Извлечение из приказа Министерства
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан от 14.03.2003г. N 99-I
"...
Приложение
к приказу Министерства
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан от
14.03.2003г. N 99-I
Перечень
утративших силу некоторых нормативных
правовых актов Министерства транспорта
и коммуникаций Республики Казахстан
1. Правила регистрации, учета и технического надзора за маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок и аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 10 августа 1998 года N 172...".
--------------------------------------------------------------------
Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают для всей территории Республики Казахстан порядок регистрации, учета, присвоения бортовых номеров, технического надзора за судами, поднадзорными Транспортной инспекции Республики Казахстан, базами (сооружениями) для их стоянок, а также порядок аттестации судоводителей на право управления маломерными судами.
Инструкции и иные нормативные акты, касающиеся регистрации, учета, присвоения бортовых номеров, технического надзора за судами, поднадзорными Транспортной инспекции Республики Казахстан, базами (сооружениями) для их стоянок, аттестации судоводителей этих судов должны основываться на требованиях настоящих Правил.
2. Регистрации, учету и техническому надзору Транспортной инспекции Республики Казахстан подлежат суда:
- принадлежащие юридическим лицам независимо от формы собственности самоходными судами с главными двигателями мощностью менее 75 л.с. и несамоходными судами валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн (кроме государственных военных судов, судов органов МВД, а также спортивных судов);
- принадлежащие гражданам моторные суда (независимо от мощности двигателя), парусные суда и несамоходные суда, гребные лодки, байдарки и надувные суда грузоподъемностью 100 и более килограмм.
В пограничной зоне, а также на территории городских, поселковых, аульных акиматов, прилегающих к Государственной границе и охраняемому пограничными войсками побережью, где пограничная зона не установлена, плавание маломерных судов допускается:
- при регистрации этих судов в установленном порядке в подразделениях пограничных войск, о чем в судовом билете ставится специальный штамп;
- при приписке судов к определенным базам (сооружениям) для их стоянок маломерных судов, согласованной с пограничными войсками.
3. Плата за регистрацию и техническое освидетельствование судов, аттестацию и проверку знаний судоводителей и за другие работы, выполняемые Транспортной инспекцией Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с прейскурантом, утвержденным Государственным комитетом Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике.
4. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
5. Юридические лица независимо от формы собственности обязаны регистрировать (перерегистрировать) в Транспортных инспекциях областей принадлежащие им суда, независимо от их технического состояния, в течение 10 суток с момента приобретения (получения), постройки либо возникновения обстоятельств, влекущих их перерегистрацию, независимо от технического состояния, времени года и места базирования судна.
6. Суда регистрируются за юридическими лицами по месту их постоянного нахождения. Суда, находящиеся в личной собственности граждан, регистрируются только на имя владельца по месту его постоянной прописки.
7. При регистрации и постановке судна на учет его владелец или лицо, имеющее на это доверенность, обязаны предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
8. Регистрация судов производится по представлению:
- письменного заявления владельца, в котором указываются основные технические данные судна, места его стоянки, наименование и юридический адрес, фамилия, имя, отчество, год рождения, место постоянного жительства, место работы индивидуального владельца;
- документов, подтверждающих законность получения или приобретения судов либо материалов, если судно построено своими силами (счета, товарные чеки магазинов, справки на материалы, договоры купли-продажи, акты дарения, свидетельства о наследовании, решение суда и т.д.);
- квитанции об оплате за первичное техническое освидетельствование и регистрацию судна, а также об уплате установленного государственного сбора с владельцев судов по месту постоянного жительства (прописки);
- технического паспорта судна заводской постройки и технического паспорта двигателя с отметкой торгующей организации об их продаже, а для судов индивидуальной постройки или переоборудованных - документов, подтверждающих приобретение деталей (материалов) и технической документации на постройку судна, соответствующей нормативам и техническим требованиям Транспортной инспекции Республики Казахстан.
9. При регистрации самоходного судна ему присваивается бортовой номер и судовладельцу вручается судовой билет. Присвоенный бортовой номер состоит из трех букв (литер) русского алфавита и четырех цифр. Первая буква означает принадлежность к Республики Казахстан - "К", вторая и третья устанавливаются в порядке, определяемом Транспортной инспекцией Республики Казахстан и означают область, город приписки. Цифры соответствуют порядковому номеру регистрации в судовой книге. Каждая серия состоит из четырехзначных номеров от 0001 до 9999 и охватывает 9999 единиц флота.
Прокатным, гребным и парусным лодкам устанавливаются цвета окраски, литер из одной буквы и порядковый номер.
10. Бортовой номер наносится несмываемой контрастной краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 100-150 мм, ширина линии букв и цифр - не менее 15-20 мм.
11. Регистрация судов производится на имя лиц, достигших возраста 18 лет, за исключением судов, перешедших по наследству. При регистрации судна за наследником, не достигшим 18 лет, в регистрационной карточке указываются фамилия, имя, отчество родителя или опекуна и производится запись о том, что снятие учета без согласия родителей или органов опеки запрещено.
12. Перерегистрация судов производится в случаях:
- изменения постоянного жительства владельца (перебазирования предприятия);
- изменения принадлежности (владельца);
- изменения вследствие переоборудования судна, технических данных, занесенных в судовой билет.
13. Перерегистрация судов производится на основании письменного заявления владельца судового билета и паспорта или другого документа, его заменяющего.
14. При перерегистрации судна владельцу выдается новый судовой билет с присвоением судну нового бортового номера.
15. Перерегистрация судов производится по представлении квитанции об оплате стоимости регистрации и технического освидетельствования судна на годность к плаванию.
16. При утере, порче судового билета владельцу судна на основании его заявления после внеочередного технического освидетельствования на годность судна к плаванию и уплаты установленного сбора выдается дубликат судового билета.
17. При регистрации и перерегистрации судов все необходимые данные о них записываются в судовую книгу (реестр).
18. Судовые книги (реестр) ведутся на суда отдельно на моторные и гребные, принадлежащие юридическим и физическим лицам.
Судовые книги (реестр) на суда для производственных целей ведутся по формам, утвержденным Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
19. На каждое зарегистрированное судно заводится регистрационная карточка.
20. Суда, временно прибывшие в республику, область в судовую книгу (реестр) не заносятся.
21. Снятие судов с учета производится по письменному заявлению владельца в случаях: смены владельца судна (пересдачи с баланса на баланс, продажи, дарении, наследовании), переезда владельца на новое постоянное место жительство, полного износа, гибели судна, подтвержденного актом или другим документом.
22. При снятии судна с учета в связи с переездом на новое постоянное место жительства его владельца в судовом билете делается отметка о снятии с учета и аннулируется бортовой номер с соответствующей записью в судовой книге. Судовой билет со штампом "Погашено" возвращается владельцу для приписки судна.
23. При снятии с учета в связи со сменой владельца судовой билет со штампом "Погашено" передается новому владельцу для регистрации судна по месту постоянного нахождения или жительства нового владельца.
24. Снятие судна с учета из-за полного технического износа производится по акту специального технического осмотра, а при снятии судна с учета в связи с гибелью его делаются соответствующие записи в судовой книге и регистрационной карточке. Судовой билет в этих случаях погашается и хранится в Инспекции.
25. Бортовой номер снятого с учета судна никакому другому плавсредству не присваивается в течение пяти лет.
26. Суда юридических и физических лиц, выбывающие временно без изменения места постоянной прописки в другие республики, области или передаваемые в аренду, с учета не снимаются.
27. Технический надзор за судами и их классификация производятся в соответствии с действующими стандартами, нормативами и требованиями Транспортной инспекции Республики Казахстан, согласованными с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, и осуществляется работниками Транспортной инспекции РК, имеющими среднее или высшее техническое образование по специальности водного транспорта.
Технический надзор состоит из технических первичных и ежегодных освидетельствований на годность к плаванию и специальных осмотров судов Транспортной инспекции РК.
28. При первичном техническом освидетельствовании судна на годность к плаванию устанавливаются условия и нормы безопасной эксплуатации по району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, грузоподъемности, пассажировместимости, осадке, наименьшему надводному борту, нормируется оснащение судна спасательными огнями, навигационным и другим оборудованием.
При ежегодном техническом освидетельствовании судна на годность к плаванию проверяется неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия эксплуатации и ставится отметка в судовом билете или составляется акт, в который записываются обязательные к выполнению условия и нормы, определяющие годность судна к плаванию.
При этом судовладельцы обязаны предъявить судовой билет, удостоверение на право управления судном, квитанции об уплате установленного сбора индивидуальными владельцами маломерных судов по месту постоянного жительства (прописки).
29. Технические внеочередные осмотры судов производятся при авариях, постройке, переоборудовании, ремонте и т.д.
30. Технические первичные и ежегодные освидетельствования на годность к плаванию и внеочередные осмотры судов производятся по месту постоянного нахождения юридических и физических лиц или постоянного жительства (прописки) индивидуального владельца в установленные инспекцией сроки.
31. В отдельных случаях, не менее чем за 2 месяца до очередного ежегодного технического освидетельствования судна на годность к плаванию, территориальным органом инспекции, в котором зарегистрировано судно, может даваться разрешение на прохождение технического освидетельствования на годность к плаванию по месту временной эксплуатации и базирования судна.
Технические освидетельствования баз
(сооружений) для стоянок судов
32. Техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок судов производится ежегодно для определения условий и норм безопасной эксплуатации и охраны окружающей среды в соответствии с действующими стандартами, нормативами и требованиями Транспортной инспекции РК.
33. При техническом освидетельствовании баз (сооружений) проверяется законность их образования, техническая документация, техническое состояние береговых и плавучих сооружений, береговая территория, хранилища для топлива, акватория, спасательные посты и организация выпускного режима, укомплектованность противопожарным, водоохранным оборудованием и соответствующими устройствами.
34. Результаты технического освидетельствования базы (сооружения) оформляются соответствующим актом.
Аттестация судоводителей на право управления
судами и проверка знаний
35. Аттестация судоводителей на право управления моторными и парусными судами, поднадзорными Транспортной инспекции РК производится только по месту их постоянного жительства (прописки) на основании экзаменов. Результат экзамена оформляется протоколом экзаменационной комиссии.
36. К сдаче экзаменов на право самостоятельного управления судами не для производственных целей допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению этими судами в установленном порядке, имеющие специальную теоретическую подготовку и прошедшие стажировку по управлению судном в соответствии с общесоюзной программой по подготовке судоводителей маломерных судов.
37. Для допуска к сдаче экзаменов на право управления маломерными судами представляются следующие документы:
- личное заявление (карточка) судоводителя установленного образца;
- медицинская справка о годности экзаменующегося по состоянию здоровья управлять маломерными судами;
- документы о теоретической подготовке и стажировке (практике) в управлении судном;
- квитанция об оплате за прием экзаменов в соответствии с действующим прейскурантом цен;
- три фотокарточки размером 3х4 см.
38. В состав экзаменационных комиссий включаются работники Транспортной инспекции РК и квалифицированные специалисты, имеющие высшее или средне-техническое специальное образование по специальности водного транспорта, в том числе:
- по Правилам плавания по внутренним судоходным путям, речной лоции, технической эксплуатации и управлению маломерными судами на реках, озерах и водохранилищах - инженеры и техники-судоводители по специальности "Речное судовождение";
- по Международным правилам предупреждения столкновения судов в море, навигации, морской лоции, технической эксплуатации и управлению маломерными судами в территориальных водах Республики Казахстан - инженеры и техники- судоводители по специальности "Морское судовождение".
39. Количественный состав членов экзаменационных комиссий не менее 3-х человек.
40. Экзамены сдаются по дисциплинам:
- судовождение (лоция, навигация, гидрометеорология);
- судовая практика (навигационные качества и управление маломерными судами), Правила плавания по внутренним судоходным путям, Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок;
- устройство и техническая эксплуатация судна и двигателя, включая вопросы обеспечения безопасности людей.
41. Экзамены по каждой дисциплине должны охватывать комплекс вопросов в объеме общесоюзной программы по подготовке судоводителей маломерных судов, применительно к категории судна, мощности двигателей, площади парусов и району плавания в соответствии с требованиями, установленными Транспортной инспекцией Республики Казахстан.
42. Лица, получившие "незачет" по одной дисциплине, не могут продолжать далее сдавать экзамены по другим дисциплинам. Экзамены по несданным дисциплинам разрешается сдавать не ранее, чем через 7 дней.
43. На основании заключения экзаменационной комиссии лицам, сдавшим экзамены, выдается удостоверение на право управления маломерными судами с указанием его категории, мощности двигателя, площади парусов и района плавания.
Примечание: Лицам, не имеющим практического стажа в управлении маломерными судами, выдается удостоверение на право управления судами мощностью до 25 л.с.
Представление права на управление маломерным судном другой категории с более мощным двигателем, большей площадью парусов или в другом районе плавания производится после дополнительной проверки знаний и наличия плавательного ценза.
К удостоверению на право управления маломерным судном выдается талон предупреждений.
44. Район плавания в удостоверении определяется его результатом сдачи экзаменов по морским или речным дисциплинам программы следующим образом:
- если экзаменующийся сдал экзамены по дисциплинам по управлению маломерными судами на море, то ему дается право управления судами в территориальных водах и во внутренних водах, где действуют Международные правила для предупреждения столкновения судов в море, в этом случае в удостоверении делается отметка "МП";
- если экзаменующийся сдал экзамен по дисциплинам для управления маломерными судами на внутренних водных путях, где действуют Правила по внутренним судоходным путям Республики Казахстан, то в этом случае в удостоверении делается отметка "ВВП";
- если экзаменующийся сдал экзамены по дисциплинам для управления маломерными судами в территориальных водах и на внутренних водных путях, то в удостоверении делаются две отметки "МП" и "ВВП";
- если экзаменующийся сдал экзамены на управление судном во внутренних водах, не входящих в перечень внутренних судоходных путей, то в удостоверении делается запись об ограничении района плавания с указанием географических границ и отметка о действующих там правилах плавания "МП", "ВВПР" - для речных участков и "ВВПО" - для озерных.
45. Инженеры и техники судоводительской специальности, а также механики, совмещающие судоводительские профессии, предъявившие действительные рабочие дипломы (свидетельства) на право занятия судоводительских должностей и сдавшие копии их, получают удостоверения на право управления маломерным судном после собеседования. Плата при этом производится только за стоимость бланка удостоверения.
При желании судоводителя-моряка иметь удостоверение на право управления маломерным судном на внутренних водных путях или судоводителя- речника управлять таким судном на море с ними проводится собеседование по соответствующим разделам программы и делается соответствующая отметка о разрешенном районе плавания.
46. Проверка знаний судоводителей (периодическая и внеочередная) проводится по владению навыками управления маломерным судном, обеспечивающими безопасность его плавания.
47. Периодическая проверка знаний проводится один раз в три года в целях подтверждения знаний судоводителей на право управления маломерным судном.
48. Внеочередная проверка знаний проводится в следующих случаях:
- после совершения грубых нарушений правил пользования маломерными судами;
- при утрате удостоверения или талона предупреждений;
- при изменении района плавания и мощности двигателя, установленного на судне;
- после истечения срока дисквалификации.
49. Внеочередная проверка знаний не заменяет периодическую проверку знаний.
50. Аттестация и проверка знаний судоводителей маломерных судов для производственных целей с двигателями мощностью менее 75 л.с. и валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн производится в соответствии с Положениями, действующими в Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.