Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года:
абзац второй части четвертой статьи 45 исключить.
2. В Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения":
статью 7 дополнить подпунктом 30-1) следующего содержания:
"30-1) обеспечивает общество и государство объективной информацией о состоянии системы здравоохранения путем размещения официальной статистической и иной информации в открытом доступе, определяемой согласно единому перечню открытых данных государственных органов, размещаемых на интернет-портале открытых данных;".
3. В Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года:
пункт 3 статьи 21 изложить в следующей редакции:
"3. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы размещает на официальном интернет-ресурсе:
1) ежегодно до 1 мая за предыдущий год:
утвержденные целевые показатели качества окружающей среды и фактические результаты всех соответствующих индикаторов;
информацию о ходе реализации на местном уровне государственной экологической политики;
сведения об общей сумме платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступившей в местный бюджет;
2) ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом:
отчет о ходе реализации плана мероприятий по охране окружающей среды и расходах местного бюджета на такие мероприятия;
сводные данные по принятым декларациям о воздействии на окружающую среду.".
4. В Закон Республики Казахстан от 12 декабря 1995 года "О государственных наградах Республики Казахстан":
1) в статье 2 слова "и Почетная грамота Республики Казахстан" исключить;
2) часть третью статьи 5 изложить в следующей редакции:
"Посмертное награждение государственными наградами Республики Казахстан может производиться за мужество, отвагу, героизм, проявленные при защите интересов страны и в случаях, связанных со спасением человеческих жизней.";
3) абзац первый части первой статьи 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 13. Орденом "Даңқ" награждаются лица высшего офицерского состава Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов Республики Казахстан, а также лица высшего начальствующего состава органов прокуратуры, внутренних дел Республики Казахстан:";
4) в абзаце первом части первой статьи 14 слова "национальной безопасности," исключить;
5) части первые статей 28 и 29 после слов "награждаются матери," дополнить словами "имеющие гражданство Республики Казахстан,";
6) раздел VII исключить;
7) в части второй статьи 36 слова "Законом Республики Казахстан "О государственных пособиях семьям, имеющим детей" заменить словами "Социальным кодексом Республики Казахстан";
8) в статье 42:
слова "а также Почетной грамоты, имеющих по внешнему виду сходство" заменить словами "полностью или в какой-либо части схожих по внешнему виду, наименованию";
дополнить частью второй следующего содержания:
"Награждение негосударственными наградами от имени Республики Казахстан, народа Казахстана и Главы государства не допускается.".
5. В Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года "О языках в Республике Казахстан":
1) преамбулу исключить;
2) в статье 1:
подпункт 1-1) изложить в следующей редакции:
"1-1) вывеска – информация о наименовании и роде деятельности физических и юридических лиц, включая средства их индивидуализации, размещаемая в пределах входа в здание по числу входов в него и (или) на входе ограждения занимаемой территории, а также крышах и фасадах в пределах зданий, пристроек к ним и временных сооружений физических и юридических лиц в местах их фактического нахождения и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг;";
дополнить подпунктом 1-2) следующего содержания:
"1-2) аутентичный перевод текста – перевод текста на другой язык, неизменно сохраняющий смысл и содержание оригинала;";
3) дополнить статьями 3-1, 3-2 и 3-3 следующего содержания:
"Статья 3-1. Основная цель законодательства Республики Казахстан о языках
Основной целью законодательства Республики Казахстан о языках является регулирование правовых основ функционирования языков.
Статья 3-2. Основные задачи государственного регулирования в сфере развития языков
Основными задачами государственного регулирования в сфере развития языков являются:
1) обеспечение одинаково уважительного отношения к государственному языку и языкам народа Казахстана;
2) обеспечение расширения применения казахского языка как государственного языка;
3) создание условий для изучения и развития языков народа Казахстана.
Статья 3-3. Принципы языковой политики
Принципами языковой политики являются:
1) обеспечение прав и законных интересов граждан Республики Казахстан в сфере развития языков;
2) свободное использование языков народа Казахстана.";
4) статью 21 дополнить частями восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой следующего содержания:
"Размещение вывески допускается при условии направления уведомления о размещении вывески в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях".
Уведомление направляется в:
1) местные исполнительные органы городов республиканского значения, столицы, городов областного значения – при размещении вывески в городах республиканского значения, столице, городах областного значения;
2) местные исполнительные органы районов – при размещении вывески в городах районного значения, селах, поселках.
