В соответствии с подпунктом 7-2) пункта 1 статьи 27-1 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила функционирования государственного сервиса контроля доступа к персональным данным.
2. Комитету по информационной безопасности Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан |
Б. Мусин |
Утверждены приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 29 апреля 2022 года № 144/НҚ |
Правила функционирования государственного сервиса контроля доступа к персональным данным
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила функционирования государственного сервиса контроля доступа к персональным данным (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7-2) пункта 1 статьи 27-1 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите" (далее – Закон) и определяют порядок функционирования государственного сервиса контроля доступа к персональным данным.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) SMS-шлюз Единого контакт-центра "1414" – компонент "электронного правительства" для отправления и приема SMS-сообщений;
2) инициатор – информационная система, инициирующая запрос на доступ к персональным данным;
3) токен верификации – электронный ключ в виде набора определенного количества цифр и букв, предназначенный для подтверждения получения согласия инициатором и (или) оператором от субъекта персональных данных;
4) персональные данные – сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе;
5) государственный сервис контроля доступа к персональным данным (далее – государственный сервис) – услуга, обеспечивающая информационное взаимодействие собственников и (или) операторов, третьих лиц с субъектом персональных данных и уполномоченным органом при доступе к персональным данным, содержащимся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц, включая получение от субъекта персональных данных согласия на сбор, обработку персональных данных или их передачу третьим лицам;
6) собственник базы, содержащей персональные данные (далее – собственник) – государственный орган, физическое и (или) юридическое лицо, реализующие в соответствии с законами Республики Казахстан право владения, пользования и распоряжения базой, содержащей персональные данные;
7) оператор базы, содержащей персональные данные (далее – оператор) – государственный орган, физическое и (или) юридическое лицо, осуществляющие сбор, обработку и защиту персональных данных;
8) токен безопасности – электронный ключ в виде набора определенного количества цифр и букв в формате JWT, предназначенный для обеспечения информационной безопасности пользователя, также используется для идентификации его владельца;
9) субъект персональных данных (далее – субъект) – физическое лицо, к которому относятся персональные данные;
10) уполномоченный орган в сфере защиты персональных данных (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере защиты персональных данных;
11) база мобильных граждан (далее – БМГ) – единая база абонентских номеров сети сотовой связи пользователей "электронного правительства";
12) шлюз "электронного правительства" (далее – ШЭП) – информационная система, предназначенная для интеграции объектов информатизации "электронного правительства" с иными объектами информатизации "электронного правительства".
Глава 2. Порядок функционирования государственного сервиса контроля доступа к персональным данным
Параграф 1. Процесс функционирования государственного сервиса контроля доступа к персональным данным
3. Функционирование государственного сервиса контроля доступа к персональным данным осуществляется при автоматизации следующих процессов:
1) информационное взаимодействие собственников и (или) операторов, третьих лиц с субъектом и уполномоченным органом при доступе к персональным данным, содержащимся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц, включая получение от субъекта согласия на сбор, обработку персональных данных или их передачу третьим лицам;
2) предоставление субъектом или его законным представителем согласия (отказа) на сбор и (или) обработку персональных данных, содержащихся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц;
3) отзыв субъектом или его законным представителем согласия на сбор и (или) обработку персональных данных, содержащихся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц;
4) уведомление субъекта о действиях с его персональными данными, содержащимися в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц (доступ, просмотр, изменение, дополнение, передача, блокирование, уничтожение);
5) представление субъекту сведений о собственниках и (или) операторах, имеющих согласие на сбор и (или) обработку его персональных данных, содержащихся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц.
