В соответствии с пунктом 1 статьи 10–2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного транспорта Республики Казахстан.
2. Комитету транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет - ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
М. Карабаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
Утверждена приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 19 апреля 2023 года № 267 |
Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного транспорта
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного транспорта (далее – Инструкция) разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" и определяет цели, принципы и задачи в организации антитеррористической защиты.
Инструкция детализирует требования к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, предусмотренные постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305 "Об утверждении требований к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении" (далее – Требования) и устанавливает обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного транспорта.
Общие принципы антитеррористической защиты:
1) адекватность – сопоставимость применяемых на объекте антитеррористических мер характеру и специфике вероятных террористических угроз;
2) комплексность – совокупность мер, позволяющая выстроить антитеррористическую защиту объекта исходя из вышеперечисленных принципов и задействовать имеющие силы и средства.
3) заблаговременность (превентивность) проводимых мероприятий – комплекс мер, разрабатываемых заранее с учетом характера и специфики террористических угроз;
4) дифференцированный подход – совокупность приемов, направленных на учет отраслевых особенностей функционирования объекта, его дислокации;
2. Настоящая Инструкция распространяется на объекты акционерного общества "Национальная компания "Қазақстан темір жолы", включенные в перечни объектов уязвимых в террористическом отношении в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234 "Об утверждении Правил и критериев отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении".
3. Настоящая Инструкция предназначена для использования руководителями объектов, должностными лицами, обеспечивающими проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного транспорта, а также для сотрудников контролирующих и исполнительных органов при изучении и проверке состояния их антитеррористической защищенности объектов.
4. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:
1) Компания – акционерное общество "Национальная компания "Қазақстан темір жолы";
2) НЖС – филиал АО "НК "КТЖ" - отделения магистральной сети;
3) НОДГП – филиал ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки";
4) объект УТО – объект уязвимый в террористическом отношении;
5) субъект охранной деятельности – охранная организация, заключившая договор по обеспечению безопасности объекта УТО;
6) досмотр – обследование, в том числе путем применения технических или других средств, пассажиров и посетителей, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа в целях идентификации и/или обнаружения веществ и предметов, запрещенных к вносу на объект транспортной инфраструктуры в соответствии с перечнем объектов транспортной инфраструктуры, на которых производится досмотр согласно перечню объектов транспортной инфраструктуры, на которых производится досмотр, лиц, в отношении которых не производится досмотр, веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, утвержденного приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 18 апреля 2022 года № 213 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 27649) (далее - Перечень), и проводится на основании Закона Республики Казахстан "О транспорте в Республике Казахстан";
7) система контроля и управления доступом (далее – СКУД) – совокупность технически совместимых аппаратных средств и (или) программного обеспечения, предназначенных для контроля доступа, разграничения прав на вход и (или) выход на объект УТО и (или) его отдельные зоны персонала и посетителей, сбора и хранения информации;
8) телевизионные системы охраны – система видеонаблюдения, представляющая собой телевизионную систему замкнутого типа, предназначенную для выявления и фиксирования нарушений;
9) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте УТО, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке;
10) контрольно-пропускной пункт (далее – КПП) – специально оборудованное место, предназначенное для обеспечения контроля, пропуска, досмотра людей и транспортных средств;
11) меры первичного реагирования – комплекс первоочередных мероприятий, предпринимаемый персоналом объекта и сотрудниками субъекта охранной деятельности, направленный на своевременное информирование уполномоченных государственных органов об угрозе или совершении акта терроризма, а также действий по минимизации и ликвидации возможных последствий акта терроризма (оказание помощи в осуществлении первичных и следственных действий силами экстренного (первичного) реагирования, оказание первой медицинской помощи пострадавшим, эвакуация и так далее);
12) охраняемая зона (участок) – территория, а также выделенные на объекте зоны (участки), части зданий (строения и сооружения), помещения и их конструктивные элементы, подлежащие охране;
13) зоны отторжения – участки местности, расположенные на территории, непосредственно примыкающей к инженерным ограждениям объекта УТО, свободные от построек, деревьев, кустарников и прочего;
14) персонал объекта УТО – руководители, работники, сотрудники объекта УТО, в том числе, осуществляющие деятельность на его арендуемых площадях;
15) периметр объекта УТО – граница объекта УТО согласно правоустанавливающим документам;
16) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;
17) внутри объектовый режим – совокупность мероприятий и правил, выполняемых персоналом объекта УТО, посетителями и лицами, находящимися на охраняемой территории объекта УТО и на прилегающей к нему территории, в целях выполнения требований служебного распорядка и пожарной безопасности;
18) критическая зона – помещение, участки и конструктивные элементы, разрушение которых в результате акта терроризма может привести к существенному нарушению нормального функционирования объекта УТО, его существенному повреждению или аварии на нем;
19) противотаранные устройства (заграждения) – инженерно-технические изделия, предназначенные для принудительного замедления и (или) остановки транспортных средств;
20) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении.
5. Антитеррористическая защищенность объектов УТО обеспечивается созданием условий, направленных на:
1) воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты УТО, что достигается принятием мер по:
установлению пропускного режима на объектах УТО и его неукоснительного соблюдения;
укреплению объекта УТО в инженерно-техническом отношении средствами, позволяющими выявить неправомерное проникновение на объект.
2) обнаружение признаков и фактов подготовки и (или) совершения акта терроризма, что достигается принятием мер по:
контролю за обстановкой на объектах УТО и близлежащей территории на предмет выявления подозрительных лиц и предметов;
улучшением материально-технической базы в плане инженерно-технического оснащения объекта УТО.
3) предупреждение попыток совершения актов терроризма на объекте УТО, что достигается принятием мер по:
осуществлению охраны объекта УТО путем заключения договора с субъектами охранной деятельности;
организацией постоянного контроля за установленным порядком доступа на объект УТО посетителей и транспортных средств;
формированию у персонала объекта УТО антитеррористического сознания;
контролю всех мероприятий, которыми обеспечивается антитеррористическая безопасность объекта УТО.
4) минимизацию и ликвидацию последствий акта терроризма на объекте УТО, что достигается принятием мер по:
разработке алгоритмов реагирования на предпосылки и акты терроризма, адекватных особенностям объектов УТО железнодорожной инфраструктуры;
соответствующей подготовке сотрудников охраны и персонала объекта УТО в отношении их действий при совершении акта терроризма и после него;
своевременному составлению и поддержанию в актуальном состоянии паспорта антитеррористической защищенности объекта УТО, его надлежащим хранением согласно главы 5 настоящей Инструкции.
5) дополнительные меры осуществляются согласно установленному уровню террористической опасности в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611 "Об утверждении Правил организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма" (далее - Указ).
6) Служба государственной охраны Республики Казахстан имеет право устанавливать дополнительные требования к организации антитеррористической защиты объекта УТО железнодорожной инфраструктуры, предназначенного для пребывания охраняемых лиц, с учетом настоящих требований, объема и специфики организационных, охранных, режимных и мер, обеспечивающих необходимые уровни их безопасности.
6. Проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов УТО возлагается на:
1) руководителя структурного подразделения Компании, обеспечивающего деятельность объекта УТО;
2) руководителя НЖС;
3) начальника железнодорожного вокзала;
4) других руководителей объектов железнодорожной инфраструктуры, внесенных решением антитеррористической комиссии при акимате области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) в перечень объектов УТО области, города республиканского значения, столицы.
Глава 2. Требования к организации пропускного и внутриобъектового режимов
7. Пропускной режим является частью общей системы безопасности Компании и призван обеспечить повышение уровня безопасности персонала и посетителей объекта УТО.
8. Пропускной режим включает в себя мероприятия по установлению и защите охраняемых зон ограниченного доступа, обеспечению сохранности оборудования, зданий и сооружений, расположенных в охраняемой зоне объектов УТО, а также досмотру пассажиров, посетителей, вещей находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа.
Пропускной режим вводится в целях:
1) повышения уровня антитеррористической защиты;
2) исключения возможности несанкционированного допуска в охраняемые зоны, зоны ограниченного доступа и на территорию объекта УТО посторонних лиц и транспортных средств;
3) установления и поддержания порядка при входе (выходе), въезде (выезде) на территорию (с территории) объекта УТО;
4) исключения несанкционированного вноса (выноса) и ввоза (вывоза) имущества, в том числе запрещенных предметов на территорию и с территории объекта УТО.
9. Пропускной и внутриобъектовый режимы в административном здании Компании обеспечиваются в соответствии с "Правилами пропускного и внутриобъектового режима в административном здании акционерного общества "Национальная Компания "Қазақстан темір жолы".
10. Порядок обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на железнодорожных вокзалах, относящихся к классам "внеклассный", "1", "2" и "3" класса, внесенных решением антитеррористической комиссии при акимате области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) в перечень объектов УТО области, города республиканского значения, столицы устанавливается руководством НЖС.
11. Порядок обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на других объектах железнодорожной инфраструктуры, внесенных решением антитеррористической комиссии при акимате области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) в перечень объектов УТО области, города республиканского значения, столицы устанавливается руководством объекта УТО.
12. В период проведения антитеррористической операции обеспечение пропускного и внутриобъектового режима регулируется оперативным Штабом (республиканским, областным, городским) по борьбе с терроризмом.
13. Введению пропускного режима предшествует подготовительная работа, направленная на:
1) определение границ охраняемой зоны, зоны ограниченного доступа;
2) введение единых образцов личных, транспортных и материальных пропусков (далее – пропуска установленного образца), организацию работы по их учету, регистрации и выдаче;
3) организацию патрулирования территории объекта УТО нарядами службы охраны.
14. Мероприятия по обеспечению на объекте УТО помимо порядка организации пропускного режима, предусматривают:
1) определение ответственного (-ых) лица (лиц) и (или) подразделения (-й) за поддержание соответствующего пропускного режима;
2) закрепление в договоре об оказании охранных услуг ответственности и обязанностей субъекта охранной деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности и уровня безопасности.
15. Пропускной режим предусматривает зонирование объекта УТО с целью ограничения доступа в режимные помещения, помещения ограниченного допуска потенциально опасным участкам и критическим зонам объекта УТО.
16. Под зонами общего досмотра в настоящей Инструкции понимаются специально оборудованные пункты (КПП внутренние), расположенные на входах в здание объектов УТО для проведения досмотра работников, посетителей, арендаторов, пассажиров, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа.
17. Зоны общего досмотра состоят из одного или нескольких пунктов досмотра, и имеют помещения (комнаты) для проведения личного досмотра, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм.
18. Проведение досмотра лиц, посещающих административные здания объекта УТО, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, осуществляется службой досмотра (охраны) в зонах общего досмотра в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 27 мая 2022 года № 301 "Об утверждении Правил и требований к проведению досмотра пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 28298) (далее - Правила).
19. Досмотр персонала, пассажиров и посетителей, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, осуществляется для обеспечения антитеррористической защиты и уровня безопасности объектов УТО путем предотвращения проноса в объекты УТО веществ и предметов, запрещенных к вносу на объект транспортной инфраструктуры в соответствии с Перечнем.
Лица, отказывающиеся от прохождения досмотра или предъявления для такого досмотра ручной клади, багажа, на объект УТО не допускаются.
20. На железнодорожных вокзалах, где проводятся досмотровые мероприятия, охрана общественного порядка и патрулирование зон общего досмотра осуществляется сотрудниками полиции.
21. При обнаружении в ходе досмотра предметов и веществ, запрещенных к вносу на объекты УТО производятся мероприятия согласно Правил.
22. Внутриобъектовый режим, осуществляемый службой охраны объекта, включает:
1) обеспечение доступа и контроль порядка нахождения на объекте УТО работников аппарата, филиалов, дочерних организации Компании, работников юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, пассажиров и посетителей;
2) контроль режима функционирования инженерно-технического оборудования, установленного на объекте УТО;
3) контроль порядка проведения ремонтно-строительных, погрузочных, разгрузочных работ на объекте УТО;
4) контроль наличия пропуска у персонала и посетителей объекта УТО, наличия сопровождения, а также пропуска при въезде автотранспортных средств;
5) недопущение распространения на объекте печатной и рукописной продукции, пропагандирующей экстремизм, возбуждение социальной, национальной, расовой или религиозной розни, призывы к насильственной смене власти, а также проведению несанкционированных общественно-политических акций и агитационной работы;
6) обеспечение контроля при сопровождении сторонних лиц в режимных помещениях и зонах ограниченного доступа объекта УТО;
7) обеспечение контроля и документирование фактов нарушений правил внутриобъектового режима.
23. Инженерно-технические средства охраны объектов УТО выводятся на пульт подразделения охраны, обеспечивающего эксплуатацию объектов.
24. Охрана объектов УТО и обеспечение безопасности осуществляются субъектами охранной деятельности:
1) выставлением стационарных постов;
2) способом патрулирования пешими нарядами;
3) с помощью инженерно-технических средств охраны;
4) путем использования служебных собак.
Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий
25. Целями проведения профилактических и учебных мероприятий является повышение уровня специальной подготовки лиц, работающих на объектах УТО, а также проверка готовности сил и средств к решению внезапно возникших задач.
26. Профилактические и учебные мероприятия организуются на постоянной основе территориальными подразделениями уполномоченных центральных государственных органов и органов местного самоуправления при координации антитеррористической комиссией области, города республиканского значения, столицы (далее – антитеррористическая комиссия), с собственниками, руководителями, персоналом объектов УТО.
Антитеррористической комиссией координируются профилактические мероприятия, направленные на повышение информированности собственников, руководителей и должностных лиц объектов УТО:
1) об актуальных угрозах террористического характера;
2) о нормативной правовой базе Республики Казахстан в сфере противодействия терроризму в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов УТО;
3) о создании условий, препятствующих совершению акта терроризма (снижения риска совершения акта терроризма в отношении объекта УТО), а также способствующих минимизации и (или) ликвидации последствий от возможных террористических угроз.
27. Профилактические и учебные мероприятия проводятся в форме инструктажей и занятий (практические и теоретические) с лицами, работающими на объекте УТО, в соответствии с вариантами тематик занятий по организации антитеррористической защиты объектов железнодорожной инфраструктуры, уязвимых в террористическом отношении, указанными в приложении 1 к настоящей Инструкции.
О проведении профилактических и учебных мероприятий составляется письменный отчет о проведенном занятий по антитеррористической подготовке по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.
К отчету прилагаются планы, конспекты, сценарии и другие материалы, касающиеся проведенного занятия.
28. По характеру и времени проведения инструктаж делится на плановый и внеплановый.
29. Во время инструктажа до лиц, работающих на объекте УТО, доводятся наиболее вероятные для объекта УТО характер и специфика террористических угроз и правила поведения при их возникновении, способы минимизации и ликвидации последствий.
30. Плановый инструктаж проводится не реже одного раза в год или, в зависимости от метода работы (вахтовый, сменный, сезонный), не реже одного раза в два года.
31. Плановый инструктаж может проводиться индивидуально и (или) для группы лиц, работающих на объекте УТО.
32. Внеплановый инструктаж проводится собственниками, руководителями или должностными лицами объектов УТО, руководителями субъектов охранной деятельности, прошедшими курсы подготовки на основе программы подготовки и переподготовки по антитеррористической защите объектов УТО железнодорожной инфраструктуры, либо представителями государственных органов, задействованных в проводимых учениях, тренировках и экспериментах при:
1) введения в регионе, где находится объект УТО, уровня террористической опасности;
2) наличия информации о возможной угрозе совершения акта терроризма;
3) подготовки к учениям, тренировкам, экспериментам по организации антитеррористической защиты объектов УТО;
4) подготовки к проведению охранных мероприятий.
33. Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц, работающих на объекте УТО, по мере необходимости. Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Основными решаемыми при этом задачами являются:
1) доведение до лиц, работающих на объекте УТО, информации об основных источниках потенциальной опасности;
2) разъяснение лицам, работающим на объекте УТО, вопросов, касающихся антитеррористической защищенности организации-работодателя;
3) детализированное ознакомление лиц, работающих на объекте УТО, с порядком действий в обстановке совершения террористического акта в пределах территории объекта УТО.
34. Практические и теоретические занятия проводятся в соответствии с графиком проведения, утвержденным собственником, руководителем объекта УТО (руководителем субъекта охранной деятельности), с периодичностью не реже одного раза в год.
Практические и теоретические занятия проводятся индивидуально или с группой лиц, работающих на объекте УТО.
В ходе теоретических занятий доводится соответствующая информация, в ходе практических занятий отрабатываются действия персонала:
1) по проведению безопасной и беспрепятственной эвакуации;
2) при угрозы акта терроризма;
3) при обнаружении на объекте УТО подозрительных лиц и предметов.
Субъекты охранной деятельности учебные тренировки (учебно-тренировочные занятия) с работниками охраны проводят ежеквартально в соответствии со специально разработанными графиками, который утверждается начальником охранного подразделения.
План проведения учебной тренировки утверждается руководителем охранного подразделения и заказчиком.
Лицо, ответственное за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности действует в строгом соответствии с утвержденным планом. В указанное в плане время прибывает на объект УТО и подает заранее обусловленным способом сигнал "Тревога", фиксирует время его подачи, наблюдает за своевременностью прибытия и правильностью действии работников охраны на месте происшествия, старшего смены (начальника караула) – по руководству работниками охраны и принятию решений при доведении вводных задач.
35. Работники субъекта охранной деятельности, осуществляющие досмотр в целях выявления веществ и предметов, запрещенных к вносу на объект транспортной инфраструктуры в соответствии с Перечнем, подлежат прохождению первоначальной подготовки и переподготовки в области интерпретации рентген изображений с применением компьютерных тренажеров (симуляторов). Переподготовка проводится не реже одного раза в два года.
36. С работниками, ответственными за организацию пропускного режима, проводятся дополнительные занятия по приобретению и (или) совершенствованию навыков использования инженерно-технических средств антитеррористической защиты, технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств.
Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма
37. Собственники, руководители объектов УТО, руководители субъектов охранной деятельности в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозу совершения или совершение акта (актов) терроризма, обеспечивают:
1) незамедлительное информирование территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
2) исполнение мероприятий первичного реагирования при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
3) исполнение мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма.
При выявлении угроз совершения или совершении акта (актов) терроризма персонал объекта УТО действует в соответствии с разработанным алгоритмом действий работников железнодорожного транспорта на возможные угрозы террористического характера согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.
Собственники, руководители объектов УТО, субъекты охранной деятельности оказывают содействие уполномоченным государственным органам и (или) оперативным штабам при подготовке и проведении ими разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов и антитеррористических операций.
38. Руководители, персонал объекта УТО, сотрудники субъектов охранной деятельности при совершении акта терроризма или об угрозе его совершения информируют территориальные органы национальной безопасности, подразделения органов внутренних дел и заинтересованных лиц согласно алгоритмам, представленным в приложении 3 к настоящей Инструкции.
При представлении информации указываются полученные сведения о совершении акта терроризма или об угрозе его совершения, наименование и адрес объекта, время происшествия, наличие пострадавших, их местонахождение и состояние, фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, передающего сообщение, и занимаемая им должность.
Отсутствие полных данных не освобождает ответственных лиц от немедленного доклада.
39. При необходимости организации и проведения на объектах, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного транспорта, антитеррористических учений и тренировок, руководством объекта инициируется предложение об их проведении при ежегодном планировании антитеррористических учений и тренировок областным, городом республиканского значения, столичным, районным (города областного значения).
При срочной (острой) необходимости организации и проведения на объекте антитеррористических учений и тренировок, его руководством инициируется предложение перед руководителем областного, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
Решение о проведении внеплановых разноуровневых антитеррористических учений и тренировок принимает руководитель областного, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) оперативного штаба по борьбе с терроризмом по согласованию с рабочим органом антитеррористического центра Республики Казахстан.
40. При установлении уровней террористической опасности в соответствии с Указом, собственниками, владельцами, руководителями или должностными лицами объектов УТО, применяются следующие меры безопасности:
1) при установлении умеренного "желтого" уровня террористической опасности:
доведение по всем имеющимся каналам связи до руководителей Компании, его филиалов, дочерних организаций и структурных подразделений, персонала объекта УТО информации о введении умеренного ("желтого") уровня террористической опасности;
уточнение наличия и актуальности паспортов антитеррористической защищенности объектов УТО;
усиление контроля за пропускным и внутриобъектовым режимами (проверка исправности состояния установленного на объектах УТО специального охранного и досмотрового оборудования, организация досмотра, при необходимости с использованием специальных технических средств, персонала, пассажиров, транспортных средств, лиц, посещающих объекты УТО, обеспечение функционирования досмотровых постов и постов охраны в полной комплектации штата и оборудования), проверка помещений вокзалов, подвалов, чердаков и территорий на предмет возможной закладки взрывчатых веществ и взрывных устройств, нахождения в непредусмотренных местах горючих и пожаро-взрывоопасных веществ, а также подозрительных предметов;
организация регулярного обхода и осмотра территории и помещений субъектом охранной деятельности с целью обнаружения подозрительных предметов;
проверка наличия и работоспособности средств пожаротушения, пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации;
проверка наличия и работоспособности схем эвакуационных путей и эвакуационных выходов объектов УТО, позволяющих осуществить безопасную эвакуацию людей;
проведение с персоналом объектов УТО, работниками субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, инструктажей о проявлении бдительности и практических занятия по действиям при обнаружении подозрительных лиц и предметов, а также совершении террористических актов;
обеспечение доведения до лиц, находящихся на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, посредством голосовой информации порядка действий при обнаружении взрывных устройств и подозрительных предметов, а также информации о порядке действий при эвакуации;
запрет к перевозке посылок, бандеролей, писем, и других посторонних предметов;
проверка, при необходимости доведения до всего персонала объектов УТО номеров телефонов, по которым необходимо ставить в известность дежурные части территориальных органов Комитета Национальной Безопасности, Министерств внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.
2) при установлении высокого "оранжевого" уровня террористической опасности дополнительно к мерам безопасности, предусмотренным настоящим подпунктом 1) пункта 40 проводится:
экипировка работников объектов УТО средствами индивидуальной защиты и подготовка мест эвакуации и укрытия при необходимости;
уточнение расчета сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий террористических актов, а также технических средств и специального оборудования для проведения аварийно-спасательных работ на территории объекта, проверка их готовности к действиям, обеспечение необходимым количеством запасных частей, инструментов и деталей;
при необходимости приостановление деятельности опасных производственных объектов и охранной деятельности.
3) при установлении критического "красного" уровня террористической опасности дополнительно к мерам безопасности, предусмотренным настоящими подпунктами 1) и 2) пункта 40 проводится:
установка круглосуточного дежурства персонала объекта УТО. На объектах без дежурного персонала организуется круглосуточное дежурство с местами отдыха и обогрева персонала (автомашины, вахтовки, будки), наличием постоянной связи для немедленного информирования диспетчерских служб;
усиление охраны мостов, тоннелей дополнительными нарядами/дежурными сменами;
обеспечение охраны объектов жизнеобеспечения населения и железнодорожных объектов (котельные, подстанции, посты ЭЦ ), запрет доступа посторонних лиц к объектам инфраструктуры, проверка запорных устройств;
проведение дополнительных периодических осмотров локомотивов, вагонов в ходе предрейсового осмотра и в пути следования на предмет выявления подозрительных, бесхозных, взрывоопасных предметов;
немедленное информирование локомотивными бригадами по диспетчерской связи о нахождении посторонних лиц, техники вблизи железнодорожных объектов;
приведение в готовность к действиям по предназначению сил и средств (противопожарных и восстановительных поездов, аварийно-восстановительных бригад и техники), привлекаемых к ликвидации последствий террористического акта;
обеспечение, при необходимости, эвакуации и укрытия персонала объектов УТО, посетителей и пассажиров в безопасные места;
оказание всемерного содействия представителям силовых структур в проведении антитеррористических, оперативно-розыскных и поисковых мероприятий;
принятие неотложных мер по спасению людей, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований;
приостановление деятельности объектов;
приостановление охранной деятельности.
Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта УТО
41. Паспорт антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении (далее – паспорт) предназначен для использования заинтересованными органами, осуществляющими противодействие терроризму, при планировании ими мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте.
42.В паспорт вносится информация о месте эвакуации, точках сбора, системе оповещения о чрезвычайных ситуациях персонала, пассажиров и посетителей объекта железнодорожной инфраструктуры, уязвимого в террористическом отношении.
43. Паспорт является документом, содержащим информацию с ограниченным доступом.
44. Паспорт является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области защиты государственных секретов или руководители объектов принимают меры по ограничению доступа к паспорту лицам, не задействованным в его разработке, обеспечении антитеррористической защищенности объекта, контроле состояния антитеррористической защищенности объектов, в деятельности оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
45. Руководителем объекта назначается лицо (лица), ответственное (ответственные) за разработку паспорта, его хранение и своевременное обновление данных паспорта.
46. Паспорт разрабатывается в соответствии с совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 14 июня 2023 года № 481 и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 26 июня 2023 года № 51/қе "Об утверждении типового паспорта антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32950).
Сноска. Пункт 46 - в редакции приказа Министра транспорта РК от 21.05.2024 № 181 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).47. Когда здание, сооружение (комплекс зданий и сооружений) используются для размещения объекта УТО железнодорожной инфраструктуры, принадлежащих нескольким собственникам, владельцам, составление паспорта осуществляется по письменному соглашению между ними совместно всеми или одним из них.
48. При совместном составлении паспорт подлежит утверждению всеми собственниками, владельцами объекта УТО.
49. При составлении одним собственником, владельцем паспорт утверждается руководителем объекта УТО по согласованию с другими собственниками, владельцами объекта УТО.
50. Проект паспорта составляется в течение сорока пяти рабочих дней с момента получения руководителем объекта соответствующего уведомления о включении объекта в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения, столицы (далее – территориальный перечень).
51. Разработанный проект паспорта согласовывается с руководителями территориального органа внутренних дел по месту нахождения объекта в течение десяти календарных дней после составления.
52. Срок согласования проекта паспорта составляет не более пятнадцати рабочих дней со дня поступления паспорта должностному лицу, указанному в типовом паспорте.
53. При наличии замечаний от согласующего лица к проекту паспорта срок доработки не превышает более пятнадцати рабочих дней со дня возврата, а при повторном возврате - семь рабочих дней.
54. В течение десяти рабочих дней после согласования Паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) руководителем объекта.
55. При совместном составлении паспорт подлежит утверждению всеми собственниками, владельцами объекта УТО.
56. При составлении одним собственником, владельцем паспорт утверждается им по согласованию с другими собственниками, владельцами объекта.
57. Учет паспортов объекта осуществляется в формате номенклатурных дел.
58. После разработки и утверждения первый экземпляр паспорта (оригинал) подлежит хранению у лица, ответственного за его хранение и своевременное обновление данных паспорта.
59. В целях обеспечения своевременной выдачи паспорта органам, задействованным в ликвидации и минимизации последствий актов терроризма, на паспорт составляется акт временной передачи документов в двух экземплярах.
60. Один экземпляр акта временной передачи документов вместе с паспортом, при необходимости, передается в оперативный штаб, осуществляющему руководство антитеррористической операцией. Второй экземпляр описи остается у лица, ответственного за хранение паспорта.
