О внесении изменения в приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 11 июля 2023 года № 471 "Об утверждении Правил проведения правового мониторинга"

Новый

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 31 декабря 2024 года № 1070. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 декабря 2024 года № 35616

      Примечание ИЗПИ!
      Порядок введения в действие см. п. 4.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 11 июля 2023 года № 471 "Об утверждении Правил проведения правового мониторинга" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 33069) следующее изменение:

      Правила проведения правового мониторинга, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу (далее - Правила).

      2. Департаменту праворазъяснения и координации Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа;

      2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра юстиции Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2025 года и подлежит официальному опубликованию, за исключением глав 2, 3, 4, 6, 7 Правил проведения правового мониторинга, утвержденных указанным приказом, которые действуют до 15 февраля 2025 года.

      Установить, что часть третья пункта 12 Правил действует до 15 января 2025 года в следующей редакции:

      "График утверждается руководителем аппарата государственного органа либо иным должностным лицом, курирующим вопросы юридической службы, до 15 января года проведения правового мониторинга и в течение двух рабочих дней со дня его утверждения размещается на интернет-ресурсе государственного органа".

      Министр юстиции
Республики Казахстан
А. Ескараев

  Приложение к приказу
Министр юстиции
Республики Казахстан
от 31 декабря 2024 года № 1070
  Утверждены приказом
Министра юстиции
Республики Казахстан
от 11 июля 2023 года № 471

Правила проведения правового мониторинга

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения правового мониторинга (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 50 Закона Республики Казахстан "О правовых актах", подпунктом 264) пункта 14 Положения о Министерстве юстиции Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1120 "Вопросы Министерства юстиции Республики Казахстан", и определяют порядок проведения государственными органами правового мониторинга.

      2. Правовой мониторинг проводится с целью выявления в принятых нормативных правовых актах противоречий законодательству Республики Казахстан, дублирований, пробелов, неэффективно реализуемых, устаревших и коррупциогенных норм права и выработки предложений по их совершенствованию путем прогнозирования, анализа, оценки эффективности реализации принятых нормативных правовых актов.

      При этом правовой мониторинг должен быть направлен на оценку эффективности действующего нормативного регулирования в целом.

      3. Объектом правового мониторинга выступают:

      1) для центральных государственных органов и их ведомств, формирующих политику в определенной отрасли – отрасли (подотрасли) законодательства, включающие в себя совокупность нормативных правовых актов, принятых ими, и (или) разработчиками которых они являлись, либо относящихся к их компетенции и регулирующих определенную сферу общественных отношений (далее – отрасли (подотрасли) законодательства);

      2) для центральных государственных органов и их ведомств, не формирующих политику в определенной отрасли, и органов местного государственного управления – нормативные правовые акты, принятые ими, и (или) разработчиками которых они являлись, либо относящиеся к их компетенции.

      4. Правовому мониторингу подлежат:

      1) конституционные законы, кодексы, консолидированные законы, законы;

      2) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

      3) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;

      4) нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов Республики Казахстан, нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов Республики Казахстан, нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов Республики Казахстан;

      5) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

      Правовой мониторинг не проводится по следующим нормативным правовым актам:

      1) нормативные правовые акты, утратившие силу в установленном законом порядке;

      2) нормативные правовые акты о внесении изменений и дополнений;

      3) нормативные правовые акты о признании нормативных правовых актов утратившими силу;

      4) нормативные правовые акты, регулирующие внутриведомственную деятельность государственных органов и организаций, находящихся в их ведении, субъектов квазигосударственного сектора, органов местного самоуправления, национальных операторов, и не затрагивающие интересы третьих лиц;

      5) нормативные постановления Конституционного Суда Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан;

      6) нормативные правовые акты об утверждении республиканского бюджета, гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан, объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы, а также нормативные правовые акты о внесении изменений и (или) дополнений в них;

      7) нормативные правовые акты о ратификации и денонсации международных договоров;

      8) нормативные правовые акты об амнистии;

      9) нормативные правовые акты органов местного государственного управления по вопросам административно-территориального устройства.

      Правовой мониторинг по нормативным правовым актам, содержащим государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, а также нормативным правовым актам, имеющим пометки "Для служебного пользования", "Без опубликования в печати", "Не для печати", проводится в соответствии с внутренним порядком государственного органа.

