Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 04.05.2020 № 175 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 марта 2016 года № 193 "Об утверждении образовательных программ курсов повышения квалификации педагогических кадров организаций технического и профессионального образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13594, опубликован в Информационно-правовой системе нормативных правовых актов "Әділет" 28 апреля 2016 года) следующее изменение и дополнение:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
1) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Профессиональное развитие руководителей колледжей в условиях модернизации системы технического и профессионального образования" для руководителей организаций технического и профессионального образования согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Повышение качества обучения в организациях технического и профессионального образования на основе современного педагогического менеджмента" для руководителей организаций технического и профессионального образования согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Методика использования моделирования производственно-технологических процессов в условиях внедрения дуальной системы обучения" для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения отрасли легкой промышленности в организациях технического и профессионального образования согласно приложению 3 к настоящему приказу;
4) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Кластерный подход к организации образовательной деятельности в техническом и профессиональном образовании в условиях внедрения дуальной системы обучения" для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения сферы издания, полиграфии и книгораспространения организаций технического и профессионального образования согласно приложению 4 к настоящему приказу;
5) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Инновационный подход в подготовке специалистов для сферы туризма и организации гостиничных хозяйств в организациях технического и профессионального образования" для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения сферы туризма и организации гостиничных хозяйств учебных заведений технического и профессионального образования согласно приложению 5 к настоящему приказу;
6) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Инновационный подход в подготовке специалистов организаций сферы питания - как условие качества обучения выпускников технического и профессионального образования" для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения сферы питания и ресторанного бизнеса организаций технического и профессионального образования согласно приложению 6 к настоящему приказу;
7) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Инклюзивное обучение и внедрение элементов дуального обучения как условие адаптации и социализации выпускников технического и профессионального образования" для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по специальности "Швейное производство и моделирование одежды" организаций технического и профессионального образования согласно приложению 7 к настоящему приказу;
8) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Инклюзивное обучение и внедрение элементов дуального обучения как условие адаптации и социализации выпускников технического и профессионального образования" для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по специальности "Парикмахерское искусство и декоративная косметика" организаций технического и профессионального образования согласно приложению 8 к настоящему приказу;
9) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Организация образовательного процесса в системе технического и профессионального образования в условиях дуального обучения" для преподавателей специальных дисциплин организаций технического и профессионального образования согласно приложению 9 к настоящему приказу;
10) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Профессионально-личностная готовность преподавателя общественно-гуманитарных дисциплин к деятельности в модели образования, ориентированного на результат" для преподавателей общественно-гуманитарных дисциплин организаций технического и профессионального образования согласно приложению 10 к настоящему приказу;
11) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Профессиональная компетентность преподавателя общеобразовательных дисциплин в условиях модернизации системы ТиПО" для преподавателей общеобразовательных дисциплин организаций технического и профессионального образования согласно приложению 11 к настоящему приказу;
12) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Профессионально-личностная готовность преподавателя естественно-математических дисциплин к деятельности в модели образования, ориентированного на результат" для преподавателей естественно-математических дисциплин организаций технического и профессионального образования согласно приложению 12 к настоящему приказу;
13) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Управление изменениями в контексте мировых тенденций и государственной политики модернизации системы подготовки кадров" для руководителей организаций технического и профессионального образования согласно приложению 13 к настоящему приказу;
14) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Педагог новой формации системы технического и профессионального образования" для преподавателей и мастеров производственного обучения организаций технического и профессионального образования согласно приложению 14 к настоящему приказу;
15) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Проектирование и организация учебного процесса в организациях технического и профессионального образования в условиях дуальной системы обучения" согласно приложению 15 к настоящему приказу;
16) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Инновационные методы обучения выпускников организаций технического и профессионального образования по экологическим специальностям методологии внедрения "чистого производства" согласно приложению 16 к настоящему приказу;
17) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Особенности организации образовательного процесса в условиях обновления содержания обучения по специальности 0903000 "Электроэнергетика" согласно приложению 17 к настоящему приказу;
18) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Особенности дуального обучения в условиях обновления содержания технического и профессионального образования по специальностям нефтегазовой отрасли" согласно приложению 18 к настоящему приказу;
19) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Развитие педагогического мастерства преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения организаций технического и профессионального образования" согласно приложению 19 к настоящему приказу;
20) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Проектирование образовательного процесса по музыкально-теоретическим и специальным дисциплинам в условиях модернизации системы технического и профессионального образования" согласно приложению 20 к настоящему приказу;
21) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Эффективное преподавание образовательных технологий по педагогическим специальностям в организациях технического и профессионального образования" согласно приложению 21 к настоящему приказу;
22) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Использование современных педагогических и SMART-технологий (СМАРТ) в техническом и профессиональном образовании" согласно приложению 22 к настоящему приказу;
23) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Формирование базовых и профессиональных компетенций обучающихся в процессе изучения специальных дисциплин" согласно приложению 23 к настоящему приказу;
24) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Инновационные образовательные технологии как средство развития профессионально-педагогической деятельности преподавателей естественно-математических дисциплин технического и профессионального образования" согласно приложению 24 к настоящему приказу;
25) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Методика CLIL (КЛИЛ): предметно-языковое интегрированное обучение в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин на английском языке" согласно приложению 25 к настоящему приказу;
26) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся организаций технического и профессионального образования в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин" согласно приложению 26 к настоящему приказу;
27) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Развитие правовой компетенции у руководителей организаций технического и профессионального образования" согласно приложению 27 к настоящему приказу;
28) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Особенности внедрения кредитно-модульной технологии обучения в организациях технического и профессионального образования" согласно приложению 28 к настоящему приказу;
29) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Методика CLIL (КЛИЛ): предметно-языковое интегрированное обучение в процессе преподавания специальных дисциплин на английском языке" согласно приложению 29 к настоящему приказу;
30) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Современные подходы в подготовке кадров по профилю (специальности)" согласно приложению 30 к настоящему приказу;
31) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Реализация образовательных программ прикладного бакалавриата в организациях технического и профессионального, послесреднего образования" согласно приложению 31 к настоящему приказу;
32) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Реализация образовательных программ технического и профессионального образования, разработанных на основе модульно-компетентностного подхода" согласно приложению 32 к настоящему приказу;
33) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Эффективное управление организацией технического и профессионального образования. Система менеджмента качества в образовании на основе международного стандарта ISO 9001" (ИСО) согласно приложению 33 к настоящему приказу;
34) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Педагогическая компетентность мастера производственного обучения: развитие и совершенствование" согласно приложению 34 к настоящему приказу;
35) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Реализация инновационных образовательных технологий в деятельности методистов организаций образования, учебно-методических кабинетов, центров и работников отделов технического и профессионального образования управлений образования регионов" согласно приложению 35 к настоящему приказу;
36) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Основные аспекты и условия процесса инклюзивного обучения в организациях технического и профессионального образования" согласно приложению 36 к настоящему приказу;
37) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Преподавание специальных дисциплин (модулей) на английском языке на основе интеграции методик Content and Language Integrated Learning, Task-based Learning and Teaching и модели Bridging-in - Outcomes - Pre-Assessment - Participatory learning - Post-assessment - Summary" (Контент энд Лангуэдж Интэгрейтед Лернинг, Таск-бэйзд Лернинг энд Тичинг, Бриджинг-ин - Оуткамз - Пре-Ассесмент - Партисипэйтери Лернинг - Пост-ассэсмент - Саммари) согласно приложению 37 к настоящему приказу;
38) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Особенности разработки и реализации интегрированных образовательных программ в организациях технического и профессионального, послесреднего образования" согласно приложению 38 к настоящему приказу;
39) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Развитие системы предпринимательской деятельности и финансово-правовой грамотности в организациях технического и профессионального образования в Республике Казахстан" согласно приложению 39 к настоящему приказу;
40) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Внедрение методов критериального оценивания в процесс обучения организаций технического и профессионального образования" согласно приложению 40 к настоящему приказу;
41) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Дуальное обучение в системе технического и профессионального образования Казахстана" согласно приложению 41 к настоящему приказу;
42) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Роль информационно-коммуникационных технологий в ключевых секторах экономики Казахстана" согласно приложению 42 к настоящему приказу;
43) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Организация эффективной деятельности наставников по производственному обучению в системе технического и профессионального образования" согласно приложению 43 к настоящему приказу;
44) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Внедрение IT-технологий в образовательный процесс организаций технического и профессионального образования" согласно приложению 44 к настоящему приказу;
45) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Основные аспекты процесса организации и проведения региональных чемпионатов по стандартам WorldSkills" (ВорлдСкилз) согласно приложению 45 к настоящему приказу;
46) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в организациях технического и профессионального образования" согласно приложению 46 к настоящему приказу;
47) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности преподавателя общеобразовательных дисциплин в проектировании инклюзивной образовательной среды в условиях технического и профессионального образования" согласно приложению 47 к настоящему приказу;
48) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности социального педагога системы технического и профессионального образования" согласно приложению 48 к настоящему приказу;
49) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности преподавателя специальных дисциплин в проектировании инклюзивной образовательной среды в условиях технического и профессионального образования" согласно приложению 49 к настоящему приказу;
50) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Обеспечение доступности технического и профессионального образования для студентов с особыми образовательными потребностями" согласно приложению 50 к настоящему приказу;
51) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Проектирование образовательного процесса по общеобразовательным дисциплинам в рамках обновления содержания" согласно приложению 51 к настоящему приказу;
52) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Спортивные игры как средство профессионально-прикладной подготовки" согласно приложению 52 к настоящему приказу;
53) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Проектирование и организация учебного процесса в организациях технического и профессионального, послесреднего образования в условиях реализации модульно-компетентностного подхода" согласно приложению 53 к настоящему приказу;
54) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Разработка мобильных робототехнических систем по стандартам WorldSkills" (ВорлдСкилз) согласно приложению 54 к настоящему приказу;
55) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Основы разработки и программирования электронных устройств в соответствии со стандартами WorldSkills" (ВорлдСкилз) согласно приложению 55 к настоящему приказу;
56) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Использование средств робототехники на занятиях информатики в условиях обновления содержания технического и профессионального образования" согласно приложению 56 к настоящему приказу;
57) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Применение технологии 3D-принтинга в условиях технического и профессионального образования" согласно приложению 57 к настоящему приказу;
58) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональных компетенций преподавателей естественно-математических дисциплин в условиях обновления содержания технического и профессионального образования" согласно приложению 58 к настоящему приказу;
59) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Современные психолого-педагогические технологии в системе технического и профессионального образования" согласно приложению 59 к настоящему приказу;
60) образовательную программу курсов повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональных компетенций преподавателя курса "Основы предпринимательской деятельности" для организаций технического и профессионального образования согласно приложению 60 к настоящему приказу.";
дополнить приложением 60 согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту технического и профессионального образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Каринову Ш.Т.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Министр | А. Аймагамбетов |
Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональных компетенций преподавателя курса "Основы предпринимательской деятельности" для организаций технического и профессионального образования
1. Введение
1. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональных компетенций преподавателя курса "Основы предпринимательской деятельности" для организаций технического и профессионального образования (далее – Программа) предназначена для обучения педагогических работников организаций технического и профессионального образования (далее - ТиПО).
2. Данная Программа ориентирована на развитие навыков предпринимательского мышления у преподавателей организаций ТиПО, использования техники обучения на основе метода ситуационного анализа, геймификации учебного процесса и умению применять методы и формы планирования и использования ресурсов.
2. Цель и задачи Программы
3. Целью Программы является совершенствование педагогического мастерства преподавателей в контексте Программы для организаций ТиПО и внедрение системы критериального оценивания.
