Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 4
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 5 июля 2019 года № 350 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 июля 2019 года № 61 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 18998) следующие изменения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 5 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:";
приложения 1 и 2 к совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему совместному приказу.
2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего совместного приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра юстиции Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
И.о. министра национальной экономики Республики Казахстан |
__________ Т. Жаксылыков |
И.о. министра юстиции Республики Казахстан __________ А. Муканова |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Критерии оценки степени риска в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями (далее - Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским Кодексом Республики Казахстан (далее - Кодекс), Законом Республики Казахстан "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" и Правила формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577) и форм проверочных листов, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371).
2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:
1) субъект контроля - филиалы Некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан", осуществляющие государственную регистрацию по месту регистрации объекта обложения (далее - регистрирующий орган);
2) незначительные нарушения - нарушение требований, установленных законодательством Республики Казахстан при регистрационных действиях;
3) значительные нарушения - нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан при регистрационных действиях;
4) грубые нарушения - нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в регистрационных действиях, которые могут привести к существенным нарушениям прав, свобод и законных интересов услугополучателей;
5) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
6) объективные критерии оценки степени риска (далее-объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля;
7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;
8) регистрационные действия – государственная регистрация юридических лиц, учетная регистрация филиалов и представительств; государственная перерегистрация юридических лиц, учетная перерегистрация филиалов и представительств, государственная регистрация внесения изменений и дополнений в учредительные документы, государственная регистрация прекращения деятельности юридических лиц, регистрация снятия с учета филиалов и представительств, относящихся к коммерческим организациям, их филиалов и представительств.
3. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля с посещением субъекта контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии
4. По объективным критериям к высокой степени риска относится деятельность регистрирующего органа.
Деятельность регистрирующего органа относится к высокой степени риска в зависимости от вероятности причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, интересам государства в результате деятельности субъектов контроля, связанных с обеспечением сохранности информации о юридических лицах (персональные данные), за исключением данных определенных пунктом 13 статьи 28 Кодекса, которое может привести к незаконному распространению информации о юридических лицах (персональные данные) и учредителях (участников, членов) и повлечь нарушение гарантированных государством прав и свобод граждан.
5. В отношении регистрирующих органов проводятся внеплановые проверки и профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
Глава 3. Субъективные критерии.
6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка риска.
7. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.
Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;
2) результаты предыдущих проверок профилактического контроля с посещением субъектов контроля;
3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;
4) результаты профилактического контроля без посещения субъекта контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта контроля);
5) анализ официальных интернет - ресурсов государственных органов, средств массовой информации;
6) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.
8. На основании имеющихся источников информации, регулирующие государственные органы формируют субъективные критерии, подлежащие оценке.
Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий расчет показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7 где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,4 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,4, где:
SРн– показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов контроля приведены в приложении к настоящим Критериям.
По показателям степени риска субъект контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 41 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 40 включительно.
При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще двух раз в год.
Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта контроля.
Списки профилактического контроля с посещением субъекта контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.
Приложение к Критериям оценки степени риска в сфере регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями |
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов контроля
№ | Критерии оценки степени риска в сфере регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств | Степень нарушения |
1. Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями | ||
1) | недостоверное заполнение сведений в Национальном реестре бизнес-идентификационных номеров | Грубое |
2. Результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов контроля (степень тяжести нарушения устанавливается при несоблюдении перечисленных требований) | ||
1) | недопущение проведения регистрационных действий при несоответствии предоставленных документов требованиям Закона "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" | Грубое |
2) | недопущение проведения регистрационных действий при наличии судебных актов и постановлений (запретов, арестов) судебных исполнителей и правоохранительных органов | Грубое |
3) |
недопущение проведения регистрационных действий при | Грубое |
4) | недопущение проведения регистрационных действий при непредставлении передаточного акта или разделительного баланса либо отсутствия в них положений о правопреемстве реорганизованного юридического лица | Грубое |
5) | недопущение проведения регистрационных действий, если юридическое лицо или единственный учредитель (участник) юридического лица является бездействующим юридическим лицом | Грубое |
6) | недопущение проведения регистрационных действий, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, является единственным учредителем (участником, членом) и (или) руководителем бездействующих юридических лиц | Грубое |
7) | недопущение проведения регистрационных действий, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, признано недееспособным или ограниченно дееспособным | Грубое |
8) | недопущение проведения регистрационных действий, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, признано безвестно отсутствующим, объявлено умершим, зарегистрировано в качестве умершего либо его статус не определен | Грубое |
9) | недопущение проведения регистрационных действий, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления по статьям 237, 238 Уголовного кодекса Республики Казахстан | Грубое |
10) | недопущение проведения регистрационных действий, если при государственной регистрации учредитель (физическое лицо и (или) юридическое лицо), его учредители, руководитель юридического лица, учредитель и (или) руководитель юридического лица, являющегося учредителем (участником, членом) юридического лица, являются должниками по исполнительному документу, за исключением лица, являющегося должником по исполнительному производству о взыскании периодических платежей и не имеющего задолженность по исполнительному производству о периодических взысканиях более трех месяцев | Грубое |
11) | недопущение проведения регистрационных действий, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником) и (или) руководителем юридического лица, включено в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, и (или) в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением акций (долей участия в уставном капитале), конфискованных и (или) взысканных по решению суда | Грубое |
12) | недопущение проведения регистрационных действий при регистрации с утерянными и (или) недействительными документами, удостоверяющих личность руководителей/ учредителей (членов, участников) | Грубое |
13) | недопущение проведения регистрационных действий при неполном пакете документов, необходимых для регистрационных действий | Грубое |
14) | недопущение необоснованного отказа в регистрационных действиях | Грубое |
15) | несоблюдение сроков проведения регистрационных действий | Грубое |
16) | недопущение истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем | Значительное |
17) | несоблюдение услугодателем бизнес - процессов оказания государственной услуги | Значительное |
18) | недопущение необоснованного перерыва срока регистрационных действий | Значительное |
19) | ненадлежащее ведение и хранение регистрационных дел | Грубое |
20) | наличие одной и более подтвержденной жалобы или обращения | Значительное |
3. Анализ официальных интернет - ресурсов государственных органов, средств массовой информации. | ||
1) | наличие на официальных интернет-ресурсах и в печатных изданиях информации о фактах незаконной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств | Незначительное |
2) | наличие на официальных интернет-ресурсах и в печатных изданиях информации о разглашении персональных данных граждан, в том числе тайну личной жизни при регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств | Грубое |
4. Результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями | ||
1) | наличие фактов вынесения судами частных постановлений или определений в отношении субъекта контроля | Грубое |
2) | наличие фактов вынесения судом вступившего в законную силу решения о признании факта регистрации недействительной, в котором указана его вина | Грубое |
3) | наличие фактов вынесения судом вступившего в законную силу решения, в отношении субъекта контроля, согласно обоснованных жалоб на действия или бездействие должностных лиц, в котором указана его вина | Грубое |
Проверочный лист
В сфере регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств в отношении деятельности филиалов Некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее - регистрирующих органов), осуществляющих регистрацию юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств
________________________________________________________________________________(наименование однородной группы субъектов контроля) Государственный орган, назначивший профилактический контроль с посещением субъекта контроля ________________________________________________________________________________
Акт о назначении профилактического контроля с посещением субъекта контроля ________________________________________________________________________________
(№, дата) Наименование субъекта контроля ________________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), ________________________________________________________________________________
бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
Адрес место нахождения __________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | недопущение проведения регистрационных действий при несоответствии предоставленных документов | ||
2 | недопущение истребования от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем | ||
3 | недопущение проведения регистрационных действий при наличии судебных актов и постановлений (запретов, арестов) судебных исполнителей и правоохранительных органов | ||
4 | недопущение проведения регистрационных действий при нарушении порядка создания, перерегистрации и реорганизации юридического лица, несоответствия учредительных документов | ||
5 | недопущение проведения регистрационных действий при непредставлении передаточного акта или разделительного баланса либо отсутствия в них положений о правопреемстве реорганизованного юридического лица | ||
6 | недопущение проведения регистрационных действий, если юридическое лицо или единственный учредитель (участник) юридического лица является бездействующим юридическим лицом | ||
7 | недопущение проведения регистрационных действий, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, является единственным учредителем (участником, членом) и (или) руководителем бездействующих юридических лиц | ||
8 | недопущение проведения регистрационных действий, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, признано недееспособным или ограниченно дееспособным | ||
9 | недопущение проведения регистрационных действий, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, признано безвестно отсутствующим, объявлено умершим, зарегистрировано в качестве умершего либо его статус не определен | ||
10 | недопущение проведения регистрационных действий, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления | ||
11 | недопущение проведения регистрационных действий, если при государственной регистрации учредитель (физическое лицо и (или) юридическое лицо), его учредители, руководитель юридического лица, учредитель и (или) руководитель юридического лица, являющегося учредителем (участником, членом) юридического лица, являются должниками по исполнительному документу, за исключением лица, являющегося должником по исполнительному производству о взыскании периодических платежей и не имеющего задолженность по исполнительному производству о периодических взысканиях более трех месяцев | ||
12 | недопущение проведения регистрационных действий, если физическое лицо, являющееся учредителем (участником) и (или) руководителем юридического лица, включено в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, и (или) в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, за исключением акций (долей участия в уставном капитале), конфискованных и (или) взысканных по решению суда | ||
13 | недопущение проведения регистрационных действий при регистрации с утерянными и (или) недействительными документами, удостоверяющих личность руководителей/ учредителей (членов, участников) | ||
14 | недопущение проведения регистрационных действий при неполном пакете документов, необходимых для регистрационных действий | ||
15 | недопущение необоснованного отказа в регистрационных действиях | ||
16 | несоблюдение сроков проведения регистрационных действий | ||
17 | несоблюдение услугодателем бизнес - процессов оказания государственной услуги | ||
18 | недопущение необоснованного перерыва срока в регистрационных действиях | ||
19 | ненадлежащее ведение и хранение регистрационных дел | ||
20 | недостоверное заполнение сведений в Национальном реестре бизнес-идентификационных номеров | ||
21 | наличие одной и более подтвержденной жалобы или обращения |
должность подпись
______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________________________________________________
должность подпись
______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)