В соответствии с подпунктом 41-78) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику расчета инфраструктурных сборов.
2. Комитету гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательном порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
И. Шархан |
"СОГЛАСОВАН"
Агентство по защите и развитию
конкуренции Республики Казахстан
Утверждена приказом исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 24 марта 2023 года № 175 |
Методика расчета инфраструктурных сборов
Сноска. Методика в редакции приказа Министра транспорта РК от 03.07.2024 № 230 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика расчета инфраструктурных сборов (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 41-78) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации".
2. Целью Методики является определение механизма расчета инфраструктурного сбора, взимаемого эксплуатантом аэропорта (аэродрома) за пользование объектами инфраструктуры, оборудованием и техническими средствами аэропорта с поставщиков услуг наземного обслуживания и авиакомпаний, самостоятельно обслуживающих свои воздушные суда, пассажиров, багаж, груз и почту.
Перечень услуг наземного обслуживания, входящих в состав аэропортовской деятельности, к которым открыт доступ для поставщиков услуг наземного обслуживания и самостоятельного наземного обслуживания авиакомпаний установлен в приложениях 2, 3 Правил осуществления наземного обслуживания в аэропортах, утвержденных приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 2 октября 2019 года № 750 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19433).
Эксплуатант аэропорта (аэродрома) не взимает с авиакомпании, осуществляющей самостоятельное наземное обслуживание, иных платежей за пользование имуществом, в том числе объектами инфраструктуры, оборудованием и техническими средствами аэропорта, если за пользование данным имуществом авиакомпания выплачивает инфраструктурный сбор.
Инфраструктурный сбор взимается за пользование имуществом аэропорта, которым пользуются поставщики услуг наземного обслуживания или авиакомпании, осуществляющие самостоятельное наземное обслуживание.
При оказании авиакомпанией, осуществляющей самостоятельное наземное обслуживание, наземных услуг по запросу эксплуатанта аэропорта (аэродрома) другим авиакомпаниям, инфраструктурный сбор не взимается.
3. В настоящей Методике применяются следующие понятия:
1) поставщик услуг наземного обслуживания – физическое или юридическое лицо, оказывающее услуги наземного обслуживания на территории аэропорта (аэродрома), за исключением эксплуатанта аэропорта (аэродрома) и авиакомпании, самостоятельно обслуживающей свои воздушные суда, пассажиров, багаж, груз и почту;
2) самостоятельное наземное обслуживание (самообслуживание) – осуществление авиакомпанией одной или нескольких видов услуг наземного обслуживания для собственных нужд и/или воздушных судов, пассажиров, багажа, груза и почты авиакомпаний, пятьдесят и более процентов голосующих акций которых ей принадлежат, без заключения договора с третьими лицами;
3) объект инфраструктуры – имущество аэропорта, предназначенное для оказания аэропортовской деятельности, в том числе для предоставления услуг наземного обслуживания на территории аэропорта (аэродрома);
4) инфраструктурный сбор – сбор, взимаемый эксплуатантом аэропорта (аэродрома) с поставщиков услуг наземного обслуживания и авиакомпаний, осуществляющих самостоятельное наземное обслуживание, за пользование объектами инфраструктуры, оборудованием и техническими средствами аэропорта.
Иные термины и понятия, используемые в настоящей Методике, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации.
Глава 2. Механизм расчета инфраструктурного сбора, взимаемого эксплуатантом аэропорта (аэродрома) за пользование объектами инфраструктуры, оборудованием и техническими средствами аэропорта
4. При формировании инфраструктурного сбора эксплуатантом аэропорта (аэродрома) в его затратной части учитываются расходы на объекты инфраструктуры, непосредственно используемые поставщиками услуг наземного обслуживания и авиакомпаниями, самостоятельно обслуживающими свои воздушные суда, пассажиров, багаж, груз и почту, при оказании услуг наземного обслуживания открытого доступа в аэропорту и услуг наземного обслуживания ограниченного доступа в аэропорту (перронное обслуживание), в том числе:
1) материальные затраты;
2) расходы на ремонтные работы (текущие и капитальные ремонты, не приводящие к увеличению стоимости основных средств) при необходимости их проведения;
3) расходы на оплату труда персонала эксплуатанта аэропорта (аэродрома), включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
4) амортизационные отчисления, направляемые на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств, реализацию инвестиционных программ (проектов), приобретение основных средств и нематериальных активов, непосредственно используемых в оказании услуг наземного обслуживания открытого доступа в аэропорту и услуг наземного обслуживания ограниченного доступа в аэропорту (перронное обслуживание);
5) плата за эмиссию в окружающую среду;
6) обязательные виды страхования, налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет;
7) расходы на услуги сторонних организаций (обязательный аудит финансовой отчетности, услуги банка, услуги связи);
8) расходы на выплату вознаграждения за заемные средства, привлеченные для осуществления инвестиций в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, задействованных в оказании услуг наземного обслуживания открытого доступа в аэропорту и услуг наземного обслуживания ограниченного доступа в аэропорту (перронное обслуживание).
