О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан

Утративший силу

Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V. Утратил силу кодексом Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года № 224-VII.

Пресс-релиз
на Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V "О пенсионном обеспечении Республики Казахстан"

      21 июня 2013 года подписан Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (далее - Закон).

      Закон определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение.

      Законом предусматривается:

      - создание единого накопительного пенсионного фонда;

      - введение обязательных профессиональных пенсионных взносов;

      - унификация пенсионного возраста.

      Единый накопительный пенсионный фонд (далее ЕНПФ) будет создан в форме акционерного общества, которое является некоммерческой организацией. Единственным акционером Фонда будет Правительство Республики Казахстан.

      ЕНПФ будет единственной организацией, осуществляющей привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, вести учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и производить пенсионные выплаты за счет пенсионных накоплений, а также по выбору самих граждан может аккумулировать добровольные пенсионные взносы.

      Правительство Республики Казахстан в течение одного месяца с даты введения в действие Закона создает ЕНПФ.

      Управление пенсионными активами ЕНПФ будет осуществляться Национальным Банком Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Республики Казахстан и ЕНПФ.

      При этом инвестиционная стратегия будет определяться Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ, консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан.

      Пенсионные активы будут храниться в Национальном Банке, и он будет вести учет всех операций по аккумулированию пенсионных активов, их размещению и по получению инвестиционного дохода. Такая консолидация и управление пенсионными активами под контролем Национального Банка РК позволит более эффективно и безопасно распорядиться накоплениями граждан.

      По обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам будет сохранена гарантия государства по сохранности пенсионных накоплений.

      Нормы Закона, определяющие правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан за счет обязательных профессиональных пенсионных взносов вводятся в действие с 1 января 2014 года.

      Обязательные профессионапьные пенсионные взносы будут производиться в размере 5 % за счет средств работодателя, при сохранении прежних обязательных пенсионных взносов.

      Новая система будет распространяется только на тех работников, которые заняты в производствах с вредными условиями труда. Перечень производств. работ, профессий работников, в пользу которых осуществляются обязательные профессиональные пенсионные взносы, будет утверждаться Правительством и периодически пересматриваться.

      Повышение пенсионного возраста женщин будет осуществлено поэтапно, начиная с 1 января 2018 года, в течение 10 лет.

      Повышение пенсионного возраста женщин заключается в увеличении стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе и увеличении объема пенсионных накоплений, что, соответственно, должно привести к повышению размера получаемой пенсий из накопительной пенсионной системы (далее - НПС).

      Это позволит:

      - провести его безболезненно для лиц, предпенсионного возраста;

      - психологически подготовиться и адаптироваться к новым условиям (поколение, которое будет выходить на пенсию в 63 года);

      - принять меры по расширению возможностей продуктивной занятости для женщин.

      Вместе с тем, для женщин имеющих трудовой стаж до 1 января 1998 года будет сохранено право раннего выхода на пенсию:

      - в 53 года, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста;

      - в 45 лет, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 5 лет.

      Также для участниц НПС при достаточности пенсионных накоплений, будет сохранено право назначения пенсионных выплат из НПС в 50 лет.

      Повышение пенсионного возраста, будет сопровождаться мерами по обеспечению занятости населения, и, прежде всего, женщин среднего возраста.

      Для защиты работников старше 55 лет в Трудовой кодекс РК внесены изменения, в части запрета размещения информации о вакансиях для приема на работу, содержащую требования дискриминационного характера в сфере труда.

      Не допускается расторжение трудового договора с работниками старше 55 лет (кроме соответствующего решения комиссии).

      Таким образом, принятые меры позволят расширить охват граждан услугами накопительной пенсионной системы, обеспечить сохранность пенсионных накоплений, достичь высокого уровня инвестиционной доходности пенсионных активов Фонда, обеспечить адекватное замещение дохода пенсионными выплатами, повысить привлекательность и доверие населения к накопительной пенсионной системе.

      Закон предусматривает переходные положения, регламентирующие порядок перевода индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и их пенсионных накоплений из накопительных пенсионных фондов в ЕНПФ.

      Перевод пенсионных активов и накоплений граждан будет осуществлен в полном объеме.

      ЕНПФ является правопреемником по всем договорам о пенсионном обеспечении, заключенным до введения в действие настоящего Закона с вкладчиками (получателями), пенсионные накопления по которым были переданы в ЕНПФ.

      Порядок передачи пенсионных активов частных НПФ в ЕНПФ регламентирован на законодательном уровне и будет осуществлен в сжатые сроки.

      Принятый Закон не вступает в противоречие с нормами Конституции Республики Казахстан и не повлечет социально-экономических и правовых последствий, а также дополнительных расходов республиканского бюджета.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter