В соответствии с подпунктом 4-3) пункта 1 статьи 6, статьей 7 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", приказом Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 23 февраля 2023 года № 62 "Об утверждении Типовых правил создания, содержания и защиты зеленых насаждений населенных пунктов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 31996), маслихат города Астаны РЕШИЛ:
1. Утвердить Правила создания, содержания и защиты зеленых насаждений на территории города Астаны согласно приложению к настоящему решению.
2. Признать утратившими силу:
1) решение маслихата города Нур-Султана от 30 сентября 2020 года № 537/73-VI "Об утверждении Правил содержания и защиты зеленых насаждений на территории города Нур-Султана" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 1298);
2) решение маслихата города Нур-Султан от 30 марта 2022 года № 160/23-VII "О внесении изменений и дополнений в решение маслихата города Нур-Султан от 30 сентября 2020 года № 537/73-VI "Об утверждении Правил содержания и защиты зеленых насаждений на территории города Нур-Султана" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 27496).
3. Настоящее решение вводится в действие по истечению десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель маслихата города Астаны |
Е. Каналимов |
Приложение к решению маслихата города Астаны от 3 октября 2023 года № 87/10-VIII |
Правила создания, содержания и защиты зеленых насаждений на территории города Астаны
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила создания, содержания и защиты зеленых насаждений на территории города Астаны (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 4) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О растительном мире", приказом Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 23 февраля 2023 года № 62 "Об утверждении Типовых правил создания, содержания и защиты зеленых насаждений населенных пунктов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 31996) и определяют порядок создания, содержания и защиты зеленых насаждений на территории города Астаны.
2. Действие Правил не распространяется на зеленые насаждения, произрастающие на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, территориях индивидуального жилого дома, на дачных участках.
3. В Правилах используются следующие понятия:
1) благоустройство – совокупность работ (по инженерной подготовке и обеспечению безопасности территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружений водоснабжения, канализаций, энергоснабжения, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, проектированию озеленения, снижению уровня шума, улучшению микроклимата, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы) и услуг (по расчистке, уборке, санитарной очистке осушению и озеленению территории), осуществляемых в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального пользования по назначению, создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения;
2) вырубка деревьев – работа по вырубке деревьев, осуществляемая по разрешению уполномоченного органа в соответствии с пунктом 159 приложения 2 к Закону Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" (далее – Закон);
3) пересадка деревьев и зеленых насаждений – работа по пересадке деревьев и зеленых насаждений, осуществляемая на участках, определенных уполномоченным органом;
4) дендрологический план – схематический документ размещения зеленых насаждений, с указанием количественного и видового состава существующей и проектируемой к посадке зеленых насаждений древесно-кустарниковой растительности, в сочетании с открытыми участками газонов, площадок, дорожек, водоемов, с учетом зоны застройки;
5) земли общего пользования – земли занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (инженерные системы общего пользования);
6) омолаживание – сильное укорачивание скелетных и полускелетных ветвей, прореживание и регулирование побегов, обрезка ствола на высоте не менее 3,5 метров у взрослых деревьев, пригодных для омолаживания со здоровыми штамбами и стволами, потерявшими свои декоративные качества вследствие усыхания вершин и ветвей;
7) зеленый массив – озелененная территория, насчитывающая не менее 50 экземпляров деревьев на территории не менее 0,125 га, независимо от видового состава;
8) зеленые насаждения – насаждения древесно-кустарниковых и травянистых растений, выполняющие защитные, санитарно-гигиенические, социальные, эстетические и иные функции на территории города Астаны;
9) "Санитарно защитная зеленая зона" столицы – зона, окружающая территории города и выполняющая защитные, культурно-оздоровительные, рекреационные и туристические функции;
10) уничтожение зеленых насаждений – повреждение зеленых насаждений, повлекшее их гибель;
11) создание, содержание и защита зеленых насаждений – система правовых, административных, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений (в том числе компенсационное восстановление зеленых насаждений взамен вырубленных), озелененных территорий и зеленых массивов;
12) сохранение зеленых насаждений – комплекс мероприятий, направленный на сохранение особо ценных пород насаждений, попадающих под пятно благоустройства и строительных работ;
13) лесопатологическое обследование зеленых насаждений – специальное обследование на наличие вредителей (насекомых), выявление наличия признаков и очагов болезней, признаков поражения грибковыми заболеваниями (паразитами) стволов, корневой системы и кроны. Если насаждения поражены болезнями более чем на 50% (пятьдесят), то они подлежат обязательной вырубке;
14) инвентаризация зеленых насаждений (подеревный перечет) – комплекс мероприятий по учету объектов озеленения с подробным описанием количественных и качественных характеристик, а также графическое отображение каждого элемента озеленения на плановой основе;
15) реестр зеленых насаждений – свод данных о типах, видовом составе, размере площади, состоянии и расположении зеленых насаждений;
16) индивидуальный жилой дом – дом, предназначенный для личного (семейного) проживания, расположенный на усадебном участке и находящийся в собственности гражданина вместе с хозяйственными и другими строениями и зелеными насаждениями;
17) незаконная вырубка – вырубка деревьев, осуществляемая без разрешения уполномоченного органа;
18) озелененные территории – участок земли, на котором располагается растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники;
19) организация по озеленению – физическое или юридическое лицо, на основании договора осуществляющее деятельность по озеленению, содержанию, работы по уходу за зелеными насаждениями и озеленению территорий общего пользования на территории города;
20) газон – элемент благоустройства (участок земли), включающий в себя травянистый покров и другие растения, огражденный от тротуара, парковочных карманов, стоянок и иных элементов дороги бордюрным камнем и (или) декоративным ограждением;
21) работы по уходу – уход за почвой, подземной и надземной частью растений (подкормка, полив, рыхление, санитарно-профилактические мероприятия);
22) вынужденная вырубка – вырубка деревьев без согласования уполномоченного органа при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;
23) план компенсационной посадки – план посадки деревьев, которые подверглись вырубке, включающий в себя количественную часть, породный состав, объем, календарные сроки посадки, а также графическую схему размещения посадок с привязкой к плановой основе;
24) компенсационная посадка – посадка взамен вырубленных деревьев на специальных участках, определенных уполномоченным органом в соответствии с дендрологическим планом;
25) проезд – элемент дороги, обеспечивающий подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям, объектам застройки внутри микрорайонов, кварталов, населенных пунктов;
26) санитарная обрезка – удаление больных, усыхающих, сухих и поврежденных ветвей, создающих аварийные ситуации (лежащих на линиях электропередач, газовых трубах, разрушающих кровлю зданий, создающих угрозу безопасности дорожного движения);
27) санитарная вырубка – вырубка (выборочная, сплошная), проводимая с целью улучшения санитарного состояния зеленых насаждений, при которой вырубаются больные, поврежденные, усыхающие и сухостойные деревья;
28) тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном или арычной системой;
29) уполномоченный орган – структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере регулирования вопросов содержания и защиты зеленых насаждений;
30) формирование кроны – обрезка ветвей и побегов, отдельных деревьев, кустарников и линейных насаждений, поддающихся формовке, не приводящая их к гибели, с целью придания им определенной эстетической формы и омолаживания зеленых насаждений;
31) малые архитектурные формы – объекты декоративного характера и практического использования (скульптуры, фонтаны, барельефы, вазы для цветов, павильоны, беседки, скамьи, урны, оборудование и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения);
32) прилегающая территория – территория (в границах 5 метров по периметру), непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, к объектам торговли, рекламы и к объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц.
Глава 2. Порядок создания, содержания и защиты зеленых насаждений
4. Озелененные территории всех категорий и видов образуют систему озеленения в границах города Астаны, входят в зеленый фонд столицы и выполняют рекреационные, средообразующие и санитарно-защитные функции, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, территориях индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства, на дачных участках.
5. Создание зеленых насаждений осуществляется аппаратами акимов районов города Астаны на основе рекомендаций научных организаций.
