Еуразиялық экономикалық одақтың цифрлық күн тәртібі шеңберінде жобаларды іске асыру механизмдері туралы

Еуразиялық үкіметаралық кеңестің 2019 жылғы 1 ақпандағы № 1 шешімі.

      Жоғары Еуразиялық экономикалық кеңестің "Еуразиялық экономикалық одақтың 2025 жылға дейінгі цифрлық күн тәртібін іске асырудың негізгі бағыттары туралы" 2017 жылғы 11 қазандағы № 12 шешімін орындау үшін Еуразиялық үкіметаралық кеңес шешті:

      1. Қоса беріліп отырған Еуразиялық экономикалық одақтың цифрлық күн тәртібі шеңберінде жобаларды іске асыру механизмдері бекітілсін.

      2. Еуразиялық экономикалық комиссия:

      2 ай мерзімде Еуразиялық экономикалық одақтың цифрлық күн тәртібі шеңберінде іске асырылатын жоба паспортының нысанын және Еуразиялық үкіметаралық кеңестің 2017 жылғы 25 қазандағы № 4 шешімімен бекітілген Еуразиялық экономикалық одақтың цифрлық күн тәртібін іске асыру шеңберінде Бастамаларды пысықтау тәртібінің 22-тармағына сәйкес жоба бастамасына арналған құжаттар пакетіне қойылатын талаптарды бекітсін;

      Еуразиялық экономикалық одақтың цифрлық күн тәртібі шеңберінде екі жобаны іске асыру қорытындысы бойынша Еуразиялық экономикалық одақ органдарының жобаларды іске асыру мәселелері бойынша актілерін құрамы мен қатысушылардың рөлдерін, сондай-ақ жоба құжаттамасын анықтау бөлігінде түзету туралы ұсыныстарды Еуразиялық экономикалық комиссия Кеңесінің қарауына ұсынсын;

      Еуразиялық экономикалық одақтың цифрлық күн тәртібі шеңберінде жобаларды іске асыру бизнес-процесінің моделін әзірлесін;

      Еуразиялық экономикалық комиссия Алқасының Еуразиялық экономикалық одақтың цифрлық күн тәртібі шеңберінде іске асырылатын жобаның техникалық тапсырмасын консенсуспен бекіту мәселесі бойынша шешімдер қабылдауын қамтамасыз етсін;

      Еуразиялық экономикалық одақтың цифрлық күн тәртібі шеңберінде жобаларды іске асыру мақсатында жүргізілетін конкурстық рәсімдерге Еуразиялық экономикалық одаққа мүше мемлекеттердің уәкілетті органдары ұсынған сарапшылардың қатысуын қамтамасыз етсін.

      Еуразиялық экономикалық комиссия
Алқасының Төрағасы
Т. Саркисян

  Еуразиялық үкіметаралық кеңестің
  2019 жылғы 1 ақпандағы
№ 1 шешімімен
БЕКІТІЛГЕН

Еуразиялық экономикалық одақтың цифрлық күн тәртібі шеңберінде жобаларды іске асыру
МЕХАНИЗМДЕРІ
I. Жалпы ережелер

      1. Осы құжат Жоғары Еуразиялық экономикалық кеңестің 2017 жылғы 11 қазандағы № 12 шешімімен бекітілген Еуразиялық экономикалық одақтың 2025 жылға дейінгі цифрлық күн тәртібін іске асырудың негізгі бағыттарына сәйкес әзірленді, Еуразиялық экономикалық одақтың цифрлық күн тәртібі шеңберінде жобаларды дайындау, іске асыру және іске асыру мониторингінің (бұдан әрі тиісінше – мониторинг, Одақ) уақытша тәртібін, сондай-ақ Одақтың цифрлық күн тәртібі шеңберінде жобаларды іске асырудың функционалдық құрылымын белгілейді және Одақтың цифрлық күн тәртібі шеңберінде жобаларды іске асырудың тұрақты қолданыстағы тәртібі бекітілгенге дейін қолданылады.

      2. Осы құжатта пайдаланылатын ұғымдар мыналарды білдіреді:

      "консорциум" – консорциум туралы келісім негізінде жобаны іске асыру мақсатында қызметті жүзеге асыратын Одаққа мүше мемлекеттер ұйымдарының заңды тұлға құрмай бірігуі;

      "ұлттық тапсырыс берушілер" – жобаны әзірлеуге, іске асыруға және жоба шеңберінде Одаққа мүше мемлекеттің аумағында іс-шаралардың және (немесе) жұмыстардың атқарылуы барысын бақылауға қатысатын Одаққа мүше мемлекеттердің мемлекеттік билік органдары;

      "ұлттық тапсырыс беруші-үйлестіруші" – жобаны әзірлеу және іске асыру кезінде Одаққа мүше мемлекеттен басқа ұлттық тапсырыс берушілердің қызметін үйлестіретін ұлттық тапсырыс берушілердің бірі;

      "жоба" – уақытша және ресурстық шектеулер жағдайында бірегей нәтижелерді құруға арналған өзара байланысты іс-шаралар кешені;

      "жобалау қызметі" – жобаны дайындаумен, іске асырумен және аяқтаумен байланысты қызмет.

      3. Жобаның қатысушылары Одаққа мүше мемлекеттердің (бұдан әрі – мүше мемлекеттер) мемлекеттік билік органдары мен ұйымдары, консорциумдар, мүше мемлекеттердің құзырет орталықтары, Еуразиялық экономикалық комиссия (бұдан әрі – Комиссия), орындаушылар (бірге орындаушылар), мүше мемлекеттердің заңнамасына сәйкес өзге де субъектілер.

      4. Жобаны іске асыру оны барлық мүше мемлекеттер мақұлдаған кезде жүзеге асырылады. Бұл ретте жоба оған кемінде 3 мүше мемлекет қатысуы шартымен іске асырылады.

      5. Жобаны іске асыруды үйлестіруді құрамына бастамаларды басқару кеңсесінің, Комиссия департаменттерінің, мүше мемлекеттердің уәкілетті органдарының және (немесе) ұйымдарының өкілдері енетін жобаны үйлестіру жөніндегі жұмыс тобы (бұдан әрі – үйлестіруші топ) жүзеге асырады.

ІІ. Жобалау қызметі

      6. Бастамаларды басқару кеңсесі дайындаған Еуразиялық үкіметаралық кеңестің 2017 жылғы 25 қазандағы № 4 шешімімен бекітілген Еуразиялық экономикалық одақтың цифрлық күн тәртібін іске асыру шеңберінде бастамаларды пысықтау тәртібіне сәйкес әзірленген жобаны бастамашылық етуге арналған құжаттар пакетін және жобаның паспортын Комиссия Одақ органдарының қарауына ұсынады.

      7. Жобаны іске асыру үшін шешімдер қабылдаудың мынадай механизмі пайдаланылады:

      а) Комиссия Кеңесі:

      жобаны іске асыру туралы шешім қабылдайды не мәселені Одақтың жоғары тұрған органдарына қарау үшін жібереді;

      жобаны бастамашылық етуге арналған құжаттар негізінде қаржыландыруға қатысушыларды, көлемін, мерзімдерін және көздерін, меншік құқығы мәселелерін көрсете отырып, жобаның паспортын бекітеді;

      жоғары деңгейлі іс-шаралар жоспарын бекітеді;

      үйлестіруші топтың құрамы мен оның басшысын бекітеді;

      Жоғары Еуразиялық экономикалық кеңестің 2014 жылғы 23 желтоқсандағы № 98 шешімімен бекітілген Еуразиялық экономикалық комиссияның Жұмыс регламентіне сәйкес жобаларды іске асыру мәселелері бойынша өзге де шешімдер қабылдайды;

      б) Комиссия Алқасы Еуразиялық экономикалық комиссияның Жұмыс регламентіне сәйкес Комиссия Кеңесінің (Одақтың өзге органының) жобаны іске асыру туралы шешімі негізінде жобаны іске асыру барысы мәселелері бойынша шешім қабылдайды, жобаның техникалық тапсырмасын (жобаның мақсатына жетуге ықпал ететін, бірақ іс-шараларды Одақтық бюджеттің қаражаты немесе мүше мемлекеттердің бюджеттері есебінен іске асыруды көздемейтін талаптарды қоса алғанда) және жобаны іске асыру үшін қажеті басқа да құжаттарды бекітеді;

      в) мүше мемлекеттер ұлттық деңгейде жобаны іске асыруға және (немесе) жобалау қызметі шеңберінде іс-шаралардың орындалуына жауапты уәкілетті органдарды және (немесе) ұйымдарды, сондай-ақ үйлестіруші топ мүшелерінің кандидатурасын белгілейді және бұл туралы Комиссияға ресми хат жөнелту арқылы хабарлайды.

      8. Мүше мемлекеттер мемлекеттік бағдарламаларды іске асыру шеңберінде жобаны қаржыландыруға қатысқан жағдайда жобаны іске асыру туралы шешім мен жоба паспортын Еуразиялық үкіметаралық кеңес қабылдайды. Мүше мемлекет көрсетілген жағдайда ұлттық тапсырыс берушілер мен ұлттық тапсырыс беруші-үйлестірушіні белгілейді және бұл туралы Комиссияға ресми хат жөнелту арқылы хабарлайды.

      9. Үйлестіруші топ:

      а) жобаны басқару әдіснамасын белгілейді;

      б) жобалау қызметін үйлестіруді жүзеге асырады;

      в) мониторингті жүзеге асырады;

      г) жобаны іске асыру барысы туралы есепті дайындайды;

      д) қажет болған жағдайда жоба құжатына өзгерістер енгізу туралы ұсыныстар дайындайды;

      е) жобаға қатысушылар арасындағы проблемалық мәселелерді және келіспеушіліктерді қарайды;

      ж) жобаны қабылдау-тапсыру сынағын ұйымдастырады;

      з) Комиссия Кеңесінің тапсырмасы бойынша, жобалау қызметін үйлестірумен байланысты өзге де функцияларды жүзеге асырады.

      10. Жобаны іске асыру кезінде жобалау қызметін әдістемелік және сарапшылық қолдауды жобаның қатысушылары болып табылатын құзыреттер орталығы іске асыруы мүмкін.

      11. Жоба Комиссия, мүше мемлекеттер және (немесе) консорциум іске асыратын іс-шараларды қамтуы мүмкін.

      12. Комиссия іске асыратын іс-шаралардың бөлігінде жобаның тиісті іс-шараларының орындаушысын белгілеу Еуразиялық экономикалық комиссия Кеңесінің 2012 жылғы 25 қаңтардағы № 5 шешімімен бекітілген Еуразиялық экономикалық комиссияның қажеттілігіне арналған тауарларды жеткізу, жұмыстарды орындау және қызметтер көрсетуге тапсырыстар орналастыру және шарттар жасау туралы ережеге сәйкес жүзеге асырылады.

      13. Жалғыз жеткізушіден (орындаушыдан) сатып алуды ұйымдастырған жағдайда алдын ала іріктеу тәртібін Комиссия Алқасы белгілейді.

      14. Орындаушы міндетті тәртіпте жобаны іске асыруға қатысатын барлық мүше мемлекеттердің, сондай-ақ қызығушылық танытқан жағдайда Одаққа мүше басқа да мемлекеттердің ұйымдарын бірлесіп орындаушы ретінде тартады. Орындаушы бірлесіп орындаушымен Комиссияға ұсынылатын консорциум туралы келісім жасайды.

