Ратифицировать Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности, подписанное в Москве 14 июня 2009 года.
Президент
Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ
СОГЛАШЕНИЕ
о Коллективных силах оперативного реагирования
Организации Договора о коллективной безопасности
(Бюллетень международных договоров РК, 2010 г., N 6, ст. 65)
(Вступило в силу 10 сентября 2010 года)
Государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности, именуемые в дальнейшем Сторонами и/или государствами-членами,
подтверждая свое стремление к обеспечению на коллективной основе безопасности и стабильности Сторон,
заявляя о приверженности целям и принципам Устава ООН, общепризнанным принципам и нормам международного права,
руководствуясь Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, Уставом Организации Договора о коллективной безопасности, Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ "О Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности" от 4 февраля 2009 года,
придавая важное значение дальнейшему повышению потенциала сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ и/или Организация) на фоне существующих и потенциальных угроз,
в целях объединения усилий для отражения вооруженного нападения, в том числе агрессии, и противодействия другим вызовам и угрозам коллективной безопасности Сторон,
согласились о нижеследующем
:
Статья 1
Для целей настоящего Соглашения нижеупомянутые термины означают:
"Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (далее - КСОР)" - воинские контингенты и формирования сил специального назначения, выделенные Сторонами для совместного решения возложенных на них задач по обеспечению коллективной безопасности;
"воинские контингенты" - соединения и воинские части постоянной готовности вооруженных сил Сторон, выделенные в состав КСОР;
"формирования сил специального назначения" - выделенные Сторонами в состав КСОР подразделения специального назначения (группы специалистов) органов внутренних дел (полиции), внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
"контингенты КСОР" - воинские контингенты и/или формирования сил специального назначения или их часть, выделенные Сторонами для решения задач в составе КСОР в соответствии с решениями Совета коллективной безопасности ОДКБ (далее - Совет коллективной безопасности);
"личный состав" - военнослужащие, сотрудники органов безопасности, внутренних дел (полиции), внутренних войск, органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также гражданские лица (гражданский персонал), работающие в воинских частях, организациях и учреждениях, выделенных Сторонами или временно командированных в состав контингентов КСОР;
"совместная операция (далее - операция)" - совокупность взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени одновременных и/или последовательных действий (мероприятий) воинских контингентов и/или формирований сил специального назначения, направленных на решение основных задач КСОР;
"чрезвычайная ситуация" - обстановка, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
"ликвидация чрезвычайных ситуаций" - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов:
"заинтересованные министерства и ведомства" - министерства и ведомства, уполномоченные Сторонами решать задачи формирования КСОР, их подготовки, применения и всестороннего обеспечения;
"направляющая Сторона" - Сторона, которой принадлежат контингенты КСОР, временно направляемые на территорию принимающей Стороны;
"принимающая Сторона" - Сторона, на территории которой для выполнения поставленных задач временно размещаются (развертываются) контингенты КСОР;
"транзит" - перемещение контингентов КСОР, движимого имущества и грузов через территорию государств при следовании на территорию принимающей или направляющей Стороны;
"Командование КСОР" - орган управления КСОР, создаваемый для руководства контингентами КСОР при подготовке и проведении операции, организации взаимодействия с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Статья 2
1. Стороны создают на коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), которые являются компонентом постоянной готовности сил и средств системы коллективной безопасности Организации.
2. КСОР предназначены для оперативного реагирования на вызовы и угрозы безопасности государств-членов.
КСОР не могут использоваться для разрешения споров между Сторонами.
3. На КСОР возлагаются следующие основные задачи:
развертывание на территории любой из Сторон с целью демонстрации готовности к применению военной силы;
участие в предотвращении и отражении вооруженного нападения, в том числе агрессии, локализации вооруженных конфликтов;
участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности;
усиление войск прикрытия государственных границ и охраны государственных и военных объектов Сторон;
участие в обеспечении оперативного развертывания объединенных (региональных) группировок войск (сил);
участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи;
иные задачи, определенные Советом коллективной безопасности.
