ПРИКАЗЫВАЮ:
1. В приказ Министра иностранных дел Республики Казахстан от 26 июня 2023 года №11-1-4/327 "Об утверждении Правил организации "одного окна" для инвесторов, а также порядка взаимодействия при привлечении инвестиций" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 32910) внести следующее изменение:
Правила организации "одного окна" для инвесторов, а также порядка взаимодействия при привлечении инвестиций, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету по инвестициям Министерства иностранных дел Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства иностранных дел Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства иностранных дел Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Министра иностранных дел Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности министра иностранных дел Республики Казахстан |
А. Рахметуллин |
"Согласовано"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"Согласовано"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
Приложение к приказу Исполняющий обязанности министра иностранных дел Республики Казахстан от 31 декабря 2024 года № 11-1-4/746 |
Утверждены приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан от 26 июня 2023 года №11-1-4/327 |
"Об утверждении Правил организации "одного окна" для инвесторов, а также порядка взаимодействия при привлечении инвестиций" |
Правила организации "одного окна" для инвесторов, а также порядок взаимодействия при привлечении инвестиций
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации "одного окна" для инвесторов, а также порядок взаимодействия при привлечении инвестиций (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 282-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.
Правила разработаны в целях улучшения инвестиционного климата Республики Казахстан путем повышения эффективности и цифровизации деятельности по привлечению и сопровождению инвесторов, а также предоставлению услуг для инвесторов на внешнем, центральном и региональном уровнях.
2. Оказание услуг инвесторам в рамках настоящих Правил осуществляется через национальную цифровую инвестиционную платформу (далее - НЦИП).
3. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
1) инициатива – предложение загранучреждений Республики Казахстан и зарубежных представителей и представительств Национальной компании по реализации инвестиционного проекта, сформированное на основе переговоров с потенциальным инвестором, оформленное в виде карточки встречи в системе НЦИП;
2) орган-инициатор – государственный орган или организация, ответственные за получение данных от инвестора, заполнение паспорта проекта и дорожной карты в системе НЦИП;
3) страновая инвестиционная программа - программа, сформированная загранучреждениями Республики Казахстан для точечного таргетирования иностранных инвесторов, выражающих интерес к реализации инвестиционных проектов в Республике Казахстан;
4) "зеленый коридор" - специальная процедура для инвестиционных проектов соответствующих критериям, установленным в приложении 1 к настоящим Правилам, предусматривающая ускоренное предоставление услуг;
5) паспорт проекта – документ, содержащий основные данные об инвестиционном проекте, включая информацию о компании-инвесторе, сфере деятельности, объеме инвестиций, схеме финансирования, контактные данные, краткое описание проекта;
6) дорожная карта проекта – план-график реализации инвестиционного проекта, включающий этапы работ, сроки их выполнения, ответственных исполнителей;
7) постинвестиционная стадия – этап завершения инвестиционного проекта, включающий выход на проектную мощность или старт серийного производства;
8) постинвестиционное сопровождение - комплекс мероприятий, направленных на содействие выполнению условий инвестиционного контракта или соглашения об инвестициях после завершения реализации проекта;
9) прединвестиционная стадия – этап подготовки инвестиционного проекта, включающий разработку технико-экономического обоснования, получение технических условий, земельного участка, разработку проектно-сметной документации, финансирование и другие процедуры требующие реализации инвестиционного проекта;
10) уполномоченный орган по инвестициям (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере реализации государственной политики по привлечению инвестиции в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1118 "Вопросы Министерства иностранных дел Республики Казахстан";
11) совет по привлечению инвестиций – консультативно-совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан, созданный с целью выработки предложений и рекомендаций по инвестиционным проектам, прорабатываемым на территории Республики Казахстан и направленным на активизацию работы с потенциальными инвесторами в рамках государственной политики по привлечению инвестиций, в том числе с учетом отлагательных условий, а также рассмотрения вопросов по инвестиционным проектам, требующим принятия решений на уровне руководства Правительства;
12) региональная организация в области привлечения инвестиций (далее – региональная организация) – юридическое лицо, созданное по решению местного исполнительного органа в целях привлечения инвестиций и сопровождения инвесторов;
13) национальная компания в области привлечения инвестиций (далее – Национальная компания) – юридическое лицо со статусом национальной компании в области привлечения инвестиций и ее региональные представители и представительства, осуществляющее свою деятельность в соответствии со статьей 282-2 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан;
14) заказ на инвестиции – потребность области или города республиканского значения в инвестициях, которая должным образом оформляется и подготавливается местным исполнительным органом в отношении определенного региона или центральным государственным органом в отношении определенной отрасли на основании экономических планов и задач, установленных законодательно для данного региона, конкурентных преимуществ регионов и других факторов;
15) инвестиционный проект (далее - проект) – комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и (или) обновление действующих производств, включая производства, созданные, расширенные и (или) обновленные в ходе реализации инвестиционного проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта;
16) общенациональный пул инвестиционных проектов – перечень реализуемых и прорабатываемых инвестиционных проектов во всех отраслях экономики, стоимостью свыше ста пятидесяти тысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, а также инвестиционные проекты реализуемые на основании инвестиционных контрактов, инициаторами которых выступают субъекты частного предпринимательства (отечественные и иностранные инвесторы);
17) региональный пул инвестиционных проектов - перечень реализуемых и прорабатываемых инвестиционных проектов во всех отраслях экономики, стоимостью до ста пятидесяти тысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, инициаторами которых выступают субъекты частного предпринимательства (отечественные и иностранные инвесторы), формируемый местными исполнительными органами;