      5. Мониторинг нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан ведется на постоянной основе государственными органами, являющимися их разработчиками, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также Правилами подготовки и реализации послания, работы с актами и поручениями Президента Республики Казахстан и осуществления контроля за их исполнением, проведения мониторинга нормативных правовых указов, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 27 апреля 2010 года № 976.

      6. При проведении правового мониторинга государственные органы могут привлекать общественные и научные организации, граждан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      7. В государственных органах координацию деятельности подразделений по правовому мониторингу осуществляют юридические службы, в случае их отсутствия – структурные подразделения, определяемые руководителем государственного органа (далее – юридические службы).

      8. Координацию деятельности государственных органов по правовому мониторингу осуществляют органы юстиции.

      9. Центральные государственные органы и их ведомства, формирующие политику в определенной отрасли, проводят правовой мониторинг в соответствии с главами 2, 3 и 4 настоящих Правил.

      10. Центральные государственные органы и их ведомства, не формирующие политику в определенной отрасли, и органы местного государственного управления проводят правовой мониторинг в соответствии с главами 5 и 6 настоящих Правил.

      11. При проведении правового мониторинга используются:

      1) информация, содержащаяся в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан, ежегодных посланиях Конституционного Суда Республики Казахстан Парламенту Республики Казахстан о состоянии конституционной законности в стране, иных актах в области системы государственного планирования;

      2) правовые позиции, изложенные в нормативных постановлениях Конституционного Суда;

      3) нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан;

      4) результаты анализа, обобщений судебной практики;

      5) акты прокурорского надзора относительно практики применения нормативных правовых актов;

      6) результаты государственного аудита (аудиторское заключение органов государственного аудита и финансового контроля);

      7) обзоры практики применения нормативных правовых актов, подготовленные государственными органами;

      8) результаты анализа эффективности законодательства, проведенного уполномоченной организацией, определяемой Правительством Республики Казахстан;

      9) результаты анализа и обобщений обращений граждан, юридических лиц в государственные органы;

      10) статистические данные по правоприменительной практике;

      11) заключения научных экспертиз нормативных правовых актов;

      12) рекомендации по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внешнего и внутреннего анализов коррупционных рисков;

      13) результаты ежегодных и специальных докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, а также консолидированные доклады участников национального превентивного механизма;

      14) результаты анализа по вопросам дебюрократизации государственного аппарата, в том числе с изучением административных процедур государственных органов;

      15) результаты анализа по вопросам совершенствования процессов в сфере оказания государственных услуг;

      16) результаты анализа регуляторного воздействия;

      17) предложения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, объединений субъектов частного предпринимательства, а также экспертных советов по совершенствованию действующего законодательства Республики Казахстан, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства;

      18) экспертные заключения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и экспертных советов;

      19) заключения (рекомендации) общественного мониторинга применения норм законодательства, проводимого общественными советами, а также некоммерческими организациями, гражданами по поручению общественных советов;

      20) результаты общественного мониторинга нормативных правовых актов;

      21) результаты социологических исследований по вопросам правоприменения нормативных правовых актов;

      22) аналитические, консалтинговые, социологические и иные исследования государственных органов и местных исполнительных органов Республики Казахстан, их подведомственных организаций, субъектов квазигосударственного сектора, проводимые в Республике Казахстан, финансируемые из республиканского и местных бюджетов, а также исследования, проведенные совместно с международными организациями, публикуемые на платформе информационно-правовой системы "Әділет";

      23) аналитические материалы по совершенствованию законодательства;

      24) материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, проводимых по проблемам действующего законодательства, а также представляемые неправительственными организациями;

      25) информация, содержащаяся в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах в общедоступных сетях телекоммуникаций, в том числе социальных сетях.

Глава 2. Утверждение графика проведения правового мониторинга центральными государственными органами, формирующими политику в определенной отрасли

      12. В целях обеспечения проведения правового мониторинга отрасли (подотрасли) законодательства центральные государственные органы на ежегодной основе утверждают график проведения правового мониторинга (далее – график) на предстоящий календарный год, разработанный по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, который содержит:

      1) наименование отрасли (подотрасли) законодательства;

      2) полный перечень нормативных правовых актов, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства;

      3) наименование структурных подразделений государственного органа, ответственных за проведение правового мониторинга;

      4) сроки проведения правового мониторинга.

      При этом выбор отрасли (подотрасли) законодательства основывается на социальной значимости, проблемах в правоприменительной практике, экономических факторах, нестабильности нормативных правовых актов.

      График утверждается руководителем аппарата государственного органа либо иным должностным лицом, курирующим вопросы юридической службы, до 25 декабря года, предшествующего году проведения правового мониторинга и в течение двух рабочих дней со дня его утверждения размещается на интернет-ресурсе государственного органа.

      13. Перечень отраслей (подотраслей) законодательства, утверждаемый графиком, формируется на основании функций государственного органа, утвержденных их положениями, и должен предусматривать проведение правового мониторинга не менее одной отрасли (подотрасли) законодательства в квартал, которые не могут дублироваться в течение одного года.

      14. Не включается в график отрасль (подотрасль) законодательства, по которой проводился правовой мониторинг в предыдущем году.

      15. В случае несоответствия утвержденного графика требованиям, предусмотренным настоящими Правилами, государственный орган вносит в график соответствующие изменения.

Глава 3. Проведение правового мониторинга центральными государственными органами, формирующими политику в определенной отрасли

      16. Структурные подразделения государственного органа в установленные графиком сроки представляют юридическим службам информацию по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      17. В целях обеспечения всестороннего проведения правового мониторинга государственные органы вправе привлекать целевые группы.

      Примечание. Для целей настоящих Правил под целевой группой понимается круг заинтересованных лиц, на которых распространяется действие нормативных правовых актов соответствующей отрасли (подотрасли) законодательства, общественные советы, экспертные советы, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан и иные организации.

      18. Правовой мониторинг включает в себя следующие этапы:

      1) ретроспективный анализ отрасли (подотрасли) законодательства;

      2) анализ стратегических целей, в том числе целевых индикаторов, и исполнения обязательств, вытекающих из международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, в рамках отрасли (подотрасли) законодательства;

      3) анализ правоприменительной практики отрасли (подотрасли) законодательства;

      4) определение степени стабильности правового регулирования отрасли (подотрасли) законодательства;

      5) юридический анализ отрасли (подотрасли) законодательства.

      19. Под ретроспективным анализом понимается анализ внесенных в нормы отрасли (подотрасли) законодательства изменений и (или) дополнений концептуального характера, повлиявших на правовое регулирование общественных отношений. При этом период времени, в рамках которого проводится ретроспективный анализ, составляет не менее последних пяти лет.

      Целью ретроспективного анализа является оценка наступивших правовых последствий, вследствие введения в действие нормативных правовых актов, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства, на предмет достижения ожидаемых результатов, являвшихся основанием их введения.

      Итоги ретроспективного анализа отрасли (подотрасли) законодательства оформляются по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      20. Анализ стратегических целей, в том числе целевых индикаторов, и исполнения обязательств, вытекающих из международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, в рамках отрасли (подотрасли) законодательства проводится с целью определения достаточности правового регулирования для их достижения.

      Государственные органы определяют достижение целей, целевых индикаторов, предусмотренных документами Системы государственного планирования и иными документами планирования (при наличии), реализация которых обеспечивается введением соответствующего правового регулирования в рамках отрасли (подотрасли) законодательства, а также анализируют отрасль (подотрасль) законодательства на предмет исполнения международных обязательств.

      Виды документов Системы государственного планирования и иных документов планирования определяются постановлением Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан" от 29 ноября 2017 года № 790.

      21. Итоги анализа стратегических целей, в том числе целевых индикаторов, и исполнения международных обязательств, в рамках отрасли (подотрасли) законодательства оформляются по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      22. Анализ правоприменительной практики проводится в целях выявления проблемных вопросов, препятствующих достижению целей правового регулирования.

      Под проблемными вопросами понимаются юридические, социальные, экономические, организационные и иные факторы, выявляемые в процессе правоприменительной практики, которые влияют на качество регулирования и практическое применение норм.

      23. При проведении анализа правоприменительной практики используются сведения, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил.

      24. Органы местного государственного управления предоставляют по запросу центрального государственного органа информацию о проблемных вопросах правоприменительной практики в рамках отрасли (подотрасли) законодательства.

      Органы местного государственного управления предоставляют информацию в течение тридцати календарных дней со дня поступления запроса, если иной срок не установлен центральным государственным органом.

      25. Итоги анализа правоприменительной практики оформляются по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      26. Степень стабильности правового регулирования отрасли (подотрасли) законодательства определяется на основе формулы, предусмотренной приложением 2 к настоящим Правилам.

      27. Объектом определения степени стабильности правового регулирования отрасли (подотрасли) законодательства выступают:

      1) конституционные законы, кодексы, консолидированные законы;

      2) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

      3) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;

      4) нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов Республики Казахстан, нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов Республики Казахстан, нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов Республики Казахстан.

      28. Объектом определения степени стабильности правового регулирования отрасли (подотрасли) законодательства не являются:

      1) нормативные правовые акты о внесении изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты;

      2) нормативные правовые акты о ратификации и денонсации международных договоров;

      3) нормативные правовые акты об утверждении республиканского бюджета, гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан, объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы, а также нормативные правовые акты о внесении изменений и (или) дополнений в них;

      4) нормативные правовые акты об амнистии;

      5) нормативные правовые акты, утратившие силу в установленном законом порядке.

      29. Периодом определения степени стабильности правового регулирования является год, предшествующий году проведения правового мониторинга.

      30. Под стабильным правовым регулированием отрасли (подотрасли) законодательства понимается правовое регулирование, степень которого не превышает 5 баллов.

      Под относительно стабильным правовым регулированием отрасли (подотрасли) законодательства понимается правовое регулирование, степень которого превышает 5 баллов, но не превышает 10 баллов.

      Под нестабильным правовым регулированием отрасли (подотрасли) законодательства понимается правовое регулирование, степень которого превышает 10 баллов.

      31. Юридический анализ отрасли (подотрасли) законодательства проводится с целью выявления противоречий законодательству Республики Казахстан, дублирований, пробелов, неэффективно реализуемых, устаревших и коррупциогенных норм права и оформляется по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      32. По итогам правового мониторинга формируются выводы проведенного анализа, которые позволяют достичь целей правового мониторинга, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, рекомендации по совершенствованию нормативного регулирования, а также предполагаемые сроки принятия мер по устранению выявленных недостатков и реализации выработанных рекомендаций.

Глава 4. Итоги правового мониторинга отрасли (подотрасли) законодательства, проведенного центральными государственными органами, формирующими политику в определенной отрасли

      33. Итоги проведения правового мониторинга оформляются юридической службой по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      34. Контроль за качеством проведения правового мониторинга осуществляется руководителем аппарата государственного органа либо иным должностным лицом, курирующим вопросы юридической службы, а также Министерством юстиции Республики Казахстан (далее – Министерство юстиции), которое вносит в Аппарат Правительства Республики Казахстан информацию о фактах некачественного проведения правового мониторинга.

      Примечание. Под некачественным проведением правового мониторинга понимается отчет, не раскрывающий цели правового мониторинга, ввиду поверхностного или неполного анализа.

      35. Итоги проведенного правового мониторинга ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляются центральными государственными органами на казахском и русском языках в Министерство юстиции с приложением замечаний и (или) рекомендаций целевых групп (при наличии).

      36. Центральные государственные органы размещают итоги проведенного правового мониторинга на своем интернет-ресурсе в течение трех рабочих дней со дня его направления в Министерство юстиции.

Глава 5. Порядок проведения правового мониторинга центральными государственными органами, не формирующими политику в определенной отрасли

      37. Правовой мониторинг центральными государственными органами, не формирующими политику, проводится на постоянной основе.

      При проведении правового мониторинга используются сведения, предусмотренные в пункте 11 настоящих Правил.

      38. Структурными подразделениями центральных государственных органов проводится юридический анализ нормативных правовых актов, принятых ими, и (или) разработчиками которых они являлись, либо относящихся к их компетенции, с целью выявления в них противоречий законодательству Республики Казахстан, дублирований, пробелов, неэффективно реализуемых, устаревших и коррупциогенных норм права.

      39. Структурные подразделения представляют юридическим службам информацию на казахском и русском языках по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам до конца отчетного года.

      40. По итогам проведенного правового мониторинга структурными подразделениями, юридические службы по итогам года, в срок до 15 января года, следующего за отчетным, направляют в Министерство юстиции отчет по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

Глава 6. Порядок проведения правового мониторинга органами местного государственного управления

      41. Правовой мониторинг органами местного государственного управления проводится на постоянной основе.

      При проведении правового мониторинга используются сведения, предусмотренные в пункте 11 настоящих Правил.

      42. Структурные подразделения органа местного государственного управления представляют юридическим службам информацию на казахском и русском языках по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам до конца отчетного года.

      43. По итогам проведенного правового мониторинга органы местного государственного управления по итогам года, в срок до 15 января года, следующего за отчетным, направляют в территориальные органы юстиции отчеты по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

      44. Территориальные органы юстиции областей, городов республиканского значения, столицы анализируют и обобщают представленную информацию и направляют итоговую информацию по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам в Министерство юстиции до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.

Глава 7. Итоговая информация по результатам правового мониторинга

      45. Министерство юстиции анализирует и обобщает представленную в соответствии с пунктами 35, 40 и 44 настоящих Правил информацию, до 15 февраля ежегодно размещает итоговую информацию на своем интернет-ресурсе и в единой системе правовой информации.

      В целях проверки достоверности сведений, представленных государственными органами в период проведения правового мониторинга нормативных правовых актов, органы юстиции проводят дополнительное изучение результатов проведенного правового мониторинга.

      46. Годовой отчет, размещаемый Министерством юстиции, помимо обобщения представленной государственными органами информации содержит рекомендации о принятии мер по повышению качества проведения государственными органами правового мониторинга.

Глава 8. Иные вопросы, связанные с правовым мониторингом

      47. Для обеспечения полноты проведения правового мониторинга государственные органы два раза в год направляют в органы юстиции перечни принятых актов центральных государственных органов и органов местного государственного управления по итогам первого полугодия (до 10 июля текущего года) и года (до 10 января года, следующего за отчетным), по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам, за исключением правовых актов по кадровым и хозяйственным вопросам.

      Органы юстиции запрашивают соответствующие акты для решения вопроса о необходимости их государственной регистрации.

      48. В случае выявления в нормативных правовых актах, входящих в компетенцию государственных органов, разработчиком которых они не являются, противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права, государственные органы уведомляют о выявленных фактах государственный орган, принявший данный нормативный правовой акт, либо являющийся его разработчиком, либо к компетенции которого относится данный вопрос.

      49. Принятыми мерами по результатам проведенного правового мониторинга являются:

      1) по законодательным актам Республики Казахстан – разработка Консультативного документа регуляторной политики, включение соответствующих законопроектов в План законопроектных работ, внесение законопроекта в Мажилис Парламента Республики Казахстан либо внесение поправок в другие законопроекты;

      2) по нормативным правовым постановлениям Правительства Республики Казахстан – внесение проекта постановления Правительства в Аппарат Правительства Республики Казахстан;

      3) по актам центральных государственных органов, органов местного государственного управления – внесение нормативного правового акта на государственную регистрацию в органы юстиции;

      4) по нормативным правовым актам, не подлежащим государственной регистрации в органах юстиции – внесение в них изменений и (или) дополнений или признание их утратившими силу.

      50. Органы юстиции совместно с государственными органами не менее одного раза в год рассматривают на Координационном совете юридических служб государственных органов при Министерстве юстиции результаты правового мониторинга с целью выработки рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

      51. Безосновательное отсутствие рекомендаций по совершенствованию отрасли (подотрасли) законодательства по итогам проведения правового мониторинга может являться основанием для непринятия предложений государственных органов при разработке Министерством юстиции текущего плана законопроектных работ.

Глава 9. Альтернативный правовой мониторинг

      52. Уполномоченной организацией, определенной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2019 года № 149 "О некоторых вопросах нормотворческой деятельности в Республике Казахстан", проводится анализ эффективности законодательства.

      Результаты проведенного анализа эффективности законодательства используются государственными органами при проведении правового мониторинга.

      В случае несогласия с результатами проведенного анализа эффективности законодательства государственный орган в течение тридцати рабочих дней после получения результатов анализа эффективности направляет в уполномоченную организацию письменное мотивированное и аргументированное обоснование причин несогласия с соответствующими результатами.

      53. Общественный мониторинг нормативных правовых актов может проводиться целевыми группами.

      54. Результаты общественного мониторинга могут направляться в Министерство юстиции и иным заинтересованным государственным органам, осуществляющим руководство в соответствующих сферах общественных отношений.

      Результаты общественного мониторинга подлежат обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, который в течение тридцати рабочих дней должен дать мотивированный ответ.

      55. Результаты общественного мониторинга используются уполномоченными государственными органами при проведении правового мониторинга.

  Приложение к приказу
Министр юстиции
Республики Казахстан
от 31 декабря 2024 года № 1070
  Приложение 1
к Правилам проведения
правового мониторинга
  Форма

      График проведения правового мониторинга на 20__ год
      ________________________________________________
(наименование государственного органа)

№ п/п

Наименование отрасли (подотрасли) законодательства

Перечень нормативных правовых актов, охватываемых отраслью (подотраслью) законодательства

Ответственные структурные подразделения государственного органа

Сроки проведения правового мониторинга (ежеквартально)






      __________________________________________
(руководитель аппарата государственного органа
либо иное должностное лицо, курирующее вопросы
юридической службы (Ф.И.О. (при наличии))
"___" ___________ 20__ года _____________ подпись

  Приложение 2
к Правилам проведения
правового мониторинга
  Форма

Отчет о проведении правового мониторинга
__________________________________________________
(наименование отрасли (подотрасли) законодательства)

Итоги правового мониторинга представляются в виде аналитической справки,
содержащей структурированную и обобщенную информацию
по результатам анализа отрасли (подотрасли) законодательства.

I. Введение.

      Наименование отрасли (подотрасли) законодательства:

      Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства:

      Целевые группы:

      Описание отрасли (подотрасли), ее цели и задачи в системе государственного управления, объект и субъект регулирования:

II. Ретроспективный анализ отрасли (подотрасли) законодательства.

      В данном разделе необходимо указать информацию о выстроенной государством политике в соответствующей отрасли (подотрасли), принятых решениях, реализованных новеллах, внесенных изменений и дополнений для оценки эволюционного развития соответствующей отрасли (подотрасли) законодательства.

      Ретроспективный анализ проводится по законодательным актам или разделам, главам и др. законодательных актов, которыми регулируется соответствующая отрасль (подотрасль), а также по законам (или их частям), которыми вносились в них изменения.


п/п

Временной период анализируемой отрасли (подотрасли) законодательства

Наименование законодательного акта

Описание внесенных изменений и (или) дополнений концептуального характера (с указанием структурных элементов законодательного акта)

Основания корректировки и изначально заявленные цели

Фактические последствия
(результаты внесенных корректировок)







III. Анализ стратегических целей и целевых индикаторов


п/п

Наименование документа Системы государственного планирования или иного документа планирования

Цель
(результат, который необходимо достигнуть в соответствии с документом Системы государственного планирования или иного документа планирования)

Наименование действующего нормативного правового акта либо принятого или разрабатываемого в реализацию цели (с указанием структурного элемента нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта)

Сведения о содержании норм, направленных либо способствующих достижению цели (правовые инструменты)

Оценка норм права на предмет достижения целей (насколько нормативное регулирование позволяет достичь их).
*В случае отсутствия необходимых норм права/правовых инструментов вырабатываются соответствующие предложения







IV. Анализ исполнения обязательств, вытекающих из международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.


п/п

Наименование международного договора

Обязательство Республики Казахстан (с указанием структурного элемента международного договора)

Наименование действующего нормативного правового акта либо принятого или разрабатываемого во исполнение обязательства (с указанием структурного элемента нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта)

Сведения о содержании норм, направленных либо способствующих исполнению обязательств (правовые инструменты)
*В случае отсутствия необходимых норм права/правовых инструментов вырабатываются соответствующие предложения






V. Анализ правоприменительной практики

      В данном разделе необходимо представить информацию о состоянии правоприменительной и судебной практики, а также провести мониторинг средств массовой информации, социальных сетей, обращений граждан и юридических лиц, актов прокурорского надзора, материалов научно-практических конференций, семинаров и иных источников информации с одновременным подтверждением изложенной информации путем заполнения таблицы.


