Во исполнение пунктов 1 и 2 статьи 24-2 Закона Республики Казахстан
Z970077_
"О рынке ценных бумаг" от 5 марта 1997 года и подпункта 40) пункта 4
U973755_
Положения о Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 13 ноября 1997 года № 3755, и в целях организации работы центрального аппарата Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам (далее именуемой "Национальная комиссия") по проверке субъектов рынка ценных бумаг на соответствие условиям полученных ими лицензий и действующего законодательства Республики Казахстан Директорат Национальной комиссии постановляет:
1. Утвердить Инструкцию о порядке проведения проверок субъектов рынка ценных бумаг на соответствие условиям полученных ими лицензий и действующего законодательства Республики Казахстан (прилагается).
2. Установить, что вышеуказанная Инструкция вступает в силу со дня ее регистрации Министерством юстиции Республики Казахстан.
3. Управлению анализа и стратегии - Службе Председателя центрального аппарата Национальной комиссии довести настоящее постановление и вышеуказанную Инструкцию (после введения ее в действие) до сведения ЗАО "Казахстанская фондовая биржа" и ассоциаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (с возложением на них обязанности по доведению настоящего постановления и вышеуказанной Инструкции до сведения своих членов) и ЗАО "Центральный депозитарий ценных бумаг".
4. Управлению лицензирования и надзора центрального аппарата Национальной комиссии:
1) довести настоящее постановление и вышеуказанную Инструкцию (после введения ее в действие) до сведения организаций, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, которая подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, и не являющихся членами ЗАО "Казахстанская фондовая биржа" и ассоциаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
2) устан овить контроль за исполнением вышеуказанной Инструкции.
5. С момента регистрации вышеуказанной Инструкции Министерством юстиции Республики Казахстан признать утратившей силу V960194_ Инструкцию о порядке проведения проверок Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам, утвержденную постановлением Национальной комиссии от 25 апреля 1996 года № 40 и зарегистрированную Министерством юстиции Республики Казахстан 23 августа 1996 года за № 194.
Председатель Национальной комиссии
Утверждена
постановлением Директората
Национальной комиссии
Республики Казахстан
по ценным бумагам
от 30 сентября 1999 года № 443
Инструкция
о порядке проведения проверок субъектов
рынка ценных бумаг на соответствие условиям полученных ими
лицензий и действующего законодательства Республики Казахстан
Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг" от 5 марта 1997 года и Положением о Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 13 ноября 1997 года № 3755, и устанавливает порядок проведения проверок центральным аппаратом Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам субъектов рынка ценных бумаг на соответствие условиям полученных ими лицензий и действующего законодательства Республики Казахстан:
1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;
2) организаторов торгов с ценными бумагами;
3) саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
4) инвестиционных фондов;
5) иных организаций, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, которая подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
1. Использованные в настоящей Инструкции понятия означают следующее:
1) "Курирующий исполнительный директор (исполнительный директор, курирующий)" - Председатель Национальной комиссии или исполнительный директор - член Национальной комиссии, курирующий соответствующее подразделение центрального аппарата Национальной комиссии (в том числе и согласно схеме замещений);
2) "Лицензиат" - организация, обладающая лицензией на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг;
3) "Национальная комиссия" - Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам;
4) "Проверка" - проверка субъекта рынка ценных бумаг на соответствие условиям полученной им лицензии и действующего законодательства Республики Казахстан;
5) "Управление лицензирования и надзора" - Управление лицензирования и надзора центрального аппарата Национальной комиссии;
6) "Юридическое управление" - Юридическое управление центрального аппарата Национальной комиссии.
2. Проверки осуществляются на основании приказов Председателя Национальной комиссии, которые издаются по согласованию с исполнительным директором, курирующим Управление лицензирования и надзора в соответствии:
1) с Планом проверок (плановые проверки);
2) с указами (распоряжениями) Президента Республики Казахстан, постановлениями Парламента Республики Казахстан или его отдельных Палат, жалобами субъектов рынка ценных бумаг, обращениями (запросами) государственных органов и иных возможных лиц, заинтересованных в проведении проверок, решениями Национальной комиссии или ее Директората (внеплановые проверки).