18) инвестиционная стадия – этап реализации инвестиционного проекта, включающий строительно-монтажные работы, получение мер государственной поддержки, пуско-наладочные работы и ввод объекта в эксплуатацию;
19) инвестор – физическое или юридическое лицо, осуществляющее инвестиции в Республике Казахстан;
20) принцип "одного окна" для инвесторов (далее – принцип "одного окна") – централизованная форма оказания содействия инвесторам со стороны Национальной компании и ее региональных представителей и представительств, региональных организаций в получении государственных услуг, оказываемых организациями, предусматривающая минимизацию участия инвесторов в сборе и подготовке документов и ограничение их непосредственного контакта с государственными органами, в том числе и через НЦИП;
21) сопровождение инвесторов по принципу "одного окна" – комплекс мероприятий по информационному, консультационному, организационному содействию инвестору со стороны Национальной компании и ее региональных представителей и представительств, региональных организаций в области привлечения инвестиций, в том числе и через НЦИП;
22) инвестиционная программа региона - программа, сформированная местным исполнительным органом для привлечения инвесторов с учетом потребностей региона;
23) национальная цифровая инвестиционная платформа – электронная платформа, созданная для привлечения, сопровождения и учета инвестиционных проектов в Республике Казахстан;
24) система фронт-офисов – трехуровневая система (внешний, центральный и региональный уровень), обеспечивающая взаимодействие заинтересованных органов и организаций, указанных в пункте 4 настоящих Правил, осуществляемая на специально отведенных площадках с необходимой инфраструктурой для предоставления консультаций, государственных услуг, проведения встреч, переговоров и презентаций инвестиционных возможностей Республики Казахстан;
25) Процедура KYC (Know Your Client) - процедура риск-менеджмента с целью выявления и предотвращения юридических и финансовых рисков при взаимодействии с потенциальным инвестором.
26) Task Force – структурное подразделение Национальной компании, отвечающее за формирование и сопровождение пула инвестиционных проектов, предусматривающих осуществление инвестиций в размере не менее семи с половиной миллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, подлежащих к подписанию соглашений об инвестициях, а также соответствующих критериям "зеленого коридора", установленных в приложении 1 к настоящим Правилам.
Глава 2. Порядок организации сопровождения инвесторов по принципу "одного окна" в целях реализации инвестиционных проектов в Республике Казахстан
Параграф 1. Взаимодействие с инвесторами на внешнем, центральном и региональном уровнях
4. Сопровождение инвесторов в рамках настоящих Правил осуществляется через деятельность фронт-офисов внешнего, центрального и регионального уровней посредством НЦИП.
Субъектами фронт-офисов внешнего уровня являются загранучреждения Республики Казахстан, зарубежные представители и представитьства Национальной компании, зарубежные представители государственных органов и организаций, ответственных за привлечение инвестиций и сопровождение инвестиционных проектов...
Субъектами фронт-офисов центрального уровня являются Национальная компания, включая ее региональных представителей и представительств, центральные государственные органы Республики Казахстан, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" (далее - Национальная палата), национальные управляющие холдинги в том числе в лице АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" и группа Фонда, национальные компании, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, и организации в области поддержки промышленно-инновационной деятельности и развития предпринимательства.
Субъектами фронт-офисов регионального уровня являются местные исполнительные органы Республики Казахстан, региональные организации, определяемые местными исполнительными органами Республики Казахстан и их подразделения, представители центральных государственных органов, а также представители и представительства организаций в области поддержки промышленно-инновационной деятельности, инвестиционной деятельности и развития малого и среднего бизнеса, ответственных за реализацию инвестиционной политики, реализацию и сопровождение инвестиционных проектов, а также организации, предоставляющие государственные услуги.
5. Порядок работы субъектов фронт-офисов внешнего уровня заключается в следующем:
1) осуществление информационно-консультационной поддержки потенциальных инвесторов, в том числе предоставление информации об инвестиционных возможностях Республики Казахстан;
2) сопровождение визитов потенциальных инвесторов в Республику Казахстан, в том числе транснациональных компаний;
3) подписание документов, свидетельствующих о намерении иностранной компании, в том числе якорных и транснациональных компаний, инвестировать в Республику Казахстан;
4) идентификация потенциальных иностранных инвесторов во всех отраслях экономики;
5) установление деловых связей в стране пребывания с компаниями правительственного, неправительственного и корпоративного секторов;
6) проведение встреч в курируемой стране с крупными компаниями, в том числе якорными и транснациональными компаниями, информируя посольство или консульство Республики Казахстан для формирования и ведения общей базы данных иностранных инвесторов;
7) участие в двусторонних визитах, деловых советах по вопросам привлечения инвестиций;
8) продвижение инвестиционных предложений в деловых сообществах в стране пребывания;
9) продвижение инвестиционного имиджа Республики Казахстан путем организации и участия в мероприятиях инвестиционного характера (бизнес-форумы, конференции, круглые столы) на территории страны пребывания;
10) информирование заинтересованных кругов стран пребывания о предстоящих наиболее важных инвестиционных мероприятиях в Республике Казахстан и в стране пребывания;
11) формирование перечня крупных иностранных компаний;
12) проведение анализа реализации инвестиционных договоренностей, достигнутых по итогам встреч, организованных визитов и подписанных меморандумов;
13) сбор информации для формирования странового анализа;
14) выявление и внесение рекомендаций по системным проблемным вопросам инвесторов;
15) обеспечение выполнения ключевых показателей эффективности и предоставление отчетности уполномоченному органу;
16) обеспечение качественного и своевременного оказания государственных услуг;
17) формирование и актуализация информации в НЦИП по инвестиционным проектам и инициативам;
18) участие в разработке страновых инвестиционных программ с ежегодным обновлением данных об инвестиционной деятельности;
19) формирование страновой инвестиционной программы и осуществление других функций установленных законодательством Республики Казахстан в сфере инвестиций.
6. Порядок работы субъектов фронт-офисов центрального и регионального уровней в рамках своих полномочий заключается в следующем:
1) проведение аналитических исследований по улучшению инвестиционной привлекательности Республики Казахстан;
2) обеспечение сопровождения деятельности инвесторов, в том числе организация встреч инвесторов с государственными органами, субъектами промышленно-инновационной деятельности, а также объединениями субъектов частного предпринимательства, проведение бизнес-форумов, конференций и семинаров по инвестиционной тематике, формирование и ведение базы данных действующих и перспективных инвесторов;
3) оказание содействия инвесторам в решении возникающих вопросов, в том числе путем инициирования встреч с государственными органами, в пределах имеющихся полномочий в соответствии с учредительными документами;
4) продвижение благоприятного инвестиционного имиджа Республики Казахстан, в том числе предоставление информации об инвестиционных возможностях;
5) сопровождение реализации официальных договоренностей, достигнутых по итогам переговоров с инвесторами;
6) сопровождение промышленно-инновационных проектов, реализуемых с участием инвесторов;
7) взаимодействие с инвесторами по принципу "одного окна" в части сопровождения инвесторов при получении государственных услуг, а также услуг, оказываемых организациями;
8) формирование и актуализацию информации в НЦИП по инвестиционным проектам;
9) формирование общенационального пула инвестиционных проектов.
7. Субъекты фронт-офисов центрального уровня также оказывают:
1) содействие уполномоченному органу в обеспечении качественного и своевременного оказания государственных услуг фронт-офисами регионального уровня;
2) содействие инвесторам по вопросам структурирования финансирования и получения разрешительных документов для реализации инвестиционных проектов и другие функции установленные законодательством Республики Казахстан;
8. Субъекты фронт-офисов регионального уровня также осуществляют:
1) участие в мероприятиях по инвестиционной тематике, организованных Национальной компанией и ее региональными представителями и представительствами, в том числе на территории иностранного государства;
2) на ежеквартальной основе до 15 января соответствующего года, следующего за отчетным, подготовку Национальной компании ее региональным представителями и представительствами актуальной информации об инвестиционной деятельности в регионе, в том числе о промышленно-инновационных проектах, требующих инвестиций, инвесторах;
3) содействие инвесторам в подведении инженерных коммуникаций, получении информации по земельным участкам, их оформлении, предоставлении, а также разрешительных документах для реализации инвестиционных проектов;
4) формирование заказа на инвестиции;
5) формирование инвестиционной программы региона и обновление ее в системе НЦИП на ежегодной основе до 15 января соответствующего года, следующего за отчетным совместно с Национальной компанией.
Параграф 2. Порядок взаимодействия уполномоченного органа с Национальной компанией и ее региональными представителями и представительствами, региональными организациями по вопросу организации сопровождения инвестиционных проектов для привлечения инвестиций на центральном и региональном уровнях
9. Уполномоченный орган в рамках взаимодействия с Национальной компанией и ее региональными представителями и представительствами, региональными организациями:
1) оказывает содействие инвесторам по решению проблемных вопросов путем организации совещаний и создания рабочих групп;
2) выносит на заседание Совета по привлечению инвестиций вопросы по улучшению инвестиционного климата и инвестиционных проектов, в том числе, по которым отсутствует прогресс в реализации;
3) запрашивает информацию о проведенной работе по решению проблемных вопросов инвесторов;
4) принимает отчет Национальной компании о деятельности фронт-офисов центрального и регионального уровней посредством НЦИП;
5) запрашивает информацию у Национальной компании для осуществления сопровождения по качественному и своевременному оказанию государственных услуг субъектами фронт-офисов центрального и регионального уровней;
6) запрашивает у Национальной компании результаты странового и регионального анализа, а также международного опыта в сфере привлечения инвестиций;
7) по запросу инвестора инициирует поправки в законодательные акты Республики Казахстан, направленные на улучшение инвестиционного климата Республики Казахстан (налогообложение, трансферты технологий, визовая поддержка), законопроектов, которые могут рассматриваться вне плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан;
8) согласовывает внесение изменений и корректировок в алгоритмы работы НЦИП;
9) направляет поручения, которые осуществляются Национальной компанией в рамках ее компетенции;
10) вносит свои рекомендации в деятельность Task Force.
10. Уполномоченный орган в рамках взаимодействия с фронт-офисами:
1) определяет цели и задачи внешнего и центрального фронт-офисов, а также по согласованию цели и задачи фронт-офисов регионального уровня;
2) осуществляет координацию деятельности фронт-офисов;
3) разрабатывает и направляет в фронт-офисы ключевые показатели их эффективности в рамках реализации инвестиционных проектов;
4) ведет оценку деятельности фронт-офисов, в том числе и посредством НЦИП;
5) запрашивает информацию об итогах проведенных встреч и переговоров с инвесторами;
6) согласовывает тематику, дату и место проведения инвестиционных мероприятий Национальной компанией и региональными организациями;
7) принимает отчетность по деятельности фронт-офисов внешнего уровня посредством НЦИП;
8) вносит свои рекомендации в деятельность фронт-офисов всех уровней.
