Примечание ИЗПИ!
Вводится в действие с 01.09.2024.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 14 ноября 2014 года № 494 "Об утверждении Правил составления Единой бюджетной классификации Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9892) следующие изменения:
пункт 1 приказа изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить Правила составления Единой бюджетной классификации Республики Казахстан согласно приложению 1 к настоящему приказу.";
абзац первый пункта 3 приказа изложить в следующей редакции:
"3. Департаменту бюджетного законодательства Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:";
Правила составления Единой бюджетной классификации Республики Казахстан, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту бюджетного законодательства Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие с 1 сентября 2024 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр финансов Республики Казахстан | М. Такиев |
Приложение к приказу Министр финансов Республики Казахстан от 17 июля 2024 года № 456 |
|
Приложение 1 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 14 ноября 2014 года № 494 |
Правила составления Единой бюджетной классификации Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила составления Единой бюджетной классификации Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс) и определяют порядок составления Единой бюджетной классификации Республики Казахстан.
Единая бюджетная классификация Республики Казахстан (далее – Бюджетная классификация) является группировкой поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов и составляется на основе законодательных актов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан, решений маслихата области, города республиканского значения, столицы, района и города областного значения.
В соответствии со статьей 27 Бюджетного кодекса Бюджетная классификация включает в себя:
классификацию поступлений бюджета;
функциональную классификацию расходов бюджета;
экономическую классификацию расходов бюджета.
2. В настоящих Правилах используется следующие понятия:
1) информационная система (далее – Система) – информационная система для ведения Бюджетной классификации в электронном виде, в которой автоматизируются процессы введения новых, исключения или изменения действующих видов поступлений и расходов бюджета;
2) классификационный код – цифровой знак (группировочный код), закрепляемый индивидуально по каждому виду поступлений, расходов бюджета и администраторов бюджетных программ, по их определенным характеристикам, по уровням классификации поступлений, функциональной и экономической классификации расходов.
3. Бюджетная классификация ведется в Системе.
Глава 2. Классификация поступлений бюджета
4. Классификацией поступлений бюджета является группировка поступлений бюджетов всех уровней по определенным характеристикам, предусмотренная подпунктом 2) пункта 2 настоящих Правил, нормативных правовых актах Республики Казахстан, устанавливающих налоги, платежи и другие поступления в бюджет.
Группировка классификации поступлений бюджета состоит из:
категорий, которые представляют собой группировку поступлений по экономическим признакам. Классификационный код категории состоит из 1 знака;
классов, которые группируют поступления по их источникам и видам. Классификационный код класса состоит из 2 знаков;
подклассов, которые группируют поступления более детально по их источникам и видам. Классификационный код подкласса состоит из 1 знака;
специфик, которые определяют вид платежа или поступления в бюджет. Классификационный код специфики состоит из 2 знаков.
5. Каждый вид поступлений имеет шестизначный код, который формируется из кодов всех уровней классификации поступлений.
Не допускается установление одинаковых шестизначных кодов для различных видов поступлений бюджета.
6. Классификация поступлений бюджета включает в себя следующие основные категории:
1) 1 "Налоговые поступления";
2) 2 "Неналоговые поступления";
3) 3 "Поступления от продажи основного капитала";
4) 4 "Поступления трансфертов";
5) 5 "Погашение бюджетных кредитов";
6) 6 "Поступления от продажи финансовых активов государства";
7) 7 "Поступление займов";
8) 8 "Используемые остатки бюджетных средств".
7. Классификация поступлений бюджета составляется по структуре согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Глава 3. Функциональная классификация расходов бюджета
8. В соответствии со статьей 29 Бюджетного кодекса функциональной классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджетов всех уровней, определяющая направления расходования бюджетных средств по функциональным и ведомственным признакам, отражающим выполнение функций государства, реализацию документов Системы государственного планирования.
Группировка функциональной классификации расходов бюджета состоит из следующих уровней:
функциональные группы;
функциональные подгруппы;
администраторы бюджетных программ;
бюджетные программы (подпрограммы).
9. Функциональная группа отражает основные направления развития страны, соответствующие стратегическим приоритетам развития страны и показывающие четкую цель каждого из них. Классификационный код функциональной группы состоит из 2 знаков.
Расходы бюджета в зависимости от функций, выполняемых органами государственного управления, классифицируются по следующим функциональным группам:
1) 01 "Государственные услуги общего характера";
2) 02 "Оборона";
3) 03 "Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность";
4) 04 "Образование";
5) 05 "Здравоохранение";
6) 06 "Социальная помощь и социальное обеспечение";
7) 07 "Жилищно-коммунальное хозяйство";
8) 08 "Культура, спорт, туризм и информационное пространство";
9) 09 "Топливно-энергетический комплекс и недропользование";
10) 10 "Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения";
11) 11 "Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность";
12) 12 "Транспорт и коммуникации";
13) 13 "Прочие";
14) 14 "Обслуживание долга";
15) 15 "Трансферты";
16) 16 "Погашение займов".
10. Функциональная подгруппа конкретизирует группы задач по каждому стратегическому приоритету развития страны внутри функциональной группы. Классификационный код функциональной подгруппы состоит из 1 знака.
11. В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса администраторы бюджетных программ определяются согласно возложенным на них функциям и полномочиям.
Администраторами республиканских бюджетных программ являются центральные исполнительные и иные центральные государственные органы, а администраторы местных бюджетных программ определяются исходя из базовой структуры местного государственного управления, утверждаемой Правительством Республики Казахстан, и схемы управления соответствующей административно-территориальной единицей, утверждаемой соответствующим маслихатом.
Каждому администратору бюджетных программ присваивается индивидуальный классификационный код, который состоит из 3 знаков.
12. Бюджетная программа администратора республиканских бюджетных программ, разрабатывающего план развития государственного органа, определяет направление расходов республиканского бюджета, взаимоувязанное с целями, определенными в плане развития государственного органа.
Бюджетная программа администратора республиканских бюджетных программ, не разрабатывающего план развития государственного органа, определяет направление расходов республиканского бюджета, взаимоувязанное с полномочиями, определенными в положении о государственном органе.
Бюджетная программа администратора местных бюджетных программ определяет направление расходов местного бюджета, взаимоувязанное с целями, целевыми индикаторами, определенными в соответствующем плане развития области, города республиканского значения, столицы, либо полномочиями, определенными в положении о государственном органе.
Классификационный код бюджетной программы состоит из 3 знаков.
13. Одноименные бюджетные программы, в том числе используемые при исполнении распределяемых бюджетных программ и закрепленные за несколькими администраторами бюджетных программ, имеют один и тот же код и классифицируются по кодам от 100 по 199.
14. Бюджетная подпрограмма раскрывает конкретные направления расходования бюджетных средств, нацеленные на достижение цели плана развития государственного органа, плана развития области, города республиканского значения, столицы и (или) конечного результата бюджетной программы и закрепляется в той функциональной группе, функциональной подгруппе что и бюджетная программа.
Для бюджетных программ, финансируемых за счет разных источников, бюджетная подпрограмма выделяется для каждого из источников финансирования.
Бюджетные подпрограммы имеют классификационный код от 001 до 999. Одноименные бюджетные подпрограммы, закрепленные за несколькими администраторами, классифицируются по кодам от 001 по 099.
В случае отсутствия подпрограмм, указывается классификационный код 000.
Код бюджетной программы (подпрограммы) закрытый менее 3 (трех) лет не используется.
15. Каждый двенадцатизначный код, образуемый из кодов функциональной группы, функциональной подгруппы, администратора бюджетных программ, бюджетной программы и подпрограммы, является уникальным во всей функциональной классификации расходов бюджета.
16. В соответствии со статьей 33 Бюджетного кодекса бюджетные программы подразделяются:
1) в зависимости от содержания на:
осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг;
предоставление трансфертов и бюджетных субсидий;
предоставление бюджетных кредитов;
осуществление бюджетных инвестиций;
осуществление капитальных расходов;
выполнение обязательств государства;
вложение целевого вклада;
целевое перечисление;
целевой взнос.
Для достижения цели плана развития государственного органа или плана развития области, города республиканского значения, столицы, единого конечного результата затраты по осуществлению государственных функций, полномочий и оказанию вытекающих из них государственных услуг, осуществлению капитальных расходов, осуществлению бюджетных инвестиций посредством реализации бюджетных инвестиционных проектов, предоставлению трансфертов и бюджетных субсидий могут объединяться в одну бюджетную программу с выделением указанных затрат в отдельные подпрограммы;
2) в зависимости от уровня государственного управления на:
республиканские, утверждаемые в составе республиканского бюджета;
областные, городов республиканского значения, столицы, утверждаемые в составе областного бюджета, бюджетов городов республиканского значения, столицы;
районные (городские), утверждаемые в составе районного (города областного значения) бюджета;
бюджетные программы района в городе, утверждаемые в составе бюджетов городов республиканского значения, столицы, города областного значения;
бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемые в составе бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов;
бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемые в составе бюджета района (города областного значения) или районного (города областного значения) бюджета, бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемые в составе бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.
Областные, городов республиканского значения, столицы, районные (городские) бюджетные программы, а также бюджетные программы района в городе и бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа являются местными бюджетными программами.
3) в зависимости от способа реализации на:
индивидуальные бюджетные программы, реализуемые одним администратором;
распределяемые бюджетные программы, утверждаемые в бюджете в составе бюджетных программ определенного администратора бюджетных программ, и подлежащие распределению в течение текущего финансового года между различными администраторами бюджетных программ.
Кроме того, бюджетные программы (подпрограммы) подразделяются на текущие бюджетные программы (подпрограммы) и бюджетные программы (подпрограммы) развития с присвоением соответствующего признака (кода) в составе единой бюджетной классификации.
К бюджетным программам (подпрограммам) развития относятся расходы бюджета, направленные на осуществление бюджетных инвестиций. Остальные расходы бюджета относятся к текущим бюджетным программам (подпрограммам).
17. Функциональная классификация расходов бюджета составляется по структуре согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Глава 4. Экономическая классификация расходов бюджета
18. В соответствии со статьей 30 Бюджетного кодекса экономической классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ.
Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из:
категорий, которые группируют расходы по экономическим признакам. Классификационный код категории состоит из 1 знака;
классов, которые группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями. Классификационный код класса состоит из 1 знака;
подклассов, которые более детально группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями. Классификационный код подкласса состоит из 3 знаков.
19. Классификационные коды специфик допускаются к использованию отдельно от классификационных кодов вышестоящих уровней экономической классификации расходов и не должны повторяться в разных категориях, классах, подклассах.
20. Экономическая классификация состоит из следующих категорий:
1) 1 "Текущие затраты", для отражения затрат, связанных с осуществлением государственными учреждениями своих функций;
2) 2 "Капитальные затраты", для отражения затрат, связанных с созданием, восстановлением или приобретением основного капитала;
3) 3 "Бюджетные кредиты", для отражения денег, выделяемых из бюджета на возвратной, срочной и платной основе;
4) 4 "Приобретение финансовых активов", для отражения расходов, связанных с операциями по приобретению в государственную собственность долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций;
5) 5 "Погашение займов", для отражения расходов на погашение основного долга по займам;
6) 6 "Выполнение государственных концессионных обязательств", для отражения расходов на выполнение государственных концессионных обязательств.
21. Экономическая классификация расходов бюджета составляется по структуре согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
22. На основе экономической классификации расходов бюджета центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию составляется и утверждается структура специфики экономической классификации расходов бюджета Республики Казахстан, в которой отражаются определение специфик и перечень затрат по спецификам согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
Глава 5. Составление, утверждение Бюджетной классификации и внесение в нее изменений и дополнений
23. Соответствующие нормативно-обоснованные предложения органов государственного управления по внесению изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию вносятся в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию в процессе планирования бюджета, а также в ходе исполнения бюджета в случае принятия нормативного правового акта, предполагающего внесение изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию.
24. Предложения о внесении изменений и (или) дополнений в проект Бюджетной классификации, необходимых для планирования проекта бюджета на предстоящий финансовый год, вносятся до 15 апреля текущего года.
25. Проект Бюджетной классификации на предстоящий финансовый год до 15 мая текущего года направляется центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию центральным и местным исполнительным органам для формирования республиканского и местных бюджетов.
26. Бюджетная классификация утверждается после принятия закона Республики Казахстан о республиканском бюджете на предстоящий плановый период до 10 декабря года, предшествующего планируемому.
Глава 6. Составление классификации поступлений бюджета и внесение в нее изменений и дополнений
27. Введение новых, исключение или изменение действующих видов поступлений бюджета в Бюджетной классификации производится центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию на основании соответствующего нормативного правового акта.
28. Соответствующие предложения органов государственного управления о введении новых, исключении или изменении действующих видов поступлений бюджета рассматриваются в течении 3 (трех) рабочих дней центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета на соответствие нормам действующих нормативных правовых актов, а также требованиям, указанным в настоящих Правилах.
На основании результатов рассмотрения центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию разрабатывает проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию, либо отклоняет предложения.
Глава 7. Составление функциональной классификации расходов бюджета и внесение в нее изменений и дополнений
29. Введение новых, исключение или изменение действующих бюджетных программ (подпрограмм) в Бюджетной классификации производится на основании нормативных правовых актов, регламентирующих соответствующие виды расходов бюджета.
30. Исключение действующих бюджетных программ (подпрограмм) с наличием дебиторской и (или) кредиторской задолженности осуществляется после полного погашения (списания) задолженности, либо ее переноса на бюджетную программу администратора бюджетных программ, определенного правопреемником данной задолженности.
31. В ходе исполнения бюджета текущего финансового года введение новых, исключение или изменение действующих бюджетных программ (подпрограмм) осуществляется только при уточнении или корректировке бюджета.
32. Присвоение кода бюджетной программе (подпрограмме) в функциональной классификации расходов бюджета осуществляется в соответствии с законодательством о республиканском бюджете, постановлением Правительства Республики Казахстан или решением маслихата о местном бюджете.
33. Введение новых, исключение или изменение действующих администраторов республиканских бюджетных программ осуществляется в случае образования, ликвидации, реорганизации, а также при изменении функций центральных государственных органов.
34. Предложения администраторов республиканских бюджетных программ о введении новых, исключении или изменении действующих республиканских и (или) местных бюджетных программ (подпрограмм) рассматриваются центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию на соответствие их целям и задачам, наличию нормативного правового обоснования, а также требованиям, указанным в пунктах 29, 30, 31 и 32 настоящих Правил.
На основании результатов рассмотрения центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию разрабатывает проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию, либо отклоняет предложения.
35. Введение новых, исключение или изменение действующих администраторов местных бюджетных программ осуществляется в случае изменения базовой структуры местного государственного управления и (или) внесения изменений и дополнений в схему управления административно-территориальной единицы, утвержденную соответствующим маслихатом, в связи с созданием новых либо слиянием, присоединением, разделением действующих исполнительных органов, расположенных на соответствующей территории и финансируемых из местного бюджета, но не чаще 1 (одного) раза в год.
Введение новых, исключение или изменение действующих администраторов местных бюджетных программ и бюджетных программ (подпрограмм) осуществляется в следующем порядке:
1) местные исполнительные органы направляют через местный уполномоченный орган по государственному планированию предложения о введении новых, исключении или изменении действующих администраторов местных бюджетных программ с бюджетной программой, направленной на осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг, и одноименными бюджетными программами, в том числе используемыми при исполнении распределяемых бюджетных программ и закрепленными за несколькими администраторами бюджетных программ, в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию, который рассматривает данные предложения на предмет соответствия действующему бюджетному законодательства.
В случае несоответствия нормам бюджетного законодательства центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию формирует обоснованный отказ местным исполнительным органам.
В случае соответствия нормам бюджетного законодательства центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию разрабатывает проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию;
2) местные исполнительные органы направляют через местный уполномоченный орган по государственному планированию предложения о введении новых, исключении или изменении действующих местных бюджетных программ (подпрограмм) соответствующим администраторам республиканских бюджетных программ, которые в течение 2 (двух) рабочих дней рассматривают данные предложения на предмет соответствия действующим нормативным правовым актам, распределению полномочий между уровнями государственного управления.
В случае несоответствия требованиям указанные в части первой настоящего подпункта администраторы республиканских бюджетных программ формируют обоснованный отказ местным исполнительным органам.
В случае соответствия требованиям указанные в части первой настоящего подпункта администраторы республиканских бюджетных программ согласовывают бюджетные программы (подпрограммы) местных исполнительных органов и направляют на утверждение в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию.
Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию рассматривает данные предложения на предмет соответствия действующему бюджетному законодательства.
На основании результатов рассмотрения центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию разрабатывает проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию, либо отклоняет предложения.
Глава 8. Составление экономической классификации расходов бюджета и внесение в нее изменений и дополнений
36. Введение новой, исключение или изменение действующей специфики экономической классификации расходов производится центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию с учетом предложений государственных органов.
37. Соответствующие предложения государственных органов о введении новой, исключении или изменении действующей специфики экономической классификации расходов рассматриваются центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию на соответствие нормам действующих нормативных правовых актов, а также требованиям, указанным в настоящих Правилах.
38. На основе экономической классификации расходов бюджета центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию составляется и утверждается структура специфики экономической классификации расходов бюджета.
Приложение 1 к Правилам составления Единой бюджетной классификации Республики Казахстан |
Классификация поступлений бюджета
Категория | ||||
Класс | ||||
Подкласс | ||||
Специфика | ||||
Наименование | ||||
0 | ||||
00 | ||||
0 | ||||
00 |
Приложение 2 к Правилам составления Единой бюджетной классификации Республики Казахстан |
Функциональная классификация расходов бюджета
Функциональная группа | |||||
Функциональная подгруппа | |||||
Администратор бюджетных программ | |||||
Бюджетная программа | |||||
Подпрограмма | |||||
Наименование | |||||
00 | |||||
0 | |||||
000 | |||||
000 | |||||
000 |
Приложение 3 к Правилам составления Единой бюджетной классификации Республики Казахстан |
Экономическая классификация расходов бюджета
Категория | ||||
Класс | ||||
Подкласс | ||||
Специфика | ||||
Наименование | ||||
0 | ||||
0 | ||||
000 | ||||
000 |
Приложение 4 к Правилам составления Единой бюджетной классификации Республики Казахстан |
Структура специфики экономической классификации расходов бюджета Республики Казахстан
Подкласс | Специфика | Наименование | Определение | Перечень затрат |