Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 4.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и его ведомств.
2. Управлению по мобилизационной подготовке Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя аппарата Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр сельского хозяйства Республики Казахстан |
А. Сапаров |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
Утверждена приказом Министр сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 февраля 2024 года № 37 |
Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и его ведомств
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и его ведомств (далее – Инструкция) разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" и детализирует требования по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (далее – Министерство) и его ведомств.
2. Настоящая Инструкция распространяется на объекты Министерства и его ведомств, отнесенных к объектам, уязвимым в террористическом отношении (далее – объекты Министерства), в соответствии с Правилами и критериями отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234:
1) Министерство и его ведомства;
2) объекты Министерства, задействованные в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ.
3. Настоящая Инструкция не распространяется на объекты образования, находящиеся в ведении Министерства.
Организация их антитеррористической защиты осуществляется в соответствии с инструкцией по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в области образования Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 марта 2022 года № 117 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 27414).
4. Настоящая Инструкция предназначена для использования в работе руководителями и должностными лицами, обеспечивающими проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов Министерства, а также для сотрудников государственных и исполнительных органов при изучении, проверке и оценке состояния антитеррористической защищенности объектов Министерства. Инструкция детализирует общие подходы к обеспечению защищенности объектов Министерства, в том числе их инженерно-технической укрепленности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации.
5. При эксплуатации объектов Министерства обеспечивается соблюдение Требований к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305, а также настоящей Инструкции.
6. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:
1) система связи – совокупность технических средств и специально выделенных каналов связи, предназначенных для передачи (обмена) информации (информацией), оперативного управления деятельностью служб охраны объекта;
2) контрольно-пропускной пункт – специально оборудованное место, предназначенное для обеспечения контроля, пропуска, досмотра людей и транспортных средств;
3) система видеонаблюдения – совокупность камер видеонаблюдения, линий передачи данных, программных и технических средств и хранения видеозаписей, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;
4) система освещения – совокупность технических средств, позволяющих обеспечить необходимый уровень освещенности для системы видеонаблюдения, видимость людей и транспортных средств на объекте в темное время суток;
5) инженерно-техническая укрепленность – конструктивные элементы, инженерные, технические средства и (или) их совокупность, обеспечивающие необходимое противодействие несанкционированному проникновению на объект либо его части;
6) система контроля и управления доступом – совокупность технически совместимых аппаратных средств и (или) программного обеспечения, предназначенных для контроля доступа, разграничения прав на вход и (или) выход на объект и (или) его отдельные зоны персонала и посетителей, сбора и хранения информации;
7) периметр объекта – граница объекта согласно правоустанавливающим документам;
8) учебные (профилактические) мероприятия – превентивные способы обучения персонала и охраны, реализуемые в виде инструктажей и занятий в целях привития навыков первичного реагирования;
9) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;
10) противотаранные устройства (заграждения) – инженерно-технические изделия, предназначенные для принудительного замедления и (или) остановки транспортных средств;
11) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;
12) система охранная телевизионная – система видеонаблюдения, представляющая собой телевизионную систему замкнутого типа, предназначенную для выявления и фиксирования нарушений;
13) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, акте терроризма) и действиях в сложившейся обстановке;
14) эксперимент – мероприятие по оценке готовности Министерства, его подведомственных объектов, уязвимых в террористическом отношении, к воспрепятствованию совершению акта терроризма, обеспечению минимизации и ликвидации его последствий;
15) субъект охранной деятельности – специализированные охранные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан и частные охранные организации, имеющие лицензию на осуществление охранной деятельности первого подвида.
Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным приказом и.о. Министра сельского хозяйства РК от 09.09.2024 № 307 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. Воспрепятствование совершению акта терроризма (снижение риска совершения акта терроризма) на объектах Министерства обеспечивается выполнением комплекса мер и соблюдением условий, включающих в себя:
1) проведение организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом характера и специфики возможных террористических угроз, определяемых органами национальной безопасности, и их возможных последствий;
2) определение возможных причин и условий, способствующих совершению акта терроризма на объекте и их устранение;
3) оснащение необходимыми инженерно-техническими средствами;
4) обеспечение установленного пропускного режима;
5) организация подготовки (обучения) персонала объектов Министерства и сотрудников субъектов охранной деятельности к первичному реагированию на угрозы совершения акта терроризма (выявление признаков совершения акта терроризма, информирование об этом руководства, правоохранительных и (или) специальных государственных органов);
6) контроль за соблюдением требований обеспечения антитеррористической защищенности.
8. Минимизация и (или) ликвидация последствий возможных террористических угроз на объектах Министерства обеспечивается выполнением комплекса мер и соблюдении условии включающих в себя:
1) своевременное информирование органов национальной безопасности и (или) внутренних дел Республики Казахстан о совершенном акте терроризма;
2) участие персонала объекта Министерства в учениях, тренировках и экспериментах по вопросам реагирования на террористические проявления, а также минимизация и (или) ликвидация угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма, при проведении их уполномоченными государственными органами и организациями, органами оперативного управления;
3) обучение персонала объекта Министерства и сотрудников субъектов охранной деятельности навыкам первичного реагирования на угрозы террористического характера;
4) организация оповещения и эвакуации персонала и посетителей в случае совершения акта терроризма на объекте Министерства;
5) своевременное составление и поддержание в актуальном состоянии паспорта антитеррористической защищенности объекта Министерства, его надлежащее хранение;
6) формирование сил и средств, необходимых для организации мер первичного реагирования, направленных на ликвидацию и минимизацию последствий акта терроризма, за исключением случаев, прямо угрожающих жизни и здоровью людей, до прибытия основных спасательных, аварийных и иных служб;
7) подготовка и организация экстренных мер по обеспечению безопасности систем жизнеобеспечения и безопасности объекта Министерства (водоснабжения, электроснабжения, газового оборудования, пожаротушения), персонала и посетителей объекта Министерства, определением путей эвакуации, обеспечением персонала средствами защиты, определением ответственных лиц за указанные участки деятельности.
Глава 2. Требования к организации пропускного режима на объекты Министерства
9. На объектах Министерства, задействованных в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, обеспечивается принцип ограниченного и контролируемого доступа на объекты.
Пропускной и внутриобъектовый режимы на объектах Министерства устанавливаются их руководителями.
Потенциально опасные участки определяются собственником объектов, уязвимых в террористическом отношении, в зависимости от уровня вероятности исполнения неправомерных действий, привлекательности объекта и потенциального ущерба для организации.
Потенциально опасными участками на объектах признаются места хранения прекурсоров.
10. Основными мероприятиями по обеспечению пропускного режима на объектах Министерства являются:
1) проверка у лиц, прибывших на объект, документа, удостоверяющего личность, также документа, дающего право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества;
2) проведение осмотра и досмотра транспортных средств при их въезде (выезде);
3) проведение визуального осмотра охраняемой территорий и ограждения на наличие посторонних лиц и неизвестных предметов;
4) задержание лиц, проникших на охраняемую территорию незаконным путем, до выявления обстоятельств и незамедлительный вызов сотрудников правоохранительных органов;
5) обеспечение порядка на охраняемой территорий, применение физической силы, специальных средств и/или табельного оружия против лиц, совершающих явное нападение на объект Министерства или противоправные действия, угрожающие жизни людей или безопасности объекта Министерства, в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан;
6) оперативное реагирование на признаки актов терроризма (попытка провести на территорию запрещенные предметы, появление вблизи объекта подозрительных лиц) и доведение необходимой информации до правоохранительных органов незамедлительно;
7) осуществление контроля на предмет вноса (выноса), ввоза (вывоза) запрещенных предметов на (с) объекты (ов) Министерства в соответствии с перечнем предметов, запрещенных к проносу на объекты Министерства и его ведомств, уязвимых в террористическом отношении, согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.
