Примечание ИЗПИ!
Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2020 года.
В соответствии с подпунктом 39) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 18 марта 2019 года "Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, согласования, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие военных национальных стандартов, используемых для нужд Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований.
2. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Республики Казахстан от 5 марта 2019 года № 134 "Об утверждении Правил разработки, согласования, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие военных национальных стандартов, используемых для нужд Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 18379, опубликован 13 марта 2019 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан).
3. Департаменту развития оборонно-промышленного комплекса Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2020 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
Б. Атамкулов |
"СОГЛАСОВАН"
Генеральная прокуратура
Республики Казахстан
"____"____________ 2019 года
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"____"____________ 2019 года
"СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан
"____"____________ 2019 года
"СОГЛАСОВАН"
Служба государственной охраны
Республики Казахстан
"____"____________ 2019 года
"СОГЛАСОВАН"
Министерство торговли и интеграции
Республики Казахстан
"____"____________ 2019 года
"СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
"____"____________ 2019 года
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
"____"____________ 2019 года
Утверждены приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 945 |
Правила разработки, согласования, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие военных национальных стандартов, используемых для нужд Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки, согласования, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие военных национальных стандартов, используемых для нужд Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований (далее – Правила) определяют порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие военных национальных стандартов в интересах Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) разработчик – юридическое лицо, выполняющее работы и (или) оказывающее услуги по разработке военных национальных стандартов;
2) товары (продукция) военного назначения – вооружение, военная, автомобильная и специальная техника, технические и специальные средства, вещевое имущество и специальное имущество, документация, объекты права интеллектуальной собственности, оборудование для производства, испытания товаров (продукции) военного назначения, комплектующие и запасные части к указанным товарам (продукции);
3) товары (продукция) двойного назначения (применения) – продукция и технологии, которые используются в гражданских целях, но могут быть использованы либо в последующем перепрофилированы и использованы как товары (продукция) военного назначения;
4) военная стандартизация – деятельность по установлению технических требований, правил, характеристик, технических норм в целях их многократного использования к объектам военной стандартизации в отношении реально существующих и потенциальных задач;
5) объект военной стандартизации – продукция, процессы и услуги военного и двойного назначения (применения), подлежащие или подвергнувшиеся стандартизации, включая материалы, сырье, специальное технологическое оборудование;
6) субъект военной стандартизации – заинтересованные государственные органы, технические комитеты, предприятий оборонно-промышленного комплекса и предприятия, выпускающие продукцию военного и двойного назначения (применения);
7) военный национальный стандарт – документ по стандартизации на продукцию, процессы и услуги, который в целях определенного и специального использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам военного и двойного назначения (применения), в том числе содержащий сведения, относимые к государственным секретам и ограниченного распространения;
8) межгосударственный военный стандарт – стандарт, принятый уполномоченным межгосударственным органом или межгосударственной организацией по стандартизации, устанавливающий требования к продукции военного и двойного назначения (применения), а также процессам и иным объектам военной стандартизации, связанным с такой продукцией;
9) уполномоченный орган в области оборонной промышленности и государственного оборонного заказа – государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области оборонной промышленности и государственного оборонного заказа (далее – уполномоченный орган);
10) основополагающий военный стандарт – документ по стандартизации, устанавливающий общие организационно-методические положения в области военной стандартизации;
11) техническая комиссия – консультативно-совещательный орган, создаваемый при уполномоченном органе по вопросам военной стандартизации;
12) технический комитет по стандартизации – консультативно-совещательный орган, создаваемый в отраслях экономики на добровольной основе для осуществления деятельности в сфере стандартизации и участия в создании национальной системы стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или направлениям деятельности.
3. Организация работ в области военной стандартизации осуществляется за счет и в пределах средств республиканского бюджета, предусматриваемых уполномоченным органом на соответствующий год, если не предусмотрен иной источник финансирования.
В целях повышения безопасности и обеспечения качества объектов военной стандартизации юридические лица и иные некоммерческие организации Республики Казахстан могут за счет собственных средств финансировать расходы на выполнение работ в области военной стандартизации, указанных в пункте 10 настоящих Правил, с включением в план работ по военной стандартизации на соответствующий год.
4. Военные национальные стандарты подразделяются на:
1) основополагающие военные стандарты;
2) военные стандарты на продукцию, процессы, услуги и методы их контроля;
3) военные стандарты на терминологию;
4) военные стандарты общих технических требований к видам вооружения и военной техники.
5. Военный национальный стандарт применяется в отношении объектов военной стандартизации.
Глава 2. Разработка и пересмотр военных национальных стандартов
6. Военный национальный стандарт разрабатывается и пересматривается для целей стандартизации продукции военного и двойного назначения (применения), предусмотренных настоящими Правилами.
7. Разработка и пересмотр военных национальных стандартов осуществляется в соответствии с ежегодным планом работ по военной стандартизации, утверждаемым уполномоченным органом в четвертом квартале года, который предшествует планируемому периоду с соблюдением законодательства о государственных секретах на основании предложений субъектов военной стандартизации, в рамках выделяемых денежных средств.