61. Второй экземпляр паспорта и электронный вариант паспорта (в формате PDF на электронном носителе информации) в срок не позднее десяти календарных со дня его утверждения или корректировки направляются в территориальные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан для хранения.
62. Паспорт подлежит корректировке при изменении:
1) прав собственности;
2) руководителя объекта;
3) наименования объекта;
4) основного предназначения объекта;
5) общей площади и периметра объекта, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции;
6) потенциально опасных участков объекта;
7) технических средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
63. Изменения вносятся в течение 20 (двадцати) рабочих дней после возникновения оснований для корректировки.
64. При необходимости увеличения сроков разработки паспорта, внесения корректив в него руководитель объекта обращается в антитеррористическую комиссию с соответствующим обращением.
Основанием для увеличения сроков являются возникшие обстоятельства (не подвластные воле руководителя объекта / ответственного лица за разработку и внесение корректировки в паспорт), которые не позволяют указать необходимые сведения в паспорте (согласно Типовому паспорту антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении). Например, сведения о (но не ограничиваясь): инженерно-технической оснащенности и антитеррористической защищенности объекта ввиду проведения процедур планирования / бюджетирования / закупок / выполнение контрактных обязательств / монтажа / пуско-наладочных работ; субъектах охранной деятельности ввиду отсутствие договора / дополнительного соглашения; наличие специальных средств у работников частной охранной организации, сотрудников, задействованных на обеспечение безопасности объекта, в том числе в суточном наряде, дежурной смене по причинам зависящих от частной охранной организации / других компании;
В этой связи сроки разработки, внесения корректировки в паспорт отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства и их последствия.
65. В паспорте сотрудником, ответственным за хранение, делаются отметки о внесенных изменениях и дополнениях с указанием причин и дат изменения, заверенные подписью руководителя объекта или лица, уполномоченного подписывать паспорт. Замене подлежат только те элементы паспорта, где произошли изменения.
Одновременно информация о соответствующих изменениях за подписью руководителя объекта направляется в органы внутренних дел Республики Казахстан для приобщения ко второму экземпляру паспорта с одновременной заменой электронного варианта паспорта.
66. Паспорт подлежит полной замене:
1) не реже одного раза в пять лет;
2) при внесении корректив в более чем половину пунктов текста паспорта.
67. Паспорт подлежит уничтожению в комиссионном порядке (не менее 5 человек в составе: уполномоченного представителя собственника, владельца объекта УТО, территориального органа внутренних дел, руководителя объекта УТО, ответственного лицо за разработку, внесение корректировки и хранение паспорта, лица, задействованным в обеспечении антитеррористической защищенности объекта, контроле состояния антитеррористической защищенности объектов, в деятельности оперативного штаба по борьбе с терроризмом) в течение пяти рабочих дней с даты создания комиссии с составлением соответствующего акта.
Акт остается в организации, которая хранила оригинал паспорта.
Копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта в срок не позднее десяти календарных со дня составления акта.
Глава 6. Требования к оснащению объектов УТО инженерно-техническим оборудованием
68. Обеспечение антитеррористической защищенности объектов УТО включает в себя мероприятия по установлению и защите охраняемых зон ограниченного доступа, контролируемых зон, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, охране оборудования, зданий и сооружений, расположенных в охраняемой зоне объекта УТО, а также контролю и досмотру работников, посетителей, пассажиров, ручной клади, багажа, проходящих в контролируемые зоны объекта УТО.
К объектам УТО железнодорожной инфраструктуры относятся:
1) административное зданием Компании;
2) железнодорожные вокзалы "внеклассные";
3) железнодорожные вокзалы "1" класса;
4) железнодорожные вокзалы "2" класса;
5) железнодорожные вокзалы "3" класса.
Классность вокзалов определяется приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 31 "Об утверждении Методики определения класса железнодорожных вокзалов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10300).
Сноска. Пункт 68 - в редакции приказа Министра транспорта РК от 21.05.2024 № 181 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).69. По контролю за обстановкой в административном здании Компании используются КПП с техническими средствами досмотра, системы и средства связи, оповещения, охранной и тревожной (в том числе мобильные либо стационарные средства подачи тревоги – "тревожные кнопки") сигнализации, системы охранные телевизионные, системы и средства резервного, бесперебойного электроснабжения, системы и средства охранного освещения, СКУД, запирающие устройства подземных и наземных коммуникаций.
70. Железнодорожные вокзалы, относящихся к классу "внеклассный" оснащаются техническим средством досмотра, средством связи, системой оповещения, охранной и тревожной сигнализации, системой охранной телевизионной, средством резервного электроснабжения, системой контроля и управления доступом, запирающим устройством подземных и наземных коммуникаций.
Исходя из характера и специфики вероятных террористических угроз для проезда транспортных средств и прохода работников в контролируемую зону железнодорожных вокзалов "внеклассный" (перронов) в ограждении, по решению собственника объекта УТО, допускается установка основного, запасного и вспомогательного входа/выхода, для въезда/выезда специального автотранспорта (скорая помощь, пожарная служба, фельдсвязь), при этом допускается установление КПП (внешнее).
71. Железнодорожные вокзалы, относящихся к "1" классу, оснащаются техническим средством досмотра, средством связи, системой оповещения, охранной и тревожной сигнализации, системой охранной телевизионной, средством резервного электроснабжения, системой контроля и управления доступом, запирающим устройством подземных и наземных коммуникаций.
Исходя из характера и специфики вероятных террористических угроз для проезда транспортных средств и прохода работников в контролируемую зону железнодорожных вокзалов "1" класса" (перронов) в ограждении, по решению собственника объекта УТО, допускается установка основного, запасного и вспомогательного входа/выхода, для въезда/выезда специального автотранспорта (скорая помощь, пожарная служба, фельдсвязь), при этом допускается установление КПП (внешнее).
72. Железнодорожные вокзалы "2" и "3" класса оснащаются системой оповещения, средством резервного электроснабжения, системой охранной телевизионной, средством связи, системой контроля и управления доступом.
Сноска. Пункт 72 - в редакции приказа Министра транспорта РК от 21.05.2024 № 181 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).73. По решению собственников, владельцев объектов УТО на потенциально опасных участках объектов УТО дополнительно используются противотаранные устройства, болларды, в том числе вазоны, элементы архитектуры, ландшафта, габионы, укрепление ограждения, стен зданий, сооружений объекта УТО, его оконных проемов, а также инженерно-технические средства, обеспечивающие режимные условия объекта УТО.
74. При проектировании строительства, реконструкции, модернизации, капитального ремонта объекта УТО - собственником объекта УТО определяется соответствие объекта УТО критериям отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении и предусматриваются, при необходимости, соответствующее инженерно-техническое оснащение, переоснащение и наращивание средств антитеррора. При коренной реконструкции объекта УТО его модернизации ответственными лицами принимаются меры по приведению объектов УТО в соответствие с настоящей Инструкции.