Уведомление направляется не менее чем за пять рабочих дней до предполагаемой даты размещения вывески.
К уведомлению прилагаются:
1) форма сведений, содержащих информацию о месте размещения вывески;
2) эскиз вывески.
Местные исполнительные органы вправе дать обязательные для устранения письменные мотивированные замечания к представленным материалам.
В случае представления местными исполнительными органами замечаний вывеска может быть размещена только при условии устранения замечаний.
В случае непредоставления местными исполнительными органами ответа в течение четырех рабочих дней со дня получения уведомления заявитель вправе разместить вывеску в заявленные им сроки.";
5) статью 24-2 дополнить подпунктом 2-2) следующего содержания:
"2-2) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области ономастики в соответствии с целью и задачами настоящего Закона и законодательством Республики Казахстан;";
6) в статье 25:
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) на основе и во исполнение основных направлений внутренней и внешней политики государства, определенных Президентом Республики Казахстан, и основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка, разработанных Правительством Республики Казахстан, формирует и реализует государственную политику в сфере развития языков в соответствии с законодательством Республики Казахстан;";
дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:
"7-1) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере развития языков в соответствии с целью и задачами настоящего Закона и законодательством Республики Казахстан;";
7) статью 25-2 дополнить подпунктом 2-2) следующего содержания:
"2-2) осуществляет прием и рассмотрение уведомлений о размещении вывески в городе республиканского значения, столице в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях";";
8) статью 25-3 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
"1-1) осуществляет прием и рассмотрение уведомлений о размещении вывески в городе областного и районного значения, селе, поселке в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях";".
6. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях":
1) в графах 2 и 3 строки 30 приложения 2 слова ", информационных агентств и сетевых изданий" заменить словами "и интернет-изданий";
2) приложение 3 дополнить пунктом 63 следующего содержания:
"63. Уведомление о размещении вывески.".
7. В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года "О доступе к информации":
1) в статье 1:
подпункт 1) дополнить словами ", составленные или полученные обладателями информации и имеющиеся в их распоряжении";
дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) проактивное распространение информации – распространение информации, за исключением информации с ограниченным доступом, без запроса пользователя информации и по инициативе обладателя информации в интересах обеспечения прозрачности своей деятельности и (или) участия общественности в принятии актов и решений, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц;";
подпункт 7) дополнить словами ", за исключением информации с ограниченным доступом";
дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:
"7-1) общественно значимая информация – информация, представляющая общественный интерес, установленная статьей 6 настоящего Закона;";
в подпункте 8) слова "с пометкой "Для служебного пользования" заменить словами "ограниченного распространения";
подпункт 11) изложить в следующей редакции:
"11) интернет-портал оценки эффективности деятельности государственных органов – объект информатизации, обеспечивающий размещение информации об оценке деятельности государственных органов, отчетов о достижении целевых индикаторов планов развития государственных органов и планов развития области, города республиканского значения, столицы, разрабатываемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также публичное обсуждение деятельности государственных органов;";
2) статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. Основные цель и задачи обеспечения доступа к информации
1. Основной целью обеспечения доступа к информации является создание правовых основ для обеспечения эффективной реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом.
2. Основные задачи обеспечения доступа к информации:
1) создание правовых, экономических и социальных условий для свободного и равного доступа к информации;
2) охрана и защита права каждого на доступ к информации;
3) регулирование общественных отношений между обладателями и пользователями информации;
4) установление механизмов реализации права на доступ к информации и ответственности за незаконное ограничение данного права;
5) своевременное и полное информирование пользователей информации;
6) определение организационно-технических и иных требований для обеспечения обладателями информации доступа к информации.";
3) дополнить статьей 4-1 следующего содержания:
"Статья 4-1. Основные принципы обеспечения доступа к информации
1. Информация, находящаяся во владении обладателей информации, является открытой (презумпция открытости), за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона.
