ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 24 декабря 2015 года № 749 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 827 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов за соблюдением законодательства Республики Казахстан о магистральном трубопроводе" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13023) следующие изменения:
в Критериях оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о магистральном трубопроводе, утвержденных указанным совместным приказом:
пункт 2 изложить в новой редакции:
"2. В Критериях используются следующие понятия:
1) субъект контроля – владельцы магистральных нефтепроводов, газопроводов, нефтепродуктопроводов на праве собственности, юридические лица, владеющие магистральным нефтепроводом, газопроводом или нефтепродуктопроводом на ином законном основании, либо уполномоченные ими организации, оказывающие операторские услуги, национальный оператор, а также собственники терминалов;
2) балл – количественная мера исчисления риска;
3) незначительные нарушения – нарушения, связанные с отсутствием планов по ремонту, очистке, техническому обслуживанию оборудования и трубопровода, по предотвращению разрушения нефтепровода, отсутствием рабочих программ по расконсервации или вводу в действие объектов, отсутствием системы мониторинга и автоматизации на объектах;
4) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
5) значительные нарушения – нарушения, связанные с непредставлением в уполномоченный орган в области магистрального трубопровода отчетов, необходимых для ведомственного статистического наблюдения или административного учета;
6) магистральный трубопровод – единый производственно-технологический комплекс, состоящий из линейной части и объектов, обеспечивающих безопасную транспортировку продукции, соответствующий требованиям технических регламентов и национальных стандартов. К магистральным трубопроводам относятся магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы;
7) собственник магистрального трубопровода – Республика Казахстан, административно-территориальная единица Республики Казахстан или юридическое лицо, владеющее магистральным трубопроводом на праве собственности;
8) операторские услуги – услуги по транспортировке продукции, предоставляемые оператором отправителям от имени собственника магистрального трубопровода либо лица, владеющего магистральным трубопроводом на ином законном основании, и (или) по эксплуатации магистрального трубопровода, предоставляемые оператором собственнику магистрального трубопровода либо лицу, владеющему магистральным трубопроводом на ином законном основании;
9) продукция – нефть, включая стабильный (нестабильный) газовый конденсат, природный газ, попутный газ, другие жидкие и газообразные углеводороды, нефтепродукты, подготовленные к транспортировке и соответствующие техническим регламентам по соответствующему виду продукции;
10) грубые нарушения – нарушения, связанные с отсутствием контрольных приборов учета, нарушением порядка очередности и равного доступа, несоблюдением графика транспортировки нефти, отсутствием договора на оказание операторских услуг в случае привлечения иной организации для эксплуатации магистрального трубопровода;
11) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
12) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
13) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
14) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;
15) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
16) собственник терминала – физическое или юридическое лицо, владеющее не входящим в состав объектов магистрального нефтепровода промышленным объектом для хранения продукции, представляющим собой резервуар, а также платформу для приема и (или) отгрузки нефти на транспорт (железнодорожные цистерны, автоцистерны, танкеры и прочее) или нефтепровод;
17) национальный оператор – юридическое лицо, собственником контрольного пакета акций (доли участия) которого является государство либо национальный управляющий холдинг, национальная компания или компания, входящая в группу Фонда национального благосостояния, владеющее на праве собственности или ином законном основании одним или несколькими магистральными трубопроводами, определяемое Правительством Республики Казахстан.";
пункты 12 и 13 изложить в новой редакции:
"12. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области магистрального трубопровода.
Для оценки степени риска используются результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;
13. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,
SР – показатель степени риска по нарушениям,
SC – показатель степени риска по субъективным критериям.
Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
По данным, полученным по результатам предыдущих проверок, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.
При выявлении одного грубого нарушения по результатам предыдущих проверок, указанных в пункте 12 настоящих критерии, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение общего показателя является основанием отнесения субъекта предпринимательства к одной из следующих степеней риска:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля;
2) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 70 включительно и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета показателя степени риска по субъективным критериям, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100 баллов.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
– показатель субъективного критерия,
– удельный вес показателя субъективного критерия ,
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
– показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля,
– максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),
– минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),
– промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям.
Степени нарушений требований в отношении магистральных нефтепроводов и магистральных газопроводов приведены в приложениях 1 и 2 к настоящим Критериям.
При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 178 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
Кратность профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется органом контроля в отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска, не чаще одного раз в год.
Анализ получаемых сведений и оценка по показателям осуществляется два раза в год до первого мая и до первого декабря отчетного года.
Если в отношении субъекта (объекта) контроля ранее проводился профилактический контроль с посещением, анализируемым периодом является период со дня после даты окончания последнего профилактического контроля с посещением до начала проводимого анализа.
Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 4 статьи 144-2 Кодекса.";
приложения 1 и 2 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о магистральном трубопроводе изложить в новой редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему совместному приказу;
в приложениях 2, 3 и 4 к указанному совместному приказу:
строку, порядковый номер 1 исключить.
2. Департаменту государственного контроля в сферах углеводородов и недропользования Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
__________ А. Куантыров |
Министр энергетики Республики Казахстан |
__________ А. Саткалиев |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Степени нарушения требований в отношении владельцев магистральным нефтепроводом на праве собственности или юридического лица, владеющего магистральным нефтепроводом на ином законном основании, либо уполномоченной им организации, оказывающей операторские услуги, национального оператора
№ | Требования | Степень нарушения |
1 | Оснащение магистральных трубопроводов, предназначенных для транспортировки нефти, контрольными приборами учета сырой нефти | Грубое |
2 | Соблюдение порядка очередности предоставления услуг по транспортировке нефти по магистральному трубопроводу при ограниченной пропускной мощности магистрального трубопровода | Грубое |
3 | Соблюдение графика транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам, утвержденный уполномоченным органом в области магистрального трубопровода | Грубое |
4 | Соблюдение обязанности обеспечения собственником магистрального трубопровода либо лицом, владеющим магистральным трубопроводом на ином законном основании, или оператором, уполномоченным оказывать от их имени услуги по транспортировке продукции отправителям, при наличии свободной пропускной мощности магистрального трубопровода, равных условий предоставления доступа к услугам по транспортировке продукции по магистральному трубопроводу всем отправителям | Грубое |
5 |
Представление в уполномоченный орган нижеперечисленных отчетов, необходимых для ведомственного статистического наблюдения или административного учета: | Значительное |
6 | Наличие плана-графика ведения работ по текущему ремонту оборудования и сооружений линейной части, и его соблюдение | Незначительное |
7 | Наличие утвержденного годового плана работ по очистке магистрального нефтепровода пропуском очистных устройств | Незначительное |
8 | Наличие плана по предотвращению разрушения нефтепроводов с указанием сроков и объемов работ по ремонту линейной части и объектов магистральных нефтепроводов по результатам диагностирования | Незначительное |
9 | Наличие графика ремонта (в том числе капитального) резервуаров с учетом возможности обеспечения надежной эксплуатации резервуарного парка на основании диагностирования резервуаров | Незначительное |
10 | Наличие рабочей программы с указанием перечня работ, порядка и сроков их выполнения при расконсервации объектов (оборудования) или вводе их в действие | Незначительное |
11 |
Наличие автоматизации на следующих объектах магистрального нефтепровода: | Незначительное |
12 | Наличие у владельцев магистральным нефтепроводом на праве собственности или юридического лица, владеющего магистральным нефтепроводом на ином законном основании, договора на оказание операторских услуг в случае привлечения им иной организации для эксплуатации магистрального нефтепровода | Грубое |
Степени нарушения требований в отношении владельцев магистральным газопроводом на праве собственности или юридического лица, владеющего магистральным газопроводом на ином законном основании, либо уполномоченной им организации, оказывающей операторские услуги, национального оператора
№ п/п | Требования | Степень нарушения |
1 | Соблюдение обязанности обеспечения собственником магистрального трубопровода либо лицом, владеющим магистральным трубопроводом на ином законном основании, или оператором, уполномоченным оказывать от их имени услуги по транспортировке продукции отправителям, при наличии свободной пропускной мощности магистрального трубопровода, равных условий предоставления доступа к услугам по транспортировке продукции по магистральному трубопроводу всем отправителям | Грубое |
2 | Наличие утвержденного газо-транспортной организацией плана-графика технического обслуживания и ремонта магистрального газопровода и газопровода технологической обвязки компрессорных станций, газораспределительных станций, газоизмерительных станций, подземных хранилищ газа | Незначительное |
3 | Наличие систем мониторинга и диагностики на компрессорной станции | Незначительное |
4 | Наличие ежегодного плана с объемом и графиками периодического технического обслуживания и текущего ремонта, утвержденного техническим руководителем подразделения | Незначительное |
5 | Наличие графика планово-предупредительных ремонтов, согласованного с начальником службы газораспределительной станции и утвержденного руководством линейно-производственного управления магистрального газопровода | Незначительное |
6 | Наличие у владельцев магистральным газопроводом на праве собственности или юридического лица, владеющего магистральным газопроводом на ином законном основании, договора на оказание операторских услуг в случае привлечения им иной организации для эксплуатации магистрального газопровода | Грубое |