75. Срок завершения мероприятий по оснащению объекта УТО инженерно-техническим оборудованием составляет не более 6 месяцев с момента придания объекту статуса УТО.
При этом сроки подключения внутриобъектовых систем видеонаблюдения к Национальной системе видеомониторинга определяются Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21693) (далее – Правила функционирования НСВ).
76. Срок указанный в пункте 75 настоящей Инструкции продлевается и/или устанавливаются по согласованию с антитеррористической комиссией при акимате после комиссионного обследования состояния антитеррористической защищенности объекта УТО.
Срок завершения мероприятий по оснащению объекта УТО инженерно-техническим оборудованием устанавливается исходя из степени потенциальной опасности, угрозы совершения актов терроризма, прогнозного объема расходов средств на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств республиканского и местных бюджетов и средств внебюджетных источников.
Основанием для продления сроков завершения мероприятий по оснащению объекта УТО инженерно-техническим оборудованием являются обстоятельства, в том числе возникшие, и не подвластные воле Компании / НЖС / НОДГП / руководителя объекта, например такие как (но не ограничиваясь) сроки проведения закупок, выполнение контрактных обязательств, поставки оборудования, монтажа, пуско-наладочных работ.
В этой связи сроки завершения мероприятий по оснащению объекта УТО инженерно-техническим оборудованием отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства и их последствия.
77. Инженерно-техническое оборудование объекта УТО находится в рабочем состоянии.
Объекты УТО, использующие технические средства обеспечения безопасности, имеют квалифицированный инженерно-технический персонал для эксплуатации и разрабатывают графики проведения технического обслуживания данных технических средств.
78. Пункты досмотра (для административного здания Компании - КПП внутренние) на объекте УТО оборудуются специальными техническими средствами и включают в себя:
1) стационарные металлообнаружители (металлодетекторы), предназначенные для обнаружения на теле человека и в его одежде холодного и огнестрельного оружия, металлосодержащих взрывных устройств (гранат), запрещенных к проносу различных видов металлосодержащей продукции производства, и выполненные в виде стационарных устройств арочного или стоечного типа;
2) портативные (ручные) приборы предназначенные для обеспечения обнаружения и, при необходимости, распознавание черных и цветных металлов и их сплавов, обладающие длительностью непрерывной работы от автономного источника питания не менее 10 часов;
3) рентгено-телевизионные установки предназначенные для распознавания металлического и неметаллического огнестрельного оружия, его деталей, боеприпасов всех калибров, гранат и других видов оружия осколочного/разрывного действия, ножей, дубинок, мечей, взрывчатых веществ военного и коммерческого назначения, детонаторов и часовых механизмов, электрических и электронных изделий, источников электроэнергии;
4) устройства для обнаружения взрывчатых, наркотических и опасных химических веществ, для выявления наличия их или их следов путем проведения компонентного и структурного анализа подозрительных проб воздуха;
5) считывающие устройства электронных пропусков (для административных зданий объекта УТО), интегрированных с системой СКУД;
6) помещения для производства личного досмотра пассажиров;
7) устройства тревожной сигнализации, оповещающими пункты полиции и охраны;
8) системы видеонаблюдения;
9) столы для производства ручного (физического) досмотра ручной клади и багажа;
10) пластиковые, визуально просматриваемые емкости для размещения вещей и предметов досматриваемых лиц для досмотра рентгено-телевизионными установками;
11) ограждения, предотвращающие смешивание потоков досмотренных и не досмотренных пассажиров, регулирующих поток пассажиров, проходящих досмотр;
12) стенды с информацией о перечне опасных веществ и предметов, а также всех видах наркотиков, запрещенных к перевозке на железнодорожном транспорте, и выписками из нормативных правовых актов, регламентирующих порядок досмотра пассажиров, ручной клади и багажа.
Характеристики технических средств, применяемых при досмотре пассажиров, посетителей, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, соответствуют требованиям, определяемым приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 26 апреля 2022 года № 228 "Об утверждении требований к техническим средствам, применяемым при досмотре пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 27871).
В качестве инструмента обнаружения сокрытых взрывчатых веществ на отдельных объектах УТО территории железнодорожных вокзалов допускается использование служебных собак.
79. Оснащение объекта УТО СКУД производится по зонам, предусматривающим различный уровень доступа персонала и посетителей на объект УТО и (или) его зоны (участки).
СКУД предназначена для:
1) ограничения доступа специалистов и посетителей вокзала в охраняемые СКУД помещения;
2) фиксации времени прихода и ухода каждого физического лица;
3) получения информации об открытии внутренних помещений (когда и кем открыты);
4) выдачи информации о попытках несанкционированного проникновения в помещения объекта УТО, оборудованного СКУД;
5) контроля перемещения персонала в контролируемой зоне и пересечения им границ зон ограниченного доступа.
СКУД обеспечивает автоматическую запись и сохранение архива всех событий на носителях информации в течение не менее одного года для их последующей однозначной классификации с целью обеспечения объективного расследования при попытке или возможном совершении акта терроризма, формирования доказательственной базы, проведения расследований при несанкционированных действиях персонала объекта УТО или посторонних лиц.
80. Объекты УТО оснащаются системами охранными телевизионными в целях ведения наблюдения за обстановкой на объекте УТО, его потенциально опасных участках, а также визуального подтверждения факта несанкционированного проникновения для оценки ситуации и идентификации нарушителей.
Общие возможности видеокамер, порядок установки видеокамер, типы камер, возможности систем видеонаблюдения и другое соответствуют минимальным техническим условиям систем видеонаблюдения, а также порядку, предусмотренным Правилами функционирования НВС.
Система охранная телевизионная обеспечивает передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории объекта УТО на мониторы локального пункта наблюдения в специально выделенном помещении подразделения охраны либо пункта централизованной охраны в автоматизированном режиме.
Система охранная телевизионная контролирует:
1) периметр территории объекта УТО в границах собственности;
2) контрольно-пропускные пункты (при наличии);
3) пункты досмотра пассажиров и посетителей, залы ожидания, кассы;
4) досмотровые помещения (комнаты), зоны досмотра транспорта (при наличии);
5) главные и запасные входы;
6) территории и помещения с потенциально опасными участками, помещения (места), коридоры, ведущие к ним;
7) места возможного массового пребывания людей на объекте.
Установка видеокамер производится с исключением "мертвых" зон.
Срок сохранение видеоинформации для последующего анализа событий составлять не менее 30 суток.
81. Объекты УТО оснащаются средствами охраной и тревожной сигнализации в целях выявления и выдачи извещений о несанкционированном проникновении или попытки проникновения на объект УТО и (или) охраняемую зону объекта УТО.
Структура системы охранной сигнализации определяется исходя из:
1) режима работы этого объекта УТО;
2) особенности расположения помещений внутри зданий;
3) количества охраняемых зон.
82. Объекты УТО оборудуются системами и средствами охранного освещения в целях обеспечения их антитеррористической защищенности в темное время суток в любой точке периметра, образовывая сплошную полосу шириной 3-4 метра, освещенностью не менее 10 люкс.