Собственники земельных участков и (или) землепользователи создают, содержат расположенные на них зеленые насаждения в здоровом состоянии и обеспечивают их сохранность, защиту и производят работы по уходу за счет собственных средств.
6. Принятие уполномоченным органом решений о застройке или реконструкции территорий, занятых зелеными насаждениями, в том числе парков, скверов, бульваров, санитарно-защитных зон организаций и иных промышленных объектов, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и обязательным проведением общественных слушаний.
7. Основным предназначением, функциями развития зеленого фонда города Астаны являются:
сохранение экологического баланса;
сохранение оптимального температурного режима, в том числе в летний период;
сохранение режима влажности воздуха;
адсорбция загрязненного воздуха (выхлопные газы, канализация, пожары, запах накопленных коммунальных отходов и другие источники загрязнения воздуха);
поглощение, очистка, иное устранение загрязнений и других форм негативного воздействия на определенной территории;
декоративно-эстетическая, формирование благоприятной среды проживания.
8. Меры по защите и оздоровлению зеленого фонда и окружающей среды осуществляются гражданами, должностными и юридическими лицами, согласно требованиям Правил.
9. Развитие озелененных территорий города производится в соответствии с дендрологическим планом.
10. Объекты озеленения создаются на землях общего пользования в соответствии с генеральным планом города Астаны.
11. На территории земель общего пользования, подпадающих под рекреационную зону, не допускаются размещение (строительство) новых и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения, непосредственно не связанных с функционированием рекреационной зоны.
12. При проектировании и строительстве объектов предусматривается озеленение территории, предоставленной под строительство объекта, с максимальным сохранением существующих зеленых насаждений на территории предполагаемого к строительно-монтажным работам участка.
Глава 3. Порядок ведения учета зеленых насаждений
13. Учету подлежат все виды зеленых насаждений посредством:
инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений, расположенных в границах города, за исключением зеленых насаждений произрастающих на территориях индивидуального жилого дома, личного подсобного хозяйства, на дачных участках и на участках кладбищ;
заполнения акта приживаемости зеленых насаждений по форме согласно приложению 1 к Правилам;
ведения реестра зеленых насаждений;
разработки дендрологического плана;
на территории санитарно-защитной зеленой зоны инвентаризация осуществляется согласно Правилам проведения инвентаризации лесных культур, питомников, площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса и оставленных под естественное заращивание в государственном лесном фонде, утвержденные приказом и. о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19 октября 2012 года № 17-02/532 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8095).
14. Услуги по проведению инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений на землях общего пользования могут производиться на договорной основе за счет местного бюджета и (или) за счет других источников финансирования.
15. Уполномоченным органом передаются копии материалов инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений в аппарат акима соответствующего района для использования в качестве рекомендаций при работе с зеленым фондом, в течение 30 рабочих дней после завершения работ по инвентаризации и лесопатологического обследования.
16. Документами, отображающими результаты учета зеленых насаждений, являются оформленные материалы инвентаризации, лесопатологического обследования, а также изменения, включенные в дендрологический план, которые составляются на электронных и бумажных носителях.
17. Зеленые насаждения, прошедшие учет, заносятся в реестр зеленых насаждений по форме согласно приложению 2 к Правилам.
18. Реестр и учет зеленых насаждений ведется уполномоченным органом, как на бумажном, так и на электронном носителях.
19. Ведение учета зеленых насаждений включает в себя:
1) учет и получение достоверных данных о количестве, видовом составе и состоянии зеленых насаждений;
2) определение основных направлений политики города Астаны в сфере защиты, сохранения зеленых насаждений и развития озелененных территорий;
3) обеспечение достоверной информацией население и заинтересованных лиц о количестве, состоянии зеленых насаждений и окружающей среды на территории города Астаны;
4) анализ состояния зеленых насаждений на территории города Астаны;
5) создание единой информационной базы для эффективного управления зелеными насаждениями в местах общего пользования, в том числе установление соответствия количества зеленых насаждений действующим строительным и санитарным нормам;
6) регламентирование работ по содержанию озелененных территорий, капитальному ремонту и реконструкции их;
7) определение собственников озелененных территорий и установления ответственных юридических и физических лиц за их сохранность и состояние;
8) организацию рационального использования озелененных территорий города;
9) разработку проектов озеленения, планы мероприятий по уходу, рекомендации по содержанию, уходу и пользованию зелеными насаждениями.