п/п

Наименование нормативного правового акта

Структурный элемент нормативного правового акта

Описание проблемных вопросов

Источники информации

Принятые или принимаемые меры







VI. Анализ степени стабильности отрасли (подотрасли) законодательства

№ п/п

Наименование нормативного правового акта

Наименование нормативного правового акта, которым вносились изменения и (или) дополнения

Структурный элемент нормативного правового акта, в который внесены изменения и (или) дополнения

Обоснование внесенного изменения и (или) дополнения

Конституционные законы, кодексы, консолидированные законы, законы

1.












2.












Нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан

3.












4.












Нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан

5.












6.












Ведомственные нормативные правовые акты

7.












8.












Степень стабильности отрасли:

      Примечание. Под ведомственными нормативными правовыми актами понимаются нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов Республики Казахстан, нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов Республики Казахстан, нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов Республики Казахстан.

      Индекс стабильности отрасли (подотрасли) законодательства определяется путем сложения стабильности видов нормативных правовых актов, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства, по следующей формуле:

      Sобщ.= SZ+SU+SPP+SV,

      где:

      Sобщ. – индекс стабильности отрасли (подотрасли) законодательства;

      SZ – индекс стабильности конституционных законов, кодексов, консолидированных законов, законов, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства;

      SU – индекс стабильности нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства;

      SPP – индекс стабильности нормативных правовых постановлений Правительства Республики Казахстан, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства;

      SV – индекс стабильности ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства.

      Индекс стабильности конституционных законов, кодексов, консолидированных законов, законов, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства, определяется по следующей формуле:



      где:

      Az – количество конституционных законов, законов, которыми вносились изменения и (или) дополнения в конституционные законы, кодексы, консолидированные законы, законы, регулирующие отрасль (подотрасль) законодательства;

      Bz – общее количество конституционных законов, кодексов, консолидированных законов, законов, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства;

      55 – процентное значение вида нормативного правового акта.

      Индекс стабильности нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства, определяется по следующей формуле:



      где:

      AU – количество нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан, которыми вносились изменения и (или) дополнения в нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан, регулирующие отрасль (подотрасль) законодательства;

      BU – общее количество нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства;

      5 – процентное значение вида нормативного правового акта.

      Индекс стабильности нормативных правовых постановлений Правительства Республики Казахстан, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства, определяется по следующей формуле:



      где:

      APP – количество нормативных правовых постановлений Правительства Республики Казахстан, которыми вносились изменения и (или) дополнения в нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан, регулирующие отрасль (подотрасль) законодательства;

      BPP – общее количество нормативных правовых постановлений Правительства Республики Казахстан, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства;

      15 – процентное значение вида нормативного правового акта.

      Индекс стабильности ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства, определяется по следующей формуле:



      где:

      AV – количество ведомственных нормативных правовых актов, которыми вносились изменения и (или) дополнения в ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие отрасль (подотрасль) законодательства;

      BPP – общее количество ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих отрасль (подотрасль) законодательства;

      30 – процентное значение вида нормативного правового акта.

VII. Юридический анализ

№ п/п

Вид, дата принятия, номер и наименование нормативного правового акта, выявленного в ходе проведения правового мониторинга

Структурный элемент (часть, абзац, подпункт, пункт, статья) нормативного правового акта

Описание выявленного недостатка

Предпринимаемые или принятые меры по устранению выявленных недостатков (в том числе наименование проекта нормативного правового акта, стадия разработки либо согласования)

1

2

3

4

5

Противоречащие нормы

1.





Потенциально не соответствующие Конституции Республики Казахстан нормы

2.





Устаревшие нормы

3.





Коррупциогенные нормы

4.





Дублирующие нормы

5.





Пробелы норм права

6.





Наличие излишних бланкетных и отсылочных норм

7.





Иное (в случае наличия)

8.





Итого: (количество выявленных недостатков права)

VIII. Выводы и предложения

      В данном разделе указываются выводы проведенного анализа, основанные на представленной в иных разделах информации, которые позволяют оценить эффективность правового регулирования отрасли, с рекомендациями по дальнейшему совершенствованию нормативного регулирования, а также указанием предполагаемых сроков принятия мер по устранению выявленных недостатков и реализации выработанных рекомендаций.