Статья 3
1. Состав КСОР утверждается Советом коллективной безопасности на основе предложений Сторон.
2. Для комплектования КСОР Стороны в соответствии со своим национальным законодательством выделяют воинские контингенты и формирования сил специального назначения, оснащенные современными и совместимыми вооружением, военной (специальной) техникой.
3. Воинские контингенты и формирования сил специального назначения направляющих Сторон до принятия решения на развертывание и применение КСОР находятся под национальной юрисдикцией. Их комплектование, материально-техническое и финансовое обеспечение осуществляется Сторонами.
Статья 4
Решение о составе, сроках развертывания и применении контингентов КСОР принимается Советом коллективной безопасности на основании официального обращения одной или нескольких Сторон на основе консенсуса или с согласия Сторон, для которых настоящее Соглашение вступило в силу.
В случаях, предусмотренных статьей 4 Договора о коллективной безопасности, решение на применение контингентов КСОР принимается Советом коллективной безопасности незамедлительно в порядке, предусмотренном Правилами процедуры органов Организации Договора о коллективной безопасности (Правило 1).
В случае принятия решения о реализации предусмотренного статьей 51 Устава ООН права на самооборону, Совет коллективной безопасности незамедлительно информирует об этом Совет Безопасности ООН.
Статья 5
Решение о конкретных воинских контингентах и формированиях сил специального назначения, выделяемых в состав контингентов КСОР для выполнения поставленных задач, принимается Советом коллективной безопасности на основе предложений Совета министров обороны и/или Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, подготовленных с учетом запроса принимающей Стороны.
Статья 6
Планирование оперативного развертывания КСОР на территориях Сторон заблаговременно осуществляется Объединенным штабом во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Структура, содержание и порядок уточнения плана оперативного развертывания контингентов КСОР определяются Советом министров обороны и/или Комитетом секретарей советов безопасности ОДКБ.
Применение КСОР осуществляется в форме совместной операции. Подготовка операции, определение способов ее проведения осуществляется Командующим КСОР во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Статья 7
1. Для управления контингентами КСОР при подготовке и проведении операции, организации взаимодействия с заинтересованными министерствами и ведомствами решением Совета коллективной безопасности создается Командование КСОР, возглавляемое Командующим.
Задачи, функции и состав Командования КСОР определяются Положением о Командовании КСОР, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (Приложение 1).
2. Контингенты КСОР переходят в непосредственное подчинение (выходят из непосредственного подчинения) Командования КСОР после доклада их командиров (начальников) Командованию КСОР о пересечении государственной границы принимающей Стороны.
Статья 8
Стороны принимают Правила применения силы КСОР, являющиеся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (Приложение 2).
Статья 9
1. Формирования сил специального назначения в зависимости от объема и содержания задач, а также конкретной обстановки, могут применяться в составе штатных или сводных специальных подразделений. При этом решение ими поставленных задач может осуществляться как при проведении совместных операций, так и самостоятельно.
2. Выделение подразделений специального назначения (групп специалистов) органов безопасности и спецслужб государств - членов ОДКБ в состав КСОР осуществляется на временной основе для участия в решении задач:
по проведению специальных операций (мероприятий) по освобождению захваченных террористами заложников, объектов повышенной технологической и экологической опасности, атомной промышленности, транспорта, энергетики, химических производств и иных объектов (здания и помещения органов государственной власти и управления, дипломатических представительств, международных организаций);
по обезвреживанию взрывных устройств или иных поражающих устройств сложной конструкции;
по пресечению деятельности террористов, террористических групп и/или других преступных организаций.
3. Подразделения специального назначения (группы специалистов) органов внутренних дел (полиции) и внутренних войск Сторон, выделенные в состав КСОР, привлекаются к выполнению следующих задач:
- участие в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований;
- участие в пресечении актов терроризма;
- участие в противодействии массовым беспорядкам, препятствующим выполнению поставленных задач;
- участие в пресечении деятельности и ликвидации организованных преступных групп;
- участие в обеспечении безопасности государственных объектов;
- участие в проведении специальных мероприятий по обнаружению, изъятию, обезвреживанию, перевозке и уничтожению взрывоопасных предметов.