20. Дендрологический план разрабатывается уполномоченным органом в пределах границ города Астаны, с привлечением организаций, оказывающих услуги дендрологических обследований, имеющих в своем составе экологов и (или) дендрологов.
21. Дендрологический план состоит из двух частей.
Первая часть состоит из картографического изображения, на котором каждому зеленому насаждению присваивается порядковый номер и сопровождается пересчетной ведомостью. На картографическом изображении кроме зеленых насаждений отображаются открытые участки газонов, площадок, дорожек, водоемов, с учетом зоны застройки и мест общего пользования, включая улицы, дороги (проезжую часть).
Вторая часть – описательная, в которой указываются идентификационные характеристики озеленяемого объекта, идентификационные характеристики дендрологического плана, количественный и видовой состав произрастающих зеленых насаждений, описывается рельеф местности, состав почв, где произрастают зеленые насаждения с указанием отметок:
для вырубки (больные, высохшие);
под пересадку;
незатронутые.
22. Масштаб дендрологического плана 1:10000.
23. Дендрологический план составляется и хранится на электронных и бумажных носителях и публикуется на официальных интернет-ресурсах уполномоченного органа.
24. Дендрологический план составляется один раз в пять лет и в последующем корректируется уполномоченным органом.
25. По истечении пяти лет, в связи с климатическими особенностями, формированием планировочной структуры и архитектурного облика города Астаны или его части составляется и утверждается новый дендрологический план.
Глава 4. Меры по созданию, содержанию и защите зеленых насаждений"
Сноска. Заголовок - в редакции решения маслихата города Астаны от 27.08.2024 № 213/26-VIII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
26. Создание, содержание и защита зеленых насаждений делятся на следующие комплексы взаимосвязанных работ:
1) посадка деревьев, кустарников, многолетних цветов и живой изгороди (с заменой грунта при необходимости) с трехгодичным уходом за ними;
2) устройство однолетних цветников и газонов;
3) вырубка, пересадка деревьев;
4) компенсационная посадка деревьев с трехгодичным уходом за ними;
5) содержание зеленых насаждений (уход и обслуживание зеленых насаждений);
6) мониторинг, инвентаризация зеленых насаждений.
Сноска. Пункт 26 - в редакции решения маслихата города Астаны от 27.08.2024 № 213/26-VIII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).26-1. Содержание зеленых насаждений (уход и обслуживание зеленых насаждений) включает следующее:
1) устройство приствольных лунок и их рыхление, и прополка;
2) побелка штамба деревьев;
3) стрижка живой изгороди, поднятие штамба у деревьев, удаление поросли;
4) покос травы, прополка сорняков;
5) зимнее укрытие зеленых насаждений (деревья, кустарники, многолетние цветы);
6) полив зеленых насаждений на протяжении всего вегетационного периода;
7) кронирование кроны деревьев;
8) формирование кроны деревьев;
9) омолаживающая обрезка производимое исходя из биологических особенностей древесно-кустарниковой растительности с сохранением скелетных и полускелетных частей;
10) санитарная обрезка аварийных, сухостойных деревьев и кустарников, выкорчевка пней;
11) внесение удобрений;
12) борьба с вредителями и болезнями зеленых насаждений;
13) зачистка и пломбировка дупел, обработка мест спилов.
Сноска. Глава 4 дополнена пунктом 26-1 в соответствии с решением маслихата города Астаны от 27.08.2024 № 213/26-VIII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).27. Содержание и защита зеленых насаждений осуществляется:
1) на землях общего пользования аппаратами акимов районов города;
2) в парках и скверах возлагается на собственников или уполномоченное собственником лицом;
3) на территории промышленных предприятий и других объектах собственности, а также на отведенной, закрепленной и прилагающей территории – возлагается на собственников или пользователей этих объектов;
4) на территориях, отведенных под строительно-монтажные работы, – заказчиком.
28. Мероприятия по омолаживанию деревьев и прореживанию густо произрастающих деревьев проводятся в течение года, кроме периода сокодвижения, а также дневной температуры воздуха не ниже минус 10 градусов.
29. Пересадка зеленых насаждений осуществляется в течение года с комом земли с соблюдением необходимых мер по их сохранению, защите и интенсивного ухода. В целях эффективной приживаемости деревьев лиственных и хвойных пород их пересадку проводят в период с наступления осени до ранней весны.
30. При проведении работ, строительные организации выполняют мероприятия, обеспечивающие сохранность расположенных на земельном участке, отведенном под застройку или производство строительных работ, зеленых насаждений:
1) устанавливают ограждения стройплощадок с учетом того, чтобы деревья и кустарники оставались за их пределами. Вокруг каждого дерева или группы деревьев, оставляемого на стройплощадке, сооружают индивидуальную защиту, обеспечивающую сохранение ствола и кроны дерева от повреждения. С целью сохранения древесно-кустарниковой растительности допускается частичная обрезка низких и широких крон, обвязка стволов, связывание кроны кустарников;
2) не допускают использование сохраняемых деревьев в качестве столбов для прикрепления оград, светильников и прочих предметов и нанесение повреждений;
3) не допускают обнажение корней деревьев и засыпание приствольных кругов землей, строительными материалами и мусором;
4) при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров и других сооружений в районе существующих зеленых насаждений не допускают изменение вертикальных отметок против существующих. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев;
5) не допускают стоянку машин на газонах, складирование строительного материала, слив горюче-смазочных материалов, нечистот;
6) подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагают вне зеленых насаждений и не нарушают установленные ограждения деревьев;
7) работы подкопом в зоне корневой системы деревьев и кустарников производят ниже расположения основных скелетных корней, не повреждая корневой системы;
8) сохраняют верхний растительный грунт на всех участках нового строительства, производят снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный растительный грунт используют при озеленении территорий и (или) передают организации по озеленению.
31. При проведении работ по асфальтированию, мощению, покрытию тротуаров и проездов плиткой оставляют вокруг дерева приствольный круг диаметром не менее 1,2 метра.
Глава 5. План работ уполномоченного органа по озеленению территорий города Астаны
32. Озеленение, посадка зеленых насаждений на территориях общего пользования может производиться за счет средств разных уровней бюджета, а также за счет иных источников финансирования.
33. Для проведения озеленительных работ на территориях общего пользования администратор бюджетной программы по озеленению подготавливает дефектный акт на один из видов и/или одновременно видов нижеследующих работ:
1) определение объема по вырубке предполагаемого сухостоя с указанием адреса (месторасположения), вида зеленого насаждения, его характеристик (диаметр ствола, высота, состояние и другое);
2) определение объема планируемого на конкретном участке посадки новых зеленых насаждений (вид и наименование зеленого насаждения, сроки посадки);
3) определение плана участка, где будут расположены компенсационные зеленые насаждения с определением вида и его характеристик, сроков посадки;
4) определение объема выкорчовки пней с указанием месторасположения, объема (количества).
34. Уполномоченный орган составляет калькуляцию затрат для определения объема работ с целью реализации дефектного акта произвольной формы, с определением стоимости затрат на закуп зеленых насаждений, их транспортировку, затраты на удобрения, полив, подвоз грунта, механизацию и рабочую силу, а также на последующий уход для приживаемости вновь посаженного зеленого насаждения.
35. При производстве работ по кронированию зеленых насаждений и/или вырубке сухостоя, затрагивающих инженерные сети (электроснабжение, освещение, водоснабжение, теплоснабжение) не менее чем за три рабочих дня производится согласование сроков выполнения работ с собственниками инженерных сетей и оповещается население, предприятия и организации посредством средств массовой информации, социальных сетей или мобильной связи о предполагаемых работах на участке с указанием времени и продолжительности работ.
Глава 6. Порядок вырубки деревьев
36. В случае невозможности сохранения зеленых насаждений на участках, отводимых под строительство или производство других работ, если существующие зеленые насаждения составляют угрозу для других сооружений, включая здания жилой застройки, производится вырубка деревьев по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом.
37. Вырубка деревьев осуществляется в случаях:
1) обеспечения условий для осуществления строительной деятельности, строительно-монтажных работ, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией;
2) обслуживания объектов инженерного благоустройства, реконструкции и устройстве инженерных сетей, подземных и надземных коммуникаций;
3) ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства и инженерных сетей;
4) благоустройства территории существующих объектов и приведения в эстетический вид, необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений;
5) санитарной вырубки деревьев, создающих угрозу безопасности здоровью и жизни людей, а также влекущих ущерб имуществу физическому и юридическому лицу;
6) произрастаний деревьев и кустарников на землях общего пользования.
38. Вырубка деревьев производится по разрешению уполномоченного органа.
Уполномоченный орган не выдает разрешение на вырубку зеленых насаждений, занесенных в Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2006 года № 1034 (далее – Перечень).
39. В случае аварийного падения деревьев, в результате ветровала и других случаев природного характера, дорожно-транспортных происшествий, уборка упавшего дерева, своевременная очистка места падения и вывоз древесных остатков на землях общего пользования и на территориях, прилегающих к зданиям, сооружениям, многоэтажным жилым домам, осуществляется организациями по озеленению, обслуживающими данный участок.
40. При ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах благоустройства с инженерной инфраструктурой производится вынужденная вырубка деревьев без согласования с уполномоченным органом, в следующих случаях:
падения деревьев, а также их ветвей, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, повреждению зданий и сооружений, инженерных коммуникаций и сетям;
препятствия безопасности дорожного движения, в том числе перекрывающие визуальный обзор дорожных знаков, в случае, когда дорожный знак невозможно перенести.
41. Факт вынужденной вырубки деревьев устанавливается актом освидетельствования аварийно-спасательных служб с последующим уведомлением уполномоченного органа в течение трех рабочих дней с момента вынужденной вырубки.
42. Санитарная обрезка деревьев на землях общего пользования производится организациями по озеленению, обслуживающими данный земельный участок, по письменному согласованию с уполномоченным органом (срок согласования 30 рабочих дней).
43. Вырубка деревьев осуществляется по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом, с предварительным выездом специалиста уполномоченного органа на место вырубки для точного определения количественного, породного состава, состояния и месторасположения деревьев в соответствии с реестром зеленых насаждений и заполнением им акта обследования зеленых насаждений по форме согласно приложению 3 к Правилам.
44. При получении разрешения на вырубку деревьев, физическими и юридическими лицами предоставляется гарантийное письмо о компенсационной посадке взамен вырубленных деревьев по форме согласно приложению 4 к Правилам.
45. Срубленные зеленые насаждения и порубочные остатки (опилки, ветки, листья, кора) складировать и хранить на месте производства работ не допускается.
Глава 7. Порядок пересадки и компенсационной посадки деревьев
46. Компенсационными посадками являются посадки зеленых насаждений на участке удаления (вырубки) либо на участках, определенных дендрологическим планом (планом озеленения).
Компенсационные посадки производятся за счет средств физических и (или) юридических лиц, в интересах которых совершено удаление (вырубка) зеленых насаждений либо по вине которых произошли повреждение или гибель этих насаждений.
47. В соответствии с гарантийным письмом физические и юридические лица в течение трех лет (период приживаемости саженца дерева) с момента компенсационной посадки проводят мероприятия по содержанию и защите саженцев, в соответствии с подпунктами 4), 5), 6), 7) и 8) пункта 26 Правил.
48. В случае гибели высаженных саженцев при компенсационной посадке, лица, в интересах которых была произведена вырубка, производят повторную посадку зеленых насаждений и обеспечивают дальнейшие мероприятия по содержанию и защите их в течение трех лет (период приживаемости саженца дерева) с момента проведения повторной посадки.
49. По истечении трех лет, физические и юридические лица, осуществившие компенсационную посадку, составляют совместно с уполномоченным органом акт приживаемости зеленых насаждений по форме согласно приложению 1 к Правилам и передают на баланс аппарата акима соответствующего района для дальнейшего содержания.
50. Уполномоченным органом прижившиеся деревья включаются в реестр зеленых насаждений.
51. Деревья, подлежащие пересадке в соответствии с материалами инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений, пересаживаются на участки в соответствии с письменным указанием уполномоченного органа.
52. При пересадке деревьев физическими и юридическими лицами, компенсационная посадка не производится.
53. В случае если пересадка привела к гибели деревьев, устанавливается десятикратный размер компенсации.
54. Восстановление деревьев производится на специальных участках согласно плану компенсационной посадки, при необходимости с заменой грунта на плодородную почву.
55. Компенсационная посадка и дальнейшая работа по уходу и содержанию на землях общего пользования проводятся организациями по озеленению, имеющими в своем штате специалистов в области озеленения.
При компенсационной посадке не допускается использование однолетних саженцев.
56. Компенсационные посадки осуществляются в следующих размерах:
1) при вырубке зеленых насаждений по разрешению местного исполнительного органа в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях", а также их гибели на территории, прилегающей к зданиям, сооружениям, находящимся в собственности или пользовании физических и (или) юридических лиц, – в десятикратном размере;
2) при незаконном удалении (вырубке) зеленых насаждений либо их повреждении, приведшем к их гибели, – в пятидесятикратном размере.
57. В случае незаконного удаления (вырубки) зеленых насаждений, включенных в перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, либо их повреждения, приведшем к их гибели, – в стократном размере.
58. Размер вреда, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан, предусмотренный Базовыми ставками для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 22 сентября 2023 года № 265 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 33476), исчисляется уполномоченным органом.
Сноска. Пункт 58 - в редакции решения маслихата города Астаны от 27.08.2024 № 213/26-VIII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).59. Компенсационная посадка деревьев производится путем посадки саженцев лиственных пород высотой не менее 2,5 метров с комом или хвойных пород высотой не менее 2 метра с комом.
Диаметр ствола от верхней корневой системы саженцев не менее 3 сантиметров, на высоте 1,3 метра стволовой части.
Видовой состав посадки определяется уполномоченным органом.
60. Компенсационная посадка при вырубке деревьев по разрешению уполномоченного органа и (или) при незаконной вырубке, уничтожении или повреждении деревьев производится на территории в радиусе 1 километра от места вырубки, уничтожении или повреждении деревьев на участке, указанным уполномоченным органом.
При отсутствии свободного места для компенсационной посадки в радиусе 1 километра от места вырубки, территория компенсационной посадки указывается уполномоченным органом в письменном виде.
61. При вынужденной вырубке деревьев компенсационная посадка производится на землях общего пользования с привлечением организации по озеленению.
62. Компенсационная посадка деревьев осуществляется в соответствии с дендрологическим планом.
63. В случае механического повреждения или уничтожения зеленых насаждений, произрастающих на землях общего пользования и на частных территориях, в результате дорожно-транспортного происшествия, виновной стороной производится компенсационная посадка в пятикратном размере поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений путем высадки саженцев.
64. После завершения работ по компенсационной посадке деревьев физические и юридические лица в течение одного месяца информируют в письменном виде уполномоченный орган об исполнении работ согласно плану компенсационной посадки.
Приложение 1 к Правилам создания, содержания и защиты зеленых насаждений на территории города Астаны |
|
Форма |
Акт приживаемости зеленых насаждений
"___" _________ 20___ года
Адрес посаженных зеленых насаждений: ______________________________________
№ | Наименование физического или юридического лица | Дата и номер разрешения или согласования | Количество вырубленных деревьев, штук | Количество пересаженных деревьев, штук | Общее количество компенсационной или инициативной посадки, штук, порода | Состояние | Количество саженцев к восстановлению, штук | Примечание | |
прижилось, шт. | не прижились, шт. | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | |||||||||
Итого: |
Представитель физического или юридического лица
________________________________ подпись (Ф.И.О.) (печать при наличии)
Должностное лицо уполномоченного органа
_____________________________________ подпись (Ф.И.О.) (печать при наличии)
____________________________
Приложение 2 к Правилам создания, содержания и защиты зеленых насаждений на территории города Астаны |
|
Форма |
Реестр зеленых насаждений на 1 января ____ года
Распределение площади объектов (участков) зеленых насаждений по категориям земель, типам растительности и функциональному назначению
Город/населенный пункт
Административный район: (код) ___________________
Ответственный владелец: _________________________
Реестр зеленых насаждений
Таблица | ||||
№ п/п инвентарный/ № паспорта зеленого насаждения | Функциональное назначение земель (категория насаждений) | Древесная растительность | ||
Единичные деревья, штук | Группы, куртины, штука | Рощи сады, штук | Линейные насаждения, штук | Итого, штук |
Кустарниковая растительность | ||||
Единичные, штук | Живая изгородь, погонный метр | Рядовые посадки, штук | Групповые посадки, штук | Всего погонный метр/штук |
Открытые пространства | |||||||||
Цветники | Газоны | ||||||||
Летники, м2 | Многолетники, м2 | Контейнерные, штук | Вазон, м2 | Альпинарий, рокарий, м2 | Итого: м2/ штук | Партерные, м2 | Обыкновенные, м2 | На почвенный покров, м2 | Итого: м2/ штук |
Приложение 3 к Правилам создания, содержания и защиты зеленых насаждений на территории города Астаны |
|
Форма |
Акт обследования зеленых насаждений
"___" ___________ 20__года
№ | Породный состав зеленых насаждений | Сохраняются | Вырубка по разрешению | Вырубка без разрешения | ||||||
штук | возраст, лет | диаметр ствола, см | штук | возраст, лет | диаметр ствола, см | штук | возраст, лет | диаметр ствола, см | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
Всего: | ||||||||||
Итого |
Пересадка, кронировка (омолаживание) | Санитарная обрезка | Качественное (фактическое) состояние | Размер возмещения ущерба за единицу | Сумма ущерба исчисленного по размерам возмещения ущерба | Компенсационное восстановление, штук | ||||
штук | возраст, лет | диаметр ствола, см | штук | возраст, лет | диаметр ствола, см | месячный расчетный показатель | тенге | ||
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Настоящий акт составлен в _______экземплярах.
Примечание: Акт обследования не является документом, дающим разрешение на вырубку или пересадку зеленых насаждений.
Представитель физического или юридического лица
________________________________ подпись (Ф.И.О.) (печать при наличии)
Должностное лицо уполномоченного органа
_____________________________________ подпись (Ф.И.О.) (печать при наличии)
___________________________
Гарантийное письмо
__________________________________________________________________________
(наименование физического или юридического лица) гарантирует произвести компенсационную посадку деревьев в количестве ____ штук, ___________ породы в течение шести месяцев с момента получения разрешения на вырубку деревьев, взамен деревьев в количестве _______ штук, _________ породы, которые будут вырублены для ____________________________________ по адресу: (указывается причина) ______________________________________________________ согласно акту обследования зеленых насаждений от "___" _________ 20___ года.
В случае гибели высаженных саженцев, гарантирует произвести повторную посадку.
В течение трех лет с момента компенсационной посадки гарантирует проводить мероприятия по содержанию и защите саженцев в соответствии с подпунктами 4), 5), 6), 7) и 8) пункта 26 Правил создания, содержания и защиты зеленых насаждений на территории города Астаны и по истечении трех лет передать их на баланс местного исполнительного органа на основании акта приживаемости деревьев.
__________________________________________________________________________
(наименование физического или юридического лица) осведомлено, что за нарушение Правил создания, содержания и защиты зеленых насаждений на территории города Астаны будет нести ответственность в соответствии со статьями 381-1 и 386 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Дата: "___" ____________ 20__ года
______________________________________________________________
Ф.И.О. и подпись руководителя (печать при наличии)
____________________________