2. Обеспечение доступа к информации основывается на следующих основных принципах:
1) законности;
2) открытости и прозрачности деятельности обладателей информации;
3) достоверности и полноты;
4) актуальности и своевременности;
5) равного доступа к информации;
6) неразглашения государственных секретов и иных охраняемых законом тайн;
7) неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны;
8) соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц;
9) учета потребностей лиц с инвалидностью;
10) проактивного распространения информации;
11) ответственности за нарушение требований законодательства Республики Казахстан о доступе к информации.";
4) статью 5 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Ограничение права на доступ к информации
1. Право на доступ к информации ограничивается только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
2. Ограничение доступа к информации должно осуществляться только на определенный срок, необходимый для достижения целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
3. В случае если требованиям пункта 1 настоящей статьи соответствует только часть информации, то ограничивается доступ только к данной части.
4. Срок ограничения может быть пересмотрен в том случае, если цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не были достигнуты в установленный срок.";
5) в статье 6:
заголовок и абзац первый изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Общественно значимая информация, доступ к которой не подлежит ограничению
Не подлежит ограничению доступ к следующей общественно значимой информации:";
подпункт 10) изложить в следующей редакции:
"10) о контроле, государственном аудите и финансовом контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов, активов государства, за исключением сведений, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;";
дополнить подпунктами 13), 14) и 15) следующего содержания:
"13) о выполнении пунктов инвестиционного плана государственного органа и других документов Системы государственного планирования Республики Казахстан;
14) о принадлежности объектов электрических сетей, за исключением сведений, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;
15) статистическим данным о состоянии сферы цифровых активов.";
6) в статье 6-2:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Уполномоченный орган в области доступа к информации:
1) на основе и во исполнение основных направлений внутренней и внешней политики государства, определенных Президентом Республики Казахстан, и основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка, разработанных Правительством Республики Казахстан, формирует и реализует государственную политику в области доступа к информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) осуществляет государственный контроль в области доступа к информации;
3) оказывает практическую и методическую помощь обладателям информации по вопросам доступа к информации;
4) взаимодействует с обладателями и пользователями информации по вопросам доступа к информации;
5) утверждает единый перечень открытых данных государственных органов, размещаемых на интернет-портале открытых данных;
6) утверждает правила информационного наполнения интернет-ресурсов государственных органов и требования к их содержанию;
7) представляет ежегодно не позднее 1 июня Президенту Республики Казахстан годовой отчет о состоянии сферы доступа к информации в Республике Казахстан;
8) размещает на своем интернет-ресурсе годовой отчет о состоянии сферы доступа к информации в Республике Казахстан;
9) определяет размеры фактических затрат на копирование или печать и порядок их оплаты обладателю информации, а также порядок освобождения социально уязвимых слоев населения от оплаты фактических затрат на копирование или печать;
10) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области доступа к информации в соответствии с целью и задачами настоящего Закона и законодательства Республики Казахстан;
11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.";
подпункт 3) пункта 2 исключить;
7) в статье 9:
подпункт 2) пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2) обеспечивать в рамках своих полномочий организационно-технические и другие условия, необходимые для эффективного и своевременного доступа к информации, создаваемой и (или) собираемой в процессе его деятельности;";
пункт 2-1 изложить в следующей редакции:
"2-1. Обладатели информации, указанные в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, обязаны:
1) иметь уполномоченное структурное подразделение или назначить уполномоченное лицо по вопросам доступа к информации, осуществляющее внутренний мониторинг, координацию и контроль за обеспечением доступа к информации, находящейся во владении обладателя информации;
2) при принятии решения об ограничении права на доступ к информации руководствоваться статьей 5 настоящего Закона;
3) проактивно распространять информацию, которая создается и (или) собирается в процессе их деятельности, за исключением информации с ограниченным доступом.
Проактивное распространение информации осуществляется в виде размещения по собственной инициативе открытых данных, не входящих в единый перечень открытых данных государственных органов, размещаемых на интернет-портале открытых данных, исходя из анализа часто запрашиваемой и востребованной информации.";
8) в части первой пункта 1 статьи 12 слова "и создают условия свободного доступа к ним лиц с инвалидностью" исключить;
9) в статье 13:
пункт 2 дополнить частью второй следующего содержания:
"О данном решении пользователи информации извещаются не позднее чем за три рабочих дня путем размещения данной информации на интернет-ресурсе обладателя информации, в масс-медиа и помещении, занимаемом обладателем информации.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Палаты Парламента Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, коллегиальные органы центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) обеспечивают трансляцию открытых заседаний, в том числе на интернет-ресурсах.";
10) в статье 16:
в части первой пункта 1 слова "с учетом обеспечения доступности для лиц с инвалидностью" исключить;
абзац первый и подпункт 1) пункта 3 изложить в следующей редакции:
"3. Обладатели информации, указанные в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, в пределах своей компетенции обязаны размещать на интернет-ресурсах с указанием даты размещения и обновления:
1) общую информацию о деятельности:
организационную структуру, сведения о руководителях и их заместителях, их должностных обязанностях в курируемых сферах, о трудовой деятельности и образовании;
контактные данные;
перечень структурных подразделений и подведомственных организаций, их задачи и функции, а также сведения о руководителях и их заместителях, их должностных обязанностях в курируемых сферах, о трудовой деятельности и образовании;
перечень территориальных органов, их задачи и функции, а также сведения о руководителях и их заместителях, их должностных обязанностях в курируемых сферах, о трудовой деятельности и образовании;
нормативные правовые акты, регламентирующие компетенцию, полномочия, задачи и функции;
официальные новости, пресс-релизы;
ленту новостей;
информацию о назначении на должности и освобождении от должностей руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений, территориальных органов, дочерних организаций;";
подпункт 1) пункта 8 изложить в следующей редакции:
"1) общая информация о деятельности:
история;
организационная структура (перечень подразделений с указанием руководителей);
сведения о руководстве (должностные обязанности в курируемых сферах, сведения о трудовой деятельности и образовании);
виды деятельности;
стратегия развития, план развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний;
информация о деятельности консультативно-совещательных органов (при наличии);
контактные данные (почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов) справочных служб, структурных подразделений, территориальных представительств и дочерних, зависимых и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
информация о приобретении (отчуждении) активов, кадровых изменениях в руководящем составе (в том числе дочерних и зависимых организаций);";
пункт 14-1 исключить;
11) в статье 17:
в пункте 1 слова "с учетом обеспечения доступности для лиц с инвалидностью" исключить;
части первую и третью пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2. На интернет-портале открытых данных обладателями информации, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 7) статьи 8 настоящего Закона, размещаются и своевременно актуализируются открытые данные.";
"Обладатели информации вправе также размещать информацию на интернет-портале открытых данных в целях проактивного распространения информации.";
в пункте 5 слова "стратегических планов и программ развития территорий" заменить словами "планов развития государственных органов и планов развития области, города республиканского значения, столицы, разрабатываемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан";
12) дополнить статьями 17-2 и 19-1 следующего содержания:
"Статья 17-2. Обеспечение доступа лиц с инвалидностью к информации
1. Государство обеспечивает лицам с инвалидностью доступ к информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан посредством:
1) выпуска периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для лиц с инвалидностью, в том числе издаваемой рельефно-точечным шрифтом Брайля;
2) сурдоперевода или перевода в виде субтитров не менее одной телепрограммы новостного характера в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) соответствия интернет-ресурсов обладателей информации национальному стандарту по обеспечению доступности веб-контента для лиц с инвалидностью;
4) адаптированности интернет-ресурсов государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора для использования лицами с инвалидностью с нарушениями зрения и (или) слуха;
5) свободного доступа к информационным стендам и (или) другим техническим средствам аналогичного назначения с информацией о деятельности обладателей информации;
6) размещения на интернет-ресурсе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения и территориальных подразделений его ведомств актуальной и полной информации о мерах социальной защиты лиц с инвалидностью.
2. В качестве средства межличностного общения используется перевод на жестовый язык, который применяется также в программах обучения организаций образования для детей с нарушением слуха.";
"Статья 19-1. Государственный контроль в области доступа к информации
1. Государственный контроль в области доступа к информации осуществляется уполномоченным органом в области доступа к информации в форме дистанционного контроля и внеплановых проверок в соответствии с настоящей статьей на предмет соответствия деятельности субъектов контроля требованиям законодательства Республики Казахстан о доступе к информации.
2. Субъектами контроля в области доступа к информации (далее – субъекты контроля) являются обладатели информации, указанные в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, за исключением Парламента Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан, судов и уполномоченного государственного органа в сфере судебного администрирования.