Параграф 3. Порядок взаимодействия Национальной компании и ее региональных представителей и представительств, региональных организаций с загранучреждениями Республики Казахстан, государственными органами, местными исполнительными органами, организациями по вопросам привлечения инвестиций
11. Центральные государственные органы, загранучреждения Республики Казахстан, местные исполнительные органы в рамках взаимодействия с фронт-офисами:
1) по обращению субъектов фронт-офисов обеспечивают предоставление материалов, документов и информации, необходимой для подготовки и оформления инвесторами заявки на получение государственных услуг и связанных с ними сопутствующих услуг;
2) по обращению субъектов фронт-офисов обеспечивают своевременное разъяснение порядка оказания государственных услуг в электронной или письменной форме.
12. Национальная компания в рамках взаимодействия с фронт-офисами внешнего уровня:
1) по запросу субъектов фронт-офисов внешнего уровня:
проводит встречи с инвестором, обеспечивает при необходимости его встречи с соответствующими государственными органами и организациями, в том числе на региональном уровне;
оказывает информационную и консультационную поддержку при сборе, подготовке и оформлении документов для получения государственных услуг в целях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Казахстан;
2) направляет аналитические и информационные материалы об инвестиционном потенциале, инвестиционном климате Республики Казахстан и регионов, содержащие в себе информацию о:
климате, населении, тарифах на коммунальные услуги, электроэнергию, маршрутах, логистике;
инвестиционных проектах, требующих инвестиций, и нишевых инвестиционных проектах с разбивкой по регионам;
потенциальных партнерах для иностранных инвесторов;
готовых и планируемых индустриальных площадках;
кадровом потенциале;
мерах государственной поддержки;
3) проводит семинары по улучшению работы с инвесторами;
4) запрашивает информацию для проведения странового инвестиционного анализа.
13. Национальная компания в рамках взаимодействия с фронт-офисами регионального уровня:
1) предоставляет по запросам субъектов фронт-офисов регионального уровня информацию о мерах, порядке, условиях и объемах предоставления государственной поддержки, в том числе информацию о возможных инструментах поддержки, на которые могут претендовать инвесторы;
2) проводит семинары по улучшению работы с инвесторами;
3) оказывает информационную и консультационную поддержку при сборе, подготовке и оформлении документов в целях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Казахстан;
4) запрашивает отчет о проделанной работе в целях представления информации в уполномоченный орган;
5) запрашивает информацию для формирования регионального инвестиционного анализа.
14. Фронт-офисы регионального уровня в рамках взаимодействия с уполномоченным органом и Национальной компанией:
1) в установленном законодательством порядке прилагают совместные усилия для успешной реализации инвестиционных проектов на территории Республики Казахстан;
2) направляют аналитические и информационные материалы об инвестиционном потенциале, инвестиционном климате региона, содержащие в себе информацию о:
климате, населении, тарифах на коммунальные услуги, электроэнергию, маршрутах, логистике и другую информацию;
нишевых инвестиционных проектах, требующих инвестиций, с актуальной информацией и расчетами (финансовые показатели, потребление, экспорт и импорт, экспортный потенциал и другая информация) по инвестиционному проекту на полугодовой основе;
потенциальных партнерах для иностранных инвесторов;
готовых и планируемых индустриальных площадках;
кадровом потенциале;
3) представляют отчеты о проделанной работе по реализации инвестиционных проектов с объемом инвестиций менее ста пятидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года и реализуемых во всех отраслях экономики;
4) направляют и обновляют информацию по общенациональному пулу инвестиционных проектов после согласования с соответствующими отраслевыми государственными органами на ежеквартальной основе;
5) проводят совместную работу по освещению реализации успешных инвестиционных проектов с участием иностранных инвестиций в средствах массовой информации;
6) направляют на согласование инвестиционные проекты презентационно-имиджевых материалов, разрабатываемых с целью презентации инвестиционных возможностей региона;
7) направляют информацию по запросу инвестора в течение 5 (пять) рабочих дней с момента регистрации обращения;
8) ведут официальную переписку с иностранной стороной об инвестиционном сотрудничестве по дипломатическим каналам.
15. Фронт-офисы внешнего уровня в рамках взаимодействия с фронт-офисами регионального уровня:
1) осуществляют обмен страновыми и региональными анализами;
2) направляют запросы инвесторов о поисках местных партнеров;
3) представляют информацию о потенциальных инвесторах.
4) направляют данные о потенциальном проекте для определения необходимости реализации.
16. Фронт-офисы регионального уровня в рамках взаимодействия с фронт-офисами внешнего уровня:
1) направляют запросы о поисках инвесторов;
2) представляют информацию о потенциальных нишах;
17. Фронт-офисы внешнего уровня в рамках взаимодействия с фронт-офисом центрального уровня:
1) запрашивают информацию, необходимую для предоставления консультаций инвесторам;
2) представляют информацию для странового инвестиционного анализа и формируют страновую инвестиционную программу совместно с Национальной компанией, с ежеквартальной актуализацией в НЦИП до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
3) формируют и предоставляют перечень потенциальных инвесторов;
4) проводят точечные переговоры с потенциальными инвесторами с таргетированием готовых инвестиционных предложений, в том числе подготовленных по международным стандартам;
18. Фронт-офисы центрального уровня в рамках взаимодействия с уполномоченным органом и Национальной компанией:
1) в установленном законодательством порядке прилагают совместные усилия для успешной реализации инвестиционных проектов на территории Республики Казахстан;
2) совместным приказом определяют ответственных лиц и сроки предоставления информации, а также услуг для взаимодействия в рамках оказания услуг инвесторам и сопровождения их в государственных органах;
3) представляют отчеты о проделанной работе по реализации инвестиционных проектов с объемом инвестиций от ста пятидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, в том числе инвестиционных проектов с объемом инвестиций от семи с половиной миллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и реализуемых во всех отраслях экономики;
4) направляют информацию по нишевым инвестиционным проектам, требующим инвестиций, с актуальной информацией и расчетами (финансовые показатели, потребление, экспорт и импорт, экспортный потенциал) по инвестиционному проекту на полугодовой основе;
5) направляют информацию по запросу инвестора в течение 5 (пять) рабочих дней с момента регистрации обращения;
6) обмениваются информацией о мерах, порядке, условиях и объемах предоставления государственной поддержки, в том числе информацию о возможных инструментах поддержки, на которые могут претендовать инвесторы;
7) принимают участие в инвестиционных мероприятиях (бизнес-форумы, конференции, семинары, вебинары) в Республике Казахстан и за рубежом;
8) ведут официальную переписку с иностранной стороной об инвестиционном сотрудничестве по дипломатическим каналам;
9) направляют на согласование инвестиционные проекты презентационно-имиджевых материалов, разрабатываемых с целью презентации инвестиционных возможностей отдельных отраслей экономики и мер государственной поддержки;
10) проводят совместную работу по освещению реализации успешных инвестиционных проектов с участием иностранных инвестиций в средствах массовой информации на основании совместного приказа.
19. Уполномоченный орган и Национальная компания в рамках взаимодействия с системой фронт-офисов:
1) обмениваются информацией по запросу инвестора в рамках реализации инвестиционных проектов;
2) проводят совместные семинары (вебинары) об инвестиционном климате Казахстана, а также государственной поддержке обрабатывающей промышленности для потенциальных инвесторов.
Параграф 4. Сопровождение инвестора по принципу "одного окна" через НЦИП
20. Процесс сопровождения инвестора по принципу "одного окна" субъектами фронт-офисов внешнего, центрального и регионального уровней осуществляется через НЦИП.
21. На базе НЦИП ведется регистрация и учет инвестиционных проектов во всех отраслях экономики Республики Казахстан.
22. Национальная компания является оператором НЦИП по согласованию с уполномоченным органом.
23. Центральные государственные и местные исполнительные органы, Национальная компания, Национальная палата, национальные управляющие холдинги в том числе в лице АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" и группа Фонда, национальные компании, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, являются органами-инициаторами в НЦИП. Органы-инициаторы обеспечивают предоставление в уполномоченный орган посредством НЦИП сведений о потенциальных и реализуемых инвестиционных проектах в Республике Казахстан.
24. Доступ к НЦИП имеют все заинтересованные участники инвестиционного проекта, а также иные государственные органы в пределах своих компетенций. Для входа в систему нужно пройти авторизацию. Зарегистрированные пользователи могут авторизоваться тремя способами:
1) по логину и паролю;
2) посредством электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП);
3) Через IDP Egov.kz.
Глава 3. Порядок ведения инвестиционных проектов в НЦИП
Параграф 1. Порядок формирования регионального пула инвестиционных проектов
25. В региональный пул включаются инвестиционные проекты с объемом инвестиций до ста пятидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
26. Местный исполнительный орган в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обновляет данные по региональному пулу инвестиционных проектов.
27. Сопровождение инвестиционных проектов из регионального пула по принципу "одного окна" осуществляется местным исполнительным органом и региональными организациями.
Параграф 2. Порядок формирования общенационального пула инвестиционных проектов и ведение проектов по "зеленому коридору"
28. В общенациональный пул включаются инвестиционные проекты с объемом инвестиций от ста пятидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, а также инвестиционные проекты, реализуемые на основании инвестиционных контрактов.
29. Местный исполнительный орган, Национальная компания, центральные государственные органы, Национальная палата, национальные управляющие холдинги в том числе в лице АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" и группа Фонда, национальные компании, контрольные пакеты акций, которых принадлежат государству, инициируют процесс включения инвестиционного проекта в общенациональный пул инвестиционных проектов.
При этом, проекты, которые находятся в стадии реализации и подпадают под критерии общенационального пула инвестиционных проектов, также включаются в общенациональный пул местным исполнительным органом, на территории которого реализуется проект, с целью его сопровождения в НЦИП.
30. На этапе включения инвестиционного проекта в общенациональный пул инвестиционных проектов, НЦИП автоматически на основании системы расчета баллов о подтверждении минимального порогового значения показателей, определенной в приложении 1 к настоящим Правилам, включает проект в "зеленый коридор".
31. Проекты, находящиеся в "зеленом коридоре" с объемом инвестиций от семи с половиной миллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, автоматически передается на дальнейшее сопровождение Task Force.
32. Проекты, подпадающие под критерии "зеленого коридора", получают государственные услуги в ускоренном порядке, а также принятие решений по таким проектам, в случае выявления проблемных вопросов, происходит на ближайшем заседании Совета по привлечению инвестиций.
Параграф 3. Порядок приостановления и исключения инвестиционного проекта из общенационального пула инвестиционных проектов
33. Основания приостановления и (или) исключения инвестиционного проекта из общенационального пула инвестиционных проектов:
1) многократные нарушения технических требований и стандартов, выявленных в ходе проверок, которые не были устранены в установленные сроки;
2) финансовые проблемы (прекращение или значительное сокращение финансирования проекта без возможности восстановления);
3) банкротство или ликвидация юридического лица, ответственного за реализацию проекта;
4) невозможность получения необходимых разрешений и согласований от государственных органов;
5) наличие судебных или иных правовых ограничений, препятствующих дальнейшей реализации проекта;
6) обращение инвестора или органа-инициатора проекта об исключении проекта, поданное в письменной (бумажной и (или) электронной) форме.
34. Местный исполнительный орган через НЦИП направляет в уполномоченный орган запрос с обоснованием на приостановление и (или) исключение инвестиционного проекта из общенационального пула инвестиционных проектов при условии, что такой проект подпадает хотя бы под одно из оснований, перечисленных в пункте 33.
35. Уполномоченный орган принимает решение о приостановлении и (или) исключении инвестиционного проекта из общенационального пула инвестиционных проектов в течение 5 (пяти) рабочих дней.
36. Автоматическое исключение из общенационального пула инвестиционных проектов осуществляется по истечении 3 (трех) лет с даты перехода инвестиционного проекта в Модуль № 3 "Постинвестиционное сопровождение", за исключением инвестиционных проектов, реализуемых на основании заключенных инвестиционных контрактов, которые исключается из общенационального пула инвестиционных проектов по окончании срока действия инвестиционного контракта.
Глава 4. Порядок сопровождения инициатив и инвестиционных проектов в НЦИП
37. Под сопровождение в НЦИП подпадают инициативы загранучреждений Республики Казахстан, общенациональный пул инвестиционных проектов, а также инвестиционные проекты, входящие в "зеленый коридор".
38. НЦИП состоит из трех модулей: Модуль №1 "Привлечение", Модуль №2 "Реализация инвестиционного проекта", Модуль №3 "Постинвестиционное сопровождение".
Параграф 1. Заполнение и ведение Модуля №1 "Привлечение" в НЦИП
39. Модуль №1 "Привлечение" – раздел привлечения инвестиций, включающий в себя работу по фиксации встреч с потенциальными инвесторами, а также создание инициативы по реализации инвестиционного проекта.
В рамках данного модуля взаимодействие с потенциальными инвесторами осуществляют загранучреждения Республики Казахстан и зарубежные представители и представительства Национальной компании.
40. Такое взаимодействие включает в себя:
1) организацию встреч с потенциальными инвесторами на международных и национальных мероприятиях;
2) визиты руководителей государственных органов и квазигосударственных организаций, направленных на привлечение иностранных инвесторов;
3) создание карточки компании и карточки контакта с указанием первичных данных о потенциальном инвесторе (сфера деятельности, размер компании, страна происхождения, контактное лицо) и проведение процедуры KYC (Know your Customer);
4) внесение данных о всех встречах с потенциальным инвестором путем оформления карточки встречи в НЦИП, с указанием ключевых аспектов переговоров, информации о предмете интереса, об участниках встречи, об ориентировочных параметрах проекта и ожиданиях потенциального инвестора, и о достигнутых договоренностях по итогам встречи;
5) по итогам зарубежных командировок руководителей государственных органов и квазигосударственных организаций сотрудник посольства в течение 3 (трех) рабочих дней заполняет карточку визита в НЦИП с внесением информации о прошедших инвестиционных мероприятиях;
6) в случае, если потенциальный инвестор планирует визит в Казахстан, то загранучреждением Республики Казахстан решается вопрос о планируемом визите с указанием предполагаемых дат, целей визита и определением соответствующего государственного органа по предварительному согласованию;
7) решение о целесообразности проведения визита потенциального инвестора принимается уполномоченным органом. В случае принятия положительного решения уполномоченный орган совместно с центральными государственными и местными исполнительными органами разрабатывают детальную программу визита потенциального инвестора и формируют список участников через НЦИП.
41. По итогам визита потенциального инвестора загранучреждение Республики Казахстан заполняет карточку визита в НЦИП с внесением информации о достигнутых договоренностях и в течение 3 (трех) рабочих дней создает и передает инициативу в местный исполнительный орган.
42. Местный исполнительный орган после получения инициативы назначает ответственное должностное лицо, сопровождающее потенциального инвестора. В течение 30 (тридцати) календарных дней ответственное должностное лицо местного исполнительного органа предпринимает одно из следующих действий:
1) инициирует переход потенциального инвестиционного проекта в Модуль № 2, путем создания паспорта проекта с указанием данных о параметрах проекта, предварительных расчетах по стоимости и срокам реализации проекта, потребностях инвестора и мерах государственной поддержки;
2) в случае необходимости доработки инициативы продлевает ее действие, но не более чем на 30 (тридцать) календарных дней, для получения дополнительной информации по потенциальному инвестиционному проекту и затем переходит к пп. 1) или пп. 3) настоящего пункта;
3) по согласованию с уполномоченным органом перенаправляет инициативу в другой местный исполнительный орган (по предварительной договоренности).
43. Процесс сопровождения потенциального инвестора в Модуле 1 предусматривает возможность создания дополнительных встреч с заинтересованными лицами, ручное заполнение итогов визита при необходимости, а также оперативное взаимодействие участников процесса через чат в НЦИП.
Параграф 2. Заполнение и ведение Модуля №2 "Реализация инвестиционного проекта" в НЦИП
44. Модуль №2 "Реализация инвестиционного проекта" – раздел реализации инвестиционных проектов, который включает в себя сопровождение инвестиционного проекта органами-инициаторами, создание паспорта проекта, дорожной карты проекта, взаимодействие с государственными органами и иными организациями для получения услуг инвестором, ведение проектов, включенных в "зеленый коридор".
45. В рамках данного модуля взаимодействие с инвесторами осуществляют ответственные органы-инициаторы в лице местных исполнительных органов, центральных государственных органов, Национальной компании и ее региональных представителей, Национальной палаты, национальных управляющих холдингов в том числе в лице АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" и группа Фонда, национальных компаний, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству.
46. На начальном этапе ответственный орган-инициатор получает от инвестора, зарегистрировавшего юридическое лицо на территории Республики Казахстан, необходимые данные для заполнения паспорта проекта.
47. В паспорте проекта указывается следующая информация:
1) название компании-инвестора;
2) БИН компании (при наличии);
3) сфера деятельности (отрасль);
4) товарная позиция проекта;
5) регион реализации проекта;
6) ориентировочная стоимость проекта;
7) схема финансирования (источники средств, условия и объемы финансирования);
8) контактные данные инвестора и ответственного лица;
9) краткое описание проекта, включая его цели и ожидаемые результаты;
10) дата регистрации компании на территории Республики Казахстан.
48. При наличии сформированного паспорта проекта, инвестиционный проект автоматически включается в общенациональный пул инвестиционных проектов в НЦИП.
После заполнения данных паспорта проекта орган-инициатор определяет ответственный местный исполнительный орган, который в течение 30 (тридцати) календарных дней формирует и согласовывает дорожную карту проекта, включающую информацию об/о:
1) сроках выполнения этапов, согласованных с инвестором и всеми заинтересованными сторонами;
2) ожидаемых результатах на каждом этапе (разрешения, завершение строительства, запуск производства);
3) мерах государственной поддержки на каждом этапе;
4) возможных рисках и способах их минимизации;
5) ответственных лицах за выполнение каждого этапа (инвестор, государственные органы, подрядчики).
49. Дорожная карта проекта состоит из трех стадий:
1) прединвестиционная стадия: разработка технико-экономического обоснования, получение технических условий, получение земельного участка, разработка проектно-сметной документации, финансирование;
2) инвестиционная стадия: строительно-монтажные работы, получение мер государственной поддержки, пуско-наладочные работы, ввод в эксплуатацию;
3) постинвестиционная стадия: выход на проектную мощность или старт серийного производства.
50. Местный исполнительный орган направляет сформированную дорожную карту на согласование в Национальную компанию.
51. В случае отклонения дорожной карты Национальной компанией, она направляется на доработку местному исполнительному органу. При этом, местный исполнительный орган в течение 5 (пяти) рабочих дней устраняет замечания и направляет дорожную карту на повторное согласование.
52. В случае положительного согласования Национальной компанией дорожной карты, проект переходит из стадии "без дорожной карты" в стадию "с дорожной картой".
53. Органы-инициаторы осуществляют постоянное сопровождение выполнения этапов дорожной карты проекта и обеспечивают инвесторам доступ к государственным и иным услугам в системе НЦИП.
54. Внесение изменений и (или) дополнений путем заключения дополнительного соглашения к инвестиционному контракту осуществляется уполномоченным органом.
55. В рамках постинвестиционной стадии местный исполнительный орган осуществляет сопровождение инвестиционных проектов в соответствующем регионе через интерактивно-аналитическую панель в НЦИП. При этом используются следующие параметры:
Просроченные задачи - отмечаются красным цветом.
Задачи со сроком исполнения менее 10 дней - отмечаются желтым цветом.
Задачи со сроком исполнения более 10 дней - отмечаются зеленым цветом.
56. В НЦИП на основании консолидированных данных формируется рейтинг регионов по динамике выполнения задач дорожной карты, основанный на количестве дней просрочек. При этом:
За просрочку от 1 до 5 дней присваивается 0,5 балла.
За просрочку от 5 до 15 дней присваивается 1 балл.
За просрочку более 15 дней присваивается 1,5 балла.
При одинаковом количестве баллов приоритет отдается региону с наибольшим количеством проектов.
57. Внесение изменений в дорожную карту по запросу инвестора производится местным исполнительным органом по согласованию с уполномоченным органом.
58. Заинтересованные участники инвестиционного проекта имеют возможность прикреплять файлы в Модуле № 2 и комментировать ход исполнения проекта в пределах своей компетенции за соответствующие стадии или этапы реализации.
59. Сопровождение реализации инвестиционных проектов осуществляется Советом по привлечению инвестиций через интерактивно-аналитическую панель в НЦИП.
60. Инвестиционный проект переходит в Модуль № 3 "Постинвестиционное сопровождение" после валидации Национальной палатой в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента фактического завершения последней задачи дорожной карты.
Параграф 3. Заполнение и ведение Модуля №3 "Постинвестиционное сопровождение"
61. Постинвестиционное сопровождение реализованных проектов осуществляется уполномоченным органом и Национальной компанией в течение трех лет после перехода проекта из Модуля №2 в Модуль №3, за исключением постинвестиционного сопровождения инвестиционных контрактов, для которых срок сопровождения действует в течение действия инвестиционного контракта.
В этот период инвестор имеет право инициировать проблемные вопросы и предложения по улучшению инвестиционного климата в системе НЦИП для рассмотрения уполномоченным органом
62. Управление изменениями и завершение проекта осуществляется уполномоченным органом путем учета всех изменений, вносимых в проект и инвестиционный контракт (изменение объемов инвестиций, условий проекта), проведения итогового анализа перед завершением инвестиционного проекта.
63. Завершение постинвестиционного сопровождения происходит после выполнения инвестором всех обязательств по инвестиционному проекту.
64. Все документы, связанные с проектом (отчеты, акты, заключения, аудиторские проверки), архивируются и хранятся в системе НЦИП. Информация о проекте остается в системе НЦИП для последующего использования в аналитических целях и отчетности.
Глава 5. Порядок организации процесса оказания государственных и других услуг, оказываемых государственными органами и иными организациями для осуществления инвестиционной деятельности инвесторов, а также сопровождения инвестиционных проектов для привлечения инвестиций
65. Организация деятельности по сопровождению инвесторов, а также своевременному и качественному предоставлению государственных и иных услуг для инвесторов предоставляемых субъектами фронт-офисов, осуществляется центральными государственными и местными исполнительными органами в рамках своих компетенций.
66. Уполномоченный орган в рамках проводимой работы по оценке деятельности и достижению ключевых показателей, на ежеквартальной основе ведет анализирует процесс сопровождения проектов, а также оказания государственных и других услуг субъектами фронт-офисов на основе информации, представляемой Национальной компанией и субъектами фронт-офисов внешнего уровня.
67. Субъекты фронт-офисов регионального уровня направляют отчеты о проделанной работе в Национальную компанию не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчеты могут быть представлены в том числе через НЦИП.
Национальная компания на основе данных, полученных от ее региональных представителей и представительств, субъектов фронт-офисов регионального уровня, формирует сводный ежеквартальный отчет о деятельности субъектов фронт-офисов регионального и центрального уровней и в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют сводный отчет в уполномоченный орган, в том числе посредством НЦИП.
68. Субъекты фронт-офисов внешнего уровня в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют отчет о проделанной работе в уполномоченный орган, в том числе посредством НЦИП.
69. Результаты анализа используются для выработки рекомендаций, а также своевременного выявления и принятия соответствующих мер по решению возникающих системных и оперативных вопросов.
70. На этапе сопровождения инвестиционных проектов реализуется план мероприятий по отслеживанию выполнения проектов в НЦИП, закрепленный в приложении 2 к настоящим Правилам.
Приложение 1 к Правилам организации "одного окна" для инвесторов, а также порядка взаимодействия при привлечении инвестиций |
Система расчета баллов по инвестиционному проекту о подтверждении минимального порогового значения показателей для включения в "зеленый коридор"
Сумма инвестиций (25%) | Максимальный балл - 3 |
от 10 до 15 млн. долл. США | 1 балл |
от 15 до 30 млн. долл. США | 2 балла |
от 30 млн. долл. США и выше | 3 балла |
Наличие инвестора в списке "The Global 2 000" (30%) | Максимальный балл - 2 |
отсутствует в перечне | 0 баллов |
наличие в перечне | 2 балла |
Высокотехнологичность проекта (соответствие перечню приоритетных товаров, Приказ и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 мая 2022 года № 306 "Об утверждении Перечня приоритетных товаров") (30%) | Максимальный балл - 3 |
проект, не относящийся к обрабатывающей промышленности | 0 баллов |
отсутствует в перечне (проект обрабатывающей промышленности) | 1 балл |
средний уровень | 2 балла |
высокий уровень | 3 балла |
Социальная направленность проекта (15%) | Максимальный балл - 2 |
создание до 300 рабочих мест | 0,5 балла |
создание от 300 до 500 рабочих мест | 1 балл |
создание от 500 и более рабочих мест | 2 балла |
*Пороговое значение для включения в Перечень рассчитывается на основе средневзвешенного значения по всем критериям - 1.3 балла.
Приложение 2 к Правилам организации "одного окна" для инвесторов, а также порядка взаимодействия при привлечении инвестиций |
Общие положения о плане мероприятий по сопровождению проектов в Национальной цифровой инвестиционной платформе (НЦИП)
1. План мероприятий по сопровождению проектов предназначен для обеспечения регулярного и систематического наблюдения за реализацией инвестиционных проектов.
2. План мероприятий по сопровождению проектов включает мероприятия, направленные на отслеживание выполнения задач, указанных в дорожных картах проектов, оценку их эффективности и выявление проблемных аспектов, требующих вмешательства и корректировки.
3. План мероприятий по сопровождению проектов состоит из ежеквартальных, годовых и внеплановых мероприятий.
4. Ежеквартальные мероприятия включают в себя, но не ограничиваются следующими этапами:
1) подведение итогов за квартал, в том числе оценка динамики выполнения задач за прошедший квартал, анализ причин отклонений от планируемых сроков, обновление рейтинга регионов на основе выполнения задач дорожной карты;
2) подготовка квартального отчета, в том числе анализ эффективности реализации проектов, выявление успешных практик и проблемных областей, рекомендации по улучшению процессов сопровождения проектов;
3) проведение совещаний с участием всех заинтересованных сторон для оценки текущего состояния проектов и корректировки планов на следующий квартал.
5. Годовые мероприятия включают в себя, но не ограничиваются следующими этапами:
1) подведение итогов года, в том числе полный анализ выполнения задач дорожной карты за год, оценка достижения ключевых показателей регионов;
2) оценка эффективности реализации всех проектов, рекомендации по совершенствованию методики сопровождения проектов;
3) проведение итогового совещания с участниками проектов для обсуждения результатов года и планирования на следующий год.
6. Внеплановые мероприятия включают в себя, но не ограничиваются следующими этапами:
1) отслеживание выполнения задач по запросам уполномоченного органа;
2) реагирование на выявленные отклонения и проблемы в процессе реализации проектов, в том числе внесение корректировок в дорожные карты проектов по согласованию с уполномоченным органом;
3) подготовка специальных отчетов и предложений для устранения проблем и повышения эффективности реализации проектов.
7. Настоящий План мероприятий по сопровождению проектов является обязательным для выполнения всеми субъектами фронт-офисов внешнего, центрального и регионального уровней в рамках НЦИП в пределах своей компетенции для реализации инвестиционных проектов.
8. План мероприятий по сопровождению проектов подлежит пересмотру и обновлению не реже одного раза в год с учетом результатов анализа и выявленных потребностей.