4. Процесс получения доступа к персональным данным осуществляется двумя способами:
1) посредством отправки инициатором и (или) оператором запроса на доступ к персональным данным и получение ответа от субъекта SMS-сообщения через SMS-шлюз Единого контакт-центра "1414" о согласии (отказ) на сбор и (или) обработку персональных данных или их передачу третьим лицам (далее – запрос/ответ через Единый контакт-центр "1414");
2) посредством отправки инициатором и (или) оператором запроса на доступ к персональным данным и получение ответа от субъекта в информационной системе инициатора и (или) оператора о согласии (отказ) на сбор и (или) обработку персональных данных или их передачу третьим лицам (далее – запрос/ответ средствами инициатора и (или) оператора);
5. Процесс получения доступа к персональным данным через SMS-шлюз Единого контакт-центра "1414" доступен инициаторам и (или) операторам, состоит из:
1) отправки инициатором и (или) оператором запроса на доступ к персональным данным к государственному сервису;
2) проверки государственным сервисом наличия запроса на доступ к персональным данным в процессе обработки;
3) при наличии запроса на доступ к персональным данным в процессе обработки, государственный сервис отправляет статус "Ожидание ответа от субъекта".
При отсутствии запроса на доступ к персональным данным в процессе обработки, государственный сервис отправляет запрос на получение абонентского номера сети сотовой связи субъекта к БМГ.
При отсутствии абонентского номера сети сотовой связи субъекта в БМГ, субъект осуществляет регистрацию на веб-портале "электронного правительства".
После получения абонентского номера сети сотовой связи субъекта от БМГ, государственный сервис отправляет запрос на доступ к персональным данным субъекту посредством SMS-сообщения через SMS-шлюз Единого контакт-центра "1414".
Государственный сервис проверяет наличие ответа от субъекта в SMS-шлюзе Единого контакт-центра "1414";
4) после получения ответа от государственного сервиса статуса "Ожидание ответа от субъекта", инициатор и (или) оператор отправляет повторный запрос с параметрами, соответствующими первому запросу;
5) формирования государственным сервисом токена безопасности при наличии положительного ответа от субъекта;
6) отправки токена безопасности государственным сервисом при повторном запросе доступа к персональным данным инициатором и (или) оператором и при наличии положительного согласия на сбор и (или) обработку персональных данных;
7) отправки инициатором и (или) оператором запроса на доступ к персональным данным с включенным в запрос токена безопасности к собственнику;
8) проверка собственником данных токена безопасности на соответствие запросу и сроку действия;
9) обработка запроса и отправление ответа собственником инициатору и (или) оператору.
6. Процесс получения доступа к персональным данным посредством запроса/ответа средствами инициатора и (или) оператора, не являющимся государственным органом и (или) государственным юридическим лицом, информационные системы которых соответствуют единым требованиям в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 (далее - Единые требования), и имеющих акт испытаний на соответствие требованиям информационной безопасности, выданный уполномоченным государственным органом в соответствии с подпунктом 11-1) статьи 7-1 Закона Республики Казахстан "Об информатизации", состоит из:
1) получения инициатором и (или) оператором согласия у субъекта на доступ к его персональным данным следующими способами:
системы биометрии;
электронные цифровые подписи;
одноразовые пароли (OTP);
система Digital ID;
бумажные носители информации.
2) отправки инициатором и (или) оператором запроса на доступ к персональным данным к государственному сервису с открытым ключом электронно-цифровой подписи (далее – ЭЦП) в токене верификации;
3) проверки государственным сервисом наличия токена верификации в запросе на доступ к персональным данным;
4) проверки государственным сервисом подписи токена верификации на соответствие, представленного ЭЦП;
5) проверки государственным сервисом соответствия бизнес-идентификационного номера в токене верификации организации и бизнес-идентификационного номера, указанный в запросе на доступ к персональным данным;
6) проверки государственным сервисом на соответствие возможным способам получения доступа к персональным данным и указанным в токене верификации;
7) проверки государственным сервисом даты формирования токена верификации;
8) формирования государственным сервисом токена безопасности при прохождении всех проверок токена верификации;
9) отправки инициатором и (или) оператором запроса на доступ к персональным данным с включенным в запрос токеном безопасности к собственнику;
10) проверки собственником токена безопасности на соответствие запросу и сроку действия;
11) обработки запроса и отправление ответа собственником инициатору и (или) оператору.
