ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 33 "Об утверждении Методики по проведению конъюнктурных обследований предприятий и организаций" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14896) следующие изменения:
заголовок указанного приказа изложить в следующей редакции:
"Об утверждении Методики по проведению конъюнктурных обследований предприятий";
преамбулу приказа изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" и с подпунктом 20) пункта 15 Положения о Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного приказом Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 9-нқ, ПРИКАЗЫВАЮ:";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"Утвердить прилагаемую Методику по проведению конъюнктурных обследований предприятий";
Методику по проведению конъюнктурных обследований предприятий и организаций, утвержденную указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту национальных счетов совместно с Юридическим департаментом Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
3. Департаменту национальных счетов Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан довести настоящий приказ до структурных и территориальных подразделений Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан для руководства в работе.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Руководитель Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан |
Ж. Шаймарданов |
Методика по проведению конъюнктурных обследований предприятий
Глава 1. Общие положения
1. Методика по проведению конъюнктурных обследований предприятий (далее – Методика) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной статистике".
2. Настоящая Методика определяет основные аспекты и методы получения статистической информации с целью получения краткосрочных экономических индикаторов позволяющих оценить текущее финансово-экономическое состояние и прогнозировать циклы экономической активности предприятий.
3. Методика предназначена для использования в статистической деятельности сотрудниками Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан и его территориальными подразделениями.
4. Для проведения конъюнктурных обследований используются данные общегосударственных статистических наблюдений квартальной периодичности.
Глава 2. Объекты обследования
5. Конъюнктурные обследования проводятся по предприятиям по списку сформированным путем целенаправной выборки. Общее количество предприятий попавших в список составляет не менее 6% от генеральной совокупности.
6. Основным признаком для формирования списка предприятий является численность работников, вид экономической деятельности, а также активность предприятия.
7. По основному виду экономической деятельности конъюнктурные обследования проводятся в следующих разделах:
сельского хозяйства;
промышленности;
строительства;
торговли;
транспорта;
связи.
8. Обследование представляет собой получение первичных статистических данных путем анкетирования респондентов по общегосударственному статистическому наблюдению, которые дают качественную оценку положения дел на предприятии, а также прогноз возможных изменений в ближайшее время. На основании полученных оценок осуществляется мониторинг и прогнозирование циклов экономической активности предприятий.
Глава 3. Обработка анкет и подготовка аналитических материалов
9. При обработке полученных от респондентов анкет по вопросам качественного характера подсчитывается относительная частота каждого варианта ответа в процентах. Также рассчитывается разница относительных частот положительных и отрицательных ответов на вопросы, которая представляет индекс изменений и называется "балансом".
10. Под балансом понимается разность долей респондентов, отметивших "увеличение" ("улучшение") и "уменьшение" ("ухудшение") показателя хозяйственной деятельности обследуемого предприятия, в процентах. Баланс рассчитывается в целях сравнения оценок респондентов относительно показателей производственно-хозяйственной деятельности на обследуемых предприятиях в разных периодах.
11. Индексы изменений смещаются выше и ниже нулевой отметки. Положительный знак индекса означает подъем экономической деятельности, а расстояние от нулевой отметки - величину подъема. Индекс изменений показывает направление и величину изменений.
12. По результатам ежеквартальных конъюнктурных обследований различных секторов экономики осуществляется подготовка аналитических материалов о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
13. Результаты обследований деловой активности предприятий промышленности, строительства и торговли позволяют получить количественную и качественную оценку прошлого, текущего и будущего (краткосрочного) состояния секторов экономики.
14. На основании полученных данных строятся индексы предпринимательской уверенности, которые являются индикаторами тенденций развития отрасли и характеризуют изменение экономической ситуации на предприятиях.
Глава 4. Построение и применение "Индекса предпринимательской уверенности"
15. В промышленности, индекс предпринимательской уверенности агрегируется из трех показателей (составляющих):
1) ожидаемого объема произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг;
2) фактически сложившегося спроса на основной вид готовой продукции;
3) физического объема товарно-материальных запасов.
16. Индекс предпринимательской уверенности рассчитывается по результатам ответов на вопросы об изменениях показателей, указанных в пункте 15 настоящей Методики, и представляет среднее арифметическое "балансов" долей респондентов, отметивших "увеличение" и "уменьшение" каждого показателя. Товарно-материальные запасы рассчитывается с противоположным знаком.
17. В строительстве индекс предпринимательской уверенности агрегируется из двух показателей (составляющих):
1) объем новых заказов;
2) будущей тенденции численности работников, занятых на предприятии.
18. В торговле, индекс предпринимательской уверенности агрегируется из трех показателей (составляющих):
1) текущих изменений экономического положения;
2) ожидаемых изменений экономического положения;
3) физического объема товарно-материальных запасов.
19. Для каждого показателя рассчитывается баланс – разница долей респондентов, отметивших "увеличение" и "уменьшение" каждого показателя.
Глава 5. Построение и применение "Оценка уровня экономической активности предприятий"
20. Расчет оценки экономической активности рассчитывается на основе диффузионного индекса.
При оценке экономической активности используются шесть показателей (составляющих):
1) объем новых заказов;
2) численность работников, занятых на предприятии;
3) объемы товарно-материальных запасов;
4) сроки поставок сырья и материалов;
5) численность работников, занятых на предприятии в следующем квартале;
6) для сельскохозяйственной, промышленной деятельности используется показатель ассортимента реализуемой и производимой продукции, для строительства, торговли, транспорта, связи используется показатель ожидаемого объема произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг.
Все показатели равнозначны по весам для расчета оценки экономической активности.
21. Под диффузионным индексом оценки экономической активности подразумевается сумма долей предприятий ответивших на вопрос положительно и 0,5 доли предприятий ответивших на вопрос нейтрально.
где:
– диффузионный индекс оценки уровня экономической активности;
– доля предприятий ответивших на вопрос положительно, отметивших "увеличение" на вопросы по показателям "Объем новых заказов", "Численность работников, занятых на предприятии", "Объемы товарно-материальных запасов", "Численность работников, занятых на предприятии в следующем квартале", "Ассортимент реализуемой и производимой продукции", "Ожидаемый объем произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг", а также отметивших уменьшение по показателю "Сроки поставок сырья и материалов".
– доля предприятий ответивших на вопрос нейтрально, отметивших "без изменений".
22. Первичные статистические данные, для оценки экономической активности полученные по анкетам взвешиваются по логарифмированным объемам производства за предыдущий год (либо по численности работников, занятых на предприятии).
23. Сезонная корректировка оценки экономической активности осуществляется методом Arima1
24. Консолидированная оценка экономической активности формируется взвешено по весам отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, транспорта, связи в совокупном валовой добавленной стоимости.