4. Руководитель подразделения специального назначения (группы специалистов) органа безопасности (спецслужбы) или органа внутренних дел (полиции) направляющей Стороны в период подготовки плана проведения совместной операции вправе по согласованию с руководителем соответствующего министерства или ведомства своего государства отказаться от участия руководимого им подразделения (группы специалистов) в отдельных мероприятиях. При этом отказ оформляется в письменной форме в виде рапорта с указанием причин отказа.
5. Подразделения органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, из состава КСОР привлекаются к выполнению задач по участию в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи.
6. При выполнении задач с привлечением только формирований сил специального назначения планирование их применения осуществляется заинтересованными министерствами и ведомствами, в ведении которых они находятся.
Статья 10
Подготовка и обучение личного состава осуществляются Сторонами самостоятельно, а также в ходе совместных мероприятий оперативной, боевой и специальной подготовки, проводимых в соответствии с ежегодными планами, утверждаемыми Советом министров обороны и Комитетом секретарей советов безопасности ОДКБ.
Готовность воинских контингентов к выполнению поставленных задач обеспечивается национальными органами военного управления в соответствии с согласованными Сторонами требованиями, предъявляемыми к подготовке данных подразделений.
Статья 11
Материально-техническое обеспечение и финансирование воинских контингентов и формирований сил специального назначения, выделенных Сторонами в состав КСОР, осуществляется Сторонами.
Оснащение КСОР современным и совместимым вооружением и военной техникой осуществляется в соответствии с согласованными Сторонами требованиями и условиями поставки указанных вооружений и военной техники.
В случаях, когда материально-техническое обеспечение воинских контингентов и формирований сил специального назначения, выделенных Сторонами в состав КСОР, затруднено, оно может осуществляться за счет материальных ресурсов других Сторон. При этом восполнение материальных средств и последующие взаиморасчеты за них производятся правительствами Сторон на основе договоренностей между ними.
Статья 12
1. Защита полученных в ходе реализации настоящего Соглашения сведений, содержащих секретную информацию, осуществляется в соответствии с законодательством Сторон и нормативными правовыми актами ОДКБ.
2. В ходе подготовки и проведения операций с участием подразделений специального назначения (групп специалистов) органов безопасности и органов внутренних дел (полиции) Сторон не допускается распространение информации об их составе, о специальных технических приемах и тактике проведения операций, о характеристиках вооружения, специальных средств и специальной техники, а также информации, раскрывающей иные сведения, запрещенные к распространению национальным законодательством направляющих Сторон.
Статья 13
Транзит, ввод, порядок и условия временного нахождения контингентов КСОР на территориях Сторон, а также их статус, социальные и правовые гарантии личного состава определяются Соглашением о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности (от 11 октября 2000 года), Протоколом о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (от 25 мая 2001 года), а также Протоколом о механизме оказания военно-технической помощи государствам-членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения агрессии или совершения акта агрессии (от 6 октября 2007 года).
Статья 14
Спорные вопросы и разногласия, которые могут возникнуть в связи с толкованием и/или применением настоящего Соглашения, Стороны разрешают путем переговоров и консультаций.
Статья 15
Настоящее Соглашение не ограничивает права Сторон заключать другие международные договоры по вопросам, являющимся предметом настоящего Соглашения и не противоречащим его целям и объекту, а также не затрагивает права и обязательства Сторон, вытекающие из иных международных соглашений, участниками которых они являются.
Статья 16
Любая из Сторон может выйти из настоящего Соглашения путем направления письменного уведомления депозитарию.
Действие настоящего Соглашения прекращается в отношении данной Стороны по истечении 6 месяцев с даты получения депозитарием такого уведомления.
Статья 17
Настоящее Соглашение временно применяется с даты подписания, если это не противоречит национальному законодательству Сторон, и вступает в силу с даты получения депозитарием четвертого уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Для Сторон, выполнивших такие процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием соответствующих документов.
Статья 18
По предложению любой из Сторон с согласия других Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельным протоколом.
Протокол об изменениях и дополнениях вступает в силу с даты получения депозитарием четвертого уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Статья 19
Настоящее Соглашение регистрируется в Секретариате ООН в соответствии со статьей 102 Устава ООН.
Совершено в городе Москве 14 июня 2009 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.
За Республику Армения За Российскую Федерацию
За Республику Беларусь За Республику Таджикистан
За Республику Казахстан За Республику Узбекистан
За Кыргызскую Республику
Приложение 1
к Соглашению
о Коллективных силах
оперативного реагирования
Организации Договора
о коллективной безопасности
от 14 июня 2009 года
Положение
о Командовании КСОР
Для управления контингентами КСОР при подготовке и проведении операций, организации взаимодействия с заинтересованными министерствами и ведомствами, создается Командование КСОР.
1. Командование КСОР организует свою деятельность, руководствуясь принципами и нормами международного права, Соглашением о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности, другими международными договорами, заключенными в рамках Организации, решениями Совета коллективной безопасности, других органов Организации (СМИД, СМО и КССБ) и настоящим Положением.
2. Общая численность Командования КСОР устанавливается Советом коллективной безопасности, а его структура (состав) и штат утверждаются Советом министров обороны и/или Комитетом секретарей советов безопасности ОДКБ.
3. Порядок формирования, развертывания и размещения Командования КСОР определяются Советом коллективной безопасности при принятии решения на развертывание и применение контингентов КСОР.
Структура (состав) и штат Командования КСОР определяются объемом и характером возлагаемых на него задач, и состоят из: управления, штаба, служб, подразделений обеспечения, оперативных групп от заинтересованных министерств и ведомств.
Комплектование Командования КСОР в зависимости от решаемых задач осуществляется должностными лицами из числа военнослужащих вооруженных сил и других войск, сотрудников органов безопасности, внутренних дел (полиции), органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также гражданским персоналом заинтересованных министерств и ведомств Сторон.
4. На Командование КСОР возлагаются следующие основные задачи:
реализация решения Совета коллективной безопасности на развертывание и применение КСОР;
планирование проведения операций контингентами КСОР, определение форм и способов их проведения;
организация оперативного (боевого), технического и тылового обеспечения КСОР при подготовке и проведении операций;
управление контингентами КСОР при подготовке и проведении операций;
организация скрытого управления контингентами КСОР и поддержание взаимодействия с их органами управления, а также с заинтересованными министерствами и ведомствами;
анализ и оценка обстановки в зоне проведения операций.
5. Для непосредственного руководства операцией Советом коллективной безопасности по представлению Совета министров обороны и/или Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ назначается Командующий из числа представителей принимающей Стороны, если не будет принято иное решение.
Командующий освобождается от должности решением Совета коллективной безопасности.
6. Командующий осуществляет управление контингентами КСОР и несет личную ответственность за подготовку и проведение операций, а также за выполнение поставленных задач.
7. Командующий обязан:
обеспечивать реализацию решения Совета коллективной безопасности на развертывание и применение контингентов КСОР;
руководить подготовкой и проведением операций;
организовывать взаимодействие между воинскими контингентами и формированиями сил специального назначения, а также их взаимодействие с заинтересованными министерствами и ведомствами;
осуществлять руководство выводом контингентов КСОР из зоны проведения операций по завершении или прекращении операции;
осуществлять контроль за целевым расходованием финансовых и материально-технических средств, выделенных для обеспечения деятельности Командования КСОР;
представлять доклады СКБ, СМО и КССБ ОДКБ о сложившейся обстановке в зоне проведения операции, результатах выполнения задач и предложений о дальнейших действиях контингентов КСОР;
выполнять другие обязанности в зависимости от складывающейся обстановки и в соответствии с решениями СКБ, СМО и КССБ ОДКБ.