4. Задачи Программы:
1) изучить структуру, содержание, цели и задачи Программы для организаций ТиПО;
2) изучить педагогические подходы и учебные материалы в соответствии с Программой для организаций ТиПО;
3) сформировать навыки применения систему критериального оценивания для достижения целей обучения согласно Программе для организаций ТиПО;
4) развить навыки использования техники обучения на основе метода ситуационного анализа (Метод бизнес кейсов);
5) развить навыки использования техники обучения на основе метода геймификации учебного процесса;
6) совершенствовать навыки применения методов и форм планирования и использования ресурсов.
3. Ожидаемый результат
5. По завершению курса слушатели:
1) знают и понимают структуру, содержание, цели и задачи Программы для организаций ТиПО;
2) умеют использовать педагогические подходы, учебные материалы в соответствии с Программой для организаций ТиПО;
3) умеют применять систему критериального оценивания для достижения целей обучения согласно Программе для организаций ТиПО;
4) владеют навыками использования техники обучения на основе метода ситуационного анализа (Метод бизнес кейсов);
5) владеют навыками использования техники обучения на основе метода геймификации учебного процесса;
6) умеют применять методы и формы планирования и использования ресурсов.
4. Содержание Программы
6. Программа начинается с обзора целей курса с дальнейшим анализом научной литературы по вопросу реформирования образования. Педагогические работники рассматривают структуру, педагогические подходы, механизмы оценивания, аспекты Программы для организаций.
7. Преподаватели осваивают Программу для организаций ТиПО и учебный план по курсу. Ежедневно по завершению тематического обучения осуществляется рефлексия, выполняются задания с целью мониторинга достижений целей обучения.
8. В соответствии с учебным планом занятия в рамках данной Программы реализуется на основе четырехступенчатой эмпирической модели процесса обучения Дэвида Колба.
9. В ходе обучения преподаватели проводят "эксперимент" в процессе микропреподавания.
10. Учебно-методический комплекс Программы включает:
1) программу повышения квалификации педагогических кадров;
2) презентации, кейсы и раздаточный материал;
3) задания для определения степени достижения ожидаемых результатов.
5. Организация образовательного процесса
11. Образовательный процесс организуется в соответствии с учебно-тематическим планом курса на 80 часов согласно приложению к Программе.
12. При организации образовательного процесса в целях контроля и оценки знаний слушателей проводятся: самостоятельная работа, проектная работа (защита портфолио), презентация мини-урока (мини-мероприятия), промежуточное тестирование по психолого-педагогическому и содержательному разделам, итоговое тестирование по всем разделам. Задания для самостоятельной работы, тестовые задания включены в учебно-методический комплекс (далее – УМК) курса.
13. Образовательный процесс включает интерактивные формы и методы обучения: лекция, семинар, практическая работа, тренинг, презентация мини-урока, метод кейсов, проектный метод, обсуждение видео-фильмов, а также самостоятельная работа слушателя с преподавателем, работа в малых группах, обучающие игры, обратная связь, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, мастер-класс, защита индивидуальных портфолио и аналитических отчетов.
14. Для определения уровня сформированности профессиональных компетентностей слушателей разрабатываются критерии оценки и параметры усвоения содержания Программы, которые включаются в программу УМК.
6. Формы и методы реализации образовательного процесса
15. Образовательный процесс включает интерактивные методы обучения: кейс-стади, дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, метод проектов, проблемный метод, ситуационные задачи, обратная связь, рефлексия.
7. Критерии оценки результатов обучения
16. Для определения уровня усвоения знаний применяются тестовые вопросы. Оценка знаний слушателей по выполнению тестовой работы осуществляется переводом баллов в пятибалльную систему:
1) "Отлично": 9-10 баллов, (85-100%);
2) "Хорошо": 7-8 баллов, (75- 84%);
3) "Удовлетворительно": 5-6 баллов, (50- 74%);
17. При презентации мини-урока (мини-занятия) слушатели курса предоставляют фрагмент урока, занятия, мероприятия на разных этапах в качестве действий по планированию и преподаванию с учетом обновленного содержания образования.