5. При формировании инфраструктурного сбора эксплуатантом аэропорта (аэродрома) в его затратной части не учитываются расходы, не относящиеся непосредственно к оказанию услуг наземного обслуживания открытого доступа в аэропорту и услуг наземного обслуживания ограниченного доступа в аэропорту (перронное обслуживание), в том числе:
1) амортизационные отчисления основных средств, неиспользуемых при оказании услуг наземного обслуживания открытого доступа в аэропорту и услуг наземного обслуживания ограниченного доступа в аэропорту (перронное обслуживание);
2) платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
3) безнадежные долги;
4) штрафы, пени, неустойка и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, судебные издержки;
5) штрафы и пени за сокрытие (занижение) дохода;
6) убытки от хищений;
7) содержание незадействованных активов в производстве обслуживающих хозяйств и участков;
8) содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных организаций, учебных заведений, за исключением профессионально-технических училищ;
9) содержание оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда;
10) погашение ссуд, включая беспроцентные, полученных работниками организации на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством;
11) проведение культурно-просветительных, оздоровительных и спортивных мероприятий;
12) благоустройство садовых товариществ (строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осуществление других расходов общего характера);
13) оказание спонсорской помощи;
14) потери от брака;
15) приобретение, аренду и содержание квартир, жилых зданий и сооружений, мест в общежитиях и гостиницах для персонала эксплуатанта аэропорта (аэродрома), за исключением вахтовой организации производства;
16) приобретение подарков к юбилейным датам или выдаваемые в виде поощрения работникам;
17) сверхнормативные технические и коммерческие потери, порчу и недостачу товарно-материальных ценностей, запасы на складах и другие непроизводительные расходы;
18) премирование и другие формы стимулирования по итогам работы;
19) проведение и организацию обучающих курсов, семинаров, тренингов, лекций, выставок, дискуссий, встреч с деятелями науки и искусства, научно-технических конференций, за исключением мероприятий, связанных с производственной необходимостью;
20) членские взносы в общественные организации и ассоциации;
21) оплата отпусков работников, обучающихся в организациях образования;
22) оплата путевок работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии за счет средств эксплуатанта аэропорта (аэродрома), кроме затрат, связанных с реабилитационным лечением профессиональных заболеваний;
23) страховые платежи (взносы, уплачиваемые эксплуатантом аэропорта (аэродрома) по договорам личного и имущественного страхования, заключенных эксплуатантом аэропорта (аэродрома) в пользу своих работников), за исключением установленных законодательством Республики Казахстан обязательных страховых платежей;
24) оплата дополнительно предоставленных (сверх предусмотренного законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей, оплата проезда членов семьи работника к месту использования отпуска и обратно;
25) отчисления профессиональным союзам на цели, определенные коллективным договором.
6. Изменение инфраструктурного сбора осуществляется не более одного раза в год.
7. Формирование инфраструктурного сбора осуществляется на основании раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду услуг, товаров, работ аэропорта.
8. Инфраструктурный сбор, взимаемый эксплуатантом аэропорта (аэродрома) за пользование объектами инфраструктуры, оборудованием и техническими средствами аэропорта за единицу, определяется по формуле:
IC – распределенные экономически обоснованные затраты за пользование объектами инфраструктуры, оборудованием и техническими средствами аэропорта, задействованными при оказании услуги;
AI – доля инвестиций в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры эксплуатанта аэропорта (аэродрома), задействованными при оказании услуги;
Vпоставщик – планируемый объем услуги поставщика услуг наземного обслуживания или авиакомпании, осуществляющей самостоятельное наземное обслуживание;
Vвсего – общий планируемый объем услуги.
9. Инвестиции в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры осуществляются эксплуатантом аэропорта (аэродрома) за счет собственных, заемных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Источниками собственных средств являются амортизационные отчисления и прибыль, учтенные в инфраструктурном сборе. Возврат заемных средств осуществляется за счет амортизационных отчислений и прибыли, учтенных в инфраструктурном сборе.
Предельная величина прибыли, включаемая в инфраструктурный сбор, ограничивается с учетом планируемых инвестиций в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры эксплуатанта аэропорта (аэродрома), задействованных в оказании услуги.
Эксплуатант аэропорта (аэродрома), в целях обеспечения прозрачности процедуры формирования инфраструктурного сбора, гласности, информированности, соблюдения баланса интересов эксплуатанта аэропорта (аэродрома) и поставщика услуг наземного обслуживания, а также авиакомпании, осуществляющей самостоятельное наземное обслуживание, ежегодно не позднее 1 августа информирует поставщиков услуг наземного обслуживания и авиакомпании, осуществляющие самостоятельное наземное обслуживание, о вложенных инвестициях в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры и проводит обсуждение планируемых инвестиций.