Параграф 2. Процесс отправки запроса на доступ к персональным данным
7. Запрос на доступ к персональным данным направляется в формате согласно Единым требованиям и содержит следующие данные:
1) индивидуальный идентификационный номер субъекта;
2) наименование организации, инициатора и (или) оператора;
3) бизнес-идентификационный номер или индивидуальный идентификационный номер инициатора и (или) оператора;
4) идентификационные данные работника (фамилия имя отчество, учетная запись, индивидуальный идентификационный номер) инициатора и (или) оператора или при запросе на доступ к персональным данным без участия работника инициатора и (или) оператора указывается наименование организации или наименование информационной системы;
5) наименование организации собственника, при запросе информации у одного собственника;
6) наименование услуги в рамках которой осуществляется запрос на доступ к персональным данным;
7) список идентификаторов сервисов "ServiceID" ШЭП;
8) время, в течение которого действует токен безопасности при получении персональных данных и (или) государственных услугах (в миллисекундах);
9) признак способа отправки запроса и получения ответа от субъекта;
10) токен верификации указывается при выборе запрос/ответа средствами инициатора и (или) оператора.
8. Ответ по запросу на доступ к персональным данным субъектов заполняется в допустимом формате для взаимодействия через ШЭП.
9. Ответ по запросу на доступ субъектов, при положительном ответе содержит следующие данные:
1) "Доступ предоставлен", в соответствии запроса на доступ к персональным данным, возвращаемым государственным сервисом согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее – статус);
2) открытый ключ ЭЦП организации владельца государственного сервиса, необходимый для проверки достоверности токена безопасности;
3) токен безопасности.
10. Ответ по запросу на доступ к персональным данным, может принимать статус указанных в пунктах 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Параграф 3. Процесс формирования токена безопасности
11. Токен безопасности используется для идентификации его владельца, который состоит из заголовка (header), полезной информации (payload) и подписан ЭЦП организации владельца государственного сервиса.
12. Заголовок токена безопасности содержит тип токена и алгоритм шифрования.
13. Полезная информация токена безопасности контроля доступа к персональным данным имеет общий вид согласно приложению 2 к настоящим Правилам и содержит:
1) индивидуальный идентификационный номер субъекта;
2) перечень кодовых наименований сервисов, в которых запрашиваются персональные данные;
3) дата и время получения положительного ответа от субъекта посредством SMS-сообщения через SMS-шлюз Единого контакт-центра "1414" в формате ISO 8601;
4) дата и время окончания действия токена безопасности, представляет собой сумму даты и времени получения положительного ответа от субъекта посредством SMS-сообщения через SMS-шлюз Единого контакт-центра "1414" и времени действия токена безопасности в формате ISO 8601;
5) бизнес идентификационный номер или индивидуальный идентификационный номер инициатора и (или) оператора;
6) дата и время получения положительного ответа от субъекта посредством SMS-сообщения через SMS-шлюз Единого контакт-центра "1414" в формате Unix Time Stamp;
7) дата и время окончания действия токена безопасности представляют собой сумму даты и время получения положительного ответа от субъекта посредством SMS-сообщения через SMS-шлюз Единого контакт-центра "1414" и времени действия токена безопасности в формате Unix Time Stamp.
Параграф 4. Процесс проверки токена безопасности
14. При получении запроса на доступ к персональным данным, собственник извлекает из токена безопасности полезную информацию, используя открытый ключ ЭЦП, приложенную к запросу на доступ к персональным данным, и проверяет ее по следующим параметрам:
1) соответствие индивидуального идентификационного номера в запросе на доступ к персональным данным и токене безопасности;
2) наличие кодового наименования сервиса собственника в перечне кодовых наименований сервисов;
3) дата и время получения запроса на доступ к персональным данным не менее даты и времени получения положительного ответа от субъекта при запросе/ответе через Единый контакт-центр "1414" или даты и времени формирования токена при запросе/ответе средствами инициатора и/или оператора;
4) дата и время получения запроса на доступ к персональным данным не более даты и времени окончания действия токена безопасности;
5) проверка открытого ключа ЭЦП, приложенной к запросу на доступ к персональным данным.
15. При несоответствии одного из параметров, собственник отклоняет запрос на доступ к персональным данным.
__________________________________________________________
Статус запроса на доступ к персональным данным, возвращаемые государственным сервисом
Кодовое наименование | Статус | Описание | |
1 | VALID | Доступ предоставлен |
Доступ к персональным данным предоставлен субъектом персональных данных. |
2 | INVALID | В доступе отказано | В доступе к персональным данным отказано субъектом персональных данных |
3 | PENDING | Ожидание | Ожидание ответа от субъекта персональных данных |
4 | TIMEOUT | Время ожидания превышено | Время ожидания ответа субъекта персональных данных истекло |
5 | NOT_FOUND | Не найден в базе мобильных граждан | По указанному в запросе на доступ персональных данных индивидуальному идентификационному номеру отсутствует абонентский номер сети сотовой связи в БМГ |
6 | ERROR | Ошибка отправки (Запрос/ответ через "1414") | При отправке запроса на абонентский номер сети сотовой связи субъекта персональных данных, указанного в БМГ, возникла ошибка |
7 | ERROR_MCDB_SERVICE | Ошибка обращения к БМГ | Возникла ошибка при отправке запроса и (или) получения ответа БМГ |
8 | ERROR_MGOV_SMS_GW | Ошибка обращения к SMS-шлюзу Единого контакт центра "1414" | Возникла ошибка при отправке запроса для отправки SMS-сообщения в SMS-шлюз Единого контакт центра "1414". |
9 | ERROR_TV_NOTFOUND | Ошибка отправки (Запрос/ответ средствами инициатора и/или оператора) | Токен верификации не найден. |
10 | ERROR_TV_INVALID | Ошибка отправки (Запрос/ответ средствами инициатора и/или оператора) | Токен верификации не прошел проверку подписи. |
11 | ERROR_TV_BIN_NOTMATCH | Ошибка отправки (Запрос/ответ средствами инициатора и/или оператора) | Бизнес-идентификационный номер в токене верификации организации не соответствует Бизнес-идентификационный номер в запросе. |
12 | ERROR_TV_NOTINLIST | Ошибка отправки (Запрос/ответ средствами инициатора и/или оператора) | Способ получения доступа к персональным данным не соответствует значению из списка (Bio/Ds/Otp/DID/PC). |
13 | ERROR_TV_MORECDATE | Ошибка отправки (Запрос/ответ средствами инициатора и/или оператора) | Дата формирования токена верификации больше текущей даты. |
Полезная информация токена безопасности контроля доступа к персональным данным
Кодовое наименование | Описание |
uin | Индивидуальный идентификационный номер субъекта персональных данных |
sid | Перечень кодовых наименований сервисов, в которых запрашиваются персональные данные |
dts | Дата и время получения положительного ответа от субъекта персональных данных через SMS в формате ISO 8601 (данное условие применяется к схеме запроса посредством SMS-шлюза Единого контакт центра "1414".) |
dte | Дата и время окончания действия токена безопасности представляют собой сумму даты и время получения положительного ответа от субъекта персональных данных через SMS и времени действия токена безопасности в формате ISO 8601 (данное условие проверки применяется к схеме запроса посредством SMS-шлюза Единого контакт центра "1414"). |
binc | Бизнес идентификационный номер или индивидуальный идентификационный номер, инициирующий запрос персональных данных – Инициатором |
iat | Дата и время получения положительного ответа от субъекта персональных данных через SMS в формате Unix Time Stamp |
exp | Дата и время окончания действия токена безопасности, представляют собой дату и время получения положительного ответа от субъекта персональных данных через SMS и времени действия токена безопасности в формате Unix Time Stamp |