Освещение соответствует следующим требованиям:
1) обеспечивать службе охраны возможность обнаружения нарушителей до того, как они достигнут своих целей;
2) ограничивать и препятствовать проникновению нарушителей или осуществлению ими своей цели.
83. Освещение периметра на объектах УТО предназначено для создания высокого уровня освещенности вдоль периметра. Для этого допускается применение высоко подвешенные лампы или лампы, установленные на небольшой высоте.
84. Локальное освещение применяется на недостаточно освещенных участках зоны, в которых может укрыться нарушитель. Для этой цели необходимо использовать небольшие источники света с антивандальной защитой. Необходимо принимать меры по обеспечению освещения всех темных участков, предусматривать локальное освещение крыш, пожарных и аварийных выходов.
85. Физическая защита используемого светотехнического оборудования соответствует степени угрозы. При необходимости используются прочная монтажная арматура, бронированные кабели, и защищенные коммутационные устройства.
Для электроснабжения особо важных зон предусматривается резервная силовая установка для обеспечения бесперебойного питания при совершение акта незаконного вмешательства.
86. Светотехническое оборудование подключается к системам обнаружения для того, чтобы при нарушениях включалась тревожная сигнализация (для административного здания).
87. Для обеспечения безопасности на объекте УТО используется мобильное, обычное радиосвязное и телефонное оборудование.
Телефоны, установленные на вокзалах, номера которых наиболее часто используются для связи с гражданами и сторонними организациями, оборудуются аппаратурой автоматического определения номера абонента в соответствии с типом используемых телефонных систем связи и возможностью аудиозаписи телефонного разговора.
88. Объекты УТО оснащаются системами и средствами оповещения в целях оперативного информирования персонала и посетителей объекта УТО о возникновении внештатной ситуации (об угрозе совершения или совершения акта терроризма и возникших последствиях) и координации их действий.
Оповещение персонала и посетителей объекта УТО осуществляется с помощью технических средств, которые обеспечивают:
1) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки территории объекта УТО с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности персонала и посетителей объекта УТО.
Количество оповещателей и их мощность обеспечивают необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
Для голосового и звукового информирования персонала, посетителей и пассажиров, используются, например, системы оповещения диспетчерских служб и справочных вокзалов.
89. Допускается оснащение объектов УТО системами и средствами резервного электроснабжения для обеспечения бесперебойной работы системы охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, освещения, видеонаблюдения.
Источники бесперебойного питания с аккумуляторной поддержкой, обеспечивающие работу оборудования систем охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом не менее 2 часов при отсутствии основного сетевого питания.
Автономные резервные источники электрического питания обеспечивают работу системы контроля и управления доступом, телевизионной системы видеонаблюдения, охранного и дежурного освещения:
1) в городах и поселках городского типа – не менее 24 часов;
2) в сельских районах – не менее 48 часов;
3) в труднодоступных районах – не менее 72 часов.
90. Подземные и наземные коммуникации объекта УТО, имеющие входы или выходы в виде колодцев, люков, лазов, шахт, открытых трубопроводов, каналов и других подобных сооружений, через которые можно проникнуть на территорию объекта УТО, в охраняемые здания, оборудуются постоянными или съемными решетками, крышками, дверями с запирающими устройствами (постоянные устройства устанавливаются на все коммуникации, не подлежащие открыванию, оборудованию подлежат все проемы, имеющие диаметр более 250 мм (сечением более 250×250 мм).
Приложение 1 к Требованиям организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении |
Варианты тематик занятий по организации антитеррористической защиты объектов железнодорожной инфраструктуры, уязвимых в террористическом отношении
1. Техника осмотра помещений, выявления возможных мест закладки взрывных устройств.
2. Организация и выполнение мероприятий по минимизации и ликвидации последствий проявлений актов терроризма на объектах железнодорожного транспорта.
3. Действия персонала объектов транспорта и охраны при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с проявлениями терроризма, в том числе при получении сигнала о закладке взрывного устройства.
4. Взаимодействие с правоохранительными и государственными органами по обеспечению правового режима при проведении антитеррористической операции.
5. Организация и проведение эвакуационных мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах.
6. Действующие на территории Республики Казахстан уровней террористической безопасности. Взаимодействие с оперативным штабом по борьбе с терроризмом при поступления информации о возникновении угрозы акта терроризма.
7. Оснащение объектов уязвимых в террористическом отношении (УТО) инженерно-техническими средствами в соответствии с нормами законодательства Республики Казахстан.
8. Проведение досмотровых мероприятий на объектах железнодорожного транспорта.
9. Использование метода профайлинга в ходе обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте.
Другие темы по усмотрению лица проводящего занятия
Приложение 2 к Требованиям организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении |
ОТЧЕТ
о проведении профилактических и учебных мероприятий (занятий) по антитеррористической подготовке
1. Наименование организации, где проводилось мероприятие
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Дата проведения мероприятия ___________________________________
3. Вид мероприятия (профилактика, практическое/теоретическое занятие,
эксперимент) ____________________________________________________
4. Тема занятия, учебные вопросы, краткое содержание доводимого материала
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. С кем проводилось мероприятие (подразделение, количество
присутствующего персонала) ______________________________________
6. Вопросы, касающиеся проведения мероприятия (при наличии)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
7. Должность и ФИО (при его наличии) лица, проводившего мероприятие
________________________________________________________________
________________________________________________________________
8. Должность и ФИО (при его наличии) составившего отчет
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Приложение 3 к Требованиям организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении |
АЛГОРИТМ
действий работников железнодорожного транспорта на возможные угрозы террористического характера
Поступление угрозы по телефону
При получении по телефону угрозы совершения акта незаконного вмешательства необходимо:
1) запомнить пол звонившего и особенности его речи (голос громкий/тихий, высокий/низкий, темп речи быстрый/медленный, произношение отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом, манера речи развязанная), а так же сведения, позволяющие установить личность передавшего сообщение;
2) отметить при разговоре звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-радиоаппаратуры, посторонние голоса и шумы);
3) отметить место происхождения звонка (городской или междугородный);
4) зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;
5) постараться получить максимально необходимую информацию (куда, кому, по какому телефону звонит человек, какие конкретно требования выдвигает, выдвигает требования лично, выступает в роли посредника или представляет группу лиц, как и когда с ним можно связаться, кому вы можете или необходимо сообщить об этом звонке);
6) постараться получить информацию о точном месте и времени совершения акта незаконного вмешательства и его описание;
7) записать, при наличии телефона с автоматическим определителем номера, определившийся номер звонящего, а при использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу после разговора извлечь носитель информации с записью разговора и принять меры к ее сохранности;
8) в процессе разговора сообщить о звонке руководству, а если это не удалось сделать, то сообщить немедленно по его окончании.
Материалы незамедлительно передаются руководству объекта УТО для последующего их направления в правоохранительные и/или специальные государственные органы.
