В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила формирования, сопровождения и системно-технического обслуживания цифровой платформы Национальной системы квалификаций, интеграции с иными информационными системами, а также анализа и обработки данных по вопросам Национальной системы квалификаций согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту развития национальной системы квалификаций и прогнозирования Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) официальное опубликование и размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.
Министр труда и социальной зашиты населения Республики Казахстан |
С. Жакупова |
"СОГЛАСОВАН"
Агентство Республики Казахстан
по регулированию и развитию
финансового рынка
"СОГЛАСОВАН"
Министерство информации
и общественного развития
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство науки
и высшего образования
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии
и инфраструктурного развития
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и спорта
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство торговли и интеграции
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство иностранных дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство экологии
и природных ресурсов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан
Приложение к приказу Министр труда и социальной зашиты населения Республики Казахстан от 18 сентября 2023 года № 391 |
Правила формирования, сопровождения и системно-технического обслуживания цифровой платформы Национальной системы квалификаций, интеграции с иными информационными системами, а также анализа и обработки данных по вопросам Национальной системы квалификаций
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила формирования, сопровождения и системно-технического обслуживания цифровой платформы Национальной системы квалификаций, интеграции с иными информационными системами, а также анализа и обработки данных по вопросам Национальной системы квалификаций (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" (далее – Закон) и определяют порядок формирования, сопровождения и системно-технического обслуживания цифровой платформы Национальной системы квалификаций, интеграции с иными информационными системами, анализа и обработки данных по вопросам Национальной системы квалификаций.
2. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:
1) реестр профессий – систематизированный в электронной форме свод информации по профессиям, по которым осуществляется признание профессиональных квалификаций;
2) кандидат, претендующий на признание профессиональной квалификации (далее - кандидат) – физическое лицо, обратившееся добровольно, самостоятельно или по направлению работодателя для признания его профессиональной квалификации;
3) центр признания профессиональных квалификаций (далее - центр признания) – юридическое лицо, осуществляющее признание профессиональных квалификаций, аккредитованное в порядке, определенном Правилами аккредитации центров признания, переоформления, отзыва, возобновления и прекращения действия аттестата аккредитации, утвержденными уполномоченным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона;
4) уполномоченный орган в области признания профессиональных квалификаций (далее - уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию по признанию профессиональных квалификаций в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
5) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;
6) Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан (далее - Национальная палата) – некоммерческая организация, представляющая собой союз субъектов предпринимательства, созданная в целях обеспечения благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы и развития взаимовыгодного партнерства между бизнес-сообществом и органами государственной власти Республики Казахстан, а также стимулирования и поддержки деятельности объединений индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме ассоциации (союза);
7) Национальный классификатор занятий Республики Казахстан (далее - НКЗ) – документ по стандартизации, отражающий наименования занятий, применяемых на территории Республики Казахстан, и классифицирующий их по уровню и специализации навыков в соответствии с видом выполняемых работ;
8) отраслевая рамка квалификаций (далее - ОРК) – документ, разрабатываемый на основе НКЗ, национальной рамки квалификаций и классифицирующий требования к квалификации специалиста по уровням в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых знаний, умений и компетенций в отрасли;
9) отраслевые государственные органы (далее - государственные органы) – государственные органы, осуществляющие руководство в соответствующей сфере (отрасли) государственного управления;
10) Национальная система квалификаций (далее - НСК) – комплекс правовых и институциональных инструментов и механизмов регулирования и согласования спроса на квалификации со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования, в том числе информального;
11) цифровая платформа Национальной системы квалификаций (далее - цифровая платформа) – портал единой цифровой платформы занятости "Электронная биржа труда", содержащий информацию, предусмотренную пунктом 1 статьи 6 Закона и находящийся под доменным именем "сareer.enbek.kz";
12) национальная рамка квалификаций (далее - НРК) – документ, описывающий для каждого квалификационного уровня общие характеристики профессиональной деятельности и уровня образования.
3. Использование цифровой платформы осуществляется физическими или юридическими лицами для:
1) выполнения на ней конкретных функций и (или) задач по вопросам НСК (далее - пользователи);
2) поиска и изучения информации по вопросам НСК (далее - посетители).
К пользователям относятся:
1) Национальный орган по профессиональным квалификациям;
2) государственные органы;
3) Национальная палата и палаты предпринимателей областей, городов республиканского значения и столицы (далее - региональные палаты);
4) центр признания;
5) кандидат.
К посетителям относятся физические и юридические лица незарегистрированные на цифровой платформе.
4. Национальный орган по профессиональным квалификациям (далее - Национальный орган) осуществляет регистрацию на цифровой платформе единовременно со дня ее запуска.
Национальная палата и региональные палаты проходят процедуру регистрации на цифровой платформе в течение десяти рабочих дней после запуска цифровой платформы.
Государственные органы осуществляют регистрацию на цифровой платформе в течение десяти рабочих дней со дня получения утвержденного Плана по разработке и (или) актуализации профессиональных стандартов на соответствующий год согласно Правилам разработки и (или) актуализации профессиональных стандартов, утвержденными уполномоченным органом в соответствии с частью первой пункта 5 статьи 5 Закона.
Центры признания проходят процедуру регистрации на цифровой платформе в течение 5 рабочих дней со дня получения аттестата об аккредитации.
Кандидаты проходят процедуру регистрации на цифровой платформе единовременно со дня инициирования обращения для признания их профессиональной квалификации.
5. Доступ к цифровой платформе предоставляется в веб и мобильной версиях. Цифровая платформа функционирует на казахском и русском языках.
Глава 2. Порядок формирования цифровой платформы
6. Формирование цифровой платформы, осуществляемое Национальным органом по согласованию с уполномоченным органом, направлено на создание единого источника информации по базовым инструментам НСК, нормативной правовой, информационной и методологической базы в области признания профессиональных квалификаций, информации и данных о деятельности участников НСК.
Размещение информации на цифровой платформе осуществляется Центром развития трудовых ресурсов (далее - администратор).
7. Для формирования цифровой платформы Национальному органу предоставляется:
1) уполномоченным органом: НРК и НКЗ - 1 раз и далее, в случае внесения изменений и дополнений; реестр профессий - 1 раз в полугодие, информация о деятельности Национального совета по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет) с их размещением также на своем официальном интернет-ресурсе - 1 раз в полугодие; нормативные правовые акты в области признания профессиональных квалификаций - 1 раз и далее, в случае внесения изменений и дополнений;
2) государственными органами: ОРК – в сроки, определенные Правилами разработки и (или) актуализации отраслевых рамок квалификаций, утвержденными уполномоченным органом в соответствии с частью второй пункта 4 статьи 5 Закона; утвержденные профессиональные стандарты – в сроки, определенные Правилами разработки и (или) актуализации профессиональных стандартов, утвержденными уполномоченным органом в соответствии с частью первой пункта 5 статьи 5 Закона; информация об отраслевых советах по профессиональным квалификациям (далее - отраслевой совет) и их деятельности с их размещением также на своих официальных интернет-ресурсах ежеквартально;
3) уполномоченными органами в области образования, науки и высшего образования – реестр образовательных программ, реализуемых организациями технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования 1 раз в полугодие, посредством интеграции с информационными системами, ведущими реестр образовательных программ;
4) Национальной палатой и органом по аккредитации: перечень аккредитованных центров признания и центров признания, действие аттестатов аккредитации, которых не подлежит возобновлению, сведения об их учредителях (участниках) ежемесячно;
5) центрами признания – сведения об итогах прохождения кандидатами процедуры признания профессиональных квалификаций ежемесячно:
база данных о физических лицах, прошедших процедуру признания профессиональных квалификаций, сформированную в соответствии с Законом Республики Казахстан "О персональных данных и их защите";
реестр выданных и аннулированных документов о признании профессиональных квалификаций.
8. Национальный орган после получения вышеуказанной информации направляет ее администратору для размещения на цифровой платформе.
9. Национальным органом на цифровой платформе после формирования и размещения полученной информации, своевременно и в соответствии со сроками, указанными в пункте 7 настоящих Правил, осуществляется:
1) актуализация НРК, НКЗ, ОРК, информации о деятельности Национального совета и отраслевых советов, нормативных правовых актов в области признания профессиональных квалификаций, реестра аккредитованных центров признания;
2) ведение и актуализация реестра профессий;
3) ведение перечня утвержденных профессиональных стандартов;
4) экспертиза профессиональных стандартов;
5) проведение обучения по разработке базовых инструментов НСК, размещение тем и графика обучения.
10. Для информирования пользователей и посетителей цифровой платформы Национальный орган на постоянной основе обеспечивает размещение и актуализацию на цифровой платформе:
1) информации о функциональных возможностях цифровой платформы;
2) информации о своей деятельности;
3) шаблонов и (или) макетов для разработки и (или) актуализации базовых инструментов НСК;
4) инструкций в текстовом и видео форматах.
11. Формирование и размещение Национальным органом иной информации, материалов и данных на цифровой платформе осуществляется по согласованию с уполномоченным органом в соответствии с Законом и законодательством Республики Казахстан в области информатизации, персональных данных и их защиты.
Глава 3. Порядок сопровождения, системно-технического обслуживания цифровой платформы и ее интеграция с иными информационными системами
12. Сопровождение и системно-техническое обслуживание цифровой платформы осуществляет администратор.
13. В рамках сопровождения и системно-технического обслуживания цифровой платформы администратор обеспечивает:
1) бесперебойную работу цифровой платформы в круглосуточном режиме, включая праздничные и выходные дни;
2) сохранность, защиту, восстановление в случае сбоя или повреждения информации и резервное копирование информации на цифровой платформе;
3) внесение корректировок, модификацию и устранение дефектов программного обеспечения цифровой платформы в рамках разрешения обращений, оперативное устранение технических сбоев цифровой платформы без проведения модернизации и реализации дополнительных функциональных требований и при условии сохранения ее целостности;
4) взаимодействие с информационными системами государственных органов и иными объектами информатизации;
5) проведение аудита состояния цифровой платформы.
14. Источниками информации о возникновении технического сбоя в функционировании цифровой платформы являются:
1) сообщения пользователей, поданные посредством формы обратной связи в соответствии с приложением к настоящим Правилам;
2) сообщение сотрудников администратора, выполняющих мониторинг функционирования цифровой платформы;
3) программно-аппаратные средства по мониторингу и выявлению неисправностей цифровой платформы, используемые для определения работоспособности и доступности функционала, обнаружившие технический сбой;
4) системные журналы цифровой платформы, в которых регистрируются записи, свидетельствующие о возникновении или возможности возникновения технического сбоя;
5) оперативный центр информационной безопасности администратора.
15. При возникновении вопросов (проблем) по использованию цифровой платформы пользователь подает заявку в службу поддержки администратора на цифровой платформе по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
16. Срок рассмотрения заявки со дня ее подачи пользователем составляет не более трех рабочих дней. Срок рассмотрения заявки увеличивается при:
1) доработке или устранении дефектов программного обеспечения корректировки – до десяти рабочих дней;
2) обращении пользователя если причина связана с функционированием цифровой платформы – до двадцати рабочих дней.
17. Интеграция цифровой платформы с иными информационными системами осуществляется в порядке, определенном Правилами интеграции объектов информатизации "электронного правительства", утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 29 марта 2018 года № 123 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16777).
Глава 4. Порядок анализа и обработки данных по вопросам НСК
18. Анализ и обработка данных по вопросам НСК осуществляется Национальным органом по согласованию с уполномоченным органом с использованием и (или) на цифровой платформе.
19. Для проведения анализа и обработки данных по вопросам НСК Национальный орган осуществляет сбор, обобщение и мониторинг размещенной на цифровой платформе информации, иной информации и данных полученных от участников НСК в соответствии с Законом, из открытых источников, баз данных и статистики государственных органов, и иных информационных ресурсов в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области информатизации, персональных данных и их защиты.
20. Анализ и обработка данных по вопросам НСК осуществляется на основе информации и данных, указанных в пунктах 7 и 19 настоящих Правил, и включает:
1) описание текущей ситуации;
2) проблемные вопросы;
3) предложения и рекомендации;
4) количественные показатели.
21. Национальным органом на ежегодной основе не позднее 15 декабря предоставляется уполномоченному органу информация по итогам анализа и обработки данных по вопросам НСК.
22. Информация по итогам анализа и обработки данных по вопросам НСК используется уполномоченным органом при формировании и развитии НСК.
Заявка пользователя при возникновении вопросов (проблем) по использованию цифровой платформы
В заявке указываются следующие сведения:
1) Фамилия, имя и отчество (при его наличии) _____________________________
_____________________________________________________________________.
2) Индивидуальный идентификационный номер ___________________________,
персональный уникальный идентификатор (логин) пользователя
_____________________________________________________________________.
3) контактные данные пользователя: номер телефона _______________________,
адрес электронной почты _______________________________________________.
4) тема заявки _________________________________________________________
_____________________________________________________________________.
5) произвольное поле для описания вопроса/проблемы ______________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________.
6) возможность прикрепления файла, в случае наличия.