3. План проверок утверждается исполнительным директором, курирующим Управление лицензирования и надзора, по представлению начальника названного Управления. Председатель Национальной комиссии имеет безусловное право внесения изменений и дополнений в План проверок.
4. Конкретные задачи и вопросы проверки определяются в каждом отдельном случае ее программой, которая подлежит утверждению исполнительным директором, курирующим Управление лицензирования и надзора. В качестве программы проверки может использоваться типовая программа проверок, утвержденная Директоратом Национальной комиссии. Программы проверок, в том числе и типовые, являются документами категории "Для служебного пользования". В этих целях Управление лицензирования и надзора ведет журнал лиц, имеющих право знакомиться с Программами проверок и ознакомившихся с ними.
5. Форма проверки (путем рассмотрения представленных документов, путем вызова представителей заинтересованных сторон с целью заслушивания объяснений по факту нарушения, путем проведения проверки по месту нахождения лицензиата) определяется приказом о ее проведении.
6. Проверка осуществляется комиссией, определенной приказом Председателя Национальной комиссии о ее проведении (далее именуемой "Проверочная комиссия").
В зависимости от задач и вопросов проверки в состав Проверочной комиссии могут быть включены работники иных, помимо Управления лицензирования и надзора, структурных подразделений центрального аппарата Национальной комиссии (по согласованию с соответствующими курирующими исполнительными директорами), а также - в качестве экспертов и консультантов - казахстанские и иностранные специалисты.
Представление кандидатур в состав Проверочной комиссии осуществляется руководителями структурных подразделений центрального аппарата Национальной комиссии после их ознакомления с документами, послужившими основанием для назначения проверки, и предварительного анализа таких документов. При необходимости к участию в проверке могут быть привлечены работники органов налоговой службы, финансовых и правоохранительных органов.
7. Срок проведения проверки устанавливается приказом Председателя Национальной комиссии о ее проведении и не может превышать 30 дней за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящего пункта и пунктом 14 настоящей Инструкции. В отдельных случаях срок проведения проверки может быть продлен приказом Председателя Национальной комиссии, издаваемым на основании ходатайства членов Проверочной комиссии. Указанное ходатайство должно содержать изложение причин, по которым члены Проверочной комиссии считают необходимым продление срока проведения проверки.
8. Членам Проверочной комиссии выдаются временные удостоверения по форме Приложения 1 к настоящей Инструкции.
Временное удостоверение действительно для проведения только одной проверки.
Временное удостоверение подлежит обязательной регистрации (по правилам регистрации исходящих писем) с присвоением исходящего номера и указанием даты выдачи. Временные удостоверения, не подписанные Председателем Национальной комиссии или временно замещающим его исполнительным директором Национальной комиссии, не содержащие оттиска печати Национальной комиссии или незарегистрированные, являются недействительными.
9. До начала проверки члены Проверочной комиссии обязаны изучить имеющиеся в Национальной комиссии документы, которые относятся к проверяемому лицензиату, в том числе:
1) документы, представленные для получения лицензии;
2) отчетность лицензиата за период с момента окончания предыдущей проверки;
3) информацию о должностных лицах и работниках лицензиата, а также о квалификационных свидетельствах Национальной комиссии, выданных данным лицам, и результатах аттестации (переаттестации) данных лиц;
4) переписку Национальной комиссии с лицензиатом за период с момента окончания предыдущей проверки;
5) переписку Национальной комиссии с иными, помимо лицензиата, субъектами рынка ценных бумаг, относящуюся к данному лицензиату;
6) документы, специально затребованные у других лиц в целях проверки лицензиата;
7) иные возможные документы, относящиеся к данному лицензиату.
10. В начале проверки члены Проверочной комиссии обязаны предъявить выданные им временные удостоверения первому руководителю проверяемого лицензиата (руководителю коллегиального исполнительного органа или лицу, единолично осуществляющему функции исполнительного органа) или лицу, его замещающему, либо - при отсутствии указанных лиц - любому старшему по должности работнику проверяемого лицензиата.
С момента предъявления временных удостоверений члены Проверочной комиссии вправе и обязаны приступить к проведению проверки.
В любой момент проведения проверки члены Проверочной комиссии обязаны предъявлять работникам лицензиата (по их просьбе или требованию) свои временные удостоверения.
Лицензиатам разрешается снятие копий с временных удостоверений.
11. Запрещается ознакомление должностных лиц и работников проверяемого лицензиата с программой проверки.
12. Члены Проверочной комиссии осуществляют проверку на основании подлинников или нотариально удостоверенных копий документов либо их копий, соответствие которых оригиналам должно быть удостоверено подписями первого руководителя лицензиата или лица, его замещающего, и главного бухгалтера лицензиата и оттиском печати лицензиата.
Все объяснения должностных лиц и работников проверяемого лицензиата, а также иных возможных физических лиц, чьи объяснения необходимы в целях проверки, должны быть оформлены в письменном виде и подписаны данными лицами с указанием даты подписания.
13. В случае непредставления должностными лицами и работниками проверяемого лицензиата документов, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции (вне зависимости от причины непредставления), члены Проверочной комиссии обязаны потребовать от них письменных объяснений этому. При отказе от дачи указанных объяснений в акте проверки должна быть сделана соответствующая запись.
14. При проведении проверки члены Проверочной комиссии вправе обращаться за необходимыми разъяснениями о деятельности проверяемого лицензиата к государственным и иным органам и организациям. Указанные обращения (запросы) подписываются исполнительным директором, курирующим Управление лицензирования и надзора, либо - в случае, если проверка осуществляется с командированием членов Проверочной комиссии - ее старшим по должности членом, который является работником Национальной комиссии. При этом срок проведения проверки продлевается до получения ответа запрашиваемого органа (запрашиваемой организации).
Глава 3. Оформление результатов проверки
15. Результаты проверки оформляются актом проверки, который должен быть составлен на месте проверки в течение не более пяти рабочих дней по форме Приложения 2 к настоящей Инструкции.
Акт проверки составляется в двух экземплярах и должен быть подписан членами Проверочной комиссии, составляющими не менее двух третей от ее количественного состава.
16. К акту проверки должны быть приложены:
1) копии документов (частей документов), подтверждающих выявленные в ходе проверки нарушения либо отсутствие нарушений;
2) письменные объяснения, предусмотренные частью второй пункта 12 настоящей Инструкции;
3) составленные членами Проверочной комиссии расчеты, пояснительные записки, справки и иные возможные документы, подтверждающие выявленные в ходе проверки нарушения либо отсутствие нарушений;
4) иные возможные документы (копии документов), которые необходимы для подтверждения обоснованности выводов, содержащихся в акте проверки.
17. Второй экземпляр акта проверки оставляется проверенному лицензиату с обязательной регистрацией данного экземпляра в качестве входящего документа.
На первом экземпляре акта проверки, остающемся у членов Проверочной комиссии, должна быть сделана запись о входящем номере и дате приема его второго экземпляра.
18. По итогам проверки членами Проверочной комиссии - работниками Национальной комиссии составляется служебная записка на имя исполнительного директора, курирующего Управление лицензирования и надзора, с предложениями по применению к лицензиату (в случае выявления нарушений) допустимых законодательством Республики Казахстан мер воздействия.
При этом в случае, если замечания и возражения проверенного лицензиата к акту проверки не были вручены членам Проверочной комиссии или не были получены Национальной комиссией средствами факсимильной связи или нарочным в течение пяти рабочих дней с даты получения лицензиатом экземпляра акта проверки, указанная служебная записка может быть представлена не ранее чем по истечении десяти рабочих дней с указанной даты.
19. В зависимости от характера и тяжести выявленных нарушений к лицензиату могут быть применены следующие меры воздействия:
1) направлено обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений;
2) наложена обязанность по прохождению переаттестации должностными лицами и работниками лицензиата, обладающими квалификационными свидетельствами Национальной комиссии;
3) приостановлено действие квалификационных свидетельств Национальной комиссии, выданных должностным лицам и работникам лицензиата;
4) отозваны квалификационные свидетельства Национальной комиссии, выданные должностным лицам и работникам лицензиата;
5) приостановлено движение ценных бумаг по отдельным лицевым счетам реестра держателей ценных бумаг (счетам "депо") и по реестру в целом;
6) приостановлено действие лицензии;
7) отозвана лицензия;
8) принято решение о направлении материалов в правоохранительные органы, суды и другие государственные органы для принятия соответствующих мер.
20. Направляемое лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений подписывается исполнительным директором, курирующим Управление лицензирования и надзора. Предписанием должны быть установлены срок, в течение которого лицензиат должен устранить выявленные нарушения, и дата, не позднее которой лицензиат обязан представить Национальной комиссии письменный ответ о мерах по устранению выявленных нарушений.
21. Решения по вопросам, указанным в подпунктах 2)-7) пункта 19 настоящей Инструкции, принимаются Директоратом Национальной комиссии.
22. Решение о необходимости направления материалов в правоохранительные органы, суды и другие государственные органы для принятия соответствующих мер принимается исполнительным директором, курирующим Управление лицензирования и надзора (с обязательным согласованием с Юридическим управлением) или Директоратом Национальной комиссии.
Председатель
Национальной комиссии
Приложение 1
к Инструкции о порядке проведения
проверок субъектов рынка ценных бумаг
на соответствие условиям полученных ими
лицензий и действующего законодательства
Республики Казахстан,
утвержденной постановлением
Директората Национальной комиссии
Республики Казахстан
от 30 сентября 1999 года № 443
Временное удостоверение
(оформляется на бланке письма Национальной комиссии)
Выдано*________________________________________________________,
которому(й) поручается на основании приказа Председателя Национальной
комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам от (дата в формате "ХХ
месяца ХХХХ года") № _____ проведение проверки деятельности
нижеуказанного лицензиата.
Объект проверки: (наименование и место нахождения лицензиата
в соответствии с имеющейся в Национальной комиссии
копией Свидетельства о государственной
(пере)регистрации лицензиата)
Предмет проверки: "Соблюдение лицензиатом условий полученной им
лицензии и действующего законодательства Республики
Казахстан в части (перечень основных задач
проверки)"
Срок проведения
проверки: с (дата начала проверки в формате "ХХ месяца")
по (дата окончания проверки в формате "ХХ месяца
ХХХХ года"). В случае, если даты начала и окончания
проверки относятся к одному месяцу, в дате начала
проверки наименование месяца не указывается.
Председатель
Национальной комиссии
М.П.
Примечание. * В дательном падеже: должность члена Проверочной комиссии с указанием наименования структурного подразделения Национальной комиссии, включая наименование отдела (при наличии такового), полное имя (фамилия, имя, отчество) члена Проверочной комиссии. В случае, если член Проверочной комиссии не является работником Национальной комиссии (включен в состав Проверочной комиссии в качестве эксперта или консультанта), вместо указания на постоянно занимаемую должность данного лица включается запись "эксперту Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам" или "консультанту Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам".
Приложение 2
к Инструкции о порядке проведения
проверок субъектов рынка ценных
бумаг на соответствие условиям
полученных ими лицензий
и действующего законодательства
Республики Казахстан,
утвержденной постановлением
Директората Национальной комиссии
Республики Казахстан
от 30 сентября 1999 года № 443
Акт проверки
субъекта рынка ценных бумаг (лицензиата) на
соответствие условиям полученной им лицензии
действующего законодательства Республики Казахстан
Часть 1. Сведения об объекте проверки
Лицензиат:
В полном соответствии с последним Свидетельством о государственной (пере)регистрации (включая регистры написания букв, знаки препинания и ошибки, допущенные органом государственной регистрации, за исключением явных ошибок в написании организационно-правовой формы или типа акционерного общества) и с обязательным указанием типа акционерного общества (если лицензиат действует в организационно-правовой форме акционерного общества).
Место нахождения лицензиата зарегистрированное:
Зарегистрированное место нахождения лицензиата в соответствии с последним Свидетельством о государственной (пере)регистрации и/или последней статистической карточкой.
Место нахождения лицензиата фактическое:
Указывается в случае различия между зарегистрированным и фактическим местами нахождения лицензиата.
Банковские реквизиты лицензиата:
Наименование, адрес и платежные реквизиты обслуживающего банка (филиала банка), номер текущего банковского счета лицензиата.
Основные виды деятельности лицензиата:
В соответствии с последней статистической карточкой и/или уставом лицензиата.
Сведения об акционерах (участниках) лицензиата, владеющих самостоятельно или с аффилиированными лицами пятью и более процентами уставного капитала лицензиата:
Наименования и места нахождения акционеров (участников) лицензиата, владеющих самостоятельно или с аффилиированными лицами пятью и более процентами уставного капитала лицензиата (общего количества выпущенных акций). Данные сведения составляются на основании реестра держателей акций лицензиата или - в случае, если лицензиат действует в иной, помимо акционерного общества, организационно-правовой форме - на основании учредительных, бухгалтерских и иных возможных документов.
Часть 2. Сведения о проверке
Члены Проверочной комиссии:
Должности членов Проверочной комиссии с указанием наименований структурных подразделений Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам, включая наименования отделов (при наличии такового); полные имена (фамилии, имена, отчества) членов Проверочной комиссии. В случае, если член Проверочной комиссии не является работником Национальной комиссии (включен в состав Проверочной комиссии в качестве эксперта или консультанта), вместо указания на постоянно занимаемую должность данного лица включается запись "эксперт Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам" или "консультант Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам"; регистрационные номера и даты Временных удостоверений членов Проверочной комиссии.
Основание проверки:
Запись "Приказ Председателя Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам от (дата в формате "ХХ месяца ХХХХ года") № (номер приказа).
Предмет проверки:
В соответствии с Временными удостоверениями членов Проверочной комиссии.
Срок проверки:
Сведения о фактических днях начала и окончания проверки в виде записи "с (дата начала проверки в формате "ХХ месяца") по (дата окончания проверки в формате "ХХ месяца ХХХХ" года")". В случае, если даты начала и окончания проверки относятся к одному месяцу, в дате начала проверки наименование месяца не указывается.
Форма проверки:
Указание на форму проверки (путем рассмотрения представленных документов или путем вызова представителей заинтересованных сторон с целью заслушивания объяснений по факту нарушения или путем проведения проверки по месту нахождения лицензиата).
Часть 3. Описание хода и результатов проверки
В данной части акта проверки должны быть раскрыты результаты проверки с указанием документов и действий, использованных членами Проверочной комиссии для получения выводов об отсутствии нарушений или о выявлении нарушений (с подробным описанием характера нарушений).
Часть 4. Заключительные положения
Запись:
"Возможные замечания и возражения к настоящему Акту должны быть оформлены в письменном виде и представлены (направлены) Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам в течение пяти рабочих дней со дня получения экземпляра настоящего Акта путем их вручения членам Проверочной комиссии либо отправления в адрес Национальной комиссии средствами факсимильной связи, почтой или нарочным.".