      15. Комиссия Кеңесі үйлестіруші топ ұсынған жобаны іске асыру туралы қорытынды есептің негізінде жобаны жабу туралы шешім қабылдайды.

      Мүше мемлекеттер мемлекеттік бағдарламаларды іске асыру шеңберінде жобаны қаржыландыруға қатысқан жағдайда жобаны жабу туралы шешім Еуразиялық үкіметаралық кеңестің қарауына ұсынылады.

ІІІ. Мониторинг


      16. Мониторинг жүргізу бойынша қызметті үйлестіруші топ орындаушымен өзара іс-қимылда жүзеге асырады.

      17. Мониторинг барысында үйлестіруші топ мерзімділігі мен ұсыну мерзімдері жобаның паспортында көрсетілетін есепті (қорытынды есепті қоса алғанда) дайындайды, соның ішінде есепті Комиссия Кеңесіне қарау үшін жылына 2 реттен кем емес міндетті ұсыну көзделген.

      18. Мониторингтің айқындығы мен тәуелсіздігін қамтамасыз ету үшін Одақтың ресми сайтында жобаның паспорты, жобаны іске асыру барысы туралы есептер, орындаушы, консорциум туралы ақпарат, таратылуы шектеулі мәліметтерді немесе коммерциялық құпияны қамтитын материалдардан басқа өзге де мәліметтер жарияланады.

      19. Жобаны іске асыру мониторингі және нәтижелерді талдау жоба паспортында, жоғары деңгейлі іс-шаралар жоспарында көрсетілген мақсатты көрсеткіштер ескеріле отырып жүзеге асырылады. Мақсатты көрсеткіштерден ауытқулар болған жағдайда үйлестіруші топ жоба құжаттарына өзгерістер енгізу туралы ұсыныстарды дайындайды және үйлестіру іс-шараларын жүргізеді.

ІV. Жобаларды қаржыландыру механизмі

      20. Жобаларды іске асыруды қаржылық қамтамасыз ету:

      а) Одақтың цифрлық күн тәртібін іске асыру бөлігінде Одақтың интеграцияланған ақпараттық жүйесін құруға, жұмыс істеуін қамтамасыз етуге және дамытуға Комиссия көздеген Одақтық бюджеттің қаражаты есебінен – Одақ органдарының жобаларды іске асыру туралы шешімдері негізінде;

      б) мүше мемлекеттер бюджеттерінің қаражаты есебінен – мүше мемлекеттердің өз заңнамасына сәйкес жобалардың жекелеген іс-шараларын, сондай-ақ Одақтың интеграцияланған ақпараттық жүйесінің ұлттық сегменттерін дамыту бойынша іс-шараларды мемлекеттік бағдарламалар құрамында жүзеге асыруы арқылы;

      в) консорциумға қатысушылардың қаражаты, гранттар және мүше мемлекеттердің заңнамасы тыйым салмаған басқа да көздер есебінен жүзеге асырылады.

V. Қорытынды ережелер

      21. Жобаны іске асыру шеңберінде алынған нәтижелерге меншік құқығына, авторлық құқықтарға қатысты мәселелер Одақтың құқығына және мүше мемлекеттердің заңнамасына сәйкес жоба паспортында белгіленеді.

О механизмах реализации проектов в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза

Решение Евразийского Межправительственного Совета от 1 февраля 2019 года № 1.

      Во исполнение Решения Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 "Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года" Евразийский межправительственный совет решил:

      1. Утвердить прилагаемые механизмы реализации проектов в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза.