3. Объектами государственного контроля в области доступа к информации являются:
1) информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения с информацией о деятельности;
2) интернет-ресурсы обладателей информации;
3) компоненты веб-портала "электронного правительства";
4) онлайн-трансляции открытых заседаний, записи и (или) ссылки на записи открытого заседания, сохраненные на общедоступном интернет-ресурсе;
5) протоколы и стенограммы открытых заседаний;
6) материалы, документы и сведения, относящиеся к предмету дистанционного контроля и (или) внеплановой проверки, на бумажных и (или) электронных носителях либо их копии.
4. Дистанционный контроль проводится без посещения субъекта контроля уполномоченным органом в области доступа к информации на основе анализа и данных информационных систем, электронных информационных ресурсов, открытых источников, масс-медиа, а также других сведений о деятельности субъекта контроля.
5. Целями дистанционного контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъектам контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля.
6. Дистанционный контроль проводится не чаще одного раза в квартал.
7. При выявлении нарушений по результатам дистанционного контроля на имя первого руководителя либо лица, его замещающего, оформляется и направляется рекомендация об устранении нарушений в срок не позднее трех рабочих дней со дня выявления нарушений.
8. В рекомендации об устранении нарушений уполномоченным органом в области доступа к информации указываются:
1) номер, дата и место составления рекомендации;
2) выявленные нарушения со ссылкой на конкретные нормы настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в области доступа к информации;
3) рекомендации и меры, которые необходимо принять субъекту контроля для устранения нарушений;
4) сроки для устранения нарушений, не превышающие тридцати календарных дней со дня вручения рекомендации;
5) фамилия и инициалы, подпись должностного лица (должностных лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации.
9. Рекомендация об устранении нарушений направляется одним из нижеперечисленных способов и считается врученной в следующих случаях:
1) почтой – с даты уведомления о получении почтового отправления заказным письмом;
2) электронным способом – с даты уведомления о доставке посредством системы электронного документооборота.
10. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить в уполномоченный орган в области доступа к информации возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.
Уполномоченный орган в области доступа к информации рассматривает возражение субъекта контроля и в течение пяти рабочих дней предоставляет мотивированный ответ.
Мотивированный ответ пересмотру не подлежит.
11. Информация по исполнению рекомендации об устранении нарушений направляется субъектом контроля в уполномоченный орган в области доступа к информации в срок не позднее двух рабочих дней со дня исполнения рекомендации.
К предоставленной информации субъект контроля прилагает материалы (при необходимости), доказывающие факт устранения нарушения.
12. После получения информации об устранении нарушений, указанных в рекомендации, уполномоченный орган в области доступа к информации принимает одно из следующих решений:
1) об исполнении рекомендации;
2) о неисполнении либо частичном исполнении рекомендации.
13. Основаниями для назначения внеплановой проверки служат:
1) неисполнение либо частичное исполнение рекомендаций об устранении нарушений;
2) непредоставление информации по исполнению рекомендаций об устранении нарушений;
3) обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства Республики Казахстан о доступе к информации при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств;
4) требование прокурора по конкретным фактам причинения либо угрозы причинения вреда правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
5) поручение органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений.
14. Внеплановая проверка назначается без уведомления субъекта контроля в течение пяти рабочих дней с момента возникновения одного из оснований, предусмотренных пунктом 13 настоящей статьи.
15. Субъекты контроля либо их уполномоченные представители при проведении внеплановой проверки вправе:
1) не допускать к проверке должностных лиц уполномоченного органа в области доступа к информации, прибывших для проведения проверки, в случаях:
превышения либо истечения указанных в акте о назначении проверки (дополнительном акте о продлении срока при его наличии) сроков, не соответствующих срокам, установленным настоящей статьей;
отсутствия документов, предусмотренных частью первой пункта 20 настоящей статьи;
2) не представлять документы и сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки;
3) по выявленным в результате проверки нарушениям в случае необходимости дополнительных временных и (или) финансовых затрат не позднее трех рабочих дней обратиться в уполномоченный орган в области доступа к информации с заявлением о продлении сроков устранения нарушений;
4) обжаловать акт о результатах проверки, а также действия (бездействие) должностного лица (должностных лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
5) не исполнять не основанные на законе запреты должностного лица (должностных лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации, ограничивающие деятельность проверяемого субъекта контроля;
6) фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица (должностных лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации, проводимые им (ими) в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица (должностных лиц).
16. Субъекты контроля либо их уполномоченные представители при проведении внеплановой проверки обязаны:
1) обеспечить беспрепятственный доступ должностному лицу (должностным лицам) уполномоченного органа в области доступа к информации на территорию и в помещения проверяемого субъекта контроля с соблюдением требований пропускного и внутриобъектового режимов;
2) представлять должностному лицу (должностным лицам) уполномоченного органа в области доступа к информации документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проведенной проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки;
3) сделать отметку о получении акта о назначении проверки в день начала проверки и акта о результатах проведенной проверки в день завершения;
4) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период проведения проверки, если иное не предусмотрено настоящим Законом либо иными законами Республики Казахстан;
5) обеспечить пребывание руководителя либо его уполномоченного лица по месту нахождения проверяемого субъекта контроля в назначенные сроки проверки.
17. Должностное лицо (должностные лица) уполномоченного органа в области доступа к информации при проведении внеплановой проверки или дистанционного контроля имеет (имеют) право:
1) беспрепятственного доступа на территорию и в помещения проверяемого субъекта контроля в соответствии с предметом проверки с соблюдением требований пропускного и внутриобъектового режимов;
2) получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки или рекомендации об устранении нарушений, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки или дистанционного контроля;
3) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов и иных организаций;
4) осуществлять аудио-, фото- и видеосъемку.
18. Должностное лицо (должностные лица) уполномоченного органа в области доступа к информации при проведении внеплановой проверки или дистанционного контроля обязано (обязаны):
1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы проверяемого субъекта контроля;
2) проводить проверку или дистанционный контроль на основании и в строгом соответствии с порядком, установленным настоящей статьей;
3) не препятствовать установленному режиму работы проверяемого субъекта контроля в период проведения проверки;
4) не препятствовать проверяемому субъекту контроля либо его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки или дистанционного контроля;
5) предоставлять проверяемому субъекту контроля необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки или дистанционного контроля;
6) вручить проверяемому субъекту контроля акт о результатах проверки или рекомендацию об устранении нарушений не позднее срока завершения проверки или дистанционного контроля, указанного в акте о назначении проверки (дополнительном акте о продлении срока при его наличии) или рекомендации об устранении нарушений (при наличии);
7) обеспечить сохранность документов и сведений, полученных в результате проведения проверки или дистанционного контроля;
8) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законами Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан.
19. Внеплановая проверка проводится на основании акта о назначении внеплановой проверки.
20. Должностное лицо (должностные лица) уполномоченного органа в области доступа к информации при проведении внеплановой проверки субъектов контроля предоставляет (предоставляют):
1) акт о назначении внеплановой проверки;
2) служебное удостоверение либо идентификационную карту.
В акте о назначении внеплановой проверки указываются:
1) номер и дата акта;
2) наименование уполномоченного органа в области доступа к информации;
3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность уполномоченного на проведение внеплановой проверки;
4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов и организаций, привлекаемых для проведения внеплановой проверки;
5) наименование субъекта контроля и его место нахождения;
6) предмет назначенной внеплановой проверки;
7) срок проведения внеплановой проверки;
8) основания проведения внеплановой проверки;
9) права и обязанности субъекта контроля, предусмотренные пунктами 15 и 16 настоящей статьи;
10) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, печать уполномоченного органа в области доступа к информации;
11) подпись руководителя субъекта контроля либо его уполномоченного лица о получении или об отказе в получении акта.
21. Акты о назначении, приостановлении, возобновлении, прекращении и продлении внеплановых проверок подписываются должностным лицом (должностными лицами) уполномоченного органа в области доступа к информации и вручаются руководителю субъекта контроля либо уполномоченному им лицу для ознакомления.
22. Течение срока внеплановых проверок приостанавливается на срок действия чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных аварий и связанных с ними ограничений, а также в случае реорганизации субъекта контроля.
Внеплановая проверка возобновляется в течение десяти рабочих дней со дня прекращения действия чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных аварий и связанных с ними ограничений, а также определения правопреемника реорганизованного субъекта контроля.
Течение срока внеплановой проверки прекращается в случае ликвидации субъекта контроля.
23. Срок проведения внеплановой проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, поставленных задач и не должен превышать десять рабочих дней.
24. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен только один раз руководителем уполномоченного органа в области доступа к информации либо лицом, его замещающим, не более чем на пять рабочих дней.
Продление срока проведения внеплановой проверки оформляется дополнительным актом о продлении внеплановой проверки с уведомлением субъекта контроля, в котором указываются номер, дата регистрации предыдущего акта о назначении внеплановой проверки и причина продления.
Уведомление о продлении срока внеплановой проверки вручается субъекту контроля уполномоченным органом в области доступа к информации за один рабочий день до продления с уведомлением о вручении.
25. Началом проведения внеплановой проверки считается дата вручения субъекту контроля либо его уполномоченному лицу акта о назначении внеплановой проверки.
26. По результатам внеплановой проверки должностным лицом (должностными лицами) уполномоченного органа в области доступа к информации составляется в трех экземплярах акт о результатах внеплановой проверки.
Первый экземпляр акта о результатах внеплановой проверки в электронной форме сдается в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, второй экземпляр с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у субъекта контроля, на бумажном носителе под роспись или в электронной форме передается субъекту контроля для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий, третий экземпляр остается в уполномоченном органе в области доступа к информации, проводившем проверку.
В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам внеплановой проверки субъект контроля излагает их в письменном виде. Замечания и (или) возражения прилагаются к акту о результатах внеплановой проверки, о чем делается соответствующая отметка.
27. В акте о результатах внеплановой проверки указываются:
1) номер, дата, время и место составления акта;
2) наименование уполномоченного органа в области доступа к информации;
3) дата и номер акта о назначении внеплановой проверки;
4) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность должностного лица уполномоченного органа в области доступа к информации, проводившего внеплановую проверку;
5) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов и организаций, привлекаемых для проведения внеплановой проверки;
6) наименование субъекта контроля и его место нахождения;
7) предмет внеплановой проверки;
8) срок и период проведения внеплановой проверки;
9) требования об устранении выявленных нарушений с указанием срока исполнения требований и принятия мер в отношении лиц, допустивших нарушения;
10) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом руководителя субъекта контроля либо его уполномоченного лица, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или запись об отказе от подписи;
11) подпись должностного лица (должностных лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации, проводившего (проводивших) внеплановую проверку.
28. В случае отсутствия нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан о доступе к информации, при проведении внеплановой проверки в акте о результатах проверки производится соответствующая запись.
29. Сроки устранения выявленных нарушений, указанных в акте о результатах внеплановой проверки, определяются с учетом обстоятельств, оказывающих влияние на реальную возможность его исполнения, но не более тридцати календарных дней со дня вручения акта о назначении внеплановой проверки.
30. Неисполнение в установленный срок акта о результатах внеплановой проверки влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
31. Акт о результатах внеплановой проверки может быть обжалован в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
Обжалование не приостанавливает исполнение акта о результатах внеплановой проверки.
32. Акт о результатах внеплановой проверки, признанный вышестоящим государственным органом либо судом недействительным, не может являться доказательством нарушения субъектом контроля требований законодательства Республики Казахстан о доступе к информации.
33. К грубым нарушениям требований к организации и проведению внеплановых проверок относятся:
1) отсутствие оснований проведения внеплановой проверки;
2) отсутствие акта о назначении внеплановой проверки;
3) назначение внеплановой проверки по вопросам, не входящим в компетенцию уполномоченного органа в области доступа к информации;
4) нарушение срока проведения внеплановой проверки, предусмотренного настоящей статьей.
34. Завершением срока внеплановой проверки считается день вручения субъекту контроля акта о результатах внеплановой проверки не позднее срока окончания внеплановой проверки, указанного в акте о назначении внеплановой проверки (дополнительном акте о продлении срока при его наличии).".
8. В Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О правовых актах":
в статье 16:
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Правительство Республики Казахстан на ежегодной основе утверждает разрабатываемый Министерством юстиции Республики Казахстан План законопроектных работ Правительства Республики Казахстан.";
пункт 6 исключить;
абзац первый пункта 7 изложить в следующей редакции:
"7. План законопроектных работ Правительства Республики Казахстан должен содержать указание на:".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пункта 4, подпункта 1) пункта 6 и пункта 8 статьи 1, которые вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан |
К. ТОКАЕВ |