховочным) организациям Республики Казахстан | январь |
Сводный отчет о страховых премиях по страховым (перестраховочным) организациям Республики Казахстан | |||
2 | НАО "Фонд социального медицинского страхования" Республики Казахстан уполномоченного органа в сфере здравоохранения | Фактические данные о доходах и расходах в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) за предыдущий год | апрель |
3 | Уполномоченный орган по исполнению бюджета | Отчет об исполнении республиканского и местного бюджетов | март |
Отчет об исполнении поступлений республиканского и местного бюджетов | |||
4 | Уполномоченный орган в области здравоохранения | Информация о расходах по 067 бюджетной программе "Обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи", в разрезе бюджетных подпрограмм | апрель |
Анализ исполнения плана финансирования по 067 бюджетной программы по Республике Казахстан и в разрезе регионов (ИС "СУКМУ") | |||
Информация по исполнению выделенных средств из республиканского бюджета в рамках 070 бюджетной программы "Охрана общественного здоровья" | |||
Информация о расходах на здравоохранение, осуществляемых за счет местных бюджетов в разрезе бюджетных программ, медицинских организаций, услуг | |||
Информация о расходах по 066 бюджетной программе "Оказание медицинской помощи в рамках обязательного социального медицинского страхования и его сопровождение", в разрезе бюджетных подпрограмм | |||
5 | Управления здравоохранения областей, городов республиканского значения | Информация о расходах на здравоохранение, осуществляемых за счет местных бюджетов в разрезе бюджетных программ, медицинских организаций, услуг | апрель |
Информация о расходах местных и республиканских бюджетов в рамках 039 бюджетной программы в разрезе форм помощи | |||
Информация о расходах местных и республиканских бюджетов в рамках 041 бюджетной программы в разрезе форм помощи | |||
Информация о расходах местных и республиканских бюджетов в рамках 027 бюджетной программы | |||
6 | Уполномоченный орган в области государственной статистики | "Расходы и доходы домашних хозяйств Республики Казахстан", статистическая форма | апрель |
"Расходы и доходы населения Республики Казахстан", статистическая форма | |||
"Отчет об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации здравоохранения", статистическая форма Соцфин (здравоохранение) | |||
"Отчет об объеме оказанных услуг в области здравоохранения и предоставления социальных услуг", статистическая форма Услуги (здравоохранение) | |||
"Динамика основных социально-экономических показателей Республики Казахстан", статистическая форма | |||
"Розничная и оптовая торговля в Республике Казахстан" по регионам, статистическая форма | август | ||
7 | Департаменты по статистике регионов Республики Казахстан | "Отчет об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации здравоохранения", статистическая форма Соцфин (здравоохранение) | апрель |
"Отчет об объеме оказанных услуг в области здравоохранения и предоставления социальных услуг", статистическая форма Услуги (здравоохранение) | |||
"Расходы и доходы домашних хозяйств Республики Казахстан" статистическая форма | |||
"Расходы и доходы населения Республики Казахстан", статистическая форма | |||
8 | Всемирная организация здравоохранения | Информация о расходах на здравоохранение стран-участниц ОЭСР, группы стран с высоким – средним уровнем развития и некоторых других стран | сентябрь |
9 | Комитет содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития | Данные о средствах доноров, публикуемые в базе данных "Система отчетности кредиторов" | сентябрь |