      2. Евразийской экономической комиссии:

      в 2-месячный срок утвердить форму паспорта проекта, реализуемого в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза, и требования к пакету документов для инициации проекта в соответствии с пунктом 22 Порядка проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2017 г. № 4;

      по итогам реализации двух проектов в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза представить для рассмотрения Советом Евразийской экономической комиссии предложения о корректировке актов органов Евразийского экономического союза по вопросам реализации проектов в части определения состава и ролей участников, а также проектной документации;

      разработать модель бизнес-процесса реализации проектов в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза;

      обеспечить принятие решений Коллегией Евразийской экономической комиссии по вопросу утверждения технического задания проекта, реализуемого в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза, консенсусом;

      обеспечить участие в конкурсных процедурах, проводимых в целях реализации проектов в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза, экспертов, представленных уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза.


      Члены Евразийского межправительственного совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации


  УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Евразийского
межправительственного совета
от 1 февраля 2019 г. № 1

МЕХАНИЗМЫ
реализации проектов в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза

I. Общие положения

      1. Настоящий документ разработан в соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12, определяет временный порядок подготовки, реализации и мониторинга реализации проектов в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза (далее соответственно - мониторинг, Союз), а также функциональную структуру реализации проектов в рамках цифровой повестки Союза и действует вплоть до утверждения постоянно действующего порядка реализации проектов в рамках цифровой повестки Союза.

      2. Понятия, используемые в настоящем документе, означают следующее:

      "консорциум" - объединение организаций государств - членов Союза без образования юридического лица, осуществляющее деятельность в целях реализации проекта на основании соглашения о консорциуме;

      "национальные заказчики" - органы государственной власти государств - членов Союза, участвующие в разработке, реализации проекта и контроле за ходом выполнения на территории государства - члена Союза мероприятий и (или) работ в рамках проекта;

      "национальный заказчик-координатор" - один из национальных заказчиков, координирующий деятельность других национальных заказчиков от государства - члена Союза при разработке и реализации проекта;

      "проект" — комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений;

      "проектная деятельность" - деятельность, связанная с подготовкой, реализацией и завершением проектов.

      3. Участниками проекта могут являться органы государственной власти и организации государств - членов Союза (далее - государства- члены), консорциумы, центры компетенций государств-членов, Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия), исполнители (соисполнители), иные субъекты в соответствии с законодательством государств-членов.

      4. Реализация проекта осуществляется при условии его одобрения всеми государствами-членами. При этом проект реализуется при условии участия в нем не менее 3 государств-членов.

      5. Координация реализации проекта осуществляется рабочей группой по координации проекта (далее - координационная группа), в состав которой входят представители офиса управления инициативами, департаментов Комиссии, уполномоченных органов и (или) организаций государств-членов.

II. Проектная деятельность

      6. Пакет документов для инициации проекта, разработанный в соответствии с Порядком проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2017 г. № 4, и паспорт проекта, подготовленные офисом управления инициативами, представляются Комиссией для рассмотрения органами Союза.

      7. Для реализации проекта используется следующий механизм принятия решений:

      а) Совет Комиссии:

      принимает решение о реализации проекта либо направляет вопрос для рассмотрения вышестоящими органами Союза;

      на основании документов для инициации проекта утверждает паспорт проекта с указанием участников, объемов, сроков и источников финансирования, вопросов прав собственности;

      утверждает верхнеуровневый план мероприятий;

      утверждает состав координационной группы и ее руководителя;

      в соответствии с Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 98, принимает иные решения по вопросам реализации проектов;

      б) Коллегия Комиссии на основании решения Совета Комиссии (иного органа Союза) о реализации проекта принимает решение по вопросам хода реализации проекта, утверждает техническое задание проекта (включающее требования, оказывающие влияние на достижение целей проекта, но не предусматривающие реализацию мероприятий за счет средств бюджета Союза или бюджетов государств- членов) и другие документы, необходимые для реализации проекта, в соответствии с Регламентом работы Евразийской экономической комиссии;

      в) государства-члены определяют уполномоченные органы и (или) организации, ответственные за реализацию проекта и (или) выполнение мероприятий в рамках проектной деятельности на национальном уровне, а также кандидатуры членов координационной группы и уведомляют об этом Комиссию путем направления официального письма.

      8. В случае участия государств-членов в финансировании проекта в рамках реализации государственных программ решение о реализации проекта и паспорт проекта принимаются Евразийским межправительственным советом. Государство-член в указанном случае определяет национальных заказчиков и национального заказчика- координатора и уведомляет об этом Комиссию путем направления официального письма.

      9. Координационная группа:

      а) определяет методологию управления проектом;

      б) осуществляет координацию проектной деятельности;

      в) осуществляет мониторинг;

      г) готовит отчеты о ходе реализации проекта;

      д) подготавливает при необходимости предложения о внесении изменений в документы проекта;

      е) рассматривает проблемные вопросы и разногласия между участниками проекта;

      ж) организует приемо-сдаточные испытания проекта;

      з) осуществляет иные функции, связанные с координацией проектной деятельности, по поручению Совета Комиссии.

      10. При реализации проекта методическую и экспертную поддержку проектной деятельности могут реализовывать центры компетенций, являющиеся участниками проекта.

      11. Проект может включать мероприятия, реализуемые Комиссией, государствами-членами и (или) консорциумом.

      12. В части мероприятий, реализуемых Комиссией, определение исполнителя соответствующих мероприятий проекта осуществляется в соответствии с Положением о размещении заказов и заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 25 января 2012 г. № 5.

      13. В случае организации закупки у единственного поставщика (исполнителя) порядок предварительного отбора определяется Коллегией Комиссии.

      14. Исполнитель в обязательном порядке привлекает в качестве соисполнителей организации из всех государств-членов, участвующих в реализации проекта, а также из других государств - членов Союза в случае заинтересованности. Исполнитель заключает с соисполнителями соглашение о консорциуме, которое представляется в Комиссию.

      15. Совет Комиссии на основании итогового отчета о реализации проекта, представленного координационной группой, принимает решение о закрытии проекта.

      В случае участия государств-членов в финансировании проекта в рамках реализации государственных программ решение о закрытии проекта представляется для рассмотрения Евразийским межправительственным советом.

III. Мониторинг

      16. Деятельность по проведению мониторинга осуществляется координационной группой во взаимодействии с исполнителем.

      17. В ходе мониторинга координационной группой готовятся отчеты (включая итоговый отчет), периодичность и сроки представления которых указываются в паспорте проекта, в том числе предусматривается обязательное представление отчета для рассмотрения Советом Комиссии не реже 2 раз в год.

      18. Для обеспечения прозрачности и независимого мониторинга на официальном сайте Союза публикуются паспорт проекта, отчеты о ходе реализации проекта, информация об исполнителе, консорциуме, иные сведения, кроме материалов, содержащих сведения ограниченного распространения или коммерческую тайну.

      19. Мониторинг и анализ результатов реализации проекта осуществляются с учетом целевых показателей, указанных в паспорте проекта, верхнеуровневого плана мероприятий. В случае отклонений от целевых показателей координационной группой подготавливаются предложения о внесении изменений в документы проекта и проводятся корректирующие мероприятия.

IV. Механизм финансирования проектов

      20. Финансовое обеспечение реализации проектов осуществляется:

      а) за счет средств бюджета Союза, предусмотренных Комиссии на создание, обеспечение функционирования и развитие интегрированной информационной системы Союза в части реализации цифровой повестки Союза, - на основании решений органов Союза о реализации проектов;

      б) за счет средств бюджетов государств-членов - путем осуществления государствами-членами отдельных мероприятий проектов в составе государственных программ в соответствии со своим законодательством, а также мероприятий по развитию национальных сегментов интегрированной информационной системы Союза;

      в) за счет средств участников консорциумов, грантов и других источников, не запрещенных законодательством государств-членов.

V. Заключительные положения

      21. Вопросы, касающиеся прав собственности на результаты, полученные в рамках реализации проекта, авторских прав, определяются в паспорте проекта в соответствии с правом Союза и законодательством государств-членов.