11. Организация пропускного режима на объектах Министерства, подлежащих государственной охране, осуществляется в соответствии с требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151 "Некоторые вопросы объектов, подлежащих государственной охране" (далее – Требования по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране).
Порядок организации пропускного и внутриобъектового режима разрабатывается администрацией объекта и утверждается приказом руководителя.
Руководитель объекта определяет ответственных лиц за его организацию и контроль. В случае отсутствия договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности, предусматривается назначение лиц за непосредственное выполнение пропускного режима.
12. В целях обеспечения пропускного режима руководство объектов Министерства заключает договор об оказании охранных услуг с частными охранными организациями, имеющими лицензию на осуществление охранной деятельности юридическими лицами по подвиду деятельности "все виды охранных услуг, в том числе охрана объектов уязвимых в террористическом отношении" с соблюдением требований законодательства о государственных закупках.
13. При заключении договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности руководитель объекта указывает в договоре охранных услуг мероприятия, реализуемые субъектом охранной деятельности, по обеспечению антитеррористической защищенности и должного уровня безопасности, к которым относятся:
1) организация санкционированного допуска сотрудников, транспортных средств на объект или его части (зоны);
2) выявление на территории объекта лиц с противоправными намерениями, а также предметов и веществ, которые могут быть использованы для их реализации;
3) охрана объекта, защита (контроль) потенциально опасных участков объекта и критических зон, в том числе исключение бесконтрольного пребывания на них посторонних лиц;
4) организация учебных мероприятий с лицами, обеспечивающими безопасность объекта, по исполнению мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
5) надлежащее использование технических средств защиты, установленных на объекте согласно требованиям к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, предусмотренным главой 6 настоящей Инструкции.
Уведомления об основных правилах пропускного режима, ограничивающего права граждан, разъясняющих правомерность требований лица, обеспечивающего безопасность объекта размещаются администрацией при входе на объект в местах, доступных для всеобщего обозрения.
Обязанности сотрудника охраны объекта определяются договором, должностной инструкцией, планом охраны объекта, разрабатываемых администрацией объекта, с учетом настоящей инструкции.
В ней сотруднику охраны определяется: место несения службы; задачи по несению службы; порядок приема и сдачи дежурства; список ответственных лиц объекта, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект, список связи с этими работниками; порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала объекта; порядок проверки исправности технических средств и системы обнаружения и связи; порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения объекта; порядок связи с дежурными территориальных органов внутренних дел; порядок (периодичность) доклада руководству подразделения охраны об обстановке и результатах несения службы; время и место приема пищи.
Сотрудник охраны в процессе дежурства выполняет комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории учреждения террористических актов, для чего необходимо:
1) при приеме-сдаче дежурства:
совместно со сменяемым сотрудником охраны осуществить обход и осмотр принятой под охрану территории с целью обнаружения подозрительных предметов. При обнаружении, немедленно доложить руководству;
доложить принимающему дежурство и руководству объекта о состоянии технических средств и системы обнаружения объекта, обнаруженных во время несения дежурства неисправностях и возникших сбоях в работе технических средств и системы обнаружения;
ознакомиться с имеющейся документацией;
проверить работу системы связи и работоспособность охранной, аварийной и пожарной сигнализации;
принять имеющуюся документацию (инструкции, журналы, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций материальные ценности) согласно описи;
с разрешения руководителя (письменного визирования в книге-приема сдачи дежурства) принять (сдать) дежурство;
2) во время дежурства:
осуществлять пропускной режим, производя регистрацию в журнале либо в электронном журнале (при наличии электронной системы доступа);
обеспечивать въезд и выезд автотранспорта на территорию учреждения на основании пропуска или разрешительного документа, определенного администрацией учреждения. При этом регистрировать в вышеупомянутом журнале марку машины, государственный номер, время въезда и выезда;
осуществлять в дневное и ночное время обход и осмотр территории учреждения согласно схеме-маршруту, а при выявлении каких-либо нарушений информировать руководство;
вести соответствующую документацию (журнал регистрации посетителей и автотранспорта, в случае отсутствия электронной системы контроля доступа; журнал учета накладных вывозимых (ввозимых), выносимых (вносимых) товарно-материальных ценностей;
совместно с администрацией учреждения:
контролировать обстановку на объекте;
содействовать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий на территории объекта.
Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий
14. Профилактические и учебные мероприятия (теоретические и практические занятия, инструктажи, эксперименты) проводятся с целью доведения до сотрудников объектов Министерства информации об основных особенностях объекта, возможных последствиях в случае совершения акта терроризма на нем, порядка проведения мероприятий по предотвращению актов терроризма и недопущения проникновения на территорию объекта посторонних лиц. Инструктажи, теоретические и практические занятия проводятся согласно вариантам тематик занятий, указанным в приложении 2 к настоящей Инструкции, но не ограничиваются ими.
Планирование профилактических и учебных мероприятий, за исключением экспериментов, с работниками и сотрудниками охраны осуществляется должностным лицом из числа заместителей руководителя объекта, обеспечивающим проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта.
К проведению данных мероприятий привлекаются представители заинтересованных уполномоченных и местных исполнительных органов по согласованию с антитеррористической комиссией административно-территориальной единицы по месту расположения объекта, а также подготовленные работники объекта.
Планирование профилактических и учебных мероприятий с сотрудниками охраны из числа работников субъекта охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, организуется руководителем субъекта охранной деятельности.
15. Теоретические и практические занятия, инструктажи организуются руководителями объектов Министерства с персоналом, а также руководителями субъектов охранной деятельности с привлекаемыми к охране объекта работниками.
Теоретические занятия направлены на профилактику распространения идеологии терроризма среди работников, сотрудников охраны объектов, формированию неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях, культуры безопасности.
Практические занятия направлены на обеспечение максимальной слаженности и четкости действий работников, сотрудников охраны объектов.
16. В ходе теоретических занятий (лекций) доводится необходимая информация (требования регламентирующих нормативно-правовых актов, инструкций, алгоритм действий, особенности объекта Министерства), а в ходе практических занятий отрабатываются действия персонала:
1) по проведению безопасной и беспрепятственной эвакуации;
2) в случае угрозы акта терроризма;
3) при обнаружении на объекте подозрительных лиц и предметов, а также иных сценариев совершения актов терроризма, характерных для объекта.
17. Во время инструктажа до персонала доводятся наиболее вероятные для объекта характер и специфика террористических угроз, указанных в алгоритмах действий различного круга лиц объектов Министерства на возможные угрозы террористического характера согласно приложению 4 к настоящей Инструкции, и порядок поведения при их возникновении, способы минимизации и ликвидации последствий.
18. С сотрудниками, привлекаемыми к мероприятиям по обеспечению пропускного режима объекта, проводятся дополнительные занятия по приобретению и (или) совершенствованию навыков использования инженерно-технических средств антитеррористической защиты, технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств.
19. По характеру и времени проведения инструктаж подразделяется на плановый и внеплановый.
Плановый инструктаж проводится не реже одного раза в год с оформлением соответствующих документов.
