ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 29 июня 2017 года № 402 "Об утверждении Правил радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи в гражданской авиации" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15554) следующие изменения и дополнения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 41-17) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:";
в Правилах радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи в гражданской авиации, утвержденных указанным приказом:
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. Результаты контроля отмечаются в оперативном журнале сменного персонала объекта по форме, в соответствии с приложением 4 к настоящим Правилам, а для автоматизированных объектов – в журнале технического обслуживания и ремонта средств РТОП и связи.";
пункт 45 изложить в следующей редакции:
"45. При строительстве зданий и сооружений, в том числе включая установку радиоизлучающего оборудования, производстве значительных земляных работ организациями в местах расположения объектов РТОП и связи организациями ГА осуществляется оценка влияния (негативного воздействия) данных сооружений на качество и доступность сигналов радиотехнического оборудования РТОП и связи в соответствии с Правилами выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2011 года № 504 (далее – Правила выдачи разрешений), а также зонами ограничения при строительстве зданий и сооружений в местах расположения комплексов (объектов), изделий РТОП и электросвязи ГА, указанными в приложении 6 к настоящим Правилам.";
пункт 241-1 изложить в следующей редакции:
"241-1. Сеть авиационной электросвязи ATN предназначена на специальной и исключительной основе предоставлять связное обслуживание для передачи речевых сообщений и данных организациям, занимающимся обслуживанием воздушного движения, и эксплуатирующим ВС агентствам, обеспечивая:
1) связь с ВС в целях обслуживания воздушного движения (ATSC);
2) связь между органами ОВД в целях обслуживания воздушного движения;
3) связь в целях авиационного оперативного контроля (AOC);
4) авиационную административную связь (AAC).";
пункты 273-2 и 273-3 изложить в следующей редакции:
"273-2. Информация по применению требований при полетах, основанных на PBN, с использованием GNSS содержится в Руководстве по навигации, основанной на характеристиках (PBN) (Doc 9613).
При выполнении заходов на посадку, посадок и взлетов ВС на обслуживаемых аэродромах с применением в качестве радионавигационных средств систем GNSS поставщиком аэронавигационного обслуживания в соответствии с документом ИКАО Doc 9849 "Руководство по Глобальной навигационной спутниковой системе (GNSS)":
1) обеспечивается контроль состояния GNSS из доступных источников информации, включая сообщения от экипажей ВС, информацию от поставщиков GNSS, функции мониторинга GNSS (при использовании системы GBAS в соответствии с ее техническими характеристиками) у организации, эксплуатирующей средства РТОП;
2) обеспечивается выпуск NOTAM для обеспечения производства полетов на основе GNSS;
3) разрабатывается, при необходимости пересматривается план внедрения навигации, основанной на характеристиках (PBN) в воздушном пространстве Республики Казахстан, где предусматриваются меры по смягчению последствий при перерывах обслуживания GNSS;
4) в рамках системы по управлению безопасностью полетов поставщика аэронавигационного обслуживания на постоянной основе контролируются угрозы, оцениваются риски и понижается степень уязвимости GNSS к воздействию радиопомех и явлений космической погоды, насколько это практически возможно.
273-3. При выполнении заходов на посадку, посадок и взлетов ВС на обслуживаемых аэродромах с применением в качестве радионавигационного средства системы GBAS обеспечивается регистрация данных GNSS системой GBAS в соответствии с ее техническими характеристиками. Зарегистрированные данные сохраняются в течение 14 календарных дней. В тех случаях, когда зарегистрированные данные относятся к расследованию авиационных происшествий и инцидентов, они хранятся в течение периода расследования.";
дополнить пунктом 273-4 следующего содержания:
"273-4. При применении в качестве радионавигационных средств систем GNSS поставщиками аэронавигационного обслуживания обеспечивается:
1) наличие плана действий в чрезвычайных ситуациях на случай возникновения радиочастотных помех для GNSS;
2) наличие независимого от GNSS источника информации о времени для синхронизации соответствующей наземной инфраструктуры связи, навигации и наблюдения, документирования/организации воздушного движения;
3) наличие механизмов координации в соглашениях о процедурах координации с поставщиками аэронавигационного обслуживания соседних по районам полетной информации стран для использования навигационной инфраструктуры в случае радиопомех для GNSS и любого связанного с этим перенаправления воздушного движения.";
дополнить пунктом 316-1 следующего содержания:
"316-1. Адресом воздушного судна является один из 16777214 24-битных адресов воздушных судов.
Небортовым приемоответчикам, устанавливаемым на аэродромных наземных транспортных средствах, препятствиях или фиксированных устройствах обнаружения целей в режиме S, которые используются для наблюдения и/или радиолокационного мониторинга, присваиваются 24-битные адреса воздушных судов, при этом термин "воздушное судно" понимается как "транспортное средство", когда для эксплуатационных целей достаточен ограниченный набор данных.
24-битные адреса воздушных судов присваиваются в соответствии с пунктами 51, 52 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Республики Казахстан и прав на них, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 409 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15553).";
пункт 332 изложить в следующей редакции:
"332. Предполагается, что до начала эксплуатации аэродрома в условиях III категории, путем выполнения приведенных в настоящих Правилах требований, обеспечен переход к УС УНД.
УС УНД внедряется в модульной форме. Информация о модулях УС УНД приведена в приложении 21 к настоящим Правилам. Каждый модуль способен функционировать независимо от других модулей УС УНД.
УС УНД предусматривает возможность ручного вмешательства диспетчера ОВД в автоматизированные функции в условиях нормальной работы, при отказе автоматизации УС УНД и нештатных ситуациях.";
дополнить пунктом 332-1 следующего содержания:
"332-1. Изложенные в ИКАО Doc 9830 "Руководство по усовершенствованным системам управления наземным движением и контроля за ним" технические стандарты рассчитаны на наиболее критические условия с точки зрения видимости, плотности движения и конфигурации аэродромов. Внедрение системы УС УНД осуществляется после проведения поставщиком услуг оценки затрат/выгод и рассмотрения изменяющихся потребностей пользователей с документированием соответствия требованиям безопасности полетов с определением эксплуатационных и технических требований.";
пункт 25 приложения 3 изложить в следующей редакции:
"25. На каналах записи, не связанных с обслуживанием воздушного движения, допускается проводить проверку один раз в сутки.";
пункт 1 приложения 6 изложить в следующей редакции:
"1. Положения настоящего приложения предназначены для определения влияния (негативного воздействия) нового строительства зданий и сооружений, производства земляных работ на качество и доступность сигналов следующего оборудования РТОП и электросвязи:
1) Всенаправленный ОВЧ-радиомаяк ((D)VOR);
2) Радиопеленгатор АРП (DF);
3) Приводная радиостанция/ ненаправленный радиомаяк (ПРС/NDB);
4) Наземная система дифференциальной коррекции (GBAS/ЛККС) (ОВЧ передача данных VDB и наземные радиоприемники);
5) Система ОВЧ связи (VHF) (воздух-земля);
6) Первичный радиолокатор (за исключением радиолокатора обзора летного полета);
7) Вторичный радиолокатор (SSR);
8) Маркерный радиомаяк (МРМ);
9) Дальномерное оборудование (DME);
10) Система ADS-B.
В организации, эксплуатирующей средства РТОП и связи, разрабатывается методический материал, утверждаемый руководителем организации по согласованию с уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации для проведения оценки зон BRA с учетом информации настоящих Правил.
Согласование методического материала для проведения оценки зон BRA осуществляется в сроки установленные в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.";
приложение 2 к зонам ограничения при строительстве зданий и сооружений в местах расположения комплексов (объектов), изделий радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи гражданской авиации изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;
пункт 1 приложения 7 изложить в следующей редакции:
"1. Категории электроприемников удаленных позиций РТОП, расположенных вдали от аэродромов, по степени надежности электроснабжения и максимально допустимое время перерывов в их электропитании:
№ | Наименование потребителей | Категория потребителей электроэнергии | Максимально допустимое время перерыва в электропитании |
1 | Средства авиационной воздушной связи | I | 60 |
2 | Диспетчерские пульты и средства авиационной наземной связи | I | 60 |
3 | Средства наблюдения: радиолокатор, АРП, ADS-B | II | Время перехода на резервный источник питания устанавливается в инструкциях по резервированию |
4 | Средства навигации: VOR (РМА), DME (РМД), ОПРС | II | Время перехода на резервный источник питания устанавливается в инструкциях по резервированию |
";
пункт 25 изложить в следующей редакции:
"25. Инструкции по безопасности и охране труда и пожарной безопасности.";
пункт 30 изложить в следующей редакции:
"30. Журналы регистрации инструктажа на рабочем месте по пожарной безопасности и по безопасности и охране труда.";
пункт 39 изложить в следующей редакции:
"39. Оперативный журнал сменного персонала объекта (только для объектов со сменным персоналом).";
в приложении 21 дополнить пунктами 126-1, 126-2, 126-3, 126-4, 126-5 и 126-6 следующего содержания:
"126-1. Для обеспечения оптимального выполнения операций "от перрона до перрона" УС УНД предусматривает для разрешенных (получившим разрешение диспетчера ОВД) воздушных судов и транспортных средств безопасное и эффективное выполнение маневров. В УС УНД в зависимости от выбранного уровня обслуживания применяются следующие модули:
1) наблюдение;
2) маршрутизация;
3) управление;
4) контроль.