8. Задачи структурных подразделений, полномочия и функциональные обязанности должностных лиц Командования КСОР устанавливаются приказами Командующего.
9. Штаб является основным органом управления контингентами КСОР при выполнении им поставленных задач. Свою работу Штаб осуществляет на основе решений, приказов, директив и указаний Командующего.
10. Общими задачами Штаба являются:
сбор, обобщение и анализ данных об обстановке в зоне проведения операций, оценка обстановки, подготовка выводов и предложений Командующему для принятия решений на дальнейшие действия и планирование операций;
подготовка расчетов и предложений на непосредственное применение контингентов КСОР;
обеспечение своевременного доведения задач контингентам КСОР в соответствии с решениями Командующего и осуществление контроля за их выполнением;
организация системы управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения.
11. Для организации управления формированиями сил специального назначения, задействованными в контингентах КСОР, заинтересованными министерствами и ведомствами Сторон в составе Командования КСОР создаются оперативные группы, которые возглавляются руководителями, являющимися по должности заместителями Командующего и обладающими исключительными полномочиями на принятие решений об их применении.
12. До принятия Советом коллективной безопасности решения на развертывание и применение контингентов KCОР планирование развертывания и координацию совместной подготовки КСОР осуществляет Объединенный штаб во взаимодействии с Секретариатом ОДКБ и заинтересованными министерствами и ведомствами.
13. Предоставление земельных участков, зданий, сооружений, объектов инфраструктуры, электроэнергии, воды, других видов коммунально-бытового обеспечения, необходимых для выполнения поставленных перед Командованием задач, осуществляется в соответствии с Соглашением о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности.
Приложение 2
к Соглашению о Коллективных силах
оперативного реагирования Организации
Договора о коллективной безопасности
от 14 июня 2009 года
Правила применения силы КСОР
1. Применение силы КСОР осуществляется на территориях государств-участников Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности.
2. При проведении операций контингентами КСОР обеспечивается соблюдение принципов и норм международного гуманитарного права.
3. Санкцией на подготовку и проведение операции КСОР является решение Совета коллективной безопасности на применение КСОР.
4. Для целей настоящих Правил используются следующие термины:
"оружие" - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели и подачи сигналов;
"вооружение" - совокупность оружия и технических средств, обеспечивающих его применение;
"специальная техника" - средства связи, защиты информации, технические средства информационных и телекоммуникационных систем, средства радиоконтроля, специализированные территориально распределенные автоматизированные системы, типовые локальные сети вычислительной техники, средства жизнеобеспечения, средства индивидуальной защиты, в том числе бронезащиты, средства оперативной, криминалистической и поисковой техники, инженерно-технические средства, системы охраны, наблюдения и контроля, оперативно-служебный транспорт, технические средства обеспечения безопасности дорожного движения, а также иные технические средства и их комплектующие, принятые на снабжение контингентов КСОР;
"специальные средства" - различного рода изделия, специально разработанные и предназначенные для применения формированиями сил специального назначения с целью оказания нелетального обратимого воздействия на объект при отражении нападения, пресечении совершения преступления, оказании сопротивления, розыске, задержании, доставлении задержанных, пресечении побега из-под стражи, освобождении заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков, пресечении массовых беспорядков, остановке транспортных средств, принятые на вооружение контингентов КСОР;
"имущество, грузы и оборудование" - оружие, боеприпасы, взрывные устройства и подобные им предметы, а также наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, взрывчатые, сильнодействующие ядовитые вещества, радиоактивные и биологические материалы, представляющие угрозу жизни и здоровью людей и окружающей среде, находящиеся в распоряжении любого лица или группы лиц задержанных контингентами КСОР;
"психологическая "операция" - комплекс мер организационно-технического и военного характера, а также разведывательных, контрразведывательных и оперативно-розыскных мероприятий и информационно-пропагандистских акций, осуществляемых для оказания психологического воздействия на силы, противостоящие КСОР, с целью изменения их психического состояния и поведения для достижения целей операции.