Внеплановый инструктаж проводится руководителями или заместителями руководителей объектов Министерства, руководителями субъектов охранной деятельности либо представителями государственных органов, задействованных в проводимых учениях, тренировках и экспериментах в случаях:
1) введения в регионе, где находится объект, уровня террористической опасности;
2) наличия информации о возможной угрозе совершения акта терроризма;
3) подготовки к учениям, тренировкам, экспериментам;
4) подготовки к проведению охранных мероприятий.
Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников. Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
20. Практические и теоретические занятия проводятся в соответствии с графиком проведения, утвержденным руководителем объекта Министерства, уязвимого в террористическом отношении, (руководителем субъекта охранной деятельности) с периодичностью не реже одного раза в год.
Во избежание распространения ложной информации об угрозе акта терроризма за 5 (пять) рабочих дней до проведения тренировок информируются территориальные органы внутренних дел и национальной безопасности.
21. Инструктаж с сотрудниками, заступающими на дежурство по организации пропускного режима, проводятся не реже одного раза в месяц. Также в обязательном порядке проходят инструктаж лица, прибывшие из отпусков, командировок и излечения сроком более 10 (десяти) суток.
22. Тренировки с выполнением практических действий сотрудников, привлекаемых к охране объекта, при угрозе нападения или его совершении проводятся не менее одного раза в месяц с каждым составом дежурной смены.
23. На объекте Министерства в качестве профилактического мероприятия республиканским, областным, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) оперативным штабом по борьбе с терроризмом (далее – оперативный штаб) проводятся эксперименты, направленные на оценку пропускного режима, готовности объектов, а также субъектов, осуществляющих охранную деятельность на них, к воспрепятствованию совершения акта терроризма, обеспечению минимизации и ликвидации последствий. Выявленные нарушения антитеррористической защиты и результаты эксперимента оформляются в виде акта, лицами, проводившими эксперимент.
После поступления акта о результатах эксперимента на объекте Министерства его руководитель или из числа заместителей принимают соответствующие меры реагирования, в том числе и внесение изменений в содержание обучения.
24. О проведении инструктажей и занятий производится запись в формах отчетности о проведении занятий согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.
Для объектов с большим количеством персонала (более двадцати человек) документирование проведения указанных мероприятий может осуществляться в виде протокола или справки.
Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма
25. Взаимодействие с антитеррористической комиссией осуществляется на всех этапах антитеррористической защиты объектов, построение которой начинается с уточнения наиболее вероятных для объекта угроз террористического характера.
Руководители объектов, руководители субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг объекту, в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозу совершения или совершения акта (актов) терроризма разрабатывают алгоритмы первичного реагирования:
1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
2) при получении информации с органов национальной безопасности и внутренних дел об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма.
Руководитель объекта Министерства, при получении информации об угрозе совершения (в том числе анонимного характера) или о совершении акта терроризма на объекте незамедлительно, лично или через уполномоченное им лицом, посредством имеющихся в его распоряжении средств связи, доводит (дублирует) информацию в территориальные органы национальной безопасности, внутренних дел, а также государственному органу (организации), в ведении которого находится объект и необходимо действовать согласно алгоритму действий различного круга лиц объектов Министерства и его ведомств на возможные угрозы террористического характера согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.
26. При представлении информации с помощью средств телефонной связи или радиосвязи лицо, передающее информацию, представляется, назвав свои фамилию, имя, отчество (при наличии), должность, наименование объекта, адрес его местонахождения и сообщает имеющуюся информацию об угрозе совершения или о совершении акта терроризма на объекте.
27. К угрозе совершения акта терроризма на объект относятся:
получение (в том числе анонимно) сообщения о готовящемся акте терроризма на объект;
попытки незаконного заноса (завоза) на охраняемую территорию запрещенных веществ;
обнаружение на территории объекта заложенных устройств или веществ неизвестного предназначения;
подозрительное лицо или группа подозрительных неизвестных лиц возле объекта Министерства, не реагирующих на замечания сотрудников объекта.
28. Руководители и (или) уполномоченные лица объектов Министерства после информирования соответствующих государственных органов о выявленном факте правонарушения, лично являются на объект, с представлением документов, подтверждающих свое полномочие представителям оперативного штаба, прибывшим для предотвращения акта терроризма или ликвидации его последствий и оказывают им помощь в предоставлении необходимой для проведения антитеррористической операции информации.
29. В случае совершения акта терроризма или возникновения кризисных ситуаций в рабочее время, ответственным за организацию первичных мер реагирования является должностное лицо, назначенное руководителем объекта Министерства ответственным за обеспечение безопасности объекта.
30. В случае совершения акта терроризма в нерабочее время, ответственным за организацию первичных мер реагирования является субъект охранной деятельности, который до прибытия руководства объекта или представителей правоохранительных и/или специальных государственных органов организует выполнение первичных мер реагирования.
31. При установлении уровней террористической опасности, осуществляемых в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611 "Об утверждении Правил организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма" руководителями или их заместителями объектов Министерства применяются следующие меры безопасности:
1) при "желтом" уровне террористической опасности:
усиление пропускного режима на объекте;
проверка и обеспечение работоспособности систем безопасности, оповещения, видеонаблюдения и охранной сигнализации;
досмотр посетителей, персонала и транспортных средств, с использованием специальных технических средств;
инструктаж сотрудников субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, персонала, служащих и работников объектов, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей сфере;
проведение учебных мероприятий с персоналом по действиям при совершении или угрозе совершения акта (актов) терроризма;
отработка вопросов экстренной эвакуации объектов, с определением мест временного нахождения эвакуированных людей, материальных ценностей и документации;
2) при "оранжевом" уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении "желтого" уровня террористической опасности):
отработка совместных действий с уполномоченными государственными органами и организациями, оперативными штабами по вопросам реагирования на акты терроризма, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
приведение в состояние режима повышенной готовности субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, а также персонала, служащих и работников объектов;
приостановление деятельности опасных производственных объектов (при необходимости);
3) при установлении "красного" уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении "желтого" и "оранжевого" уровней террористической опасности):
принятие неотложных мер по спасению людей, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований;
приостановление деятельности объектов Министерства (при необходимости);
приостановление охранной деятельности (при необходимости).
Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении
32. На каждый объект Министерства, уязвимый в террористическом отношении, разрабатывается паспорт антитеррористической защищенности объекта (далее – паспорт). Исключение составляют объекты Министерства, размещенные в здании "Дома Министерств", паспорт на который составляется руководителем организации на балансе, которой он состоит.
Паспорт составляется в соответствии с типовым паспортом антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденным совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 14 июня 2023 года № 481 и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 26 июня 2023 года № 51/қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 32950), в двух экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта.
33. Паспорт является документом, содержащим информацию с ограниченным доступом.
34. Руководитель объекта Министерства назначает сотрудника из числа должностных лиц объекта, ответственного за разработку, хранение паспорта и своевременное обновление данных паспорта.
Руководители объектов Министерства при размещении в арендуемом здании (помещении) обеспечивают в договоре аренды определение сторон, разрабатывающих паспорт и вопросы его обращения в соответствии с требованиями главы 5 настоящей Инструкции.
35. Проект паспорта составляется в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с момента получения руководителем объекта соответствующего уведомления о включении объекта в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения, столицы. В случае необходимости с учетом сложности объекта, его руководитель может направить в антитеррористическую комиссию обоснованное обращение о продлении сроков составления паспорта.
Разработанный проект паспорта направляется на согласование с руководителем территориального органа внутренних дел по месту нахождения объекта в течение 10 (десяти) календарных дней после составления.
Срок согласования проекта паспорта не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней.
В течение 10 (десяти) рабочих дней после согласования паспорта руководитель объекта Министерства или лицо, определенное договорными обязательствами, утверждает паспорт (в том числе при его обновлении).
При составлении одним правообладателем паспорт утверждается руководителем объекта по согласованию с правообладателями объекта.
Количество копий (электронных копий) паспорта и их направление правообладателям объекта определяется письменным соглашением между их правообладателями.
После утверждения паспорт антитеррористической защищенности объекта брошюруется в отдельный документ, который не подлежит подшивке в дела.
36. Паспорт антитеррористической защищенности объекта подлежит обязательной регистрации в служебном делопроизводстве. В первом экземпляре документа содержится информация кому отправлены копии документа и за какими номерами.
37. Первый экземпляр паспорта (оригинал) хранится согласно требованиям, предъявляемым к организации работы с информацией с ограниченным доступом, у ответственного лица или в подразделении несекретного делопроизводства, определенного приказом руководителя организации, являющейся правообладателем объекта.
Второй экземпляр паспорта и электронный вариант паспорта (в формате PDF на электронном носителе информации) в течение 10 (десяти) календарных дней со дня его утверждения или корректировки направляются в территориальные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан для хранения.
38. Паспорт корректируется в случаях изменения:
1) прав собственности;
2) руководителя объекта;
3) наименования объекта;
4) основного предназначения объекта;
5) общей площади и периметра объекта, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции;
6) потенциально опасных участков объекта;
7) технических средств, применяемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
39. Внесение корректив в паспорт осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента возникновения причины его изменения. В отдельных случаях по решению антитеррористической комиссии могут устанавливаться иные сроки, исходя из сложности объекта и вносимых изменений.
В паспорт вносятся изменения, заверенные подписью руководителя организации или лицом, его замещающим, являющейся правообладателем объекта подписывать паспорт. Замене подлежат только те элементы паспорта, где произошли изменения. Одновременно информация о соответствующих изменениях за подписью руководителя организации, являющейся правообладателем объекта, направляется в органы внутренних дел Республики Казахстан для приобщения ко второму экземпляру паспорта.
40. Паспорт подлежит полной замене:
1) не реже одного раза в 5 (пять) лет;
2) в случае внесения корректив в более чем половину пунктов текста паспорта.
41. Руководитель объекта Министерства по запросу представителей оперативного штаба обязан представить им паспорт объекта.
Выдача копии или самого паспорта представителю оперативного штаба осуществляется согласно требованиям, установленным для документов ограниченного распространения.
42. В целях обеспечения оперативной выдачи представителю оперативного штаба, на паспорт составляется акт временной выдачи в двух экземплярах. Один экземпляр акта временной выдачи вместе с паспортом, в случае необходимости, передается представителю оперативного штаба. Второй экземпляр акта остается у лица, ответственного за хранение паспорта.
43. Утративший силу паспорт, подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта.
Акт уничтожения паспорта остается в организации, являющейся правообладателем объекта.
Копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.
Глава 6. Требования к оснащению объектов, уязвимых в террористическом отношении, инженерно-техническим оборудованием
44. Инженерно-техническое оснащение объектов Министерства, подлежащих государственной охране, осуществляется в соответствии с Требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране.
45. Инженерно-техническое оснащение объектов Министерства, не подлежащих государственной охране, осуществляется в соответствии с настоящей Инструкцией.
46. Руководители объектов Министерства при размещении в арендуемом здании (помещении) обеспечивают в договоре аренды определение сторон, осуществляющих оснащение объекта современными инженерно-техническими средствами в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
47. Для оснащения объектов, задействованных в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ используются следующие инженерно-технические средства:
1) по оборудованию периметра объекта:
ограждение (физический барьер) периметра, зон и отдельных участков объекта;
контрольно-пропускные пункты;
противотаранные устройства;
укрепленность стен зданий, сооружений объекта, его оконных проемов;
средства контроля и управления доступом, ограничения доступа, системы и средства досмотра, освещения;
2) по контролю за обстановкой на объекте:
система и средства связи;
система и средства оповещения;
система и средства охранной и тревожной сигнализации (в том числе мобильные либо стационарные средства подачи тревоги) с выводом на пульт в частную охранную организацию);
системы охранные телевизионные;
3) обеспечивающие работу систем безопасности:
системы и средства резервного, бесперебойного электроснабжения.
48. Ограждение территории объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, выполняется высотой не менее 2 (двух) метров, из железобетонных плит или металлического листа толщиной не менее 2 (двух) миллиметров (далее – мм). Допускается выполнение ограждений из металлических конструкций, соответствующих общему ансамблю прилегающих к нему строений (металлический решетчатый забор, выполненный из прута толщиной не менее 18 мм, с просветом между прутами, не превышающим 100 мм). Ограждение должно быть прямолинейным, без лишних изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны, без наружных выступов и впадин.
Характеристика структуры ограждения:
1) высота и заглубленность в грунт 30 (тридцать) сантиметров, исключающие свободное преодоление и удовлетворяющие режимным условиям объекта;
2) простота в конструкции, высокая прочность и долговечность;
3) отсутствие узлов и конструкций, облегчающих его преодоление.
Характеристики соответствования периметра ограждения:
1) устойчивость к внешним климатическим факторам всех сезонов и соответствующих климатических зон – среднемесячные значения температуры воздуха, относительной влажности, скорости ветра и барометрического давления для резко-континентального климата 50 %-ной обеспеченности;
2) не допускается примыкание к ограждению каких-либо пристроек, кроме зданий, являющихся продолжением периметра объекта (территории). Окна первых этажей зданий, выходящие на неохраняемую территорию, оборудуются металлическими решетками, где расстояние между вертикальными прутками наполнения металлической решетки должно быть не менее 150 мм.
3) в ограждении не допускается наличие лазов, проломов и повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток;
4) оборудуется системой охранного освещения и видеонаблюдения.
49. Количество контрольно-пропускных пунктов объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, должно быть минимальным и обеспечивать необходимую пропускную способность людей и транспортных средств.
Для организации зоны пропуска на КПП может использоваться:
шлагбаумы (ручные или автоматические);
турникеты (в случае совмещения функций контроля с проходной);
заградительные устройства (автоматические или стационарные дорожные блокираторы);
ворота (механические или автоматические).
Наружные ограждающие конструкции (стены и перекрытия) зданий (помещений) контрольно-пропускных пунктов должны быть устойчивыми к внешним воздействиям, включая действия противоправного характера и иметь хороший обзор. Вход оборудуется металлическими стальными дверями с толщиной листа не менее 4 мм.
В зависимости от пропускного режима на контрольно-пропускном пункте предусматривается специальное помещение для хранения пропусков или автоматических карточек.
Оборудуется камерой хранения личных вещей посетителей, комнатой досмотра, служебным помещением для размещения сотрудников подразделений охраны, техническими системами безопасности (концентраторами, пультами, видеоконтрольными устройствами охранного телевидения, устройствами управления механизма открывания прохода (проезда), охранного освещения и санузлом.
Оборудуется автоматизированными или механическими ручными устройствами, турникетами, калитками, а также стационарными и ручными средствами для производства досмотра способными распознавать различные типы металлов.
50. Главный автотранспортный контрольно-пропускной пункт объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, располагается вблизи центрального контрольно-пропускного пункта для прохода персонала.
Контрольно-пропускной пункт для транспортных средств оборудуется типовыми раздвижными или распашными воротами с электроприводом и дистанционным управлением, устройствами для их аварийной остановки и открытия вручную. Ворота оснащаются ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).
Контрольно-пропускной пункт для автотранспортных средств оборудуется смотровыми площадками или эстакадами для их осмотра, шлагбаумами.
Пульт управления воротами располагается в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Помещение контрольно-пропускного пункта оснащается средствами связи, пожаротушения и оборудуется системой тревожной сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения.
При отсутствии прилегающей территории автотранспортный контрольно-пропускной пункт не оборудуется.
51. Противотаранное устройство предназначено для принудительной остановки транспортных средств при наличии по периметру объекта, объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, участков с повышенной опасностью.
Участки дороги, ведущие к автотранспортному контрольно-пропускному пункту, должны иметь на расстоянии не более 30 (тридцати) метров от ворот поворот на 90 (девяносто) градусов. Эти участки должны быть выгорожены бетонными конструкциями, предотвращающими возможность их переезда
В целях исключения повреждения ограждения на участках с повышенной опасностью по периметру объекта, эти участки обеспечиваются средствами снижения скорости движения автотранспорта: вазонами, элементами архитектуры и ландшафта, боллардами.
52. Инженерно-техническое укрепление здания объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, включает в себя:
1) укрепление с внутренней стороны металлической сеткой из арматуры диаметром не менее 5 (пяти) мм и размером ячейки 70х70 мм, но не более 10 (десяти) мм диаметром при размере ячейки 150х150 мм участков наружных стен первого этажа здания, изготовленные из легких конструкций (стеклянные, оцинковка, деревянные доски толщиной менее 10 (десяти) сантиметров) и не имеющих капитальной основы;
2) оборудование оконных, дверных проемов зданий, сооружений, помещений пулестойкими стеклами или взрывозащитной пленкой или решетками, где непосредственно производится хранение;
3) оборудование постоянными или съемными решетками, крышками, дверями с запирающими устройствами или техническими средствами охраны – конкретизировать технически требования все подземные и надземные коммуникации, имеющие входы или выходы в виде колодцев, люков, шахт, открытых трубопроводов, каналов и сооружений, через которые можно проникнуть в здание и сооружения объекта.
53. В целях предотвращения несанкционированного пропуска на объект, задействованный в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, его входы оборудуются системами контроля и управления доступом.
54. Средства контроля и управления доступом должны обеспечивать допуск на территорию объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, и его части работников, посетителей объекта с учетом зон доступа, определенных порядком организации пропускного и внутриобъектового режима.
Системы контроля и управления доступом обеспечиваются системой автоматической записи и сохранения в течение 30 (тридцати) календарных дней на носителях информации архива всех событий, для их последующей однозначной классификации с целью обеспечения объективного расследования при попытке или возможном совершении акта терроризма, формирования доказательственной базы, проведения расследований при несанкционированных действиях персонала объекта или посторонних лиц.
55. В целях обнаружения предметов и веществ, запрещенных к несанкционированному вносу на объект, посты охраны объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, на всех входах оснащаются техническими средствами досмотра.
56. К техническим средствам досмотра объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, относятся стационарные и ручные металлодетекторы, также технические средства, способствующие выявлению запрещенных предметов и веществ.
57. Объекты, задействованные в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, оборудуются системами и средствами охранного освещения в целях обеспечения их антитеррористической защищенности в темное время суток.
Охранное освещение обеспечивает освещенность объекта в темное время суток в любой точке периметра, образовывая сплошную полосу шириной 3-4 (три-четыре) метра.
Сеть охранного освещения по периметру выполняется отдельно от сети наружного освещения и разделяется на самостоятельные участки.
В качестве приборов охранного освещения должны применяться прожекторы заливающего света, светильники с лампами накаливания или аналогичного типа.
Приборы освещения необходимо располагать так, чтобы не ослеплять контролеров контрольно-пропускного пункта.
Расстояние между светильниками, их мощность и конструкция должны выбираться из расчета создания сплошной, равномерной полосы света, необходимой по нормам освещенности.
Определение норм освещенности для служебных помещений охраны производится согласно требованиям СНиП РК 2.04-05 "Естественное и искусственное освещение".
Охранное освещение обеспечивается:
1) необходимой равномерной освещенностью с расчетом, чтобы светоточки от светильников перекрывались и образовывали сплошную полосу шириной не менее 3 (трех) метров;
2) возможностью автоматического включения освещения на одном участке или по всему периметру при срабатывании перегрузки по току и в случае короткого замыкания;
3) возможностью управления освещением – включение освещения любого участка или всего периметра.
Светильники охранного освещения устанавливаются в непосредственной близости к линии ограждения внутри территории, в местах, удобных и безопасных для обслуживания.
Помещения контрольно-пропускных пунктов, входы в здания, коридоры категорированных помещений должны дополнительно оборудоваться аварийным освещением. Переход рабочего освещения на аварийное и обратно должен осуществляться автоматически.
58. Объекты, задействованные в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, оснащаются системами и средствами связи в целях обмена информацией для управления силами и средствами подразделений охраны.
Система связи оперативной должна обеспечивать:
1) работу в диапазонах частот выше 144,15 мегагерц, выделенных в установленном порядке для систем связи оперативной;
2) двустороннюю радиосвязь между дежурным на пункте охраны и нарядами охраны на территории обслуживания;
3) двустороннюю радиосвязь между нарядами охраны в пределах территории обслуживания;
4) емкость и зону обслуживания, достаточные для обеспечения установленной связи на территории объекта;
5) защиту передаваемой информации;
6) возможность автоматического перехода базового оборудования, центра коммутации и диспетчерского центра системы на резервное электропитание при отключении основного (и наоборот). Время работы от резервного источника питания – не менее 2 (двух) часов.
Конструкция компонентов системы оперативной связи должна обеспечивать электробезопасность обслуживающего персонала при их эксплуатации, обслуживании и ремонте.
59. Объекты, задействованные в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, оснащаются системами и средствами оповещения в целях оперативного информирования работников и посетителей объекта о возникновении внештатной ситуации (об угрозе совершения или совершении акта терроризма и возникших последствиях) и координации их действий.
60. Оповещение работников, посетителей объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, осуществляется по внутренним линиям связи: звуковой и речевой, с помощью технических средств связи (сигнализация) в соответствии с заранее разработанным планом, которые должны обеспечивать:
1) подачу звуковых (световых сигналов) в здания, помещения, на участки территории объекта с постоянным пребыванием людей;
2) трансляцию речевой информации как в автоматическом режиме (чтение ранее записанного текста), так и при помощи микрофона о характере опасности, необходимости и порядке осуществления эвакуации или блокировании в помещениях объектах, действиях, направленных на обеспечение безопасности персонала, обучающихся и посетителей объекта.
61. Количество оповещателей и их мощность от 87 до 104 децибел должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей в объектах, задействованных в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, в случае проведения эвакуации действовать в течение расчетного времени, необходимого для ее проведения.
62. Объекты, задействованные в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, оснащаются системами и средствами охранной и тревожной сигнализации в целях выявления и выдачи извещений о несанкционированном проникновении или попытки проникновения на объект и (или) охраняемую зону объекта.
Система охранной сигнализации в установленном порядке проходит сертификацию в органах по сертификации, испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных и зарегистрированных в государственном реестре, государственной системе сертификации Республики Казахстан.
Средство подачи тревоги (мобильное либо стационарное) (тревожная кнопка) устанавливается на посту (пункте) охраны (пропуска) в целях своевременного оповещения уполномоченных органов об угрозе совершения акта терроризма.
63. Технические требования к системам видеонаблюдения, входящим в систему охранную телевизионную объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, и минимальные технические возможности систем видеонаблюдения должны соответствовать требованиям, предусмотренным Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21693) (далее – Правила функционирования Национальной системы видеомониторинга).
64. Система видеонаблюдения устанавливается в целях ведения наблюдения за обстановкой на объектах, задействованных в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, а также визуального подтверждения факта несанкционированного проникновения для оценки ситуации и фиксирования действий нарушителей.
Системы видеонаблюдения объектов, задействованных в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, выполняются с техническими возможностями по передаче видеоизображения в Центры оперативного управления полиции либо в дежурные части территориальных органов внутренних дел.
Срок сохранения видеоинформации для последующего анализа событий должен составлять не менее 30 (тридцать) суток.
65. Для отдельно стоящих зданий (комплекс зданий) объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, системой видеонаблюдения оборудуются:
1) периметр территории, прилегающий к объекту;
2) контрольно-пропускные пункты (при наличии);
3) главный и запасные входы;
4) места возможного массового пребывания людей на объекте;
5) коридоры с выходом на комнаты-хранилища с коллекцией штаммов микроорганизмов по усмотрению руководителя (собственника) организации.
Для встроенно-пристроенных зданий, системой видеонаблюдения охватывается:
1) места возможного массового пребывания людей на объекте;
2) главный и запасные входы (при наличии).
66. Система видеонаблюдения объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, обеспечивает:
1) передачу визуальной информации с камер видеонаблюдения на техническое средство или совокупность технических средств сбора, обработки, отображения и регистрации полученной информации, установленные на посте сотрудника охраны;
2) работу в автоматизированном режиме;
3) возможность оценки ситуации на объекте в режиме реального времени;
4) срок хранения информации не менее 30 (тридцати) суток;
5) подключение к Национальной системе видеомониторинга в порядке и на условиях, определенных Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга.
67. Видеокамеры охватывают весь периметр территории, в обзор камер наблюдения попадают все входы-выходы объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, и территории.
68. Пульт централизованного наблюдения объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, размещается в служебных помещениях подразделений охраны или специально оборудованных для этих целей помещениях.
69. Системы и средства резервного, бесперебойного электроснабжения объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, должны обеспечить системы охранной сигнализации, контроля и управления доступом источниками бесперебойного питания с аккумуляторной поддержкой, обеспечивающие работу оборудования не менее 12 (двенадцати) часов при отсутствии основного сетевого питания.
Автономные резервные источники электрического питания должны обеспечивать работу системы контроля и управления доступом, телевизионной системы видеонаблюдения, охранного и дежурного освещения:
1) в городах и поселках городского типа – не менее 24 (двадцати четырех) часов;
2) в сельских районах – не менее 48 (сорока восьми) часов;
3) в труднодоступных районах – не менее 72 (семидесяти двух) часов.
70. По решению собственника, владельца на объектах, задействованных в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, устанавливается дополнительное инженерно-техническое оборудование, способствующее повышению уровня антитеррористической защищенности объекта.
71. Инженерно-техническое оборудование объекта, задействованного в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, поддерживается в рабочем состоянии.
72. В случае невозможности оснастить объект, задействованный в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, инженерно-техническим оборудованием, в течение шести месяцев после включения его в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, руководством объекта принимаются меры для планирования средств республиканского и (или) местных бюджетов, внебюджетных источников на оснащение объекта, а в антитеррористическую комиссию на согласование представляется проект плана мероприятий по инженерно-техническому оснащению объекта.
Перечень предметов, запрещенных к проносу на объекты Министерства сельского хозяйства
Республики Казахстан и его ведомств, уязвимых в террористическом отношении
1. Взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные:
1) пороха всякие, в любой упаковке и в любом количестве;
2) патроны боевые (в том числе малокалиберные);
3) патроны к газовому оружию;
4) капсюли (пистоны) охотничьи;
5) пиротехнические средства: сигнальные и осветительные ракеты, патроны сигнальные, посадочные шашки, дымовые патроны (шашки), спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные;
6) тротил, динамит, тол, аммонал и взрывчатые вещества;
7) капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители, детонирующий и огнепроводный шнур.
2. Сжатые и сжиженные газы:
1) газы для бытового пользования (бутан-пропан) и другие газы;
2) газовые баллончики с наполнением нервнопаралитического и слезоточивого воздействия.
3. Воспламеняющиеся твердые вещества:
1) вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию;
2) вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой: калий, натрий, кальций металлический и их сплавы, кальций фосфористый;
3) фосфор белый, желтый и красный и все вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ.
4. Едкие и коррозирующие вещества:
1) сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная;
2) фтористоводородная (плавиковая) кислота и сильные кислоты и коррозирующие вещества.
5. Ядовитые и отравляющие вещества:
1) любые ядовитые сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару;
2) все соли синильной кислоты и цианистые препараты;
3) циклон, цианплав, мышьяковистый ангидрид;
4) опасные вещества, предметы и грузы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на сотрудников объекта, а также создающие угрозу для объекта.
6. Оружие: пистолеты, револьверы, винтовки, карабины и огнестрельное, газовое, пневматическое оружие, электрошоковые устройства, кортики, стилеты, десантные штык-ножи.
Примечание: действие указанного перечня не распространяется на сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов, имеющих при себе служебное оружие на законных основаниях.