8. Основанием отказа для включения в план работ по военной стандартизации является:
1) необеспеченность мероприятий по военной стандартизации финансовыми ресурсами;
2) неактуальность мероприятий на день принятия решения (принят, либо пересмотрен военный национальный стандарт с одинаковой областью распространения, предлагаемые изменения не соответствуют современному научно-техническому уровню развития науки, техники и технологии).
9. Разработка, согласование, утверждение, внесение изменений (дополнений) в план работ по военной стандартизации, включая установление форм документов к указанному плану, определяется основополагающими военными стандартами.
10. Разработка и пересмотр военных национальных стандартов включают в себя следующие этапы:
1) разработка технического задания (технической спецификации), технико-экономического обоснования;
2) разработка проекта военного национального стандарта и пояснительной записки к нему, направление его на рассмотрение заинтересованным государственным органам, организациям и предприятиям;
3) доработка проекта военного национального стандарта с учетом полученных замечаний и предложений заинтересованных государственных органов, организаций и предприятий;
4) подготовка к утверждению (принятию), в том числе проведение экспертизы, утверждение (принятие) и учет военного национального стандарта;
5) отнесение к сведениям ограниченного распространения и составляющим государственные секреты в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан от 15 марта 1999 года "О государственных секретах".
11. Процедуры разработки, согласования, построения, оформления, содержания, изложения военных национальных стандартов устанавливаются основополагающими военными стандартами.
12. Разработка и пересмотр военных национальных стандартов осуществляется государственными органами в пределах своей компетенции, а также юридическими лицами Республики Казахстан, соответствующим требованиям технического задания (технической спецификации) уполномоченного органа по разработке военного национального стандарта.
13. Основанием для засекречивания военных национальных стандартов является их соответствие действующим в государственных органах и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию.
Глава 3. Согласование военных национальных стандартов
14. Проект военного национального стандарта в зависимости от объекта военной стандартизации направляется разработчиком на согласование:
1) заказчику разработки;
2) заинтересованным государственным органам, ведомствам, учреждениям;
3) организациям и отраслевым предприятиям оборонно-промышленного комплекса;
4) техническому комитету по стандартизации в военной сфере.
15. Срок согласования проекта военного национального стандарта не превышает двадцати рабочих дней со дня их поступления на рассмотрение.
16. Военные национальные стандарты, содержащие требования к методам контроля (испытаний) и методикам выполнения измерений, не стандартизированным на национальном и межгосударственном уровнях, подлежат согласованию в уполномоченном органе по техническому регулированию и метрологии на соответствие законодательству в области обеспечения единства измерений Республики Казахстан.
17. По итогам согласования разработчик проекта военного национального стандарта осуществляет подготовку сводки отзывов с включением принятых и не принятых замечаний и предложений согласующих сторон, а также доработанную редакцию проекта военного национального стандарта.
В случае несогласия с замечаниями и предложениями согласующих сторон, приводится аргументирующие обоснование причин непринятия.
Доработанная редакция проекта военного национального стандарта направляется на повторное согласование заинтересованным сторонам, вместе со сводкой отзыва.
Срок повторного согласования военного национального стандарта не превышает десяти рабочих дней.
18. Разработчик военного национального стандарта с учетом полученных замечаний и (или) предложений формирует дело стандарта на бумажном и электронном носителе, которое включает в себя:
1) проект военного национального стандарта (первая и окончательная редакция);
2) пояснительную записку;
3) сводку отзывов;
4) копии документов, подтверждающие согласование проекта военного национального стандарта;
5) копии технического задания (технической спецификации) и технико-экономическое обоснование на разработку военного национального стандарта;
6) копии исходящих писем на согласование проекта военного национального стандарта;
7) нормативный документ по стандартизации на продукцию военного назначения иностранного государства, с положениями которых гармонизирован проект военного национального стандарта (при наличии).
Оформленное дело военного национального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный орган на экспертизу.
19. Экспертиза включает:
1) достижение консенсуса согласующими сторонами;
2) проверку полноты комплектности дела стандарта;
3) анализ сводки отзыва на полноту согласования проекта военного национального стандарта;
4) исключение дублирования требований, действующих военных национальных стандартов;
5) установление соблюдения процедур разработки военного национального стандарта требованиям основополагающих военных стандартов;
6) установление соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации на продукцию военного назначения иностранных государств (при их наличии).
20. Экспертиза военных национальных стандартов проводится уполномоченным органом с привлечением специалистов в области военной стандартизации Министерства обороны Республики Казахстан, а также специалистов национального органа по стандартизации с соответствующей формой допуска к информации, составляющей государственные секреты, в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня их поступления.