Поступление угрозы в письменном виде
При получении угрозы совершения акта незаконного вмешательства в письменном виде (письма, анонимные материалы, записки, надписи электронные письма и сообщения) необходимо:
1) обращаться с ними максимально осторожно, положить их в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку;
2) не оставлять на конверте отпечатка своих пальцев;
3) вскрывать конверт только путем отрезания кромки конверта с левой или с правой стороны;
4) сохранять все материалы: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку;
5) сохранить на электронном устройстве и сделать копии на магнитный носитель (диск, флэш-карту) сообщение и приложенные к нему материалы (если имеются).
Материалы незамедлительно передаются руководству объекта УТО для последующего их направления в правоохранительные и/или специальные государственные органы.
Поступление угрозы устно
При прямом обращении о совершения акта незаконного вмешательства необходимо:
1) получить установочные данные заявителя (фамилию, имя, отчество, адрес, места жительства, контактные телефоны);
2) обратить внимание и запомнить внешние признаки (возраст, рост, телосложение, черты лица, одежду и особые приметы (физические недостатки, наличие на теле татуировок, шрамов, родинок, дефекты разговорной речи).
Полученные сведения незамедлительно передаются руководству объекта УТО для последующего информирования правоохранительных и/или специальных государственных органов.
Обнаружение подозрительных лиц
При обнаружения подозрительных лиц на объектах УТО необходимо:
1) незамедлительно информировать о них дежурно-диспетчерскую службу и/или руководство объекта УТО, представителей субъекта охранной деятельности, дежурные службы или сотрудников правоохранительных и/или специальных государственных органов, указав их приметы и точное место нахождения (направление движения);
2) при наличии возможности, не привлекая внимания, осуществлять наблюдение за подозрительными лицами, в ходе которого зафиксировать количество лиц, точные приметы их внешности, одежды, особые приметы и имеющиеся при них предметы, а также марки и номера автомобилей (при их использовании подозрительными лицами), направление движения;
3) по прибытию сотрудников правоохранительных и/или специальных государственных органов или работников охраны объекта УТО, не привлекая к себе внимания, указать на подозрительных лиц.
Дежурно-диспетчерская служба при поступлении информации об обнаружении подозрительных лиц производит дальнейшее информирование причастных руководителей структурных подразделений и дежурные службы правоохранительных и/или специальных государственных органов согласно схем организации оперативного оповещения при возникновении случая совершения либо угрозы совершения акта терроризма на объектах железнодорожного транспорта.
Обнаружение подозрительных предметов с признаками взрывных устройств
При обнаружении подозрительных предметах с признаками взрывных устройств на объектах УТО необходимо:
1) незамедлительно информировать дежурно-диспетчерскую службу и/или руководство объекта УТО, представителей субъекта охранной деятельности, дежурные службы или сотрудников правоохранительных и/или специальных государственных органов.
2) зафиксировать время обнаружения предмета;
3) обозначить хорошо видимым знаком место обнаружения подозрительного предмета и огородить место его обнаружения;
4) обеспечить охрану подозрительного предмета или опасной зоны, а также полную неприкосновенность обнаруженного подозрительного предмета с соблюдением мер предосторожности;
5) принять меры по удалению из опасной зоны находящихся поблизости людей.
6) обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных;
7) обеспечить возможность беспрепятственного прохода (проезда) к месту обнаружения подозрительного предмета представителям правоохранительных и специальных государственных органов, сотрудникам министерства по чрезвычайным ситуациям, пожарной охраны, скорой медицинской помощи, служб эксплуатации;
8) дождаться прибытия оперативно-следственной группы и передать всю известную информацию об обнаруженном подозрительном предмете сотрудникам правоохранительных и/или специальных государственных органов и в дальнейшем действовать по их указанию.
Категорически запрещается предпринимать действия, нарушающие состояние подозрительного предмета и других предметов, находящихся с ним в контакте, производить с подозрительным предметом манипуляции (трогать, передвигать, поднимать, вскрывать, прикасаться к взрывоопасному предмету, находясь в одежде из синтетических волокон), пользоваться возле него электро-радиоаппаратурой, переговорными устройствами, радиостанциями и мобильными телефонами в связи с возможностью его дистанционного подрыва, курить;
Дежурно-диспетчерская служба при поступлении информации об обнаружении подозрительных предметов производит дальнейшее информирование причастных руководителей структурных подразделений и дежурные службы правоохранительных и/или специальных государственных органов согласно схемам организации оперативного оповещения при возникновении случая совершения либо угрозы совершения акта терроризма на объектах железнодорожного транспорта.
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства
или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством
1 | Граната РГД-5 | не менее 50 метров |
2 | Граната Ф-1 | не менее 200 метров |
3 | Тротиловая шашка массой 200 граммов | 45 метров |
4 | Тротиловая шашка массой 400 граммов | 55 метров |
5 | Пивная банка 0,33 литра | 60 метров |
6 | Мина МОН-50 | 85 метров |
7 | Чемодан (кейс) | 230 метров |
8 | Дорожный чемодан | 350 метров |
9 | Автомобиль типа "Жигули" | 460 метров |
10 | Автомобиль типа "Волга" | 580 метров |
11 | Микроавтобус | 920 метров |
12 | Грузовая автомашина (фургон) | 1240 метров |
Совершение акта незаконного вмешательства в деятельность объекта УТО
При совершении акта незаконного вмешательства на объекте УТО необходимо:
1) незамедлительно информировать о совершении акта незаконного вмешательства дежурно-диспетчерскую службу и/или руководство объекта УТО, представителей субъекта охранной деятельности, дежурные службы или сотрудников правоохранительных и/или специальных государственных органов,
2) сохранять самообладание, действовать обдумано, без паники;
3) принять меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, в необходимых случаях, обеспечить их эвакуацию из опасных зон и оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
4) привлечь пассажиров и/или лиц имеющих специальную подготовку (врачей, работников железной дороги, сотрудников полиции, военнослужащих) к оказанию помощи в ликвидации последствий актов незаконного вмешательства до прибытия специальных подразделений и служб;
5) при возникновении пожара принять меры по его тушению;
6) обеспечить возможность беспрепятственного прохода (проезда) к месту совершения акта представителям правоохранительных и специальных государственных органов, сотрудникам министерства по чрезвычайным ситуациям, пожарной охраны, скорой медицинской помощи, служб эксплуатации, аварийно-восстановительных формирований;
7) дождаться прибытия оперативно-следственной группы и передать всю известную информацию о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта УТО сотрудникам правоохранительных и/или специальных государственных органов и в дальнейшем действовать по их указанию.
Дежурно-диспетчерская служба при поступлении информации о совершении акта незаконного вмешательства производит дальнейшее информирование причастных руководителей структурных подразделений и дежурные службы правоохранительных и/или специальных государственных органов согласно схемам организации оперативного оповещения при возникновении случая совершения либо угрозы совершения акта терроризма на объектах железнодорожного транспорта.