Варианты тематик занятий
№ п/п | Наименование тем | Форма проведения | Контингент обучаемых |
1. | Недопущение разглашения информации о состоянии безопасности объекта | Лекция | Сотрудники объекта, впервые принятые на работу |
2. | Особенности объекта, уязвимого в террористическом отношении, возможные последствия в случае совершения на нем акта терроризма | Лекция | Все сотрудники объекта |
3. | Техника осмотра помещений, выявления возможных мест закладки взрывных устройств | Лекция | Сотрудники, привлекаемые к мероприятиям по обеспечению пропускного режима |
4. | Организация антитеррористической защиты объектов: правовая база, практические мероприятия. | Лекция | Руководство объекта |
5. | Административная ответственность сотрудников в случаях совершения акта терроризма на объекте | Лекция | Все сотрудники объекта |
6. | Порядок действий сотрудников объекта при получении анонимного телефонного звонка об угрозе проведения акта терроризма | Инструкторско-методические занятия | Все сотрудники объекта |
7. | Порядок действий сотрудников объекта при обнаружении вблизи объекта бесхозных вещей, подозрительного предмета на его территории или подозрительных лиц | Инструкторско-методические занятия | Все сотрудники объекта |
8. | Порядок действий сотрудников объекта при вооруженном нападении на объект | Инструкторско-методические занятия | Все сотрудники объекта |
9. | Порядок действий сотрудников объекта при обнаружении подозрительных почтовых отправлений | Инструкторско-методические занятия | Все сотрудники объекта |
10. | Порядок действии сотрудников объекта при захвате заложников | Инструкторско-методические занятия | Все сотрудники объекта |
11. | Правила использования инженерно-технических средств антитеррористической защиты | Практические занятия | Сотрудники, привлекаемые к мероприятиям по обеспечению пропускного режима |
12. | Порядок проведения осмотра и досмотра транспортных средств и людей на контрольно-пропускном пункте | Практические занятия | Сотрудники, привлекаемые к мероприятиям по обеспечению пропускного режима |
13. | Порядок оповещения персонала объекта и его посетителей при угрозе или совершения акта терроризма | Практические занятия | Сотрудники, привлекаемые к мероприятиям по обеспечению пропускного режима |
14. | Организация эвакуации персонала объекта и его посетителей | Практические занятия | Все сотрудники |
15. | Оказание первой медицинской помощи (огнестрельных, осколочных ранений, колото-резаных, рваных ранах, ожогах, переломах костей, вывихах суставов, отравлениях угарным газом и иными токсическими веществами, шоковых состояниях, контузиях, сотрясении мозга) | Практические занятия | Все сотрудники |
Формы отчетности о проведении занятий
Основными отчетными документами о проведении занятий являются:
1) журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке (форма 1);
2) график проведения тренировок с сотрудниками, привлекаемыми к мероприятиям по обеспечению пропускного режима (форма 2);
3) график проведения инструктажа с сотрудниками, привлекаемыми к мероприятиям по обеспечению пропускного режима (форма 3);
4) план подготовки и проведения практической объектовой тренировки (форма 4);
5) лекционные материалы по проведенным темам теоретических занятий.
Форма 1 |
Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
_____________________________________________________________
(наименование организации)
(титульный лист)
Журнал № ___ учета проведения учебных мероприятий
по антитеррористической подготовке
Дата начала ведения журнала "____" ____________ 20____ года
Дата окончания ведения журнала "____" ____________ 20____ года
(внутренняя сторона)
Раздел 1. Инструктажи
№ п/п | Дата проведения инструктажа | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность инструктируемого | Вид инструктажа | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица, проводившего инструктаж | Подпись инструктируемого | Подпись лица, проводившего инструктаж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | плановый | |||||
2. | плановый | |||||
3. | неплановый |
1) в ходе плановых инструктажей до сотрудников доводятся алгоритмы действий при всех возможных ситуациях в случае акта терроризма, а тематика внеплановых инструктажей зависит от тематики проводимых учений, тренировок и экспериментов;
2) документальное оформление проводимых плановых инструктажей антитеррористической направленности возможно осуществлять рукописным и печатным способом. В печатном виде возможно заполнять графы: 3, 4 и 5 (если инструктаж проводит один и тот же сотрудник), остальные графы журнала заполняются лично лицом, прослушавшим инструктаж;
3) дата проведения указывается полностью (число, месяц и год);
4) проведения внепланового инструктажа с персоналом объекта его также документируют в данном журнале, а в графе "Вид инструктажа" допускается ставить запись – "внеплановый", "по телефонограмме №___", "по уровню террористической опасности".
Раздел 2. Занятия
Дата | Тема занятия | Учебные вопросы | Количество присутствовавших работников | Подпись лица, проводившего занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Действия при обнаружении подозрительного предмета, похожего на взрывное устройство |
1. основные признаки взрывных устройств; | |||
Тема занятий и учебные вопросы должны четко конкретизироваться, а не нести общий характер.
Форма 2 | |
"Утверждаю" Руководитель объекта _________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) "__"_________20__ года |
График проведения тренировок с сотрудниками, привлекаемыми
к мероприятиям по обеспечению пропускного режима (наименование объекта
в соответствии с учредительными документами) на 20__ год
№ пп | Наименование темы тренировки | Тренирующая смена | Дата проведения | Примечание |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. |
Должность лица, назначенного ответственным за антитеррористическую деятельность
Форма 3 | |
"Утверждаю" Руководитель объекта ____________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) "__"_________20__ года |
График проведения инструктажа с сотрудниками, привлекаемыми
к мероприятиям по обеспечению пропускного режима
(наименование объекта в соответствии с учредительными документами) на 20__ год
№ пп | Наименование темы тренировки | Тренирующая смена | Дата проведения | Примечание |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. |
Должность лица,
назначенного ответственным
за антитеррористическую деятельность в
Если работник (сотрудник) учреждения по каким-либо причинам (болезнь, отпуск) отсутствовал при проведении инструктажа, изучение тематики с ним проводится индивидуально, в любой из дней до окончания текущего квартала.
Форма 4 | |
Проект "Утверждаю" Руководитель объекта ____________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) "__"_________20__ года |
План подготовки и проведения практической объектовой тренировки
1. Тема: "Действия при обнаружении подозрительного предмета, похожего на взрывное устройство".
2. Цели тренировки:
1) выработка у персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при обнаружении подозрительного предмета, похожего на взрывное устройство, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по ликвидации чрезвычайной ситуации;
2) обучение навыкам и действиям по предотвращению возможных актов терроризма, обучение порядку оповещения и эвакуации при обнаружении подозрительного предмета;
3) обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей;
4) обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с правоохранительными органами, аварийно-спасательными службами;
5) проверка умения руководства объекта четко координировать действия участников тренировки, организации эвакуации персонала объекта до прибытия подразделений правоохранительных органов и аварийно-спасательных служб.
3. Состав участников объектовой тренировки: руководство объекта, инженерно-технические работники, персонал, сотрудники правоохранительных органов и аварийно-спасательных служб (по согласованию). "*"
"*" – при участии данной категории в мероприятии.
4. Этапы тренировки:
№ п/п | Мероприятия | Дата и время проведения | Место проведения | Ответственный исполнитель | Отметка о выполнении |
Первый подготовительный этап | |||||
1. | Доведение указаний руководителя по разработке документов по проведению тренировки до сведения заместителей председателя | "_" _____ 20__ года | |||
2. | Разработка документов по проведению тренировки, согласование документов с привлекаемыми подразделениями правоохранительных органов и аварийно-спасательных служб "*" и утверждение их у руководителя объекта | "_" _____ 20__ года | |||
Второй подготовительный этап | |||||
3. | Доведение плана подготовки и проведения тренировки, а также методических материалов до сведения сотрудников объекта | "_" _____ 20__ года | |||
4. | Проведение дополнительных занятий со всеми категориями сотрудников, проверка знаний персоналом объекта порядка своих действий при обнаружении подозрительного предмета или получения распоряжения о проведении эвакуации | "_" _____ 20__ года | |||
5. | Проведение дополнительного инструктажа с сотрудниками, отвечающими за состояние системы оповещения и путей эвакуации | "_"_____ 20__ года | |||
6. | Доклад Председателю о готовности к проведению тренировки | "_" _____ 20__ года | |||
Проведение практической тренировки | |||||
7. |
Проведение практической тренировки: | "_"_____ 20__ года | |||
Подведение итогов тренировки | |||||
8. | Разбор тренировки с персоналом объекта | "_" _____ 20__ года | |||
9. | Подготовка справки по итогам проведения тренировки | "_" _____ 20__ года | |||
10. | Подготовка приказа по итогам тренировки с постановкой задач по устранению выявленных недостатков | "_" _____ 20__ года |
Руководитель объекта
Количество пунктов мероприятий и их наименование не являются окончательными и полностью обязательными. Пункты могут варьироваться в зависимости от тематики занятия и степени подготовленности персонала. В графе "Отметка о выполнении" запись "Выполнено" производится по результатам каждого проведенного мероприятия.