18. Для презентации мини-урока (занятия, мероприятия) выделяются следующие критерии:
1) уровни сформированности навыков - 0 баллов неприменимо к данному занятию;
2) 1 балл -приобретаемый навык;
3) 2 балла- развивающийся навык;
4) 3 балла- сформированный навык.
19. Уровень усвоения знаний в процессе презентации мини-урока определяется следующими параметрами:
1) предоставляет информацию четко и лаконично;
2) дает четкие и подробные инструкции;
3) проверяет понимание участников;
4) активно слушает (перефразирует, резюмирует, уточняет);
5) эффективно управляет временем на уроке;
6) дает эффективную обратную связь;
7) создает климат взаимного уважения, сотрудничества и поддержки;
8) устанавливает цель обучения и уместно присоединяется к деятельности участников;
9) уместно и эффективно использует активные стратегии обучения и упражнения;
10) отвечает на вопросы участников, разрешает проблемы и недопонимания, проводит обратную связь и рефлексию;
11) использует открытые вопросы;
12) эффективно завершает обсуждение /выполнение заданий и создает преемственную связь между этапами обучения;
13) дает достаточное количество времени для размышлений и самооценки.
20. Оценка знаний слушателей по презентации мини-урока (занятия, мероприятия) осуществляется переводом баллов в пятибалльную систему:
1) "Отлично":35-39 баллов, (85-100%);
2) "Хорошо":29-34 баллов, (75-84%);
3) "Удовлетворительно":20-28 баллов, (50-74%).
Учебно-тематический план курса повышения квалификации на 80 часов
№ | Тема занятия | Лекция | Деловая игра | Тренинг | Практическое занятие | Защита проектов | Всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Введение в Учебную программу по предмету "Основы предпринимательской деятельности" для организаций ТиПО | 4 | 4 | 2 | 10 | ||
2. | Техника обучения на основе метода ситуационного анализа (метод бизнес-кейсов) | 2 | 2 | 4 | |||
3 | Особенности методов активного обучения - геймификации | 4 | 4 | 8 | |||
4. | Практическое обучение и планирование уроков по разделу 1. "Психология бизнес-мышления" | 1 | 1 | 2 | |||
5. | Практическое обучение и планирование уроков по разделу 2. "Выбор бизнес-идеи". | 2 | 2 | ||||
6. | Практическое обучение и планирование уроков по разделу 3. "Бизнес-модель, планирование". | 2 | 2 | 4 | |||
6. | Практическое обучение и планирование уроков по разделу 4. "Маркетинг и исследования в маркетинге". | 2 | 4 | 2 | 8 | ||
7. | Практическое обучение и планирование уроков по разделу 5. "Стратегия продаж". | 1 | 4 | 1 | 6 | ||
8. | Практическое обучение и планирование уроков по разделу 6. "Ключевые ресурсы в бизнесе". | 1 | 2 | 1 | 4 | ||
9. | Практическое обучение и планирование уроков по разделу 7. "Операционная деятельность". | 1 | 4 | 1 | 6 | ||
10. | Практическое обучение и планирование уроков по разделу 8. "Финансовая модель бизнеса". | 4 | 4 | ||||
11. | Практическое обучение и планирование уроков по разделу 9. "Привлечение инвестиций и меры государственной поддержки". | 1 | 2 | 1 | 4 | ||
12. | Практическое обучение и планирование уроков по разделу 10. "Стратегия развития". | 2 | 2 | ||||
13. | Практическое обучение и планирование уроков по разделу 11. "Ответственность предпринимателя". | 2 | 2 | ||||
Проведение презентации мини-уроков (мини-занятия) слушателями курса | 6 | 6 | |||||
13. | Практическое обучение по организации зачетных работ в конце каждого раздела. Практическая работа по оцениванию заданий зачетных работ. | 2 | 2 | 4 | 8 | ||
Итого: | 13 | 4 | 43 | 16 | 4 | 80 |