IX. Информация по мерам, направленным на устранение выявленных недостатков норм права.

№ п/п

Наименование акта

Выработанная рекомендация

Срок реализации

1.




      ___________________________________________
(руководитель аппарата государственного органа
либо иное должностное лицо, курирующее вопросы
юридической службы (Ф.И.О. (при наличии))
"___" ___________ 20__ года _____________ подпись

  Приложение 3
к Правилам проведения
правового мониторинга
  Форма

Отчет по результатам проведенного правового мониторинга
по нормативным правовым актам
"_________________________________________________________"
(наименование государственного органа)

№ п/п

Вид, дата принятия, номер и наименование нормативного правового акта, выявленного в ходе проведения правового мониторинга

Структурный элемент (часть, абзац, подпункт, пункт, статья) нормативного правового акта

Описание выявленного недостатка

Предпринимаемые или принятые меры по устранению выявленных недостатков (в том числе наименование проекта нормативного правового акта, стадия разработки либо согласования)

1

2

3

4

5

Противоречащие нормы

1.





Потенциально не соответствующие Конституции Республики Казахстан нормы

2.





Устаревшие нормы

3.





Коррупциогенные нормы

4.





Дублирующие нормы

5.





Пробелы норм права

6.





Наличие излишних бланкетных и отсылочных норм

7.





Иное (в случае наличия)

8.






Итого: (количество выявленных недостатков права)

      ___________________________________________
(руководитель аппарата государственного органа
либо иное должностное лицо, курирующее вопросы
юридической службы (Ф.И.О. (при наличии))
"___" ___________ 20__ года _____________ подпись

  Приложение 4
к Правилам проведения
правового мониторинга
  Форма

Результаты правового мониторинга, проведенного органами
местного государственного управления
_______________________________________________________
(наименование государственного органа)

      I РАЗДЕЛ

      1. Наименование нормативного правового акта

      2. Неэффективно реализуемые нормы

№ п/п

Конкретные неэффективно реализуемые нормы

Возникающие на практике проблемы

Предлагаемые пути решения





      II РАЗДЕЛ

№ п/п

Вид, дата принятия, номер и наименование нормативного правового акта, выявленного в ходе проведения правового мониторинга

Структурный элемент (часть, абзац, подпункт, пункт, статья) нормативного правового акта

Описание выявленного недостатка

Предпринимаемые или принятые меры по устранению выявленных недостатков (в том числе наименование проекта нормативного правового акта, стадия разработки либо согласования)

1

2

3

4

5

Противоречащие нормы

1.





Потенциально не соответствующие Конституции Республики Казахстан нормы

2.





Устаревшие нормы

3.





Коррупциогенные нормы

4.





Дублирующие нормы

5.





Пробелы норм права

6.





Наличие излишних бланкетных и отсылочных норм

7.





Иное (в случае наличия)

8.






Итого: (количество выявленных недостатков права)

      ___________________________________________
(руководитель аппарата государственного органа
либо иное должностное лицо, курирующее вопросы
юридической службы (Ф.И.О. (при наличии))
"___" ___________ 20__ года _____________ подпись

  Приложение 5
к Правилам проведения
правового мониторинга
  Форма

Перечень принятых актов
_______________________________________
(наименование государственного органа)

№ п/п

дата принятия акта (число, месяц, год)

номер акта

полное наименование акта (в случае внесения изменений и (или) дополнений в основной акт, полное наименование основного акта)

не направлен на государственную регистрацию






      продолжение таблицы

направлен на государственную регистрацию (дата и номер сопроводительного письма)

зарегистрирован (дата и номер государственной регистрации)

отказано в государственной регистрации (дата и номер письма органов юстиции)

принятые меры после получения отказа в государственной регистрации (дата и номер акта об отмене)

отмена государственной регистрации (дата и номер решения суда)






      ____________________________________________
(руководитель аппарата государственного органа
либо иное должностное лицо, курирующее вопросы
юридической службы (Ф.И.О. (при наличии))
"___" ___________ 20__ года _____________ подпись

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.