5. Применение силы разрешается:
при отражении вооруженного нападения, в том числе агрессии и проведении мероприятий по предотвращению, локализации и нейтрализации иных военных угроз;
с целью подавления организованного вооруженного сопротивления террористических сил, а также ликвидации незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, и другим видам транснациональной организованной преступности;
при нападении или угрозе нападения на личный состав, имущество или объекты КСОР;
в целях пресечения нарушений норм и принципов международного гуманитарного права в районе операции;
для предотвращения вмешательства в действия КСОР, включая противодействие массовым беспорядкам, препятствующим выполнению поставленных КСОР задач, и отражения нападения на охраняемые КСОР объекты.
6. При проведении контингентами КСОР операций основными способами применения силы являются:
применение оружия, вооружений, специальной техники и специальных средств в случае реализации права на самооборону, в том числе при необходимости принуждения нападающей стороны (агрессора) к миру, защиты мирного населения от нападений, которые создают реальную угрозу жизни и здоровью людей;
задержание и досмотр транспортных средств, летательных аппаратов, имущества, грузов и оборудования, представляющих собой угрозу личному составу и объектам КСОР, производимые в соответствии с законодательством принимающей Стороны с последующей передачей принимающей Стороне.
Если невозможно задержанное имущество, грузы и оборудование передать принимающей Стороне и осуществить его хранение, при отсутствии альтернативы, Командование может принять вынужденное военной необходимостью решение на их уничтожение;
оказание содействия в задержании правонарушителей в соответствии с законодательством принимающей Стороны с последующей передачей принимающей Стороне;
проведение психологических операций в отношении сил, противостоящих КСОР, и осуществление мер по борьбе с проведением психологических операций силами, противостоящими КСОР, осуществляемых на основании решений, принимаемых Командованием.
7. Контингента КСОР применяют силу в соответствии с настоящими Правилами и с учетом законодательства принимающей Стороны.
8. Командование несет ответственность за соблюдение личным составом КСОР настоящих Правил.
9. Контингента КСОР применяют силу на основании боевого приказа, (боевого распоряжения) Командующего.
Командиры подразделений, воинских частей и соединений контингентов КСОР на основании решений Командования отдают соответствующие приказы, распоряжения, команды и сигналы на применение силы в ходе непосредственного управления возглавляемыми ими подразделениями, воинскими частями и соединениями.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Республики Узбекистан по проекту Соглашения о КСОР ОДКБ
Позиция Республики Узбекистан по принципиальным положениям проекта Соглашения о КСОР ОДКБ сводится к следующему:
I. По статье 2 (о предназначении и задачах КСОР):
Пункты 2 и 3 статьи 2 объединить и изложить в следующей редакции:
"2. КСОР предназначены для:
оперативного реагирования на вызовы и угрозы безопасности государств-членов ОДКБ, отражения внешней военной агрессии, совершенной против одного или нескольких государств-членов ОДКБ, с согласия или в соответствии с просьбой самих этих государств. Коллективные силы не могут использоваться как военная составляющая на пространстве СНГ и в государствах ОДКБ для разрешения споров и противостояния, которые могут возникнуть между этими государствами;
проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма, наркотрафиком и другими видами транснациональной организованной преступности, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Вопрос о предназначении КСОР имеет принципиальное значение, поскольку исходя из предназначения Коллективных сил будет формироваться состав, структура, порядок развертывания и применения, а также другие вопросы, связанные с формированием и функционированием КСОР.
В Соглашении о КСОР должно быть четко определено, что они не могут использоваться как военная составляющая на пространстве СНГ и в государствах ОДКБ для разрешения споров и противостояния, которые могут возникнуть между этими государствами.
