Ратифицировать Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, совершенный в Ереване 25 мая 2001 года.
Президент
Республики Казахстан
Протокол
о порядке формирования и функционирования сил и средств
системы коллективной безопасности государств-участников
Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года
Государства-участники
Договора
о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (далее - Договор), именуемые в дальнейшем Сторонами,
руководствуясь положениями Договора, Концепции коллективной безопасности, Основных положений коалиционной стратегии государств-участников Договора и других документов, принятых в его развитие,
исходя из необходимости принятия дальнейших практических мер по формированию сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников Договора (далее - система коллективной безопасности),
учитывая региональный принцип формирования системы коллективной безопасности и двусторонние соглашения, заключенные в сфере военной безопасности,
coблюдая общепринятые принципы международного права и подтверждая свои международные обязательства по мерам укрепления доверия и безопасности,
договорились о нижеследующем:
В составе сил и средств системы коллективной безопасности государства-участники Договора формируют коалиционные (региональные) группировки войск (сил) и органы управления ими:
- группировка войск Восточноевропейского региона коллективной безопасности (формируется в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации);
- группировка войск Кавказского региона коллективной безопасности (формируется на основе двусторонних соглашений между Арменией и Россией);
- группировка войск Центральноазиатского региона коллективной безопасности (формируется на основе двусторонних и региональных соглашений между государствами-участниками Договора);
- группировки объединенных систем (ПВО, разведки, связи, управления и др.) в регионах (районах) коллективной безопасности;
- межгосударственный орган военного управления системы коллективной безопасности для координации работы по формированию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и объединенных систем (далее - региональные группировки войск и объединенных систем).
На региональные группировки войск и объединенных систем возлагается решение задач по предотвращению и отражению возможной агрессии (вооруженного нападения), защите суверенитета и территориальной целостности государств-участников Договора.
В случае совершения акта агрессии против любой из Сторон, по просьбе одной или нескольких Сторон формирования региональной группировки войск (сил) одного региона (района) коллективной безопасности могут участвовать в отражении агрессии (вооруженного нападения) в другом регионе (районе) коллективной безопасности в соответствии с положениями статей 4 и 6 Договора.
Стороны подтверждают свое намерение ускорить процесс сближения своих национальных законодательств с целью создания условий равной ответственности и возможностей по обеспечению коллективной безопасности.
Состав региональных группировок войск и объединенных систем определяются государствами соответствующего региона (района) коллективной безопасности.
Перечни объединений, соединений и воинских частей, выделяемых и состав региональных группировок войск и объединенных систем, утверждаются главами государств региона (района) коллективной безопасности.
В зависимости от складывающейся военно-стратегической обстановки перечни объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав региональных группировок войск и объединенных систем, могут уточняться и дополняться за счет сил и средств государств соответствующего региона (района) коллективной безопасности.
Порядок комплектования и деятельности судов, органов прокуратуры и безопасности Сторон, обслуживающих региональную группировку войск, регулируется отдельным соглашением по вопросам юрисдикции и правовой помощи, связанным с временным пребыванием воинских формирований одной Стороны на территории другой.
В мирное время объединения, соединения, воинские части вооруженных сил и других войск, выделенные в состав региональных группировок войск и объединенных систем, находятся на своей территории в подчинении их органов военного управления, если государствами региона не будет принято иного решения. В целях поддержания необходимой боевой готовности региональных группировок войск и объединенных систем по единым согласованным планам проводится оперативная (боевая) подготовка этих воинских формирований.
Развертывание региональных группировок войск и объединенных систем осуществляется в период постепенного или внезапного обострения обстановки, непосредственно предшествующего началу военного конфликта, в соответствии с заблаговременно разработанными планами.
Решение на развертывание и применение региональных группировок войск и объединенных систем по просьбе одной или нескольких Сторон принимается в соответствии с Положением о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности.
Порядок приведения региональных группировок войск и объединенных систем в высшие степени боевой готовности, переподчинения национальных компонентов региональному командованию, развертывания и применения региональных группировок войск и объединенных систем определяется отдельными Положениями, утверждаемыми министрами обороны государств региона коллективной безопасности.
Боевое применение региональных группировок войск и объединенных систем, их взаимодействие на различных уровнях, а также всестороннее обеспечение осуществляются в соответствии с Основами подготовки и ведения операций коалиционными (региональными) группировками войск (сил) и другими документами, определяющими порядок подготовки и применения региональных группировок войск и объединенных систем.
Стороны самостоятельно осуществляют техническое и тыловое обеспечение своих войск (сил), выделенных в состав региональных группировок войск и объединенных систем, создают и пополняют запасы материальных средств до согласованных норм в соответствии с общепринятым порядком. Иной порядок технического и тылового обеспечения может осуществляться в каждом конкретном случае по согласованию Сторон.
Для непосредственного управления войсками, выделенными в состав региональных группировок войск, осуществления их оперативного обеспечения в каждом регионе на коллективной основе создается командование региональной группировки войск.
Порядок формирования, финансирования и организации деятельности этих командований определяются государствами регионов коллективной безопасности.
В мирное время командование каждой региональной группировки войск по согласованию Сторон может функционировать в сокращенном составе в формате постоянной оперативной группы из представителей вооруженных сил государств региона коллективной безопасности на базе одного из их генеральных (главных) штабов. Порядок его формирования, организации деятельности и развертывания до штатного состава в угрожаемый период или на время подготовки и проведения командно-штабных и войсковых учений определяются государствами регионов коллективной безопасности.
Для координации взаимодействия региональных группировок войск и объединенных систем, военно-технического сотрудничества в рамках общей системы коллективной безопасности, а также решения вопросов, связанных с формированием и функционированием сил и средств системы коллективной безопасности, разработки совместно с министерствами обороны и командованиями региональных группировок войск предложений по подготовке и проведению совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки в интересах коллективной обороны создается межгосударственный орган военного управления системы коллективной безопасности.
Совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки органов управления и войск (сил), выделенных в состав региональных группировок и объединенных систем, проводятся в соответствии с ежегодными планами, представляемыми Советом министров обороны государств-участников Договора и утверждаемыми Советом коллективной безопасности.
Финансирование совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки осуществляется на основе долевого участия Сторон.
Согласование планов по тематике, составу привлекаемых органов управления и войск (сил), районам и срокам проведения мероприятий на межрегиональном уровне осуществляется начальниками генеральных (главных) штабов вооруженных сил государств-участников Договора.
Обмен методическими документами по оперативным вопросам, формам и способам обучения войск и всем видам обеспечения боевых действий региональных группировок войск и объединенных систем между министерствами обороны осуществляется с учетом национального законодательства.
Органами, уполномоченными на национальном уровне решать задачи формирования сил и средств системы коллективной безопасности, их подготовки, применения и всестороннего обеспечения, являются министерства обороны и генеральные (главные) штабы вооруженных сил государств-участников Договора.
Настоящий Протокол вступает в силу с даты получения Секретариатом Совета коллективной безопасности третьего уведомления о проведении Сторонами необходимых внутригосударственных процедур по введению его в силу и продлевается автоматически при продлении Договора.
В настоящий Протокол могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами. Данные протоколы вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Протокола, и являются его неотъемлемой частью.
Совершено в городе Ереване 25 мая 2001 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр хранится в Секретариате Совета коллективной безопасности, который направит каждому государству, подписавшему настоящий Протокол, его заверенную копию.
За Республику Армения За Кыргызскую Республику
За Республику Беларусь За Российскую Федерацию
За Республику Казахстан За Республику Таджикистан