Алгоритмы действий различного круга лиц объектов Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и его ведомств на возможные угрозы террористического характера
"Действия при угрозе вооруженного нападения"
1. Действия персонала при возникновении угрозы вооруженного нападения:
1) информировать любым способом территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
2) защититься, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников территориальных органов внутренних дел, национальной безопасности.
2. Действия сотрудников охранной организации объекта при возникновении угрозы вооруженного нападения:
1) выявить вооруженного злоумышленника;
2) блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
3) информировать руководство объекта, территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности о факте вооруженного нападения;
4) принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте;
5) обеспечить собственную безопасность.
3. Действия руководства объекта при возникновении угрозы вооруженного нападения:
1) незамедлительно информировать территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
2) организовать мероприятие по обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте);
3) обеспечить взаимодействие персонала объекта с оперативным штабом по борьбе с терроризмом.
"Действия при угрозе захвата заложников"
4. Действия персонала объекта при возникновении угрозы захвата заложников:
1) защититься, избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников территориальных органов внутренних дел, национальной безопасности;
2) информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность).
5. Действия сотрудников охранной организации объекта при возникновении угрозы захвата заложников:
1) выявить вооруженных злоумышленников;
2) блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
3) информировать любым способом руководство объекта, территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности о факте и обстоятельствах покушения на захват заложников;
4) принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров на пути злоумышленников);
5) обеспечить собственную безопасность (избежать попадания в заложники).
6. Действия руководства объекта при возникновении угрозы захвата заложников:
1) незамедлительно информировать территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности доступным способом о факте и обстоятельствах попытки захвата заложников;
2) организовать принятие мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте);
3) организовать взаимодействие персонала объекта с оперативным штабом по борьбе с терроризмом.
"Действия при захвате в заложники"
7. Действия персонала объекта:
1) Защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;
2) По возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и/или специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность).
8. Действия охраны объекта:
1) выявить вооруженного (ых) злоумышленника (ов);
2) по возможности блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
3) информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственных органов о факте и обстоятельствах покушения на захват заложников;
4) принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров на пути злоумышленников);
5) обеспечить собственную безопасность (избежать попадания в заложники).
9. Действий руководства объекта:
1) незамедлительное информирование правоохранительных, специальных государственных органов и/или третьих лиц любым доступным способом о факте и обстоятельствах попытки захвата заложников;
2) по возможности организация мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте);
3) по возможности организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
"Действия при проведении сотрудниками специальных подразделений операции по освобождению заложников"
10. Действия персонала объекта Министерства при проведении сотрудниками специальных подразделений операции по освобождению заложников:
1) лечь на пол лицом вниз, прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
2) не бежать навстречу сотрудникам правоохранительных органов или от них, так как они могут принять бегущего за преступника;
3) держаться подальше от проемов дверей и окон;
4) не возмущаться, если при штурме и захвате с пострадавшим могут поначалу (до установления личности) поступить несколько некорректно, как с вероятным преступником. Освобожденного заложника могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоциональную или физическую травму, подвергнуть допросу. Необходимо к этому отнестись с пониманием, так как в подобных ситуациях такие действия штурмующих (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы.
"Действия при обнаружении подозрительного предмета"
11. Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета:
1) не трогать, не подходить, не передвигать;
2) опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
3) воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
4) зафиксировать время и место обнаружения;
5) немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в охрану и персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов национальной безопасности и внутренних дел;
6) быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
7) не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех лиц, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
8) организовать с охраной ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
9) помочь обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
10) при возникновении угрозы жизни укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение;
11) информировать охрану объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, оружие, оснащение, возраст, клички, национальность);
12) оказать содействие руководству и охране в организации эвакуации посетителей;
13) покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
12. Действия сотрудников охранной организации при обнаружении подозрительного предмета:
1) не трогать, не подходить, не передвигать;
2) опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
3) воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
4) зафиксировать время и место обнаружения;
5) немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в охране, персоналу объекта либо в правоохранительные органы;
6) быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
7) не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех лиц, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
8) обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне на необходимом удалении;
9) обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
10) при возникновении угрозы жизни укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение;
11) информировать охрану, правоохранительные и (или) специальные государственные органы в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, оружие, оснащение, возраст, клички, национальность).
13. Действия руководства при обнаружении подозрительного предмета:
1) незамедлительное информирование правоохранительные, специальные государственные органы о выявлении подозрительного человека или об обнаружении бесхозного предмета;
2) организация оцепления места обнаружения бесхозного подозрительного предмета на необходимом удалении;
3) организация эвакуации людей с объекта, оповещение о нештатной ситуации на объекте;
4) обеспечение обхода помещений и осмотра территорий с целью обнаружения подозрительных предметов;
5) организация взаимодействия персонала объекта с оперативным штабом по борьбе с терроризмом, предоставление необходимой информации.
14. Признаки, которые могут указывать на взрывное устройство:
1) наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
2) подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
3) от предмета исходит характерный запах миндаля или необычный запах;
4) необычное размещение обнаруженного предмета;
5) установленные на обнаруженном предмете различных видов источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной.
15. Расстояние для удаления и (или) оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:
1) граната РГД-5 – 50 метров;
2) граната Ф-1 – 200 метров;
3) тротиловая шашка массой 200 грамм – 45 метров;
4) тротиловая шашка массой 400 грамм – 55 метров;
5) пивная банка 0,33 литров – 60 метров;
6) дипломат (кейс) – 230 метров;
7) дорожный чемодан – 350 метров;
8) автомашина легковая – 460-580 метров;
9) микроавтобус – 920 метров;
10) грузовой транспорт (фургон) – 1240 метров.
"Действия при атаке с применением "террористов-смертников"
16. Действия персонала при атаке с применением "террористов-смертников":
1) защититься, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
2) информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
17. Действия сотрудников охранной организации при атаке с применением "террористов-смертников":
1) блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
2) информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственных органов о выявлении подозрительного лица или группы лиц;
3) принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров);
4) при необходимости организовать наблюдение передвижений подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично либо через систему видеонаблюдения);
5) обеспечить собственную безопасность.
18. Действия руководства при атаке с применением "террористов-смертников":
1) незамедлительная передача информации в правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица или группы лиц;
2) предоставление сотрудникам правоохранительных и/или специальных государственных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая сокращает время выявления и задержания злоумышленника;
3) обеспечение организованной эвакуации людей;
4) обеспечение собственной безопасности.
"Действия при получении угрозы по телефону"
19. Действия получателя угрозы по телефону (руководитель, персонал, сотрудник охранной организации):
1) по ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:
2) голос (громкий или тихий, низкий или высокий);
3) темп речи (быстрый или медленный);
4) произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);
5) манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
6) обратите внимание на звуковой фон (шум автомобильного или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса), характер звонка (городской, междугородный);
7) зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность;
8) постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
куда, кому, по какому телефону звонит данный человек?
какие конкретные требования он выдвигает?
выдвигает требования лично или выступает в роли посредника и представляет какую-то группу лиц?
на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?
как и когда с ним можно связаться?
кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
9) постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и руководством решений или совершения каких-либо действий;
10) в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщить на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112" и руководству объекта Министерства о телефонной угрозе.