При этом мы исходим из того непреложного убеждения, что каждая из стран-участников ОДКБ в состоянии решать свои внутренние противоречия и противостояния собственными силами без привлечения Вооруженных Сил извне. И только в случае внешней агрессии и силового вмешательства извне возникнет необходимость привлечения и применения КСОР.
II. По статье 4 (о порядке принятия решения о применении КСОР):
Абзац первый статьи 4 изложить в следующей редакции:
"Решение на развертывание и применение контингентов КСОР принимается Советом коллективной безопасности по просьбе одной или нескольких сторон на основе консенсуса ".
Предлагаемое дополнение указанного абзаца положением: "или с согласия Сторон, для которых настоящее Соглашение вступило в силу" для узбекской стороны неприемлемо, так как в этом случае нарушается принцип "консенсуса", что, в конечном счете, может привести к противоречиям и разногласиям внутри самой ОДКБ. Данное предложение в корне противоречит Уставу ОДКБ, в статье 12 которого определено, что "Решения СКБ, СМИД, СМО и КССБ по вопросам, кроме процедурных, принимаются консенсусом".
III. По статье 6 (о планировании развертывания и применения КСОР):
Предлагается изложить статью 6 в следующей редакции:
"Развертывание контингентов КСОР осуществляется в соответствии с заблаговременно разработанным планом, утверждаемым Советом коллективной безопасности (а не ОШ ОДКБ), структура, содержание, порядок разработки, хранения и уточнения которого определяются Советом министров обороны ОДКБ.
Государство-член ОДКБ направляет свой воинский контингент на территорию другого государства только в том случае, если данное действие не противоречит его национальному законодательству.
Принимающее государство принимает решение о вводе на свою территорию воинских контингентов государств-членов ОДКБ, выделенных в состав КСОР, если это не противоречит его национальному законодательству" .
Положение о том, что государство-член ОДКБ направляет свой воинский контингент на территорию другого государства, а также принимает решение о вводе на свою территорию воинских контингентов других государств-членов ОДКБ, выделенных в состав КСОР, только в том случае, если это не противоречит его национальному законодательству, является принципиальным предложением, определяющим основы планирования и применения Коллективных сил.
Предложение об исключении данного положения (абзацы 2 и 3 в редакции узбекской стороны) неприемлемо, поскольку из него вытекает, что руководитель государства, исходя из соображений какой-то "коллективной солидарности" или целесообразности, подписывает соответствующий документ и тем самым обязуется изменить ту или иную статью национального законодательства, которая противоречит этому документу. Это в своей основе противоречит логике: законодательство меняется не по воле одного человека - руководителя, а высшим законодательным, представительным органом страны (парламентом). Указанное предложение противоречит национальному законодательству, в частности, статье 15 Конституции Республики Узбекистана, в соответствии с которой в Узбекистане признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан.
IV. По статье 17 (о порядке применения и вступления в силу Соглашения):
Считаем необходимым изложить данную статью в следующей редакции:
"Настоящее Соглашение подлежит ратификации подписавшими Сторонами и вступает в силу на 30 день с даты сдачи на хранение депозитарию четвертой ратификационной грамоты.
Для Стороны, подписавшей настоящее Соглашение и, ратифицировавшей его позднее, оно вступает в силу с даты сдачи им на хранение депозитарию своей ратификационной грамоты" .
Узбекская сторона не может согласиться с предложением, допускающим возможность временного применения Соглашения о КСОР со дня его подписания. В таком случае, теряется смысл ратификации документа, полностью игнорируется мнение парламентов государств-членов ОДКБ.
В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Узбекистан ратификация и денонсация международных договоров относится к исключительной компетенции Парламента Узбекистана.
Без учета предложений, содержащихся в Особом мнении узбекской стороны по проекту Соглашения о КСОР, не представляется возможным рассматривать вопросы о выделении в состав КСОР своего контингента Вооруженных Сил и соответственно изменения штатной численности, структуры Секретариата и Объединенного штаба ОДКБ, а также проведения учений в рамках КСОР.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
14 июня 2009 года