Связь является неотъемлемой частью каждой из основных функций.
126-2. Органам обслуживания воздушного движения, являющимися пользователями УС УНД предоставляется информация:
1) наблюдение в районе аэродрома;
2) наблюдение за наземным движением на рабочей площади аэродрома;
3) данные плана полета.
126-3. Модуль контроля УС УНД:
1) обладает пропускной способностью, достаточной для максимальной разрешенной интенсивности движения на аэродроме;
2) обладает пропускной способностью, достаточной для планирования воздушного движения на аэродроме;
3) обнаруживает конфликтные ситуации;
4) выдает предупреждения о несанкционированных выездах на ВПП в условиях ограниченной видимости;
5) выдает предупреждения о несанкционированных пересечениях огней линии "стоп" рулежных дорожек при заходе ВС на посадку, либо при занятой ВПП;
6) выдает предупреждения о вторжениях в критические и чувствительные зоны, установленные для радионавигационных средств;
7) выдает предупреждения о вторжениях в аварийные зоны;
8) контролирует движение в установленном диапазоне скоростей, обеспечивая обслуживание операций во всех требуемых ситуациях с учетом характеристик движения.
126-4. Модуль маршрутизации в ручном или автоматическом режиме (при наличии интеграции со светосигнальной системой):
1) позволяет установить маршрут движения каждого воздушного судна или транспортного средства в пределах рабочей площади;
2) предусматривает возможность изменения пункта назначения в любой момент времени;
3) предусматривает возможность изменения маршрута движения;
4) обеспечивает требуемое обслуживание интенсивных потоков движения на сложных аэродромах;
5) не ограничивает выбор пилотом места покидания ВПП после посадки.
126-5. Модуль управления:
1) обеспечивает необходимое управление любым разрешенным движением и предусматривает возможность использования управления на всех возможных выбранных маршрутах;
2) предусматривает учет изменения маршрута в любой момент времени;
3) обеспечивает указание маршрутов и зон, использование которых ограничивается или не предусматривается.
126-6. При определении уровня УС УНД для конкретного аэродрома учитывается:
1) условия видимости;
2) плотность движения;
3) схему аэродрома;
4) результаты оценки безопасности полетов.
Условия видимости подразделяются:
1) Условие видимости 1. Видимость, достаточная пилоту для визуального руления и предотвращения столкновения с другими воздушными судами и транспортными средствами на рулежных дорожках и пересечениях, а также достаточная для осуществления контроля за всем потоком движения на основе визуального наблюдения;
2) Условие видимости 2. Видимость, достаточная пилоту для выполнения визуального руления и предотвращения столкновения с другими воздушными судами и транспортными средствами на РД и на пересечениях, однако недостаточная персоналу органов управления для осуществления контроля за всем потоком движения на основе визуального наблюдения;
3) Условие видимости 3. Видимость, достаточная пилоту для выполнения визуального руления, но недостаточная для предотвращения столкновения с другими воздушными судами и транспортными средствами на рулежных дорожках и пересечениях, а также недостаточная персоналу органов управления для осуществления контроля за всем потоком движения на основе визуального наблюдения. Применительно к рулению такая видимость эквивалентна значениям RVR менее 400 метров, но более 75 метров;
4) Условие видимости 4. Видимость, недостаточная пилоту для выполнения визуального руления и соответствует значениям RVR в 75 метров или менее.
Плотность движения подразделяется на три категории:
1) незначительная (не более 15 движений на ВПП или менее 20 движений на аэродроме в среднем в час);
2) средняя (16 - 25 движений на ВПП или 20 - 35 движений на аэродроме в среднем в час);
3) значительная (26 или более движений на ВПП или более 35 движений на аэродроме в среднем в час).
Для схемы аэродрома установлены следующие три уровня:
1) элементарная для аэродрома с одной ВПП, одной рулежной дорожкой, ведущей к одной перронной площадке;
2) простая для аэродрома с одной ВПП, имеющего несколько рулежных дорожек, ведущих к одной или нескольким перронным площадкам;
3) сложная для аэродрома с несколькими ВПП, имеющего много рулежных дорожек, ведущих к одной или нескольким перронным площадкам.";
пункт 149 изложить в следующей редакции:
"149. Системы радиовещательного автоматического зависимого наблюдения (ADS-B) соответствуют требованиям Международных стандартов ИКАО (Приложение 10, Том 4). Требования, связанные с передачей расширенного сквиттера режима S, содержатся в ИКАО Doc 9871 "Технические положения, касающиеся услуг режима S и расширенного сквиттера". Подробные технические положения, касающиеся приемников расширенных сквиттеров режима S, содержатся в документах RTCA DO-260B/EUROCAE ED-102A "Стандарты минимальных эксплуатационных характеристик на системы радиовещательного автоматического зависимого наблюдения (ADS-B) и радиовещательной службы информации о воздушном движении (TIS-B), работающих на частоте 1090 МГц" и EUROCAE ED-129 "Техническая спецификация для наземной станции 1090 МГц расширенного сквиттера ADS-B".";
приложение 26 изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательном порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр транспорта Республики Казахстан |
М. Карабаев |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство энергетики
Республики Казахстан
Значения компонентов зон BRA для всенаправленных радионавигационных средств, средств наблюдения и ОВЧ радиостанций
Типы радиотехнического оборудования обеспечения полетов | Радиус (r) первого цилиндра, м | Высота плоскости на границе цилиндра, м | Угол конуса, градусы | Радиус конуса, м | Радиус (j) второго цилиндра, м (только для ветрогенераторов) | Высота (h) второго цилиндра, м (только для ветрогенераторов) | Основание конуса и ось цилиндров |
DME/N | 125 | - | 1 | 3000 | - | - | Основание антенны от уровня земли |
CVOR | 125 | 6,55 | 3 | 3000 | 7500 | 78,61 | Центр антенны от уровня земли |
DVOR | 125 | 6,55 | 3 | 3000 | 5000 | 78,61 | Центр антенны от уровня земли |
Радиопеленгатор АРП/DF | 125 | 6,55 | 3 | 1500 | 5000 | 78,61 | Основание антенны от уровня земли |
МРМ | 30 | 17,32 | 30 | 100 | N/A | N/A | |
NDB | 50 | 13,40 | 15 | 500 | N/A | N/A | |
Приемник наземной станции GBAS | 125 | 1,8 | 9 | 1500 | N/A | N/A | |
Цифровая линия GBAS VDB станция | 100 | 5,24 | 3 | 1500 | N/A | N/A | |
Станция мониторинга VDB станции | 100 | 76 | 10 | 1500 | N/A | N/A | |
Приемопередатчик VHF Rx/Tx | 100 | 5,24 | 3 | 600 | N/A | N/A | |
PSR | 200 | 3,49 | 1 | 5000 | N/A | N/A | |
SSR | 200 | 3,49 | 1 | 5000 | N/A | N/A | |
ADS-B | 100 | 5,24 | 3 | 600 | N/A | N/A |
где DME N – дальномерное оборудование (всенаправленное).
Приложение 2 к приказу Министра транспорта Республики Казахстан от 3 февраля 2025 года № 34 |
|
Приложение 26 к Правилам радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи в гражданской авиации |
Оборудование ВПП точного захода на посадку категории I, II и III
Наименование оборудования | ВПП (направление) точного захода на посадку | ||
I категории | II категории | III категории | |
Оборудование системы точного захода на посадку (ILS) |
ILS-I | ILS-II | ILS-III |
Радиолокационная станция обзора летного поля (РЛС ОЛП/SMR) | - |
SMR |
АС УНД |
Автоматизированная система управления наземным движением (АС УНД) | - | - |