21. Уполномоченный орган по результатам экспертизы возвращает на доработку проект военного национального стандарта, в случаях:
1) несоответствия требованиям законодательства Республики Казахстан и нормативным документам по стандартизации;
2) не достижения цели, установленной в техническом задании (технической спецификации);
3) представления разработчиком неполного пакета документов, указанных в пункте 18 настоящих Правил;
4) отклонения разработчиком предложений и (или) замечаний заинтересованных государственных органов, организаций и предприятий;
5) дублирования норм в проекте, с действующими военными национальными стандартами;
6) не согласования (не достижения консенсуса) с заказчиком разработки военного национального стандарта.
22. По результатам проведения экспертизы уполномоченный орган выдает экспертное заключение, включающее рекомендации о возможности (или не возможности) доработки проекта военного национального стандарта и вынесения для рассмотрения на заседание технической комиссии.
23. По результатам экспертизы разработчик дорабатывает проект военного национального стандарта (при необходимости) и направляет дело военного национального стандарта в уполномоченный орган для дальнейшего рассмотрения и принятия решения об утверждении на заседании технической комиссии.
24. Уполномоченный орган не позднее десяти рабочих дней после получения дела военного национального стандарта вносит его на рассмотрение технической комиссии.
Решение технической комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего количества членов.
В случае равенства голосов решение принимается председателем технической комиссии.
По результатам проведения заседаний технической комиссии в течение трех рабочих дней составляется протокол, подписываемый председателем и секретарем.
25. После получения разработчиком решения технической комиссии дело военного национального стандарта направляется в уполномоченный орган на утверждение.
Глава 4. Утверждение и введение в действие военных национальных стандартов
26.При утверждении военного национального стандарта разработчик дополнительно включает в дело стандарта:
1) экспертное заключение уполномоченного органа;
2) протокол заседания технической комиссии;
3) проект военного национального стандарта на государственном и русском языках на бумажном и электронном носителях;
4) нотариально заверенный перевод на государственный и русский язык нормативного документа по стандартизации на продукцию военного назначения иностранного государства, с положениями которых гармонизирован проект военного национального стандарта (при наличии).
В случае представления разработчиком неполного пакета документов, уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней возвращает дело стандарта на доработку.
27.Военный национальный стандарт утверждается и вводится в действие приказом руководителя уполномоченного органа.
Глава 5. Регистрация и учет военных национальных стандартов
28. Военные национальные стандарты после утверждения подлежат учету и регистрации в Книге регистрации (учета) военных национальных стандартов уполномоченного органа по форме, согласно приложению к настоящим Правилам, с указанием следующих сведений:
1) даты и порядкового номера регистрации;
2) обозначения военного национального стандарта;
3) наименования военного национального стандарта;
4) номера и даты приказа об утверждении военного национального стандарта;
5) наименования, юридического адрес организации-разработчика; организации-соисполнителя;
6) данных об изменениях и отмене (в случае наличия таковой) военного национального стандарта;
7) даты введения в действие /сроке действия;
8) о гармонизации с международными, межгосударственными военными стандартами, и военными стандартами иностранных государств;
9) о степени ограничения информации к распространению.
29. После проведения регистрации дело стандарта хранится в уполномоченном органе.
30. Военные национальные стандарты издаются, переиздаются и распространяются уполномоченным органом.
Военные национальные стандарты, разрабатываемые в инициативном порядке субъектами военной стандартизации, распространяются уполномоченным органом по согласованию с данными субъектами.
31. Военные национальные стандарты образуют фонд нормативных документов по военной стандартизации, являющийся информационным ресурсом.
Глава 6. Изменения и отмена военных национальных стандартов
32. Изменения к военным национальным стандартам разрабатывают при дополнении или исключении отдельных требований, продлении, ограничении их действия.
33. Внесение изменений в военные национальные стандарты осуществляется на основе проведения проверки или получения предложений от заинтересованных государственных органов и юридических лиц.
34. Предложения об изменениях в военные национальные стандарты представляются на утверждение в уполномоченный орган в соответствии с настоящими Правилами.
35. Отмена военных национальных стандартов, осуществляется при:
1) прекращении выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного и двойного назначения, производившейся в соответствии с данным военным национальным стандартом;
2) вступлении в действие нового военного национального стандарта.
36. При отмене военного национального стандарта лицо инициирующее отмену направляет в уполномоченный орган:
1) предложение об отмене;
2) информацию о документе, его заменяющем или отмене военного национального стандарта без замены с обоснованием;
3) письмо о подтверждении согласия заказчика и разработчика военного национального стандарта на его отмену.
37. Отмена военного национального стандарта осуществляется приказом руководителя уполномоченного органа, по согласованию с заинтересованными государственными органами, ведомствами, учреждениями и юридическими лицами в пределах их компетенции.
Книга регистрации (учета) военных национальных стандартов
Дата и порядковый номер регистрации | Обозначение военного национального стандарта | Наименование военного национального стандарта | Номер и дата приказа об утверждении военного национального стандарта | Наименование, юридический адрес организации-разработчика/ организации-соисполнителя | Данные об изменении и отмене военного национального стандарта | Дата введения в действие /срок действия | Сведения о гармонизации с международными, межгосударственными военными стандартами, и военными стандартами иностранных государств | Степень ограничения информации к распространению |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |