Примечание ИЗПИ!
Вводится в действие с 01.01.2023
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 6 ноября 2018 года № 1529 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 ноября 2018 года № 60 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сфере нотариальной деятельности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17706) следующие изменения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:";
подпункты 2) и 3) пункта 1 исключить;
приложение 1 к указанному совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;
приложение 4 к указанному совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу;
приложение 5 к указанному совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему приказу.
2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра юстиции Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие c 1 января 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
__________ А. Куантыров |
Министр юстиции Республики Казахстан |
__________ К. Мусин |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистке
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Критерии оценки степени рисков в сфере нотариальной деятельности
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени рисков в сфере нотариальной деятельности (далее-Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктам 1 статьи 143 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 "Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками и о внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577) для отнесения субъектов контроля, осуществляющих нотариальную деятельность к степеням риска.
2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:
1) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта (объекта) контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
2) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям;
3) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
4) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
5) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
6) субъект (объект) контроля – физическое лицо, осуществляющее нотариальную деятельность в соответствии с Законом Республики Казахстан "О нотариате", территориальные нотариальные палаты;
7) грубые нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере нотариальной деятельности, которые могут привести к существенным нарушениям прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
8) значительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере нотариальной деятельности, создающие предпосылки для причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства.
9) незначительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере нотариальной деятельности, не относящиеся к значительным и грубым нарушениям.
Глава 2. Способы проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля
3. Критерии оценки степени риска применяемые для проведения проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в сфере нотариальной деятельности формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
4. По объективным критериям субъекты (объекты) контроля к высокой степени риска относятся частные нотариусы и территориальные нотариальные палаты.
В отношении субъектов (объектов) контроля отнесенных к высокой степени риска, применяются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
5. Отнесение субъектов (объектов) контроля к высокой степени риска осуществляется в зависимости от вероятности причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, интересам государства в результате деятельности субъектов (объектов) контроля, связанной с обеспечением сохранности тайны совершения нотариальных действий, защиты прав физических и юридических лиц в сфере соблюдения законодательства о персональных данных, которое может привести к незаконному распространению тайны нотариальных действий, повлечь нарушение гарантированных государством прав и свобод физических и юридических лиц.
6. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
Параграф 2. Субъективные критерии
7. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка степени риска.
8. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.
Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля;
2) результаты предыдущей проверки и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;
3) результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (рекомендации));
4) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;
5) анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации;
6) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.
9. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.
Анализ и оценка субъективных критериев позволит сконцентрировать проведение проверки и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.
При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В отношении субъектов (объектов) контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля.
10. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов (объектов) контроля изложены в приложении к настоящим Критериям.
11. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общий показатель степени риска по субъективным критериям рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно и в отношении него проводится проверка и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля;
12. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по критериям оценки степени риска но не чаще двух раз в год.
13. Полугодовой список профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.
Глава 3. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям
14. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,4 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,4,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Глава 4. Проверочные листы
15. Проверочные листы составляются для однородных групп субъектов (объектов) контроля и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в пункте 2 статьи 143 Кодекса.
Приложение к Критериям оценки степени риска в сфере нотариальной деятельности |
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов (объектов) контроля
№ | Критерии | Степень нарушения |
По результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля. | ||
Глава 1. Касательно частного нотариуса | ||
1 | Наличие факта привлечения субъекта контроля к дисциплинарной ответственности в течение года | грубое |
2 | Наличие факта приостановления действия лицензий на право занятия нотариальной деятельностью | грубое |
3 | Наличие факта привлечения субъекта контроля к административной ответственности в течение года | грубое |
4 | Занятие предпринимательской деятельностью | грубое |
5 | Несоблюдение тайны совершения нотариальных действий | грубое |
Глава 2. Касательно территориальной нотариальной палаты | ||
6 | Несоблюдение тайны совершения нотариальных действий | грубое |
7 | Непредоставление нотариальными палатами информации о своей деятельности по итогам полугодия и года | значительное |
Результаты проверки и предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля | ||
Глава 3. Касательно частного нотариуса | ||
8 | Отсутствие помещения, пригодного для беспрепятственного доступа физических лиц и представителей юридических лиц | грубое |
9 | Непредоставление субъектом контроля государственным органом финансового мониторинга и уполномоченному органу в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу | грубое |
10 | Отсутствие договора страхования гражданско-правовой ответственности | грубое |
11 | Непредоставление субъектом контроля в течение месяца в территориальный орган юстиции сведений об изменении им фамилии, имени, отчества, а также местонахождения его помещения | значительное |
12 |
Ненадлежащее ведение нотариального делопроизводства: | незначительное |
13 |
Ненадлежащее совершение нотариальных действий, а именно: | грубое |
Глава 4. Касательно территориальной нотариальной палаты | ||
14 | Отсутствие частного нотариального архива, организации их функций по накоплению, хранению и использованию нотариальных документов. | грубое |
15 | Необеспечение организации страхования частными нотариусами гражданско-правовой ответственности и не информирование территориальных органов юстиции о случаях уклонения частных нотариусов от заключения договора обязательного страхования своей гражданско-правовой ответственности организация учета договоров страхования гражданско-правовой ответственности нотариусов. | значительное |
Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений | ||
16 | Наличие два и более подтвержденной жалобы или обращения на действия нотариуса | грубое |
Результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями | ||
17 | Наличие фактов вынесения судами, вступивших в законную силу частных постановлений или определений в отношении субъекта контроля | грубое |
18 | Наличие фактов вынесения судом вступившего в законную силу решений о признании сделки, удостоверенной субъектом контроля недействительной, в котором указана его вина | грубое |
19 | Наличие фактов вынесения судом, вступивших в законную силу решений, в отношении субъекта контроля, согласно обоснованных жалоб на нотариальные действия или незаконного отказа в их совершении, в котором указана его вина | грубое |
Проверочный лист
в области нотариальной деятельности ________________________________________
в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении частного нотариуса
_________________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов контроля Государственный орган,
назначивший проверку /профилактического контроля с посещением субъекта контроля
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта контроля
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(№, дата)
Наименование субъекта контроля
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), контроля
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Адрес места нахождения ___________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Наличие факта привлечения субъекта контроля к дисциплинарной ответственности в течение года | ||
2 | Наличие факта приостановления действия лицензий на право занятия нотариальной деятельностью | ||
3 | Наличие факта привлечения субъекта контроля к административной ответственности в течение года | ||
4 | Занятие предпринимательской деятельностью | ||
5 | Несоблюдение тайны совершения нотариальных действий | ||
6 | Отсутствие помещения, пригодного для беспрепятственного доступа физических лиц и представителей юридических лиц | ||
7 | Непредоставление субъектом контроля государственным органом финансового мониторинга и уполномоченному органу в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу | ||
8 | Отсутствие договора страхования гражданско-правовой ответственности | ||
9 | Непредоставление субъектом контроля в течение месяца в территориальный орган юстиции сведений об изменении им фамилии, имени, отчества, а также местонахождения его помещения | ||
10 |
Ненадлежащее ведение нотариального делопроизводства: | ||
11 |
Ненадлежащее совершение нотариальных действий, а именно: |
Должностное (ые) лицо (а):
__________________________________________ ____________
должность подпись
_______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) должность) (подпись)
Руководитель субъекта контроля
___________________________________________ ___________
должность подпись
_______________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Проверочный лист
В области/ нотариальной деятельности _______________________________________
в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении территориальной нотариальной палаты
_________________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
Государственный орган, назначивший проверку с посещением субъекта контроля
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/ профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(№, дата)
Наименование субъекта (объекта) контроля
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Бизнес-идентификационный номер субъекта контроля __________________________
_________________________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Несоблюдение тайны совершения нотариальных действий | ||
2 | Непредоставление нотариальными палатами информации о своей деятельности по итогам полугодия и года | ||
3 | Отсутствие частного нотариального архива, организации их функций по накоплению, хранению и использованию нотариальных документов. | ||
4 | Необеспечение организации страхования частными нотариусами гражданско-правовой ответственности и не информирование территориальных органов юстиции о случаях уклонения частных нотариусов от заключения договора обязательного страхования своей гражданско-правовой ответственности организация учета договоров страхования гражданско-правовой ответственности нотариусов. |
Должностное (ые) лицо (а):
_________________________________________ ______________
должность подпись
________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) должность) (подпись)
Руководитель субъекта контроля
___________________________________________ _____________
должность подпись
________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)